Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Социальная мобильностьСледующей категорией жизненных процессов, происходящих в общностях, являются процессы мобильности. Выделим горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности мы причисляем процессы перемещения в географическом пространстве и процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Изменения положения в географическом пространстве бывают следующие: ежедневное перемещение населения с места жительства к местам работы, покупок и развлечений. Это важный экологический процесс, руководство которым доставляет много хлопот планирующим органам. Концентрация определенных типов населения на длительные или короткие сроки в определенных городах, местностях, районах — этот экологический процесс может принимать форму сегрегации, концентрации, нашествия (inwazji) и преемственности (sukcesji)26. Наконец, существуют также процессы миграции, или изменения положения в географическом пространстве, связанные с переходом в другие общности. Миграция может принимать форму эмиграции, если это переезд в другое государство, или иммиграции, то есть возвращения эмигрантов в прежнюю родную группу. Иммиграцией часто называется более широкий процесс приема на постоянное жительство членов других государств или наций. Существуют процессы межгрупповых миграций, без изменения места в географическом пространстве, например перемещение из одной общности в другую, перемена места работы в рамках одной и той же территориальной общности, без изменения положения в стратификационной иерархии27. Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням иерархизированной дифференциации. Эти два направления известны под названием продвижения и деградации. [204] Выделим разные виды вертикальной мобильности в зависимости от вида иерархизированной системы, в которой она происходит, от ее (Продолжительности и от того, является она мобильностью индивидов или общностей. Прежде всего мы встречаемся с индивидуальной мобильностью, заключающейся в прохождении установленных ступеней в какой-либо иерархизированной системе, которую мы называем личной карьерой. Она выражается в получении каждый раз более высоких должностей, связанных с более высоким престижем, доходом, большим участием во власти и т. д. Карьера может быть ограничена рамками одного класса, может вести также от низших классов к высшим, то есть быть межклассовой мобильностью. Далее, существуют процессы мобильности между поколениями, заключающиеся в том, что продвижение вверх осуществляется поколениями, причем каждое последующее поколение завоевывает более высокое положение. Например, сын крестьянина становится учителем, его внуки получают высшее образование, переходят в высшие слои, или сын рабочего становится лавочником, внук — владельцем среднего предприятия, а правнук — крупным капиталистом28. Эта схема мобильности считалась идеалом вертикальной мобильности мелкой буржуазии. Но процессы вертикальной мобильности могут охватывать целые классы, когда, например, в результате социальной революции угнетенные и эксплуатируемые классы становятся правящими классами. Наблюдается также продвижение или деградация профессиональных категорий, например продвижение технических профессий, деградация гуманитарных профессий. Общества, в которых существуют установленные пути и каналы вертикальной мобильности, ведущие от низших положений и от низших слоев и классов к высшим, мы называем обществами с открытыми классами. Замкнутым общественным классом является каста, ибо переход из низших каст в высшие невозможен из-за формальной системы запретов29. [205] Процессы мобильности и процессы дезорганизации вызывают процессы реорганизации, или процессы нового складывания и интегрирования системы институтов, образцов поведения и критериев оценок. Временами процессы реорганизации охватывают одновременно макро- и микроструктуру общностей. Реорганизация — это процесс поисков новых принципов упорядочения изменившихся элементов общности, или, иначе, поиски нового жизненного порядка общности. Она может быть предпринята целенаправленно как сознательное усилие, направленное на создание новых основ функционирования и развития общности, может осуществляться как процесс спонтанного приспособления новых элементов или приспособления к новой ситуации. Следует подчеркнуть, что реорганизация, предпринятая как планируемое мероприятие, в первой фазе реализации, как правило, усугубляет дезорганизацию и что этот переходный период неизбежен. * * * Мы рассмотрели только некоторые процессы жизни общности, проявляющиеся повсеместно, перечислив их и указав их наиболее общие черты. Исследованием, описанием и выяснением хода социальных процессов занимаются отдельные разделы социологии. Следует подчеркнуть важность исследования процессов для теории и практики планирования и планового руководства общественной жизнью. Общие закономерности процессов обусловлены как законами развития личности, так и законами развития структуры и организации групп. Существование социальной связи имеет свои закономерности, равно как и основные стремления личности отражают определенный ход процессов. Поэтому планирование, не считающееся с естественными и спонтанными закономерностями процессов, вызывает, как правило, огромное количество непредвиденных и нежелательных явлений, подрывающих его успешность и целесообразность. [206] Библиографический указатель. M.H. Neumeyer, Social Problems and the Changing Society, New York, 1953 R. E. L. Faris, Social Disorganization, 1955 D.R. Taft and R. Robbins, International Migrations, New York, 1955 W. Petersen, A General Typology of Migration, «American Sociological Review», 1958, v.23, p.256-266. A. Kornhauser i in., Industrial Conflict, New York, 1956 S. M. Lipset i R. Bendix, Ruchliwość spoleczna w spoleczenstwie przemyslowym, Warszawa, 1964 Cz. Czapow i S. Manturzewski. Niebezpieczne ulice, Warszawa,1960. [207] IX. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВведениеПроцессы социального развития являются частным случаем процессов изменений и происходят тогда, когда изменение влечет за собой обогащение и дифференциацию элементов системы или отношений между ними. Проблемы развития общества возбуждали интерес философов и практиков с давних времен, но идея прогресса, то есть мысль о том, что изменения, происходящие во времени, связаны с развитием и совершенствованием человека и общности, эта идея вполне развилась лишь в XVIII веке. Мы не будем здесь заниматься повторением общих теорий социального развития, сформулированных начиная с XVIII века и до наших дней, ибо их можно найти в учебниках по истории социологии. Следует, однако, подчеркнуть, что вокруг проблем развития и прогресса кипят политические страсти, ибо многие идеологи в капиталистических обществах, борясь с марксистской теорией развития и неизбежного перехода от капитализма к социализму, попросту выдвинули тезисы, отрицающие справедливость утверждения о том, что существуют постоянные и систематические изменения, происходящие в силу имманентных особенностей общества, ведущие от низших форм социальной жизни к высшим. Поэтому дискуссии вокруг проблем общественного развития иногда приобретают философский или идеологический характер30. В нашей работе, говоря о социальном разви- [208] тии, мы имеем в виду эмпирически доказуемые факты изменений, вызывающих постоянное обогащение и дифференциацию структуры, организации, отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение объема возможностей удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей. Эти факты, бесспорно, доказуемы, их можно измерить, выразить в точных показателях и статистических данных, и поэтому я не вижу необходимости вдаваться в дискуссию на тему о том, развивается общество или нет. В нашем изложении мы займемся прежде всего проблемой причин и факторов, вызывающих развитие социальных общностей. В ходе изложения мы уже подчеркивали, что существующие между людьми индивидуальные различия проявляются в общественной жизни в реализации образцов, признании ценностей и т. д. Поскольку состав групп постоянно изменяется, люди изменяются с возрастом, умирают, подрастают молодые поколения, то вследствие этой текучести групп происходит постоянный процесс изменений, которые, накапливаясь во времени, проявляются в виде изменения, проникающего достаточно глубоко в структуру и организацию общности. Но помимо этого постоянного процесса изменений, в общественной жизни порой обнаруживаются более серьезные и более быстрые изменения, вызванные не спонтанным и медленным нарастанием изменений, вытекающих из индивидуальной дифференциации людей, а изменениями в основах социальной жизни, реорганизацией институтов, организованными стремлениями, проявляющимися в реформаторских или революционных движениях, благодаря которым эти изменения становятся элементами коренного развития общности. Факторами, обусловливающими такое развитие, прежде всего являются: 1) изменения в природных основах социальной жизни; 2) изменения в методах производства, вытекающие из технических усовершенствовании орудий производства, средств коммуникации и транспорта, которые влекут за собой развитие производственных отношений, а в конечном счете — изменения во всей надстройке общества; 3) изменения в [209] культурных основах социальной жизни, привнесенные из других общностей,— поэтому явление диффузии элементов и комплексов 'культуры является следующим фактором социального развития; 4) организованные общественные движения, реформаторские или революционные; 5) введение нового законодательства под давлением различных сил и трупп; 6) накопление изменений, вызванных дифференциацией и стремлениями индивидов. Все эти факторы и силы неравноценны. Самыми важными являются изменения в основах коллективной жизни: природных, экономических и культурных. Изменения географической, демографической и биологической среды создают новые потребности и стимулы, но способ их удовлетворения и приспособления к ним зависит от уровня знаний, техники, и если в этих областях не наступают изменения, то влияние этих природных изменений сказывается исключительно медленно. Быстрый прирост населения вызывает серьезные изменения к жизни современных обществ, но сам он — результат развития медицины, продляющей человеческую жизнь и уменьшающей детскую смертность, а следовательно, результат развития науки. Поэтому мы не будем здесь заниматься влиянием изменений природных основ на социальное развитие и сразу перейдем к рассмотрению изменений в экономических условиях и изменяющихся на их основе культурных систем, или же культурных изменений, вытекающих из диффузии. Технические и научные изобретенияТехнические изобретения обычно возникают благодаря новым способам комбинации уже существующих элементов техники и их постепенной модификации. Поэтому технические изобретения имеют кумулятивный характер, и кривая их развития растет подобно кривой роста капитала, помещенного под сложный процент. Влияние технических изобретений и научных открытий на общественную жизнь происходит через изменения в средствах производства, создание новых средств производства, повышение их производительности, замену человеческой энергии и энергии животных механической. Применение машин повышает количество произведенных благ, ускоряет их транспортировку, сокращает пути коммуникаций, облег- [210] чает перемещение людей в пространстве и передачу информации. Повышение производительности, продуктивности труда вызывает необходимость изменений в формах организации производства, изменяет отношения между людьми, занятыми в промышленности, на транспорте и в сфере обслуживания, требует повышения их квалификации, изменяет количество и состав рабочей силы — таков комплекс экономических явлений, вытекающих из технических изменений, представленный, разумеется, очень кратко и схематично. В дальнейшем эти изменения приводят к новым способам мышления, новой идеологии, новому мировоззрению, меняют отношения между людьми, пробуждают новые культурные потребности, создают новые целевые группы, новые институты, необходимые для регулирования новых социальных отношений, и т. д. Например, изобретение и затем применение паровой машины в промышленности во второй половине XVIII века вызвало промышленную революцию, а впоследствии создало новый тип индустриального общества. Но прежде всего промышленная революция, создавая крупную промышленность, создала два новых социальных класса: промышленную буржуазию (которая, правда, существовала уже до того, но промышленная революция укрепила ее силу) и промышленный пролетариат, современный рабочий класс, который в своем развитии пришел к социалистической революции и созданию социалистических государств. Таким образом, мы видим, что развитие орудий труда, вызванное прогрессом техники и науки, глубоко изменяет все области коллективной жизни, структуру (как макро-, так и микроструктуру) общностей, их культуру и способ удовлетворения повседневных потребностей31. [211] Взаимопроникновение культурНеравномерное развитие отдельных обществ — исторический факт, и мы не будем здесь заниматься его объяснением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене элементами культуры между различными обществами. В процессе диффузии из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы и комплексы, которые, будучи раз перенесены, вызывают дальнейший процесс развития. Иначе говоря, диффузия культур как бы сокращает естественный путь развития общества. Например, перенесение в Японию во второй половине XIX в. промышленной цивилизации из Западной Европы содействовало возникновению там в рамках существующего феодализма индустриального капиталистического общества без революции, свергающей этот строй, и без того долгого пути, который прошла Европа, прежде чем она создала науку и технику, позволяющую создавать машины и использовать их в промышленности. Взаимопроникновение культур совершается различными путями: через контакты между индивидами, в ходе которых перенимаются идеи, обычаи, книги, произведения искусства, новые научные, философские, художественные, технические течения32, через контакты между институтами различного рода, через торговый обмен, через развитие средств коммуникации и транспорта. Изолированные общества, не поддерживающие контактов с другими, проявляют тенденцию к стабилизации, застою и окостенению. Типичным примером этого является Китай, который почти до половины ХIХ века, а точнее, до начала XX века не допускал в страну ни идей, ни товаров из других стран, задерживаясь в своем развитии и создавая государство окостеневших, устаревших институтов и социальной структуры. В процессе диффузии материальные элементы культуры переносятся обычно быстрее, чем нематериальные, равно как и быстрее воспринимаются второстепенные элементы культуры, менее связанные со структурой и социальной организацией воспринимающей их общности. Социалистические общества [212] принимают от капиталистических стран машины, но отвергают их идеологию; первобытные общества легче перенимали украшения и элементы одежды, чем орудия труда, которые изменили бы установленный, освященный обрядами ход выполнения работ. Существует, следовательно, определенный механизм сопротивления перениманию нового, обусловленный механизмами и внутренней связью системы институтов, механизмом контроля, принуждающего членов к конформизму, и сплоченностью социальной организации33; против новых элементов борются также те социальные силы, которые видят в них угрозу своим интересам, например все реакционные правительства борются с революционными идеями. Научное, техническое и художественное творчество всегда находится под контролем групп, в которых оно существует, поскольку его результаты могут создавать угрозу существующим структурам, институтам, иерархии должностей, системе власти, престижу индивидов, занимающих представительные посты, и т. д. Поэтому история науки, техники, литературы и искусства дает много примеров решительного сопротивления новым теориям (Коперник, Дарвин), техническим изобретениям (например, внедрение паровых машин в промышленность длилось несколько десятилетий), культурным течениям (например, романтическая поэзия в течение долгого периода встречалась издевательствами, равно как и некоторые течения в изобразительном искусстве были встречены негодованием и насмешками). Задача социологии знания, социологии науки и социологии искусства — исследование тех социальных условий, которые благоприятствуют творчеству и новаторству, способствуют развитию творчества в отдельных областях науки и техники, условий, определяющих отношение к ним, а также исследование влияния, какое они оказывают на всю совокупность процессов общественной жизни. Рассматривая выше проблему связи системы институтов и социального контроля, мы одновременно указывали, что слишком большая жесткость этой системы становится фактором окостенения и ослабления темпа со- [213] циальных изменений. Это особенно ярко проявляется в процессах перенимания технических изобретений, научных или других нововведений в любой области общественной жизни, где жесткость системы институтов может ограничить объем и интенсивность изобретательства или же объем культурной диффузии. Таким образом, институты, с одной стороны, являются фактором поддержания внутренней сплоченности, фактором, увеличивающим силу общества. Но в периоды быстрых социальных изменений при отсутствии достаточной эластичности и возможности приспособления к происходящим вне их изменениям они могут стремиться задержать изменения даже во вред глобальному обществу. В период быстрых социальных изменений, когда поддержание соответствующего темпа развития становится важной политической задачей общества, государства или отдельные целевые группы развивают специальные институты, имеющие целью содействовать развитию или облегчать проникновение культурных достижений из других групп. Это могут быть институты обмена, институты, осуществляющие переводы, организацию международных конференций или других форм сотрудничества вплоть до института разведки, стремящегося перенять и те открытия, которые отдельные государства или группы хотели бы скрыть как совершенно секретные. Социальные движенияСоциальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе преобразований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следовательно, сами по себе они не являются основным фактором общественного развития, но представляют или могут представлять в некоторые периоды могучую силу, изменяющую общество. Социальным движением мы называем совместные стремления людей к реализации общей цели. В некотором смысле каждая целевая группа — это выражение определенного социального движения, или, точнее говоря, некоторые движения приобретают форму целевых групп. Механизм возникновения социальных движений обыч- [214] но таков: если в каком-либо обществе какая-то часть людей не может удовлетворить свои экономические, культурные, политические или другие потребности — безразлично, по каким причинам и чем вызвано такое положение вещей (это могут быть изменения, обусловленные техническим или экономическим развитием или культурной диффузией), — тогда неудовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрации, переключение психической энергии, мобилизованной для достижения средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий, короче, возникает состояние эмоционального напряжения, психического беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства. Социальное беспокойство проявляется в поисках контактов, в дискуссиях и разговорах в неформальных кругах, в поисках разрешения ситуации, признанной невыносимой, в размышлениях по поводу действительных или надуманных вопросов этого положения вещей и т. д. Состояние беспокойства может охваты-- вать большие или меньшие общности, может касаться лишь некоторых профессиональных категорий, может затрагивать целые социальные классы или некоторые территориальные общности. Состояние беспокойства — это исходный пункт развития социальных движений, и в зависимости от того, какие потребности не удовлетворены, какие группы, круги, слои или классы охвачены беспокойством, развиваются различные социальные движения. Термин «социальное движение» иногда употребляют взамен термина «социальные процессы». Например, когда члены какой-либо общности начинают собственными силами искать средства удовлетворения потребностей и разрешения ситуации, которая вызывает их беспокойство, возникают определенные массовые явления. Когда безработные жители деревни самостоятельно, неорганизованным образом и независимо друг от друга начинают искать работу вне деревни, возникает миграция как социальный процесс, описанный в предыдущей главе. Если, например, большое число людей самостоятельно начинает увеличивать число книг, прочитанных в течение года, возникает массовое явление, называемое интересом к чте- [215] нию; если те же самые люди начинают совместно стремиться к созданию библиотек, читален, клубов читателей, то возникает движение читателей. Массовые явления отличаются от процессов тем, что они обычно кратковременны и не проявляются в более длительных сериях, а от социальных движений они отличаются тем, что стремление к разрешению сходных ситуаций является в них не общим, а лишь сходным, что массовое явление — это лишь сумма сходных поступков, а не общее стремление к реализации общей цели. Но тем не менее массовые явления, так же как и социальные движения, вводят новые элементы в социальные отношения, организации и структуры, а следовательно, являются фактором развития. Термин «социальное движение» мы сохраняем для обозначения коллективных, совместных стремлений и действий, совершаемых более или менее организованно для достижения определенного положения вещей, изменяющего социальную ситуацию участников движения. Выделим три рода социальных движений: а) движения реформаторские, б) движения революционные, в) движения экспрессивные34. Реформаторские движения возникают тогда, когда состояние социального беспокойства охватывает некоторые ограниченные круги и общности, когда совместные стремления к изменению существующей ситуации не сталкиваются с репрессией со стороны силы, когда лидеры и деятели движения имеют свободу действия, пользуются средствами публичной связи с общественностью и когда неудовлетворенные потребности не касаются существенных жизненных процессов. Реформаторские движения институционализируются в форме добровольных объединений, действуют в рамках установленного социального порядка, стремятся к проведению желаемых изменений путем законодательства или изменений в институтах и формальной организации общности. Реформаторскими движениями были, например, движение за эмансипацию женщин, профессиональное движение, просветительские движения, антиалкогольное движение, движение в защиту животных, различные филантропические движения и т. д. [216] Реформаторские движения проходят обычно более или менее выраженные фазы развития. Очевидно, в зависимости от целей и социального диапазона движения эти фазы могут выступать более или менее отчетливо, а некоторые могут не выступать вообще. 1) Первым этапом развития является состояние социального беспокойства, охватывающее некоторые круги и общности по поводу определенного положения вещей, вызывающего недовольство. 2) Это состояние приводит к спонтанному возникновению разных форм агитации, дискуссии, пропаганды, посредством которых ищут способы разрешения проблемы. Эти формы деятельности осуществляются людьми, наиболее остро ощущающими состояние недовольства или обладающими определенными концепциями и представлениями об изменениях, какие следует провести, чтобы изменить неудовлетворительное положение вещей. 3) В результате этой спонтанной деятельности возникает сознание общности целей, создаются круги и свободные неформальные группы людей, объединенных сознанием общности целей. В этих группах и кругах выделяются лидеры, которые иногда могут обладать чертами пророков, провидцев, идеологов, создающих представление о новом порядке или новом положении вещей. 4) Спонтанно возникающие круги и неформальные группы для реализации своих общих целей создают организованные целевые группы, добывающие средства для проведения организованной деятельности. Так возникают объединения, имеющие свое управление, формальную организацию, свои статуты и предписания, регулирующие их деятельность. Во главе их становится новый тип лидера-организатора. Возникает нужда в технических руководителях, умеющих организовать и направить деятельность порой быстро разрастающихся объединений, охватывающих большую территориальную область. Это этап возникновения и разрастания институциональных форм движения. 5) Следующая фаза развития движения состоит в использовании возникших организационных форм для реализации целей. Тогда обычно на первый план выдвигаются политики или деятели, являющиеся не организаторами, а исполнителями, обеспечивающими эффективную деятельность. В этой форме движение обычно достигает своих принципиальных целей либо терпит решительное поражение. Но даже после достижения принципиальных целей организа- [217] ция остается и действует дальше, ибо существующие институциональные формы становятся местом работы и источником существования для многих работников возникшего административного аппарата. Нередко в рамках этого аппарата создаются более мелкие клики или подгруппы, использующие объединение в собственных целях. 1В интересах работников, независимо от того, получают они дополнительные выгоды или нет, поддерживать организацию, обеспечивающую им общественное положение, средства существования, стабилизацию и т. д. 6) Тогда движение вступает в последнюю фазу — окостенелого прозябания, фазу, когда во главе институциональных форм становятся администраторы, работающие по бюрократизированным правилам. Окостенение и бюрократизация реформаторских движений имеют несколько причин. С течением времени изменяется общая социальная ситуация в среде, в которой происходит движение, и созданные в прошлом институты и организация движения уже не соответствуют существующим условиям. В связи с этим создаются бюрократизированные формы управления, которые легче могут приспособиться к изменившимся условиям. Лидеры и деятели движения становятся с течением времени консерваторами, которые не только привязаны к старым формам и целям, но и стремятся сохранить то, что они сами создали, то есть институты и учреждения движения. В рамках этих институционализированных форм создается давление общественного мнения, лояльность по отношению к движению, которые также затрудняют его динамическое приспособление к новым условиям. А поскольку положение вещей, которое когда-то вызывало беспокойство, перестало существовать, то, следовательно, и цели движения 'поблекли и утратили силу, мобилизующую эмоции и стремления. Теоретики социальных движений иногда различают реформаторские движения с общими целями и с частными целями35. [218] Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские движения. Если же движение должно принять форму победоносного революционного движения, то должны быть соблюдены некоторые важные условия: недовольство и состояние беспокойства должно охватить широкие массы, чаще всего — целые общественные классы; они должны затрагивать существенные жизненные потребности так, чтобы создать сильные мотивы, побуждающие к участию в революционном движении; нет условий для свободной деятельности лидеров и организаторов движения, которые с самого начала встречаются с острыми репрессиями. Но основное различие между революционным и реформаторским движением заключается в целях, которых хотят достигнуть, и в методах, какими хотят эти цели реализовать; цели и методы являются следствием причин, вызывающих социальное беспокойство, и условий, делающих невозможной реформу. Следовательно, революционные движения — это движения, направленные не к реформе существующего положения вещей, а к его принципиальному изменению путем его ниспровержения силой. Поэтому оно должно мобилизовать большую социальную энергию, чем реформаторское движение, использовать другие средства деятельности, должно обладать общественной идеологией, дающей представление о новом общественном порядке, должно иметь формальную организацию — зачаток власти, способной руководить революцией и стать политической властью. Некоторые социологи-историки на основе известных великих революционных движений и революций старались установить некоторые типичные фазы развития этих движений Бернард Горроу36 представляет эти фазы сле- [219] дующим образом: 1) период социального беспокойства, недовольства, брожения; 2) беспокойство охватывает интеллектуалов, которые формулируют идеологию, дающую представление о новом общественном порядке; 3) возникновение целевых организаций, подготавливающих революцию, ее политическую и экономическую программу, становящуюся основой мобилизации широких масс на поддержку движения; 4) революционный взрыв; 5) период власти, осуществляемой умеренными группами; 6) мобилизация и развитие экстремистских групп, опасающихся, что умеренные не защитят революцию и ее завоевания; 7) захват власти экстремистами и период террора для подавления контрреволюции; 8) спад волны террора, стабилизация нового порядка или реставрация старого порядка. Не все революции должны иметь именно такой ход. Приведенная выше схема разработана на основе хода великих революций. Известны также революции бескровные, без периода террора. Победоносная революция приводит ;в жизнь новый институциональный порядок, изменяет формальную организацию общества, производит сдвиги в классовой структуре. Нужно также подчеркнуть, что никакая реставрация после подавления революции не может восстановить предреволюционный порядок без изменений. Течение революции оставляет слишком глубокие следы в системах ценностей, в образцах поведения, в обычаях и неформальной организации общности, в иерархии престижа и т. д., чтобы можно было полностью реставрировать старый социальный порядок37. Революционные движения и революции делятся на различные категории в зависимости от целей, идеологии, размаха и социальной базы. Наиважнейшие и глубочайшие изменения общества вызывают революции социальных классов, свергающие господство одних классов и приводящие к власти новые классы, например Великая французская революция, которая свергла феодальный строй и привела к власти буржуазию, или Великая Октябрьская революция, которая ликвидировала господство буржуазии и привела к власти рабочий класс, создающий социалистический строй. От революций этого типа сле- [220] дует отличать революции, проводимые частью некоторых классов, направленные только к устранению господствующих элит, без далеко идущего преобразования социального строя, или государственные перевороты, осуществляемые армией, направленные только к смене властителя, как, например, бунты преторианцев в Риме. Очевидно, в истории встречаются также революции, соединяющие в себе отдельные элементы этих различных типов. Экспрессивные движения — это определенные процессы, охватывающие иногда широкие круги и общности людей, ищущих удовлетворения потребности выражения личности, удовлетворения эстетических, религиозных или интеллектуальных потребностей, а также потребности выразить определенные импульсы, возникшие под влиянием какой-либо выдающейся индивидуальности. Сюда относятся движения морального и религиозного возрождения, охватывающие иногда широкие массы, но не образующие компактной институционализированной формы, какую мы встречаем в реформаторских и революционных движениях, эстетические движения, движения сторонников определенных интеллектуальных и художественных течений, например экзистенциализма, движения приверженцев джаза или твиста и т. д. Сюда относятся некоторые молодежные движения, ищущие близости с природой или пропагандирующие особые формы дружбы, связанные с неопределенными взглядами мистического характера38. Экспрессивные движения, распространяющиеся на основе «эмоционального заражения», еще хорошо не изучены. Их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации. Они изменяют и обогащают образцы поведения, системы ценностей, критерии оценок, вносят и пропагандируют новое интеллектуальное содержание, новые эстетические взгляды, пропагандируют определенную моду в одежде, в манере выражаться, во взаимоотношениях и взаимодействиях. Они создают новые установки и способствуют распространению идеологии. [221] |