Глава 4. Iv. Социальная психология групп Проблема группы в социальной психологии
Скачать 425.5 Kb.
|
Группа малая социальная - ограниченная совокупностьнепосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующихлюдей. становящиеся (вновь созданные, "диффузные" группы) и развитые (коллективы). Становящимися являются те группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности. Развитыми называют уже сложившиеся группы, с высоким уровнем развития.
Но в отечественной психологической традиции большие и малые группы выделяются не только исходя из численности их участников. М Группы большие социальные - этозначительные и изменяющиеся по числу участников человеческиесообщества, члены которых не находятся внепосредственном контакте и вообще могутне знать друг о друге. алой социальной группой называют ограниченную совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей. Эти группы существуют в реальности, их можно увидеть непосредственно в действительности, сосчитать количество, входящих в нее людей. Для малой группы всегда можно выделить: конкретную цель и время существования, а также размер. Примером малой группы может являться, например, студенческая группа, спортивная команда, сотрудники отдела той или иной организации и т.д. Под большими социальными группами понимают значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге. Обычно их объединяют признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическому положению), нахождение в определенном месте в конкретный час. 4.2. Большие социальные группы Виды больших социальных групп Большие социальные группы - это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми ее представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее, и потому оказывающих существенное влияние на общественную жизнь. Особенностями больших социальных групп являются следующие:
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Их делят на два принципиально разных подтипа:
В них включают этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Эти группы отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.
В социально-психологической литературе выделяют как стихийно возникшие группы - толпу, массу, публику. Неорганизованные группы так же имеют собственные особенности. Эти общности возникают достаточно случайно, в них существует общее эмоциональное пространство, но существуют они крайне кратковременно. Поскольку такие группы возникают стихийно, у них нет четкой цели, но они могут быть весьма активны. Следует отметить, что история научного этапа социальной психологии ведет свой отсчет именно с момента анализа таких групп. В качестве примера, можно привести, десятитомный труд Вильгельма Вундта "Психология народов" или "Психологию масс" Густава Лебона. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией "социальных представлений", разработанной во французской психологической школе (С.Московичи). Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности (Г.М.Андреева). При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик. Принципиальное различие между большими организованными и неорганизованными группами обнаруживаются в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы. Организованные социальные группы Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших организованных групп. Поэтому социально-психологический анализ больших организованных групп можно рассматривать как "ключ" к познанию содержания психики каждого индивида, включенного в данную группу. Организованные большие группы имеют особую структуру внутригрупповых отношений, формы общения. Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это - различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии, предпринят ряд попыток, определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, Ю.В.Бромлей и др.) выделяют две обозначенные составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) 2) эмоциональная сфера как более подвижное, динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения. В каждой большой организованной группе формируется групповое сознание (национальное, классовое, партийное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности. Например, типичный представитель класса, партии, нации и т.п. эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушаемых образцов поведения. Наша принадлежность к той или иной большой социальной группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней ожидания других представителей сообщества. Принадлежность к группе порождает феномен «группового фаворитизма», выраженный в групповом патриотизме и повышении критичности к другим группам, делении на «наших» и «ваших». Потеря принадлежности к «своей» большой группе без быстрого вхождения в «другую» оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя «потерянным», а часто и потерявшим смысл жизни. Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией (от лат. – крайний, находящийся на краю). Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему (привычных) моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения – действительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни. Фактором консолидации большой организованной группы является групповой интерес – та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в обществе и на основании которой обретают свой электорат – часть населения, сознательно и последовательно отдающую им свои голоса на выборах как представителю своих корпоративных интересов. Важным фактором формирования и исследования групповых интересов и в целом больших групп является общественное мнение - сплав идей, убеждений, социальных представлений большой организованной группы. Поскольку общественное мнение может влиять на оценку ситуаций, то оно является основным центром приложения усилий политиков, правительства и СМИ. Идеология, агитация, пропаганда, связи с общественностью – колоссальные механизмы, изобретенные цивилизацией специально для формирования и управления общественным мнением. Стихийные, неорганизованные группы Большие неорганизованные группы (толпа, масса, публика)управляются механизмами, имеющими эмоциональную природу - подражанием, внушением и заражением. М Заражение - передача своего состояния и отношения другому человеку или группе людей. еханизм эмоционального заражения известен с древних времен. Он проявлялся, например, в ритуальных танцах, ситуациях массовой паники, религиозном экстазе. Заражение можно определить как передачу своего состояния и отношения другому человеку или группе людей. Г.М.Андреева отмечает аспект бессознательности в заражении, определяя его как "невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям". Механизм действует через передачу эмоционального состояния, в момент которой человек бессознательно усваивает образец какого-либо поведения, и подчиняется ему. Массовый характер заражения проявляется в ситуации паники, которая может проявляться в активных беспорядочных действиях массы людей, но может выглядеть как "паралич воли", когда группа не может принять решение в критической ситуации и отказывается от действий. Слово "паника" происходит от имени Пана, в греческой мифологии - покровителя пастухов. Пастухи часто становились свидетелями того, как вследствие самого незначительного шороха или другой причины, стада полностью выходили из-под контроля, бросаясь в огонь, в воду. Паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля (А.П.Назаретян). Среди факторов возникновения массовой паники А.П.Назаретян выделяет:
происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть наводнение, землетрясение, резкое изменение валютного курса, политический переворот, террористический акт и т.п.
алкогольное или наркотическое опьянение. Такие состояния снижают уровень самоконтроля, что при массовом скоплении, когда многократно усиливаются эмоциональные проявления взаимодействующих людей, чревато опасными последствиями.
вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия им.
ясной и значимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности. Панику практически невозможно исследовать как социально-психологический феномен, так как ее наблюдать непосредственно подготовившись. Кроме того, попадая в ситуации паники очень сложно остаться отстраненным наблюдателем ситуации. Малоисследованным вопросом в отношении механизма заражения, является вопрос о стимулах способствующих заражению. По мнению Е.В.Сидоренко, факторами, способствующими заражению, являются:
На способность к заражению влияет уровень развития самосознания: чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, автоматически увлекающим их к переживаниям, а значит заражению. В Внушение - особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одногочеловека на другого или на группу нушение отличается от заражения тем, что в ситуации внушения его инициатор имеет одно состояния, а у человека хочет вызвать другое. В момент эмоционального заражения люди находятся в одинаковом состоянии. Так, например, Б.Д.Парыгин определял внушение как "одностороннее заражение". Впервые роль и значимость социальной суггестии (внушения) в больших социальных группах отметил В.М.Бехтерев в работе "Внушение и его роль в общественной жизни" (1903 г.). Следует отметить, что понятия внушение и заражение отождествлялись автором. По определению Г.М.Андреевой внушение - особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Подражание также является механизмом воздействия людей друг на друга. В психологической литературе существует мнение о том, что подражание - это один из видов заражения (Г.Лебон). Подражание отличается от заражения тем, что оно предполагает повторение способов поведения, а не восприятие тех или иных психических состояний. В теологии и философии известен принцип, предложенный в средневековье Игнатием Ллойолой, который предлагал для достижения состояния благоговения в храме сначала просто демонстрировать религиозное рвение, совершая подобающие ритуалы. Чем "активнее" будет вести себя "нетвердый в вере", тем быстрее родится действительное поклонение. Роль подражания в обществе была впервые представлена в концепции Габриэля Тарда, созданная им в 1892 г. В основных чертах Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов специально демонстрируемого кем-либо поведения теория подражания Г.Тарда сводится к следующему: подражание - основной принцип развития и существования общества, так как низшие подражают высшим, младшие - старшим, бедные - богатым и т.п. В современной отечественной социальной психологии подражание также изучалось. По мнению Г.М.Андреевой, подражание - это не просто принятие внешних черт поведения другого человека, но воспроизведение индивидом черт и образцов специально демонстрируемого кем-либо поведения. В работах Л.И.Божович, показано, что, например, развитие мотивации детей, происходит от подражания к сознательной постановке цели. Таким образом, по мнению автора, механизм "слепого" подражания будет больше воздействовать на детей и подростков, чем на взрослых людей. И внушение, и заражение, и подражание как механизмы воздействия в больших социальных группах становятся более эффективными, если в них силен эмоциональный компонент. В современной социальной психологии проблема воздействия на массы широко изучается в различных вариантах: в отношениях родителей и детей, мужчин и женщин, начальников и подчиненных, в деятельности СМИ, рекламе, в социальных и национальных конфликтах и т.д. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Поскольку типичные черты психологии представителей больших организованных социальных групп закреплены (или зафиксированы) в нравах, традициях и обычаях, то социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Кроме названных методов исследования при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Естественно, и в данном случае возникают те проблемы, которые неизбежны при анализе объектов, требующих комплексного системного подхода, а большие группы именно являются таким объектом. 4.3. Психология социальных классов Особенности психологии социальных классов. Проблемы классовой психологии Одним из главных субъектов психологии больших социальных групп является социальный класс. Слово "класс" происходит от латинского - разряд, группа. Социальный класс - это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. Они складываются в рамках исторически определенного общества и являются важным элементом его социальной структуры. Изучением социальных классов занималась в основном социологическая наука. Проблема психологии класса стала актуальна в 19 веке, когда происходило развитие научно-технического прогресса, и большое влияние на исторические и экономические процессы того времени стал иметь пролетариат - рабочий класс. Первоначально классы понимались как группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Таким образом, социальные классы появились на определенной ступени развития производительных сил, когда создался излишек продукта, который можно было присвоить. Это означает, что классы возникли как результат развития производительных сил. В |