Главная страница
Навигация по странице:

  • Сервий Туллий (578-535 гг. до н.э.)

  • Августе Октавиани (63-14 г. до н.э.)

  • Вопросы для контрольной проверки знаний

  • Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.)

  • Данте Алигьери (1265- 1321 гг.)

  • Франческо Петрарка (1304-1374 гг.)

  • Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино / 1379-1444 гг.)

  • Валла Лоренцо (1405-1457 гг.)

  • Пьетро Помпанацци (1462-1525)

  • Челио Секондо Курпоне (1503-1569 гг.), Ульрих Цвигли (1484-1531 гг.) и Жан Кальвин (1509- 1564 гг.), Марселий Паду- анский (1280-1343 гг.)

  • Томас Мор (1478-1535 гг.)

  • Социология. История социологии


    Скачать 2.89 Mb.
    НазваниеИстория социологии
    АнкорСоциология
    Дата09.04.2022
    Размер2.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория социологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #457313
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и Лукреций
    (около 99-55 гг. до н.э.) выступали в ка- честве теоретиков индивидуализма. Со- гласно философам идеалом общества вы- ступает атараксия – состояние невозму- тимости и душевного покоя, разумного наслаждения жизнью, удовлетворенности собой и жизнью, достигаемой лишь муд- рецами. Инструментами для достижения данного состояния являются развитие познавательных способностей, избавление от невежества, уклонение от страданий. Примечательны также их суждения о популярных в то время вопросах о жизни и
    Эпикур
    (образ Леонардо Да Винчи)
    Эпикур
    (образ Леонардо Да Винчи)

    13 смерти: душа смертна, нет ни ада, ни рая,
    «пока мы живем смерти нет, когда умерли – нет нас».
    Таким образом для учений Древней Гре- ции характерны следующие черты: характер утопий, крайняя противоречивость друг дру- гу по осям материализм-идеализм, атеизм- религиозность, индивидуализм- коллективизм. Анализ развития социологиче- ских знаний в Древнем мире свидетельствует об огромном скачке в развитии от наивных представлений о реальности до создания со- циально-философских систем и обобщений, способствующих более достоверному пред- ставлению человека об окружающем мире, о своем обществе, самом себе и своем бытии [8].
    Необходимо отметить, что в древности были зачатки и эмпириче-
    ских исследований, как правило, в виде переписей. Упоминание в
    Библии о первой переписи населения у древних евреев относится к
    12 в. до н.э. Но наукой подтверждается факт проведения переписи населения царем Давидом около 973 г. до н.э. Перепись заняла про- должительный период. Ее результаты свидетельствовали, что у изра- ильтян было более 800 тыс. сильных мужчин, пригодных воевать, а у иудеян - 500 тыс. Несомненно, переписи населения имели политико- экономическое значение.
    В истории Древнего Рима встречается много фактов и данных о развитии социальных эмпирических обследований. Еще во времена легендарного Ромула население Рима учитывалось и переписыва- лось. Исторические сведения свидетельствуют о том, что тогда в Ри- ме жили три племени (латиняне, сабиняне и этруски) или так назы- ваемые трибы. Первым в Риме, кто ввел регулярную перепись насе- ления и осуществил реформу триб, преобразовав родовые трибы в территориальные, а население разделил на различные слои и сосло- вия по имущественным цензам, стал правитель Сервий Туллий
    (578-535 гг. до н.э.). Во времена его правления велись списки ново- рожденных, несовершеннолетних и умерших. С именем Сервия Тул- лия связывают праздник paganalles, на который собирались все жи-
    Лукреций

    14 тели, и каждый приносил с собой соответ- ственно пола и возраста монету соответ- ствующей стоимости. По монетам определя- лось, сколько имеется взрослого населения, а сколько несовершеннолетних. Это перио- дическая информация, своего рода дополне- ние к цензам. Каждые пять лет в Риме про- водились цензовые контроли, которые осу- ществлялись царями, а с появлением Рим- ской республики - консулами. С 443 г. до н.э. вводится должность цензора, в обязан- ность которого входило не только осу- ществление цензов, но и соблюдение мо- ральности, поведения, составления списков сенаторов и населения, распределение за центуриями и трибами и т.п. На основе таких данных определялась налоговая политика, структура и качественный состав армии и т.д.
    При императоре Августе Октавиани
    (63-14 г. до н.э.) с целью иметь сведения о населении в Риме составлялись специаль- ные сборники документов, статистиче- ских данных и т.п. В Древнем Риме уде- лялось большое внимание разработке проблем государственного строительства и организации управления. Имеется мно- жество интересных данных о механизмах государственного управления, в частно- сти, умелое использование принципов управления толпой, массой, в том числе методов манипулирования, о знании соци- альной психологии и ее учета в государственной деятельности, воен- ном деле и т.п. В Древнем Риме широко использовались традиции, социальные ценности, престиж, авторитет и т.п. для обеспечения функционирования социальных институтов с их нормативами, санк- циями, регулирующей деятельностью.
    Сервий Туллий
    Августе Октавиани

    15
    Таким образом, можно сказать, что в античной истории Древней
    Греции и Древнего Рима представлены богатейшие факты о развитии социальных исследований.
    Вопросы для контрольной проверки знаний:
    1. Где были заложены истоки социологического знания?
    2. Какие древнегреческие философы развивали учения об обще- стве?
    3. В чем заключается связь общества и природы согласно учениям
    Демокрита?
    4. Опишите основные идеи утопии «идеального государства» Пла- тона.
    5. Назовите основные тезисы системы учений об обществе Ари- стотеля.
    6. С какими именами были связаны социологические воззрения
    Древнего Рима? Каковы основные постулаты указанных философов?
    1.2. Средневековье
    Распад античного общества в Европе привел к тому, что христиан- ство становится господствующим элементом духовной жизни обще- ства и подчиняет контролю все звенья социального организма. В центре внимания проблема жизненных сил человека, их естествен- ные и социальные основы. Принципиально новые представления об обществе отсутствуют в силу натурального производства, феодализ- ма и раздробленности государств, отсутствия тесных экономических, культурных и духовных связей, власти инквизиции. Общество теоло- гизируется. Переориентация всей жизни общества на религиозной основе познания отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит на небеса. Наука становится лишней, превращается в служанку религиозной идеологии - христи- анства.
    С 5 века берет начало эпоха Средневековья, в которой, в свою очередь, выделяются три стадии: раннее средневековье (5-11 вв.), период развитого феодализма (11-15 вв.), позднее средневековье
    (конец 15 - середина 18 в.). Эпоха Средневековья в сравнении с ан- тичным миром - шаг назад в развитии научных знаний об окружаю-

    16 щей действительности. Роль знаний незаслуженно занижена. Стрем- ление к возрождению научного поиска на основе античного наследия жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения о социологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось под по- кровительством христианского богословия, основывающегося на христианской философии, рассматривающей человека продуктом
    Божьего творения [8].
    Видный и достаточно известный рели- гиозный мыслитель Аврелий Августин
    (Блаженный) (354-430 гг.) в трудах ―О граде божьем‖, ―Земном граде‖ и др. противопоставляет государству мистиче- ски понимаемый ―божий град‖ - церковь, рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земным царством матери. Августин развивает теологическое понимание истории, под- черкивая, что исторические события за- висят от божественного провидения, определяет жизнь общества как противо- стояние двух противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Не отрицая светской вла- сти, Августин, по существу, признавал приоритет над светской вла- стью духовной власти и в такой форме освещал государственную власть. Не считая рабство божественным созданием, Августин, одна- ко, призывал терпеть его, как и бедность, проповедовал аскетизм и веру в загробное блаженство. В учении Августина Аврелия суще- ствовали и противоречия. В частности, он указывал, что Богу заранее известно, кого ждет спасение, а кого наказание, благочестивые по- ступки не могут изменить предвидение. Подобная фаталистичность вызывала протест даже церковников, т.к. отрезала путь к раю путем служению Богу [23].
    Философ выделяет шесть периодов развития общества, символи- зирующих 6 дней творения Богом мира: младенчество (от Адама и
    Евы до Потопа), детство (от Потопа до Авраама), отрочество (от Ав- раама до Давида), юность (от Давида до Вавилонского плена, когда
    Аврелий Августин

    17 царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил в Вавилон всех иудеев), зрелость (от Вавилонского плена до рождения Иисуса
    Христа), старость (от Иисуса до Страшного суда) [23].
    Другим апологетом церковной фи- лософии средневековья выступал Фо-
    ма Аквинский (1225-1274), согласно которому общество состоит из людей по подобию Бога, имеющих бессмерт- ную душу. Бог определил место каждо- го в обществе, неравенство и иерар- хию. Некоторые люди наделены Боже- ственным даром (харизмой) для управ- ления другими. Общество от Бога, но есть в нем и от Дьявола (искажения общественной жизни). Католическая церковь уполномочена от Бога управ- лять государством [8].
    Синтезом наследия двух источников
    - античности и Средневековья стали оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрожде-
    ния, берущей начало в XIV в. на юге Италии при возникновении предпосылок разрушения феодализма. На смену мировоззренческо- му теократическому мышлению приходит система мышления, в цен- тре которой стоит человек с его потребностями, стремлениями, же- ланиями, - гуманизм - светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связан- ное с изучением вновь открытых произведений античности. Гума- низм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрож- дения имел ярко выраженную социальную направленность - на чело- века с его интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм находит истинную красоту и радость в земном развитии и существо- вании, а не в загробном мире.
    Фома Аквинский

    18
    В эпоху Возрождения в философии и социальной мысли выделя- ются три этапа: 1) гуманистический (середина 14 - середина 15 в.), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к че- ловеку и его отношениям с миром; 2) неоплатоновский (середина 15
    - первая треть 16 в.), связанный с возникновением проблем бытия; 3) натуралистический (середина 16 - начало 17 в.), связанный со стрем- лением применять законы природы к познанию социальной действи- тельности, реальности в обществе [23].
    Великие гуманисты наступившей эпохи Возрождения Данте
    Алигьери, Франческо Петрарка, Боккачо, Пизано, Леонардо да Вин- чи, Эразм Ротердамский, Ульрих фон Гуттен, Сервантес Томас Мор,
    Томмазо Кампанелла и многие другие отказываются признать гре- ховной телесную природу человека. Человеческие потребности, нужды, интересы, стремление человека к чувственным радостям считаются естественными. Если человеку его чувственные потребно- сти даны самой природой, то, очевидно, они одинаковы у всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаются одина- ковыми и требуют равенства в реальной жизни. Познание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и об- щественного положения, направлено против феодально-сословного неравенства. Гуманисты считали идеалом единение человека и при- роды, искали гармонию такого единения, защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человеком, проповедовали культ знания, образованности, духовности и труда, считали, что судьба человека определяется не его знатным происхождением, зва- нием, конфессиональным статусом, а исключительно его активно- стью, благородством, добропорядочностью, честностью, мудростью, доблестью.
    На переломе классического
    Средневековья и эпохи гума- низма выдающейся личностью был Данте Алигьери (1265-
    1321 гг.) - философ, политик, поэт, дважды осужденный церковью к сожжению. Вер- шиной его творчества стала поэма ―Божественная коме-
    Данте Алигьери

    19 дия‖ из ста песен. В поэме талантливо сочетаются богословские, фи- лософские, научные и поэтические представления о мире. Данте в своих произведениях на стыке философии и подлинного искусства проводил тезис о необходимости беречь и ценить человека, т.к. толь- ко он обладает волей выбирать между Добром и Злом [23].
    В эпоху возрождения певцом свободы че- ловека, его гармонического развития высту- пал Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) - философ-моралист, основоположник гума- низма Возрождения. В труде ―О средствах против счастливой и несчастливой судьбы‖ осветил существование двух начал в челове- ке - Добродетели и Судьбы. Человек не мо- жет найти счастье в богатстве, потому что богатство - источник зла и зависти. Он рато- вал за равенство и конец царивших в то вре- мя междуусобных войн в Италии по вине бо- гачей [23].
    Выдающийся историк эпохи Возрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино / 1379-1444
    гг.). Он являлся основатель гуманистической историографии. Труды мыслителя «Данте», «Жизнь Петрарки», «История флорентийского народа» и «Записки о событиях моего времени» отражают попытки раскрыть сущность исторических явлений и событий, определить их место в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному рас- крытию талантов каждого человека. Он счи- тал гражданские свободы серьезным факто- ром исторического процесса, проповедовал право каждого человека на жизнь. Государ- ством должны запрещаться принудительный труд, применение пыток, жестокое или не- уважительное отношение, унижающее до- стоинство человека. Каждый человек, под- черкивает Бруни, имеет право на свободу пе- редвижения, свободный выбор места жи-
    Франческо Петрарка
    Леонардо Бруни

    20 тельства, человек достоин знаний и образования. Он первым начина- ет развивать идею будущей эмансипации женщины [23].
    Другой философ эпохи Возрождения Валла
    Лоренцо (1405-1457 гг.) развивал идеи эпи- курейства: «коль человек есть творение Бога, как и природа, он должен развиваться вместе с природой, ему должны быть присущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу, жаждущую его».
    Стремление к самосохранению, согласно его учению, главная потребность человека [23].
    Критиком положений религии выступал
    Пьетро Помпанацци (1462-1525), который,
    однако, защищал нравственность: «Считаю- щие душу смертной лучше защищают добро- детель… Страх смерти – рабское чувство». Но не все способны на подобную добродетель, поэтому религия все же нужна для того, чтобы держать людей в страхе. Общество, согласно философу, живой организм, отсюда есте- ственность умственных и физических разли- чий людей; необходимость соразмерности не- равенства, «как в симфонии соразмерны раз- личные голоса»; наличие общей цели челове- ческого рода, особых людей (государственных мужей, ученых), выражающих эту цель; неиз- бежности зла, угнетения слабых сильными; потребности людей в нравственности, осно- ванной на «деятельном разуме» и идее смертности души; гармонии между частями целого организма-общества.
    Однако творческая деятельность гуманистов тогда, в эпоху Воз- рождения, ограничивалась несколькими торговыми городами Ита- лии, мало проникала в соседние государства и земли, охватывала не- значительную часть общества. Постепенно проблемы личности вы- тесняются проблемами общества, происхождения государства, меха- низма взаимоотношений личности и общества. Формируется и исто- рико-философский взгляд на общество [8].
    Лоренцо Валла
    Пьетро Помпанацци

    21
    Мыслители позднего Воз- рождения Челио Секондо
    Курпоне (1503-1569 гг.),
    Ульрих Цвигли (1484-1531
    гг.) и Жан Кальвин (1509-
    1564 гг.), Марселий Паду-
    анский (1280-1343 гг.) и др. решительно критиковали римские порядки, отвергали церковную иерархию, осуж- дали деятельность Папской курии. Мыслители эпохи Воз- рождения стремились создать светскую теорию государства и власти, оторвать учение о государстве и праве от мисти- ки и теологии.
    Начиная с 15 в. в странах
    Европы шло бурное развитие капиталистических отноше- ний. Идея, имеющая основой общественную собственность, социальную справедливость и равенство всех людей труда, стала неотвратимой необходимостью. Поиски социальных идеалов и раци- ональных, эффективных форм государственного устройства, способ- ных обеспечить всеобщие блага, осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, свободы и личности, и частной собственности как главного признака индивиду- альной свободы, другие - на коллективистских началах в обществен- ной жизни, общественной собственности, заявляя, что частная соб- ственность - величайшее зло в жизни общества, государства. Появ- ляются концепции утопического социализма, в основе которых по- ложены коммунистические принципы организации и строения обще- ства.
    В эпоху Возрождения разработкой гуманистических теорий об- щества занялись Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Позже стремятся осуществить разработку социальных и политических учений об об-
    Челио Секондо
    Курпоне
    Ульрих Цвигли
    Жан Кальвин
    Марселий
    Падуанский

    22 ществе справедливости Морели, Мабли и др. Но величайшая заслуга
    Томаса Мора - социалиста в том, что он сумел в начале 16 в. под- няться от коммунистического устройства общества потребления к коммунистической организации производства, поставил в центре внимания вопрос о праве собственности на средства производства.
    Томас Мор (1478-1535 гг.) - ан- глийский писатель, политический деятель и гуманист, автор книги
    ―Утопия‖- и Джованни Доменико
    Кампанелла (1568-1639 гг.) (чер- нец монастыря ордена доминикан- цев - Томмазо)- итальянский фи- лософ, утопический социалист - проповедуют идеи социального равенства, братства, взаимопомо- щи, возможных в условиях обще- ственной собственности. Они го- ворят о возможности создания счастливой человеческой жизни благодаря совместному труду при наличии общего имущества, устранения частной собственности на средства производства как ос- новы всех человеческих несчастий и страданий.
    Утопия - республика, в которой нет ни богатых, ни бедных и все жители в равной степени обеспечены жизненными благами. Все тру- доспособное население занято полезным, прежде всего сельскохо- зяйственным трудом, никто не испытывает недостатка в чем-либо, необходимом для скромной и достойной жизни. Рабочий день длится всего шесть часов, причем его вполне хватает, чтобы полностью удовлетворить потребности утопийцев. Что же делает возможным это скромное удовлетворение всех тружеников? И Томас Моор одно- значно отвечает, что «распределить все поровну и по справедливо- сти, а также счастливо управлять делами человеческими возможно не иначе, как вовсе уничтожив собственность» [23].
    Город Солнца - идеальное общество, описанное Томмазо Кампа- неллой. И здесь он детально описывает организацию труда, распре- деление продуктов и управление общественными делами. В городе
    Томас Мор

    23
    Солнца все, что производится, поступает в общественные склады, и каждый получает от- туда средства для жизни бес- платно. В отличие от утопии
    Мора, он, однако, допускает, что потребности некоторых людей могут оказаться чрез- мерными. И власти следят за тем, чтобы все трудились, и процесс труда развивался бы в соответствии с общественным благом. Жители города Солнца заняты общественным трудом всего четыре часа, остальное время проводят в ―развитии ум- ственных и телесных способно- стей‖. Кампанелла высказывает идею о возможности научного управления обществом.
    За право выступать в качестве передовиков философской мысли с утопическими теориями философы расплатились довольно трагич- ной судьбой: Томас Мор за отказ признать короля был казнен, а спу- стя 400 лет канонизирован и признан святым, Томмазо Кампанелла писал «Город-солнце» в тюремных застенках, где провел 27 лет за организацию восстания против испанского закабаления Неаполитан- ского королевства [23].
    16-ое столетие характеризуется глубоким кризисом, началом кон- ца гуманизма Возрождения. Противоречивое сосуществование ста- рого и нового все острее ставило перед общественной мыслью про- блему исследования реальности социального бытия, особенно во- просов государства, политики и права, потому что на них концен- трировались интересы молодой буржуазии. Личность стала рассмат- риваться по преимуществу через призму общества как элемент, ча- стица целого, а индивидуальная свобода - через свободу общества.
    Выдвигаются вопросы развития общества, его механизмы, движущие силы и закономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии государственности для защиты своих интересов. Социальный заказ
    Томмазо Кампанелла

    24 удачно выполняется выдающимися идеологами молодой буржуазии -
    Никколо Макиавелли, Жаном Боденом, Гуго Гроцием и др.
    Основные труды
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта