Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Общности, выделяемые на основе особей культурыЭти общности иногда также называют этническими1. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья; более обширным союзом был род, насчитывающий несколько или много семей; роды объединялись в тотемические кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхождение от общего предка; несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития образовывали народности, а те на высших стадиях развития 'превращались в нации. Эта теория подверглась многим обсуждениям и преобразованиям. Нас здесь интересуют лишь определенные типы общностей, поэтому мы не будем вдаваться в проблемы их развития и генетических связей. Кланы — это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе лучше всего известны шотландские кланы, представлявшие собою родовые союзы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Г. Моргана, который описал кланы в римском обществе, подчеркнул и документально обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением мы можем выделить кланы как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, я кланы тотемические, имеющие характер семейных союзов на религиозной почве. Тотемизм — это религия, основанная на культе животных или растений, считающихся первыми предками клана, на вере в кровное родство между членами клана и данным животным или растени- [176] ем2. Члена клана признают себя кровными родственниками. С кланами также связаны явления экзо- или эндогамии, то есть запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы — это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или в Китае. Племя — это более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, ибо в основе его выделения лежат религиозные верования. Племена обосабливаются прежде всего на основе обладания собственным языком пли диалектом, собственными обычаями, характерными именами, выражающими их чувство обособленности3. Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всего племени вопросы, организующие некоторые совместные действия, например охоту, военные походы, религиозные обряды и т. п. Племена также больше или меньше связаны с определенной территорией; даже если они ведут кочевую жизнь, то область их кочевок ограничена территорией, которую они защищают от вторжения других кочевников. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов или других видов, известную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих церемоний (например, танец солнца у индейцев прерий или большая совместная охота на бизонов). Очень трудно установить численность первобытных племен4, однако некоторые известные племена могли состоять из нескольких десятков тысяч членов. В племенах также формируются уже контуры хозяйст- [177] венного уклада, особенно с переходом к пастушеству и земледелию. Народ. Термин «народ» многозначен. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (отсюда, например, народная партия—«Stronnictwo Ludowe», объединяющая крестьян). На языке политических доктрин народом называют также трудящиеся слои и классы города и деревни (отсюда—народная демократия, обозначающая такой строй, в котором власть принадлежит трудящимся). На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, под народом подразумеваются те общности, которые на лестнице общественного развития занимают место между племенем и нацией. Они уже устойчивым образом связаны с определенной территорией, имеют собственный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томе создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т. д.,— народные, то есть характерные для отдельных народов5. Но народ отличается не только фольклором, он имеет также собственную характерную материальную культуру — орудия труда, жилища, одежду,— а на ее основе построены формы общественных отношений. Исследованием этих элементов материальной культуры, их связей с фольклором и формами социальной жизни занимается этнография6. Как видно из вышеизложенного, термин «народ» относится к очень различным типам общностей, и в учебниках социологии чаще говорится о различных более четко очерченных группах, находящихся в их рамках. Нация. В научной и политической литературе термин «нация» употребляется в двух основных значениях: 1) в литературе стран Западной Европы, особенно англо- [178] сакской, преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан государства, а следовательно — это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с общим языком и культурой, но объединенный основной связью государственной организации; 2) в литературе стран Центральной и Восточной Европы преобладает взгляд, что нация — это общность, сформированная общей культурой, уже превзошедшей уровень народной культуры (фольклора), создавшая собственную литературу, искусство символическую культуру) и, кроме того, объединенная традицией истории и общего происхождения. Чаще всего в качестве основы выделения нации принимается язык, проживание на общей территории, экономический уклад (народное хозяйство), национальный характер (психический склад), собственная культура. Некоторые авторы добавляют еще общие политические институты, а иногда и религию. «Нация — это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»7. Указывается, однако, что нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной организации, как, например, Польша в период разделов. Но следует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, выполнявших существенные политические задачи. Указывается также, что существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип, например Соединенные Штаты, в которых нация идентифицируется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан. Выражение «советский народ» также относится ко всем гражданам СССР независимо от того, русские они, украинцы, латыши или литовцы. [179] Термин «национальность» употребляется также в двух значениях: 1) как обозначение принадлежности к нации (рубрика в паспорте обозначает, собственно, принадлежность к нации); 2) как обозначение определенного этапа в развитии народа, который поднялся уже над положением, характерным для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировавшейся нации. Национальность в этом втором значении — это общность людей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не имеют еще за собой традиций независимого политического бытия. Во всяком случае, способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, так же как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, признана основным признаком обособления нации, пли же создания основ для ее обособления. Процесс превращения племен в современные нации мы наблюдаем в настоящее время в Африке, после завоевания политической независимости колониями, которые на основе прежних племенных связей и традиций создают в рамках государства новые нации8. Значение нации основано на том, что: а) нации—это очень устойчивая форма общности, нередко существующая тысячелетия; б) они создают устойчивое культурное наследие; в) формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями; принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,— это основа самоопределения индивидов; г) создают очень сильное чувство солидарности между членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания социологов заслуживает национализм. Под национализмом мы понимаем: а) определенный комплекс установок, б) систему политических идей, в) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, начиная от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной [180] нации в целом, до крайней, экстремистской формы, тесно связанной с милитаризмом и империализмом. Основные идеи национализма — это признание индивидуальности и особенности собственной нации в качестве наивысшей ценности, преувеличенное подчеркивание ценности собственной нации и приписывание ей особой исторической миссии (избранная нация), иррациональность аргументации, обосновывающей превосходство своей нации, и склонность к мистицизму, нетерпимость к другим нациям и стремление к их подчинению себе, эксклюзивизм, или стремление не смешиваться с другими нациями. Часто национализм смыкается с расизмом, считая, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для выполнения особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Но национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии9. Националистические движения сыграли очень важную роль в XIX и XX веках, они в значительной мере содействовали освобождению колоний. Общности, основанные на сходстве поведения Таким сложным названием мы определяем ряд относительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к деятельности, не обладающих институционализированной внутренней связью, но отличающихся сходством поведения их членов. Я имею в виду такие скопления, как толпы, выступающие в различных формах, публика кино и театра, радиослушатели и телезрители, читающая публика, затем аудитория различных собраний или лекций и сборища. Некоторые социологи и социальные психологи называют эти формы просто «collective behaviour», или формы коллективного поведения, отказывая им в термине «общность». Немного расширяя определение общности, принятое в начале этой главы, мы назовем их [181] также общностями, учитывая их способность к действию и результаты, вызываемые имя в более широких общностях. Эти формы общественной жизни мы разделим на две основные категории: толпа и публика. Публику, собранную в одном месте, назовем аудиторией, а публику несобранную, установки и стремления которой, однако, поляризованы в одном направлении, назовем поляризованной массой, Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Людей в толпе объединяет психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом. Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных норм. Ее влияние на членов вытекает из природы эмоционально-импульсивной связи. В толпе проявляются примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами. Существуют разного рода толпы, из которых наиболее известна и наиболее часто описывается толпа, действующая агрессивно, как мы знаем по актам линчевания, по актам террора и разрушений. Мы классифицируем толпу, разделяя ее на четыре рода: агрессивная толпа, убегающая толпа, алчущая толпа и толпа экспрессивная или демонстрирующая. Агрессивная толпа выступает в трех различных видах: толпа линчующая, то есть толпа, охотящаяся на одного человека, толпа терроризирующая — известная по погромам и другим актам террора, направленного против определенной категории лиц или групп; толпа борющаяся, которая выступает во время волнений, забастовок, когда атакованная демонстрация или собрание начинает спонтанно обороняться неорганизованным образом. Убегающая толпа также выступает в двух видах: при панике, охватывающей собрание или неорганизованную публику, например при панике в театре, в котором вспыхнул пожар, или панике во время землетрясения, большое число лиц слепо бросается бежать, руководствуясь лишь страхом и чувством самосохранения; другим видом убегающей толпы является паническое бегство организованного отряда [182] солдат или другой формализованной и высокоорганизованной группы, охваченной паническим страхом. Алчущая толпа — это та, которая штурмует магазины, штурмует банки во время кризиса, стремясь вернуть вклады, грабит магазины в периоды голода или смуты. Наконец, экспрессивная толпа — это такая, которая выражает свои взгляды, собирается для того, чтобы криками выразить восторг или протест, одобрить или осудить какие-либо начинания власти, события и т. д. Во всех этих видах толпы выступает много общих и сходных явлений. Это прежде всего психические явления, обнаруживающиеся более или менее отчетливо. Прежде всего мы встречаемся здесь с явлением деиндивидуализации, то есть частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого сильно возрастает склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливает чувство солидарности со всей толпой, это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Навязанные эмоциями способы действий не оцениваются критически посредством рефлексии. Кроме того, господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Вследствие возникновения этих явлений члены толпы действуют как люди, находящиеся под влиянием гипноза. Часто говорится о гипнозе или о психозе толпы, а прежняя социальная психология создала даже теорию особой коллективной психики толпы, в которой как бы растворяется психика индивидов. Разумеется, этих теорий уже никто не придерживается, а термин «гипноз толпы» — это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в 'зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов. Условия, благоприятствующие действию этого гипноза, следующие; [183] предварительно существующие устойчивые установки и убеждения (легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, направленной против ненавистных ей групп или институтов); убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям; молодой возраст и отсутствие социального опыта (поэтому так часто демонстрирующая толпа состоит из молодежи); низкий уровень умственного развития и отсутствие элемента интеллектуализма в психике, отсутствие привычки анализировать свое поведение, отсутствие сильной воли и твердых взглядов. Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции. Если демонстрирующую толпу облить водой или если терроризирующую толпу обстрелять, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, который повелевает индивидам убежать с места столкновения, толпа рассеивается. Толпа может также разойтись под влиянием других чувств и устремлений, таких, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, чем первоначальные устремления толпы. На использование таких психических механизмов опираются методы преодоления или психологического обезоруживания толп, подобно тому как на знание механизмов, объединяющих толпы, опираются технические приемы их возбуждения и манипулирования ими. Публика — это форма коллективной жизни совершенно иного рода. Рассмотрим сначала собранную публику, или аудиторию. Собранная публика может выступать в нескольких видах. Прежде всего выделим публику, собравшуюся случайно, или сборище, а также публику, собравшуюся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений, например в кино, театре, цирке, концертном зале, а также как публика, ищущая информации, собирающаяся на лекциях, информационных собраниях, выставках, а также митингах и политических собраниях, хотя здесь она имеет уже иной характер10. Собранная публика — это скопление некоторого коли- [184] чества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Эта общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. После объединения, под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или обсуждение) в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Публика в кино, на концерте или в театре осознает рождающиеся у нее настроения, и это осознание может усиливать впечатление, вызванное действием общего стимула. Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу. Это часто происходит во время спортивных зрелищ, боя быков, когда аморфная, то есть ничем не связанная публика во время зрелища под влиянием «эмоционального заражения» превращается в демонстрирующую или терроризирующую толпу. Значение толп и публики проявляется в периоды социальных волнений, революционных настроений, войны, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она в свою очередь — в борющуюся группу, если толпою овладеют организованные группы, которые сумеют ее направить. Несобранной публикой являются, например, читатели. одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура „Пшекруя”» («Kultura ,,Przekroju”»), имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Несобранная публика — это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, лю- [185] дей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, несмотря на это, ведущих себя сходным образом. Очевидно, это сходное поведение касается не только некоторых вопросов: моды, оценки фильмов, преклонения перед некоторыми актерами или музыкантами, повторения определенного рода анекдотов, но может также касаться взглядов на вопросы, социально более важные, такие, как идеология и политика, религия, наука. В несобранной публике вообще не выступают явления, характерные для толпы или собранной публики, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуализации. Но если, например, радиопередача является слишком возбуждающей, как, например, знаменитая передача, комментировавшая нападение марсиан на Соединенные Штаты в тридцатых годах (1938), то она может вызвать панику и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризованных масс, несобранной публики, представляют из себя базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритическому принятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Они, следовательно, представляют из себя готовую базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений. |