Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура группы

  • Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969


    Скачать 1.12 Mb.
    НазваниеJan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
    АнкорЩепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие.doc
    Дата31.01.2017
    Размер1.12 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЩепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие.doc
    ТипДокументы
    #1365
    КатегорияСоциология. Политология
    страница11 из 23
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   23

    Группа


    Начнем с рассмотрения формализованных групп, полностью развившихся и сформировавшихся, чтобы лучше показать их составные части, структуру и функции, а затем перейдем к характеристике групп различных типов.

    Приходится начать с трюизма, что основным составным элементом группы являются ее члены. Это положение утратит свой комический характер, когда мы уясним себе, что группа построена также и из многих дру­гих элементов, не являющихся ни людьми, ни членами. Индивид входит в группу не всей своей личностью, а лишь с точки зрения социальной роли, выполняемой в этой группе18. Некоторые группы, как, например, монашеские ордена, некоторые политические группы, военные и т. п., почти целиком поглощают личность членов, оставляя им весьма малую личную сферу либо подчиняя себе также роли, выполняемые в других группах. В общем, однако, принадлежность к группе захватывает только некоторые черты личности, и лишь определенная часть всей жизненной активности человека появляется в рамках одной группы. Каждая группа в большей или меньшей степени определяет физический образец члена, то есть его внешний вид. В армии и некоторых других группах физический эталон определен весьма точно, в других группах ограничиваются только негативным определением: как член группы не должен одеваться или как он должен заботиться о своем внешнем виде. Далее, группа определяет моральный образец чле-

    [125]

    на, или комплекс моральных черт, каковые он должен проявлять в своем поведении. Например, студент должен вести себя так, как это «достойно студента Народной Польши». И наконец, группа определяет также и функции члена, или объем функций, которые он должен выполнять для группы в рамках реализации ее задач. В группах с сильной внутренней сплоченностью и с сильной дисциплиной, физической и моральной, образцы и функции члена строго определены и требуют безусловной реализации. Обычно это группы, осуществляющие важные задачи. Сила группы как целого пропорциональна требованиям, предъявляемым ее членам.

    Группы могут ограничивать число членов, и на этой основе их можно разделить на замкнутые (ekskluzywne), то есть применяющие очень четкие критерии приема новых членов; ограниченные группы, в которых критерии приема менее строги, и группы открытые (inkluzywne), свободные для всех, кто только захочет в них вступить, и не предъявляющие членам никаких особых требований. Группы обычно также устанавливают способ приема новых членов и способы выхода из группы, обеспечивая таким образом идентичность группы и сферу своего влияния. Идентификация членов обеспечивается физическим образцом, который может предусматривать, например, ношение значка.

    Мы должны посвятить еще несколько слов принципу обособления. Как уже говорилось выше, принцип обособления — это основа возникновения чувства солидарности, чувства «мы», а вместе с тем и основа идентичности группы. Состав групп всегда текучий. Члены покидают группу, умирают, вступают новые, но, несмотря на эти изменения в составе членов, группа сохраняет свою идентичность и продолжает существовать как одно и то же целое, нередко в течение столетий. Группы могут обособляться на основе своей цели, которую они реализуют, на основе принадлежности к одной и той же территории, признаваемой идеологии, религии, языка и т. п. Принцип обособления определяет также критерии приема новых членов, а следовательно, и внутреннюю однородность групп. Эта однородность может быть определена возрастными границами (например, молодежные группы), однородностью классовой принадлежности

    [126]

    членов (рабочие союзы, Организации ремесленников), расы, религии, национальности и т. д. Однородность относительно принятых критериев — важная черта групп, влияющая па отношения между членами и внутреннюю стратификацию.

    Следующим составным элементом группы являются центры ее объединения. Мы называем так все те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. Сюда мы относим помещение или местопребывание властей, если группа формализована, или место постоянных встреч неформализованных групп, знаки, печати, знамена, названия групп, имущество, которым они располагают, библиотеки и т. п. Центром объединения являются также органы управления, личности лидеров, нередко приобретающие символическое значение. К центрам объединения или, как иногда говорят, централизации относятся все те составные элементы группы, которые не являются людьми, а образуют как бы материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения — территории, символов, лозунгов, имущества и т. д. — мощный фактор устойчивости групп во времени. Многие социологи, увлеченные поисками факторов устойчивости группы во взаимодействиях и в организации деятельности членов, в психосоциальных установках и факторах, не обращают внимания на те «внечеловеческие» факторы, материальные и символические, которые оказывают необычайно сильное влияние на социальную жизнь групп, особенно больших целевых групп, объединений, культурных и территориальных групп19.

    Указанные центры обеспечивают прежде всего ме­ханизмы укрепления группы и средства для реализации ее задач. Следовательно, взносы, имущество груп­пы и способы его умножения, возможность поставок в пользу, членов, возможность воздействовать на другие группы, защита интересов членов и группы, защита ин-

    [127]

    тересов как целого от любого вида агрессии извне, предотвращение различного рода внутренних кризисов, проведение внутренних реорганизаций и исследование положения группы — вот комплекс функций и мер, осуществляемых на основе материального оснащения группы.

    Задачи группы как целого — это следующий состав­ной элемент в каждой вполне развитой группе. Мы говорили выше, что круг друзей может превратиться в группу, если поставит перед собой общую задачу или цель, хотя бы этой целью и была лишь организация совместных развлечений. Появление общей задачи с необходимостью влечет за собою появление средств для ее реализации, институционализированного способа распоряжения средствами, формы контроля и расчетов в распоряжении средствами, общей оценки выполнения задачи, новой системы отношений между членами и необходимость их институционального регулирования. Таким образом, задача группы становится фактором раз­вития системы контроля и внутренней организации. Далее, задача группы влияет на принцип обособления, на критерии приема членов и прежде всего на функции членов, выполняемые в группе и от ее имени. На приведенном выше примере появления задачи организации развлечений мы показали, как в такой группе происхо­дит разделение труда, разделение ответственности, опре­деляются урегулированным образом функции членов группы и надзор за ними, в результате чего задача группы как целого оказывается достигнутой.

    Здесь необходимо подчеркнуть, что задача группы как целого не разлагается только на сумму функций отдельных членов. Задача группы — это скорее синтез, ко­торый может возникнуть в результате выполнения функ­ций отдельных членов. Но задачи групп обычно опреде­лены так, что никогда не могут реализоваться полно­стью, что их реализация обнаруживает в свою очередь новые задачи. Даже группы, созданные на определенный срок, какие-либо комитеты или комиссии, призванные выполнить четко очерченные задачи, имеют тенденцию существовать дольше, чем это требует выполнение зада­чи, и часто существуют и дальше как неформальные группы либо стараются продлить свое формальное суще­ствование, находя новые аспекты задачи. Это явление,

    [128]

    называемое стремлением групп к устойчивости, имеет сво­им источником как механизмы личности, так и механиз­мы отношений, возникших между членами группы в ходе реализации задач. Очевидно, это не относится к груп­пам, возникшим вследствие внешнего давления, не отве­чающего никаким стремлениям членов.

    Задачи группы составляют смысл ее существования в глазах других групп и общностей. Поэтому рефлексия над выполнением задач в прошлом становится сущест­венным элементом традиции групп. Причем в каждой группе развивается естественная склонность к идеали­зации своего прошлого и способа выполнения своих за­дач в прошлом. С одной стороны, эта тенденция возни­кает из необходимости воспитания новых членов, кото­рым в качестве эталона приводят идеализированную деятельность членов группы в прошлом. С другой сторо­ны, идеализированная традиция является также факто­ром повышения внутреннего сплочения группы, укреп­ления морали членов, то есть готовности к интенсивно­му выполнению своих групповых функций. История групп, писанная по случаю различных годовщин, и прежде всего история любого государства или нации, писанная для молодого поколения,— это всегда история идеализированная, возвеличивающая заслуги и превос­ходство, показывающая «величие» данной нации, ее сла­ву и могущество в прошлом. Писанная таким образом история — это не совокупность описаний, а совокупность представлений о том, что следует написать, чтобы пред­ставить историю группы в возможно более выгодном свете.

    Некогда задачи группы понимались как особая мис­сия группы, возложенная провидением, историей, воз­никающая из особых черт группы (например, миссия немецкой нации, вытекающая из ее расовых черт) и т. д. Понимание задач группы как миссии всегда предпо­лагает определение группы и ее членов как достигших определенного совершенства и поэтому призванных пе­редать это совершенство и другим общностям. Реализа­ция миссии всегда сопровождалась стремлением к до­стижению личного совершенства в чертах, необходимых для членов, чтобы они могли совершенство своей груп­пы передать другим. Приверженцы же религии, проводя миссионерскою деятельность, должны были отличаться

    [129]

    особым рвением в Практике и фанатизмом в вере. По­добные явления рвения и фанатизма можно наблюдать также в политических и социальных движениях, орга­низованных для реализации какой-либо миссии.

    Но не только группы, реализующие какую-либо мис­сию, имеют чувство превосходства над другими общностями. Чувством собственного совершенства, по крайней мере в определенной области, чувством превосходства над другими общностями должна обладать каждая груп­па. Так же как индивид в своем субъективном «я» об­ладает комплексом выгодных представлений о себе и своей ценности, что помогает ему устранять противоре­чия и компенсировать унижения, не теряя равновесия личности, так и каждая группа тоже обладает каким-то комплексом представлений о собственном превосходстве, хотя бы только в какой-либо ограниченной области. Без этого чувства группа быстро дезорганизуется. Принад­лежность к группам служит поводом для гордости и для отличия. Принадлежность к группам, ничем не отли­чающимся, не обладающим ни красивыми традициями, ни высоко оцениваемыми чертами и достижениями, не является привлекательной. Поэтому каждая группа стремится отличиться, приобрести некоторый блеск, дающий превосходство над другими. Отсюда, между прочим, проистекает большая привлекательность, пабли­сити (publicity) спортивных побед и международных ус­пехов в различных конкурсах: таким образом все граж­дане государства могут разделять это чувство превосход­ства и черпать отсюда ощущение гордости, что они при­надлежат к нации, которая имеет такие выдающиеся до­стижения и так превосходит других.

    Реализация задач вызывает явление, кратко называемое коллективной волей группы. Это, конечно, мета­фора, поскольку не существует никакой психики группы и никакой коллективной воли, которая была бы надиндивидуальным психическим фактором, присущим груп­пе. Коллективная воля — это просто сумма стремлений членов группы к реализации коллективной задачи. Воля эта может проявляться в институционализированных действиях, порученных отдельным институтам, или в частных действиях членов, реализующих свои функции. В коллективной воле проявляется также солидарность группы иди готовность к совместному осуществлению

    [130]

    трудов, усилий и ответственности в реализации задач группы.

    Мы не рассматриваем здесь механизм возникновения коллективной воли, то есть явления, складывающиеся в последовательное стремление к реализации задач груп­пы. Она зависит от внутренней организации, от самой задачи, от степени внутренней сплоченности группы, от черт членов, личности лидеров, осознания миссии и важности самой задачи, от средств, которыми группа располагает.

    Все эти составные элементы группы можно класси­фицировать следующим образом: члены, их черты и принципы, определяющие идентичность и непрерыв­ность существования группы; задачи группы, средства, служащие реализации задач, психосоциальпые механиз­мы, созданные для реализации задач; факторы, поддер­живающие внутреннюю сплоченность группы, институты и система социального контроля, образцы взаимодейст­вий, образцы доведения и нормы, регулирующие отно­шения между членами группы; институты и средства ре­гулирования контактов и отношений с другими груп­пами20.

    Структура группы

    Все эти составные элементы группы расположены определенным образом, обеспечивающим функциониро­вание группы. Систему составных элементов группы и принцип их взаимного упорядочения мы называем структурой группы. Термин «структура» означает то же, что и термин «строение». Он, следовательно, обозначает такой способ сочетания составных элементов, при кото­ром они могут выполнять свои функции, дополняя Друг друга и гармонизуясь в определенных пределах так, чтобы группа в целом могла сохраняться и развивать­ся21.

    [131]

    Термин «социальная структура» употребляется в не­скольких значениях. Говоря о структуре полностью раз­витых групп, следует различать микроструктуры и ма­кроструктуры. Социальная структура чаще всего озна­чает систему и принцип взаимного упорядочения чле­нов, институтов и подгрупп, составляющих группу. В этом определении принимаются во внимание лишь «социальные» элементы, то есть члены и отношения между ними; в социальную структуру не включаются все те элементы, которые входят в состав группы, та­кие, как центры объединения, имущество и т. п., кото­рые не принимаются во внимание в этом определении. Такое определение не кажется мне правильным. Все эти элементы играют важную роль в жизни группы, и при описании строения группы следует указать их ме­сто.

    Составные элементы групп объединяются в опреде­ленные меньшие или большие комплексы. Члены могут объединяться в круги, малые неформальные группы, они создают профессиональные категории, коллективы, работающие на различных предприятиях, группируют­ся вокруг институтов и т. д. Далее, члены различаются между собой личными чертами, социальными ролями, функциями, выполняемыми от имени группы, матери­альным положением и т. д. Следовательно, если мы об­ратим внимание на какую-либо большую социальную группу, например нацию, то убедимся, что ее строение очень сложно. Но даже и меньшие группы, такие, на­пример, как большие объединения или относительно малые целевые группы (например, спортивный клуб), имеют сложное внутреннее строение. Иначе говоря, со­ставные элементы в группах могут быть размещены и взаимно упорядочены по-разному. Микроструктура — это расположение индивидов, отношений — словом, наи­меньших составных элементов. Макроструктура — это расположение и взаимное упорядочение больших состав­ных элементов, таких, как общественные классы, слои, категории, большие объединения, большие институты. Задача социологии — описание возможных образцов микро- и макроструктур, проявляющихся в различных типах групп.

    Приглядимся теперь поближе к микроструктуре вполне развитой группы. Как мы уже говорили в главе

    [132]

    о личности, каждый индивид выполняет в группах, к которым он принадлежит, различные социальные роли, основанные на выполнении ожидаемых действий и со­блюдении установленных образцов поведения. С роля­ми связаны определенные права и обязанности. Сово­купность этих прав и обязанностей определяет позицию индивида, или положение индивида в группе относи­тельно других членов. Эти положения всегда каким-ли­бо образом дифференцированы. Некоторые позиции, с которыми связаны более широкие полномочия, более широкий объем деятельности, более высокая оценка, признаются высшими, другие, не удовлетворяющие этим условиям, — низшими. Таким образом, мы можем рас­сматривать строение группы как систему позиций ее членов. Некоторые сходные позиции находятся на одном «уровне» и образуют группировки или разряды людей со сходными позициями. Словом, си­стема позиций членов образует микроструктуру группы.

    Социальная позиция, или социальный статус, харак­теризуется определенным престижем или степенью при­знания, которым пользуется выполнение данной роли в группе. (Анализ взаимного расположения людей, зани­мающих различные позиции,— задача раздела социоло­гии, занимающегося изучением социальной стратифика­ции, и при случае мы рассмотрим проблему позиции и престижа детальнее.) Итак, можно рассматривать ми­кроструктуру групп как систему позиций и их взаимно­го упорядочения, особенно в малых группах. При ис­следовании больших групп под микроструктурой мы по­нимаем не только систему позиций индивидов, но так­же систему малых групп, кругов, которые образуются в ее рамках. Малые группы, очевидно, не имеют макро­структуры. Современная социология, ищущая элемен­тарные психосоциальные механизмы жизни общности, уделяет больше внимания исследованию микроструктур малых групп, видя в них ключ к пониманию явлений, возникающих в макроструктурах. Она опирается на предположение, что принадлежность к малым группам является решающей для участия в общественной жизни, что в большие группы мы входим через малые, создаю­щиеся в их рамках, а поэтому явления и процессы, происходящие в микроструктурах, являются также ре-

    [133]

    шающими для познания массовых процессов, происхо­дящих в макроструктурах.

    Но макроструктуры имеют свои особые законы, и не все, что в них делается, можно объяснить процессами, происходящими в микроструктурах. Классовая структу­ра какой-либо нации определяется не только психосоциальными процессами, происходящими в малых груп­пах, но также и прежде всего объективной системой производственных отношений. Таким образом, макро­структуры не являются лишь суммой пли синтезом микроструктур.

    Макроструктуры групп могут складываться в соот­ветствии с разными образцами. Если мы примем во внимание сочетание категорий пола и категорий возра­ста, то получим демографическую структуру группы. Говоря о демографических основах общественной жиз­ни, мы подчеркивали ее важность: возрастная струк­тура имеет особенно большое значение для обществен­ной жизни. Достаточно просмотреть литературу, посвя­щенную, например, проблемам старения населения или процессам изменений в структуре возрастных катего­рий, связанных с быстрым ростом численности людей пожилого возраста22. Если мы примем во внимание си­стему профессиональных категорий, а именно пропор­ции численности профессиональных категорий и изме­нения этих пропорций, получим схему профессиональ­ной структуры группы. Не нужно доказывать ее важ­ность. Ведь громадные усилия государства направлены на расширение профессионального образования, а следо­вательно, формирования желательной профессиональ­ной структуры, ибо от нее в значительной мере зависит темп экономического роста23.

    Наиболее важна, однако, структура слоев и классов больших групп. Это система классов и слоев и их вза­имного расположения, отношений, возникающих между ними. Процессы, происходящие в общественных клас­сах, конфликты и борьба между ними, их интересы и способы их удовлетворения — основные общественные

    [134]

    процессы, влияющие на ход общественной жизни боль­ших групп. Их описанием мы займемся в разделе о стратификации.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   23


    написать администратору сайта