Социология. История социологии
Скачать 2.89 Mb.
|
ТЕМА 4. НАЧАЛО 20 ВВ.: РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕ- СКИХ ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ 4.1. Социология Э. Дюркгейма и его последователей Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - социолог и философ, основатель французской социологической шко- лы, создатель теории «социального факта», «общественной солидарно- сти» и «социологизма», многочис- ленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключитель- но сильное влияние на последующее развитие социологической мысли. Являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социоло- гии, Э.Дюркгейм внес особенно ве- сомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма. К числу наиболее значительных трудов Э.Дюркгейма по социологии следует отнести: «О разделении общественно- го труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Са- моубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Обшество – это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых мораль занимает первое место. «Всякая мо- раль представляется нам над системой правил поведения». Задача социологии – установление нормального через выявление девиант- ного поведения влекущего за собой санкции. Ориентация на порядок порождает базисную оппозицию «структура/ отклонение» как пояс- нительной модели. Дюргейм поставил задачу преодолеть старую философскую ди- лемму эмпиризма и априоризма в области ценностей и знаний. Он Эмиль Дюркгейм 81 разработал метод именно социологи- ческого подхода к ценностям, идеям, суждениям. Дюркгейм признает трансцедентный (выходящий за пре- делы эмпирического мира) характер ценностей и их исключительную роль в познании объекта субъектом. Но эти ценности для него даны априорно и вне общества, а вырастают в обще- стве, находятся в нем, присущи ему. Эти ценности являются доступными и подлежащими научному объясне- нию и описанию. Они составили зна- менитую дюркгеймовскую категорию «духовные социальные факты». По Дюркгейму, духовные ценности и идеи лежат между субъектом и объ- ектом познания и в этом смысле они трансцедентны. Но и они являются социальными фактами, и их надо изучать и объяснять. Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным - заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в со- циальные нормы и становятся рыча- гами социальной регуляции. Нормы и ценности становятся двумя сторона- ми социального явления, эмпириче- ской жизни общества вообще. Шаг за шагом, по мере анализа и освоения эмпирического материала, Дюркгейм развивал и обогащал свой метод. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: ―пер- вое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи‖. Вещь, по Дюркгейму,- это ―всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем Эмиль Дюркгейм 82 не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при усло- вии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспери- ментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосред- ственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким‖. Социальные факты объективны, существуют вне человека и ока- зывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи [8]. Социальные факты делятся на морфологические и духовные. Морфологические социальные факты – материальный субстрат об- щества (характер поселений, наличие дорог между ними, интенсив- ность общения людей, плотность населения, его демографический состав, экологические условия жизни и т.д.). Духовные факты проис- текают из традиций, религии, обрядов и т.д. В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно вы- ступает как важный компонент его концепции структурного функ- ционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и яв- лений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. По мнению Дюркгейма, определяющая причина данного социального факта должна быть найдена среди предшествующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания. Взаимодействие фактов, представляющее реальность, может быть Эмиль Дюркгейм 83 органическим и механистическим. На органическом взаимодействии основывается социальная солидарность – основа наилучшего обще- ственного устройства – ее изучение является основой социологии. Вводит понятие «функция», под которой понимает полезность определенного социального факта для сохранения порядка целого. По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социоло- гию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, кото- рое нельзя свести к сумме его частей. Структура общества - это со- вокупность социальных фактов в их функциональном взаимодей- ствии и взаимозависимости. По Дюркгейму внутренняя социальная среда общества состоит из двух элементов. Первый включает в себя все материальные и духовные ценности, прежде всего, право, нравы, искусство, которые не представляют собой ―двигательные силы‖ ис- тории, а лишь изменяют темп и направление социальной эволюции. Второй - это люди как коллективная сила, человеческая среда. И ос- новная задача социологии, по убеждению Дюркгейма,- объяснить, как различные особенности этой среды влияют на различные соци- альные процессы. Коллективное сознание и возникающая как его следствие соли- дарность отдельных людей является связующим средством, без ко- торого не существует общественного порядка. Однако его форма и действие определяется структурой общества. В просто структуриро- ванных сегментарных обществах солидарность основывается на сходстве индивидов и называется механической. В обществе с разви- той системой разделения труда люди различны и взаимодополняют друг друга подобно органам одного организма и связаны между со- бой органической солидарностью. Дюркгейм приходит к выводу о том, что причинный анализ - это отыскание зависимости социального явления от социальной среды. Такой подход мог открыть более широкие возможности в познании общества, если бы автор указал на социальные, экономические, ис- торические источники такой зависимости. Он ограничился лишь функциональной стороной взаимосвязи, что фактически приводило к отождествлению причинного анализа со структурным анализом. Эту особенность своего структурного функционализма он обозначил термином ―социологический детерминизм‖. 84 Имя Дюркгейма тесно связано с категорией «социологизм», в по- нимании которого следует различать два аспекта: антологический и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом, с дру- гой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее пони- мания и объяснения. Социологизм означает необходимость изучения социального через социальное, признание социальной реальности как особой и автономной. Специфика социальной реальности опре- деляет и специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включаю- щим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания. Придерживаясь эволюционного подхода к развитию социальной жизни, Дюркгейм применяет структурно-функциональный анализ ее изучения. Он говорит не об обществе вообще, а об обществах, давая классификацию их социальных структур. «Сегментарные», простые общества в ходе истории заменяются «организованными», сложны- ми. Анализ простейших и примитивнейших социальных типов мо- жет дать представление об основополагающих признаках более сложных обществ. Ключевое значение в этом процессе, как в исто- рическом развитии в целом, имеет разделение общественного труда. Что понимал Дюркгейм под термином «разделение труда»? С его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. В отли- чие от Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, сво- бодную игру индивидуальных интересов, или О. Конта, указывавше- го на государство, Э.Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и коопера- цию, является признаком высокоорганизованного, развитого обще- ства. 85 Социологическую проблему взаимоотношения общества и лично- сти Э.Дюркгейм решал в контексте анализа противоречий капитали- стического общества. Дюркгейм был убежден в том, что общество не может развиваться и процветать, если угнетается человеческая лич- ность, если человек становится простым придатком машин, выпол- няя все более узкую профессиональную функцию. Дюркгейм видел нарастание классовой борьбы и пытался понять ее причины и характер. Неравенство, по его мнению, происходит вследствие неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушения эквивалентности в обмене благами и услугами. Получение по наследству привилегированного положения в обще- стве ведет к нарушению согласия между индивидуальными склонно- стями и родом деятельности. Происходит как бы насильственное разделение труда, нарушается солидарность, возникает классовая борьба, в ходе которой классы общества, в первую очередь низшие классы, отказываются от навязанных им функций. В связи с постановкой и анализом теоретических проблем обще- ства и личности Дюркгейм выдвигает проблему социальных норм и отклонения от них. Социальными нормами, по Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из усло- вий его существования. Он писал: ―Мы будем называть нормальны- ми факты, обладающие формами наиболее распространенными; дру- гие же назовем болезненными или патологическими‖. Отсюда следу- ет, что ―нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление‖. В логике автора как бы подспудно присутствует идея о том, что, пока общество справляется с болезнью, она является нормой. Но когда болезнь нарушает функционирование общества, приводит его к де- градации, у него нет ни сил, ни средств бороться с болезнью, которая становится патологией. Научная объективность не склоняется перед ценностями и мора- лью, что неизбежно приводит к ценностному релятивизму. На основе исследования различных племен Дюркгейм пытался доказать, что религия является творением общества и потому каждый тип обще- ства развивает свою форму религии. Анализировал проблему самоубийства, доказав что последние со- вершаются не из-за конкретных причин (душевное заболевание, ал- 86 коголизм и т.д.), а исходя из тесноты социальных взаимосвязей ин- дивида. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция – типичная причина «эгоистического самоубийства», исключительно сильные социальные связи, в обществах, где индивидуальное суще- ствование ценится низко, происходят «альтруистические самоубий- ства». Устанавливает безусловный приоритет социального над индиви- дуальным: общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодей- ствия, в дальнейшем становится принципиально вне и над индивиду- альной реальностью, выступает единичным субстратом всего разно- образия человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии и искусства и т.п. [23] Как и Конт, Дюркгейм дистанцируется от психологизма, предвос- хищая идею коллективного бессознательного. На основании ассоци- ации индивидуальных мыслей происходит объединение в представ- ления, которые затем сушествуют самостоятельно и благодаря син- тезу превращаются в «нечто иное». Они приобретают обязательный характер, становятся моралью, их обязательность Дюркгейм считал доказательством того, что этот род мышления и действия есть дело не отдельного человека, а некой вышестоящей инстанции, как бы она не называлась: бог, разум, человечество или общество. Дюркгейм ратовал за создание профессиональных корпораций – новых органов общественной солидарности – позволит реализовать широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, спо- собствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе [23]. Кравченко А.И. отмечал: «Эмиля Дюркгейма называют пионером практической психологии. Он разработал методологию функцио- нального анализа, которая применяется по сей день; провел глубокий анализ проблемы самоубийства; заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей ценности. Его учения о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, о коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошли в золотой фонд мировой социологии» [14]. 87 Фердинанд Теннис (1855-1936) – основатель формально- аналитической школы, считал, что главная задача социологии – созда- ние абстрактно-теоретических схем, на основе которых можно проанали- зировать все явления и процессы (среди последних особенное значе- ние имеют социальные явления на основе личностной воли людей, обу- словленных как субъективно, так и объективно условиями жизни). Община и общество – два услов- ных полюса. Община (гемайншафт): доверительность, интимность, вза- имная привязанность. Общество (гезельшафт): расчетливость, ориен- тация на выгоду. Противопоставления их положено в основу мето- дологии идеальных типов. «Общинная» социальность в ходе истории все больше сменяется «общественной», что открывает путь для ана- лиза нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т.д. Одним из первых вводит в оборот понятие «общественное мне- ние» [8]. Георг Зиммель (1858-1918) - предполагал, чтообъект социоло- гии (общество) должен рассматриваться как процесс социальных взаимодействий и их результат. Предметом социологии являются «социации» - устойчивые формы социальной жизни (господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.д.). Фердинанд Теннис 88 Применял историко-сравнительный метод, выделял различные формы обобществления – структуры, возникающие на основе взаи- мовлияния индивидов и групп. Конкретные социальные взаимовлия- ния имеют два аспекта: форму и содержание. Социальное содержа- ние является предметом других наук, социология должна заниматься «формой». Источник творчества – личность с формой мышления. В зависимости от формы выделяют миры культуры, ис- кусства, религии и т.д. Жизнь реали- зуется в самоограничении посред- ством ею же создаваемых форм. На витальном уровне это смерть, на трансвитальном – «более-жизнь» и «более-чем-жизнь» – относительно устойчивые образования, порожден- ные жизнью и противостоящие ей в вечной текучести и изменчивости, формы культуры, сменяющие друг друга. Современному этапу развития культуры свойственна борьба жизни против принципа формы вообще [23]. Внес вклад в развитие социологии групп: первым заговорил о значимо- сти количества ее членов. Малые группы (аристократия, элиты) – должны быть малочисленны, характеризоваться личным знаком- ством друг с другом не столько в эгоистических соображениях, сколько в рациональных (необходимость ощущения исключительно- сти). Индивиду соответствует личная мораль, малой группе – обы- чай, большой – право (необходимо строгое нормирование в силу большей подвижности и индивидуальности элементов) [3]. Говорил о пересечении кругов благодаря статусу, профессии и пр. Число кругов, к которым принадлежит индивид дает представление о культурном развитии общества. То, что мы называем личностью или индивидуальностью – лишь пересечение социальных кругов, субъек- тивное как результат синтеза объективного (мотивы будущей теории ролей). Группа является образованием с самостоятельной реально- Георг Зиммель 89 стью, существует по собственным законам и независимо от индиви- дуальных носителей, имеет тенденцию к самосохранению. В труде «Философия денег» Зиммель анализировал предпосылки возникновения и воздействие денег на человеческую культуру. Эко- номическая стоимость интерпретируется им как объективизация субъективных стоимостей, которая осуществляется посредством ди- станцирования от субъекта и предмета. Денежное хозяйство изменило стиль жизни, принесло с собой пе- ревес интеллекта над чувствами, «расчетливую сущность нового времени», рост культуры вещей при отставании культуры личностей; оно обусловило специфическое разделение труда, которое является причиной расхождения субъективной и объективной культуры, гос- подства техники, увеличения дистанции между людьми. С другой стороны, использование денег обусловило тенденцию к взвешенно- сти, расчету, математизации повседневной жизни, которая в то же время воздействовала на рационализацию в плане контроля и уменьшения аффектов. Человеческая трагедия культуры заключалась по Зиммелю в сле- дующем: в ходе культурного развития вследствие процессов диффе- ренциации и разделения труда произошло расхождение субъектив- ной и объективной культуры. Группы культурных достижений зна- ния, открытия и изобретения, стили и формы культуры и т.п. все бо- лее наклапливаются, развиваются и утончаются, субъективная куль- тура значительно отстает от этого объективного развития. Пропасть между ними все более расширяется. Человек больше не в состоянии усвоить все знания своего времени; формы его жизни совершенно не соответствуют возможностям [3]. Вопросы для контрольной проверки знаний: 1. Назовите основные теории Э. Дюркгейма и охарактеризуйте их сущность. 2. Почему Э. Дюркгейм выдвигал в качестве основной задачи со- циологии установление нормального через выявление девиантного поведения влекущего за собой санкции? 3. Что означает принцип «объяснять социальное социальным»? 4. Какова роль социальных фактов в жизни общества, согласно Э. Дюркгейму? 90 5. Какие аспекты выделяются в термине «социологизм» и в чем их сущность? 6. Что подразумевал Э. Дюркгейм под общественным разделением труда, и какая роль отводилась данному принципу общественного устройства? 7. Как согласно Э. Дюргейму должны соотноситься социальные и индивидуальные интересы? 8. Кто ввел понятие «общественное мнение»? 9. Каков, согласно Г. Зиммелю, объект социологии как науки? В чем философ видел источник творчества? 10. Каковы воззрения Г. Зиммеля относительно малых групп и социальных кругов, их роли в общественной жизни? 11. Что означает тезис Г. Зиммеля: «в ходе культурного развития вследствие процессов дифференциации и разделения труда произо- шло расхождение субъективной и объективной культуры»? 4.2. Социология бюрократии М. Вебера Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, выразитель класси- ческого антипозитивизма, основоположник понимающей социоло- гии, идеальных типов, и теории соци- ального действия, применившей ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Ученый осуществил исследования восточных учений (конфуцианства, даосизма, индуизма, буддизма, ислама), занимался вопро- сами политической социологии и др. Тяжелый труд подорвал здоровье уче- ного – ушел преждевременно от вос- паления легких [23]. Объект социологии по Веберу – по- литические и правовые отношения прошлого и современности. Ищет вза- имосвязь между тремя сферами: власть, экономика, ценности. Макс Вебер 91 Главной идеей веберовской со- циологии является обоснование воз- можности максимально рациональ- ного поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоот- ношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различ- ных социологических школах Запа- да, что вылилось в 70-е гг. в своеоб- разный «веберовский ренессанс» [3]. Методологические принципы ве- беровской социологии тесно связаны с другими теоретическими система- ми, характерными для обществозна- ния прошлого века. По Веберу, со- циолог должен соотнести анализи- руемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценно- стями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Чтобы уяснить действительные причины связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование чело- веческому поведению, необходимо сконструировать недействительное - извлекаемые из эмпирической ре- альности идеально-типические кон- струкции, которые выражают то, что характерно для многих обществен- ных явлений. Теория идеальных типов – скон- струированных абстрактно- понятийных образований, которые служат инструментом познания дей- ствительности, однако сами как такое в действительности не суще- ствуют (типы социального действия и господства) [3]. При этом Ве- Макс Вебер 92 бер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как сред- ство, позволяющее раскрыть «общие правила событий». Социология, по Веберу, является по- нимающей, поскольку изучает поведение личности, вкладыва- ющей в свои действия определенный смысл. Понимающая социо- логия утверждает, что социальное действие понятно нам на осно- вании нашего соб- ственного опыта, а не только как наблюдаемое и объясняемое извне. Вебер считает как понимание, так и объяснение необходимыми ме- тодологическими аспектами наук о культуре. Действие человека об- ретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). ―Понимание‖ никогда не может быть полным и всегда при- близительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредствен- ного взаимодействия людей. Но социолог стремится понять соци- альную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предше- ственников на основе имеющихся у него эмпирических сведений. Поэтому социология для него – это «наука, задачей которой является понять социальное поведение, объяснив его и тем самым вскрыть его причины и следствия». Понять смысл действия – значит, понять действующего, и наобо- рот. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентиру- ясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерацио- нальное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Стро- го говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом [8]. Таким образом, стержнем веберовской понимающей социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и после- довательное выражение в современном ему капиталистическом об- Макс Вебер, 1917 93 ществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации тру- да, денежного обращения и т.д.), рациональной политической вла- стью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм). Проблема власти вообще, политической власти в особенности, всегда привлекала внимание социологов. Но для творчества Вебера она, бесспорно, является ключевой. При анализе властной проблема- тики Вебер последовательно опирается на теорию социального дей- ствия. Как было отмечено выше, своего рода атрибутом социального действия Вебер считает ―ориентацию на другого‖, которая предпола- гает взаимное ожидание соответствующего поведения всех участву- ющих в политических отношениях сторон. Это и обеспечивает леги- тимность господства: те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться; те же, кем управляют, ожидают определенного характера директив. Вебер считал неизбежной тенденцию к авторитаризму, прямая де- мократия, по мнению ученого, утопична. Одного насилия недоста- точно для системы господства, необходимо наличие ценностей, убеждений, на которых зиждется послушание управляемых. Опора на авторитет управляющих создает внутренние причины господства, которые и интересуют Вебера. Выделял 3 типа господства: традиционное (на вере в обычаи), ха- ризматическое (слепое подчинение вождю на страхе и чувстве само- сохранения) и легальное (на системе правил, законов, бюрократия – самый чистый и рациональный тип легального господства). Веберовская социология религии подчинена исследованию соци- ального действия людей. М.Вебер стремится выявить связь между религиозно-этическими принципами и поведением индивидов, осо- бенно их экономической и политической деятельностью. По его мнению, поведение людей может быть понятно лишь с учетом их представлений о ценности религиозных догм. В отличие от маркси- стов, ставивших в качестве центрального вопрос о происхождении религии и ее сущности, Вебер делает акцент на основных видах смыслов религиозных принципов, которые обусловливают то или иное поведение человека, наличие в нем элементов рациональности. Единственный признак капитализма по Веберу – рациональная ор- ганизация формально свободного труда на предприятии. Предпо- 94 сылками этого стали: рациональное право и рациональное управле- ние. Понимал капитализм как культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизнен- ной практике его эпохи. Капитализм существует тогда, когда удовле- творение экономического спроса осуществляет предприниматель. Особенную роль в развитии капитализма Вебер отводил протестант- ской церкви, проповедовавшей внутримирской аскетизм и идеализа- цию профессионального труда. Вебер часто критиковал ученых за излишнюю объективизацию социальных явлений, настаивал на учете субъективно-личной сторо- ны жизни [3]. Кравченко А.И. отмечает относительно фигуры Макса Вебера: «Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии: учения о социальном действии и мотивации, профессии как призвании, социологии религии, экономической со- циологии и социологии города, теории бюрократии; концепцию со- циальной стратификации, основы политологии и института власти, наконец учение об эволюции капитализма. Все достижение М. Вебе- ра просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В обла- сти методологии одним из главных его достижений является введе- ние идеальных типов… Благодаря М.Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису и Г. Зиммелю немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны» [14]. Вопросы для контрольной проверки знаний: 1. Что является, согласно М. Веберу, объектом социологии и по- чему? 2. Чем М. Вебер объяснял необходимость максимальной рациона- лизации поведения людей? 3. В чем сущность теории идеальных типов М. Вебера? 4. В чем смысл понимающей социологии согласно М. Веберу? 5. Почему М. Вебер тяготел к авторитаризму? 6. Почему А.И. Кравченко называет М. Вебера «Леонардо да Вин- чи социологии»? 95 4.3. Другие социологические концепции на основе власти Вильфредо Парето (1848-1923) рассматривалобщество как си- стему, главное в которой было - поддержка «эквилибриума» (равно- весия). Проблемы социологии, по мнению автора, следствие экономиче- ской теории [3]. Большая часть человеческих действий является ир- рациональной, нелогичной даже в области экономики. Социология как логическое понимание нелогических действий должна была до- полнить экономическую теорию и превратить политическую эконо- мию в эмпирическую науку. Истинные движущие силы истории – чувства. Теории идеологии, социальной стратификации и теории элит. Историче- ские закономерности сводились к законо- мерностям иррациональной психики жизни отдельных индивидов, а идеологии навязы- вались языками чувств. Логическими действиями Парето при- знавал те, при которых субъективное соот- ношение цели и средства совпадает с объ- ективной данностью, установленной логи- чески и экспериментально [3]. При нелоги- ческих действиях отсутствует согласование субъективной и объективной природы, вклиниваются чув- ства, мировоззрение, природа и т.д. – т.н. «осадок». Однако люди неохотно признают, что действуют иррацио- нально, а часто они этого просто не понимают, потому придумывают словесные объяснения и логические оправдания своим действиям. Осадки, деривации и их отношение к поведению людей представляет собой основные факты и предмет изучения социологии. За идеями часто скрываются деривации, которые служат определенной цели: например, убедить народ в необходимости старого порядка (старая элита), перемен (новая элита) [8]. Остатки (осадки) – распознаваемые проявления психологических тенденций, личностных компонентов, внутренние биологические Вильфредо Парето 96 импульсы, определяющие социальное поведение человека. В под- тверждение тому примеры истории, когда видные политики и даже целые государства прибегают к нелогичным действиям. К классовым осадкам Парето относит: инстинкт комбинации, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, что выражается в стремлении поддерживать и сохранять однажды сформированные связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувство социальности, собственности; поло- вой инстинкт [23]. Элиты – подлинные источники дериваций. Разделял людей типа «осадков» комбинации (лисы), стойкости (львы), соединения. Обще- ство Парето – система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т.е. по состоянию равновесия, при котором ни один инди- вид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим [3]. Мифы о народном представительстве, суверенитете, эгалитаризме на деле маскируют существование и деятельность политического класса или правящей элиты. Власть может осуществляться от имени народа, может властью для народа, но не может быть властью самого народа (Моска). «Социальная физиология» - распределение богатства и власти в обществе. Социальная система находится в постоянном движении, т.к. происходит циркуляция элит. Общество Парето называл «кла- дищем элит». Общество становится системой благодаря действию 5 факторов: бессознательных импульсов поведения людей; «деривативов» - «псевдологических теорий и аргументов» людей для того, чтобы скрыть свои мотивы; экономических факторов; неравенства челове- ческих существ и социальных групп; социальная мобильность и цир- куляция элит. Социология может справиться со своим предметом только при взаимосвязи с другими науками (психологией, экономикой и т.д.). Логико-эмпирический анализ (наблюдение, эксперимент, мат.обработка) – основной метод. Роберт Михельс (1876 - 1936)- один из основателей политической социологии, сформулировал закон олигархии современной демокра- 97 тии (вождизма, культа личности). Первое преду- преждение о культе личности в рабочем движе- нии. Согласно мыслителю, неизбежны и абсолютно закономерны бюрократизация и олигархическое перерождение всех демократических партий и прочих движений. Это следствие организацион- ных требований. Олигархия есть положительное явление, о чем свидетель- ствует исто- рия: вожди никогда не передают свою власть массам [23]. Людвиг Гумплович (1838-1909). История – естественный процесс, что обусловлено несвободой воли и единством природы и духа (мониз- мом). Переименовывает три стадии развития Конта: теистическая, ра- ционалистическая, натуралистиче- ская. Основополагающий естествен- ный закон – полигенизм (множе- ственность источников этнического происхождения человека). В процессе попытки установления господства одних этнических груп- пировок над другими появилось «каннибальское использование», что и явилось основой государства. Поведение групп определялось тремя моментами: социально- эгоистической когерентностью (чувством «мы»); стремлением к са- мосохранению»; постоянными усилиями по улучшению своего по- ложения в жизни.Это служит постоянным источником конфликтов между группами. Теория возникновения государства, основанного на силе, не нашла сочувствия у современников, как и прочие его тео- рии, пронизанные несвойственным эпохе Просвещения пессимизмом [3]. Роберт Михельс Людвиг Гумплович 98 Морис Дюверже (1917-2014). По- литическая социология – наука о вла- сти, изучающая отношения управляю- щих и управляемых. Ее основной зада- чей является выявление двуличия вла- сти, поскольку политика представляет собой борьбу между индивидами и группами за власть, которой победите- ли пользуются в ущерб побежденным, и одновременно – усилия по построе- нию общественного порядка выгодны всем. Современный капитализм – «двули- кий Янус» - противоречивое единство аутентичности демократии и власти владельцев капитала. Этот дуализм – глубинная основа западной системы. Устранение императива прибыли, порождающего основное противоречие капитализма – между увели- чением количества продуктов и деградацией качества жизни – может быть достигнуто путем перехода к демократическому социализму [23]. Вопросы для контрольной проверки знаний: 1. Почему В. Парето тесно связывал социологию и экономику? 2. Какова теория В. Парето, описывающая поведение людей? По- чему их действия часто иррациональны? 3. Изложите сущность теории элит В. Парето. 4. Почему Р. Михельс считал олигархию положительным явлени- ем в обществе? 5. Что явилось основой государства, согласно Л. Гумпловичу? 6. Чем определяется поведение групп, согласно Л. Гумпловичу? 7. Что представляет собой политическая социология в интерпрета- ции М. Дюверже? Морис Дюверже 99 4.4. Социологические концепции на основе психологии Гюстав Лебон (1841-1931 гг.). Психология толпы. Был одним из пророков неми- нуемой гибели Западной цивили- зации, отстаивал концепцию ра- сового детерминизма: признавал иерархический характер рас и особой значимости расовой при- надлежности в развитии цивили- зации. Решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. Цивилизация как продукт интеллектуально творческой эли- ты. Но в современных условиях эра элиты сменяется эрой масс, эра слепой и стихийной толпы. Со- временная жизнь все больше определяется поведением толпы, пред- ставляющей всегда слепую разрушительную силу. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти ирра- циональных чувств, т.е. невыразимых в понятиях логики, догматиз- ма, популизма, нетерпимости, всемогущества, потому что ими управляет закон «духовного един- ства толпы». Революции – прояв- ления массовых истерий [23]. Габриэль Тард (1843-1904 гг.) противостоял органицизму Дюрк- гейма с позиций номинализма (направление, считавшее общие понятия лишь именами единич- ных предментов). Один из осно- воположников социальной психо- логии. Противоречие между неповто- римостью индивида и реальностью социального бытия пытается Гюстав Лебон Габриэль Тард 100 преодолеть с помощью созданной им теории подражания (процесса повторения различных форм бытия). Социология должна изучать психологические воспроизведения результатов подражания, имею- щих повторяемость, число и измерение [23]. Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипно- тизм. Каждое новшество – продукт индивидуального творчества одаренной личности, которое в случае эффективности начинает по- вторяться до тех пор, пока эта тенденция не «схлестнется с новой волной» инноваций из другого центра. 2 основных метода социологии: археологический и статистиче- ский. В широком применения «числа и меры» к изучению общества – магистральный путь в развитии социологии. Чарльз Кули (1864-1929 гг.) – предшественник символического интеракционизма, последователь Спенсера (понимание социальной эволюции как органического общественного процесса) [3]. Основу взаимодействия составляет психическая природа человека, потому что общество не может обойтись без психических реакций, чувств, взаимных оценок человеком человека. «Не существует чув- ства Я … без соответствующего ему чувства Мы, или Он, или Они». Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как на м кажется, мы производим на окружающих. Выделял 2 типа социального неравенства: кастовый (на основе наследования статуса) и классовый, где статус достигается благодаря конкурентной борьбе. Человек становится личностью, развивая свое Я посредством про- цесса интеракции с другими. Поэтому Кули отрицал предположение об автономном рациональном индивиде и выступал за то, что приоб- рело величайшую важность для понимания американской социоло- гии – социальный генезис Я. Человек и общество взаимодополняют друг друга, но не доминируют друг над другом. Каждый индивид единственный в своем роде. Социально существует не как оторван- ное от индивида (как у Дюркгейма), а как процесс интеракций, пове- дения индивидов, направленного друг на друга. Человеческая приро- да одновременно индивидуальна и социальна [3]. Свою концепцию противопоставлял инстинктивизму – нельзя придавать инстинктам значения универсальных мотивов поведения. 101 Человеческая природа пластична и подвижна, ее можно заставить рабо- тать в любом направлении, если пра- вильно понять ее законы. Подчеркивание творческой силы общества – существенный нюанс американского социологического мышления. Первичные группы (primary groups) – небольшие группы без спе- циализации на основе прямых (face- to-face) отношений, как семья, дет- ская группа при игре, соседи. Они первичны, поскольку: 1) распространены везде; 2) являются естественными обра- зованиями (не планируются); 3) индивид получает самый первый опыт человеческих отношений (про- ходит первичную социализацию); 4) в процессе отношений в первич- ных группах возникает и развивается то, что называется «человеческой природой» [3]. В первичных группах существует не только гармония, но и конкурен- ция, вражда. Вторичные группы – крупные объ- единения людей, основанные на формализованных, внеличных отношениях, поскольку они созна- тельно создаются людьми в определенных целях. Кули считает вторичные группы и их принципы потенциальной угрозой миру «первичных отношений» и тем самым – человеческой природе. Сознательная деятельность всегда социальна. Вводит термин «коммуникация» как механизм существования и развития человече- ских отношений. Чарльз Кули 102 Ввел понятие «Зеркальное Я» («Looking-Glass Self»). Я или его по- знание – это нечто, что приобретают в интеракции с другими; оно основывается на организации воспринимаемых представлений в со- знании («зеркальное Я»). Употребляет понятие «социальный разум» по аналогией с «кол- лективным бессознательным» Дюркгейма, часто в динамическом ас- пекте. Много внимания уделяет динамически изменяющейся взаимо- связи Я и общества. Считал политику и экономику вторичными эле- ментами общественной системы, на первый план выводя межлич- ностные отношения, за что был часто критикуем [3]. Уильям Мак-Дугалл (1871-1938). Тео- рия инстинктивного поведения, целевая, гормическая (от греч. гормэ – стремление, желание, порыв) концепция поведения. Ор- ганизм человек наделен витальной энергией, проявляющейся в гормэ – движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов [23]. Набор инстинктов человека связан с пси- хофизиологическим предрасположением – наличием наследственно закрепленных ка- налов для разрядки нервной энергии. Ос- новные социальные инстинкты: семья, торговля и пр. Число ин- стинктов сильно менялось: Мак-дугалл насчи- тывал 11, потом 14, Уильям Джемс насчиты- вал 38, Фрейд свел их к двум. Войны объяс- няются предрасположенностью людей к драч- ливости, накопление общественного богатства – склонностью к стяжательству и скупостью, религия – комбинацией инстинктов любопыт- ства, самоуничижения и бегства в сочетании с родительским инстинктом, возникновение общественных институтов и организаций, рост городов – стадным инстинктом. Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). Основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта человека и общества. Уильям Мак-Дугалл Зигмунд Фрейд 103 Два основных инстинкта: Эрос (стремления к жизни) и Танатос (стремление к смерти). Основная детерминанта человеческого пове- дения – либидо [23]. Вопросы для контрольной проверки знаний: 1. Какие социологические воззрения развивал создатель психоло- гии толпы Г. Лебон? Как они дополнялись теориями Мак-Дугалла и Фрейда? 2. Что понимал под инструментом подражания Г. Тард? Какие проблемы с его помощью могли преодолеть отдельные представите- ли общества? 3. Каковы основные идеи течения символического интеракцио- низма Ч. Кули? 4. Что означает термин «Зеркальное Я» по Ч. Кули? 5. Что означает «социальный генезис Я», согласно Ч. Кули? 6. Охарактеризуйте роль первичных групп в социализации лично- сти. 7. Что понимал под социальными инстинктами У. Мак-Дугалл и какую роль отводил им в жизни общества? 8. Какие инстинкты в поведении человека выделял З. Фрейд? |