Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Социальный прогрессВокруг проблемы прогресса велось также много дискуссий и полемик5. Некоторые теории социального прогресса исходят из того, что развитие является также про- [224] грессом, то есть, что новые фазы развития с необходимостью являются более совершенными фазами. Таким образом, развитие — это постоянное улучшение общества. Такая постановка вопроса поднимает одновременно вопрос о критерии, при помощи которого можно оценить, является ли последующая фаза более совершенной. Теория исторического материализма выработала такой критерий в виде меры возможности развития средств производства и возможности все более всестороннего удовлетворения потребностей все большего числа людей. При помощи такого критерия можно измерить степень совершенствования общества и теорию прогресса из области философии низвести на почву эмпирических исследований. В социологии мы можем также встретить точку зрения, что между развитием и прогрессом нет разницы. Эта точка зрения выводится из эволюционистских теорий XIX века, утверждавших, что любое развитие организма, элемента культуры или социальной системы является по природе вещей и прогрессом, поскольку является совершенствованием, так как обогащенная, более дифференцированная система является вместе с тем и более совершенной системой. Здесь, однако, следует высказать сомнение в том, что, говоря о совершенствовании, мы имеем в виду повышение этической ценности. Эволюция в мире природы заключается в создании более совершенных организмов, лучше приспособленных, лучше подготовленных к борьбе за существование. Развитие групп и общностей имеет несколько аспектов: обогащение количества элементов — тогда мы говорим о количественном развитии группы; дифференциация отношений — то, что мы называем развитием организации; повышение эффективности деятельности — то, что мы называем развитием функций; и, наконец, в общностях выступает еще один аспект — повышение удовлетворенности членов участием в коллективной жизни, аспект ощущения «счастья», который трудно измерить. Мы отдаем себе отчет в том, что группы и коллективы имеют свои моральные критерии, критерии нравственного совершенства индивидов и групп. Моральное развитие групп может быть измерено степенью соответствия их общественной жизни признанным в них моральным критериям, но может быть измерено и степенью «счастья», достигнутого их членами. Во всяком случае, лично я предпочитаю го- [225] ворить о таком развитии и принять такое его определение, которое не включает никакой оценки, а позволяет измерять уровень развития объективными критериями и количественными показателями. Термин же «социальный прогресс» я предлагаю оставить для определения степени достижения предполагаемого идеала. Если идеал, к которому стремится общность, определен способом, позволяющим его измерить, тогда, очевидно, можно также сконструировать эмпирические показатели прогресса. Если же идеал прогресса предполагает также и критерии морального совершенства, тогда вопрос усложняется, и социолог должен предоставить его решение моралистам и этикам. Библиографический указатель Н. G. Вamet t, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 1953. S. C. Gi1fi11an, The Sociology of Invention, Chicago, 1935. M. Ginsberg, The Idea of Progress, Boston, 1953. W. F. 0gburn, Social Change, New York, 1927. T. Н. Greer, American Social Reform Movements, New York, 1949. Н. Сantri1, The Psychology of Social Movements, New York, 1941. W. King, Social Movements in the United States, New York. 1956. A. L. Кrоeber, Configuration of Culture Growth, 1944. B. Ma1inоwski. The Dynamics of Culture Change, 1945. S. M. Rosen and L. R о s e n, Technology and Society, 1941. A. Kamienski, Prehistoria Polskich Zwiazkow Miodziezy, Warszawa, 1959. [226] ПОСЛЕСЛОВИЕАвтор этой книги — крупный польский ученый и общественный деятель, директор Института философии и социологии ПНР, президент Международной социологической ассоциации. Вышедшая еще в 1965 г. монография Яна Щепаньского и по сей день представляется лучшим марксистским пособием по социологии, чем и объясняется ее перевод на русский язык. Но книга эта настолько своеобразна, что без обстоятельного анализа ее многое в вышеприведенной характеристике останется неясным и до предела спорным. Во-первых, только ли пособие, то есть максимально доступным языком написанное изложение общепринятых истин? Во-вторых, беглый просмотр предлагаемого нашему читателю труда Щепаньского наверняка вызовет у многих недоумение: «А что же здесь марксистского?» Ведь мы, что греха таить, нередко привыкли видеть в литературе, претендующей на звание «марксистской», обилие цитат из работ классиков научного коммунизма (притом далеко не всегда и не везде правильно применяемых), буквально на каждой странице выражения типа «в противовес буржуазной социологии марксистская наука правильно утверждает, что...», претензии на исчерпывающее изложение и, самое главное, объяснение множества исключительно сложных социологических проблем, стремление одним махом разделаться с теми вопросами, над которыми не один десяток лет ломают головы лучшие представители социальной мысли. Ни следа подобного рода тенденций мы не найдем в книге Яна Щепаньского. Хотя в основу ее и положен цикл лекций, прочитанных автором студентам-первокурсникам, перед нами глубокое, очень интересное и тонкое, подлинно научное исследование, которое без каких- [227] либо преувеличений можно считать во многих отношениях образцовым. Начнем с того, что Щепаньский великолепно знает многоязычную социологическую литературу — и старую, и наиновейшую, безошибочно ориентируется в неисчислимом обилии социологических, философских, социально-психологических, исторических, демографических школ, направлений, течений и, что, пожалуй, основное, ко всем им подходит творчески, критически, умея точно находить «рациональное зерно» и давать столь же точную оценку и самым абстрактным теоретическим построениям и сугубо конкретным специальным выводам. В корне чуждый какой-либо претенциозности и категоричности, отлично сознающий, какими губительными последствиями они оборачиваются в любой науке, а тем более в столь молодой еще, по существу, как социология, Щепаньский предельно сдержан и осторожен именно там, где эти качества особенно необходимы. И в самом деле, разве не соблазнительно было в книге, скромно именуемой «Элементарные понятия социологии», дать четкий ответ на вопрос, уже столько времени являющийся предметом ожесточенных споров,— что такое социология вообще и каков предмет этой науки? Щепаньский считает излишним ставить во главу угла те или иные дефиниции, понимая их субъективность, условность и временный характер, ибо ныне (в отличие от XIX века, когда социология только создавалась и обособлялась от других социальных и философских наук, а потому «точное определение, очерчивающее ее предмет, область исследований и специфические методы, считалось основным условием ее существования или обоснованием ее притязаний на самостоятельность») «преобладает скорее тенденция к интеграции общественных наук, к их сближению и объединению, чем к их разделению. Все более преобладающей становится тенденция к комплексному, всестороннему исследованию явлений и процессов общественной жизни, к совокупному исследованию с точки зрения нескольких наук, к комбинированию их познавательных усилий. С другой стороны, сама по себе дефиниция науки ничего не предрешает, поскольку ни одна научная дисциплина не существует в готовой, замкнутой и неизменной форме, позволяющей охватить ее точной дефиницией, но всегда является изменяющейся системой [228] взглядов, теорий, гипотез и утверждений, проблем и вопросов, на которые ученые ищут ответы, нередко опровергая то, что еще недавно признавалось безусловным» (стр. 7—8). Несомненно, такой подход — свидетельство глубокого понимания проблемы. И в то же время Щепаньский дает верную характеристику основных объектов изучения социологии — это «явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, происходящие в них явления и процессы, возникающие из взаимодействия людей, силы, объединяющие и разрушающие эти общности, изменения и преобразования, происходящие в них» (стр. 8—9). При этом автор предлагает различать общесоциологическую теорию и частную социологию, включающую в себя разделы, изучающие социальные институты (социология семьи, социология политики, социология воспитания, социология права и т. д.), разные типы социальных совокупностей (например, малых групп, территориальных общностей, классов и социальных слоев и т. д.), специализированные исследования социальных процессов (например, явлений социальной дезорганизации). Очерченная Щепаньским структура конкретного социологического знания позволяет выявить в системе общественных отношений особую область социальной жизни, изучаемую социологией, — «человеческие общности, целостности... образованные индивидами, институтами, культурными образцами и традициями» (стр. 13). В отличие от других общественных наук, исследующих либо общество в целом, взаимосвязи различных сторон общественной деятельности людей (социальная философия), либо отдельные сферы общественной жизни (право, этнография), социология, полагает автор, изучает конкретные формы проявления общих законов в сфере социального взаимодействия людей в исторически сложившихся формах общения. Такая трактовка проблемы близка к той, которую развивают ныне многие советские исследователи. И это вполне понятно, ибо и они и Ян Щепаньский исходят из единых — марксистских — методологических принципов. Именно в теории исторического материализма видит польский социолог общую теорию общественного развития, то есть «синтез и обобщение конкретных исследований социальных процессов развития, происходящих в [229] группах и общностях, в микроструктурах и малых общностях» (стр. 223). С позиций этой концепции общественного развития решаются Щепаньским все узловые проблемы социологической теории. Весьма показателен в этом отношении его подход к онтологическим проблемам социальной реальности, к поискам ответа на вопрос: что такое социальная группа? «Наше изложение,— пишет Щепаньский, — опирается на материалистическую точку зрения, то есть на предположение, что группа — это определенного рода реальность, существующая (Независимо от стремления и воли индивидов» (стр. 191). Касаясь тех форм социальных общностей, которые образуют слои и классы, Щепаньский применяет к последним как наиболее верное известное ленинское определение классов: «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению... к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»6. В отличие от буржуазных теорий социальной стратификации и их буржуазных же авторов, которые фактически низводят термин «класс» лишь до одной яз форм слоя, приравнивая его к касте, статусу и т. п., Щепаньский последовательно применяет Марксову теорию социального расчленения общества, во многом ее успешно конкретизируя и дополняя современными данными (стр. 173 и ел.) и именно в борьбе классов видя могучий фактор, формирующий всю общественную жизнь (стр. 172). Марксово же определение человека как «совокупности всех общественных отношений» считает Щепаньский исходным и при рассмотрении проблем личности и процесса социализации. Данный теорией исторического материализма научный анализ структуры общественный формации, причинной связи и функциональных зависимостей между элементами социальной структуры, определение объективной направленности исторического процесса — все это отчетливо осознается и умело конкретизируется польским ученым. [230] Такое впечатление производит, в частности, первая глава, где впервые в специальной литературе подробно изложены проблемы социальной экологии, зоо- и фитосоциологии, обстоятельно анализируются природные, биологические, геофизические, демографические основы общественной жизни. Здесь множество неизвестных нашему читателю интересных положений (в особенности о роли географической среды), изложены дискутируемые в современной науке острые проблемы (например, о врожденных интеллектуальных способностях), но автор неизменно занимает правильную позицию, — приемля все позитивное, что создано буржуазными социологическими течениями, он категорически отвергает (притом, что важно подчеркнуть, в весьма тактичной форме) их ошибочные, ложные и откровенно реакционные общие выводы, крайности и «перегибы», показывая — в полном соответствии с марксизмом, — что «окончательная форма общественной жизни формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов» (стр. 31). Постоянная и необходимая основа общественной жизни, подчеркивает Ян Щепаньский, — это производство материальных благ. Именно поэтому «производство материальных благ и связанные с ним явления и процессы » значительно большей степени, чем явления биологические, определяют основные процессы общественной жизни» (стр. 33). И далее: «Производя, люди воздействуют не только на природу, но также и друг на друга, и эти системы взаимодействий, непосредственных и опосредованных, сознательных и бессознательных, образуют производственные отношения между людьми» (стр. 34). На основе последних «вырастает «надстройка» культурной деятельности общества, то есть научной, философской, художественной, религиозной и политической деятельности», в свою очередь оказывающая влияние на базис (стр. 36— 37). Такова доминирующая социологическая установка автора, позволяющая ему глубоко проанализировать все остальные сложные проблемы. С особым интересом читается раздел о культуре, определяемой автором как «совокупность продуктов человеческой деятельности», материальных и нематериальных ценностей и признанных способов поведения, объективированных и принятых в различных общностях, переда- [231] ваемых другим общностям и последующим поколениям. Как видим, здесь в социологическое понятие культуры включено то, что в нашей литература обычно анализируется лишь в нормативно-этическом плане, — образцы и модели поведения, нормы, принципы общения и т. д. Такой путь представляется нам совершенно правильным, — равно как и данная Щепаньским дифференциация форм культуры — «личной культуры индивида», «культуры группы», «культурного наследства». Автор вводит в научный оборот такие новые социологические категории, как «функциональные единицы культуры», «культурный комплекс», «культурная модель», «образец культуры» и др., позволяющие изучить внутренние механизмы не только функционирования, но и развития культуры. Влиянию культуры на общественную жизнь автор уделяет особое внимание, считая, что оно осуществляется через: а) социализацию и формирование отдельного индивида; б) создание и введение ценностей; в) образцы деятельности и образцы поведения; г) создание моделей институтов и социальных систем (стр. 48). Не вызывает принципиальных возражений и общая трактовка Щепаньским процесса социализации личности. Здесь им выделяются несколько важнейших этапов — этап роста, когда происходит реализация имманентных задатков организма в результате благоприятного взаимодействия организма и среды, этап «полного влияния среды», то есть всех стимулов — как благоприятных, так и неблагоприятных, — воздействующих на организм; этап социализации, когда происходит приобщение индивида к участию в общественной жизни и выполнению различных социальных ролей, и, наконец, этап воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Значительное внимание уделяется автором воздействию на ход общественной жизни системы ценностей, развивающейся в рамках культуры. Он называет ценностью «любой предмет, материальный или идеальный, идею или институт, предмет действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость» (стр. 52). И доказывает, что стремление к ценностям «решающим образом влияет на отношения людей с другими индивидами» (стр. 52). [232] «Социологическая концепция человека и личности» — это, пожалуй, центральный раздел книги Яна Щепаньского, до предела насыщенный богатым и разносторонним фактическим материалом, глубокими и свежими мыслями. Выше мы уже говорили о том, что за основу автор берет здесь Марксово определение человека как «совокупности всех общественных отношений», одновременно — опять-таки в соответствии с теорией исторического материализма — указывая на важную роль (но отнюдь ее не абсолютизируя!) био- и психоэлементов. «Биогенные, психогенные и социогенные элементы личности, — указывает Щепаньский, (см. стр. 76) —...взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное единство структуры и функционирования» (хотя между ними зачастую возникают противоречия или конфликты). Правильно констатируя тот факт, что пока еще нет последовательной и полной социологической теории личности, Щепаньский тем не менее делает акцент на главном—на том, что свою человеческую природу человек приобретает «благодаря совместной социальной жизни, а в изоляции она обречена на исчезновение» (стр. 65). Этот процесс настолько точно и ярко очерчен автором, что даже у профессиональных социологов вызовут живейший интерес те страницы, где речь идет о понятиях, казалось бы им давным-давно и досконально известных,— «социальная роль», «субъективное Я», «отраженное Я», и т. д., — но нередко под пером Щепаньского предстающих в ином, более глубоком и интересном свете. В большей части своей оригинальным представляется нам и раздел «Социальная связь», в особенности трактовка типологии и структуры социальных связей, а также анализ форм социального контроля. Большое методологическое значение имеет и рассматриваемая здесь проблема интерпретации социальной реальности. Автор подробно рассматривает различные формы пространственных и психических контактов, их связь с непосредственными социальными контактами и возникающим на их основе систематическим социальным взаимодействием. Эта проблема — одна из кардинальных в социологической теории, и потому будет весьма поучительно ознакомиться с той трактовкой, которую дает ей Ян Щепаньский. [233] Вслед за Флорианом Знанецким — этим выдающимся ученым, чей вклад в развитие социальных наук только сейчас, по существу, начинает вырисовываться во всей своей масштабности и глубине, — он считает социальные действия или поступки определенными системами, состоящими из нескольких элементов: «...социальными действиями, — отмечает Щепаньский, — мы будем называть только те действия, которые имеют целью вызвать изменения поведения, установок или стремлений индивидов или общностей» (стр. 85). Это определение позволяет «отделить социальные действия в точном значении этого слова от действий, например, религиозных, в которых предмет действия — некая трансцендентная сила, а цель действия — изменение поведения этой силы (бога)» (стр. 85). Подробно анализируя цель и структуру социальных действий, Щепаньский, однако, отнюдь не считает нужным полностью одобрять все детали соответствующей концепции Знанецкого, слабым местом которой является, как известно, преуменьшение значения психологического аспекта установок и восприятие всех социальных и культурных явлений в том виде, как их переживает «актер», а также отрицание значения для социологии теории личности как организованной системы взглядов и действий. Щепаньский не склонен разделять тезис Знанецкого о том, что социальные действия — это основной тип замкнутых социальных систем, равно как и утверждение Макса Вебера, что социальные действия представляют собой основной элемент социальной действительности и что все сложные общественные образования, такие, как институты, группы и другие совокупности, являются, собственно, констелляциями и кристаллизациями этих действий. Не склонный к подобного рода максимализму, Щепаньский все же признает, что именно в них осуществляется функционирование индивидов и групп, функционирование социальной связи. Он определяет социальные взаимодействия как «взаимно сопряженные системы действий, между которыми возникает причинная зависимость» (стр. 89), но, к сожалению, считает почему-то излишним сколько-нибудь подробно развивать далее эту интересную мысль. В этом же разделе обратим внимание на критику автором тех буржуазных социологов (в первую очередь так называемых «социальных бихевиористов»), которые [234] стремятся все явления и процессы, происходящие в любом обществе и в любом масштабе, свести к явлениям взаимодействия и провозгласить «центральным предметом исследований общественных наук» взаимодействия индивидов и групп (Д. Ландберг), причем преимущественно непосредственные взаимодействия, вызванные осознанием присутствия предмета воздействия. Щепаньский же не разделяет убеждения, «что вся «действительность» жизни группы или иной общности сводится лишь к взаимодействиям между членами малых групп, что эти взаимодействия слагаются исключительно из действий, являющихся реакциями на поведение партнера, находящегося непосредственно перед нами» (стр. 90). В соответствии с подлинно материалистическими принципами Щепаньский придает понятию «взаимодействие» более широкое значение, охватывая им также «взаимодействия, вытекающие из системы зависимостей, существующих между индивидами независимо от их сознания, что позволяет... исследовать структуры и процессы, происходящие под действием надиндивидуальных сил» (стр. 90). Важное значение приобретает и даваемая польским ученым трактовка многозначного (и в нашей литературе не всегда точно употребляемого) термина «социальные отношения», понятий о социальной зависимости и социальном контроле. К различным элементам последнего Щепаньский относит «привычки», «обычаи», «санкции», «социальный институт». Определяя данное понятие, автор не только критически осмысливает дефиниции, встречающиеся в специальной литературе, но и устанавливает основные критерии для более емкой и исчерпывающей его характеристики. Рассматриваемые Щепаньским категории «поведение», «действие», «установки», «образец действия», «взаимодействие», «воздействие» «социальное действие», «социальный контакт», «социальная организация» подводят читателя к характеристике социальных отношений в целом. Интересна трактовка, даваемая автором понятию «социальная организация», которое одни исследователи отождествляют с общественным устройством, другие — со структурой, считая, что в обоих случаях речь идет о функциональной системе, упорядочивающей составные элементы общности и делающей возможным ее существование и развитие. [235] Щепаньский, однако, считает необходимым отличать организацию «как систему методов координирования функций и средств... от социальной организации, которая может быть и очень часто бывает результатом спонтанных процессов, никем не направляемых» (стр. Ill), a также отмежевывать ее от структуры (считая последней «упорядочение составных элементов какого-либо целого в соответствии с определенным принципом, делающее возможным функционирование целого»). Структура, полагает Щепаньский, — это строение какого-то целого, организация (формальная, неформальная) — это его функционирование (стр. 112). Много нового вносит Щепаньский и в проблему социальных общностей, в особенности там, где речь идет о понятии «группа». Таковой он называет «определенное число лиц (не меньше трех), связанных системой отношений, регулируемых институтами, обладающих определенными общими ценностями и отделенных от других общностей определенным принципом обособления» (стр. 117—118). Естественно, встает вопрос — почему не меньше трех лиц? Ведь, как известно, многие социологи считают, что уже два лица являются социальной группой. «Я полагаю, однако, — пишет Щепаньский, и его аргументация представляется нам вполне убедительной, — что пара, то есть два лица, образуют особый вид, в котором возникают отношения, не имеющие характерных признаков отношений, возникающих в больших общностях, и прежде всего в группах. Я полагаю, что группа начинается только там, где в рамках одной социальной организации индивид А находится в отношениях не только к Б, но и к В, и в отношении к тому, что происходит между Б и В... Далее, мы считаем, что для появления группы существенна внутренняя организация, то есть институты, формы контроля, образцы деятельности (стр. 118). Поэтому он считает неправильным называть группами объединения, не имеющие внутренней организации, собственных ценностей и т. д. Оригинален подход автора и к вопросу о социальной структуре группы, обычно понимаемой как система и принцип упорядочения членов группы, институтов и подгрупп, составляющих группу. «В этом определении,— справедливо отмечает Щепаньский, — принимаются во внимание лишь «социальные» элементы, то есть члены [236] и отношения между ними; в социальную структуру не (включаются все те элементы, которые входят в состав группы, такие, как центры объединения, имущество и т. п... Все эти элементы играют важную роль в жизни группы, и при описании строения группы следует указать их место» (стр. 132). Специальному анализу подвергается Щепаньским такая особая группа, как семья, осуществляющая, по его мнению, две основные функции — обеспечение биологической непрерывности общества it передачу культурного наследия более широких общностей. Любопытно, что наряду с понятием «функции семьи» польский ученый вводит новое для социологической литературы понятие — «задачи семьи», дающее возможность глубже понять механизмы связи этой группы с более широкими общностями и опровергнуть пессимистические теории о ее все убыстряющемся разложении и грядущем окончательном уничтожении. Впервые в социологии Ян Щепаньский характеризует так называемые целевые группы, то есть группы, «созданные с сознательным предположением, что они будут стремиться к достижению целей, либо определенных замыслами организаторов, либо выраженных в формализованном статуте» (стр. 151—152), детально описывая механизм их генезиса, функционирования и развития, их внутреннюю структуру и т. д. В связи с этим анализируется и пресловутая проблема «бюрократии». Щепаньский убедительно доказывает неправомочность использования данного термина лишь в обиходном его значении как отрицательного стиля руководства. «В социологическом значении этого слова, — пишет он, — бюрократия — это определенная рационализированная и деперсонализированная система управления и руководства, обеспечивающая максимальную четкость и эффективность деятельности институтов, администрации, предприятий или других целевых групп. Говоря упрощенно, бюрократия — это метод четкого урегулирования вопросов» (стр. 158), единственно возможная в современном обществе рациональная система организации труда. Немало поучительного найдет для себя читатель и в тех разделах книги Щепаньского, где речь идет о понятиях «социальная мобильность», «социальная стратифика- [237] ция», разграничиваются категории «толпа» и «публика», уточняются термины «род», «племя», «народ» и т. д. Базируясь на положениях исторического материализма, Щепаньский подчеркивает, что вообще реальность систем социальной стратификации 'основывается прежде всего: «I) на объективных отношениях, которые создаются в процессе производства, разделения труда и его общественной организации; 2) на объективных возможностях деятельности, которые имеют люди, занимающие то шли иное положение в этой объективной системе отношений» (стр. 175). Но, к сожалению, Щепаньский иногда идет по такому пути, который, как правило, не дает плодотворных результатов тогда, когда необходимо дать четкий ответ на принципиально важные вопросы. Сам же автор признает, разбирая, например, механизм формирования функционирующих систем общественных отношений: «Наш анализ был чисто формальным. Мы не вникали в различную сущность системы институтов и контроля, которая изменяется в зависимости от исторических эпох и общественно-экономических формаций» (стр. 113). К сожалению, именно это-то весьма нередкое увлечение «чисто формальным» анализом и не дало возможности Яну Щепаньскому правильно осветить и проблему общества7 и сущность критериев социального прогресса, что значительно снижает ценность теоретических разделов его книги. Но в целом, повторяем, перед нами труд, который, будучи не во всем бесспорным, убедительным и исчерпывающим, тем не менее представляет собой крупный вклад в социологию, в развитие ее языка, ее понятийного аппарата, ее проблематики и конкретики. Знакомство с книгой Яна Щепаньского раскрывает новые ракурсы исследований социальной действительности, новые приемы изучения и обобщения социологического материала. Вот почему издание перевода этой работы принесет, бесспорно, немалую пользу отечественной социологии. [238] |