Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Онтологические проблемы социальной реальностиВ ходе рассмотрения общностей, групп у нас неоднократно возникал вопрос: что именно представляет из себя социальная группа? Является ли она суммой составляющих ее индивидов или же благодаря факту взаимо- [189] действий, возникновению отношений и связей между членами, образованию институтов появляется какой-то новый род реальности, существующий «между» индивидами или «над» ними? Этот философский вопрос: существует ли особый род социальной реальности, которая не является ни реистичной (reistyczną) реальностью, те есть сводящейся к системам материальных вещей, ни психической реальностью, сводящейся к актам и процессам, происходящим в сознании людей, — очень широко дискутировался, и ответы на него можно сгруппировать следующим образом: 1) Номиналистическая точка зрения гласит, что социальная группа — это лишь сумма свойств ее членов, что не существует какой-то особой социальной реальности, которая складывалась бы из чего-то большего, чем свойства ее членов. Если мы хотим выяснить какое-либо явление, происходящее в группе, мы должны совершить индивидуализирующую редукцию, то есть свести ее к свойствам ее членов13. 2) Реалистическая точка зрения утверждает, что группа — это самостоятельный род реальности, принципиально отличный от суммы черт членов; вместе с тем она утверждает также, что группа не является ни материальной, ни психической реальностью. Социальная реальность — это реальность особого рода. Дюркгейм, который упорно отстаивал эту точку зрения, усматривал сущность этой специфической реальности в «коллективных представлениях», которые образуют специфические категории социальных фактов, таких, как мода, язык, религия, а следовательно, фактов «внешних» по отношению к психике индивида и оказывающих на нее объективное давление. Эти социальные факты можно исследовать как вещи, хотя они и не являются материальными вещами. Существовали также и другие концепции реальности группы14. 3) Психологистическая точка зрения, рассматривающая группу как целое, состоящее из психических актов и представлений ее членов. Социальная реальность — это не [190] более чем совокупность волевых актов, мыслей, эмоций, стремлений, импульсов, их взаимодействий и связей, образующих очень сложные механизмы. Именно эти психические механизмы обеспечивают функционирование группы, деятельность ее членов, согласованность и антагонизм — словом, все процессы, которые могут происходить между людьми. Общество существует, поскольку люди — это сознательные индивиды, испытывающие потребности, наделенные воображением и интуицией, умеющие предвидеть и действовать последовательно. А поэтому сущность социальной жизни, сущность общностей, в которых эта жизнь протекает, составляют психические явления и процессы15. 4) Фикционистская точка зрения, представленная немногими философами, рассматривает социальную группу как некоторую фикцию, существующую исключительно в представлениях людей. Бытие социальной группы основывается только на том, что люди верят в ее существование и ведут себя так, как будто она существует. Как только люди перестают верить в бытие группы и перестают вести себя так, как если бы она существовала, группа развеивается как туман16. Наше изложение опирается на материалистическую точку зрения, то есть на предположение, что группа — это определенного рода реальность, существующая независимо от стремления и воли индивидов. Даже если бы все поляки однажды договорились, что станут вести себя так, как будто польской нации не существует, от этого она не перестанет существовать. Социальные группы и другие общности существуют объективно, доступны объективному и опытному познанию, оказывают влияние на своих членов, вступают в отношения друг с другом и т. д. Очевидно, что особенности личностей членов отражаются на их организации и на жизненных процессах, что психические явления и процессы, происходящие в сознании их членов, отражаются на их общественной жизни,— но мы утверждаем, что не они определяют существование общности. Члены общности и их психические черты — [191] это один из элементов общности, Охваченный рамками объективных экономических отношений и систем культурных ценностей. Их взаимодействия образуют реальность социальной связи. Библиографический указательWilson Lоgan, The Sociography of Groups, в: Twentieth Century Sociology, 1945, p. 139-171. F. Znanieсki, Social Groups in the Moderns World, в: M. Вergeri in. eds., Freedom and Control in Modern Society, Prince-ton, 1954. P. М. В 1 a u, The Dynamics of Bureaucracy, Chicago, 1955. P. М. В 1 a u. Bureaucracy in Modern Society, New York, 1956. C.Levi-Strauss, Les structures elementaires de la parente, Paris, 1949 G. К. К i r k p a t r i с k. The Family as Process and Institution, New York, 1955. В. Barber, Social Stratification, New York, 1957; К. В. М а у e г, Class and Society, 1955'. W. В u с k 1 e y, Social Stratification and the Functional Theory of Social Differentiation, в: Lipset and S m e 1 s e r, Sociology, p. 478—484. R. H. Lee, The City, Lippincott, 1955. R. E. D i с k i n s о n, The West European City, London, 1951. ,I.Zi61kowski, Sosnowiec, Katowice, 1960. A. L. Bertrand ed., Rural Sociology, New York, 1958. Результаты исследований, проведенных в Польше, об изменениях, происходящих в рабочем классе и интеллигенции, опубликованы в серии «Z badan klasy robotniczej i inteligencji», издаваемой Отделом социологических исследований Института философии и социологии Польской Академии наук, под редакцией Я. Щепаньского. До настоящего времени изданы: 1) «Z badan klasy robotniczej i inteligencji», 1958; 2) «Wyksztakenie i pozycja spoleczna inteligencji», cz. I i II, 1959 i i960; 3) Z. G r z e 1 a k, Pozycja inte-'iigencji w spo-lecznosci wiejskiej, 1960; 4) «Studia nad rozwojem klasy robotniczej», cz. I i II, 1961 i 1962; 5) J. M a 1 a n о w s k i, Robotnicy Warszaw-skiej Fabryki Motocykli, 1962; 6) S. D z i e с i e 1 s k a, Sytuacja spoteczna dziennikarzy polskich, 1962; 7) S. К о w a 1 e w s k a, Psychospo-leczne warunki pracy w przedsiebiorstwie przemystowym, 1962; 8) Z. К о w a 1 e w s k i, Chemicy w Polskiej Rzeczypospolitej Ludowej, 1962; 9) Z. W o j с i k, Rozwoj pojecia inteligencji, 1962; 10) «Ze studiow nad kursami przygotowawczymi», 1962; 11) W. С a b a n, Ab-sencja w przemysle wtokienniczym, 1963; 12) AleksanderWal-1 i s, Artysci plastycy. Zawod i srodowisko, Warszawa, 1964; 13) Krzysztof Przeclawski, Spoleczna funkcja urbanistow a ich przygotowanie do zawodu, 1964; 14) Jan Woskowski, 0 spoleczn&j pozycji nauczycieli, 1964; 15) Maria Jarosinska, Adaptacja rnlodziezy wiejskiej do klasy jobotnicz^j, 1964. [192] VIII. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Вкратце припомним содержание предыдущего изложения: на природных и экономических основах, а также в рамках определенной культуры формируются человеческие личности; удовлетворяя свои потребности, люди начинают взаимодействовать друг с другом, создают различные формы общностей, внутренне объединенные разнообразными видами связей, охваченные интегрирующими рамками глобального общества. Сначала мы провели анализ связи, объединяющей общности, затем рассмотрели структуру этих общностей. Сейчас нам предстоит заняться рассмотрением жизненных процессов, которые в них происходят и которые обусловливают их функционирование. |