Главная страница
Навигация по странице:


  • Дипломная работа Образ женщины в литературе 18-19х веков. Д.р. - Позднякова В. - 28.04.21 г. - исправл.. Исследования обусловлена данными обстоятельствами


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеИсследования обусловлена данными обстоятельствами
    АнкорДипломная работа Образ женщины в литературе 18-19х веков
    Дата24.09.2022
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаД.р. - Позднякова В. - 28.04.21 г. - исправл..docx
    ТипДокументы
    #693445
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Д. Остин, «Джейн Эйр» Ш. Бронте, гендер автора выражается в первую очередь в том, что центральными описываемыми, характеризуемыми, действующими или повествующими персонажами в них преимущественно являются женские персонажи. Кроме того, около 70 % от общего количества персонажей в выбранных произведениях являются персонажами женского пола.

    Прием реконструкции иерархии идейно-тематических фокусов (мотивов) в процессе анализа языковых средств, используемых выбранными писателями и писательницами, для формирования отдельных структурных компонентов в образах женских персонажей (антропонимических обозначений героинь, деталей их внешнего портрета, речевой характеристики, психологического портрета), позволил воссоздать систему авторских индивидуальных представлений об устройстве окружающего мира и месте женщины в нем. Наряду со специфичными для произведений каждого писателя мотивами наблюдаются общие для всех четырех авторов идейно-тематические фокусы.

    В художественной структуре изображаемых героинь в исследованных текстах Д. Дефо и А.Ф. Прево, с разной степенью интенсивности присутствуют вербально выраженные гендерно-маркированные мотивы «второстепенная роль женщины в обществе» и «несвобода», моделируемые, однако, с помощью специфических средств выражения в зависимости от особенностей индивидуального стиля каждого. Эти идейно-тематические фокусы занимают у выбранных писателей не одинаковое положение в иерархии мотивов. Центральными мотивами в романах Д. Дефо являются мотивы «ложность/фальшивость» и «возраст/старение», в произведениях А.Ф. Прево — это мотивы «воровство», «возраст/старение» и «негативное отношение к семье/браку». Следует отметить, что темы семьи и возраста традиционно относят к кругу так называемых «женских» тем, т.е. они также является отражением гендера автора. Еще одной «женской» темой, затрагиваемой в романах Д. Дефо и А.Ф. Прево, является мотив «привлекательность/ непривлекательность». Названные выше гендерно-маркированные мотивы являются сопутствующими, но, тем не менее, значимыми, мотивами в исследованных произведениях. Образы героинь в произведениях исследованных авторов определяет стремление к внутренней свободе, которая понимается как стремление к женской самоидентификации вне гендерных рамок, причиной возникновения которых являются гендерные стереотипы.

    Перечисленные мотивы реализуются благодаря определенной системе обозначений женских персонажей, характерного для каждой писательницы набора констатирующих и имплицирующих деталей внешности героинь, а также спектра вербально выраженных эмоциональных проявлений и характеристик женских персонажей, выделенных преимущественно при анализе их речевого портрета.

    В произведениях Д. Остин и Ш. Бронте доминирующим компонентом структуры женских персонажей является психологический портрет, который является следствием глубокого психологизма как основной составляющей исследуемых произведений авторов. Все компоненты, относящиеся к внешнему плану персонажа (система имен героинь, описание внешнего портрета, речевой портрет, описание сопутствующих природных явлений), прямо или косвенно участвуют в создании эмоциональной сферы и характерологических качеств героинь. Наиболее полное представление об эмоциональной структуре женских персонажей дает анализ спектра эмоций, вербально выражаемых описываемыми женскими персонажами, и выявление доминирующих эмоций и характеристик на основе преимущественно речевых портретов героинь.

    Характеризуя основные методологические аспекты исследования женской тематики, следует отметить, что репрезентация образа женщины менялась с развитием литературного искусства, общечеловеческие концепции оставались неизменными, восходя к истокам зарождения искусства. Изменения во взглядах на женщин, изменения стилей и направлений в литературе то разрушили, то создали образ женщины, вкладывая новое в формальном плане, но не подменяя внутреннюю психологическую составляющую женских символов, как рождения, так и смерти.

    Новая эра характеризовалась движением к равенству женщин, благодаря тенденции образования новой личности человека (человека Нового времени), индивидуалиста, носителя идей гуманизма и Просвещения, с сформированным секуляризированным сознанием.

    Смысловое наполнение произведений искусства исследуется с точки зрения наиболее значительных противоречий и проблем «судьбы женщин», отраженных в западноевропейской литературе. Они анализируют сюжеты несвободы женщин. Героини произведений, выходя за рамки установленных обществом норм и правил, которые установило общество, гибнут.

    В искусстве Нового времени сложилась традиция морализаторского внушения(Прерафаэлиты, Передвижники). Выявлены проявления садизма в литературе реализма как общей черты эстетики XIX в. Показаны образы женщин - жертв насилия, вплетённые во всю историю искусства и оправдывающие право мужчины на власть и контроль над женщиной.

    Показана смерть женщин, которая отображалась в литературе классицизма и романтизма, не передавая трагедию смерти, а трактуя её в эротическом аспекте. Показаны несвойственные импрессионизму негативные стороны жизни и отношений между мужчиной и женщиной. Исследуя сделан акцент на важность подобных исследований, выявляющих основные проблемы и показывающих в общих чертах соотношение социокультурного дискурса с женскими образами.

    Список использованной литературы



    1. Е.А. Гончарова Автор как ведущая смысловая категория художественного текста [https://www.studmed.ru/view/schirova-ia-goncharova-ea-mnogomernost-teksta-ponimanie-i-interpretaciya_17b6ebb802e.html?page=24]

    2. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа//Энциклопедия философских наук //М.: Мысль. – 1977. – Т. 3. – С. 218-250.

    3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев; [Сост. А.Г. Асмолов, М.П. Леонтьева; Под ред. В.В. Давыдова и др.]. − М.: Педагогика, 1983. − Т. 2. − 318 с.

    4. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996.- 352 с.

    5. Кузнецова О.С. Система языковых образов в романах Гюнтера Грасса : дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / О.С. Кузнецова. - СПб., 2001. - 140 с.

    6. Сухих С. И. Теоретическая поэтика АА Потебни //Н. Новгород. – 2001. – Т. 7.– 288 с.

    7. Солодилова И.А. Смысл художественного текста: словесный образ как актуализатор смысла: учебное пособие / И.А. Солодилова. — Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2004. - 153с.

    8. Авдеенко И. А. и др. Символ и художественный образ //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – №. 1-1. – С. 15-18.

    9. Давлетова Т. А. Персонаж художественного произведения как языковая личность //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2016. – №. 2.

    10. Хавайдарова М.М. Структура образа героя в романе XX в. : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / М.М. Хавайдарова. - Алматы, 2003. - 26 с.

    11. Трофимова Е. Словарь гендерных исследований //Высшее образование в России. – 2001. – №. 3.

    12. Ключко О. И. Гендерный подход в социальном познании и образовании. – Directmedia, 2015.

    13. Жеребкина И.А. Субъективность и гендер : гендерная теория субъекта в современной философской антропологии : учеб. пособие / И.А. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2007. – 312 с.

    14. Андронникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии. Учебное пособие / Андронникова Ольга Олеговна. - М.: Вузовский учебник, 2018. – 774 c.

    15. Гендерная психология. / Под редакцией И.С. Клециной. - М.: Питер, 2019. – 496 c.

    16.  Э. Гидденс Социология / М.: Эдиториал УРСС,[https://www.litmir.me/br/?b=569988&p=1]

    17. Webster's Dictionary [Электронный ресурс] [https://www.websterdictionary.org]

    18. Рюткенен M. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» / М. Рюткенен // Филологические науки. - М.: Советская наука, 2000. - №3. - С. 5-17

    19. Суркова Е.В. Гендерные особенности авторской репрезентации эмоций художественных персонажей: (на материале современной массовой литературы России и Германии): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.20 / Е.В. Суркова. - Волгоград, 2005. - 19 с.

    20. Шмидт Е.Д. Эволюция художественной детали в тексте словесного портрета: (на материале англ. художественной прозы XVIII-XX вв.): автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.Д. Шмидт. - СПб, 2006. - 24 с.

    21. Ильин Е. П. Пол и гендер. – " Издательский дом"" Питер""", 2016.

    22. Матвиенко В. В. Гендер как социокультурный феномен //Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №. 10.

    23. Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2015. – №. 2 (22).

    24. Барышникова Г.В. Гендерные различия эмоционального коммуникативного поведения художественных партнеров : (на материале французской литературы ХУП-ХХ вв.) : автореф. дисс.канд. филол. наук : 10.02.19 / Г.В. Барышнткова. - Волгоград, 2004.− 24 с.

    25. НССоловьева Динамика гендерных стереотипов в английской и русской языковых картинах мира (на материале фразеологии); М-во образования и науки Российской Федерации,: Магнитогорский гос. ун-т, 2010. 374 с.

    26. М. Лэм Роль мужчины в развитии ребенка [https://lektsii.net/4-15272.html]

    27. Ильин, Е.П. «Пол и гендер»/ Е.П. Ильин - Спб: Питер, 2010. – 686с.

    28. Богданова Е.А. Забота в феминистской теории и советской идеологии: взаимные уроки / Мы все в заботе постоянной… Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры: сб. науч. трудов / под ред. М.А. Козловой, В.Г. Безрогова, Ю.А. Асояна. Ч. 3: По дороге с самим собой. Москва: Логос. Сс., 2017. – 361-372 с.

    29. Гендерные исследования в гуманитарных науках, 2015 [https://sibac.info/sites/default/files/files/2015_11_10_gender/iii.pdf]

    30. Бердев Н. Смысл истории. М.: Мысль. [http://www.odinblago.ru/smisl_istorii]

    31. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. СПб.: Алетейя, 2003. – 512 с.

    32. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. CПб. :Алетейя, 2011. – 244 с.

    33. Бовуар С. де. Второй пол. - СПб.: Алгоритм, 2015.928 c.

    34. Поляков О. Ю. Литературная критика Ричарда Стила: просветительский синкретизм и эстетика чувства //Поволжский педагогический вестник. – 2019. – Т. 7. – №. 4 (25).

    35. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х томах. М., 1981. – 442 c.

    36. Эрлихсон И.М. Памфлет Б. Мандевиля «Благопристойные аргументы в защиту государственных публичных домов»: к вопросу о цели написания и жанре // Диалог со временем. 2011.– 66 - 88 c.

    37. Дефо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс. – Aegitas, 2015.

    38. Прево А. Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско. – Рипол Классик, 2013.

    39. Погодина И. С. Автофикция в романах Даниеля Дефо //Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. НА Добролюбова. Вып. 36.–Н. Новгород: НГЛУ, 2016.–210 с. ISSN 2072-3490. – 2016. – С. 134.

    40. Поляков И. А., Власова М. А. Образ куртизанки в романе Прево" История кавалера де Грие и Манон Леско" и в романе А. Дюма" Дама с камелиями" //Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 3. – №. 8. – С. 163-168.

    41. Букатова Д. М., Колесниченко Л. И. Культ Прекрасной Дамы как отражение средневековой концепции несовершенства женской природы //Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №. 2.

    42. Гольман Е. А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования //Канд дисс. – 2015. – Т. 22.

    43. Катермина В. В., Прима А. М. Гендерные доминанты в творчестве Джейн Остин (на материале романа" Гордость и Предубеждение") //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 11-2. – С. 73-76.

    44. Остин Д. Психологизм в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» //Молодой учёный. – 2017. – С. 417 - 419.

    45. Остин Д. Pride and Prejudice. Гордость и предубеждение. – Litres, 2020

    46. Кудряшова О.М. Художественное воплощение концепта «гордость» в романах Джейн Остен: автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2007.

    47. Валеева Р. Р. Образ Элизабет Беннет в романе джейн остин «гордость и предубеждение» //педагогического университета; профессор кафедры философии Чеченского государственного университета. – С. 208.

    48. Вишнякова Н. А., Вишнякова М. С. Роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен в контексте современной массовой литературы //Мировая классика и молодежная культура. – 2014. – №. 2. – С. 143-147.

    49. Гаскелл Э. Жизнь Шарлотты Бронте. – М.: «Эксмо», 2016. – 167с.

    50. Бронте Ш. Джейн Эйр: роман. – Издательство «Время», 2017.

    51. Борунова Е. Е., Столярова Е. В. Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр». –2017. – №1.1. – С. 18-21.

    52. И.Н. Васильева. Статья «Сестры Бронте в Англии; Сестры Бронте в России» Сост. И.Н. Васильева и Ю.Г. Фридштейн; - М.: АСТ; Фолио, 2001;

    53. В.Татаринов «”Бабье лето” английской литературы», вступительное слово к произведению Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Издательство «Эксмо», Москва, 2003;

    54. Долгова Е. Г. Языковое выражение концептуального аспекта" внешность" женского образа в романе Ш. Бронте" Джейн Эйр" //Актуальные проблемы общей теории языка, перевода, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – С. 51-58.

    55. Шамина Н. В. Своеобразие реализации женской проблематики в раннем творчестве Шарлотты Бронте (" Учитель") //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. – №. 1.

    56. Зорин А. Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX в. - М.: Новое литературное обозрение, 2016.

    57. Завгородняя Г. Ю., Завгородний А. М. «Леди из Шалотт» А. Теннисона в интерпретации КД Бальмонта и прерафаэлитов (мифологическое, библейское и живописное в образе) //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 10-1 (76).

    58. Модина Г. И. Этика" Спинозы и художественный мир романа Флобера" Госпожа Бовари //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – №. 2. – С. 177-181.

    59. Коваль О. А., Крюкова Е. Б. Готфрид Бенн и Мартин Хайдеггер о сущности поэзии. История несостоявшейся встречи //Studia Litterarum. – 2019. – Т. 4. – №. 3.

    60. Гулюк Л. А. Мифологема женственности в культуре Серебряного века: автреф. дис. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2007.

    61. История женщин на Западе: В 5-ти т. / под редакцией Ж. Дюби, Ж. Перро. - СПб.: Алетейя, 2009.

    62. .Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII в. / пер. с англ. Т. Доброницкой. - М.: Новое литературное обозрение, 1999.

    63. Лотман Ю. М. Об искусстве - СПб., Искусство-СПб, 2005.

    64. Ломброзо Ч. Женщина - преступница или проститутка. - М.: Эксмо, 2012.

    65. Жуковская О. И. Ранние литературные опыты Вирджинии Вулф //Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2008. – №. 47.



    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Рисунок 1: Хью Томсон, «Разговор с дамами», иллюстрация к «Гордость и предубеждение» Д. Остин, 1894 г. (Wikimedia Commons).



    Рисунок 2: Чарльз Эдмунд Брок, «Мистер Коллинз и Шарлотта стояли у ворот в разговоре с дамами», иллюстрация к «Гордости и предубеждению» Остин, 1895 г. (Британская библиотека).


    Рисунок 3: Джон Х. Бэкон, «Миссис Рид прошла по коридору», иллюстрация к «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1897 (Британская библиотека).


    Рисунок 4: Рисунок 4: Фредерик Генри Таунсенд, «Как я смею, миссис Рид?», Иллюстрация к «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1897 г. (Британская библиотека).


    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта