Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Понятие социального процессаПроцессами мы будем называть относительно однородные серии явлений, связанных взаимными причинными или структурно-функциональными зависимостями. Например, рост организма — это процесс, так как последующие состояния определенным образом обусловлены предыдущими состояниями. Серии явлений, составляющих процесс, в познавательных целях можно вычленить, выделить из сложных комплексов явлений, происходящих одновременно. Следовательно, они имеют какую-то «ось», на которую «нанизаны» сопряженные друг с другом явления. В природе и в обществе процессы никогда не вы- [193] ступают изолированно; мы обособляем их и рассматриваем в отдельности в целях анализа. Социальными процессами мы называем серию явлений взаимодействия людей друг с другом, или серию явлений, происходящих в организации и структуре групп, изменяющих отношения между людьми или отношения между составными элементами общности. Подобно тому как кажущееся неисчислимым богатство действий людей по отношению друг к другу можно свести к нескольким десяткам основных образцов, постоянно повторяющихся вновь и вновь с небольшими индивидуальными отклонениями, так и совокупность процессов, происходящих в общностях и в общественных отношениях, можно свести к нескольким десяткам основных процессов. Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий, если предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления и если они вызывают определенное однородное положение вещей. Например, социализация, о которой мы говорили, рассматривая развитие социальной личности,— это социальный процесс. Ибо она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемое личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями, и в результате возникает определенное состояние его личности, какие-то ее более или менее устойчивые черты. Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желаемом направлении. Развитие любой целевой группы — социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, дифференциации институтов, введения новых методов действия и т. д., причем это развитие, то есть составляющие его явления, характеризуются идентичностью, непрерывностью, связаны структурно-функциональными зависимостями. Итак, социальные процессы с необходимостью являются сериями изменений. Их можно классифицировать различными способами. Соответственно системе, в кото- [194] рой они происходят, их можно разделить следующим образом: 1) внутриличностные процессы, происходящие в личности человека, например процесс самообразования17; 2) процессы, происходящие в отношении или в отношениях между двумя индивидами; 3) процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой; 4) процессы, изменяющие организацию и внутреннюю структуру общности; 5) процессы, изменяющие отношения между двумя группами (общностями); 6) процессы, изменяющие структуру и организацию глобального общества. Это очень формальная классификация, ничего не говорящая ни о внутренней природе процесса, ни о характере вызванных им изменений. Поэтому делались попытки построить классификацию, взяв за основу не масштабы системы, в которой процесс происходит, а само содержание вызываемых изменений. Леопольд фон Визе предпринял смелую попытку дать полную классификацию всех процессов, возможных в отношениях между людьми18. Определяя сущность общества как многообразие отношений между людьми, он пришел к выводу, что все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим категориям: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые он назвал ассоциативными процессами и выделил среди них четыре основных: сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов, например, в одном лишь сближении Визе выделил восемнадцать подпроцессов. Схема процессов, ведущих от изоляции к сближению, выглядит следующим образом: на начальной стадии мы имеем дело с изолированием, отчуждением, обособлением, враждебностью. Переходной стадией является контакт. Начальной стадией объединения является взаимная терпимость, компромисс, путь от которого может вести к сближению. Эта попытка классификации процессов в соответствии с их содержанием явно не удалась. Без особого труда [195] Г. Зиммель доказал, что именно борьба больше всего «сближает» противников, что для ведения борьбы знание противника более необходимо, чем знание друга для укрепления дружбы. Ведь государства выделяют гораздо больше денег на изучение противников, чем друзей. Попробуем провести другую классификацию и на ее основе дать обзор важнейших социальных процессов. Вначале введем следующие определения. Если в какой-либо системе возникают новые составные элементы или исчезают ранее существовавшие элементы, либо если возникают новые отношения между составными элементами системы или исчезают ранее существовавшие отношения, то мы говорим, что эта система подвергается изменению. Если изменения, происходящие в какой-либо системе, приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта система развивается. Если изменения, происходящие в какой-либо системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то мы говорим, что система подвергается регрессу. Если развитие, происходящее в какой-либо системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом. Социальные процессы — это единые серии изменений в социальных системах, то есть в отношениях, институтах, группах и других видах социальных систем. О процессах развития мы будем говорить особо в следующей главе. Делая попытку классифицировать другие процессы, мы снова будем исходить из утверждения, что основной источник общественной жизни — это необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей. Это столкновение аналогичных стремлений в определенной исторической ситуации, в рамках определенных групп и систем отношений может вызвать различные серии явлений, различные процессы. Стремления могут быть приспособлены друг к другу, причем это приспособление может принимать различные [196] виды. Может возникнуть серия явлений сотрудничества для совместного добывания необходимых благ или ценностей. Может возникнуть процесс соперничества, конкуренции, основанный на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Это процессы, возникающие в ходе взаимодействий между людьми. Далее выделим процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. Мы называем их процессами мобильности. Выделим также процессы, изменяющие социальную организацию общности, и разделим их на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие системы идеологии, религии, науки, техники. Процессы приспособления проявляются всегда там, где индивид или группа оказываются в новой среде, в которой их до сих пор признаваемые и используемые образцы действий и взаимодействий, критерии оценок и модели не приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности поддерживать себя и участвовать в общественной жизни. О приспособлении мы говорим, следовательно, тогда, когда группа эмигрантов оказывается в чужой стране с другой культурой и социальной организацией; когда изменяются условия экономического и политического устройства; когда выпускник приходит из школы на производство; когда крестьянин переходит из сельского хозяйства на работу в промышленность и т. д. Процесс приспособления содержит несколько элементов: познавательный — узнавание новой ситуации, обучение новым образцам и способам поведения, психологическая переориентация, то есть использование соответствующих определений и ситуаций согласно принятым в данной среде критериям оценок и образцам поведения. Эти элементы должны выступать в любом процессе приспособления, но в дальнейшем он может принимать различные [197] виды. Выделим разные степени приспособления. Оно может ограничиться психологической переориентацией: приспособляющийся индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает ее (среды) систему ценностей, придерживаясь своей прежней. Приспособление может пойти немного далее и остановиться на этапе терпимости. Как среда, так и новый в ней индивид проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и к образцам поведения друг друга, признавая их равноценность. Наиболее часто встречающимся этапом приспособления является аккомодация, возникающая на основе терпимости, связанная с взаимными уступками, базирующаяся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой. Аккомодация выступает также как метод разрешения конфликтов. Наконец, выделим полное приспособление, или ассимиляцию, основанную на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном принятии новых. Мы говорим, что эмигранты ассимилировались, когда они полностью восприняли язык обычаи, образ жизни, устройство жилищ, одежду и т. п. новой страны. Приспособление иногда называется также адаптацией, хотя порой мы встречаемся с точкой зрения, что этот термин следует сохранить для обозначения явлений биологического приспособления19. Невозможность приспособления к новым условиям влечет за собой много отрицательных явлений. Длительная неприспособленность приводит к дезорганизации личности, а группы или общности, которые не могут приспособиться к новым условиям среды или к переменам в глобальном обществе, к изменениям в культуре, технике и т. д., подвергаются дезорганизации. Поэтому изучение процессов приспособления к разного рода среде и из- [198] менениям, условий приспособления, факторов, определяющих его ход, степени, времени приспособления в различных типах ситуаций представляет собой важный раздел исследований в отдельных дисциплинах конкретной социологии. Параллельно ведутся также исследования явлений неприспособления и его социальных последствий. Сотрудничество составляет другой важный комплекс жизненных процессов общности. Оно — явление, сопутствующее разделению труда. Оно основывается на согласованной деятельности и выполнении частичных задач в достижении общей цели независимо от того, какова эта цель, идет ли речь о достижении целей политических, экономических, товарищеских или о спасении души. Не углубляясь в конкретные процессы сотрудничества, исследованием которых занимаются отдельные разделы конкретной социологии, укажем общие условия и факторы, определяющие его ход. Сотрудничество между двумя партнерами (индивидами или группами) предполагает наличие общих или сходных интересов, осознание возможности разделить реализацию частичных задач для их разрешения, обнаружение аналогичных стремлений у другой стороны, наличие каналов и средств взаимопонимания, достаточное понимание и достаточное знание друг друга для уверенности в лояльности возможного сотрудника, установление средств и правил, страхующих обе стороны. Подчеркнем важность наличия каналов и средств взаимопонимания и знания партнера. Смысл сотрудничества — обоюдная польза, причем она, очевидно, не предполагает равной пользы. Сотрудничество возможно на основе взаимного приспособления, а следовательно, всегда на основе отказа от некоторых собственных ценностей; это ограничение собственной самостоятельности и определенное ограничение свободы решений, ибо решения, по крайней мере в некоторых вопросах, должны быть согласованы с решениями партнера. Поэтому сотрудничество как система отношений и взаимодействий — это всегда система неустойчивая и изменчивая20. [199] Соперничество возникает на почве противоположности интересов или на почве стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетворить собственные интересы. Соперничество можно определить как противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Роль соперничества в добывании средств существования особенно подчеркивал Мальтус, утверждая, что производство средств существования не поспевает за ростом населения21. От Мальтуса это понятие перешло в биологию в виде теории борьбы за существование22. Но соперничество не обязательно должно принимать форму экономической конкуренции и приводить к конфликту. Может также существовать соперничество между учащимися за получение самого хорошего аттестата. Такое соперничество не связано с враждебным воздействием на конкурента. Оно может быть неосознанным, то есть конкуренты, соперничающие за должность, за более высокое положение, могут не знать друг о друге. Подобные процессы неосознанного соперничества могут возникать во всех областях общественной жизни. Конфликт — это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворению потребностей, реализации интересов) путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям. Конфликт может также возникать между группами, когда группы стремятся к разным целям, но для их реализации хотят воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в которой противник оценивается через противоречие, существующее между стремлениями и целями той и другой стороны. Конфликты рождаются на основе антагонизма, из противоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего из чувства опасности. Схематично: если А определяет Б таким образом, что Б угрожает ценностям, которыми об- [200] ладает А, то у него возникает негативное предубеждение против Б; если, кроме того, А определяет стремление Б как стремление навязать ему ценности Б, тогда рождается антагонизм. Антагонизм по отношению к чужим, например, обычно возникает на почве иррациональных негативных предубеждений и трактовки существования чужих как угрозы себе23. Таким образом, антагонизм — это комплекс негативных установок и оценок, могущих привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерождается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одним из партнеров. Конфликт может выступать в разных формах. Борьба — это форма конфликта, в которой противники стремятся показать свое превосходство, принудив противника признать это превосходство. Борьбой являются спортивные соревнования, шахматная партия, но она может приобретать и другие формы — борьбы политической, экономической. Цель борьбы — принудить противника к капитуляции путем признания превосходства и принятия условий, которые из этого признания в данной конкретной области вытекают. Война же — это вооруженная борьба за реализацию политических целей. Поэтому если борьба — явление повсеместное во всех обществах и во все исторические периоды, то война появляется лишь с возникновением политически организованных государств, и можно представить себе историческую ситуацию, когда войны будут устранены как метод разрешения политических конфликтов24. Конфликты могут возникать повсюду, где имеются противоположные интересы, цели, противоположные определения систем ценностей, взаимоисключающие образцы деятельности и критерии оценок. Известны конфликты классовые, экономические, политические, религиозные, моральные и т. д. [201] В рамках любой группы процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта происходят постоянно, сохраняя определенное равновесие. Если б рамках существующей организации и системы контроля данной общности эти процессы поддерживаются в таком равновесии, что социальный порядок (как мы его определили в VI главе), обеспечивающий удовлетворение потребностей членов и развитие группы, не находится под угрозой, то мы говорим, что эти процессы протекают социально организованным образом. Но если допустимый предел неустойчивости этого равновесия превзойден, так что удовлетворению потребностей членов угрожает опасность, а система контроля перестает действовать эффективно, то возникает состояние социальной дезорганизации. Дезорганизация — это совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимый оптимум, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Она заключается в дезинтеграции институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формального и неформального контроля, неустойчивости критериев оценок, появлении образцов поведения, противоречащих образцам, признанным допустимыми. Состояние дезорганизации характеризуется интенсификацией следующих явлений: 1) распространение алкоголизма и наркомании в размерах, угрожающих функционированию общности. Алкоголизм и наркомания — это повсеместно существующие явления, но в периоды дезорганизации обнаруживаются их новые формы. Мы различаем алкоголизм церемониальный (выпивка по поводу различного рода торжеств), алкоголизм как развлечение, употребление алкоголя для подчеркивания своей значимости или обеспеченности (среди молодых людей, подчеркивающих таким образом, что они уже взрослые) и пьянство как бегство от действительности, обусловленное чувством бессилия и безнадежности. Периоды дезорганизации знаменуются усилением этого escape drinking. Подобным же образом обстоит дело и с наркоманией; 2) распространение сексуального поведения, признанного нежелательным: проституции, супружеских измен. увеличение числа изнасилований, растления мало- [202] летних, гомосексуализма и других отношений, признанных аномальными, и т. д.; 3) повышение уровня преступности всех видов: гражданских преступлений, грабежей, взломов, убийств, появление организованных банд преступников, коррупция, 'взяточничество, продажность чиновников, халатное исполнение служебных обязанностей, нарушение закона и т. д.; эти явления усиливают чувство опасности, дезорганизуют отношения между людьми, ослабляют социальную связь; 4) возрастание числа нервных потрясений, психических заболеваний, дезорганизация поведения и дезинтеграция личности. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различными комплексами причин: 1) стихийными бедствиями например наводнениями, пожарами, землетрясениями, которые резко нарушают течение социальной жизни и делают невозможным функционирование институтов; 2) дезорганизация может быть следствием длительной войны, продолжительных политических кризисов, затянувшейся революции, радикального изменения системы власти; 3) радикальные изменения в одной области культуры, например технике и науке, вызывающие нарушение равновесия и согласованности с другими областями и снижение эффективности действий институтов и форм социального контроля. Например, массовое распространение автомобилей в Соединенных Штатах вызвало много явлений дезорганизации; 4) массовые миграции и перемещения больших масс населения в новые условия, вызывающие длительные периоды неприспособленности и дезорганизации; 5) наконец, следует назвать личные факторы: болезни, умственную неразвитость, болезненные отклонения, психоневрозы, проявляющиеся в количествах, приводящих к перебоям в нормальном функционировании институтов, в особенности когда люди психически неуравновешенные или психически больные имеют возможность принимать участие в общественной деятельности и в решении вопросов коллективной жизни25. [203] |