Главная страница
Навигация по странице:

  • Публика

  • Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927)

  • Основные характеристики социального движения

  • Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в стихийных группах

  • Эмоциональное кружение

  • 4.6. Общие проблемы малой группы в социальной психологии Определение малой группы

  • Размеры малой группы Микрогруппа

  • Глава 4. Iv. Социальная психология групп Проблема группы в социальной психологии


    Скачать 425.5 Kb.
    НазваниеIv. Социальная психология групп Проблема группы в социальной психологии
    АнкорГлава 4.doc
    Дата16.03.2019
    Размер425.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава 4.doc
    ТипГлава
    #25823
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Макиавелли Никколо (1469-1527) - итальянский политик и мыслитель. Считал главной причиной бедствий страны ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Показал, что для устройства политических систем имеют большое значение традиции народа, его представления и стереотипы. Признавал ради упрочения государства допустимыми любые средства: «Цель оправдывает средство». Среди сочинений: Государь (1513), Мандрагора (1518) и др.
    правляют толпой, и учил правителей, как пользоваться ими во благо себе и государству.

    Во торой половине XIX века было замечено принципиально новое явление в политике: все большую, а иногда и решающую роль в ней начинают играть массы как самостоятельная сила. Только, что выделившаяся из философии, молодая психологическая наука не

    могла еще объяснить эти феномены. Практически в одно время такие ученые, как Г.Лебон, Г.Тард, В.Вунд и др., стали говорить о необходимости новой отрасли психологии, которая бы смогла ответить на новые вопросы и справиться с задачей. Так появилась психология больших социальных групп.


    Масса - стихийная разнородная группа, имеющая довольнонечеткие границы.
    В современной социальной психологии выделяют следующие типы стихийных неорганизованных групп:

    • Масса - стихийная разнородная

    группа, имеющая довольно нечеткие границы.

    Она выступает как образование, существующее достаточно длительное время, чтобы реализовать свои интересы. Масса схожа с организованной социальной группой в том, что в ней есть организаторы, которые чаще всего появляются не в момент события, а заранее. В действиях массы можно определить цель и тактику ее действий и поведения.

    • Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. (Г.М.Андреева).

    В
    Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем.
    более замкнутых помещениях

    (например, зрительном или лекционном

    зале) публику называютаудиторией.

    • Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием

    (
    Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанныхмежду собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
    А.П.Назаретян).

    При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников зависит от достижения ее другими участниками.

    Одним из первых глубоким изучением толпы занимался французский ученый Густав Лебон. В его работах "Психология народов и масс", "Психология толп", "Психология социализма" нашли свое выражение темы, связанные с мощным движением масс, которое он, как очевидец, наблюдал в период восстаний и революций.

    По мнению Г.Лебона, "толпа" - это "собрание индивидов, какова бы не была их национальность, профессия и пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание". Попадая в толпу, сознательная личность исчезает. Индивид в толпе приобретает, благодаря ее численности, особое сознание, которое позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

    Г. Лебон разработал первый вариант классификации толп:

    А. Толпа разнородная:

    1. Анонимная (например, уличная толпа, "преступная" толпа).

    2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).

    Б. Толпа однородная:

    1. Секты (политические, религиозные и т.п.).

    2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т.п.).

    3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.п.).

    Толпа в работах Г.Лебона представлена как живой организм. Она обладает чувствами, но только простыми и крайними. Так, например, толпа никогда не будет испытывать сомнений относительно того, что есть истина, а что - заблуждение. Толпа авторитарна и нетерпима. По Г.Лебону "массы уважают только силу, и доброта их мало трогает: они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда на стороне тиранов, подчиняющих ее себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним".

    Изучением психологии стихийных групп занимался Габриэль Тард. В своей работе "Публика и толпа" он рассматривал в сравнении толпу и публику, говоря, что толпа бывает менее однородна, чем публика. Толпа - это естественная группа, которая зависит от сил природы, а публика, по мнению Тарда, группировка более высокого порядка. Человек может принадлежать к различным видам публики (как к различным видам социальных групп), но к толпе можно принадлежать только к одной.

    Есть и еще различия между публикой и толпой. Автор считает, что толпу легче обмануть, чем публику, потому что в толпе оратор чаще всего не встречает себе возражений (Г.Тард).

    Главный механизм, действующий в толпе, по определению Г.Тарда - это подражание. Толпа - "груда разнообразных, незнакомых между собой элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектролизует эту нестройную масс, последняя получит нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь… Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению..."

    Французский ученый С.Московичи, давая оценку вкладу в психологию масс Г.Лебона, Г.Тарда писал о том, что Г.Лебон создал новую психологию - психологию толпы. Анализом подражания и коммуникации Г.Тард распространил ее на всю совокупность общества. Попытку объяснить, почему они таковы, каковы есть предпринял З.Фрейд.

    З.Фрейд пытался ответить на вопросы: что такое масса? как ей удается влиять на индивида? По мнению З.Фрейда, масса - это каждый из нас. А объединяет нас в массу - любовь, либидо. Таким образом, либидо - это объяснительный принцип коллективной психологии, это "душа толпы". Именно под воздействием импульса любви образуются связи между людьми.

    Эмоциональные связи между членами группы З.Фрейд объяснял механизмом идентификации - самоотождествлением с другим человеком, группой, образом или символом. В массе более важна идентификация с лидером, чем людей между собой. Именно это поддерживает стабильность в стихийной группе.

    Эти идеи З.Фрейда, как и многие другие, подвергались критике и не были приняты большинством психологов. В основном, из-за их неподкрепленности данными экспериментальных исследований.

    В
    Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) - невролог, физиолог, психиатр и психолог. В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Создал учение о личности на основе комплексного изучения мозга. Его целью было изучение психических процессов, которые еще не получили научного объяснения. Изучал телепатическое внушение. Среди работ: Объективная психология (1907-1912). Основатель рефлексологии. Бехтерев не сводил предмет психологии к поведению, не игнорировал феномены сознания. Его подход дал развитие новым направлениям в науке о человеке.
    отечественной психологии отсчет в изучении больших социальных групп можно вести с работы "Герои и толпа" социолога Н.К.Михайловского (1842-1902). Один из главных механизмов взаимодействия людей в толпе - подражание толпы герою и взаимоподражание людей, что напоминает взгляды Г.Тарда. Значительное место Н.К.Михайловский отводил проблеме бессознательного подражания, и подчеркивал, что толпа дорого платит за свое единство потерей индивидуальности.

    Изучением народных масс занимался русский ученый В.М.Бехтерев, который впервые предложил использовать эксперимент в качестве основного метода изучения массовых явлений. При этом масса рассматривалась, как единое целое, а не собрание отдельных личностей.

    Взгляды В.М.Бехтерева на психологию масс развились в его концепции о роли внушения в общественной жизни. Бехтерева интересовали главные фигуры массовых движений и те способы, которые они выбирают для руководства массами.

    В современной психологии больших групп под массовыми социальными движениями понимают достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности (Г.М.Андреева).
    Основные характеристики социального движения (по П.Штомпке):

    1. К
      Массовое социальное движение -

      достаточно организованное

      единство людей, ставящих перед собой

      определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

      оллективность людей, действующих совместно.

    2. Единство в отношении цели коллективных действий, а именно - изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.

    3. Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации.

    4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают застывшие формы.


    Выделяют несколько уровней социальных движений (Г.М.Андреева):

    • широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, за охрану окружающей среды);

    • локальные движения, ограниченные либо территорией, либо определенной социальной группой (за сохранение экологии озера Байкал, за равноправие женщин);

    • движения с прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации местного самоуправления).


    Можно назвать несколько причин и обстоятельств, по которым люди включаются в массовое социальное движение:

    1. Осознание необходимости действовать или невозможности бездействовать.

    2. Количество информации, получаемое каждым отдельным человеком, недостаточно для принятия индивидуального решения, чтобы действовать самостоятельно.

    3. В ситуации неопределенности человек начинает реагировать на любого носителя даже самой незначительной информации, и включается в массу.

    Массовое поведение отличается от организованного группового тем, что в нем отсутствует критическое восприятие информации. Поэтому, как только в массу или толпу приходит мощный сигнал извне, то он сразу же воспринимается как знак к действию. Таким образом, стихийные группы возникают на основе специфических механизмов, которые запускают массовое поведение людей.
    Специфика коммуникативных и

    интерактивных процессов в стихийных группах
    В социальной и политической психологии массовым поведением людей называют различные формы поведения толпы, общественные движения и прочие массовые явления. Массовое поведение характеризуется: вовлеченностью большого числа людей, одновременностью его возникновения, ослаблением сознательного контроля (иррациональностью), слабой структурированностью стихийной группы.

    В редких случаях стихийная группа - масса или толпа способна преобразоваться в организованную группу, а организованная группа часто может стать толпой. Это объясняется механизмами, которые способствуют появлению толпы.

    Выявлены два основных механизма: слухи и эмоциональное кружение (синоним - циркулярная реакция).

    Эмоциональное кружение - это взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами (А.П.Назаретян). Циркулировать между людьми может любое эмоциональное состояние: скука, веселье, ярость и т.д.

    При контакте между людьми возникает та или иная степень взаимопонимания. Устанавливая межличностные коммуникации, обмениваясь информацией, участники процесса могут приходить или не приходить к согласию, но в любом случае, каждый остается личностью, сохраняя самостоятельность.

    Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Снижается роль личного опыта, значимость мыслительных процессов при принятии решения, повышается эмоциональная составляющая.

    Например, З.Фрейд в работе "Я " и "Оно", так описывал этот процесс: "Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки".

    Циркулярная реакция не является однозначно негативным фактором. Он сопровождает любое собрание людей, массовое мероприятие.

    Механизм слухов в межличностной коммуникации появляется при совпадении двух критериев:

    1. Наличие предметной информации.

    2. Наличие канала, по которому запускается информация.

    Обычно, слухи связывают с недостоверностью, неточностью, ложностью информации, но при распространении слухов может передаваться и достоверная информация.

    Исследователь стихийных групп А.П.Назаретян, дает такое определение слухов: Слух - это передача предметных сведений по каналам межличностного общения. Следовательно, продолжает автор, "когда тележурналист, корреспондент газеты или митинговый оратор излагают сведения, подлинные или ложные, со ссылкой на "слухи", это суть сообщения массовой и публичной коммуникации. Когда же я рассказываю соседу о том, что вчера из телепередачи, из газетной статьи или из речи на митинге узнал нечто интересное - это уже факт межличностного общения" ( А.П.Назаретян).

    Поэтому важно не само появление слуха, а то, что в процессе его передачи информация претерпевает различные изменения: искажается, теряется, появляются различные добавления, важные с точки зрения очередного ее носителя.

    Распространение слухов является фактором формирования настроений, мнений, и, следовательно, поведения людей и вызываемых им социальных и политических событий.

    Слухи имеют свою классификацию. В ней особенно важны два параметра: экспрессивный и информационный (А.П.Назаретян). Информационный параметр отражает степень достоверности сюжета слуха.

    По экспрессивному параметру различаю три типа слухов:

    • Слух-желание. Отражает оптимистические настроения и ожидания людей. Часто приводит к благодушному бездействию, что в итоге приводит к разрушительным последствиям.

    • Слух-пугало. Отражает преобладающую эмоцию страха и пессимизма и усиливает вероятность массовой паники.

    • Агрессивный слух. Отражает эмоцию ненависти к какой-либо социальной общности и может способствовать появлению агрессивной разрушающей толпы.

    Для экспрессивных слухов важным является не столько сюжет, сколько реакция, которая появляется на него у слушателей.
    4.6. Общие проблемы малой группы в социальной психологии

    Определение малой группы

    Малая группа - это немногочисленная по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений (Г.М.Андреева).

    А
    Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.
    .И.Донцов выделяет пять признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе:

    1. относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

    2. обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

    3. участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

    4. разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

    5. расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

    6. обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

    7. связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

    8. представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.


    Размеры малой группы


    Микрогруппа - особое объединение, состоящее из двух-трех человек, обладающее определенными характеристиками социальной группы. Основными связующими факторами микрогрупп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.




    Если в состав группы входит 2-3

    человека, то эту группу можно

    выделить в особое объединение –

    микрогруппу. Несмотря на малое количество

    членов, данные группы все же обладают

    определенными характеристиками

    социальной группы. Основными связующими факторами микрогрупп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

    Малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой. Размер группы определяется потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот размер принимается за размер малой группы. Малой группой является такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта