Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие "этнического стереотипа"

  • Внутригрупповой фаворитизм

  • Проблема этноцентризма Этноцентризм

  • Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального Концепции культурантропологии

  • 4.5. Стихийные группы и массовые движения Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика

  • Глава 4. Iv. Социальная психология групп Проблема группы в социальной психологии


    Скачать 425.5 Kb.
    НазваниеIv. Социальная психология групп Проблема группы в социальной психологии
    АнкорГлава 4.doc
    Дата16.03.2019
    Размер425.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава 4.doc
    ТипГлава
    #25823
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Психология наций.

    Понятие "психологический склад нации" и "национальный характер"

    Нация (от лат. - "народ") - большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психологического склада.

    Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей. Некоторые нации сформировались на основе нескольких народностей, хотя многие народности не могут стать основой нации вследствие своей малочисленности.

    В формировании и развитии нации главную роль играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодального общества и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения нации явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные.

    В отечественной науке этносы принято делить на три стадиальных типа. К самому раннему типу относят племена, характерные для первобытнообщинного строя. Ко второму типу этносов относят - народность. Её возникновение обычно связывают с рабовладельческим и феодальным строем в обществе. Третий тип этноса - нация. На её появление повлияло развитие экономических связей, которое наиболее интенсивно происходило с развитием капитализма.

    Таким образом, в психологической науке нации являются одним из типов развития этноса.

    По мнению Г.М.Андреевой национальная (этническая) принадлежность индивида является "чрезвычайно значимой фактором для социальной психологии, потому что она фиксирует определенные характеристики микросреды, в условиях которой формируется личность". Именно через ближайшее окружение личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев и традиций, и осознает свою принадлежность к той или иной этнической группе.

    Одним из компонентов для характеристики этнических групп является этнический характер - психологические особенности, отличающие один народ от другого. В современной психологической литературе чаще выделяют понятие национального характера, что является тождественным, но более частным случаем психологии этнических групп.

    В соответствии с традицией, сложившейся в психологии больших социальных групп, принято выделять понятие "психологический склад нации" (Г.М.Андреева). В него включают национальный (этнический) характер, темперамент, традиции и обычаи.

    В национальном (этническом) характере тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, культуры, поведения. Говоря о национальном характере, как о "трудно уловимой материи", одни авторы подразумевали темперамент, другие личностные черты, третьи - ценности нации или отношение к труду.

    Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

    Национальный характер - это не сумма характеров отдельных представителей этноса, а выделение и фиксация отдельных черт, типичных для значительного числа людей, входящих в этническую общность. По мнению И.С.Кона, чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру.

    Таким образом, национальный характер можно рассмотреть как фиксацию отдельных черт, которые проявляются наиболее ярко именно тогда, когда говорим не об отдельных людях, а группе в целом. Так, например, мы будем говорить не просто о гостеприимстве, чувстве юмора, экспрессивности в речи отдельного человека, а о радушии и гостеприимстве русских как нации, английском юморе, и экспрессивности в речи и поведении испанцев или итальянцев.

    Изучая национальный характер, русский философ и публицист С. Соловьев использовал метод, суть которого в следующем: если какой-либо народ пожелает похвалить свою нацию, то он хвалит ее за то, что ему близко, за то, что для него важно и значимо, тем самым в своей похвале отражая некие, самые существенные основания, по которым можно судить о существующих в обществе ценностях и идеалах.

    Основной сферой проявления национального характера являются различные виды деятельности. Поэтому при изучении национального характера исследуют не только традиции и обычаи народа, но и язык, и искусство народа.

    В последние десятилетия на смену понятия "национальный характер" приходит понятие "ментальность". Под ментальностью понимают "систему образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей". (Т.Г.Стефаненко).

    Ментальность - это стабильная система представлений, поэтому как результат устойчивости представлений нации, с развитием этнического самосознания возникают этнические стереотипы.

    Понятие "этнического стереотипа"

    Социальные стереотипы играют важную роль в процессе восприятия людьми друг друга.

    Социальные стереотипы - это сложившиеся упрощенные образы других людей, отражающие лишь некоторые, иногда объективно не существующие у них черты. Стереотипы усваиваются человеком в детстве обычно из значимых для него источников информации, либо личного опыта. Стереотипы помогают человеку ориентироваться в окружающем мире.

    Наиболее распространенные социальные стереотипы связаны с половой принадлежностью другого человека, его возрастом, внешностью, профессией, этнической принадлежностью.

    Этнический стереотип - это упрощенное восприятие образа этнической группы. Эти представления связаны с моральными, умственными и физическими качествами различных этнических общностей.

    Л
    Гумилев Лев Николаевич (1912 - 1992 г.) русский историк, географ. Сын Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных сущностях. Гумилевым выдвинута идея о биогенетической доминанте этногенеза - пассионарности, понимаемой им как подсознательная биологическая способность людей к сверхнапряжениям, проявляющимся при избытке биохимической энергии.
    .Н.Гумилев в своей работе "Этносфера: История людей и история природы" этнический стереотип поведения называет прочным и неизменным в течение всей жизни человека, приводя пример его проявления в ситуации, когда в трамвай входит буйный пьяница.

    По мнению Гумилева, едущие в трамвае и принадлежащие к разным

    этническим группам пассажиры будут вести себя по-разному: русский пожалеет пьяного и уступит ему место, татарин брезгливо отойдет в сторону, немец позовет милиционера, а грузин может агрессивно среагировать и применить силу в ответ на буйное поведение такого пассажира.

    Начало исследованиям этнических стереотипов было положено Д.Кацом и К.Брейли в 1933 году в США. В результате эксперимента было обнаружено, что людям свойственно приписывать некоторые черты или способы поведения тем или иным этническим группам.

    Этнические стереотипы имеют несколько важных свойств. Устойчивость и стабильность информации является неотъемлемым признаком этнического стереотипа. Но при поступлении новой информации или при изменении отношений между группами содержание стереотипа может изменяться.

    Стереотип строится на эмоционально оценочной основе, и может зависеть от настроений и пристрастий людей.

    Еще одно свойство стереотипов - согласованность, схожесть представлений достаточно большого числа людей, входящих в социальную общность. Во многих эмпирических исследованиях стереотипными признаются качества, с наличием которых у описываемой группы согласны не менее 75-80% испытуемых (Т.Г.Стефаненко).

    Этнические стереотипы разделяют на:

    • автостереотипы - суждения, оценки, относимые к собственной этнической общности, обычно имеют положительную эмоциональную окраску;

    • гетеростереотипы - совокупность суждений о других народах. В зависимости от опыта взаимодействия могут быть и положительными и негативными.

    Относительно этнических стереотипов следует различать относительно устойчивые представления, которые связаны, прежде всего, с его историческим прошлым; внешностью, представителей данного народа; его образом жизни. И их инвариантную часть, включающую суждения о коммуникативных, моральных качествах этого народа. Смена суждений тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях между государствами или территориями, не которых проживает та или иная этническая общность.


    Внутригрупповой фаворитизм - это специфический механизм межгруппового восприятия, который заключается в благоприятном отношении к собственной группе и ее членам при сравнении с другими социальными группами.
    Выделяют три основные функции этнического стереотипа: познавательную, коммуникативную и защиты позитивной этнической идентичности.

    Понятие "этническая идентичность"

    вошло научный обиход недавно, лишь в 50-е годы ХХ века.

    Этническая идентичность - это ценностное и эмоционально принимаемое представление человека о себе как о члене определенной этнической группы. Поэтому последняя функция - защита позитивной этнической идентичности является важной и осуществляется с помощью социально-психологического феномена внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности.

    Внутригрупповой фаворитизм - это специфический механизм межгруппового восприятия, который заключается в благоприятном отношении к собственной группе и ее членам при сравнении с другими социальными группами. Одним из примеров внутри группового фаворитизма является "этноцентризм".
    Проблема этноцентризма
    Этноцентризм - это склонность воспринимать и интерпретировать особенности окружающей действительности и поведения других людей через призму культуры своей этнической общности. Таким образом, этноцентризм - это предпочтение своей этнической группы.

    М.Бауэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

    • восприятие элементов своей культуры как "естественных" и "правильных", а элементов других культур как "неестественных" и "неправильных";

    • рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

    • оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

    • представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

    Д.Кэмпбелл отмечал, что эгоцентризм создает целый набор универсальных стереотипов, в которых каждая группа видит себя хорошей, а "чужую" группу плохой даже в тех ситуациях, где группы демонстрируют один и тот же паттерн поведения. Поведение будет одним и тем же, а его интерпретация будет различной.

    Термин "этноцентризм" был впервые введен в социологической науке в 1883 году австрийским ученым И.Гумпловичем.

    В психологии оно было использовано У.Самнером в 1906 г., который рассматривал взаимоотношения между "мы - группой" и "они - группой" как враждебные. У.Самнер считал, что в сознании людей существует тенденция использовать культурные стереотипы своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии отношений и рассматривая другие группы как нижестоящие.

    Именно этот феномен лежит в основе появления враждебности в отношении других социальных групп, этносов. Если человек долго живет в одной культуре, то для него будет естественным считать именно эту культуру стандартом. Следует отметить, что характерная для этноцентризма фиксация на элитарности черт своего этноса не обязательно приводит к формированию отрицательного или враждебного отношения к представителям других этнических общностей. Хотя элитарным может считаться практически всё, что угодно: верования, язык, одежда, еда и т.д.

    Развитию этноцентризма способствует слабая информированность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других этнических общностей.
    Психологическое содержание проблемы

    соотношения национального и интернационального
    Концепции культурантропологии
    В XX веке этнопсихология получила значительное развитие, и имеет два варианта представленности в науке. Сегодня выделяют:

    1. Сравнительно-культурную (кросс-культурную) психологию, изучающую переменные, обусловленные культурой. В данном подходе изучаются две или несколько культур со стремлением изучить межкультурные различия и межкультурное сходство;

    2. Этнологию, или психологическую антропологию, стремящуюся понять явление целостно. В рамках данного подхода изучается только одна культура с целью ее понять;

    В настоящее время главные открытия в этнопсихологии сделаны именно в рамках этнологических подходов.


    Вундт Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ, один из основателей экспериментальной научной психологии, профессор философии Лейпцигского университета.

    Пришел к выводу, что высшие психические процессы (речь, мышление, воля)должны изучаться культурно-историческим методом.

    В "Лекциях о душе человека и животных" (1863), и в десятитомной "Психологии народов" (1900-1920) развил и систематизировал идеи школы психологии народов о необходимости познания духа народа, проявляющегося в языке, традициях, обычаях, нравах, мифах, искусстве. По его мнению, психология народов является наукой о душе народа, которая также реальна, как и душа индивида.
    Современная психологическое направление в этнология строится на идее В.Вундта о связи внутреннего мира человека и его культуры, на идеях концепций З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма, К.Хорни, А.Маслоу. Свой отсчет психологическая антропология ведет с конца 20-х- начала 30-х годов, когда началась разработка теории "Культура и личность". В 1932 году вышла

    знаменитая культурантропологическая статья Р.Бенедикт "Конфигурации культур", где впервые была выдвинута идея о значительных различиях между культурами.

    Основываясь на тезисе культурантропологии о том, что любые элементы культуры, можно изучить, только находясь внутри культуры, Р. Бенедикт прожила несколько лет в индейских племенах Северной Америки, где изучала предпосылки ведущие к уменьшению этноцентризма. Создавая типологии культур, Р. Бенедикт выделяла их доминанты, которые сказывались в процессе развития личности.

    Т
    Бенедикт Рут (1887-1948) - американский культурантрополог, представитель этнопсихологической школы в этнографии, профессор Колумбийского университета. Основные работы "Модели культуры" (1934), "Хризантема и меч" (1946) и др. Обосновала тезис об усилении роли сознания в процессе развития этносов, о необходимости изучения их исторического и культурного прошлого. Разработала "методологию изучения культур на расстоянии" (анализ фильмов, произведений художественной литературы и др. продуктов культуры).
    ак, если в культуре доминантой является избегание крайностей, то ценным считается умеренность и сбалансированность, поэтому в детях воспитывается ответственность перед обществом, стремление к кооперации, а не независимость и самоутверждение; если доминантой является конфликтность и подозрительность, то дети в этой культуре будут приучены к тому, что выигрыш одного человека всегда окажется проигрышем для другого.

    Дальнейшее развитие культурантропологии не связано с описанием типологий культур. Ее основной целью стало выяснение того, где и как происходит взаимодействие культуры и личности.

    В 40-е годы в этнологии появляется концепция культурантропологии А.Кардинера (1891-1981), согласно которой национальная культура оказывает сильное влияние на развитие этнических групп и отдельных их представителей, иерархию их ценностей, формы общения и поведения. Развивая свои идеи, А.Кардинер ввел понятие базовой личности, определяя её как основную личностную структуру, формируемую под влиянием культуры. Это все то, что позволяет человеку адаптироваться к жизни в определенной культуре и роднит его с другими индивидами той же этнической группы - способы общения с другими людьми, его склонности, установки, принимаемые им нормы и правила, семейные обычаи и традиции и т.д.

    "Базовая личность" - это некий средний психологический тип людей, преобладающий в каждом конкретном обществе, который составляет базу этого общества, основу его культуры. В связи с этим, по мнению западных психологов можно перенести данные изучения личности человека, представителя этноса живущего в той или иной стране на всех представителей этой этнической общности в целом.

    Это утверждение вызывало большие сомнения у большинства культурантропологов, так как понятие базисной личности было слишком абстрактным и сложно исследуемым.

    На смену культурантропологической концепции базовой личности пришла теория "модальной личности" - личности чаще всего встречающейся в том или ином народе. Т.Г.Стефаненко в монографии "Этнопсихология" отмечает, что использование понятия модальной личности "не предполагает, что все или даже большинство членов общности имеют одну и ту же личностную структуру…модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности…".

    Концепция модальной личности имела широкое экспериментальное изучение в 70-е годы XX века, что позволило создать большой банк данных о национально-психологических особенностях многих этнических общностей мира.
    4.5. Стихийные группы и массовые движения
    Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика
    Первым исследователем поведения масс можно считать итальянского политика Н. Макиавелли, который в своих произведениях ставил и решал важные вопросы власти, государства, права и др. Задолго до идей, появившихся в психоанализе описал бессознательные механизмы, которые
    у
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта