Главная страница

История и классификация видов легкой атлетики. Основы техники и основы обучения легкоатлетическим видам


Скачать 3.11 Mb.
НазваниеИстория и классификация видов легкой атлетики. Основы техники и основы обучения легкоатлетическим видам
Дата14.04.2022
Размер3.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла45d5476b64b3142f8b3f5dd1ba24fe20.doc
ТипЛекции
#473344
страница12 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Присед (рис. 23) – положение на максимально согнутых ногах с опорой на носки, туловище вертикально (положение ног на всей стопе указывается дополнительно).

Полуприсед (рис. 24) – присед, выполненный на половину амплитуды.

Присед на левой (рис. 25) – положение на максимально согнутой левой ноге, правая нога вперед (горизонтально полу), туловище вертикально.

Присед на правой левая в сторону на носок (рис. 26) – положение на максимально согнутой правой ноге, левая нога в сторону с опорой на носок.

Полуприсед с полунаклоном руки назад (рис. 27) – полуприсед с одновременным полунаклоном, руки отведены назад.

Выпад – выставление ноги в различных направлениях с одновременным ее сгибанием.

Выпад правой (рис. 28) – выставление правой ноги вперед. Выпад вправо (рис. 29) – выставление правой ноги в сторону. Выпад правой назад (рис. 30) – выставление правой ноги назад.

Наклонный выпад вправо (рис. 31) – выпад, при котором туловище наклонено вправо и составляет прямую линию с левой ногой. Руки вверх (иное положение рук указывается дополнительно).

Глубокий выпад правой (рис. 32) – выпад с максимальным выставление правой ноги вперед. Положение рук и туловища указывается дополнительно.

Выпад левой вправо (рис. 33) – выполняется выставлением и одновременным сгибанием правой ноги перед левой.






Упор стоя (рис. 34) – положение согнувшись, ближе к вертикальному, с опорой руками о пол.

Упор лежа (рис. 35) – положение человека лицом к опоре, руки прямые.

Упор лежа сзади (рис. 36) – положение человека спиной к опоре, руки прямые.

Упор лежа левым боком (рис. 37) – положение человека с опорой на левую руку, тело обращено левым боком к опоре, правая рука вдоль тела.

Упор на коленях (рис. 38) – выполняется с опорой о пол ладонями, коленями, голенями, тыльной стороной стопы. Руки и бедра перпендикулярны полу.

Упор на правом колене (рис. 39) – выполняется с опорой о пол ладонями, коленом и голенью правой ноги, левая нога отведена назад. Иное положение ноги указывается дополнительно.

Упор сидя сзади (рис. 40) – положение сидя с опорой руками сзади.

Упор лежа на предплечьях (рис. 41) – положение человека лицом к опоре, опора на предплечья и ладони.

Упор присев левой (рис. 42) – положение приседа на левой ноге с опорой руками о пол, правая нога отведена назад на носок.

Упор лежа на бедрах (рис. 43) – положение упора на прямых руках, тело максимально прогнуто (бедра лежат на полу).

Упор присев (рис. 44) – присед с опорой руками возле стоп.

Упор лежа сзади на предплечьях (рис. 45) – человек обращен спиной к опоре и опирается на предплечья и ладони.






Обычное положение кисти (рис. 46) – четыре пальца выпрямлены и сомкнуты и являются продолжением предплечья руки, большой палец прижат к ладони.

Кисть свободна (рис. 47) – кисть является продолжением предплечья, но держится свободно без напряжения, пальцы свободно.

Кисть расслаблена (рис. 48) – кисть свободно висит вниз, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава.

Кисть в кулак (рис. 49) – четыре пальца согнуты и плотно прижаты к ладони, а согнутый большой палец прижат к указательному.

Кисть поднята (рис. 50) – кисть отведена вверх, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава.

Кисть опущена (рис. 51) – кисть опущена вниз, насколько позволяет подвижность лучезапястного сустава.

Пальцы врозь (рис. 52) – прямые пальцы разведены врозь.

Пальцы сцеплены (рис. 53) – разведенные врозь пальцы левой кисти проходят до предела между разведенными пальцами правой кисти. Затем пальцы левой руки прижимаются к тыльной стороне ладони правой кисти, а пальцы правой кисти – к тыльной стороне ладони левой кисти.



Руки вперед (рис. 54) – руки подняты вперед до уровня плечевого сустава (горизонтально полу), расстояние между ладонями равно ширине плеч. Ладони обращены внутрь друг к другу.

Руки назад (рис. 55) – руки отведены назад, ладони внутрь.

Руки вверх (рис. 56) – руки подняты вверх на ширине плеч, ладони обращены внутрь.

Руки в стороны (рис. 57) – руки подняты в стороны на уровне плечевых суставов (горизонтально полу), лопатки сведены, ладони обращены книзу.

Руки вниз (рис. 58) – прямые руки прижаты к туловищу.

Руки вверх наружу (рис. 59) – из положения вверх руки разводятся в стороны под углом 45°.



Руки вверх внутрь (рис. 60) – руки подняты вверх и касаются слегка согнутыми пальцами.

Руки влево (рис. 61) – руки отведены влево, правая рука согнута в локтевом суставе и находится горизонтально полу.

Руки вперед внутрь (рис. 62) – руки подняты вперед и касаются слегка согнутыми пальцами.

Руки вперед наружу (рис. 63) – из положения вперед руки разводятся в стороны под углом 45°.

Руки в стороны книзу (рис. 64) – из положения в сторону руки опущены вниз, так чтобы угол между туловищем и руками был равен 45°.

Руки вперед кверху (рис. 65) – руки подняты на 45° выше положения «вперед».

Руки вперед книзу (рис. 66) – руки опущены на 45° ниже положения «вперед».


Руки на пояс (рис. 67) – кисти согнутых рук опираются о гребни подвздошных костей – четыре пальца спереди, большим пальцем назад. Плечи отведены назад.

Руки перед грудью (рис. 68) – согнутые руки находятся на уровне груди. Средние пальцы соприкасаются. Ладони обращены книзу. Предплечья и кисти образуют прямую линию и находятся на уровне плеч.

Руки за голову (рис. 69) – руки согнуты за головой, локти в стороны, пальцы касаются затылка.

Руки на голову (рис. 70) – руки согнуты над головой, локти в стороны, сцепленные пальцы лежат на темени.

Руки к плечам (рис. 71) – согнутые руки касаются пальцами плеч, локти опущены вниз.

Руки перед собой левая рука сверху (рис. 72) – руки согнуты на уровне плеч, перед собой, левое предплечье над правым.

Руки за спину (рис. 73) – руки согнуты за спиной. Кисти обхватывают предплечья, пальцы касаются локтей

Руки скрестно вниз правая рука сверху (рис. 74) – руки находятся в скрестном положении около тела, правая рука сверху.

Руки согнуты вперед (рис. 75) – из положения руки вперед согнуть руки, кисти сжаты в кулаки и прижаты к плечам. Локти на уровне плеч.

Руки согнуты назад (рис. 76) – согнутые руки отвести назад до максимального положения. Кисти сжаты в кулаки.

Руки согнуты в стороны (рис. 77) – руки из положения в стороны согнуть так, чтобы кисти, сжатые в кулаки касались одноименных плеч, предплечья параллельны полу.





Правая согнута вперед (рис. 78) – правая нога согнута в коленном суставе до прямого угла вперед.

Правая согнута в сторону (рис. 79) – правая нога согнута в коленном суставе до прямого угла в сторону.

Правая в сторону на носок (рис. 80) – правую ногу выставить в сторону на носок. Масса тела на левой ноге.

Правая в сторону книзу (рис. 81) – отведение правой ноги в сторону на 45°.

Правая в сторону (рис. 82) - отведение правой ноги в сторону на 90°.

Правая вперед на носок (рис. 83) – выставление правой ноги на носок вперед. Масса тела на левой ноге.

Правая вперед книзу (рис. 84) – поднимание правой ноги вперед на 45°.

Правая вперед (рис. 85) – поднимание правой ноги вперед на 90°.

Правая назад на носок (рис. 86) – правая нога выставляется назад на носок.

Правая назад книзу (рис. 87) – правая нога поднята назад на 45°.

Левая согнута на носок (рис. 88) – левая нога слегка согнута в коленном суставе и упирается пальцами рядом с правым плюснево- фаланговым суставом.

Левая согнута назад (рис. 89) – левая нога согнута в коленном суставе назад до прямого угла.

Левая вправо на носок (рис. 90) – выставление левой ноги вперед вправо на носок. Масса тела на правой ноге.

Левая вправо книзу (рис. 91) отведение левой ноги вперед вправо на 45°.

Наклон (вперед) (рис. 92) – туловище предельно согнуто вперед. Наклон вперед прогнувшись (рис. 93) – туловище в горизонтальном положении, спина прогнута, голова отведена назад.

Наклон вперед книзу (рис. 94) – сгибание туловища книзу под углом 45° ниже горизонтальной плоскости.

Полунаклон (рис. 95) – сгибание туловища под углом 45° выше горизонтальной плоскости.

Наклон назад (рис. 96) – туловище максимально наклоняется назад, голова слегка наклонена назад




Наклон (вперед) (рис. 92) – туловище предельно согнуто вперед.

Наклон вперед прогнувшись (рис. 93) – туловище в горизонтальном положении, спина прогнута, голова отведена назад.

Наклон вперед книзу (рис. 94) – сгибание туловища книзу под углом 45° ниже горизонтальной плоскости.

Полунаклон (рис. 95) – сгибание туловища под углом 45°

выше горизонтальной плоскости.

Наклон назад (рис. 96) – туловище максимально наклоняется назад, голова слегка наклонена назад.

Наклон вправо (рис. 97) – туловище максимально наклонено вправо.



Голова прямо (рис. 98) – положение головы вертикальное, подбородок слегка приподнят и не выставляется вперед, линия надплечий горизонтальна, смотреть прямо перед собой.

Наклон головы вперед (рис. 99) – голова наклонена на 20° вперед.

Наклон головы назад (рис. 100) – голова наклонена назад на 30° до положения, когда взгляд обращен в потолок.

Наклон головы право (рис. 101) – голова наклонена вправо на 15-20°.

Поворот головы направо (рис. 102) – голова повернута вокруг вертикальной оси направо на 30-40°.

Круг головой вправо (рис. 103) – из и. п. голова прямо описать головой круг последовательно проходя положения – наклон головы: вправо – назад – влево – вперед – принять и. п.



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ГИМНАСТИКЕ .

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ
Исполнение многих упражнений спортивной гимнастики связано с риском и возможностями повреждений различных частей тела и организма человека в целом, поэтому каждый спортсмен и каждый тренер должны иметь понятие о травме и травматизме вообще, знать причины возникновения спортивных повреждений, чтобы сознательно, активно и умело предупреждать их.

Травма может возникнуть и в результате внутренних нарушений жизнедеятельности организма из-за болезненного состояния, переутомления, перетренировки. Ярко выраженным признаком травм является боль, которая проявляется не всегда, а лишь при резких или предельных по амплитуде движениях. По степени тяжести различают легкие, средние и тяжелые травмы.

Легкие травмы не вызывают потерю общей и спортивной работоспособности. В гимнастике они составляют 84,6 %. К ним относятся ссадины, потертости, ушибы, срыв кожи ладонной поверхности.

Травмы средней тяжести – травмы, сопровождающиеся потерей трудоспособности производственной, учебной и спортивной.

Они составляют 11,8 %. К ним относятся растяжения мышц и связок, вывихи, сотрясение головного мозга 1-й степени.

Тяжелые и очень тяжелые травмы – травмы, при которых спортсмен, получивший повреждение, нуждается в госпитализации или длительном амбулаторном лечении, они составляют 3,6 % от общего количества травм в гимнастике. К ним относятся разрыв ахиллова сухожилия, переломы верхних и нижних конечностей, повреждение позвоночника, сотрясение головного мозга 2-й и 3-й степени.

Среди причин травматизма выделяют такие.

1. Нарушения в организации занятий: большое число занимающихся у одного преподавателя; несвоевременное начало и окончание занятий; недостаточная воспитательная работа, нарушение дисциплины занимающимися.

2. Несоблюдение методических принципов физического воспитания: общеметодических принципов – сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности; специфических принципов – непрерывности построения занятий, прогрессирования воздействий физических нагрузок, цикличности, возрастной адекватности педагогического воздействия.

3. Неудовлетворительное состояние мест занятий и нарушение правил техники безопасности: несоответствие виду спорта размеров спортивного зала; неровности пола; нерегулярная проверка состояния инвентаря и спортивных снарядов; неправильная расстановка снарядов; неисправность снарядов и инвентаря; небрежная установка снарядов, неправильная укладка матов.

4. Несоответствие тренировочным занятиям спортивной формы занимающихся.

5. Несоблюдение санитарно-гигиенических условий при проведении тренировочных занятий в спортивном зале: температура (+15...+17 °С); отопление; освещение (естественное, искусственное); вентиляция (естественная, искусственная); чистота зала.

6. Недостаток медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся: несвоевременность и недостаточно тщательный профилактический медицинский осмотр; несоблюдение рекомендаций врача; непродуманная диспансеризация занимающихся после перенесенных травм, заболеваний или функциональных расстройств, допуск к занятиям без предварительного медицинского осмотра.

Заметив признаки переутомления, преподавателю (тренеру) необходимо принять меры по предотвращению травм.

Признаки переутомления: резкое снижение внимания; ухудшение качества выполнения упражнений; ухудшение координации движений; усиленное потоотделение и покраснение кожи лица.

РОЛЬ СТРАХОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ
В гимнастике большое разнообразие движений, некоторые из них достаточно сложные. Выполнение таких упражнений требует квалифицированной страховки и помощи.

Страховка – это совокупность средств, применяемых во время занятий для предупреждения травматизма. Помощь – один из важнейших методических приемов обучения. Помощь содействует: более быстрому овладению сложными гимнастическими упражнениями; созданию правильного двигательного представления у занимающегося; формированию двигательного навыка при освоении движения.

Выделяют следующие разновидности физической помощи: проводка – сопровождение ученика по всему движению или отдельной фазе; фиксация – задержка ученика преподавателем в определенной точке движения; подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу –вверх; поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз; подкрутка – кратковременная помощь при выполнении поворотов и вращений; комбинированные – сочетание всех выше указанных приемов.

Требования, предъявляемые к страхующему, следующие:

1. Хорошо разбираться в технике изучаемого упражнения и знать наиболее опасные места во время выполнения элементов или соединений.

2. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

3. Выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста.

4. При явной неуверенности или боязни гимнасту необходимо дать почувствовать хорошую поддержку.

5. Если гимнасту при дальнейшем исполнении упражнения грозит опасность, то его необходимо остановить, но так, чтобы это не послужило причиной падения со снаряда.

6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.

7. Широко применять для страховки технические средства (маты, ладонные накладки, петли, поролоновые маты и другие).

8. Применять индивидуальные и групповые страховки. При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка – умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок и найти другие варианты выхода из опасных ситуаций.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПО ГИМНАСТИКЕ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:

а) он должен иметь определенную учебную цель и частные за дачи;

б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;

г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;

д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.

Эти требования распространяются и на другие виды занятий физическими упражнениями: на школьный урок по другим спортивным дисциплинам; на занятия групп общей физической подготовки; на секционные занятия гимнастикой и другие внеурочные формы занятий.

ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ

Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.

С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов (контрольные упражнения, бланковые, аппаратурные методы, наблюдение и др.), он может определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике.

На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий, видеофильмов и т.п.

Моторная плотность на таких уроках невысокая.

Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания, задания с выбором и анализом действий друг друга. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.

Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений. Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся.

Структура урока подразумевает три части:

подготовительную, основную и заключительную.

Урок должен носить оздоровительный, образовательный и воспитательный характер; должен быть творческим; сохранять и осуществлять обучение и воспитание на всем протяжении урока, учитывать индивидуальные особенности занимающихся; иметь четкое конкретное определение цели и задачи; осуществлять правильный подбор методик и средств для решения поставленных задач; планировать уроки нужно так, чтобы каждый из них был органическим звеном в общей цепи уроков, тесно связанным по содержанию с предыдущим и последующими уроками.

ЗАДАЧИ, СТРЕДСТВА, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УРОКА

Подготовительная часть урока.

Общее назначение подготовительной части урока – подготовка занимающихся к выполнению задач основной части урока.

Задачи подготовительной части урока:

– организация учащихся и акцентирование их внимания на решение предстоящих двигательных задач;

– подготовка двигательного аппарата к выполнению упражнений на растягивание, требующих значительных мышечных напряжений;

– формирование навыков и умений выполнения двигательных действий с различными заданными параметрами (скорость,

длительность, мышечное напряжение, направление, ритм, темп и другие).

Средствами подготовительной части урока являются построения, перестроения; различного рода передвижения (ходьба, бег, подскоки, танцевальные движения); ОРУ без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и другие. Все эти упражнения должны исполняться учащимися в умеренной интенсивности и быть направлены на общую всестороннюю подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и организма в целом. Интенсивное исполнение упражнений может снизить работоспособность в основной части урока, поэтому не рекомендуется в подготовительной части урока развивать такие физические качества, как сила, выносливость, выполнять упражнения, связанные с большим мышечным напряжением.

Подбор гимнастических упражнений для этой части урока должен быть направлен на подготовку тех мышечных групп, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.

Для осуществления задачи эффективной подготовки учащихся к выполнению упражнений из основной части урока к преподавателю предъявляются следующие требования.

Преподаватель должен уметь:

– пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнении (синхронный, расчлененный, рассказ, показ);

– оказывать помощь при выполнении упражнений;

– исправлять ошибки в процессе выполнения упражнения;

– размещать занимающихся на площадке.

Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, используя при этом подсказки, зеркальный показ и подсчет.

Иногда следует указывать на допущенные ошибки, не прекращая при этом выполнение упражнения. Желательно при этом делать указания, согласуя их с темпом и ритмом выполняемого упражнения. Если ошибки допускаются многими занимающимися, тогда целесообразнее прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки.

Качество выполнения упражнений занимающихся, во многом зависит от места нахождения его на площадке. Преподавателю следует подбирает наиболее целесообразные построения и перестроения группы. Продолжительность подготовительной части урока может составлять 8-15 мин.

Основная часть урока. Общие задачи основной части урока:

– формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков;

– развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся.

На каждом уроке гимнастики эти задачи решаются совместно.

Овладевая техникой упражнений на гимнастических снарядах или изучая какой-либо способ преодоления препятствий, занимающиеся одновременно с этим развивают свои физические качества.

Процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значительного времени на операции, непосредственно не связанные с их выполнением (показ, объяснение техники, анализ попыток, постановка задач, а главное – очередность выполнения упражнений). Моторная плотность этой части урока едва достигает 3-4 % от ста возможных. Для исправления создавшегося положения необходимо резервировать какое-то время основной части урока на выполнение специальных упражнений, обеспечивающих оптимальный режим развития физических качеств. Относительно простая форма этих упражнений и возможность использования фронтального метода позволяют проводить их с любой необходимой моторной плотностью.

Средства основной части урока: упражнения на гимнастических снарядах; опорные прыжки; акробатические упражнения; прикладные упражнения; ОРУ повышенной интенсивности.

Выбор упражнений для конкретно взятого урока зависит от частных задач основной части, от возможностей занимающихся и других условий ее проведения. При этом особое значение придается индивидуальным возможностям занимающихся. Способности, трудолюбие, двигательная база у всех занимающихся в группе не могут быть одинаковыми. Таким образом, при выборе средств для повышения уровня физической подготовленности индивидуализация просто необходима.

Общие требования к проведению основной части урока:

– четкое представление занимающимися заданного упражнения;

– доступность выполнения упражнений (нарушение этого правила может привести к возникновению стойких ошибок, в отдельных случаях – к травмам);

– повышение качества выполнения заданного упражнения;

– оптимальное количество повторений заданных упражнений;

– безопасность выполнения упражнений.

Для выполнения перечисленных выше требований преподаватель должен уметь пользоваться всеми способами информирования занимающихся об упражнении; оказывать физическую помощь при выполнении упражнений; анализировать выполненное действие. Продолжительность основной части урока может быть 25-55 мин.

Заключительная часть урока.

Основные задачи заключительной части урока:

– постепенное снижение двигательной активности занимающихся;

– создание благоприятных условий для приведения организма в относительно спокойное состояние;

– подведение итогов урока;

– объяснение домашнего задания.

Средства заключительной части урока:

– успокаивающие (ходьба, упражнения на расслабление); – отвлекающие (упражнения на внимание, музыкальные задания и другие);

– способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся (игры, эстафеты, танцевальные движения и другие).

Не следует беспокоиться о возможном повышении частоты пульса и дыхания при выполнении этих упражнений, потому что оно будет относительно умеренным и быстро придет в норму.

Педагогическое значение упражнений, способствующих повышению эмоционального состояния занимающихся, трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное настроение, а главное – усиливают желание занимающихся регулярно посещать занятия гимнастикой.

Продолжительность заключительной части урока составляет 5-8 мин.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основные задачи и содержание урока определяются на основе рабочей программы и плана-графика прохождения учебного материала.

Главным документом, которым пользуется учитель для непосредственной подготовки и проведения урока, является план- конспект. Каждый конспект урока должен содержать: задачи; физические упражнения, распределенные по частям (при этом вначале уясняется содержание основной части урока, затем подготовительной и заключительной частей); дозировку физических упражнений, организационно-методические урока, класс, место проведения и необходимый инвентарь.

При описании упражнений отдельных частей урока необходимо учитывать определенные требования. Так, например, при описании строевых упражнений в подготовительной части урока в графе «Содержание» желательно перечислять названия этих упражнений (движение в обход налево, движение по диагонали, перестроение из одной колонны в три поворотами в движении, размыкание влево приставными шагами и т.п.). В графе «Дозировка» в зависимости от характера упражнения может быть указано время, необходимое на проведение данного упражнения, количество повторений или расстояние, которое преодолевается. В организационно-методических указаниях можно приводить схемы передвижений и перестроений, точное описание команд для выполнения того или иного строевого упражнения, на что и на какие детали необходимо обратить внимание при выполнении этих упражнений.

При описании общеразвивающих упражнений в графе «Содержание» указывается исходное положение, затем под счет записывается само упражнение. В связи с тем, что уроки гимнастики желательно проводить с музыкальным сопровождением, в графе «Дозировка» количество повторений

Каждого упражнения необходимо согласовать с длительностью музыкального периода (32 счета). Поэтому каждое упражнение в зависимости от сложности и класса может быть выполнено на протяжении одного (32 счета) или двух (64 счета) периодов. Если отдельное упражнение записано на два счета, например, 1 – присесть, руки на пояс; 2 – встать, то такое упражнение за один музыкальный период можно повторить 16 раз, за два периода 32 раза. В случае, когда упражнение рассчитано на 4 счета, то за один музыкальный период его можно выполнить 8 раз, за два периода 16 раз; упражнение на 8 счетов за один музыкальный период можно выполнить всего 4 раза или 8 раз за два периода. Эти же правила необходимо соблюдать при проведении танцевальных упражнений. В организационно-методических указаниях следует называть способ проведения общеразвивающих упражнений (раздельный, поточный, проходной, круговая тренировка), при описании каждого упражнения указывать способ информирования учащихся (показ, рассказ, показ и рассказ, по разделениям), основные элементы техники исполнения.

Упражнения основной части урока записываются в последовательности разучивания или совершенствования. Вначале идет наименование гимнастического снаряда или вида упражнения в графе «Дозировка», напротив названия снаряда или вида упражнения указывается продолжительность занятий в минутах, а напротив подводящих упражнений – количество повторений. В организационно-методических указаниях могут быть записаны указания по организации урока (порядок смены упражнений, характер организации учащихся и самостоятельной, работы подготовка и уборка мест для занятий, страховка, помощь, способы организации учащихся: фронтальный, групповой и т. п.) и по методике обучения (изучение нового, повторение, совершенствование, устранение ошибок, оценка упражнения и т п.).

Подвижные игры обычно записываются в форме игровой карточки и прилагаются к конспекту урока. Примерная форма игровой карточки должна содержать следующие пункты:

Наименование игры

Цель игры;

Класс:

IV-VI классы;

Место проведения;

Количество играющих.

В заключительную часть урока записываются упражнения, способствующие успокоению организма занимающихся, задания на дом. В методических указаниях даются замечания преимущественно о дыхании и осанке.

Планом-конспектом должны предусматриваться все стороны деятельности учителя и учащихся не только непосредственно на уроке, но и та работа, которую необходимо выполнить до его начала. Так, например, при постановке задач урока возникает необходимость в изучении литературы, подборе подводящих упражнений, повторении терминологии, подготовке карточек с описанием последовательности упражнений. Может оказаться, что необходимо потренировать себя в подаче команд, в подсчете темпа движений, проверить себя в элементах страховки, выборе места, показе упражнений, выучить общеразвивающие упражнения. Если учитель чувствует себя недостаточно подготовленным для демонстрации какого-либо упражнения, то он должен отшлифовать технику его выполнения.

Опробование и совершенствование движений, действий, которые намечено демонстрировать учащимся, приемов помощи и страховки обеспечат двигательную подготовку учителя к проведению урока. В случае, когда упражнение не получается и учитель не может им овладеть, необходимо подготовить своих помощников из числа успевающих учеников, предусмотрев не только техническую, но и методическую подготовку. Немаловажное значение имеет безукоризненный внешний вид учителя: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистом и опрятном. Необходимо также отработать манеру держаться перед учащимися, передвигаться, пользоваться жестом, умение подавать команды и объяснять упражнения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ УРОКА ПО ГИМНАСТИКЕ

Каждому учителю необходимо владеть умением вести педагогический контроль и анализ уроков как других учителей, так и своих. Правильно организованные наблюдения и анализ уроков способствуют не только лучшему их проведению, но и развитию педагогического мышления, овладению методами научного исследования. Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением урока являются

Педагогическое наблюдение

В целях проведения педагогического наблюдения за ходом урока и последующего его анализа необходимо иметь план наблюдений. В литературе имеется значительное число схем анализа уроков физической культуры. Однако во многих случаях они не совсем отвечают требованиям и специфике наблюдений за подготовленностью к уроку и проведением урока гимнастики. Учитывая сказанное, мы предлагаем следующий план наблюдений и анализа. Он хорошо запоминается, так как соответствует логике подготовки и проведения урока и включает несколько частей.

1. Подготовленность учителя к уроку. В этой части проверяется и оценивается состояние конспекта урока и подготовка условий для его успешного проведения. В конспекте урока анализу подвергаются: правильность и логичность постановки задач; соответствие подобранных средств и методов поставленным задачам; соответствие формы конспекта установленным требованиям.

Подготовка условий для успешного проведения урока предполагает: подготовку мест занятий, инвентаря и учебных карточек; использование нестандартного оборудования; обеспечение санитарно-гигиенических требований к местам занятий; подготовку помощников и технических средств.

2. Проведение урока. Наиболее эффективно наблюдение за проведением урока можно осуществлять по частям урока.

В подготовительной части урока целесообразно проследить за своевременностью и организованностью начала, урока за четкостью и доступностью сообщения задач урока. При выполнении строевых упражнений необходимо обратить внимание на правильность и своевременность подачи команд, требовательность при их выполнении, умение держаться перед классом, владение командным голосом, умение выбирать правильное место. При проведении общеразвивающих упражнений необходимо обратить внимание на их соответствие конкретному классу и дозировку, направленность на решение задач основной части урока; умение объяснять и показывать упражнения, владение способами проведения общеразвивающих упражнений; умение выполнять упражнения с музыкальным сопровождением; умение исправлять ошибки и вести подсчет по ходу выполнения упражнений. Немаловажным моментом в проведении подготовительной части урока является умение проводить танцевальные упражнения и упражнения на внимание, а также своевременность завершения этой части урока согласно плану-конспекту.

В основной части урока прежде всего оценивается умение пользоваться гимнастической терминологией, владение методом показа, приемами оказания помощи и страховки, умение правильно организовать учащихся при обучении различным видам упражнений. Оценивается также умение провести подвижную игру, владение приемами и методами обучения и устранения ошибок, организация текущего учета успеваемости и проверка домашних заданий.

В заключительной части наблюдению и анализу подвергаются проводимые упражнения, их соответствие задачам этой части, подведение итогов урока, домашние задания, своевременное и организованное окончание урока.

3. Заключение по уроку. Конечным этапом анализа урока являются выводы и рекомендации. Делая выводы, нужно остановиться на выполнении задач отдельными учениками и классом в целом, выделить положительные стороны и недостатки, оценить профессионально-педагогический уровень учителя (теоретическую, методическую, речевую и двигательную подготовленность), высказать предложения по устранению обнаруженных недостатков, дать общую оценку урока.

Для этой цели по каждому пункту схемы наблюдения и анализа урока можно проставить соответствующие баллы, например, от 1 балла (действие выполнено с грубейшими ошибками или не соответствует требованиям) до 5 баллов (действие или пункт выполнен в соответствии с требованием); после чего, подсчитав наибольшее количество тех или иных оценок за каждый пункт, можно определить оценку за урок.

Хронометрирование урока по гимнастике.

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. В школьной практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов деятельности учащихся на уроке для определения общей и моторной плотности. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока или его части.

Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение, времени,использованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности.

Хронометрирование урока гимнастики целесообразно проводить по следующим видам деятельности учителя и учащихся:

1) слушание учителя и наблюдение за выполнением упражнепоказ упражнений учителем, наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола учета данных хронометража;

2)выполнение физических упражнений(элементы строевых упражнений и общеразвивающие упражнения; упражнения на внимание и танцевальные упражнения; подводящие и основные упражнения; подвижные игры; упражнения на координацию и развитие физических качеств);

3)отдых и ожидание учащимися очередного выполненияза дания. В этой графе отражается время ожидания учащимися очередного выполнения упражнения, а также кратковременный отдых, предоставленный ученикам в целях регулирования физиологической нагрузки;

4)действия по организации занятий (перестроения, подготовка мест занятий, уборка снарядов и матов, переходы от одного снаряда к другому и т. п.);

5) простои по вине учителя. К этому виду учета времени относят: опоздание класса к началу урока или преждевременное отпускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря ит. п., т. е. то, что может быть устранено в результате более оперативных и заранее продуманных действий учителя. Точный учет времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из зала. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.

Протокол должен содержать следующие пункты: тема занятия; урок провел; дата; время; школа; класс; место проведения; количество учащихся (мальчиков –, девочек –); номер урока; задачи урока; фамилия наблюдаемого; фамилия наблюдающего.

Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в специальном протоколе.

Определение физической нагрузки во время урока.

Анализ и оценка проведенного урока будут более полными, если к материалам наблюдений и хронометрирования добавить данные физической нагрузки учащихся во время урока. Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным и распространенным является измерение частоты ударов пульса (пульсометрия). Как правило, пульс измеряют у одного и того же ученика перед началом урока и сразу после выполнения того или иного упражнения. Пульс подсчитывают в течение 10 с, количество ударов умножают на 6, чтобы установить число ударов в минуту Результаты подсчета пульсовых ударов фиксируются в протоколе учета пульсовых данных. Во время урока удобно записывать только количество ударов за 10 с, а затем подсчитать за минуту. На основе данных протокола составляют кривую нагрузки. Для этого по вертикальной оси откладывают количество ударов пульса, начиная от 70, а по горизонтальной – время измерения пульса.

Пульсометрия играет вспомогательную роль в оценке качества занятия. Всесторонний анализ отдельных пульсовых данных и пульсовой кривой позволяет оценить правильность и эффективность нагрузок. Однако следует иметь в виду, что показатели пульса у разных учащихся, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают.

Изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в занятиях физическими упражнениями достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульса возможна лишь при анализе всех данных педагогических наблюдений с учетом типа урока и предусмотренного содержания. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки. Верхняя граница ЧСС (частота сердечных сокращений) после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 уд./мин. Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160 уд./ мин, и низкой – 110-130 уд./мин. В каждый урок рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной. Индивидуально исходный потолок – максимум ЧСС – определяется вычитанием из 220 числа, соответствующего возрасту занимающегося.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока.

Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: движением рук – поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисходящую мелодию – принять упор присев. На волнообразный мелодический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое – при выполнении резких, коротких движений. Правильно подобранная мелодия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями способствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым.

Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям.

Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др.

Умеренный темп используется для сопровождения большинства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

«Динамика» в переводе с греческого означает «сила».

Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты.

Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.

Ритм – это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками. За единицу измерения принята целая нота – о. Она длится четыре счета.

Звук вдвое короче обозначается половинной нотой – J и длится два счета и т.д.

Ритмический рисунок – это организованное сочетание длительностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.) Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а длительность каждого хлопка – длительности данного нотного знака.

С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при музыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движении. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет – хлопок, под 3 счета – удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движениями головой, руками, ногами и туловищем.

Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героическим и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока учащихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколько кругов) или шеренгу. Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

1 Раздельный способ. Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Способ наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также освоения упражнений комплекса при проведении урока поточным способом. Способ представляет наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения.

Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются команды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек (о. с, стойка ноги врозь и т. п.), или положение седа, если упражнение выполняется лежа.

Для перевода учащихся из положения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соответствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!».

Несмотря на ряд положительных сторон, раздельный способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого числа пауз между упражнениями. Поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов проведения ОРУ.

2. Поточный способ. Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X- XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

– во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;

– во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны

– в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.

Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний» – упражнение начинают выполнять последний раз– и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Создание представлений о последующих упражнениях комплекса осуществляется либо по показу в момент перехода к другому упражнению поcле команды «МОЖНО», либо по предварительному объяснению и показу одновременно с выполнением предыдущего упражнения.

Одной из разновидностей проведения ОРУ поточным способом является ритмическая гимнастика.

Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику.

Поэтому уделим немного внимания этим вопросам. Для проведения подготовительной части урока можно использовать не полные комплексы ритмической гимнастики, рассчитанные на 45 или 9 минут, а только ту их часть, которая выполняется стоя (разминка). При этом комплекс может состоять из следующих упражнений:

1) на осанку;

3)танцевальные шаги;

2)типа ходьбы на месте;

4)общего воздействия;

5)для мышц, шеи;

6)для рук и плечевого пояса;

7)для туловища; 8)для ног;

9)разновидности бега и прыжков.

Для составления таких комплексов можно использовать отдельные упражнения или фрагменты комплексов, имеющихся в литературе, передаваемых по ЦТ и т. п.

3. Проходной способ. Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг 2, в 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, учащиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением вперед:

1-3 – начиная левой три шага вперед;

4 – приставить правую,

5 – присед, руки в стороны;

6 – встать, руки вверх;

7 – присед, руки вперед;

8 – и. п. Учитель, продвигаясь вперед спиной к классу, показывает первое упражнение, и по ко манде занимающиеся первой шеренги начинают выполнять его. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в первый раз вторая шеренга занимает. и. С началом выполнения упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая шеренга и т. д. Таким образом, каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После этого противоходом налево и направо в обход по два человека учащиеся бегом возвращаются в и. п. Следующим проходом они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполняют новое.

Такой способ позволяет включать в занятие не только типичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное сопровождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащиеся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточным способами.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта