Главная страница

Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеJan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
АнкорЩепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие.doc
Дата31.01.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЩепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие.doc
ТипДокументы
#1365
КатегорияСоциология. Политология
страница14 из 23
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

Целевые группы


Семья — это особый тип социальной жизни, удовлет­воряющий чисто личные потребности, которые, однако, исключительно важны для устойчивости группы, поэто­му их удовлетворение вызывает интерес и находится под контролем более широких групп. Семья вместе с тем — это первичная группа, и ее внутренние силы образуют импульсивно-эмоциональную связь, и в представлении среды, которую семья частично принимает, она также це­левая группа, предназначенная для реализации задач, «заданных» более широкими группами. Однако основные функции семьи — поддержание биологической и культур­ной непрерывности — вытекают из ее природы как первичной группы, и социологи, как правило, обращают главное внимание на эти ее черты.

Целевые группы в точном значении этого слова — это группы, созданные с сознательным предположением, что

[151]

они будут стремиться к достижению целей, либо опреде­ленных замыслами организаторов, либо выраженных в формализованном статуте. Но могут существовать также целевые неформальные группы. В их основе, как и в ос­нове всех областей общественной жизни, лежат опреде­ленные человеческие потребности, которые в ходе сов­местной жизни принимают форму различных интересов. Под «интересом» мы будем 'здесь понимать какой-либо предмет, комплекс предметов или положение вещей, до­стижение которого индивид или группа считают жела­тельным или необходимым для своей жизни, которые мобилизуют и ней эмоции, стремления и установки на действие для его достижения. В обиходном языке инте­ресом обычно называется устойчивое стремление к дости­жению какой-либо цели, считающейся важной. Психоло­ги, определяя интерес, делают ударение на чувство вле­чения и акт воли, направленной на достижение чего-либо; экономисты более склонны подчеркивать объектив­ное положение вещей, которое должно быть достигнуто. В любом случае человеческие потребности в обществен­ных условиях превращаются в интересы. Стремление к удовлетворению материальных потребностей в опреде­ленных классовых обществах приобретает форму безудержного стремления к прибыли, а следовательно, фор­му экономических интересов. Итак, в каждом интересе следует различать биопсихические потребности и им­пульсы, общественно-определенное положение вещей или предметы, которые могут их удовлетворить, и обществен­но установленный способ и механизмы стремления к их достижению.

Человек может стремиться к достижению своих целей трояким способом: самостоятельно, не оглядываясь на то, что делают другие; в борьбе с другими, когда он стре­мится к получению предметов или достижению какого-то положения вещей, к которому стремятся также и дру­гие, и ему нужно им противостоять; в сотрудничестве с другими, причем это сотрудничество регулируется и оп­ределяется организационными предписаниями, соединяю­щими сотрудничающих людей в целевую группу. Очевид­но, целевые группы создаются также для борьбы с дру­гими группами. Целевые группы называются также иногда объединениями. Иногда термин «объединение» со­храняется для целевых групп, возникших добровольно,

[152]

на основе добровольного соглашения членов, желающих совместно достигнуть реализации цели, для которой объе­динение и было создано. Следовательно, даже наемная армия не является объединением, хотя она — целевая группа, ибо она не есть результат добровольного вступ­ления членов и не может быть распущена по желанию всех солдат.

Целевые группы 'могут быть разного рода, в зависи­мости от характера интересов объединяющих их членов. Они могут быть группами, реализующими экономичес­кие, политические, культурные, научные, спортивные, развлекательные, благотворительные, товарищеские цели, могут служить каким-либо местным интересам, напри­мер Общество друзей Лодзи, могут иметь целью охрану своих членов, например профсоюзы, защиту прав жен­щин, опеку над детьми, борьбу за какие-либо социальные реформы, пропаганду каких-либо общественных идей, охрану здоровья и т. д. Содержательные цели групп мо­гут быть разными, и это различие в целях вызывает, ко­нечно, различие в составе членов, объеме и способах де­ятельности и т. д. Отдельные разделы конкретной социо­логии, например социология политики, социология тру­да и промышленности, социология науки и другие раз­делы, занимаются конкретным анализом целевых групп, выступающих в этих сферах общественной жизни. Мы здесь займемся лишь некоторыми общими чертами орга­низации этих групп, схемой, которая в определенных пределах позволяет приступить к ее анализу независимо от содержательных целей групп.

Целевые объединения охватывают людей, стремящих­ся к сходным целям, которые могут стать целями общи­ми. Кстати, подчеркнем различие между «сходным» и «общим», играющее важную роль в общественной жиз­ни34. Общие цели — это цели людей, связанных очень близкими личностными отношениями. Когда эти личност­ные отношения отсутствуют, когда все вместе стремятся к достижению определенной цели, но думают о себе, а не о группе, тогда цели только сходны. Далее, целевые группы часто объединяют очень много членов, которых, кроме сходства целей, ничто не связывает. Отсюда воз-

[153]

никают некоторые общие черты объединений. 1) Они должны создавать систему организаций, обеспечивающих опосредованное сотрудничество членов, которые не встре­чаются непосредственно, не интересуются личными чер­тами других членов, а интересуются другими членами лишь как реализаторами общих или сходных целей. 2) Отсюда вытекает далее, что в целевых объединениях преобладают отношения, носящие характер «контракта», характер соглашения между членами. Это вовсе не исключает того, что в рамках объединений могут возникать и возникают первичные группы и сильные личные интересы, отношения дружбы и близкого товарищества. Но формальная система опо­средованного сотрудничества должна с необходимостью приводить к созданию формализованных видов отноше­ний, доминирующих в деятельности объединения, регулирующих разделение труда и направление деятельно­сти целого. 3) Наконец, в целевых объединениях долж­на создаваться «атмосфера безличности», то есть способ решения вопросов и осуществления деятельности объеди­нения становится независимым от влияния личных черт его членов. Конечно, всякое решение вопроса любым че­ловеком несет на себе какую-то печать его личных черт, но здесь речь идет о том, что способ решения вопросов регулируется и каждый член объединения должен при­держиваться установленного образа действия в грани­цах допустимого отклонения.

Эти общие черты влекут за собою дальнейшие след­ствия. Целевые объединения должны развивать систему стимулов, побуждающих вступать в их ряды и активно участвовать в их деятельности. Затем они должны раз­вивать способы и каналы взаимопонимания между чле­нами. Эта система внутренней коммуникации в больших целевых объединениях является существенным условием внутренней сплоченности. Отсюда необходимость во внутренних бюллетенях, собственной прессе, собраниях и других формах контактов и взаимопонимания между членами. Далее, каждое объединение должно обладать развитой системой формализованного контроля над дея­тельностью членов, функционированием институтов объ­единения. Поэтому даже небольшой научный студенчес­кий кружок выбирает собственную «ревизионную комис­сию», контролирующую деятельность руководства, сбор

[154]

взносов, организацию собраний. Каждое объединение со­здает также свои институты, учреждения и методы под­держания контактов с другими группами и общностями и обеспечения безопасности группы от агрессии или уг­розы извне.

Итак, как видим, основную роль в деятельности и развитии целевых объединений играет их формальная организация. В некоторых целевых группах, таких, как различного рода предприятия, армия, некоторые типы политических объединений, выработался особый вид фор­мальной организации, характеризующейся четырьмя чертами: 1) разделение труда и специализация функций, направленные на повышение эффективности деятельно­сти; 2) разделение труда, а часто также его пространст­венное размещение требует делегирования власти, то есть передачи части полномочий по принятию решений ниже­стоящим руководящим и контролирующим звеньям. Та­ким образом создается иерархия должностей, и лица, за­нимающие эти должности, имеют определенный, четко очерченный объем прав и возможность давать поруче­ния другим; 3) делегирование власти требует установле­ния постоянных линий коммуникации и схематических способов передачи информации. Система коммуникации определяет, кто, каким образом, когда и кому должен передавать информацию, отчеты, мнения и т. д.; 4) нако­нец, формальная организация целевых объединений тре­бует установления системы координации действий, то есть определения того, каким образом разделенный труд может складываться в целое, реализующее цели объеди­нения.

Подчеркивая важность формальной организации в целом, мы не хотим при этом забывать и о важности не­формальной организации, системы неформальных групп, спонтанно созданных способов деятельности, которые мо­дифицируют формальную организацию, упрощают ее, персонализируют, то есть делают зависимой от черт лич­ности членов, и таким образом создают наряду с систе­мой предписаний, существующей «на бумаге», действи­тельно функционирующую систему организаций данного объединения. Иногда внутри объединения создаются бо­лее мелкие группы, которые формализуются на основе использования возможностей, созданных объединением; для скорейшего достижения собственных целей, или же

[155]

создаются неформальные группы, использующие объединение для личной выгоды. Иногда эти группы, созданные внутри объединения, противодействуют системе формаль­ной организации, особенно когда она окостеневает, и выступают под лозунгом реформ.

Центром этих малых групп бывают лидеры, которые в силу институциональных полномочий имеют больший объем инициативы, и ответственности за объединение. Как движение за реформы, так и патологические явления использования целевых групп для личной выгоды возможны, если они находят поддержку на более высоких ступенях иерархии должностей, осуществляющих власть. Поэтому каждое объединение создает аппарат контроля за своими властями в виде контроля снизу, собраний, обязательной отчетности, организации институтов контроля и т. д.

В целевых группах особенно важную роль играют ли­деры. В период образования объединения они содействуют осознанию его членами своих интересов и таким об­разом поощряют их к присоединению. Кроме того, они организаторы, то есть создатели формальной организации. Они руководители подчиненного им персонала, а также членов объединения, которым они указывают пути к реализации целей объединения. Их задача — создание и поддержка позитивных установок членов относительно объединения в целом, его целей, институтов и ценностей. Они должны возбуждать веру в собственные силы и в возможности объединения. Особые черты лидера зависят от характера интересов и содержательных задач объеди­нения. Можно, однако, выделить лидеров — организато­ров, руководителей, лидеров типа «пророка», наставника и председателя, энтузиаста. Во всех целевых объедине­ниях возникают явления конфликтов между лидерами и явления отбора лидеров, осуществляемого либо всеми членами (в малых объединениях), либо группами, осу­ществляющими власть (в больших группах). Роль лиде­ра таит в себе опасность, что он превратится в ограни­ченного фанатика цели объединения, бескомпромиссно требующего от себя и от членов реализации принципов и целей, изложенных в статуте, неспособного к гибкой дея­тельности; что он будет использовать свое положение для личной выгоды; что он придаст всей деятельности направление, изменяющее принципиальные цели объеди-

[156]

нения. Поэтому борьба между лидерами и различными концепциями и интерпретациями целей — повсеместное явление в целевых объединениях.

Но конфликты могут возникать не только между ли­дерами, но и между членами или подгруппами. Они мо­гут возникать между отдельными подразделениями, вы­полняющими различные функции в процессе разделения труда. Поэтому проблема внутренней интеграции, спло­чения членов, подчеркивания общности интересов, мобилизации позитивных установок и побуждения членов к интенсивному участию возникает в каждом целевом объединении. Они создают целую систему стимулов, повы­шающих интенсивность участия членов. Мы лишь перечислим их, не касаясь механизма их функционирова­ния. Это — лозунги, фразы (slogany), призывы, шествия с флагами и символами группы, ношение знаков, орга­низация парадов, торжественный ритуал приема новых членов, торжественное присвоение звания, торжествен­ное вручение наград, знаков отличий, почетных титулов, орденов, ношение красочных мундиров и т. д. Каждый из нас может легко себе представить на основе собствен­ного опыта, какие системы, поднимающие степень актив­ности, применяют, например, харцерские союзы, проф­союзы, политические партии, религиозные организации или другие массовые организации.

Кроме того, каждое объединение создает определен­ные механизмы разрешения конфликтов между лидера­ми, членами и устранения ситуаций, которые из этих конфликтов возникают. Существует четыре типа таких общественных механизмов, разрешающих подобные си­туации и обеспечивающих внутреннюю сплоченность объединений. 1) Создание власти и придание ей полномочий требовать от членов выполнения их обязанностей, а так­же создание системы формальных санкций — негативных и позитивных, — которыми власть располагает. Власть может создать в объединении формальное единство дей­ствий членов путем репрессии действий, признанных не­желательными, а также путем создания мифа о собствен­ной исключительности, непогрешимости, завоевывая при­знание высокими достижениями. Однако добровольные объединения неохотно подчиняются слишком сильной власти, опасаясь ее вырождения и превращения в дик­таторскую клику. 2) Поэтому и создаются социальные

[157]

механизмы для достижения компромисса между антаго­нистическими индивидами или подгруппами. Компромисс основывается на взаимных уступках и признании взаим­ных частичных выгод. В результате создается формаль­ное единство: различия в установках остаются, но в дей­ствиях не проявляются. 3) Обращение к голосованию и к решению большинства. Этот демократический ход при­меняется очень часто в тех объединениях, в которых окончательное решение принадлежит общим собраниям, съездам, референдумам или другим способам обращения к решению всех членов группы. Это означает, что дис­куссия не привела к выяснению и взаимопониманию, что решает большинство, что различие в установках остает­ся и остаются также чаще всего различия в действиях. 4) Интеграция достигается на основе дискуссии, приво­дящей к общему согласию, к единству установок и дей­ствий бывших антагонистов.

Бюрократия


Рассматривая целевые группы, мы должны также рассмотреть явление, которое возникло в них и приобре­ло большое значение в современных обществах, а имен­но бюрократию. В социологическом значении этого слова бюрократия — это определенная рационализированная и деперсонализированная система управления и руководст­ва, обеспечивающая максимальную четкость и эффектив­ность деятельности институтов, администрации, предпри­ятий или других целевых групп. Говоря упрощенно, бю­рократия — это метод четкого решения вопросов. В своем современном виде она развилась вместо с развитием современных промышленных предприятий и государствен­ной администрации как применение метода рационализации к умственному труду и прежде всего к руководству большими социальными группами. Это метод работы администрации (управления и руководства), основанный на поручении функций лицам, специализировавшимся в их выполнении; на создании системы служебной зависимости, в которой работник подчинен только одному начальнику и от него получает директивы, касающиеся выполнения его работы; работник выполняет свои задания в рамках рационализированного разделения труда,

[158]

его труд Целиком отделен от его личных дел; работник трудится и решает вопросы только в пределах своей компетенции и квалификации; работа протекает в рамках установленной служебной иерархии и постоянно контролируется; работа не зависима от частных и внеслужебных связей между работниками, начальниками и подчиненными; продвижение и карьера работника зависят от качества выполняемой работы и уровня квалификации.

Бюрократия — это система организации труда, имеющая целью обеспечить особенно четкое и эффективное функционирование институтов и целевых групп в целом. Если перечисленные условия выполнены, то работа происходит исключительно для реализации целей объединения, направляется его интересами, постоянно контролируется — словом, администрация или институт действует как безличная, исправная машина. Но если эти условия не выполнены, то возникает явление вырождения бюрократического аппарата. Оно проявляется тогда, когда бюрократический аппарат начинает превращаться в машину, функционирующую не только для решения содержательных вопросов, для которого она и была создана, но для себя самой. Иначе говоря, любой бюрократический аппарат требует определенных вспомогательных функций, делающих возможным его функционирование, а также предписаний, определяющих то, как следует решать вопросы. Если эти вспомогательные функции и предписания, регулирующие работу, начинают затруднять решение существенных вопросов, тогда начинается процесс эмансипации аппарата от существенных целей и процесс его вырождения. Так возникает явление «бюрократии» как машины, работающей вхолостую, только для себя35.

[159]

Теоретики «организационного» общества подчеркива­ют, что появление целевых групп с необходимостью ве­дет к развитию бюрократии и к возникновению «больших организаций». Некоторые социологи подчеркивают, что в каждой целевой группе действует «организационный императив», основанный на том, что каждая организация должна сначала удовлетворить собственные потребности, прежде чем она начнет действовать и удовлетворять су­щественные потребности, для которых она создана. На­пример, прежде чем бюро составления прошении начнет удовлетворять потребности клиентов, оно должно «орга­низоваться», то есть создать собственную систему руко­водства, разделения труда, материального снабжения и т. д.36. Некоторые социологи утверждают также, что в каждой организации и целевой группе или в малых це­левых группах действуют четыре основные тенденции: 1) тенденция к единству и консолидации; 2) тенденция к координации и централизации; 3) тенденция привлече­ния специалистов к руководству отдельными делами; 4) в конце концов создается специализированное цент­ральное руководство. Организационный императив способ­ствует созданию бюрократии во всех целевых группах, а эти четыре тенденции приводят к образованию больших организаций. Действие этих четырех тенденций в рели­гиозных организациях Соединенных Штатов наглядно показал Роберт Ли37.

Территориальные общности


Территориальными общностями мы называем те общ­ности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отно­шений, вытекающих из факта проживания на общей территории. Территориальными общностями являются: город, поселок, село, хутор, отдельный район города, а в некоторых аспектах также и государство. В этих общ-

[160]

ностях. Протекают экологические процессы, то есть процессы, происходящие между индивидами и группами, возникающие из их связи с географической средой. Внутренняя организация этих общностей определенным образом приспосабливается к условиям среды. В них про­исходят процессы пространственной концентрации, текучести населения, миграции, соперничества из-за пространства, необходимого для удовлетворения потребностей, и другие. Исследованием отношения человека к его географической среде и процессов, которые отсюда возникают в общественной жизни, занимается экология людей (названная так в отличие от экологии животных и растений). В изучение территориальных общностей эколо­гическая школа внесла ряд интересных теорий и методов исследования38. Отношение индивидов и групп к географической среде и территории можно лучше всего наблю­дать на примере развития, которое проходит оседлое население от охотничьих стойбищ через сельские поселения до малых и больших промышленных городов, расположенных на той же самой территории. Изменение спо­соба производства, методов добывания средств удовлет­ворения потребностей, численности населения и его плот­ности меняет также отношение к земле и географическо­му пространству, внутреннюю организацию общности, ее расположение в пространстве. Под влиянием этого вза­имодействия сил природы, действующих в географичес­кой среде, техники производства, применяемой для добы­вания на этой территории средств удовлетворения по­требностей, типа культуры, которую развили люди, на­селяющие эту местность, создаются разные типы орга­низации территориальных общностей. Не входя в спе­циальные проблемы и не предпринимая попыток полно­го описания и классификации этих общностей, укажем общие черты некоторых из них.

Постоянные стойбища и поселения первобытных лю­дей, занимавшихся собирательством, рыболовством, при­митивным пастушеством и примитивным земледелием, образуют один тип, впрочем очень дифференцированный. Мы не будем здесь им заниматься, ибо его исследовани­ем занимаются этнография и этнология. Во всяком слу­чае переход от кочевничества к оседлости происходил

[161]

медленно и так же постепенно формировались типы первобытных поселений. Они известны в настоящее время по первобытным общинам, существовавшим во второй половине XIX века, или по современным поселениям, вы­полняющим экономические, оборонные и социальные функции. Они имеют устойчивый образец пространствен­ной организации: площадь для собраний, местопребыва­ние основных институтов, помещения для скота или ло­шадей, место обмена и т. д. Другим, уже сформировав­шимся типом поселения является земледельческое село, разные типы пространственной организации которого уже подробно исследованы и описаны39. Более сложную про­странственную систему имеет уже сельскохозяйственно-торговый или сельскохозяйственно-промышленный горо­док. Малые города этого рода, еще часто встречающиеся в Польше, имеют уже определенные специализирован­ные районы, в которых сосредоточиваются торговые ин­ституты, институты обслуживания, ремесленное произ­водство, промышленное производство, уже обладают ад­министративным центром, внутренней коммуникативной сетью. Далее, мы можем выделить специализированные поселки и города; перед войной, например, у нас были такие поселения, как Гарволин — поселок кузнецов. Но это могут быть и торговые поселения, являющиеся торгово-обменными пунктами для больших земледельческие областей, городки и промышленные поселки, сосредото­ченные вокруг нескольких больших или средних про­мышленных предприятий40. Наконец, города, а особенно большие города, являющиеся характерной чертой техни­ческой цивилизации. Развитие больших городов — один из наиболее характерных процессов современных обществ. В 1800 г. на земном шаре существовал 21 город, насчи­тывающий более 100000 жителей. В 1940 г. таких горо­дов было уже 720. В 1802 г. Лондон был единственным городом, где число жителей достигло миллиона. В 1940г. таких городов было 40. Урбанизация, или процесс сосре­доточения людей в больших городах, и создание специ­фической культуры больших городов, характерного обра-

[162]

за общественной жизни — это в настоящее время повсе­местный процесс. Городская культура и стиль жизни благодаря таким средствам массового культурного воз­действия, как радио, телевидение, пресса, иллюстриро­ванные журналы, кино, достигают сел, поселков, малых городов, изменяя традиционные и специфические для этой среды образцы поведения и деятельности. Ниже мы еще будем говорить об этих явлениях. Поэтому социаль­ной жизни больших городов мы должны уделить больше внимания.

Большие города располагаются в пространстве в со­ответствии с несколькими схемами, выступающими более или менее отчетливо. Исследователи городов обычно вы­деляют три такие основные схемы пространственной структуры города: 1) концентрическая структура, 2) структура секторов, 3) полицентрическая структура.

Концентрическая структура, описанная чикагской экологической школой в межвоенный период41, выделя­ет в городах пять основных поясов (stref): а) централь­ный административно-тортовый пояс (business district), в котором сосредоточиваются железнодорожные станции, отели, большие магазины, конторы, банки, местопребы­вание городских властей, редакции газет, центры тран­спорта и услуг, театры. Днем этот район необычайно переуплотнен, но в нем мало жилых домов; б) второй пояс в американских городах — это промежуточный (interstitial), населенный беднотой; он заполнен дешевы­ми жилыми домами, дешевыми увеселительными заведениями; дешевые магазины и лавки, концентрация преступности и проституции, азартных игр, низкопробных зрелищ, кабаре и т. д. — вот важнейшие, характерные учреждения этого пояса, населенного чаще всего иммигрантами, людьми неустроенными, имеющими малый доход. Это пояс текучего населения, с большой пространственной и социальной мобильностью; в) третий пояс заселен постоянным рабочим населением и низшими слоями среднего класса; г) четвертый пояс — это район или ряд районов, заселенных высшими слоями средних классов и высшими, богатыми классами. Это пояс роскошных апартаментов и резиденций; д) наконец, пояс, выходящий уже

[163]

за границы собственно города, пригородный пояс, заселенный людьми, ездящими в город на работу и ищущими в рамках города возможности удовлетворить различные потребности. Эта схема, очевидно, не может применяться слишком строго. Она является результатом не целенаправленной планировки города, а результатом действия сил, спонтанно развивающихся в капиталистическом обществе, результатом действия конкуренции, земельной ренты, классового деления и межклассовых барьеров, которые в этом обществе возникают. Разрастание промышленных городов создало, однако, и другие схемы, ибо локализация промышленности, трудности ее перемещения, а затем и законодательство, регулирующее застройку городов, привели к созданию других структур.

Поэтому некоторые исследователи развили концепцию секторной структуры, утверждая, что города застраиваются скорее районами, а не концентрическими поясами. Они выделяют следующие сектора: центральный сектор, имеющий те же самые черты, что и описанный выше, сектор легкой промышленности и предприятий обслуживания, жилищный сектор бедных классов, жилищный сектор средних классов, жилищный сектор богатых классов42.

Наконец, схема полицентрической структуры добавляет к этим секторам и районам еще следующие: сектор тяжелой промышленности, внешний торгово-обслуживающий сектор, предместья с резиденциями, предместья промышленные и внешние, заселенные приезжающими людьми.

Эти схемы являются определенными конструкциями, обобщающими экологические закономерности пространственного развития городов. Факторы, изменяющие пространственную структуру больших городов, — это прежде всего развитие промышленности и изменения в технике производства, в использовании видов энергии и сырья, средств транспорта и коммуникаций, изменения цен на землю. Современная тенденция к разрастанию предместий, которую мы наблюдаем в больших промышленных городах всего мира, — это прежде всего результат мас-

[164]

сового распространения автомобилей, легкости доставки людей от места работы до места жительства, развлече­ний и покупок, а также результат трудностей нахожде­ния достаточной площади под гараж для автомобилей.

Как мы уже упоминали, развитие больших городов повлекло за собой культурные и социальные явления, обозначаемые термином «урбанизм». Большой город, сосре­доточивающий па относительно небольшой территории несколько сотен тысяч или несколько миллионов человек либо создающий вокруг себя большие «территории мет­рополии», находящиеся в тесной зависимости от инсти­тутов города и стиля его жизни, порождает ряд харак­терных социальных явлений. К ним относится большое число вещественных контактов и преобладание вещест­венных контактов над личностными. Далее, разделение труда и специализация приводят к сужению интересов, и прежде всего к ограничению интереса к делам других людей, соседей по дому и местожительству. Отсюда возникает явление все большей изоляции, уменьшение дав­ления социального неформального контроля, ослабление уз личных отношений. Последствие этого — увеличение признаков социальной дезорганизации, рост преступно­сти, отклоняющегося от принятых норм поведения, уве­личение числа дезорганизованных личностей. Но, с дру­гой стороны, большие города — это центры более напря­женного умственного труда, здесь легче образуется ин­теллектуальная и художественная среда, они сильнее стимулируют интенсивный труд и являются могучим фактором прогресса в области техники, науки и искус­ства43.

Традиционное сельское общество, такое, каким оно было до периода интенсивной урбанизации и внедрения техники в земледельческий труд, обладало иными харак­терными чертами. Ритм производственной деятельности в сельском хозяйстве был связан с ритмом природы, ре­зультаты труда больше зависели от факторов, над кото­рыми сельские жители были не властны. Поэтому их

[165]

образ мышления и выработка мировоззрения находились под сильным влиянием иррациональных факторов. В де­ревне была меньшая социальная дифференциация, мень­шая плотность населения, а результатом этого была боль­шая внутренняя сплоченность локального общества, выте­кающая из преобладания личных контактов и исправного действия механизмов неформального социального конт­роля. К тому же подвижность населения в деревне мень­шая как по вертикали, так и по горизонтали. Структура сельского 'общества охватывала прежде всего семью, со­седство как группу семей, .связанных отношениями взаи­мопомощи, товарищескими отношениями и др., а также сельское общество как комплекс семейно-соседских групп. Сельская семья была. как правило, семьей трех поколе­ний; ее материальной основой было земледельческое хо­зяйство; ее внутренняя организация определялась циклом работ в хозяйстве и разделением труда в этом хозяйстве. Связь с землей отражалась не только на экономической стороне жизни сельской семьи, но также и на ее психо­логии, культуре, системах ценностей и отношении к дру­гим группам44.

Под влиянием вторжения в замкнутое и в значитель­ной мере самообеспечивающееся традиционное сельское сообщество новых институтов, созданных в более широ­ких группах, таких, как школа, целевые объединения, под влиянием применения машин и новых рациональных способов ведения хозяйства, под влиянием развития средств транспорта и коммуникации, прессы, радио, кино и телевидения, при одновременном воздействии перемен в классовой структуре общества, индустриализации и политических перемен, традиционное сельское сообщест­во подвергается урбанизации; различие между деревней и городом .значительно уменьшается, и городской .стиль жизни проникает также и в деревню. Специальное ис­следование этих процессов — задача социологии деревни,

[166]

подобно тому как исследование городов и происходящих в них процессов — предмет социологии города45.

Оба эти раздела социологии занимаются также исследованиями более широких областей, образующих определенные географически-экономико-социальные целостности, в которых объединяются села, малые и большие города, области, находящиеся под влиянием либо больших городов, либо особой концентрации промышленных, куль­турных институтов или институтов обслуживания.

Социальные слои и классы


Говоря о структуре групп и общностей, мы упомина­ли о дифференциации социальных позиций, занимаемых индивидами в рамках группы, о том, что эти позиции могут быть расположены в определенной иерархии, то есть одни признаются высшими, другие — низшими, что эти позиции создаются определенными совокупностями людей, обладающих идентичными или сходными позициями. Мы говорили также о дифференциации слоев и классов, образующих макроструктуру больших групп. Теперь займемся темп формами социальных общностей, которые образуют слои и классы.

Понятие класса в общественных науках употребляется в статистическом значении для обозначения совокупности людей, обладающих определенными чертами. Мы здесь для обозначения таких совокупностей вводим термин «категория». Понятие класса мы сохраняем и употребляем только в его социологическом значении, и под общественными классами мы понимаем «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»46. В процессе возникновения и развития общественных классов сущест-

[167]

вует такая фаза, когда люди, находящиеся в положении, определенном выше приведенной дефиницией, еще не связаны внутренней связью сознательных отношений, а лишь связью объективных отношений и объективных за­висимостей, существующих в рамках производственных отношений. Тогда мы говорим, что они образуют «класс в себе», который, правда, не является простой совокуп­ностью, поскольку связан системой объективных отноше­ний, но и не представляет еще «класса для себя», то есть не обладает еще вполне развитым сознанием своих клас­совых экономических и политических интересов.

Возникновение, развитие, общественные черты клас­сов зависят от более широких, исторически сложившихся типов «общественно-экономических формаций», или ти­пов глобального общества, детерминированного системой производственных отношений, в рамках которых они су­ществуют и функционируют. Существуют, однако, неко­торые черты, общие классам и социальным слоям, воз­никающим в «классовых формациях» (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), и ими прежде всего мы будем здесь заниматься. Сами классы — сложные об­разования, и в их рамках можем выделить социальные слои. Некоторые слои находятся на границе между клас­сами, и поэтому, говоря о классовой структуре какого-либо глобального общества, правильнее говорить о струк­туре слоев и классов.

Как я уже упоминал в разделе, посвященном соци­альной структуре, деление общества на слои и классы — это основное деление, определяющее в широком объеме содержание социальной жизни семьи и других групп и общностей, которые возникают в рамках классов, а также влияющее на явления и процессы, происходящие в груп­пах и общностях, объединяющих членов, принадлежащих к различным социальным слоям и классам. Отсюда выте­кает важность их анализа для социологических исследо­ваний и теорий.

Систематический анализ классов мы начнем с введе­ния понятия социальной дифференциации. Члены общ­ности могут быть дифференцированы на основе различ­ных особенностей: основой дифференциации могут быть

[168]

биологические особенности (пол, возраст, раса); интел­лектуальные особенности, такие, как умственное разви­тие, способности, темперамент, характер н др., также де­лят людей на разные совокупности или категории; далее, люди могут быть дифференцированы по социальным осо­бенностям, таким, как образование, материальное поло­жение, стиль жизни, степень участия в создании ценно­стей группы и др.; наконец, люди могут быть дифферен­цированы на основании исполняемых социальных ролей, то есть функций, осуществляемых в рамках обществен­ного разделения труда в процессе производства, функцио­нирования институтов и т. д.

Имеющиеся особенности дифференцируются в каждом обществе по-разному. Существуют, очевидно, разные спо­собы и критерии оценки биологических особенностей (на­пример, старые люди во многих обществах окружены ува­жением, люди различных рас в некоторых обществах оце­ниваются по-разному), интеллектуальных особенностей (люди, блестяще одаренные, обычно оцениваются высо­ко). Но системы оценок социальных характеристик и со­циальных ролей обычно отличаются от оценки биологиче­ских и интеллектуальных особенностей. Роли и характе­ристики имеют особую значимость в общественной жизни, определяемую либо причастностью к удовлетворению ин­дивидуальных или групповых потребностей, важных для сохранения и развития общности, либо возможностью дея­тельности, какую дает выполнение данной роли в объек­тивной социальной структуре.

Некоторые социальные характеристики, такие, как об­ладание средствами производства в капиталистическом об­ществе, политической властью, некоторые роли, как, на­пример, роль духовника в средневековом обществе, соз­дают возможность действия на других членов общности, либо не имеющих этих характеристик, либо не выполняю­щих этих ролей, и определяют отношения между ними независимо от других социальных или индивидуальных характеристик. Эта возможность действия является осно­вой их объективной значимости, связанной со значимо­стью, признаваемой в данном обществе.

Система оценок, значимости и возможности действия создают в каждом обществе иерархию ценностей и нера­венство ролен, социальных позиций и должностей. Систе­му регулируемого неравенства, при которой члены общест-

[169]

ва располагаются выше или ниже, в соответствии с при­нятыми степенями значимости, мы называем стратификационной системой общества. Социальная дифференциация может быть иерархизированной или неиерархизированной. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет установленной и урегулированной системы неравенства, определяющей, что блондины луч­ше брюнетов и что только блондины могут пользоваться определенными привилегиями. (Даже в гитлеровской Германии, где был провозглашен принцип расового пре­восходства блондинов, по ироническому стечению обстоя­тельств политическая элита была составлена из брюне­тов.) Итак, будем различать социальную дифференциа­цию, создающую иерархизированные системы, и диффе­ренциацию, создающую неиерархизированные системы.

Социальные общности могут быть стратифицированы, то есть разделены на совокупности или группы людей, располагающийся друг относительно друга выше или ни­же в принятой и признанной иерархии в соответствии с разными критериями. Перечислим некоторые из возмож­ных стратификационных систем, имеющих различное значение в жизни общности, какие встречаются в совре­менных индустриальных обществах. Это следующие си­стемы иерархизированной дифференциации: а) диффе­ренциация внутри отдельных профессий в соответствии с уровнем квалификации — она находит свое выражение, в частности, в квалификационных разрядах в промышлен­ности; б) дифференциация профессиональных званий и иерархия профессий — эта система престижа профессий в последнее время часто исследовалась во многих странах в связи с ее важностью для профессиональной струк­туры и политики ее формирования47; в) иерархия слу­жебных должностей в рамках институтов может также стать основой образования определенных категорий лю­дей, занимающих некоторые важные посты, и их выделе­ния — например, профессиональная категория директоров или управляющих (менеджеров), которая в силу своей широкой компетенции в хозяйстве является важной ка­тегорией, влияющей на многие явления общественной

[170]

жизни; г) иерархия институтов в рамках общности — например, бизнес в Соединенных Штатах, политические институты в социалистических странах, хотя основы их значения и влияния совершенно различны, являются при­мером высокого положения, занимаемого институтами, доминирующими в данной общности; д) иерархия соци­альных позиций индивидов на основе значимости, припи­сываемой их ролям, — например, высокий престиж выдаю­щихся индивидов в мире науки, техники, искусства и т. д. может привести к образованию элит, состоящих из та­ких людей; е) иерархии социальных слоев, выделяемых на основе привилегий, стиля жизни, существующих между ними барьеров, состоящих из обычаев, образцов деятель­ности и т. д., — например, интеллигенция, отличающаяся от необразованных слоев культурной активностью, стилем жизни и т. д.48; ж) иерархия общественных классов, опре­деленных выше, выделенных на основе объективных кри­териев — места в разделении труда и отношения к сред­ствам производства в капиталистических обществах; з) системы иерархии на основе комбинированных кри­териев, образующих так называемые «синтетические гра­дации»49, например попытка установить степень неравен­ства отдельных слоев или категории в социалистическом обществе, в котором прежние классы капиталистического общества ликвидированы и критерий отношения к средст­вам производства утратил былое значение. В этом случае мы можем применять комбинированные критерии, напри­мер уровень образования, величину заработка, обществен­ную активность, участие в управлении, и на этой основе устанавливать иерархию уровней определенных профессиональных категорий50.

Уже с первого взгляда видно, что такие системы иерархизированной дифференциации имеют неодинаковою значение в общественной жизни, что некоторые из них

[171]

более важны, другие — менее. Следует подчеркнуть, что в капиталистическом обществе иерархия системы объек­тивных классов имеет основное значение, другие же стратификационные системы — более ограниченное. Зато в социалистических обществах, где прежнее классовое де­ление утратило свое значение, продолжает существовать определенная иерархия слоев, иерархия институтов и опре­деленные иерархии, основанные на сложных критериях.

Теория общественных классов в марксистском значе­нии этого слова подчеркивает, что различие между клас­сами определяется местом, занимаемым членами классов в системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью, выполняемой в общест­венной организации труда. Следовательно, разделение капиталистического общества на класс капиталистов, то есть владельцев средств производства, которые по этой причине могли выполнять руководящую роль в органи­зации производства и присваивать огромную часть на­ционального дохода, и прежде всего прибыль, приноси­мую производительным трудом в промышленности, на пролетариев, или наемных рабочих, занятых физическим трудом, организованных по воле капиталистов, подвер­гающихся эксплуатации, то есть не получающих стои­мости, эквивалентной стоимости произведенного ими про­дукта, на интеллигенцию, или слой работников умствен­ного труда, большей частью выполняющих работу по най­му, на средние классы, владеющие собственными сред­ствами существования, но не использующие наемных рабочих либо использующие их в незначительном количе­стве,— было разделением, основанным на экономической действительности этого общества. Объективное разделение, будучи осознанным, повлекло за собою дальнейшие след­ствия: стремление к сохранению привилегированного по­ложения со стороны высших классов, стремление к из­менению существующего положения вещей со стороны низших классов привело к конфликту, который, имея свои корни в экономике, распространялся на все осталь­ные области общественной и культурной активности:. Та­ким образом, борьба классов явилась могучим фактором, формирующим всю общественную жизнь51.

[172]

Общественный класс, особенно когда, он становится классом для себя,— это социальная группа, объединенная многообразными внутренними связями. Главная основа и принцип обособления класса — это его место в процес­се производства и его экономическое положение. Но от­сюда вытекают политические и культурные следствия: для ведения классовой борьбы, для обоснования классо­вого господства или для организации борьбы за его свер­жение классы создают собственные институты, свою собственную внутреннюю организацию, вырабатывают соб­ственную идеологию, существенным компонентом которой является представление о социальном порядке, так или иначе отвечающем классовым интересам52. Таким обра­зом, классы сами являются социальными группами, но, кроме того, в их рамках может возникать много других подчиненных им целевых групп, предназначенных для реализации некоторых частичных классовых интересов.

Но классы — это также стратифицированные общно­сти. В рабочем классе в капиталистическом обществе вы­деляется слой рабочей аристократии, состоящей обычно из высококвалифицированных рабочих некоторых приви­легированных отраслей промышленности (например, во­енной промышленности); основное ядро рабочего класса, обладающее высокоразвитым осознанием своих классо­вых интересов, в противоположность аристократии не пользующееся никакими привилегиями; слой новых ра­бочих, приходящих в промышленность либо из нижних слоев мелкой буржуазии, либо из села, не отдающих себе отчета в своих классовых интересах и не интегри­рованных со всем классом. Все другие средние и высшие классы также разделены на различные социальные слои.

Термин «слой» употребляется в рваных значениях. Его используют не только для обозначения социальных слоев. Иногда говорят также об экономических слоях, называя так всех, кто имеет одинаковый доход или одинаковое со­стояние, например, могут быть определены как слои кре-

[173]

стьяне, имеющие от 5 до 10 га, рабочие, зарабатывающий ежемесячно от 2 до 3 тысяч злотых. Но мне кажется, что в этих случаях лучше говорить об экономических кате­гориях, чем об экономических слоях. Говорят также иног­да о культурных слоях и о культурном расслоении обще­ства. В этом случае имеется в виду деление общества по уровню образования и по уровню культурной активности или творчества. Так, например, Т. Гейгер вводит следую­щее деление: на слой интеллигенции, выделяя в ней уче­ных, литераторов, поэтов, композиторов, художников, скульпторов, а следовательно, всех тех, кто создает новые культурные ценности; на слой образованных людей, ко­торые получили знания, позволяющие им иметь причаст­ность к ценностям, созданным творцами, независимо от того, каким образом они приобрели эти знания; и на слой «академиков», или людей, формально имеющих высшее образование, подтвержденное дипломом53.

Однако термин «социальный слой» имеет другое оп­ределенное значение. Он обозначает некоторую группу людей, более или менее четко отграниченную критерия­ми высокого или низкого общественного положения от других групп, причем основа этого отграничения — не­которая дистанция, опирающаяся на критерии имущест­венного состояния, культурного уровня, стиля жизни, представления о «высоком рождении» или другие дейст­вительные либо мнимые критерии. Таким критерием могла быть, например, «способность к сатисфакции че­сти», которую соответствующие «кодексы чести» припи­сывали членам дворянского слоя или людям, имеющим определенный уровень образования. Таким образом, со­циальные слои — это образования, объединенные опреде­ленной внутренней связью, чувством принадлежности, имеющие приблизительно очерченный принцип обособле­ния, который находит свое выражение в том, что во взаи­модействии между членами слоев в основу кладется вы­сота общественного положения54.

Подводя итог нашим рассуждениям, остановимся еще

[174]

раз на вопросе, на чем же основана реальность систем со­циальной стратификации, то есть деления на «высшие» и «низшие» труппы в каждой общности? Ответ на этот вопрос можно выразить в четырех пунктах: 1) на объ­ективных отношениях, которые создаются в процессе про­изводства, разделения труда и его общественной органи­зации; 2) на объективных возможностях деятельности, которые имеют люди, занимающие то или иное положение в этой объективной системе отношений; 3) на возникаю­щих в результате этого субъективных представлениях о собственном или чьем-то высшем или низшем положении; 4) на создании идеологии, обосновывающей или рациона­лизирующей разделение на высших и низших, лучших или худших или придающей субъективным представле­ниям о высоком и низком положении объективированный характер.

Касты


Если общественные классы становятся замкнутыми, то есть ограничиваются только членами, родившимися в семьях, принадлежащих к данному классу, и не прини­мают в свои ряды членов, происходящих из других клас­сов, если, далее, отношения между членами данного клас­са и членами других классов строго регулируются и огра­ничиваются, вплоть до исключения межклассовых браков, тогда общественный класс превращается в касту. Следо­вательно, каста — это замкнутый класс, членом которого становятся в силу рождения, который не допускает за­ключения браков с партнерами, происходящими из дру­гих каст, и который регулирует, иногда даже в ритуаль­ной форме, отношения с другими кастами. Касты могут иметь расовое, религиозное или сословное обоснование. В чистом виде касты выступали в индийском обществе. С образованиями типа расовых каст мы встречаемся на юге Соединенных Штатов Америки. В феодальных евро­пейских или внеевропейских обществах касты создавались на основе представлений о кровных различиях между от­дельными сословиями (слоями феодального общества). В капиталистических обществах некоторые институционализированные профессиональные категории, например прусский офицерский корпус, приобретали определенные

[175]

кастовые черты. Иногда некоторые целевые группы, пре­следуя цели, носящие характер миссии, могут приобре­тать черты каст.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


написать администратору сайта