Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы: Митяева, Анна Михайловна.

  • Развитию культуры здоровья способствуют: - рациональный учебный труд и отдых; - развитие личной самодисциплины, силы воли, настойчиво­сти, целеустремленности;

  • - творческая самоорганизация жизни (полноценный режим, рациональная организация свободного времени, успешное и ра­зумное сочетание различных форм деятельности);

  • - организация оптимального двигательного режима как воз­можности поддержания биологических систем и органов челове­ка в наиболее работоспособном состоянии

  • Во/геологическая образованность

  • здоровьесберегающие технологии. Лекции Здоровьесбер. техн. в образ. проц. нач. шк. Изложение курса Здоровьесберегающие технологии в образовании младших школьников Тема теоретические аспекты здоровьесберегающей педагогики


    Скачать 4.71 Mb.
    НазваниеИзложение курса Здоровьесберегающие технологии в образовании младших школьников Тема теоретические аспекты здоровьесберегающей педагогики
    Анкорздоровьесберегающие технологии
    Дата07.04.2022
    Размер4.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции Здоровьесбер. техн. в образ. проц. нач. шк.doc
    ТипИзложение
    #452602
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Психолого-педагогическое направление (М.Я. Виленский, 1984, 1988, 1990; В.М.Лабскир, 1988-1991; Б.Ф.Ломов, 1989; П.И.Ключник, 1986, 1989; и др.). Считается, что для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни и главный фак­тор — сознание человека, его психология.

    Однако строгой границы между этими направлениями не сущест­вует, так как внедрение ЗОЖ в повседневную жизнь становится закономерным результатом организации целостного учебно-вос­питательного процесса в школе. Именно здесь обеспечиваются взаимосвязь и взаимодействие различных учебных дисциплин, таких, как ОБЖ, валеология, биология, физическое воспитание, русский язык, литература, математика, с включением знаний по гигиене, медицине, педагогике, психологии и формирование по­требности в практической здоровьетворящей деятельности само­го школьника. Поэтому в процессе успешного развития культуры здоровья должен преобладать системный, комплексный подход. Рассмотрим элементы ЗОЖ как основного компонента валеологической культуры. С точки зрения ряда исследователей, ЗОЖ включает в себя вопросы (И. М. Мерман, 1986), факторы (В. Ф. Па­нов, 1966), нормативы, принципы (А.Д. Степанов, 1985), условия (В. В. Головтеев в соавт., 1983), компоненты (Б. И. Столяров, 1990) и др. Содержание этих составляющих различно у исследователей как по количественным показателям (например, ВОЗ определила три составных элемента ЗОЖ; в работах немецких специалистов их приводится девять), так и по их качественному содержанию (отдельные части режима дня — сон, зарядка, регулярное рацио­нальное питание и более крупномасштабные — создание благо­приятного психологического климата, гигиена поведения в сфере учебы и быта, психическая, физическая, социальная культура). Большинство авторов включают в содержание ЗОЖ следующие элементы: рациональную организацию учебного труда и отды­ха; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, токсикома­ния и др.).

    В итоге можно вывести следующее определение ЗОЖ: здоро­вый образ жизни — это комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, который проявляется в двигательной активности, зака­ливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем.

    В этом определении категория «здоровый образ жизни» возни­кает как отражение жизненного процесса человека в определенных социальных условиях, и, следовательно, она обусловлена внешними внутренними факторами. Внешние факторы определяют условия его протекания (социальная среда, материальные, природные, бытовые условия, культура, макро- и микросреда и многие другие воздействия). Внутренние, или психолого-педагогические, детер­минанты и условия составляют потребностно-мотивационную сферу личности, ее ценностные ориентации, интересы, отноше­ния, самооценку, индивидуальные свойства и другие психологи­ческие проявления личности подростка.

    Таким образом, здоровье — это очень сложное и многомерное понятие, в него входят не только медицинские, биологические и психологические компоненты, но и социальные, экономические и экологические составляющие. Исторически сложилось так, что человек уделял внимание болезням, соответственно накаплива­лись знания не о здоровье, а о болезнях. Науки о здоровье просто не существовало, она возникла и оформилась только к концу XX в., когда здоровье стало экономической предпосылкой. Быть здоровым, иметь стройную, подтянутую фигуру должно считаться признаком культуры, интеллигентности, в целом престижно. Признавая воз­можность беспредельного совершенствования социальной роли и ценности человека, уникальности и неповторимости его в истории, судьбах человечества, эйдетической уникальности, необходимо оп­ределить условия и критерии здоровья всего человечества[1].

    Список литературы:

    Митяева, Анна Михайловна. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика": рек. УМО вузов РФ / А. М. Митяева. - Москва: Академия, 2008. - 192 с.
    Сущность культуры здоровья и ее проявления

    Разрешить проблему валеологического воспитания личности на основе целостного подхода к здоровью человека в условиях об­щего образования можно путем целенаправленного формирова­ния культуры здоровья личности как ее интегративной характе­ристики. Будучи базовой ценностью человека, ЗОЖ как основа культуры здоровья обеспечивает биологический потенциал жиз­недеятельности организма, создает предпосылки для гармонич­ного развития личности, содействует проявлению высокого уров­ня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.

    При этом школьное образование рассматривается не только как процесс передачи знаний, но и как перевод сущностных сил обучаемого на более высокий уровень развития его самосознания, что предполагает целенаправленную педагогическую организацию и поддержку самообразования, самопознания и самосовершенство­вания личности в ходе ее обучения и воспитания. Образованность создает более широкий диапазон для развития общечеловеческой культуры подростка, а формирование культуры здоровья стано­вится неотъемлемой частью развития общей культуры школьни­ка, включающей культуру физическую, культуру валеограмотного поведения в семье и обществе, культуру соответствующего мыш­ления, т. е. культуру здорового тела, духа и разума личности.

    Развитию культуры здоровья способствуют:

    - рациональный учебный труд и отдых;

    - развитие личной самодисциплины, силы воли, настойчиво­сти, целеустремленности;

    - творческая самоорганизация жизни (полноценный режим, рациональная организация свободного времени, успешное и ра­зумное сочетание различных форм деятельности);

    - организация оптимального двигательного режима как воз­можности поддержания биологических систем и органов челове­ка в наиболее работоспособном состоянии.

    Целесообразно рассмотреть, как культура здоровья личности формируется в учебное и внеучебное время.

    В учебное время это происходит при изучении школьных учеб­ных дисциплин, в процессе овладения которыми совершенству­ются различные грани личности подростка, культура его поведения, учебного труда и общения на учебных занятиях, прежде всего по физическому воспитанию, ОБЖ, литературе, русскому языку, математике, биологии и др. Гуманитаризация современ­ного образования подразумевает обогащение содержания этих предметов знаниями о здоровье, ЗОЖ, путях и средствах дости­жения гармонии человека с собой, окружающим миром, други­ми людьми. К основным элементам здорового образа жизни от­носятся двигательная активность (игры, прогулки), закаливание, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня, рацио­нальная организация учебы и отдыха, свободного времени, устра­нение вредных привычек и формирование положительных черт характера, самосовершенствование, полноценное питание, заня­тия спортом, умение владеть собой, своими эмоциями и поступ­ками.

    Во внеурочной деятельности общеобразовательной школы в системе родительского всеобуча ведется валеологическое просве­щение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для развития ЗОЖ лич­ности. Некоторые родители заботятся о соблюдении режима дня, об организации свободного времени своих детей (подвижные игры на свежем воздухе, закаливающие процедуры, посещение спортив­ных секций). Спортивно-оздоровительные мероприятия помога­ют школьникам снять утомление после интеллектуальной деятельно­сти, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Однако важно, чтобы и учебное время младших подростков было насыщено разнообразными элементами двигательной активности. В V—VI классах некоторые учителя организуют «минутки здоровья» на уроках, веселые переменки с подвижными играми, в том числе на свежем воздухе.

    Валеологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса оказывается более эффективным у педагогов, которые использу­ют разнообразные формы обучения, в том числе проблемное из­ложение учебного материала; игровые формы учебной деятельно­сти (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его). Наконец, в школах существует традиция проведения спортивных праздни­ков и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психоте­рапевта, диетолога, спортсменов и др. Таким образом, валеологи­ческое образование — это не только организованный процесс пе­редачи валеознаний, но и организация ЗОЖ обучаемого в системе его досуга и жизни в семье, физическое развитие во внеклассной деятельности.

    В процессе формирования культуры здоровья (валеологической культуры) личности необходимо учитывать три основных и взаи­мосвязанных ее элемента: валеологическую образованность, валео логическую сознательность, валеологическое поведение. Валео-знания, раскрывающие меру отражения в общественном созна­нии и сознании личности поступающей извне информации о со­держании здоровья и результатах его практического сохранения, способствуют развитию валеологического сознания личности, в целом сознания людей как представителей данной культуры, оп­ределяют их валеологические отношения. Поэтому от школы как государственного института, транслирующего культуру, требуется установление преемственности в валеологическом образовании общества и отдельной личности.

    Во/геологическая образованностьпредполагает создание информа­ционной среды, которая обеспечивала бы учащимся возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей, со­здавала условия для свободного творческого поиска, решения про­блем, связанных с пониманием сущности здоровья и ЗОЖ.

    Валеологическая образованность служит предпосылкой к по­ниманию личностью сущности здоровья и удовлетворению по­требности в реализации ЗОЖ. Важным элементом педагогическо­го влияния на валеокультуру младших подростков должно стать целенаправленное развитие их валеосознательности в процессе обучения в школе.

    Под валеологической сознательностьюпонимается система убеж­дений личности: валеологические взгляды и обусловленные ими знания-выводы. Валеологические взгляды представляют собой определенные оценки фактов и явлений образа жизни здорового человека, которые чаще всего реализуются в форме оценочных суждений. Валеологические знания-выводы формируются благо­даря основным операционным и содержательным сторонам стерж­невых направлений ЗОЖ. Воспитательная функция валеологиче­ского сознания реализуется в чувстве ответственности обучающе­гося перед самим собой за свое здоровье и образ жизни. Эффек­тивное развитие валеосознания школьников на практике должно включать в себя передачу специальных валеознаний о сущности здоровья и ЗОЖ, создание условий для глубокой заинтересован­ности личности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, а также побуждение к раскрытию резерв­ных возможностей человека и формирование навыков ведения ЗОЖ. Таким образом, валеологическая сознательность будет стро­иться на личностном отношении подростка к ЗОЖ и воплощать­ся в его валеопредставлениях, валеоориентациях, валеочувствах, которые закрепятся в валеоубеждениях. Результатом валеоубеждения станет валеоидеал, главный компонент которого — валеоотношения.

    Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений личности вытекает валеонаправленность личности как интегра тивная характеристика валеограмотной личности по отношению к ЗОЖ. Валеологические ориентации в большей степени отражают личностное отношение младшего подростка к ЗОЖ, чем уровень скрытых потребностей и чувств. Валеологические ориентации обладают побудительной силой к совершению валеопоступков, так как концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение к валеологическим цен­ностям, которые приобрели для личности определенный жизнен­ный смысл, особую значимость.

    В системе валеологических ориентации учащихся можно выде­лить представления о валеоидеале и валеоубеждениях. В частно­сти, это ориентации на соблюдение элементов ЗОЖ. В валео-представлениях школьников фиксируется их определенное (по­ложительное или отрицательное) отношение к происходящим в жизни явлениям и процессам, таким, как отношение к собствен­ному организму и телу, к индивидуальным способностям управ­лять своими ощущениями и внутренними состояниями.

    Важный компонент валеологической сознательности обучаю­щихся — Валеологические чувства, в которых они проявляют свое отношение к здоровью, образу жизни, окружающей среде. Эти чувства являются отражением личностного момента во взаимоот­ношениях с действительностью и выступают как сложный поис­ковый механизм, позволяющий подростку избирательно получать и усваивать информацию здоровьетворящего содержания, опре­делять полезность своего поведения в социальной среде.

    В целом чувства активизируют познавательные усилия инди­вида и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в ее вы­полнении, что особенно ярко проявляется в борьбе некоторых школьников со своими вредными привычками. Целеустремленность, сила воли, настойчивость, взаимопонимание, сдержанность — это проявления валеочувств, выражающие субъективное переживание личностью своего отношения к усваиваемым и реализуемым нор­мам валеоповедения, отражающие те или иные потребности в ве­дении ЗОЖ. По-видимому, именно в сфере чувств формируются оценка и предпочтение отношения, действия, позиции, занимае­мой человеком на пути к своему здоровью. Именно в ходе разви­тия валеочувств школьников складываются валеологическая убеж­денность и соответствующее мировоззрение личности.

    Под убеждениями в психолого-педагогической литературе по­нимается определенное состояние познания личности (уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов), которое помогает преодолеть барьер между сознанием и поступком. По­этому важно, чтобы подростки действовали по внутреннему по­буждению, а не из страха наказания. А поскольку валеоубеждения тесно связаны с развитием валеологических представлений и ори­ентации, необходимо проследить, насколько велика у подростков уверенность в правильности знаний о своем здоровье и ЗОЖ и насколько они чувствуют обязательность использования этих зна­ний в жизни, осознавая ценность своего здоровья и его значение для осуществления жизненных планов. Убеждения проявляются в убежденности, которая представляет собой психическое состоя­ние личности, когда осознанный человеком жизненный опыт вы­зывает потребность в поведении, соответствующем этим принци­пам, и выступает как руководство к действию. Отсюда валеологи-ческую сознательность можно определить как совокупность чувств и знаний, убеждений и воли, обусловливающих Валеологические отношения и поступки личности.

    Уравновешенное психическое состояние личности отражает стойкую веру человека в необходимость и возможность вести ва-леологический образ жизни и проявляется в стремлении, готов­ности и способности отстаивать эту веру в повседневной жизни. Данный элемент культуры здоровья личности, охватывая сферу индивидуального валеологического сознания, определяет поведе­ние личности.

    В индивидуальном валеосознании есть три основные составля­ющие:

    - знание принципов и норм ЗОЖ, Валеологические представ­ления и понятия личности;

    - Валеологические идеалы и убеждения;

    - Валеологические чувства и переживания.

    В структуру валеологической сознательности входит валеологический идеал личности как результат ее убеждений, как спе­цифическое (мировоззренческое) отражение действительности, обусловливающее цели, задачи, желания, представления о буду­щем. В соответствии с валеоидеалом у человека создается более или менее постоянная и интенсивная система валеологических стремлений, что и становится критерием валеологических поступ­ков ребенка в различных ситуациях.

    Валеологические отношения существуют не только как элемент сознания. Они проявляются и как действия, поступки людей:

    - уважение другого человека;

    - умение противостоять стрессовой ситуации и помочь справиться с ней другому;

    - положительное влияние на людей, имеющих вредные при­вычки;

    - пропаганда ЗОЖ среди окружающих личным примером и разъяснительными действиями.

    Такие отношения предполагают направленность внимания лич­ности на другого человека и оказание ему помощи, ориентацию на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих людей, удовлетворенность бескорыстной помощью людям, активное и твор­ческое утверждение веры в возможность совершенствования своей личности. Иначе говоря, вступая в отношения с людьми, человек обнаруживает определенную направленность своего поведения.

    Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений, обусловливающих отношения, именно валеологическая направ­ленность личности выступает как интеграционная характеристи­ка валеологической позиции данной личности по отношению к здоровью. Ее можно определить как сложное целостное образова­ние, состоящее из разнообразных по валеологическому содержа­нию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потреб­ностей. Одни могут занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную роль, что и находит выражение в направлен­ности индивида, позволяющей ему вести валеологический или невалеологический образ жизни.

    Валеологическая направленность личности как специфическое целостное образование проявляется в деятельности. Так как со­знание играет регулирующую роль в выборе валеологической по­зиции, линии поведения, педагогам необходимо понимать психи­ческий механизм превращения валеологических ценностей во внутренние регуляторы поведения личности.

    Валеологические потребности личности выступают как необхо­димый импульс и источник ее деятельности, который одновремен­но выражает и отношение личности к нормам валеологического образа жизни, а на этом основании определяется и первоначаль­ная значимость их содержания для человека, и степень истинно­сти в процессе их освоения.

    Рассматривая потребности личности как психологический ком­понент ее направленности в культуре здоровья, мы считаем, что они являются пусковым механизмом эмоциональных состояний, интересов, ценностных ориентации, привычек для соответствую­щего образа жизни. В свою очередь, на их основе формируются убеждения, воздействующие на породившую их причину, т. е. по­требности, приводят их на качественно новый уровень, ведь валео­логическая потребность не может формироваться без убежденно­сти в личной и социальной значимости ценности здоровья.

    К валеологически направленным потребностям, которые педа­гогам необходимо формировать у подростков, относятся прежде всего потребности в валеологическом общении с окружающими, направленные на преодоление негативных черт характера, вред­ных привычек, подражание положительным качествам, валеопо-ступкам, здоровьетворящим делам. Это также потребности в по­знании окружающей действительности, направленные на преодо­ление противоречий между знанием и незнанием, на усвоение валеоопыта и валеопривычек окружающих людей. И наконец, это потребность выполнять основные правила валеоповедения в быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми, получая удовлетворение при соблюдении основных элементов ЗОЖ, а также потребность быть полезным другим людям, инициативно и ак­тивно, с удовольствием помогать младшим, своим родным и близ­ким людям в ведении валеологического образа жизни, получая радость от совершаемых поступков.

    На основе данных потребностей происходит становление устой­чивых мотивов валеологической деятельности. Валеомотивы, бу­дучи конкретным выражением потребности человека, становятся источником деятельности, определяют ее личностный смысл для человека, побуждают его к совершению валеопоступков.

    В процессе реализации усвоенные личностью валеоценности соотносятся с непосредственной жизненной ситуацией, в кото­рой предстоит действовать, и трансформируются в мотивы пове­дения, выражающие внутреннее, осознанное личностью побужде­ние к тому или иному поступку, показывающее, во имя чего он ею совершается. Сложный характер зависимости мотивации поведе­ния, с одной стороны, и результатов усвоения ею валеоценностей — с другой, от конкретных, постоянно изменяющихся условий ее жизнедеятельности обусловливает возможность отдаления друг от друга, а порой и существенного расхождения процессов усвоения и реализации норм валеологического образа жизни.

    К мотивам валеоповедения учителя, социального педагога от­носятся стремление помочь подростку преодолеть внутренние и внешние препятствия на пути к валеологическому образу жизни и душевному комфорту, способствовать удовлетворению его потреб­ностей и интересов, не наносящих вреда не только личному здо­ровью, но и здоровью окружающих, убеждение в значимости сво­их действий для себя и окружающих. Причем индивидуальная мотивация — важнейший этап валеоориентации учителя, субъек­тивной подготовки к принятию решения, к выбору средств его реализации и совершению самого действия и поступка.

    Убежденность педагога сама по себе не включена в конкретные акты поведения как их непосредственный элемент. Валеологиче­ская сознательность, будучи элементом валеологической культуры личности, выступает как надстройка, реализующая применение знаний о ЗОЖ и приемов валеоповедения в качестве личного спо­соба здоровьетворящей и социальной ориентировки. Так осущест­вляется переход от мировоззрения к его практическому использо­ванию путем внутреннего развития валеологически грамотной жиз­ненной позиции.

    Следовательно, валеологическое поведение может быть разнооб­разно по формам проявления:

    - активное действие человека, требующее большой затраты энергии, волевого напряжения душевных сил, знаний, умений, направленное на бережное отношение к своему здоровью;

    - проявление валеологической активности в деятельности, по­могающей оздоровлению организма и ведению ЗОЖ.

    Поведение состоит из поступков и действий. В структуре валео-поведения мы выделяем его компоненты — валеологические по­ступки и привычки. В поступках раскрывается отношение лично­сти к своему здоровью и ЗОЖ. Это не только единица поведения личности, но и необходимый связующий момент валеологических отношений между людьми. Систематически совершая валеопоступки, ребенок вырабатывает привычку.

    В психологии привычка рассматривается как автоматизирован­ное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Привычка формируется в процессе неоднократно­го выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера.

    Решающее значение приобретает вызываемое самим функциони­рованием физическое и психическое самочувствие, окрашивае­мое положительным эмоциональным тоном приятного удоволь­ствия. Многократно совершаемое действие снижает активность сознания школьника, который уже не обременяет свое сознание выбором действия, а поступает по привычке.

    Поскольку это высший уровень интериоризации валеологической нормы, высокая форма усвоения ее личностью, когда ее вы­полнение — само собой разумеющееся дело, процесс формирова­ния валеологических привычек характеризует высший уровень развития культуры здоровья личности. Такое поведение предпо­лагает единство слова и дела, мотива и поступка, наличие актив­ной жизненной позиции.

    Именно активная валеологическая позиция — наиболее важный из показателей, интегрирующий в себе их совокупность (уровень знаний о сущности здоровья и ЗОЖ, развитость валеоубеждений и валеопоступков, достаточная сила воли и т.д.), внутренний по­казатель, которым можно характеризовать становление реальной культуры здоровья личности.

    При развитии устойчивой валеонаправленности итогом усвое­ния и реализации человеком валеологических ценностей становят­ся его валеологические качества. Валеоповедение предполагает проявление таких качеств, как важные обобщающие характерис­тики валеологического образа жизни личности.

    Валеологические качества — наиболее полные и весьма дета­лизированные характеристики сформировавшегося валеологиче­ского сознания и поведения личности. Одни из них могут играть доминирующую роль в становлении культуры здоровья личности, другие — подчиненную. Их становление зависит от общего строя мотивов личности, ее направленности и внутренней позиции. Взаимосвязанные с опытом и привычками валеоповедения, они выступают как определенное отношение к своему здоровью и яв­лениям, укоренившимся в поведении личности и устойчиво про являющимся в различных ситуациях. Валеологические качества личности (самого учителя, младших подростков) становятся ре­зультатом и обобщенным выражением устойчивых отношений личности, ее деятельности и поведения. К ним относятся: у учи­теля, социального педагога — сила воли, сдержанность, взаимо­понимание, доброта; у младшего подростка — организованность, настойчивость, вежливость, взаимопомощь, трудолюбие.

    Валеологические качества личности проявляются в отношении человека к своему образу жизни, в поступках и поведении и отра­жают в себе единство знаний, мотивов и способов поведения, учи­тывают сложившиеся у личности комплексы валеологических про­явлений (отзывчивость, серьезность, смелость, целеустремленность, непримиримость к вредным привычкам).

    Анализ школьного валеообразования позволяет привести в си­стему компонентный состав валеологической культуры школьни­ков (рис. 1).


    Для успешного становления культуры здоровья обучающихся важно, чтобы каждое из ее структурных проявлений (элементов) приобрело устойчивость, стало неотъемлемым качеством лично­сти. А это возможно, если источником этих проявлений наряду с внешними факторами воздействия на личность станут валеологи­ческие потребности, валеологические чувства, валеологические ориентации, мировоззрение самого подростка. Именно валеоло­гические потребности, валеоубеждения, валеочувства, устойчивая позиция и отношения личности, выполняя роль внутренних по­будителей валеопоступков и валеоповедения, станут основным духовным «строительным материалом» для формирования куль­туры здоровья личности.

    Таким образом, концептуальное представление о культуре здо­ровья как интегративной характеристике личности, в сущности, ее важнейших элементов (валеологической образованности, вале­ологической сознательности, валеологического поведения) позво­ляет выделить соответствующие компоненты их становления:

    - знания о сущности здоровья и ЗОЖ;

    - валеопредставления и ориентации;

    - соответствующие им чувства, убеждения, отношения, вопло­щаемые в валеонаправленности и проявляющиеся в мотивах ва­леоповедения, активной валеопозиции личности, ее валеопоступ-ках и качествах.

    Учитель, социальный педагог могут предложить учащимся тест «Я и мое здоровье». Нарисовав четыре прямоугольника, дети долж­ны представить, что перед ними четыре знакомых им человека, и подумать, насколько хорошо каждый его знает. Школьникам предлагается, разделив прямоугольник на две части, закрасить ту, которая отражает знание ими своего «Я» в настоящем, а незакра­шенной половиной обозначить часть себя, которая им еще не очень известна. После этого каждый ученик получает задание опреде­лить, насколько он их («Я»-настоящее и «Я»-незнакомое) любит. Задание легче выполнять, руководствуясь схемой:



    Переход учащихся из начальной школы в среднее звено (ос­новную, базовую, школу) — время усиленного развития интел­лектуальной, познавательной активности, стимулируемой соот­ветствующей учебно-познавательной мотивацией, — протекает не совсем гладко. Насколько валеологически гарантируются в школе переход подростков к качественно новой мотивации получения ими новых знаний, поиск и освоение самостоятельных способов добывания этих знаний, зависит от внутренней позиции и миро­восприятия жизни подростков.

    Поэтому уже с начала обучения в основной (базовой) школе важно расширить понятие «учение», так как теперь оно не огра­ничивается только рамками обязательных учебных задач учителя, а часто выходит за пределы не только класса, но и школы и в большей степени осуществляется самостоятельно и целенаправ­ленно в связи с внутренними потребностями, мотивами, интере­сами самого подростка.

    Очень важно, чтобы учебное время детей целенаправленно и систематически насыщалось разнообразными элементами двигатель­ной активности (физкультпаузы на уроке, «веселые переменки» с подвижными играми на свежем воздухе или в хорошо проветрен­ном помещении), что помогает снять утомление после интеллек­туальной деятельности, способствует физическому развитию и укреплению здоровья.

    В учебное время потребность в знаниях остается преобладающей ценностью для младших подростков, поэтому развитие культуры здоровья целесообразно начинать с создания базы валеознаний, на которой основывается валеосознательность и валеоповедение учащихся.

    Как известно, одним из условий, способствующих развитию общей, а значит и валеологической, культуры личности, принято считать содержание и формы активного использования свободно­го времени. Свободное время существенно влияет на личность школьника в зависимости от того, чем он его наполняет, с кем проводит, в каких кружках и секциях занимается, какие передачи смотрит. Немаловажны также принципы, установки и жизненные ценности поведения, складывающиеся у ребенка в семье. Именно от них во многом зависят уровень развития его культуры здоровья и характер отношения к себе и своему здоровью.

    Для детей большую роль играют взаимоотношения членов семьи (спокойные, дружеские). Общение с близкими людьми (мамой, папой, бабушкой) радует, создает комфортную обстановку в семье. Испытывая в жизни трудности, находясь в плохом настроении, дети стремятся к общению с друзьями и своими четвероногими питомцами (кошкой, собакой), чтобы снять напряжение, что бла­гоприятно сказывается на состоянии центральной нервной систе­мы младшего подростка, нормализует деятельность всех его орга­нов и систем. Совместные семейные тренировки (лыжные про­гулки с членами семьи, посещение бассейна или просто утренняя гимнастика с родителями) должны занимать значительное место в жизни семьи школьников.

    Таким образом, для реализации основных принципов валеологического воспитания школьников необходима комплексная, мно­госторонняя подготовка как взрослых (учителей, родителей), так и самих подростков с целью развития их валеологического миро­воззрения, воли к действиям, валеологических идеалов и пози­тивного отношения к своему здоровью[1].
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта