Главная страница
Навигация по странице:

  • ISBN

  • Составители : Морозова Е. А. – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента КемГУ Мухачѐва А. В. – старший преподаватель кафедры менеджмента КемГУ История социологии

  • Минимальные системные требования: Компьютер

  • ТЕМА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ 1.1. Античность

  • Ксенофан Коло- фонский (IV-V в. до н.э.)

  • Левкипп (V-IV в. до н.э.)

  • Сократ (469-399 гг. до н.э.)

  • Демокрит (460- 370 гг. до н.э.)

  • Платон (427-327 гг. до н.э.)

  • Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

  • Социология. История социологии


    Скачать 2.89 Mb.
    НазваниеИстория социологии
    АнкорСоциология
    Дата09.04.2022
    Размер2.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория социологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #457313
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Министерство образования и науки РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    «Кемеровский государственный университет»
    Кафедра менеджмента
    История социологии
    Электронное учебное пособие
    (тексто-графические учебные материалы)
    Кемерово
    2015
    © Е. А. Морозова, 2015
    © А. В. Мухачѐва, 2015
    © Кемеровский государственный университет, 2015
    ISBN
    Об издании – 1, 2, 3

    УДК 316 (075.8)
    ББК С51(0)я73
    M80
    Издается по решению редакционно-издательского совета
    Кемеровского государственного университета
    Составители:
    Морозова Е. А. – доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента КемГУ
    Мухачѐва А. В. – старший преподаватель кафедры менеджмента КемГУ
    История социологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / составители: Е. А.
    Морозова, А. В. Мухачѐва; КемГУ. – Электрон. дан. (14 Мб). – Кемерово: КемГУ,
    2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 500 МГц; 512 Мб оперативной па- мяти; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); 14 Мб свободного дискового пространства; операц. система Windows ХР/7/8; Adobe Reader. – Загл. с экрана. –
    Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» __________ свид. № _____ от ___________.
    Учебное пособие разработано по дисциплине «Социология» для направления подготовки
    «Менеджмент» в соответствии с ФГОС ВПО, содержат материал для самостоятельного изу- чения раздела «История социологии», тематику рефератов, список рекомендуемой литера- туры. В пособии изложены в хронологическом порядке учения об общественной жизни представителей различных эпох, основные социологические направления и теории. Изуче- ние истории социологии является необходимым фундаментом и предпосылкой для успеш- ного освоения студентами других разделов дисциплины «Социология». Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Менеджмент», а также может быть полезно для студентов направления подготовки «Экономика».
    © Е. А. Морозова, 2015
    © А. В. Мухачѐва, 2015
    © Кемеровский государственный университет, 2015

    3
    Текстовое электронное издание
    Минимальные системные требования:
    Компьютер: Pentium 3 и выше, 500 МГц; ОЗУ 512 Мб; 14 Мб на жестком диске; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); привод
    CD-ROM
    Операционная система: Windows ХР/7/8
    Программное обеспечение: Adobe Reader
    Номер государственной регистрации электронного издания ____________.
    © Е. А. Морозова, 2015
    © А. В. Мухачѐва, 2015
    © КемГУ, 2015

    4
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 5
    ТЕМА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ ...................................... 8 1.1. Античность ....................................................................................................... 8 1.2. Средневековье................................................................................................ 15 1.3. Эпоха просвещения ....................................................................................... 27
    ТЕМА 2. НОВОЕ ВРЕМЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
    НАУЧНЫХ ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ ................................................................... 44 2.1. Первые эмпирические исследования, философия истории и политэкономия ...................................................................................................... 44 2.2. Идеи политического устройства нового времени ...................................... 50 2.3. Становление социологии как науки ............................................................ 57
    ТЕМА 3. НОВОЕ ВРЕМЯ: НАУЧНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ....................................................................... 68 3.1. Классификация основных социологических теорий ................................. 68 3.2. Зарождение теории конфликта: исторический материализм К. Маркса и
    Ф. Энгельса ........................................................................................................... 72 3.3. Статистика как эмпирический инструментарий социологии ................... 77
    ТЕМА 4. НАЧАЛО 20 ВВ.: РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
    СОЦИОЛОГИИ ........................................................................................................ 80 4.1. Социология Э. Дюркгейма и его последователей ...................................... 80 4.2. Социология бюрократии М. Вебера ............................................................ 90 4.3. Другие социологические концепции на основе власти ............................. 95 4.4. Социологические концепции на основе психологии ................................ 99
    ТЕМА 5. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 20 ВВ.: РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ
    ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ И СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ............. 104 5.1. Переориентация на эмпирические исследования и развитие американской социологической школы ........................................................... 104 5.2. Новые направления социологической мысли на расширенном эмпирическом базисе ......................................................................................... 106 5.3 Структурный функционализм Т. Парсонса ............................................... 112 5.4 Функционализм Р. Мертона ........................................................................ 118
    ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ .............................. 122 6.1. Социологическая мысль в России до начала 20 века .............................. 122 6.2. Социологические воззрения Питирима Сорокина ................................... 126
    ТЕМА 7. НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ .... 131 7.1. Конфликтология новейшего времени ....................................................... 131 7.2. Возникновение феноменологии и этнометодологии ............................... 133 7.3. Неофункционализм ..................................................................................... 141
    ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ .............................................................................. 147
    Список рекомендуемой литературы: ................................................................ 148

    5
    ВВЕДЕНИЕ
    Социология – это наука об обществе, предметом изучения которой являются закономерности функционирования различных социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жиз- недеятельности общества. Предметное поле социологии охватывает широкий круг вопросов существования и развития общества, от- дельных социальных групп и личностей.
    Особенность дисциплины «Социология» состоит в том, что она, несмотря на свою «молодость» относительно прочих общественных дисциплин отличается широчайшим спектром различных теоретиче- ских школ и течений, рассмотреть которые в полном объеме не представляется возможным. Кроме того, современная социология имеет богатую предысторию, даже краткое изложение которой зани- мает большой объем времени. Поэтому история социологии выно- сится для самостоятельного изучения с помощью настоящего учеб- ного пособия.
    Каждый человек в ходе социального созревания руководствуется не одним, а многими, зачастую противоречащими друг другу пред- ставлениями об обществе. Все мы в течение короткой жизни в сжа- том виде проходим путь человечества, избавляясь от одних взглядов на общественную жизнь и обогащаясь другими, что обуславливает необходимость изучения эволюции социологической мысли в рамках человеческой истории.
    Первые попытки осмысления общественной жизни можно было встретить еще у первобытных людей, которые строились на основе следующих принципов: целостность мировоззрения; коллективист- ская (примитивно-коммунистическая по А. Григорьеву [6]) сущность сознания; мифологичность; тотемизм; антропоморфизм (приписыва- ние явлениям природы свойств человека); религиозность.
    Наши предки полагались скорее на интуитивно-мистические по- стулаты об окружающей общественной действительности, подкреп- ленные традиционно-бытовой целесообразностью, чем на абстракт- ные концепции и теории, да и необходимость в построении послед- них отсутствовала. Многие исследователи Возрождения и более поздних эпох описывали это время как «естественное состояние че-

    6 ловека»: одни указывали на его звериный и эгоистический характер
    («война всех против всех» Гоббса), другие идеализировали данный период как воплощение утраченной свободы, равенства и братства, гармонии с природой и наличия естественных прав человека (Дж.
    Локк, идеологи буржуазных революций во Франции и пр.). Так или иначе, понимание общества первобытными людьми было во многом уникально и не повторялось в рамках дальнейшей человеческой ис- тории.
    В процессе обобществления подходов к периодизации истории социологии предлагается выделение следующей хронологии этапов:
    1. Донаучный этап (до XIX века);
    2. Классический этап (XIX в.)
    3. Современный этап (XX – нач. XXI в.)
    В учебном пособии представлен обзор основных учений об обще- ственной жизни, начиная с античности и заканчивая современно- стью. Теоретический материал изложен в соответствии с тремя ос- новными периодами в развитии социологии. Материалы по истории социологии в специальном учебном пособии позволяют студентам более подробно изучить тему, сопоставить точки зрения мыслителей разных эпох и научных направлений, проследить тенденции в ста- новлении науки, выделить отдельные тематические разделы.
    История социологии изучается в рамках дисциплины «Социоло- гия» в цикле общих дисциплин, базовая часть (Б1.Б5). Студенты
    ОФО изучают дисциплину на 2 курсе в 3 семестре.
    Изучение раздела «История социологии» способствует формиро- ванию у студентов общекультурных и профессиональных компетен- ций: владению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению анализировать социально значимые пробле- мы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать воз- можное их развитие в будущем, собрать необходимые данные, про- анализировать их и подготовить информационный обзор и/или ана- литический отчет, используя отечественные и зарубежные источни- ки информации.
    Изучать историю социологии рекомендуется после освоения ос- новных методологических тем по социологии («Объект, предмет и задачи социологии», «Методологические основы социологии»,

    7
    «Структура социологии как науки», «Общество, его функционирова- ние и развитие»). Это позволит студентам более адекватно воспри- нимать сложный теоретический материал, поскольку они уже позна- комятся с базовой научной терминологией, будут иметь представле- ния как о науке в целом, так и ее основных тематических разделах.
    Для контроля знаний по истории социологии обучающиеся долж- ны подготовить рефераты (доклады) по одной из предлагаемых тем, разработанных так, чтобы студенты внимательно изучили весь пред- ставленный в учебном пособии материал и рассмотрели определен- ную «сквозную» проблему, которую в своих учениях затрагивали разные мыслители. Оценка за реферат (доклад) учитывается в общей системе рейтинговой оценки знаний студентов.
    Максимальный балл за реферат проставляется при условии полно- го и всеобъемлющего отражения в нем основных направлений со- циологической мысли и учений об обществе, их главных представи- телей в соответствии с темой реферата, прошедших самостоятель- ную переработку студентом. Средний балл проставляется при общем отражении изложенного в учебном пособии материала относительно темы, но недоучета отдельных важных социологических концепций и их формирователей. Низкий балл за реферат ставится в случае по- верхностного представления рассмотренных в учебном пособии об- щественных учений, очевидной неполноте их отражения.

    8
    ТЕМА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ
    1.1. Античность
    Несмотря на то, что социология как наука стала формироваться лишь в 19 веке, ее зачатки появились значительно раньше. Источни- ки социологии можно найти в рассуждениях древних мыслителей и мудрецов, в их философских и житейских советах по различным во- просам. Примерами таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правле- ния, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. А индийские тексты ―Махабхараты‖ определяют порядок общественной жизни, необходимый для дости- жения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
    Основная тенденция в осмыслении общественной жизни древними
    греками заключалась в понимании взаимосвязи между обществен- ным, природным и личностно-индивидуальным. Ксенофан Коло-
    фонский (IV-V в. до н.э.) выступал с критикой религиозности: «Бо- ги в головах людей, отсюда их богоподобие». Общество согласно философу образуется случайными взаимосвязями людей, в нем нет ничего детерминированного. Левкипп (V-IV в. до н.э.) при анализе социальной материи утверждал, что действительность состоит из атомов, общество – из атомов-людей. Общественная жизнь – част-
    Левкипп
    Сократ
    Ксенофан
    Колофонский

    9 ный случай природной жизни, понимаемой атомистически. Сократ
    (469-399 гг. до н.э.) подчеркивал эвристическую ценность учения древних об обществе как «большом человеке» (идеолог организмиз- ма). Самый известный лозунг философа - «познай самого себя» - в отношении общества трактовался таким образом: занимаясь самоан- ализом, человек занимается обществознанием. Познать общество необходимо для постижения искусства жить [8].
    Но непосредственно античный период развития социологии связан с такими именами как Демокрит, Платон, Аристотель (5-4 вв. до н.э.).
    Древнегреческий философ Демокрит (460-
    370 гг. до н.э.)
    учил, что общество возникает в лоне природы. Люди развиваются благодаря своим потребностям. Потребность, по Демо- криту, учительница жизни. Люди создают свои законы, но законодательство в обществе возникает не ―по природе‖, а творится неесте- ственно, и потому политические установки и требования - субъективны, неистинны, если они направлены не на благо. Демокрит считал рабство законным и необходимым явлением, а главной целью государства и политических деятелей - обеспечение общих интересов сво- бодных граждан. Индивид обязан подчиняться государству, раб - господину, а общество должно согласовываться с природой, из кото- рой оно возникло. Рациональным государ- ством он видит демократию. Бедность в демо- кратическом полисе лучше, чем богатство в монархии. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане долж- ны повиноваться закону, власти и разумному решению. Полис - это общее дело всех его свободных граждан. Гос- ударство воплощает общее дело всех его свободных граждан, и забо- ту о них, определяет права и обязанности граждан. Социальная про- блематика гипотез Демокрита содержит много рационального.
    Демокрит
    Демокрит

    10
    Выдающийся древнегреческий философ
    Платон (427-327 гг. до н.э.) выступил с кон- сервативной утопией ―идеального‖ государ- ства. Творчество Платона обширно и разнооб- разно. Социально-политические проблемы наиболее полно решаются в его трудах ―Поли- тика‖, ―Государство‖, ―Законы‖. Потребность в государстве и законах Платон объясняет по- стоянным стремлением людей к удовлетворе- нию своих желаний, тем самым приближаясь к общественному идеалу. Главное зло современ- ного ему общества он видит в человеческом эгоизме, проистекающем из коммерциализа- ции человеческих отношений. Сребролюбие, жадность, корысть, своеволие и дерзость под- рывает стабильность общества. Такое обще- ство больно изнутри, и его необходимо лечить.
    Существуют и различные несовершенные, правильные и неправильные формы государ- ственного устройства. Правильными формами государства Платон считает монархию и аристократию, потому что они законны, и их деятельность направлена на достижение в обществе блага и согла- сия. Негативными формами политического устройства для Платона выступают тимократия (господство честолюбцев и корыстолюбцев, стремящихся к наживе и обогащению), олигархия (господство кучки богачей-расточителей, злодеев, мастеров темных дел, способных на преступление людей, не занимающихся своими делами), демократия
    - власть большинства, которая может быть законной и незаконной, если демос - народ силой овладеет властью, и тирания - власть одно- го лица над всеми.
    Государство Платона - это афинская идеализация кастового строя.
    Его суть состоит в делении граждан на три разряда - сословия: фило- софов - правителей (разумное начало), стражей (яростное начало) и непосредственных производителей - земледельцев и ремесленников
    (начало неразумное и вожделеющее). Каждое сословие должно за- ниматься тем, на что оно способно и не вмешиваться в дела других сословий [8].
    Платон
    (образ Леонардо да Винчи)

    11
    Наивысшим достижением всей ан- тичной политической мысли стало творчество Аристотеля (384-322 гг. до
    н.э.). Ученик Платона, выдающийся древнегреческий ученый, основопо- ложник логики, психологии и ряда дру- гих отраслей знаний, Аристотель оста- вил огромное творческое наследие: учение об обществе и власти. Призна- вая вечность существования мира и вечное движение, Аристотель приходит к выводу о существовании вечной при- чины мира и его вечного движения.
    Смысл жизни человека - достижение высшего блага через деятельность.
    Только разумная деятельность делает
    человека красивым.
    Государство-полис возникает естественно, как и все живые орга- низмы в природе. Лишь в государстве человек становится полноцен- ным, потому что человек ―по природе своей существо политиче- ское‖, ―существо социальное‖. Тот, кто живет вне государства либо недоразвитое моральное существо, либо сверхчеловек. В основном труде ―Политика‖ Аристотель предпринимает попытку объективно разобрать в достоинствах и недостатках различные формы правления и предложить наиболее оптимальный вариант государственного устройства.
    Анализ происхождения и развития государства дает Аристотелю возможность сделать вывод, что историческими формами общения людей стали семьи, поселения, состоящие из нескольких семей, ко- лонии, то есть родовая сельская община, из которой происходит гос- ударство-полис. Государство доминирует над индивидом, семьей и родом, потому-то призвано обеспечить высокую нравственность всех граждан. Государство - это высшая форма отношений.
    Аристотель выделяет в обществе сословия свободных людей: зем- ледельцы, ремесленники, торговцы, наемные работники, зажиточные люди (знать), воины, стражи, судьи, управленцы. Самым полезным классом он считал земледельцев, которые вследствие своего образа
    Аристотель
    (образ Леонардо да Винчи)

    12 жизни и территориальной разбросанности не склонны активно вме- шиваться в управление государством. Делом управления должны за- ниматься люди, имеющие достаток и способность, знания и умения, то есть средний класс.
    Система Аристотеля содержит очень много элементов социологи- ческих знаний. В частности, он заложил элементы научного знания о социальном управлении, определил некоторые его задачи. Аристо- тель впервые поднимает и частично решает проблему образа жизни и отмечает, что он значительно зависит от познания, от того, что чело- век понимает под счастьем или благом. Он также глубоко рассмот- рел Аристотель и такую сугубо социологическую проблему, как до- суг и свободное время. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенно- сти, счастья, блаженства и т.п. [8]
    Аристотель, как и Платон, подчеркивал, что деление людей на властвующих и подчиняющихся – естественный закон природы, ра- бовладение – благо и проявление справедливости. Тем не менее, он ратовал за воздержание от plexonia (привилегий и преимуществ) и поднимал вопрос о типах общества как формах дружбы людей.
    Также особенно стоит отметить и фи- лософское гедонистическое течение ан- тичности, к постулатам которого не раз возвращались социологи следующих эпох при построении своих теоретических си- стем социальной действительности. Так,
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта