Дипломная работа Образ женщины в литературе 18-19х веков. Д.р. - Позднякова В. - 28.04.21 г. - исправл.. Исследования обусловлена данными обстоятельствами
Скачать 0.88 Mb.
|
Введение Актуальность исследования. В последние десятилетия в современном гуманитарном знании и в мировом искусстве особое внимание обращено к гендерным проблемам. Многочисленные и разнообразные публикации лингвистов, литературоведов, философов, психологов и историков свидетельствуют об этом. В связи с этим становится очевидной недостаточная изученность в литературоведении специфики воссоздания женских образов. До сих пор никем не была создана подобная работа, посвященная сравнительно-сопоставительному анализу образа женщины, созданного в литературе XVIII -XIX в. Тема исследования обусловлена данными обстоятельствами. Мировую литературу невозможно представить без образа женщины. Даже не будучи главной героиней произведения, она привносит в историю особый характер. С самого начала сотворения мира мужчины восхищаются прекрасной половиной человечества, боготворят ее и поклоняются ей. Женщину всегда окружает аура таинственности и загадки. Действия женщины сбивают с толку и озадачивают. Почему литературные персонажи женского пола остаются с читателями еще очень долго после того, как они дочитали романы, в которых они фигурируют? Часто это происходит из-за близости с персонажем, в котором себя узнал читатель. Например, Джейн Эйр и все ее чувства становятся для читателей настолько реальными, что они чувствуют себя так, как будто вживую встретили и поняли этот удивительный женский персонаж. В других случаях читатели любят женские персонажи в литературе из-за дерзости их действий. Например, Скарлетт О'Хара («Унесенные ветром») была необычайно смелой для женщины своего времени, а «Мадам Дефарж» («Повесть о двух городах») – была великолепным образцом неутомимого злодейства. Некоторым из самых популярных женских литературных персонажей удается воплощать в себе целостность и дерзость, становясь отражением сложной женской природы. В творчестве писателей XVIII -XIX в. особое место уделяется созданию женских образов, через которые проявляется позиция автора в решении сложных, актуальных проблем времени. В таких произведениях, жизненные конфликты связаны с проблемой определения места и роли женщины в семье, в судьбе народа, в обществе. Женские образы в литературе занимали не последнее место, как древности, так и в средневековье, где не стоял вопрос равноправия между мужчиной и женщиной. Это находило отражение в особенности их взаимоотношений, восхвалении красоты, ума и преданности женщины. На протяжении всей истории развития искусства и литературы женские образы щедро наделялись лучшими качествами. В центре внимания литературы уже стоит вопрос о решении социальных проблем, связанных напрямую с определением места и роли женщины в обществе, с воплощением художественных и эстетических идеалов писателей по отношению к женщине. Изучая художественную литературу Нового времени, часто приходится сталкиваться с разными мнениями о роли и месте женщины в обществе. Порой образ женщины в культуре выполняет роль зеркала, в котором отражаются приписываемые ей и пороки, и добродетели, выражаемые как субъективностью авторов, так и общественным мнением, поэтому для теории и истории культуры становится актуальным изучить и понять процессы формирования восприятия женщины в прошлом и современном обществе. Предмет реконструкции социокультурной обусловленности судьбы европейской женщины немыслим без обращения к визуальным образам художественной литературы - как уникальным источникам, дающим обширное поле интерпретации и философских обобщений, и исследовательских гипотез. Данные концепты помогают реконструировать визуальную репрезентацию и визуальное восприятие эпохи Нового времени и последующих периодов истории, связать культуру и сознание как нечто целостное. Данное исследование посвящено изучению образа женщины в литературе XVIII -XIX в. и предполагает раскрытие женских характеров с целью выявления идейно-эстетического замысла авторов, заложенных в них. Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы исследования. Объект данного исследования – популярные литературные произведения периода XVIII -XIX в. Предмет исследования - является идейный замысел, заложенный в женские образы литературы XVIII -XIX в. Цель - на основе компаративного подхода дать характерологическое описание женских образов в литературе XVIII -XIX в. для выявления их идейно-эстетической нагрузки в произведении; выявить социокультурную обусловленность репрезентации женских образов в литературе Нового времени. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: рассмотреть историю изучения понятия «образ» в литературоведении; изучить работы по проблемам гендера, гендерных стереотипов; исследовать особенности структурирования образов женских персонажей в произведениях Д. Дефо, А.Ф. Прево, Д. Остин, Ш. Бронте, как значимых представителей/иц мировой литературы; определить специфику построения образов женских персонажей у четырех авторов; выявить динамику женских образов в литературе как отражение социокультурных изменений Нового времени. Теоретической основой настоящей работы составили труды по сравнительному литературоведению, гендерологии и гендерной лингвистики (Е.А. Гончарова, С. Де Бовуар, Ж. Липовецкий, И.А. Жеребкина, и др.) и произведения писателей: «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» Д. Дефо, «История кавалера де Грие и Манон Леско» А.Ф. Прево, «Гордость и предубеждение» Д. Остин, «Джейн Эйр» Ш. Бронте. Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут применяться при составлении программ и учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов высших учебных заведений по учебной дисциплине «Литература народов стран зарубежья». Практическим анализом произведений писателей, являющихся объектом исследования в данной работе, также могут пользоваться учителя общеобразовательных школ на уроках литературы, а также на факультативах, посвященных более глубокому изучению литературы анализируемых периодов. Научно-методическая новизна работы заключается в том, что здесь впервые проводится комплексный анализ женских образов в литературе XVIII -XIX в. На фоне специфики индивидуального стиля каждого писателя изучены наиболее характерные лингвостилистические компоненты художественной структуры женских персонажей (внешние портретные описания, речевой и психологический портрет) и установлены мотивы «второстепенная роль женщины в обществе», «несвобода», «негативное отношение к семье», связанные с социокультурными представлениями автора текста. Исторический экскурс, обращение к истокам женского образного кода в выдающихся художественных произведениях дают возможность обозначить масштаб исследуемого предмета, его глобальность в общекультурном контексте. Для решения указанных задач наряду с изучением сравнительной литературы, поэтики и произведений писателей периода XVIII -XIX в., будут использованы следующие методы исследования: В процессе исследования были использованы компаративный и междисциплинарный (этнокультурология, психопоэтика и др.) подходы, системный и структурный анализ выбранных произведений. Таким образом, в результате сочетания различных методов исследования в используемом теоретическом инструментарии был обеспечен полноценный анализ исследуемой проблематики. Задачи исследования определили структуру дипломной работы, она состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении даны обоснование темы и ее актуальность, определены цели и предмет исследования, сформулированы задачи. В главе 1 рассматриваются осмысление теоретических положений, связанных с понятием художественного образа, а также изучение специфики влияния гендера на построение образов героинь. Глава 2 посвящена исследованию художественной структуры образов женских персонажей в произведениях исследуемых авторов: их психологический портрет, внешние портретные данные. Третья глава является практической, здесь обобщается социокультурный фон, поскольку, изученные произведения оказали сильное влияние на культурную жизнь и положение женщин в обществе. В заключении приведены выводы по проделанной исследовательской работе. Список литературы содержит вышеуказанные литературные произведения и список научных трудов различных изданий, посвящённых общим и специальным вопросам выбранной темы. 1 Аспекты рассмотрения образа литературного персонажа в лингвистике. Гендерный аспект. 1.1 История и понимание образа. Образ персонажа в структуре художественного текста. Художественная литература (далее ХЛ) является важным и специфическим источником изучения человека во всех его проявлениях, базой познания психологических типов человеческого характера, мотивов и моделей его поведения. Поэтому говорят, что талантливые писатели, как правило, являются одновременно и талантливыми психологами [1]. Центральным понятием в данной работе является понятие «образа литературного персонажа» (далее ОП). Поскольку мы имеем дело со словесным искусством, то релевантным является также понятие «языкового образа» как средства создания образа персонажа. Прежде чем приступить к их рассмотрению, уточним, что представляет собой понятие «образ». Теория образа является одной из наиболее древних теорий в словесном искусстве и восходит своими традициями к античной эстетической мысли. Первые рассуждения по теории образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесисе» - о подражании художника жизни в ее способности создавать многообразно-конкретные формы реального мира. Дальнейшее развитие она нашла в эстетике Г.В.Ф. Гегеля, основываясь на которой понятие образа ввел в русское литературоведение В.Г. Белинский. В позднейших концепциях получает распространение трактовка образа как наглядной формы знания. Подробный анализ работ, посвященных теории образа был неоднократно проделан в исследованиях различных авторов: Лотман, Лосев, Фрейденберг, Храпченко. Понятие образа является очень широким и многоплановым по своему содержанию и является ключевым для целого ряда наук: философии, психологии, семиотики, искусствоведения, теории литературы, языкознания и др. Входя в систему понятий той или иной науки, феноменологическая картина образа приобретает дополнительные характеристики, обусловленные спецификой соответствующей отрасли знания, а сам термин «образ» включается в ее специфический метаязык. Выделяют два основных направления в определении термина «образ»: гносеологически-психологическое и онтологическое. Гносеологически-психологическое понимание образа связано с процессом рождения мысли при помощи слова или искусства. Речь идет о чувственном образе как психологическом понятии, что соответствует гегелевскому понятию «Bild», которое он интерпретирует как «содержание, которое не только созерцается как сущее, но в то же время и вспоминается, полагается как мне принадлежащее. В таком определении созерцание есть то, что мы называем образом (Bild)» [2]. В этом понимании образ связан с понятием фантазии, или продуктивной силы воображения (Einbildungskraft), и есть форма отображения предметов, явлений и отношений действительности, т.е. когнитивный процесс и психический феномен, проявляющийся в сложном взаимодействии сенсорно-перцептивных (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, обонятельных) и психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения) [3,с.6-30]. Представителями этого направления являются В. Белинский, Стендаль, а также современные ученые Л.Г. Юлдашев, Ю.М. Лотман, Б.М. Гаспаров. Б.М. Гаспаров, изучающий персептивное отображение в сознании языкового материала, утверждает, что способность к образному отклику является универсальной чертой нашего обращения с языковым материалом. По его мнению, нет такого языкового действия, которое не получило бы проекции в мире образных представлений, и наоборот: в представлении не может возникнуть ничего такого, на что языковая память неспособна была бы дать хотя бы приблизительный языковой ответ [4, с.265]. На наш взгляд, способность к образному отклику можно считать универсальной и при обращении с неязыковым материалом. Все зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и обонятельные ощущения также проецируются в наш мир образных представлений. В качестве основной черты образа в его гносеологическом понимании называют то, что он возникает в сознании человека как результат чувственного познания действительности и представляет собой фиксирование и обобщение наиболее устойчивых, ярких черт. Несмотря на фрагментарность воспроизведения сознанием объектов действительности, образ трактуется как достаточно целостный феномен. В сущности, образ формируется вследствие несовершенства человеческой памяти невозможности сохранить все мельчайшие подробности предметов и явлений [5, с.12-15]. А по утверждению Б.М. Гаспарова, любое словесное описание или рисунок способны дать лишь очень приблизительное изображение того, что возникает в сознании той или иной личности в качестве образной реакции [4]. Соответственно, у одного человека нет никакой возможности проникнуть в аналогичный образный мир другого человека, поскольку этот мир у каждого субъекта формируется и окрашивается в соответствии с собственным опытом и личными перцептивными способностями [4, с.246-249]. Таким образом, важной особенностью образа является его индивидуальный характер, формирующийся в сознании отдельного индивида под влиянием субъективных факторов, и в то же время обусловленность объективной реальностью. Важным свойством образа является то, что он выступает не как единичный знак, но в качестве неотъемлемой части некоего более широкого образного ландшафта, определяемого коммуникативной средой. Попадая в контекст, образ приобретает художественную значимость, только в нем к традиционному, общему значению прибавляются новые индивидуальные, т.е. творческие значения. Онтологическое понимание образа связано с рассмотрением произведения искусства, непосредственным восприятием его бытия. В гегелевской эстетике ему соответствует понятие «Gestalt», которое обозначает предмет, существующий для человека в непосредственном восприятии как организованное целое, относящийся к прекрасному в природе, или художественно прекрасному (это может быть и конкретный предмет, и абстрактный, например, в музыке или литературе) [2, с.150-166]. С гегелевским «Gestalt» связано в определенной степени становление понятия «художественный образ» (далее ХО) в отечественной науке об искусстве. Теорию ХО в отечественной филологии начал разрабатывать А.А. Потебня, опираясь на труды В. Гумбольдта, Г. Штейнталя, Ф.И. Буслаева, В.Г. Белинского, Г.Э. Лессинга. А.А. Потебня конкретизировал их общие положения, придав им филологический характер, т.е. попытался объяснить внутреннюю структуру ХО как образа словесного искусства. ХО у А.А. Потебни есть «внутренняя форма», «представление содержания», «способ, каким выражается содержание», где содержание есть «чувственный образ»[6]. В качестве основных свойств ХО А.А. Потебня называет эмоциональность и содержательную емкость, или многозначность его смысла, который создается с помощью различных языковых средств, например за счет «несоразмерности» двух планов - плана выражения и плана содержания, с помощью окказионализмов, ложной этимологии и др. [6]. Опираясь на принятое в немецкой идеалистической эстетике понимание художественного произведения (далее ХП) как воплощения идеи в чувственном образе, Солодилова И.А. определяет искусство как «мышление образами». Она проводит аналогию между развитием языка и образованием ХО, где слову с живым представлением, или образному слову, соответствует поэтическое мышление, а слову с забытым представлением, или безобразному, - прозаическое мышление. Поэтичность образного слова он отождествляет с символичностью, чем воспользовались представители символической школы поэзии, поняв, однако, теорию А.А. Потебни слишком широко [6]. Понимание искусства как «мышления образами» было подвергнуто резкой критике И.А. Солодиловой, которая определила искусство как «прием поэтического языка», который «равен вообще тому, что принято называть фигурой» [7,с.58-72]. Эта концепция послужила в определенной степени основой для имеющего место в современных исследованиях отождествления понятий образа и тропа. До сих пор в современной научной и учебной литературе имеет место большой разнобой в понимании термина «художественный образ». Он определяется и как слово или отрезок речи, несущий в себе образную информацию (говорят, например, об образах-метафорах), и как характеристика того способа отражения жизни, который присущ ХЛ, и как разновидность «объективных образов», и как персонаж и т.д. Однако образ в искусстве принципиально отличается от образов «естественного» отражения, или «первичных» образов в терминологии Солодилова И.А. [7,с.65]. Специфика его определяется, прежде всего, тем, что искусство есть не только отражение действительности, но и творчество — специфическое моделирование, преобразование мира. Художественный образ – это целостное образование, он формируется постепенно, в процессе познания объекта. Художественный образ человека отождествляется в художественном тексте с образом персонажа, который «как субъект внутритекстовой коммуникации реконструируется в сознании читателя постепенно, в результате серии последовательных появлений, или серии вербальных презентаций». Чтобы получить представление, например, о художественном образе Александра I как персонажа романа Л. Н. Толстого «Война и мир» или об образе Владимира Бельтова, героя романа А. И. Герцена «Кто виноват?», необходимо прочитать произведения, осмыслить их, и только после этого можно говорить о сформированности в сознании читателя образа персонажа. Наиболее благоприятным материалом для реконструкции целостного художественного образа являются произведения, в которых прослеживается жизненный путь персонажа или его наиболее значимые фрагменты. |