Главная страница
Навигация по странице:

  • Томас Мальтус (1766-1834 гг.)

  • Пьер Симон Лаплас (1749-1827 гг.)

  • Джон Синклер (1754-1835 гг.)

  • Джамбаттиста Вико (1668-1754 гг.)

  • Жан Антуан Кон- дорсе (1743-1794 гг.)

  • Йогана Готфрида Гердера (1744-1803 гг.)

  • Вопросы для контрольной проверки знаний

  • 2.2. Идеи политического устройства нового времени Наиболее завершенными и систематизированными суждениями о праве, государстве и гражданском обществе стали взгляды Георга

  • Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.)

  • Эдмунд Берк Эдмунд Берк Жан де Местр Берк Констан Иеремия Бентам Джон Милль 53 (1729-1787 гг.), Леон Бональд (1704-1840 гг.), Жан де Местр (1753

  • Шарль Алексис Анри де То- квиль (1805-1859 гг.).

  • Анри де Сен- Симона

  • 2.3. Становление социологии как науки В истории обществен- ной мысли французский ученый О.Конт (1798-1857 гг.)

  • Герберт Спенсер (1820-1901 гг.).

  • Социология. История социологии


    Скачать 2.89 Mb.
    НазваниеИстория социологии
    АнкорСоциология
    Дата09.04.2022
    Размер2.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория социологии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #457313
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ТЕМА 2. НОВОЕ ВРЕМЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИ-
    РОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОСНОВ СОЦИОЛОГИИ
    2.1. Первые эмпирические исследования, философия истории и
    политэкономия
    Постепенно все чаще в социологических трудах стали мелькать попытки применения эмпирических методов, построенных на точ- ном методологическом аппарате и включающих инструменты точ- ных наук. Социология начала приобретать «числовой характер».
    Томас Мальтус (1766-1834 гг.) описал «вечный закон человече- ства»: рост народонаселения происходит в геометрической прогрес- сии, а жизненных средств – в арифметической, что ведет к превыше- нию численности населения над объемом жизненных благ. Исследо- ватель использовал математический аппарат для характеристики со- циальных явлений, пытался вывести строгую математическую фор- мулу социально-демографических процессов [8].
    Пьер Симон Лаплас (1749-1827 гг.) использовал в социологии некоторые положения теории вероятности. Грегори Кинг (1648-
    1712 гг.) и Эдмунд Галлей (1656-1742 гг.) развивали политическую арифметику, Джон Синклер (1754-1835 гг.) – метод анкетирования
    (изучал социальные проблемы сельского население Шотландии). Все популярнее становилась «социальная физика» - совокупность эмпи- рических социальных исследований, основанных на точных методах естественных наук [8].
    Томас Мальтус
    Пьер Симон Лаплас
    Эдмунд Галлей

    45
    В начале 18 в. в лоне философии формируется и развивается фи-
    лософия истории, ставившая целью изучение истории общества, элементы которой присущи и творчеству ряда философов антично- сти и творчеству мыслителей Средневековья, Августина, Макиавел- ли и др. Философия истории выступает соединительным, связующим звеном философии и социологии. Впервые понятие «философия ис- тории» употребляет Вольтер, затем оно встречается в трудах швей- царского писателя Вевелино и однозначно трактуется извест ным представителем немецкого Просветительства Йоганном Гердером как философская наука об истории человечества. Концепции фило- софии истории ставят целью исследовать процесс возникновения че- ловечества, раскрыть движущие силы истории и ее законов на базе эмпирических и обобщенных факторов и данных, событий и явлений в истории, культуре народов. Появление философии истории приве- ло к отделению гуманитарных, то есть общественных, человеческих знаний, от философских.
    Одним из первых итальянский фило- соф Джамбаттиста Вико (1668-1754 гг.)
    делает попытку реализовать принципы философско-исторического анализа ми- рового процесса истории. Рассматривая историю как продукт деятельности лю- дей, Джам Вико отмечает, что историче- ский процесс объективен, но это не означает, что человек с его свободой, интересами может менять ход истории, потому что исторические законы имеют характер предвидений и не совпадает с волей царей и других исторических лич- ностей [23]. Процесс исторического раз- вития человечества идет по спирали от низшего к высшему. Джам
    Вико рассматривает особенности мира человека, его духовность и интеллектуальность. Мир человека - это система связей и взаимоот- ношений, объединяющая его с иными людьми, с окружающей сре- дой. Именно через взаимодействие идет развитие человека и обще- ства. Непонятный современникам Вико опередил время своими иде- ями, сыгравшими затем важную роль в становлении принципа исто-
    Джамбаттиста Вико

    46 ризма в социальном познании, во многом упредив идеи Йогана Гер- дера, Георга Гегеля и др. В современной социологии идеи Джамба- тиста Вико модернизируются в многочисленных концепциях и док- тринах.
    В развитие философии истории значи- тельный вклад внес Жан Антуан Кон-
    дорсе (1743-1794 гг.) - французский со- циолог, политический деятель. В своем главном труде ―Эскиз исторической кар- тины прогресса человеческого разума‖ развивает взгляд на историю как на про- дукт разума, провозглашает буржуазный строй вершиной разумности и ―есте- ственности‖, раскрывает главные дви- жущие силы исторического прогресса - разум, знания, человеческие способно- сти, определяет основные этапы истори- ческого прогресса, высказывает мысль о роли труда в развитии общества, значении общественного разделе- ния труда и т.п. [23]
    На основании различных случайных признаков Кондорсе делил историю на десять эпох: 1. Развитие охоты, рыболовства. Люди жи- вут семьями, не знают частной собственности, имеют время только на труд. 2. Возникновение кочевников-скотоводов и земледельцев, специализация труда, социальная структура, частная собственность.
    3. Возникновение письменности, открытие познавательных возмож- ностей общества, духовность. 4. Прогресс человеческого разума в
    Дневнем Риме и других цивилизациях. 5. Прогресс науки от ее раз- деления к упадку (время Платона, Аристотеля, возникновение и раз- витие науки о праве и истории). 6. Упадок науки до крестовых похо- дов (средневековье). 7. Первые достижения Возрождения до изобре- тения книгопечатания, изобретения компаса, пороха, культурные до- стижения (Данте, Бокаччо). 8. Изобретение книгопечатания, избав- ление от теологии в философии. Открытие геоцентрической систе- мы, метода научного познания Бэкона, логарифмов. 9. От Декарта до французской революции: достижение независимости человеческого разума, открывающего безграничные возможности перспектив об-
    Жан Антуан Кондорсе

    47 щественного прогресса. 10. Эпоха будущего торжества Разума на земле.
    Его заслуга состоит в последовательной и систематической разра- ботке теории общественного прогресса и применении принципа ис- торизма для анализа исторического процесса [23].
    Большой интерес представляют труды по философии истории извест- ного немецкого просветителя Йогана
    Готфрида Гердера (1744-1803 гг.).
    Его позиции не всегда последователь- ны. Концепцию мировой истории за- кономерного, единого, взаимосвязан- ного целостного процесса Гердер из- лагает в труде ―Идеи к философии ис- тории человечества‖. Обосновав необ- ходимость философии истории как от- отдельной отрасли знаний, Йоганн
    Гердер рассматривает с позиции фи- лософии истории человека как зако- номерное продолжение развития при- роды. Одним из определяющих эле- ментов человеческой истории выступает культура, определяющая прогресс. Общество - определенная социальная общность, суще- ствующая благодаря взаимосвязи индивидов и общностей между со- бой. Анализируя историю Средневековья, выделил создание цехов в
    Европе, как «школы изобретательства».
    Основные черты концепции истории по Гердеру: идеи саморазви- тия, наследственность культурной истории человечества, ее беспре- рывность в пространстве и во времени - объективный, закономерный характер общественного прогресса [23].
    В 17 в. появляется наука - политическая экономия, ставшая но- вым шагом в познании общества и его закономерностей. В средние века экономическая наука развивалась в лоне так называемой каме- ралистики (смесь различных знаний - экономических, агрономиче- ских, географических, горного дела, сельского хозяйства, лесовод- ства и даже искусства ведения домашнего хозяйства и т.п.). Цель и задачи камералистики - обучение управлению крупными феодаль-
    Йоган Готфрид Гердер

    48 ными хозяйствами. От камералистики постепенно отпочковывается политическая экономия, предшественником которой стал мерканте- лизм (экономическая политика, связанная с концепциями накопле- ния денежного богатства страны и концентрации денежной массы государством, обеспечивающим экономическую и политическую мощь). Английский ученый Уильям Петти (1623-1687 гг.) одним из первых представителей классической политической экономии пока- зал, что не денежная политика, а производство есть основа экономи- ческой и политической мощи государства, впервые занялся макро- экономическими сопоставленияями между странами. Позже Адам
    Смит, Давид Риккардо заложили основы теории трудовой стоимости, раскрыли некоторые законы капиталистического производства (сто- имость товара, оборот денег и др.).
    Адам Смит (1723-1790), классик буржуазной политэкономии, пони- мал общество как трудовой и мено- вой союз людей, экономическую си- стему. Общественная жизнь народа, согласно философу, основывается на свойственном человеку стремлении к благополучию и более высокому социальному положению, реализу- ющемся в труде. Чтобы труд стал основой процветания индивида и государства необходима частная собственность на средства произ- водства, невмешательство государ- ства в экономику, отсутствие препятствий для развития предприим- чивых людей, разделение и специализация труда, всеобщее образо- вание, расширение применения машин [8].
    Смит выделял три социальных класса: наемные рабочие, капита- листы и землевладельцы, а также утверждал, что между ними неиз- бежны противоречия, но они полезны обществу и могут быть легко решены. Причины социального порядка в большей мере определяют поведение индивида: в их основе самооценка индивида и его оценка другими людьми. Состояние внешнего и внутреннего наблюдателя приводит к развитию сострадания. Повышение образованности, вос-
    Адам Смит

    49 питания, улучшение условий труда людей, обеспечение необходи- мой оплатой труда – условия стабильности и развития классово- дифференцированного общества.
    Впервые в истории наряду с экономическими закономерностями устанавливаются эмпирические социальные закономерности и т.п.
    Английский коммерсант Джон Граунт тогда же устанавливает зако- номерности соотношения новорожденных и умерших. В Германии исследователи Йоганн Зюссмильх, Герман Конринг и др. занимаются проблемами статистических исследований демографических процес- сов. В 18 в. в России из-за экономических, политических, военных потребностей осуществляются первые переписи населения. В России начало статистическим и демографическим исследованиям положено
    Иваном и Карлом Германами. Происходил процесс постепенного накопления данных, фактов для обществоведения. Социальные по- знания 17-18 вв. создали качественно новые условия дальнейшего исторического развития. Социально-политические, экономические и духовные потребности и логика развития самого научного познания обусловили широкое развертывание разнообразных социальных ис- следований.
    Таким образом, начало нового времени ознаменовало появление новых эмпирических направлений в учениях об обществе, которые отличались большей проработанностью эмпирического инструмен- тария и выраженным прикладным значением. Также появились но- вые концепции структуризации исторического процесса, права, гос- ударства и гражданского общества.
    Вопросы для контрольной проверки знаний:
    1. Кто из ученых занимался апробацией эмпирических методов в социологии в новое время?
    2. Какой из философов делает попытку периодизации мирового процесса истории?
    3. Какие факторы определяли развитие истории согласно Ж. Кон- дорсе и Й. Гердеру?
    4. Каковы исторические предпосылки появления такого направле- ния социологического знания, как политэкономия? Кто является его родоначальником?

    50
    2.2. Идеи политического устройства нового времени
    Наиболее завершенными и систематизированными суждениями о праве, государстве и гражданском обществе стали взгляды Георга
    Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.) - классика немецкой философии. Философ является сторонником историзма в понимании общественной и других сфер жизни,излагает концепцию права, по- казывает развитие объективного духа через толкование диалектики права от его абстрактных форм к конкретным. В труде «Философ- ские права» Гегель утверждал, что если первым звеном в развитии
    «моральной субстанции» есть семья, то другим - гражданское обще- ство, которое слагается из множества отдельных личностей или от- дельных свободно существующих людей, создавая определенную систему. Гегель подчеркивает, что гражданское общество возникает после возникновения государства и приобретает форму триады: три системы потребностей всех других; действенности правосудия, охраняющего свободу и собственность частного лица; полиции и корпораций, выполняющих те же функции, но в других аспектах.
    Главнейшая функция гражданского общества – следить, чтобы свободное развертывание частной собственности не ограничивалось социальными и мораль- ными требованиями. Описывает совре- менное ему государство как конституци- онную монархию, обладающую сильной бюрократической исполнительной вла- стью, участием граждан в управлении и соблюдением индивидуальной и обще- ственной автономии.
    Политическая жизнь каждой эпохи определяется доми- нирующими духовными и материальны- ми силами. Окончательное объяснение характера каждой эпохи следует искать в природе метафизического бытия, именуемого Духом, Мыслью или
    Разумом [23].
    Гегель выделял 3 эпохи в развитии человечества: восточная, ан- тичная, германская. В каждой из них (от восточных деспотий, через
    Вильгельм Фридрих Гегель

    51 греческое рабство до европейской сво- боды, впервые проявившейся в Герма- нии), нарастает степень самосознания и свободы.
    Социологические концепции Гегеля стали важным источником для формиро- вания политических, социальных и эко- номических идей Маркса. Основные принципы философии истории Георг Ге- гель изложил в труде ―Философия исто- рии‖, включая идеи Гердера о поступа- тельном характере развития мировой ис- тории, взаимосвязь ее этапов, их наслед- ственность и т.п. Система философии истории Гегеля не всегда согласовывает- ся с логикой мировой истории, когда ло- гика бытия искусственно подгоняется под абстрактную логическую схему. Ге- гель рассматривает историю как прогресс духа в осознании свободы, где свобода есть и свобода духа, и интеллектуальная свобода лично- сти. Но личность тоже не реализует себя, хотя ей кажется, что она творит по собственной воле, в действительности же за этим стоит аб- солют.
    Социальные мыслители первой половины 19 в. стремились в той или иной форме осмыслить результаты французской революции
    1789 г. и оценить тот общественный строй, который шел на смену феодализму. Первое направление в социально-политической мысли тогда объединяло тех, кто позитивно воспринял те общественные ценности, которые возникли вследствие революционных событий и, прежде всего, реалии буржуазного общества. Это позиция либераль- ной социально-политической мысли, в частности, позитивизма. И второе направление вобрало в себя концепции, которые в той или иной форме отстаивали прежние порядки, стремились критиковать их с позиций прошлого, идеализировали феодализм и т.п. Такое направление социально-политической мысли названо консерватиз-
    мом [23].

    52
    Самые влиятельные из идеологов консерватизма Эдмунд Берк
    Эдмунд Берк
    Жан де Местр
    Берк Констан
    Иеремия Бентам
    Джон Милль

    53
    (1729-1787 гг.), Леон Бональд (1704-1840 гг.), Жан де Местр (1753-
    1821 гг.) и др. Патриархом либерализма считается классик экономи- ческой мысли Адам Смит. Программные основы либерализма разра- батывали Иеремия Бентам (1748-1832 гг.), Джон Милль (1806-
    1873 гг.), Берк Констан и др. И третье направление социально- политической мысли состоит в противопоставлении будущего спра- ведливого, строящегося самими людьми общества, феодальному прошлому и буржуазным реалиям.
    Идеология либерализма имела важное значение для формирования социологической мысли и развития социологической теории.
    В создании науки об обществе, об- щественных и политических отноше- ниях определенный вклад вносит французский политик, историк и со- циолог Шарль Алексис Анри де То-
    квиль (1805-1859 гг.). Социальная философия Шарля де Токвиля о демо- кратии есть своеобразный синтез ли- беральных и консервативных идей.
    Хотя на современников его труды не оказывали какого-либо серьезного влияния, они заново открыты в начале
    20 в. Токвиль глубоко и остро почув- ствовал силу перелома, свершившего- ся в Европе после событий Француз- ской революции 1789 г. Произведения
    Шарля де Токвиля - это своего рода социография раннебуржуазного общества. В трудах «Демократия и Америка», «Старый строй и ре- волюция» и др. Шарль де Токвиль показывает, что революция во
    Франции - результат общественных противоречий, обострившихся в предреволюционный период. Понятия демократии и аристократии у
    Токвиля означают больше, нежели символы политического строя, скорее, это определенные «идеальные типы» общественных отноше- ний, отличающиеся друг от друга [23].
    Токвиль анализировал результаты буржуазной революции в Евро- пе, будучи в Америке, противопоставляет общество аристократиче- ское (воплощение старого режима) и демократическое. Общество
    Шарль Алексис Анри де Токвиль

    54 существует лишь тогда, когда люди смотрят на вещи с одной точки зрения, когда обладают общественными взглядами, когда, наконец, те самые факты вызывают не одинаковые впечатления и мысли.
    Анализирует становление демократии в Америке в XIX веке как новое общественное устройство, опирающееся на принципы равен- ства. В демократических обществах теряется уважение к авторите- там, люди полагаются только на свой разум. Демократия и сближает людей и изолирует их друг от друга. Реализуется принцип равенства людей перед законом, но каждый заботится о собственных интере- сах, теряет интерес к общественным делам.
    Одним из первых использовал сравнение различных политических систем для обоснования теории происхождения государства. Демо- кратии свойственен инстинкт централизации. Внедрение в жизнь общества принципа всеобщего равенства создает невиданные ранее возможности централизации и манипулирования людьми. Складыва- ется впечатление, что происходит две противоречивые революции: одна постепенно ослабляет власть, а другая усиливает. Тирания большинства – вот что означает амери- канская и всякая де- мократия.
    Идеи социализма
    и коммунизма имеют давнюю историю.
    Но только в 19 в. они выходят на пе- редний край поли- тической жизни и становятся предме- том острых полити- ческих дискуссий.
    Великие социалисты начала 19 в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, резко отличающиеся от Ба- бефа в трактовке путей к социализму, выступают как его прямые наследники и продолжатели. Оценивая социальные последствия французской революции, идеологи социализма отмечают противоре- чивость между лозунгами и реальностями. Лозунги свободы, равен-
    Роберт Оуэн
    Шарль Фурье

    55 ства и братства, провозглашенные Французской революцией, не реа- лизовались на практике, и новый общественный строй не только не устранил неравенство и эксплуатацию, но и усилил их. Поэтому буржуазный строй сам заслуживает быть уничтоженным и на его ме- сте построен новый - справедливое, гуманное, демократическое об- щество. Большинство представителей социалистических учений стремятся поставить социальные знания на службу практической ре- организации общества на справедливых основах, осознают, что ре- формирование общественного строя связано с перестройкой отно- шений в материальной и производственной сферах.
    Политический след в истории социологической мысли остави- ло творчество Анри де Сен-
    Симона, учителя и предше- ственника Огюста Конта. В начале 19 в. все больше уделя- ется внимания преимуществам так называемого позитивного знания, получаемого с помощью специальных наук путем наблюдения и эксперимента
    [23]. Исходя из понимания, что позитивные знания есть науч- ные, а не метафизические, пози- тивные знания становятся опре- деленным направлением в фи- лософии - позитивизмом. Сен-
    Симон обосновывает необходи- мость создания новой позитив- ной науки об обществе, которая должна стать такой же точной как естествознание: иметь специфический научный предмет и объект, использовать точные методы фиксирования явлений, предполагать рассмотрение общества во взаимосвязи с другими науками и зависи- мости от естественных и социальных наук.
    Сен-Симон считал основой прогресса общества прогресс знания человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный закон».
    История общества - единая цепь взаимосвязанных между собой
    Анри Сен-Симон

    56 прошлого, настоящего и будущего знаний, потому что грядущее складывается из прошлого и настоящего интеллектуального потен- циала.
    Современное ему общество Сен-Симон называл индустриальным, качественно отличным от традиционного: основано на промышлен- ности, становлении класса «индустриалов» (фабриканты, купцы, банкиры и рабочие). Классифицировал население на классы (ученые, индустриалы, крестьяне, паразитирующие классы); группы населе- ния по характеру труда (умственного и физического, промышленно- го и сельскохозяйственного); по половой принадлежности; конкрет- ные люди.
    В идеале индустриальное общество основано на лозунге «Все лю- ди - братья», ликвидации паразитирующих классов, сотрудничестве производящих классов, равенстве людей, а также национальных и половых групп, плановом развитии промышленности и сельского хо- зяйства, превращение государства из подавляющего органа в органи- затора производства, постепенном стирании отличий между народа- ми и странами [8].
    Согласно науке о человеке и обществе, позитивизм вносит такие постулаты: выделение общества как специфического научного пред- мета и объекта исследования, постановка вопроса о необходимости науки о человеке как самостоятельной отрасли знания, введение наблюдений и точных методов фиксирования явлений и описание их взаимодействия и взаимосвязей, рассмотрение общества в системе его взаимосвязи с природой. Сен-Симон критиковал историю за то, что она не поднималась над хаосом фактов до их обобщения. Идея
    Сен-Симона о создании позитивной науки о человеке находит даль- нейшую реализацию в создании мыслителем умеренно- консервативного направления Огюстом Контом - науки социологии.
    Вопросы для контрольной проверки знаний:
    1. Каково представление Г. Гегеля о сути гражданского общества и его роли в историческом развитии?
    2. Какие два основных направления возникли в социологическом учении 19 века? Каковы их предпосылки?
    3. Почему Г. Спенсер сравнивал государство с акционерным об- ществом? Какие типы социальных институтов выделял философ?

    57 4. С какой целью Ш. Токвиль сравнивал европейское и американ- ское общество?
    5. С какими именами связаны первые идеи социализма и комму- низма?
    6. С чем А. Сен-Симон связывал необходимость появления пози- тивизма как социологического направления?
    7. В чем, согласно А. Сен-Симону, проявляются черты индустри- ального общества?
    2.3. Становление социологии как науки
    В истории обществен- ной мысли французский ученый О.Конт (1798-1857
    гг.) известен прежде всего как родоначальник позити- вистской философии (ра- бота Конта называется
    «Курс позитивной фило- софии») и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии
    (метафизики) и теологии, ученик Сен-Симона. Конт первым ввел в употребле- ние термин «социология», используя это понятие как синоним «социальной фи- зики».
    Основные труды его: шеститомный ―Курс пози- тивистской философии‖
    (1830-1842) и четырехтом- ная ―Система позитивист- ской политики, или социо- логический трактат об основах религии человечества‖ (1851-1854).
    Огюст Конт

    58
    Уже после его смерти было издано четырехтомное ―Завещание
    Огюста Конта‖. Философские и социологические взгляды тесно пе- реплетались в творчестве О. Конта, в связи с чем Р. Арон характери- зовал его как философа в социологии и социолога в философии (фи- лософские и социологические взгляды переплетались у многих со- циологов). Определенное влияние на его теоретические концепции оказало творчество Сен-Симона. Но для Конта были неприемлемы идеи классовой борьбы и равенства производителей.
    Обстоятельства личной жизни и деятельности Конта были весьма неблагоприятными: после разрыва с
    Сен-Симоном он никогда больше не имел работы с постоянным зара- ботком и только убеждение в своей пророческой миссии, понимание своего труда по созданию позитив- ной философии как великого обще- ственного долга помогли Конту продолжить научную и обществен- ную деятельность. Его политиче- ские инициативы не увенчались успехом, умер ученый забытым и заброшенным.
    Социология в представлении
    Конта – дитя революционного времени во Франции, духовного и политического господства буржуа- зии, она отражала подъем про- мышленных наук и еще содержала надежду на разрешение социаль- ных конфликтов с помощью разу- ма.
    Крайне важно понимать истори- ческий антураж, в рамках которого зародилась социология как наука.
    Кравченко А.И. пишет: «В евро- пейском обществе в это время про-
    Огюст Конт

    59 исходили потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря социальной революции, разворачивался во всю мощь. Буквально штаны трещали на теле старого общества: рост промышленных го- родов-спрутов, обезземеливание крестьян, концентрация в городах преступности и проституции, пауперизация и обнищание широких масс. И все это на фоне расширения политических прав (в первую очередь для средних слоев, а не только для аристократии, как преж- де), появление железных дорог, газовых фонарей, синематографа, пароходов и других не виданных ранее чудес «века железа», как его окрестили позже историки
    Социология, по мнению А. Гоулднера, возникла как идеология среднего класса. Именно в XIX веке мы видим широкое движение интеллигенции в помощь социальным аутсайдерам, причем во всех европейских странах, включая Россию. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детишек. Множащийся числом сред- ний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Со- циология рождалась как наука об обществе и его трансформации».
    Создавая новую науку, Конт О. рассуждал примерно так: для того, чтобы познать общество во всем разнообразии его проявлений, фи- лософии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая зани- малась бы обществом. При этом, чтобы состояться, ей нужно отка- заться от философского метода познания (Конт предлагал отказаться от традиционной философии истории) и придумать свой [14] (точ- нее, исследовать социальные явления с помощью общенаучного ме- тода, используемого в естественных науках). Но вначале, пока своих нет, социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ»
    Слово «позитивный» имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противополож- ность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомни- тельному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положитель- ное в противоположность отрицательному (созидательное). Пози- тивное знание об обществе - это знание точное, объективное, позво- ляющее количественное описать изучаемый объект. Позитивизм представлялся Контом как «религия человечества», новый Бог, он

    60 проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание.
    Выступал против переоценки роли «великих людей», указывая на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.
    Не отрицая роли экономического фактора, все же считал цивилиза- цию прежде всего духовно-психологической общностью: «весь со- циальный мир покоится на мнениях». Разделял все науки на истин- ные и ложные (заняты решением неразрешимых вопросов и посту- лируют непроверяемые лозунги), выступал за упразднение филосо- фии. Конт выделил 6 абстрактных позитивных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Последняя за- вершает систему позитивного знания, является высшей и сложней- шей теоретической наукой [8].
    Не разделяет объект и предмет социологии. В социологии должны использоваться следующие методы: наблюдение, эксперимент, сопо- ставление жизни человека с жизнью животных, сравнение жизни разных народов и стран по определенным показателям, историче- ский анализ. Наблюдение – основной метод в социологии, основной трудностью которого является очищение от субъективного фактора.
    Сложность сравнительного метода связывал с тем, что он не показы- вает последовательности социальных состояний, а анализирует их как сосуществующие – в связи с этим необходима теория эволюции общества.
    Фундаментальная социологическая теория призвана отразить со- циальную статику и социальную динамику, две составные части со- циальной физики. Социальная статика – объяснение причин сохра- нения порядка в обществе, его организованности, достижения обще- ственного консенсуса (взаимного порядка) и гармонии. Особая роль в социальной статике уделяется семье. Семья как спонтанный источ- ник морального воспитания и естественная база политической орга- низации. Возражает против женского равноправия. Общественная роль женщин определяется ее эмоционально-моральными качества- ми – способностью к сплочению людей и нравственному просветле- нию. Позитивная теория человеческой семьи сводится к системати- зации спонтанного влияния женских чувств на мужскую активность.
    Социальная динамика – теория общественного прогресса, позитив-

    61 ных метаморфоз в обществе, так или иначе разрушающих его стати- ческое состояние.
    Выделял три стадии истории познания: теологическую (фиктив- ную), метафизическую (абстрактную), научную (позитивную). В со- ответствии с ними Конт представлял военное, феодальное господ- ство и промышленную цивилизацию как высшую стадию развития социально-политических форм на основе науки.
    Динамика подчинена статике, ибо прогресс – это развитие порядка
    – различает законы порядка и законы прогресса. Сочетание социаль- ной статики и динамики открывает системный подход, являющийся и в последствии главным в социологии. Конт считал, что открыл за- кон двойственной эволюции: социальной и интеллектуальной. Тео- рия общественного прогресса – каждое последующее общественное состояние совершеннее предыдущего: теологическая стадия эпохи феодализма сменилась метафизической, а затем переходом к «пози- тивной науке от обществе» (новой религии).
    Конт выделял 4 вида прогресса: материальный, физический, ин- теллектуальный и морально-нравственный. Главные перспективы общественного прогресса он связывает вопреки А.Смиту с совер- шенствованием организации труда, его разделением и комбинирова- нием, применении науки в промышленности и нравственности лю- дей [8].
    Как утверждает А.И. Кравченко, часть теорий Конта была отверг- нута: о человеческой природе (таблице мозга), социальной политики и «социалатрии» - позитивной религии без Бога, призванной вызвать поклонение перед человечеством как высшим существом. Кравченко
    А.И. отмечает: «Конт был философом не особо выдающимся, как скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во- первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений – позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки – социологии. О.
    Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы. В третьих его име- нуют отцом теории индустриального общества, лежащей в основе современной социологии. Но и здесь он прославился больше грамот- ной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решени- ем» [14].

    62
    Однако, значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода и вопреки господствовавшим в то время спекулятивно- умозрительным философским подходам и теологическим взглядам, он впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поста- вил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов обще- ства. При этом Конту не удалось достаточно четко определить пред- мет и метод новой науки; в его трудах - характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.
    Идеи либерализма обосновал с пози- ций социологии Герберт Спенсер
    (1820-1901 гг.). Он выступил с мнени- ем, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человече- ское общество - уникальная форма по- рядка (организация), высшая, по срав- нению с органической, в биофизиче- ском мире. Будучи частью природы, человеческое общество вовлечено в соперничество за существование с дру- гими обществами и нечеловеческой окружающей средой. Герберт Спенсер различает три основных типа институ- тов: продолжающие род (брак и семья), распределительные или экономические институты и регулирующие институты
    (религия, политические системы, мо- раль и т.п., социальная структура общества). Общество мыслилось как некий вид равновесия, поддерживаемый благодаря взаимосвя-
    Герберт Спенсер

    63 занному функционированию составляющих его институтов. Хотя
    Спенсеру принадлежит заслуга в стимулировании интереса к инсти- тутам в современной политической мысли, он нигде не дает ясного определения явлений социальных институтов [8].
    Английский исследователь Гер- берт Спенсер (1820-1903)- продол- жатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социо- логии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального под- хода к изучению общества. Спенсер расширил понимание нужности со- циологии Конта, делал упор на ее практическую значимость. Яснее
    Конта он описывал объект (обще- ство) и предмет – раскрытие форм действенности в обществе закона причинности. Его главный труд ―Основания социологии‖ (1896) со- держал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень ча- сто заимствованные многими крупнейшими социологами 20-го сто- летия.
    Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г.Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволю- ционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех об- ластях природы, в том числе в науке, искусстве, в религии и филосо- фии. Рассматривая эволюцию, в работе ―Основы начала‖он различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую.
    Особое внимание Г. Спенсором было уделено анализу надорганиче- ской эволюции в другом труде ―Основания социологии‖. С его точки зрения, социальные явления в большей степени обусловлены свой-
    Герберт Спенсер

    64 ствами составляющих общество единиц и условиями существования этих единиц, а не условиями жизни всего общества и самой жизнью общества. Недаром исследователи творчества Г. Спенсера подчерки- вают свойственный его социологическим взглядам индивидуалисти- ческий подход к пониманию обще- ства и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с дру- гом потому, что это им выгодно.
    Совместную жизнь людей он пред- ставлял как необходимое условие для развивающегося индивидуума.
    Общество согласно Спенсеру возникает как объединение людей в связи с ростом численности или по- степенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, ко- ролевства, империи. Обществу – продукту эволюции свойственна разнородность массы и координация взаимодействия между составными элементами. Каждая общественная структура и организация, возника- ющая в процессе надорганической эволюции, имеет функциональную направленность. Поэтому социолог прежде всего обязан изучить функ- ционирование той или иной обще- ственной единицы, а исследующая общественные единицы социология должна сосредоточиться на резуль- татах, появляющихся в ходе взаи- модействия этих единиц.
    Взаимная зависимость частей, делающая из сложной группы еди- ное целое - общество, не может существовать без определенного раз- вития «линий соединения и приспособления совместного действия», отмечал Спенсер. Для координирования все более разнообразных с
    Герберт Спенсер

    65 увеличением ―массы‖ социального организма деятельностей в обще- стве необходим правящий центр и соответствующие средства сооб- щения между все более удаляющимися пространственно друг от друга ―социальными единицами‖. При помощи этих средств сообще- ния центр влияет на части. Общество не имеет главных и вто- ростепенных элементов. Это четко прослеживается тогда, когда об- щество не сводят к диалектике производственных сил и производ- ственных отношений, базису и надстройке, классовым антагонизмам, а понимают его как специфическую форму общественного бытия – как культуру, отличающую мир человека от мира природы.
    Социальные организмы схожи с биологическими в следующем: растут, имеют внутреннюю структуру, которая усложняется по мере роста, усиление структуры сопровождается увеличением дифферен- циации органов, ведет к развитию взаимодействия между частями, некоторые части могут существовать какое-то время без целого. При увеличении дифференциации возрастает взаимосвязь и, следователь- но, интеграция социальных компонентов. Возрастающая взаимоза- висимость несхожих составных частей в сложных общества и уязви- мость, привносимая ею в общество, порождает необходимость со- здания «регулирующей системы», которая бы контролировала дей- ствия составных частей и обеспечивала их координацию.
    Социологи обязаны убедить людей в том, что общество должно быть свободно от вмешательства правителей и реформаторов. По- добно тому, как вмешательство в природу дает неопределенные ре- зультаты, вмешательство в общество крайне вредно. Выделял обще-
    Герберт Спенсер

    66 ства военные (основанные на принуждении) и индустриальные (ос- нованные на разумном самоограничении).
    Общество как часть природы вовлечено в соперничество за выжи- вание с другими обществами и нечеловеческой живой окружающей средой. При естественном порядке вещей общество выкидывает сво- их никчемных, медлительных, нерешительных членов – выживают сильнейшие в интеллектуальном плане. Однако – сопоставление об- щества с биологическим организмом в целом ошибочно, т.к. в орга- низме органы соединены непрерывно, в обществе они дискретны; в обществе сознание и эмоции присущи всем структурам; в организме элементы существуют ради целого, в обществе – целое ради элемен- тов.
    Суть общества индивидуалистична – «закон равной свободы»
    (свобода каждого ограничивается свободой другого), коллективизм гибелен с биологической точки зрения и абсурден психологически.
    Он – поощрение худших за счет лучших. Общество – инструмент со- вершенствования целей личности, сверхорганизм, агрегат других организмов [8].
    Обнаружив, что среди социальных явлений существует общий по- рядок сосуществования и последовательности, Спенсер приходит к знаменательному для всех последующих поколений социологов- функционалистов выводу о том, что социальные явления образуют материал для науки, способной в известной мере достигнуть дедук- тивной формы. Социолог, считал Спенсер, должен непредвзято под- ходить к анализу социальных явлений. Но в обществе воля каждого индивида, в том числе и социолога, ограничивается волею других лиц. Поэтому основной вопрос общественной жизни заключается в том, насколько каждый должен быть подчинен всем, насколько уче- ный свободен от социальных «пут» общественной жизни в своем по- иске истины.
    Спенсер выделял 3 фазы эволюции общества: неорганическая (со- вокупность однородных тел), органическая (однородные тела преоб- разуются в неоднородные: создание Солнечной системы, планет), сверхорганическая (появление человека). Также в учении философа присутствовали 3 главных системы социального организма: регуля- тивная, производящая средства для жизни, распределительная. Каж- дая из систем состоит из социальных институтов – устойчивых

    67 структур социальных действий (контроля, церкви, семью, обряды и традиции). Всего выделяется 3 вида институтов: продолжающие брак (брак, семья), распределительные и экономические, регулиру- ющие (религия, политическая система, мораль, социальная структура общества) [23].
    Закон порядка и закон эволюции Конта у Спенсера приобретает вид законов функционирования и законов развития. Отсюда в социо- логии функциональный анализ общества и диалектический. В основе развития лежат социальные конфликты (противодействие друг другу социальных организмов) и их разрешение. Основным законом эво- люции выступает двуединый процесс дифференциации и интеграции общества.
    О социальном прогрессе следует судить по степени удовлетворе- ния потребностей членов общества, его главный критерий – «новый тип человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности».
    Согласно мнению А.И. Кравченко, Г.Спенсера справедливо кри- тикуют за биологизацию социологии и социал-дарвинизм, индивиду- алистическую основу учения, защиту принципа стихийности обще- ственного развития и невмешательства государства в решение обще- ственных проблем. Спенсер выложил один из лучших вариантов со- циального мышления своего времени [14].
    Вопросы для контрольной проверки знаний:
    1. Кого по праву можно назвать «создателем» социологии? Како- вы исторические предпосылки становления данной науки?
    2. Что означал термин «позитивный» в философии О. Конта?
    3. Почему О. Конт выступал против переоценки роли «великих людей», указывая на соответствие политического режима уровню развития цивилизации?
    4. Какие методы О. Конт выделяет в социологии?
    5. Что означает социальная статика и социальная динамика?
    6. Какие идеи О.Конта были не получили широкого распростране- ния и почему?
    6. В чем заключался эволюционизм Г. Спенсера в подходе к обще- ственному развитию?
    7. Как создавалось общество по мнению Г. Спенсера?

    68 8. Почему Г. Спенсер называл коллективизм «поощрением худ- ших за счет лучших»?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта