Главная страница

Дипломная работа Образ женщины в литературе 18-19х веков. Д.р. - Позднякова В. - 28.04.21 г. - исправл.. Исследования обусловлена данными обстоятельствами


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеИсследования обусловлена данными обстоятельствами
АнкорДипломная работа Образ женщины в литературе 18-19х веков
Дата24.09.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаД.р. - Позднякова В. - 28.04.21 г. - исправл..docx
ТипДокументы
#693445
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Наконец, персонаж Элизабет считается хорошо продуманным. Развитие ее чувств и взглядов явно достигается на протяжении всего романа. Например, Элизабет сначала решает возненавидеть мистера Дарси, так как считает его высокомерным и находится под влиянием мистера Уикхема в это время. Когда мистер Дарси делает ей предложение, Элизабет предвзято относится к нему из-за того, что он грубо говорит, что этот брак унизит его, а также из-за лишения Уикхэма наследства. Здесь Элизабет все еще неправильно понимает основной характер Дарси. Тем не менее, мы видим, как ее предубеждения против него уменьшаются после прочтения письма Дарси, которое он лично доставляет на следующий день. Поскольку это показывает, что Дарси начинает преодолевать свою гордость, она видит, что собственное тщеславие сделало ее «слепой, предвзятой и абсурдной». Ей стыдно за то, что она плохо воспринимала Дарси и Уикхема: «До этого момента я не знала себя» [45,с.312]. Она сожалеет о своих несправедливых обвинениях в адрес Дарси и начинает по-другому относиться к нему. Визит Элизабет в Пемберли в компании ее дяди и тети (думая, что Дарси там нет) также является еще одним поворотным моментом в эмоциях Элизабет. Похвала его домработницы проливает неожиданный свет на его характер и заставляет Элизабет смягчиться в своих чувствах к нему. В конце концов, щедрость и хорошие манеры Дарси в свадьбе Уикхема и Лидии заставляют Элизабет полностью осознать, что она, наконец, тянется к мистеру Дарси и, действительно, влюблена в него. Так автор раскрывает изменение и развитие эмоций Элизабет от ненависти, стыда и сожалению к восхищению и любви.

Таким образом, подводя итоги проведенного анализа образа Элизабет Беннет, можно сделать следующие выводы:

1) Элизабет независимая, несмотря на свое же зависимое положение бесприданницы;

2) замужество по расчету выше ее сил, даже если это необходимо в интересах ее семьи; выходить замуж без любви безнравственно. Деньги никак не могут считаться для нее единственным мерилом счастья;

3) она не намерена приносить в жертву свою судьбу и до конца жизни мириться со скучной и пустой жизнью рядом с нелюбимым человеком. Элизабет Беннет, безусловно, выше своей среды, - она ​​не только непосредственная, наблюдательная, веселая, остроумная, но и образованная, умная и обладает высокими моральными принципами [47].

В эпоху жизни Джейн Остин мужчины обладали всеми возможными правами и свободой нравственного выбора в обществе. Женщины играли ведущую роль на протяжении всего XIX века только в домохозяйстве. Джейн Остин, которую возмущало зависящее, несвободное в плане нравственного выбора, положение современниц одной из первых создала образ свободной женщины, самостоятельно принимает решения, в частности решение выйти или не выходить замуж за того или иного человека, способна преодолеть все жизненные трудности и давление со стороны общества с гордо поднятой головой. Элизабет Беннет разрушает все общественные стереотипы и каноны, вступая тем самым правильно и честно с моральной точки зрения, обрекая себя на возмущение семьи и общества в целом, но все-таки находя желаемое счастье.

В литературе за героиней Джейн Остин (Элизабет Беннет) закрепилось определение - «новая женщина» [48]. Но ни в одной работе, посвященной творческому наследию писательницы, нет убедительного доказательства этого утверждения. Вопросы брака, не только самого уклада жизни, но ответственности в выборе спутника и спутницы, которые несут родители и сами молодые люди, - одна из главных тем в «Гордости и предубеждении». Хотя Джейн Остин жила в обществе, где в ходу была «ярмарка невест», она едва ли не первой из английских романисток заговорила о том, что выходить замуж без любви безнравственно, что деньги никак не могут считаться единственным мерилом счастья. Те же, кто выходят замуж ради денег, должны отдавать себе отчет в том, что плата за комфорт и благополучие может оказаться слишком высокой - отчужденность, равнодушие, потеря интереса к жизни. Джейн Остин дает, возможно, основываясь на собственном опыте, что одиночество с самим собой бывает лучше, чем одиночество вдвоем в браке - соглашении. Уже в первом своем романе Остин неприкрыто осуждает материальный, прагматичный подход к жизни.

Структура образов женских персонажей в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».

Реалистический социальный роман XIX века сыграл важную роль в истории развития английской литературы. Творчество Ш. Бронте и особенно роман «Джен Эйр» оставили в мире литературе особый след. Роман представлял собой удивительное сочетание актуальной общественно-политической значимости и высокого артистизма. Главным художественным открытием молодой писательницы стало ее умение исследовать красоту и драматизм формирования духа в борьбе с общественной «судьбой». Идеал человеческой воли, не принадлежащий обществу, воплощен в образе молодой учительницы, которая больше всего ценит свое человеческое достоинство и независимость [49].

Художественным особенностям романа и лексико-стилистическому анализу не уделялось особого внимания.

«Джейн Эйр» построена по композиционным законам «воспитательного романа». Все, что происходит с Джейн Эйр - эпизоды жизненного развития героини, борьбы, страданий и невзгод к пониманию долга и от этого понимания к счастью [49].

Практически каждая картина в романе - это нарочитое преувеличение, сатирическое, а иногда и романтическое преувеличение. Бронте меняет как его образ, так и эмоциональную составляющую истории. Большая часть романа почти полностью укладывается в образ романтического романа, но присутствуют и элементы реализма. Таким образом, можно сказать, что творчество Ш. Бронте показало своеобразную подвижность между идеологическими и эстетическими границами романтики и реализма. Шарлотта Бронте показала себя мастером литературного портрета. Ее работы основательно отличает выбор слов и фраз, используемых для внешней характеристики образов, но главная задача, которую она прекрасно решила, - показать внутренний мир нарисованных ею людей: все остальное она подчиняла этой задаче.

При выборе характеров персонажей, Ш. Бронте прибегала к различным приемам письма, стремясь к максимально выразительному воспроизведению характерных для того или иного человека. В одних случаях она намеренно преувеличивает (Бланш Ингрэм и ее мать леди Ингрэм), в других она настаивает на строгом воспроизведении «нормы» жизни (мисс Фэарфакс).

Мы видим изображение местного аристократического общества, собравшегося в доме в Рочестере. Здесь острее его сатира, интонация разъедает, применяется гиперболизация. Бланш Ингрэм называет леди Ингрэм «леди мать», а она отвечает, как ее дочь, и называет ее только «моя душа», затем «ангел», затем мой ландыш, эти абсурдные эпитеты в устах хорошо воспитанных дам не «незнание жизни», а сознательный призыв к гротеску [50].

Но Бронте не часто прибегает к гротескным приемам. В большинстве случаев она предпочитает прямое, реалистичное отражение при выборе персонажей и написании портретов. В ее палитре много разных оттенков. В романе много женских персонажей, и каждый, так или иначе повлиял на судьбу или развитие персонажа Джейн Эйр, но главными женскими персонажами, на мой взгляд, являются Джейн Эйр, миссис Рид и ее дочери, Хелен Бернс, мисс Темпл, Бланш Ингрэм и Берта Мэзон.

Образ Джейн Эйр, как и большинство других образов, основан на принципе контраста, который заключается в том, что писатель противопоставляет внешность героини ее внутреннему облику. Создавая образ героини, Бронте поставила перед собой цель - в отличие от общепринятой «красоты», которая обычно представлена ​​в литературных произведениях, быть привлекательной из-за неописуемого, но внутреннего мира героини. Малопривлекательная Джейн постоянно подчеркивается автором в выступлениях разных персонажей. Так что горничная Эбботт просто называет ее «сумасшедшей», Рочестер, когда она впервые встречает его, говорит, что она кажется «уроженкой с того света», производя впечатление бледной, очень уродливой девушки из семьи Риверс, лишенной очарования [50,с.54]. Характеристику Джейн, а также ее внешность можно найти в речах других героев из заявлений миссис Рид, ее детей и особенно слуг. Итак, слуга Беси, которому жалко девушку, считает ее странным ребенком, когда он говорит о Джейн, он постоянно использует слово «существо» (маленькое, одинокое, странное, напуганное, застенчивое, наблюдающее существо). Другая горничная в доме Рида, Эбботт, также называет ее «спрятанным существом». Из высказываний героев о Джейн мы можем узнать о ее характеристиках. Розамонд Оливер считает ее спокойной, уравновешенной, Сен-Джон говорит: «Вы трудолюбивая, понимающая, неинтересная, верная, постоянная и не знаете страха» [50,с.76].

При описании внешних данных героини писательница использует лексику разной эмоциональной окраски. Итак, говоря о первом впечатлении, которое Джейн произвела на Риверов, она использует лексику, чтобы подчеркнуть подавленное состояние героини: сравнения «бледна, как мел или смерть», выражения вроде «просто привидение», «глупое, изможденное лицо совершенно бескровно». Описание внешности Джейн в Рочестере часто напоминает сравнение: «Вы похожи на монахиню, слегка бледную эльфийку, горчичное зернышко» [50,с.106]. С другой стороны, в описании внешности Джейн, после того, как она узнала, что она любима, преобладает другой - выразительный словарный запас: «цветущая, улыбающаяся, действительно красивая, яркая девушка, счастливое состояние, яркие карие глаза» [50,с.143]. Как видим, Бронте постоянно связывает описание внешности героини с ее внутренним состоянием, и достигает этого с помощью соответствующей лексики и образных выражений. Роман рассказывается от первого лица, и мы видим, что в форме внутреннего монолога Джейн размышляет о морали, нормах поведения, а также о своих стремлениях и опыте окружающих ее людей. Внутренняя речь - один из основных инструментов позволяющих понять характеристику героини. Наиболее характерным для романа является отражение героини в форме разговора двух голосов. Например, после неудачного замужества с Рочестерем, писательница подробно описывает опыт Джейн. Также стоит отметить, что качества, которыми персонажи романа наделяют Джейн Эйр, в какой-то мере являются особенностями. Итак, слова Бланш о Джейн - «ничто», «эта особа» [50,с.87]. Презрительный тон в голосе Игрем не случаен: она подчеркивает презрительное отношение избалованного аристократа к девушке, живущей собственным делом и трудом. А Джейн говорит о том, что она «самая эффектная, самая великолепная, стройная, как тополь, и сложенная, как Диана». И если ее внешность вызывала восхищение, то ее речи определяют ее внутреннюю натуру. «Некрасивая женщина» это для нее «оскорбление природе». А жестокий и холодный взгляд уже раскрывает характер [51].

Следующая яркий женский образ - миссис Рид, вдова дяди Джейн Эйр, которая всегда терпеть не могла Джейн, но по воле мужа стала опекуном и с большим трудом исполнила его последнее желание. Миссис Рид несправедливо оскорбляла Джейн, думая, что тем самым она уничтожает злые наклонности в Джейн. В романе она описывается как «беспощадная, бессердечная». Он прямо говорит о физическом превосходстве своих детей над Джейн, называя ее «несносной и отвратительной» [50,с.145]. Персонаж миссис Рид неприятен с самого начала, и даже перед смертью Джейн не может примириться с тетей. Основываясь на первых монологах Джейн, мы можем судить: «Да, миссис Рид, скольким духовным мучениям я вам обязана». Сама Джейн, описывая внешность миссис Рид, находит сходство в миссис Бланш, «взгляд был холодным и жестоким», напоминающим миссис Рид, и не изменился даже перед ее смертью. «Она была со вкусом одета и умела носить красивые туалеты», она была «крупной» женщиной, но в ее глазах никогда не отражалась «доброта» [50,с.234]. Все это дает нам описание властной и эгоистичной женщины, которая, хотя и была убеждена, что Джейн не боялась, смогла сказать: «Люди думают, что вы добрая, но вы дурная и у вас плохое сердце. Вы лгунья». Даже в последние минуты своей смерти она не могла простить Джейн, не сделала для нее ничего хорошего, воссоединив со своим дядей, и поэтому умерла с этим чувством. Чтобы читатель мог понять внутренний мир миссис Рид, Бронте использовала лексику, которая отражает ее тяжелый и самолюбивый характер.

В следующем персонаже Элен Бернс мы видим старшую сестру Шарлотты Бронте - Марию Бронте, которая, как и Элен, умерла из-за тяжелых условий жизни в богословской школе Кованн-Бридж. Образованная и добрая девушка удивляет Джейн своим «необычайным умом и огромным мужеством». Она говорит Джейн, что «если весь мир ненавидит вас и считает вас дурной, но ваша совесть чиста, вы всегда найдете друзей». С самого начала, встретив Элен, читатель замечает, что все ее стремления направлены к воссоединению с Богом, ее не волнует земная жизнь, она страдает, она только надеется, что она скоро закончится и «настоящая» жизнь начнется в Раю. Ее описывают как «больная, худая, бледная, бескровная, но очень сильная по характеру» [50,с.45]. Эпитеты и сравнения, которые Бронте использовала для описания Элен, говорят нам о сильной душе девушки. Джейн сравнивает ее с источником, из которого исходит чистая и пламенная душа. Она никогда «не уставала от ее общества». Их дружба длилась недолго, так как Элен болела чахоткой, но оставил важный след в жизни мисс Эйр.

Образ учительницы мисс Темпл в Лоувуде стал для Джейн Эйр любящей «матерью», которой ей не хватало с детства. Поскольку у мисс Темпл не было своей семьи, она отдавала всю любовь и заботу своим обожаемым ученицам Элен Бернс и Джейн Эйр, которые были беззащитны и уязвимы. Мисс Темпл, как настоящая мать, научила Джейн всему, что она могла делать сама: рисовать и говорить по-французски, так же она была эталоном преподавателя, которому Джейн старалась соответствовать во время, когда была гувернанткой и учительницей. На первый взгляд, она вызвала у Джейн «благородную восторг». «Стройная, красивая, с карими глазами, длинными ресницами, благородные черты лица и плавные, но уверенные движения», такой впервые увидела ее Джейн. Мисс Темпл всегда «ободряла своих учеников словами и примерами, побуждая их двигаться вперед как «храбрых солдаток», а Джейн всегда слушала ее [50,с.183]. Она была тем, кто не позволил ей уйти на пенсию после слов мистера Брокльхерста и дала шанс рассказать историю своей жизни. Мисс Темпл - человек, в котором нуждается Джейн, лишенная материнской любви. Характер мисс Темпл также является завершенным: к тому времени, когда она вышла замуж и покинула Лоувуд, она выполнила свое предназначение в жизни Джейн Эйр. Она тот персонаж, который красив как внешне, так и внутренне.

С детства у Джейн Эйр не было близких родственников, которые хоть как-то ее любили. У нее не было любящей матери, отца, сестер и братьев. Со временем Джейн нашла Элен Бернс, которая стала для нее нежной «сестрой», мисс Темпл, которая была любящей «матерью», и после прибытия в Торнфилд Джейн Эйр вскоре встретила Миссис Феарфакс, которая очень скоро стала доброй и заботливой «тетей».

Когда Джейн Эйр едет в карете до Торнфилда в 11 главе, где она должна быть гувернанткой, по внешнему виду этого экипажа и слуге, которая ее везет, она предполагает, что миссис Феарфакс не «очень яркая личность». " Итак, когда ее представляют миссис Феарфакс, аккуратной пожилой даме во вдовьей шапке, черном шелковом платье и белом муслиновом фартуке, Джейн находит ее именно такой, какой она себе представляла. Миссис Феарфакс - послушная и сдержанная служанка мистера Рочестера. Вежливо и тепло она приветствует Джейн: «Как поживаете, моя дорогая?» [50,с.120]. Она приказывает Лии, повару, приготовить теплый ужин для Джейн, которая остыла от холода. Дальняя родственница мистера Рочестера - «спокойная, добродушная женщина». Тем не менее, она также верна мистеру Рочестеру, поскольку она лжет о слышимых криках, обвиняя эксцентричную швею по имени Грейс Пул. И хотя она близка по духу с Джейн, она не может предложить Джейн товарищеские отношения и интеллектуальную стимуляцию, которых желает Джейн. В отличие от откровенной и честной Джейн, миссис Феарфакс - типичная викторианская женщина, которая смягчает негативные аспекты вещей. Например, как уже упоминалось, она маскирует личность жены мистера Рочестера и приукрашивает странные манеры мистера Рочестера, игнорируя их, говоря, что он эксцентричный человек, в семье которого есть история некоторого насилия.

Последний образ, который был исследован - Берта Мэзон. Она законная, психически больная жена мистера Рочестера, о которой мало кто знал. Многие гротескные описания использовались для описания ее образа «кровавые глаза, ужасное зловещее лицо, сине-пурпурный цвет кожи». Джейн при первой встре

че сравнила с ее «вампиром из немецких сказок» [50,с.76]. Ее образ был подобен существу, которое бегает на четвереньках, храпит и лает. Женщине с таким описанием невольно вызывает ужас.

В результате Джейн Эйр, несмотря на многочисленные препятствия и жестокость людей, «нашла» всех людей, которые заменили ей любящих родственников, и стали «убежищем» от всех жизненных невзгод.

В описании данных женских персонажей мы видим подборку эпитетов, описывающих отношения, как между автором, так и самой Джейн. Часто изображения показывают контраст между внешностью героев и их внутренним миром.

Если Элен выглядела больной, она была худой, то ее персонаж был очень храбрым. В описаниях леди Бланш, миссис Рид и ее дочерей мы видим множество достоинств, красот, богатств, не соответствующих их внутреннему миру. Их характер ясен в их действиях и словах. Используемая лексика помогает понять внутренний мир человека и сравнить его с внешним.

Образ главной героини получается настолько ярким, что мы влюбляемся, сочувствуем ее неудачам и перипетиям судьбы. Сочетание реалистичной судьбы и романтических поворотов, недосказанности конца дает нам целостное произведение, полюбившееся нескольким поколениям [52].

Анализ персонажа Джейн Эйр.

Реалистический социальный роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 1847) оставил особый след в английской литературе XIX века и раскрыл читателям образ женщины во всей его сложности и многозначности. Роман привлек внимание читателей именно образом вольной, смелой, молодой гувернантки, больше всего ценящей человеческое достоинство и собственную независимость, борясь за существование и место в жизни [52].
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта