Глава 4. Iv. Социальная психология групп Проблема группы в социальной психологии
Скачать 425.5 Kb.
|
Социальный класс - это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества и являющаяся важным элементом его социальной структуры. настоящее время различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Так как социальный класс сегодня составляют социальные группы свободные в политическом и правовом отношениях граждан, то они различаются характером и размером собственности на средства производства и производимый продукт, а также уровнем получаемых доходов и личным материальным благосостоянием. Кроме того, принадлежность к данным группам не регламентируется властью, законом и не передается по наследству. Признаками групп, образующих социальный класс считаются следующие обстоятельства:
Социально-психологические признаки класса:
Одной из основных проблем психологии классов являются подходы к их исследованию. В традиционном для социально-психологической традиции понимании класса можно наметить три основные линии исследования психологии классов. Во-первых, это выявление психологических особенностей различных, конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание концентрируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, анализируется взаимосвязь психологических черт разных классов, создающая особый "колорит" эпохи: характеристика общей атмосферы эпохи, несомненно, включает в себя наряду с описанием экономических и политических интересов классов и структуру их психологических особенностей и отношений. Этот путь исследования вполне правомерен, и до сих пор в большей степени развит в социологии. Наконец, в-третьих, анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу. Иными словами, исследование в данном случае выявляет, посредством каких механизмов классовая психология воплощается в психологическом облике людей, составляющих класс. Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необходимо при всех условиях возвратиться к структуре психологии групп и посмотреть на специфику каждого элемента, представленного в психологии класса. Структура классовой психологии: классовые потребности, интересы Одним из самых значимых элементов в данном случае являются классовые потребности, которые представляют собой элемент эмоциональной сферы общественной психологии. Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития. С Потребности социального класса — это побудительные силы его активности и развития. пецифика деятельности класса развивает его представителей одни потребности и подавляет другие. Например, предпринимательская деятельность формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе данного класса и обеспечить получение новой прибыли. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Проблема потребностей человека разработанная в психологии отражает идею, которая в полной мере может быть отнесена и к потребностям класса: классовое положение индивида задает определенным образом иерархию его "деятельностей", что определяет и структуру его потребностей. Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии являются интересы. Интересы класса — другая важнейшая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Р Интересы социального класса — важнейшая движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. еальность такова, что ни один класс не станет добровольно отказываться от своих интересов. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы. Природа интересов гораздо лучше исследована в социологии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует социально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых интересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в определенном типе общества. Психологически важно выяснить, как классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и деятельность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес всей группы. Но каждый член класса включен не только в данную группу, он - член многих социальных групп в различных сферах собственной жизни: учебе, работе, семье, досуге, общественной активности. Поэтому каждый представитель класса может в то же самое время быть членом какой-либо группы (например, в рабочем коллективе или студенческой группе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе. Для выражения интересов классов создаются политические партии. Под партией подразумевают любую политическую группу, которая представлена на выборах и которая способна через выборы поставить своих кандидатов у власти. Социальные чувства Кроме потребностей и интересов к психологии класса относят так называемые "социальные чувства", определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. П Социальные чувства - характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. онятие "социальное чувство" не является общепризнанным в психологической литературе. Неопределенность термина связана с тем, что нет исследований раскрывающих проблему социальных чувств того, или иного класса, и термин заимствуется из философии и истории, где само явление существования некоторых социальных "чувств" и "эмоций" давно установлено и описано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно был описан оптимистический настрой, вызванный революционным подъемом. Чаще всего, доминирующим типом "социальных чувств" внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательности политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен. Социальный характер П Социальный характер - психический облик группы, проявляющийся как определенный способ ее поведения и деятельности. онятие "социальный характер" или "психический склад" имеет наибольшую изученность среди компонентов составляющих психологию больших социальных групп. В психологии социальных классов "психический склад" обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся как определенный способ поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Психологический взгляд на термин "социальный характер" широко представлен в трудах неофрейдистского направления. Так, по Э.Фромму, социальный характер - это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. С помощью понятия социальный характер класса Э.Фромм обозначает - ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры. Данное понятие вводится как противовес понятия индивидуальный характер", благодаря которому люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга. П Фромм Эрих (1900 - 1980 гг.) - немецкий, американский философ, психолог и социолог. Представитель неофрейдизма. В 1933 г. эмигрировал в США. На основе концепции З.Фрейда разработал социальную характерологию, позволяющую раскрыть мотивы поведения человека. Основные работы: Бегство от свободы (1941), Психоанализ и религия (1950), Революция надежды (1964). онятие социального характера не является статистическим, то есть это не просто сумма черт характера, которые можно найти у большинства представителей группы или социального класса. Функция социального характера заключается в том, чтобы "формировать и направлять человеческую энергию внутри данного общества во имя продолжения функционирования данного общества" (Э.Фромм). Таким образом, каждое общество обладает своей определенной структурой, и члены различных классов, составляющих данную структуру, вынуждены вести себя так, чтобы соответствовать требованиям социальной системы. Э.Фромм выделял следующие типы социального характера для различных групп людей, которые распространяются на все сферы жизнедеятельности человека и того класса, в который он входит: воспринимающий, эксплуатирующий, накопительный, рыночный и продуктивный. Характер побуждает человека думать и действовать определенным образом. Следовательно, структура социального характера определяет идеи, мысли, поступки. Так, человека с накопительным социальным характером будет привлекать идеал бережливости, и он предпочтет образ жизни, при котором поощряется бережливость и запрещается расточительство. Человек с воспринимающей ориентацией социального характера будет считать, что "источник всего хорошего" находится во вне. Такие люди верят, что единственный путь достичь желаемого (не важно морального или материального), - это получить его из внешнего источника, дождаться "дара извне". Эксплуатирующая ориентация, как и воспринимающая, имеет основной своей предпосылкой - получить все хорошее из внешней среды. Но человек этого типа не будет ждать от других людей чего-то в качестве дара, а возьмет это силой или хитростью. Человек с продуктивным социальным характером нацелен на созидательность. Рыночный социальный характер направлен на использование материальных благ, если они обогащают жизнь. Именно такой характер, целью, которого являлось - использовать, определял социальный характер многих социальных слоев ХХ века. Потребительство не только было целью большинства людей прошлого века, но и считалось добродетелью, в отличии от основной идеи ХIХ - иметь, накапливать. Таким образом, каждый тип социального характера имеет в себе идеал или основную идею, которую представители класса считают наиболее привлекательной. Именно, социальные идеи и идеалы являются основой социального характера класса. Особенности классового сознания Классовое сознание отражает сознание всего общества, поэтому, изучая его, можно представить специфику всего общества: его слабые и сильные стороны, способность к реагированию и воздействию, чувствительность к влиянию и манипулированию какой-либо группы. Классовое сознание проявляется в двух основных формах отражения действительности: во-первых, в идеологии, поскольку, как известно, в классовом обществе идеология всегда выражает коренные потребности и интересы определенных классов; во-вторых, реальная жизнь классов отражается в общественной психологии. Идеология и общественная психология представляют собой различные способы отражения действительности. Любая идеологическая система — результат особого вида духовно-познавательной деятельности, подчиненной определенным целям. Создатели этих систем сознательно стремятся выработать обобщенный образ действительности в сознании людей, обосновать соответствующие таким представлениям общественные нормы, идеалы, цели деятельности. В основе идеологии лежат классовые интересы, поэтому содержание идеологии подчинено этим интересам, выражает их. Иначе складывается содержание и структура общественной психологии. Она представляет собой стихийное отражение действительности, непосредственного опыта людей. Особенность общественной психологии в том, что она не в состоянии освоить социальный опыт в виде целостной системы, так как она «улавливает» отдельные, нередко противоречащие друг другу стороны опыта. Одна и та же объективная социальная, в том числе классовая, ситуация может осознаваться людьми по-разному. Таким образом, наиболее характерная черта общественной психологии, а, следовательно, и массового сознания - его внутренняя противоречивость. Отмеченные особенности общественной психологии оказывают сильное влияние на процесс усвоения идеологии социальными группами. Массовое сознание принимает и усваивает только господствующую, наиболее влиятельную для масс идеологию. Так, в сознании тех или иных социальных групп и даже отдельных индивидов установки и представления, отражающие их классовое положение и интересы, могут сочетаться с представлениями, чуждыми этим интересам, навязанными господствующей идеологией. Подобная противоречивость сознания может приводить к идеологической борьбе, революциям, войнам. Основными источниками содержания массового сознания являются собственный опыт масс и их идеологические представления о своем положении и интересах, которые формируются не у отдельного человека, а в группе между людьми, объединенными определенными социальными связями: совместной деятельностью, общностью положения, языка, культуры. Поэтому решающая роль классовой общности людей в системе их групповых связей — одна из важнейших предпосылок формирования и развития классовой психологии. Таким образом, множественность и разнородность групповых связей людей могут в той или иной мере ослабить воздействие на сознание их классового положения. Носителем классовой психологии, которая формируется в специфических условиях жизни класса, является человек как член класса (Л.П.Буева). В психологической природе человека можно выделить две основные группы личностных психических образований, в которых отражается классовая психология. Во-первых, в мотивационно-волевой сфере личности(ее потребностях, интересах, целях, нормах, ориентациях), особое внимание уделяется направленности личности. Направленность личности - это результат ее психологического приобщения к определенным сферам, видам деятельности, которые она отбирает из числа заданных социальных отношений и обстоятельств. Поскольку в обществе эти обстоятельства определяются, прежде всего, классовым положением людей, направленность представляет собой одни из важнейших продуктов отражения условий жизни класса в психологии личности. Во-вторых, черты классовой психологии выражаются в социальныхпредставлениях личности (знаниях об обществе, о факторах, направляющих общественные процессы, о социальной структуре и своем месте в ней), в ее отношении к данному общественному устройству, в убеждениях, в общественном идеале. В такого рода представлениях обязательно присутствует идеологический элемент, поскольку они складываются под влиянием различных идеологий, существующих в обществе. В то же время они отражают опыт больших социальных групп, к которым принадлежит личность, и, прежде всего, опыт класса, и именно от характера этого опыта — как прошлого, так и современного, — от его отражения в психологии класса зависит восприимчивость людей к той или иной идеологии. 4.4 Психологические особенности этнических групп С древних времен ученые повествовали о дальних странах и проживающих там народах, уделяя особое внимание описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Отмечая различия в культуре народов, их нравах и обычаях, внешнем виде представителей отдельных этносов, мыслители прошлого предпринимали попытки определить природу этих различий. Например, Гиппократ, объяснял физическое и психологическое своеобразие народов спецификой их географического положения и климатических условий. Особое внимание и интерес к исследованию национальной культуры и психологии различных этнических общностей стал появляться с открытием новых неизвестных ранее стран в эпоху развития новых морских путей и торговли, колониальных войн, которые вели к порабощению целых народов и континентов. Одними из первых к глубокому анализу проблем национальной психологии обратились французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и французский философ К. Гельвеций, которые обращались к образу мышления, духовности народов и их взаимосвязи с образом жизни. Глобальные исторические процессы и развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии привели в середине XIX века к появлению новой самостоятельной науки - этнопсихологии. Этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. В современной психологии наиболее часто используется определение этноса как исторически сложившейся на определенной территории устойчивой совокупности людей, обладающих одними относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (Ю.В.Бромлей). Таким образом, данная трактовка предполагает, что параметрами возникновения и развития этноса могут являться особенности территории, на котором проживает данный этнос (климатогеографические условия), социо-культурная специфика этноса, а также рассово-биологические особенности людей, составляющих данный этнос. (Ю.В.Бромлей, Р.Г.Подольный, Л.Н.Гумилев). Перечисленные условия являются и признаками, отличающими этносы друг от друга. Систему признаков, характеризующих людей, которые принадлежат к тем или иным этносам называют этничностью. В этнопсихологии наряду с более строгими понятиями "этнос" и "этничность" выделяют понятие "нация", которое имеет скорее бытовой и политический смысл. |