Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Глобальное обществоВ ходе предшествующего изложения мы очень часто употребляли термины «общество» или «глобальное общество», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном языке и науке в очень различных значениях. Социология появилась как наука об обществе, то есть развилась тогда, когда в процессе длительного развития общественной мысли было осознано, что наряду с организованными формами общественной жизни, такими, как государство и церковь, и созданными ими институтами и целевыми группами, происходят также спонтанные процессы. Они создают и преобразуют формы коллективной жизни, управляются собственными естественными законами независимо от [186] вмешательства воли людей. Именно эти спонтанно происходящие процессы и возникающие благодаря им формы создают некоторую целостность, обусловливающую все явления общественной жизни человека, как целесообразно организованные, так и возникающие спонтанно. Когда в XVIII веке появилось понятие общества, оно имело такое широкое значение, допускающее различные интерпретации. И эти интерпретации действительно появились. Вследствие этого в литературе появились также различные способы использования термина «общество». Мы можем выделить следующие значения, придаваемые этому термину: 1) Определения, понимающие общество как вид широкой или самой широкой общности. Некоторые отождествляют объем этого понятия с объемом понятия «человечество», полагая, что общество охватывает всех людей, живущих на нашей земле. Другие сужают его объем, ограничивая его большими территориальными общностями, например польское общество охватывает всех людей и все формы социальной жизни, какие можно обнаружить в пределах границ польского государства. Ф. Знанецкий определял общество как ряд групп, существующих совместно и перекрещивающихся, подчиненных одной доминирующей группе, такой, как государство, нация, церковь, и в этом значении можно говорить об обществе национальном, католическом и т. п.11. 2) Определения, понимающие общество как общности, связанные особой системой отношений. Сюда относится прежде всего марксистское определение, отождествляющее общество с общественно-экономической формацией, или определенным историческим типом общности, основанным на доминирующей системе производственных отношений, например капиталистическое общество или социалистическое общество12. Некоторые социологи определяют общество просто как сеть или систему отношений, существующих между людьми. Не сами человеческие личности, объединяясь, становятся обществом, а то, что их связывает и что происходит между ними, 3) Определения, понимающие общество как совокупность [187] институтов и учреждений, обеспечивающих людям организованное удовлетворение потребностей, урегулирование конфликтов, сохранение культуры и развитие. Словом, эти определения мы могли бы назвать «организационными» определениями, ибо они усматривают сущность общества в факте существования общественной организации. 4) Некоторые определения называли обществом определенное состояние существования человека, а именно состояние существования в сообществе с другими людьми, состояние, противостоящее состоянию индивидуального существования либо дополняющее его. Согласно этой теории, каждый человек существует как бы в двух измерениях: как «я», или индивидуальное «я», и как «мы», или общество. 5) Определения, называющие обществом совокупность групп и общностей, не подчиненных государственной организации. В этом значении государство противопоставляется обществу; существуют институты государственные и институты общественные, общественные организации, общественная инициатива. Таким образом, общество — это все те формы коллективной жизни, которые возникают наряду с государственными институтами или вне их. Это обилие взглядов и теорий в какой-то мере вызвало тенденцию к устранению термина «общество» из социологии. Но через некоторое время он вновь вернулся в виде термина «глобальное общество». Мы воспользовались здесь этим термином, так как считаем, что невозможно рассматривать формы общественной жизни человека как неинтегрированное множество общностей, групп, кругов, не связанных друг с другом, противостоящих друг другу. Из принятой нами теории культуры и из изложенной здесь теории личности следует, что при таком положении вещей не могли бы существовать ни культура, ни нормально функционирующие человеческие личности. Кроме того, даже повседневный опыт показывает, что все те известные нам формы совместной жизни, в которых мы участвуем, охвачены некоей «скрепляющей рамкой», что, несмотря на существующие между ними различия, особенности, антагонизмы, они охвачены рядом общих связей, имеют некоторые общие нормы. Общими у большинства общностей и групп могут быть определенные системы культурных ценностей, такие, как язык, религия, обычаи, идеология, мировоззрение, наука, [188] право, моральные нормы. Эти системы ценностей, общие ряду различных целевых групп, общественных классов и других общностей, должны иметь какую-то свою основу, какую-то более широкую общественную форму, в которой они возникают, которая «следит» за их соблюдением и поддерживает их. Именно такую широкую форму общности, которая создает культурные ценности, неформальные институты, эталоны поведения и нормы деятельности, которая обеспечивает культурную интеграцию ряда общностей, интеграцию личности, участвующей во многих группах с различными, а нередко и противоположными системами ценностей, мы называем глобальным обществом. Глобальное общество — это своего рода синтез форм общественной жизни, созданных на базе некоторых основных элементов и комплексов культуры. Оно может возникнуть на основе экономической системы производственных отношений, создающей культурную надстройку, может возникнуть на основе определенного типа цивилизации, например технической цивилизации, которая образует очень широкий и достаточно свободный тип глобального общества, и может возникнуть на основе религии и ее институтов, например средневековое католическое общество. Его структура обычно достаточно свободна, ибо в нем в рамках единой национальной культуры, единого языка и общих обычаев или общих этических норм могут сосуществовать антагонистические классы. Оно представляет собой комплекс сил, интегрирующих и объединяющих противоположные или эгоистические стремления групп, кругов, индивидов, семей, связывая их воедино, нормируя взаимодействия между ними, образуя форму наиболее общей социальной связи. Задача теории общества — исследование его структуры, организации, происходящих в нем процессов интеграции, выяснение зависимости между большинством общностей и групп, существующих в его рамках. |