Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологическое и стилистическое своеобразие литературно-критической мысли 18 века. Основные представители

  • ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА – начальный период (предкритика)

  • Василий Кириллович Тредиаковский

  • Михаил Васильевич Ломоносов

  • Александр Петрович Сумароков.

  • Особенности

  • 3. Основные литературно-критические положения сентименталистской критики. Борьба карамзинистов и шишковистов в истории русской критики: основные позиции и итоги.

  • Николай Михайлович Карамзин

  • Н. М. Карамзин «Отчего в России мало авторских талантов»

  • Н. М. Карамзин «Письмо к издателю». А. С. Шишков «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка».

  • 4. Ранний индивидуалистический романтизм в критике. Основные представители.

  • Василия Андреевича Жуковского

  • Константина Николаевича Батюшкова

  • критика. История критики Понятие о литературной критике. Литературная критика в ряду других филологических дисциплин


    Скачать 443.5 Kb.
    НазваниеИстория критики Понятие о литературной критике. Литературная критика в ряду других филологических дисциплин
    Анкоркритика.doc
    Дата11.03.2018
    Размер443.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакритика.doc
    ТипДокументы
    #16522
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Сайченко Валерия Викторовна

    История критики

    1. Понятие о литературной критике. Литературная критика в ряду других филологических дисциплин.

    ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА:

    1.любая филологическая рефлексия по поводу любого словесно-организованного текста.

    2.род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности, направленный на понимание и оценку по преимуществу современных словесно-художественных произведений.

    Критика в переводе с греч. – «разбор», «обсуждение».

    ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ:

    1) Цель ЛК не изучение литературы, а формирование самой литературы из отдельных художественных миров. ЛК является составной частью литературы.

    Белинский: «Критика – самосознание литературы»

    2) Критика обязательно должна быть художественной и научной одновременно

    Андрей Белый: «Критик, оставаясь ученым, всегда поэт».

    Леонид Гросман: «Диссертации дрыхлеют, художественные этюды остаются».

    3) Публицистичность, актуальность, провокационность (повышенная диалогическая активность).

    4) Хороший критик – это всегда хороший читатель.

    Роман Барт: «Критика занимает промежуточное положение между наукой и чтением».

    Иван Ильин: «Критик больше, чем просто читатель, он – художественно аналитический читатель».

    5) Объектом ЛК может быть словесно-художественное произведение любого эстетического достоинства.

    ЛК с т. зр. субъекта критической рефлексии (того, кто ее пишет) бывает:

    1. профессиональная – творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий. Мера профессионализма критика определяется умением понять и оценить литературное произведение, исходя из внутренних свойств текста и многосторонних современных духовных потребностей общества. Традиционные жанры: литературно-критические статьи, циклы статей, обзоры, годовые или иные по своим хронологическим объемам обозрения, очерки, рецензии, программные манифесты, эссе, диалоги, библиографические заметки и аннотации. Проф. критика - явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением.

    2. писательская – подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступление литераторов, основной корпус творческого наследия которых составляют художественные тексты. Литературно-критическая позиция писателя выражается в эссеистских набросках, заметках, отрывках, раздумьях дневникового характера, эпистолярных признаниях, разного рода суждениях о современной литературе, включенных в образный строй собственных художественных произведений.

    3. читательская (любительская) – разнообразные аргументированные реакции на современную художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом. Читательская критика отмечена печатью непосредственности, проникнута духом исповедальности. Самый распространенный жанр – письма, адресованные писателям, профессиональным критикам, издателям.
    2. Методологическое и стилистическое своеобразие литературно-критической мысли 18 века. Основные представители.

    Формирование русской литературной критики – длительный процесс, начавшийся в петровскую эпоху и связанный как с изменениями в литературном сознании (прежде всего с возрастанием индивидуального авторского начала), так и с усложнением характера литературной коммуникации, расширением и расслоением читательского круга.

    Петровские реформы дали мощный толчок развитию российского общества. В самых разных сферах духовной жизни обнаруживали себя просветительские идеи: была учреждена Академия наук (1725), открыт Московский университет (1755), развертывалась книгоиздательская деятельность, появились первые газеты и журналы. Русская литература и критика 18 века развивалась в тесном контакте с западноевропейским просветительским движением, не только осваивая мировой эстетический опыт, но и выражая растущее национальное самосознание.

    Начальный этап в развитии русской литературной критики связан с утверждением в отечественной литературе классицизма (1740-1770-е годы). Специфика критики этих десятилетий состояла в ее невыделенности среди других форм литературно-художественной и научно-литературной деятельности.

    ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА – начальный период (предкритика)

    Критические суждения о литературе долгое время являлись привилегией русских писателей. В 18 веке критическое выступление чаще всего становилось обоснованием авторского права на индивидуальный эстетический опыт, своеобразной формой защиты автором своего произведения от возможных нападок. критическое начало ярко заявляло о себе в «письмах», «рассуждениях» и «предисловиях», которыми авторы нередко сопровождали издаваемые сочинения, а также в многочисленных эстетических трактатах и «риториках». «Письма», «рассуждения», «предисловия» выполняли по существу функцию литературной критики, становясь посредниками между автором и читателями, направляя и воспитывая эстетический вкус образованной части российского общества и начинающих авторов.

    Литературно-критические суждения писателей-классицистов носили нормативный, во многом «филологический» характер.

    Главными «жизненными центрами» рождающейся литературы стали споры вокруг проблем литературных жанров, стилевой упорядоченности и языковой ясности.

    Василий Кириллович Тредиаковский вынес своеобразный приговор устаревшей силлабической системе стихосложения по польскому образцу, подчеркнув ее неорганичность для отечественной словесности: большего «сладкоголосия» достигает русский народ в своих песнях, построенных по тоническому принципу. Разрабатывая начала новой силлабо-тонической системы стихосложения, автор трактата впервые вводил понятия «тонического размера» и «стопы» («Новый и краткий способ к сложению российских стихов»).

    Михаил Васильевич Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» объявил силлабо-тонический принцип стихосложения наиболее соответствующим духу русского языка, выделив среди других стихотворных размеров ямб. Существенной преградой для художественного творчества вместе с Тредиаковским считал и не упорядоченность лексического состава русского языка. В «Речи о чистоте российского языка» Тредиаковский заявлял, что «славяно-российский» язык для «мирской книги очень «темен», а поэтому литературным вполне может стать русский разговорный язык. Подлинным преобразователем РЯ стал Ломоносов (автор «Риторики», «Российской грамматики» и «Предисловия о пользе книг церковных в российском языке»). Он изложил учение о трех «штилях», разграничив разные стихии языка и закрепив за ними определенные жанры. «Высокий» стиль характерен для героической поэмы, оды и речей «о важных материях»; «посредственного» («среднего») стиля должны держаться театральные сочинения, сатиры, элегии и стихотворные дружеские письма; «низкий» стиль приличен для комедий. эпиграмм, песен, дружеских писем в прозе.

    Александр Петрович Сумароков. Окончательное утверждение эстетики классицизма на русской почве знаменовалось появлением его стихотворного трактата «Две Эпистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве». В переработанном варианте эти эпистолы составят основу опубликованного позже труда «Наставление хотящим бытии писателями». «Эпистолы» предлагали читателям систему норм и правил, следование которым могло бы привести к созданию литературы нового европейского типа». Он не столько подводил итоги литературного развития (литература русского классицизма в этот период находилась еще в стадии становления), сколько подготавливал для него почву. Единственным русским поэтом, получившим высокую оценку в труде, являлся Ломоносов как автор од.

    Важное место в литературно-критических выступлениях писателей-классицистов занимала проблема литературных жанров. Они стремились не только дать их классификацию, но и разработать теорию отдельных литературных жанров, расцвет которых, по их мнению, выведет новую русскую литературу на мировой уровень.

    Особенности:

    - терминологическая невнятность (нет терминов)

    - нет языка литературы, поиск языка

    - основная черта литературы – НОРМАТИВНОСТЬ (возникновение теории литературы – «3 штиля»)

    - жанры ЛК: эпистолы, поэтики, риторики, рассуждения

    - разработка теории классицизма

    - острая полемичность

    - зачастую критик, автор, журналист – одно лицо

    - внимание к авторитетным зарубежным текстам (трактаты Буало).

    3. Основные литературно-критические положения сентименталистской критики. Борьба карамзинистов и шишковистов в истории русской критики: основные позиции и итоги.

    ЭПОХА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА (рубеж 18 -19 вв.)

    Одно из самых ярких явлений в русской литературной критике последней трети 18 века – зарождение и расцвет сентименталистской критики. Возникновение европейского и русского сентиментализма было связано с кризисом рационалистического миропонимания и активной переоценкой этических и эстетических ценностей, сложившихся в условиях абсолютистской государственности.

    В произведениях русских писателей-сентименталистов целомудренная природа противопоставлялась цивилизации, представители демократических низов – обитателям дворцов, уединенная жизнь в кругу друзей – светской суете и исканию почестей. Гуманистический пафос сентиментализма находил свое воплощение главным образом в жанрах прозы – в повести, романе, в жанре путешествия.

    Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николай Михайлович Карамзин.

    Многогранная деятельность Карамзина – писателя, историка, публициста, критика, журналиста - оказала мощное воздействие на духовную жизнь общества конца 18 – первой трети 19 века.

    Карамзин прочно связал критику с эстетикой как «наукой вкуса», которая «учит наслаждаться прекрасным». Оценка произведения, считал он, должна быть основана не на выяснении его соответствия жанровому канону, но на вкусе, внутреннем чувстве изящного. Вкус в писателе и критике «есть дарование», которое не приобретается учением.

    В критических выступлениях Карамзина одно из центральных мест заняла проблема индивидуальной характерности явлений, обусловившая повышенное внимание к личности писателя, к новаторским поискам в сфере литературных жанров, к индивидуальным особенностям характеров персонажей, психологизму. Карамзин начал переоценку места и роли чувства как во внутренней жизни человека, так и в его общественном бытии, возвел «чувствительность» в ранг основополагающих мировоззренческих принципов.

    Карамзин смог теснее, чем его предшественники, сблизить критику с журналистикой, придать ей животрепещущий, злободневный характер.

    Во многом благодаря его периодическим изданиям – «Московскому журналу» и «Вестнику Европы» - читатели приучались ожидать критические отзывы на литературные новинки.

    Убежденный в необходимости критики для развития отечественной словесности, Карамзин регулярно помещал на страницах «Московского журнала» отзывы о новых книгах – русских и иностранных. Здесь окончательно оформился весьма важный для русской критики жанр рецензии. Нарушая сложившиеся в критике традиции, Карамзин говорил не о нравственной пользе произведения, а прежде всего о его художественной стороне.

    Раскрывая в статьях и рецензиях принципы эстетики сентиментализма, Карамзин акцентировал внимание на таких понятиях, как «естественность», «натуральность», психологическая достоверность.

    Новый этап в литературно-критической деятельности Карамзина связан с изданием им журнала «Вестник Европы», имеющего просветительскую и патриотическую направленность.

    Особенности ЛК:

    - внимание к человеческой ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

    - теория характеров

    - проблема писательской индивидуальности

    - писатель всегда «выскажется» против своей воли

    - чтобы не назидать, не воспитывать – писатель должен иметь доброе сердце

    - ЛК – наука вкуса, которая учит наслаждаться прекрасным – ЛК ответственна перед вкусом читателя

    - внимание критики к исторической теме в литературе, вопрос о национальной индивидуальности: призыв к изображению России, чтобы подчеркнуть национальное достояние страны.

    ПОЛЕМИКА карамзинистов и шишковистов: впервые в рамках полемики возник вопрос о направлении развития русской национальной литературы.

    На страницах журнала «Московский Меркурий» была опубликована известная статья его издателя Макарова, направленная против Шишкова, - «Критика на книгу под названием: «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Издатель журнала активно поддерживал языковые новации Карамзина, вызвавшие нападки Шишкова, - его ориентацию на сближение литературного языка с разговорным языком образованной части российского общества – и решительно отводил шишковские упреки Карамзину в отсутствии патриотизма.

    Н. М. Карамзин «Отчего в России мало авторских талантов»: продолжал свои более ранние размышления о природе таланта и условиях его формирования. Признавая талант «вдохновением природы», Карамзин, однако, считал, что он должен созреть в учении, «в постоянных упражнениях». Писателю необходимо развить тонкий вкус, «овладеть духом языка своего», приобрести «знание света». Если обстоятельства «не благоприятствуют» развитию дарований, то они «по большей части гаснут». Обращаясь к вопросу, вынесенному в заглавие статьи, Карамзин отвергал «климатическое» объяснение развития культуры, свойственное некоторым французским просветителям.

    Н. М. Карамзин «Письмо к издателю».

    А. С. Шишков «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка».

    В последние два десятилетия 18 века, во многом благодаря Карамзину и его единомышленникам, происходит осознание критики как особой, самостоятельной разновидности литературной деятельности. Критика начинала подниматься уже не как негативная оценка или возражение своему литературному противнику, но как опыт анализа произведения, эстетическая оценка его содержания и художественных достоинств, основанная на внутреннем чувстве изящного.

    Субъективность критического высказывания приобретала в глазах критиков-сентименталистов особую ценность, если это высказывание основывалось на глубоком чувстве и знании прекрасного.


    4. Ранний индивидуалистический романтизм в критике. Основные представители.

    Первые 2 десятилетия 19 века – переходная литературная эпоха, время формирования новых направлений, переоценки художественных ценностей. Правление Александра 1, подготовка реформ, пробуждение национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, активизировали общественную и литературную жизнь России. Выходят новые журналы, возникают литературные общества, оживляется литературная полемика.

    1800-1810-е годы современные исследователи определяют как эпоху предромантизма, зародившегося на русской почве в недрах сентиментализма.

    Одной из главных проблем русской критики предромантической эпохи стала проблема национальной самобытности отечественной культуры, проявлявшаяся и в бурных дискуссиях по вопросам языка и слога, и в размышлениях о принципах перевода, и в широком интересе к событиям и темам русской истории.

    Из всех литературных течений начала 19 века наибольшим творческим потенциалом обладал романтизм. Признав личность высшей ценностью бытия, европейские и русские романтики обратились к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (Белинский).

    Создание «новой школы» в русской поэзии и соответствующей запросам этой школы новой критики связано с именем Василия Андреевича Жуковского. Его статьи, размышления об искусстве в письмах и дневниках, многочисленные эстетические конспекты, являющиеся важным свидетельством активного самообразования и самоопределения, - богатейший материал для осмысления вклада поэта в русскую критику. Расцвет деятельности Жуковского как критика связан с журналом «Вестник Европы». Он являлся редактором журнала на протяжении двух лет, а потом – его активным сотрудником. Его статьи «О критике», «О сатире и сатирах Кантемира», «О басне и баснях Крылова», «Московские записки», «О переводах вообще, и в особенности о переводах стихов», раскрывающие процесс становления романтической критики, опирались на солидный теоретический фундамент: стремясь осмыслить вопрос о природе поэтического воссоздания действительности, о роли фантазии в творческом процессе, о специфике восприятия художественного произведения, Жуковский составлял «Конспект по истории литературы и критики». Конспектируя и переводя произведения Баттё, Лагарпа, Мармонтеля, Вольтера, Руссо и других теоретиков, предшествовавших романтизму, Жуковский искал в европейской эстетике близкое себе, полемизировал с авторами, создавая систему собственных эстетических понятий. На первый план в его размышлениях выступал вопрос о субъективном начале в искусстве, свободе творчества, «вымыслах», их «действии на душу», что означало ориентацию на иное, антирационалистическое искусство. Пафосом труда Жуковского становилось требование изображать «внутреннего человека», «трогать, восхищать, очаровывать душу».

    Рассуждения Жуковского об «истинной критике» подкреплялись его собственными литературно-критическими опытами. Впервые в русской критике он пытался понять различные явления искусства в их историческом развитии. Жуковский приблизился к пониманию искусства как свободной, имеющей цель в самой себе творческой деятельности человека. Романтические веяния ощутимы в его стремлении отказаться от прямой дидактики и ограничить искусство областью «изящного», уравновесить поэтическое начало и нравоучение в басне, подчеркнуть в ней привлекательность фантастического, чудесного. Поэтический перевод для него – сотворчество, создание самостоятельного художественного мира, равноценного тому, что был воплощен в оригинале.

    Жуковский: «Критика есть суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное. Что такое вкус? Чувства и знание красоты в произведениях искусства».

    - Писатель служит идеалу.

    - Вопрос об индивидуальности предельно абсолютизирован

    - Воспитание отдельного индивидуального романтического ощущения

    - Литература не должна заниматься вопросами нравственности или логики.

    - Цель – эстетический идеал, абсолют.

    - Рассматривал проблему переводов: «переводчик в прозе – раб, в поэзии – соперник».

    Разрушению прежних рационалистических воззрений на искусство и утверждению новых, романтических представлений способствовала и литературно-критическая деятельность Константина Николаевича Батюшкова. Сформировавшийся на раннем этапе развития русского романтизма, Батюшков был устремлен к поискам новых художественных идей и новых форм. В то же время в его критических выступлениях, как и в художественном творчестве в целом, явственно проступали черты «переходности». Главные черты облика Батюшкова-критика – независимость от господствующих литературных мнений и сознательно избранная позиция дилетанта в литературе, открывающие широкие возможности для творческих поисков. Батюшкова отличало глубокое понимание особой роли слова в поэтическом искусстве требование упорно работать над словом (предъявляемое к себе и поэтам-современникам). Впервые в русской критике он осознал и публично поставил вопрос «о влиянии легкой поэзии на язык». Он считал, что «легкая поэзия» теснее, чем какой-либо другой род, связана с жизнью, глубже отражает мировосприятие современного человека и потому обладает большими возможностями для развития.

    Батюшков: «Поэзия - пламень небесный..», «Пиши, как живешь, и живи, как пишешь»

    - Интересен романтический пафос

    - Влияние человеческой души и поэзии
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта