История и классификация видов легкой атлетики. Основы техники и основы обучения легкоатлетическим видам
Скачать 3.11 Mb.
|
Текстовая запись конкретных упражнений. Конкретная развернутая текстовая запись позволяет полно описать любое гимнастическое упражнение. Принята следующая схема такой записи: 1.Название упражнения. 2.Исходное положение. 3.Содержание упражнения. Даже в записи отдельного элемента можно иногда выделить указанные части, например, (в скобках – номера частей): опорный прыжок (1), углом (3), с косого разбега (2). Название упражнения обычно представляет собой название вида упражнений или вида гимнастического многоборья, назначение упражнения, данные музыкального сопровождения, например, упражнения на брусьях разной высоты для девочек 14-15 лет; Парные общеразвивающие упражнения на гимнастической стенке и т.д. Исходное положение указывается обычно в виде сокращения «и. п.», например, и. п. – о. с.; и. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. В упражнениях на снарядах в качестве и. п. указывается, из какого положения или с каких движений начинается первый элемент комбинации, например, из виса стоя, из размахивания в висе, с прыжка. Содержание упражнения записывается поэлементно по правилам гимнастической терминологии. Каждый элемент описывается в следующей последовательности: 1. Название положения или основного движения (основной термин); при отсутствии основного термина указывается выставляемое звено тела, например, руки, правую руку, левую (ногу); 2. Способ выполнения, например, разгибом, махом назад, дугой, дугами; 3. Другие характеристики элемента, например, пружинящие, прогнувшись, медленный, двойное, вправо, назад; 4. Конечное положение, если это необходимо; статические элементы записываются как конечные положения после выполнения предыдущего элемента (движения), например, перекат назад в стойку на лопатках, кувырок назад в упор стоя согнувшись. При записи элемента основные термины обычно стоят на первом месте. Дополнительные термины могут отделяться от основных запятой, например, стойка, руки вверх; сед, руки на пояс; стойка на коленях, голову направо. Если дополнительный термин отражает основную особенность самой стойки, виса, седа и т.д., а не положение других звеньев, то он не отделяется запятой, даже если является деепричастием, например, вис стоя; упор стоя согнувшись; упор лежа правым боком. На уроках физической культуры исходное положение для выполнения очередного упражнения не описывается, как в тексте, а даются команды для его изменения, например, упор присев принять! прыжком стойку ноги врозь принять! Изменение положений рук сопровождается командой «ставь». Например, руки вперед ставь! руки в стороны ставь! Используются также другие глаголы повелительного наклонения, например, наклониться вперед! сесть! повернитесь направо! коснитесь ладонями пола! ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОРУ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ При записи отдельного движения необходимо указывать: а) исходное положение, из которого начинается движение; б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.); в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.); г) конечное положение (если необходимо). Пример: и. п. – о. с. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и. п. В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова: «нога» – практически во всех случаях; «вперед» – при выполнении шагов и выпадов; «туловище» – при наклонах; «выставить», «отставить», «поднять» – при выполнении движений руками или ногами; «ладонь внутрь» – в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» – в положении рук в стороны, влево или вправо; «вернуться» – при возвращении в и. п. Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается – «выпад стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» – «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху. При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второстепенные. Пример: и. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – сгибая левую, наклон вправо, руки вверх; 2 – и. п. Если несколько движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности. Пример: и. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед; 2 – встать на правое колено, руки вверх, наклон головы назад; 3-4 – движение в обратной последовательности в и. п. Если упражнение сначала выполняется в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего движения не повторяется, а только указывается, в какую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение. Пример: и. п. – о. с, руки вверх. 1 – мах правой, руки вперед; 2 – и. п.; 3-4 – то же левой. Если при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Пример: и. п. – сед. 1 – сед углом; 2 – сед углом, руки в стороны; 3 – держать; 4 – и. п. Кроме терминологической записи, ОРУ можно изобразить графически (полуконтурно или контурно). Изображение наглядно и экономично. Возможно сочетание текстовой и графической записей, что позволяет наиболее правильно понять предлагаемое упражнение. Одним из сложных моментов при подготовке урока гимнастики в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока, для которой они предназначаются. Так, например, комплексы ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должны решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движений. ОРУ, используемые в основной части, могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованы либо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм. Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкультминуток, комплексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. В связи с этим более подробно остановимся на методике подбора упражнений в комплекс ОРУ для подготовительной части урока. Как показывает практика работы, в зависимости от класса комплекс ОРУ составляют из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма. Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила: 1 Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков). 2 Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма. 3 Следующими в комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и поставленных задач. 4 Далее в комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела. 5 Комплекс завершается упражнениями, направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки. ПРАВИЛА ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ, ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ, СКАМЕЙКЕ И В ПАРАХ Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие. В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор на предплечьях, упор ноги врозь правой или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках, упор руки в стороны на кольцах (крест). В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис прогнувшись, вис согнувшись. Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относят, например, вис присев, вис лежа, упор лежа ноги врозь, упор стоя. снаряд называется хватом. Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: снизу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и окрестный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается). Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а кисти согнуты и лежат на опоре (кольца, концы жердей) сверху. Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре, стойка на плечах. В седах опора руками не должна быть основной. В противном случае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь. На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В этих случаях применяются аналогичные термины. К динамическим упражнениям на снарядах относятся подъемы, спады и опускания, вскоки и соскоки, обороты, перевороты и сальто, перелеты и прыжки, маховые упражнения и упражнения в каче и их разнообразные сочетания. Подъемы выполняются в упор, спады и опускания – в вис. В этих случаях конечные положения не указываются. Во всех иных случаях необходимо указывать, в какое конечное положение выполняется спад, подъем или опускание, например: подъем махом вперед в упор углом, спад назад в вис согнувшись, опускание в вис прогнувшись (из стойки на руках). В записи упражнения на снаряде статические элементы указываются как исходные (в начале упражнения) или конечные положения, принимаемые в результате выполнения предыдущего динамического элемента, например: кувырок вперед в сед ноги врозь, оборот назад в стойку на руках. И наоборот, динамический элемент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента, например: махом назад стойка на плечах, махом впередповорот кругом, переворотом назад соскок. Если два элемента комбинации взаимосвязаны, то в записи они соединяются союзом «и» – если они выполняются друг за другом последовательно, слитно, без остановки между ними, например: выкрут вперед и выкрутом назад соскок; предлогом «с» – если элементы выполняются одновременно, например: подъем махом вперед с поворотом кругом. Упражнения на снарядах записываются, как правило, в непрерывной форме, в строчку. Пример: «Брусья низкие: из упора стоя хватом за концы жердей вскок в упор – упор углом – силой согнувшись, сгибая руки, стойка на плечах – кувырок вперед и подъем махом назад» и т.д. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке и в парах. Общеразвивающие упражнения, выполняемые на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, записываются по правилам общеразвивающих упражнений. Элементы на этих снарядах выполняются, как правило, под счет и записываются с использованием терминов упражнений на гимнастических снарядах. Кроме уже изложенных правил, запись упражнений на стенке и скамейке имеет и свои особенности. Относительно скамейки гимнаст может располагаться продольно, поперек, лицом, спиной, боком, а относительно стенки – лицом, спиной, боком. При записи исходных положений относительно стенки или скамейки используются все указанные термины, в отличие от упражнений на снарядах, где обычное положение (поперек или продольно) по правилам сокращения не указывается. Запись и. п. в упражнениях на скамейке отличается от таковой в общеразвивающих упражнениях без предмета только указанием положения относительно скамейки, например: сед ноги врозь на скамейке поперек, упор лежа на скамейке продольно. Иногда положение относительно скамейки можно определить и без специального указания на это, например: стойка на левой, правую вперед на скамейку. В записи и. п. на стенке указывается положение относительно нее и особенности хвата, например: вис стоя левым боком на рейке, хват левой снизу на уровне пояса, правой – сверху над головой. Положение стоя хватом за рейку при указании и. п. так и записывают, не называя это упором стоя, например: стоя лицом к стенке, хват на уровне груди. И. п., в котором занимающийся касается стенки, опираясь на нее не руками, или вообще не опирается, называется, как и в общеразвивающих упражнениях без предмета, стойкой, например: стойка спиной к стенке, касаясь. Общеразвивающие упражнения любого типа, в том числе на стенке и на скамейке, могут выполняться в парах. Взаимное положение партнеров записывается так же, как и относительно стенки или скамейки, например: стоя лицом на расстоянии шага друг от друга с полунаклоном вперед, руки на плечи друг другу, сед спиной друг к другу с захватом под локти. Для выполнения несимметричных парных упражнений занимающихся рассчитывают по двое, при этом записывается положение каждого партнера. Например, и. п.: 1-е – вис на верхней рейке лицом к стенке, 2-е – захватить голени партнера. Положение вторых номеров (стоя наклониться) не уточняется, так как они здесь играют вспомогательную роль. Вид хвата записывается, если возможны его варианты. Запись несимметричных парных упражнений может содержать описание действий только партнера, выполняющего активную или основную роль: 1–2 – дугами наружу, приподнимая руки партнера вверх; 3–4 – то же в обратном направлении. При необходимости записываются действ действия обоих партнеров, например: И. п.: 1 е упор лежа на согнутых руках, 2 е захватить голени партнера (рис 92, а); 1–2: 1-е – разогнуть руки, 2-е – выпрямиться; 3- 4: 1 е согнуть руки, 2 е наклониться, опустить ноги партнера на пол. ТЕРМИНЫ СТРОЕВЫХ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ УПРАЖНЕНИЙ Термины строевых упражнений: Строй – размещение занимающихся в строго определенном порядке для проведения совместных действий. Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Фланг – правая и левая оконечности строя. Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии, лицом к фронту. Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг к другу. Интервал – расстояние между занимающимися по фронту (в сомкнутом строю интервал равен ширине ладони на уровне плеча). Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в сомкнутом строю дистанция в колонне равна одному шагу или вытянутой вперед руке). Направляющий – занимающийся, идущий в колонне первым. Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним. Термины общеразвивающих упражнений: Основная стойка (рис. 1) – принимается по команде «Становись!». По стойка принимается по команде «вольно правой». По этой команде выполняется шаг правой в сторону, руки за спину. Стойка на левом колене (рис. 9) – стойка с опорой левым коленом, голенью и верхней частью стопы, правая нога впереди согнута на 90°. Стойка на коленях (рис. 10) – стойка с опорой на колени, голени и верхние части стоп, туловище вертикально. Сед (рис. 11) – положение сидя на полу с прямыми ногами (ноги вместе).этой команде стоят прямо, без напряжения, пятки вместе, носки врозь, плечи развернуты, руки вдоль туловища, голова прямо. Стойка ноги врозь (рис. 2) – ноги в стороны на расстоянии ширины плеч. Широкая стойка ноги врозь (рис. 3) – ноги значительно шире, чем в стойке ноги врозь. Узкая стойка ноги врозь (рис. 4) – расстояние вдвое уже, чем в стойке ноги врозь. Стойка ноги врозь правой (рис. 5) – правая нога выставлена на шаг вперед от левой ноги. Стойка скрестно правой (рис. 6) – правая нога поставлена перед левой, внешние стороны стоп обращены друг к другу. Сомкнутая стойка (рис. 7) – стопы сомкнуты. Стойка вольно правой (рис. 8) Сед ноги врозь (рис. 12) – положение сидя с разведенными в стороны ногами. Сед углом (рис. 13) – положение сидя с поднятыми ногами, образующие с туловищем прямой угол. Сед согнув ноги (рис. 14) – положение сидя с согнутыми ногами. Сед углом скрестно правой (рис. 15) – сед углом правая нога над левой. Сед углом ноги врозь (рис. 16) – сед углом, ноги разведены в стороны. Сед на пятках (рис. 17) – из стойки на коленях сесть на пятки, туловище вертикально. Сед на правом бедре (рис. 18) – сед, при котором тяжесть тела находится на правом бедре, ноги согнуты. Лежа на спине (рис. 19) – ноги сомкнуты, прямые, руки – вдоль тела. Лежа на животе (рис. 20) – согнутые руки касаются ладонями пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно. Лежа правым боком (рис. 21) – положение с опорой правым боком, ноги сомкнутые прямые. Лежа прогнувшись (рис. 22) – лежа на животе тело максимально прогнуто. |