Щепаньский Ян Элементарные понятия социологии, учебное пособие. Jan Szczepanski elementarne pojecia socjologii warsawa 1969
Скачать 1.12 Mb.
|
Социальный контрольРассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Как получается, что знакомые при встречах обмениваются поклонами и улыбками? Почему на Новый год мы посы- [101] лаем пожелания знакомым? Зачем люди посылают своих детей в школу? Почему в городах не ходят по улицам босиком? И т. п. Словом, почему люди выполняют свои повседневные функции одинаково, изо дня в день, а многие из них и из поколения в поколение? Краткое размышление позволит нам уяснить, что эта «монотонность» общественной жизни — существенное условие ее непрерывности и гладкого хода. Ведь она позволяет правильно предвидеть реакции людей на наше поведение, и таким образом взаимодействия людей гармонизируются, взаимно приспосабливаются друг к другу, и каждый член группы знает, чего может ожидать. Проезжая по дороге, я знаю, что автомобили, едущие с противоположной стороны, не будут наезжать на меня, а если мне кто-либо загородит путь, я буду требовать его наказания. Точно так же, входя в магазин, в учреждение, в школу, я знаю, как должен вести себя, и знаю также, каких реакций на мое поведение можно ожидать. Схематически: каждый член группы отдает себе отчет в том, как он должен себя вести в отдельных ситуациях, чтобы быть понятным, знает, чего от него ожидают другие члены, и знает, каких реакций на свое поведение он может ожидать. Следовательно, «организованный» ход общественной жизни основывается на том, что взаимно предусматриваемое и ожидаемое поведение членов общности действительно имеет место. Если, однако, такое поведение не имеет места, если реакции на действие выходят за пределы реакций, признанных в данной группе за допустимые, тогда они сталкиваются с санкциями. Каждая социальная группа вырабатывает, следовательно, ряд мер, способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, систем принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, систему способов выражения признания, отличия, наград, благодаря которой поведение подгрупп и индивидов приводится в соответствие с принятыми образцами деятельности, осуществляется с соблюдением критериев ценностей — словом, при помощи которой формируется конформизм членов. Эту систему мы называем системой социального контроля. Не всякое поведение в одинаковой степени поддается надзору со стороны общества. Сфера частной жизни, которой в любой социальной группе располагает каждый [102] человек, может быть уже или шире в зависимости от внутренней сплоченности группы, от характера ее институтов и от положения, какое индивид в данной группе занимает. Например, индивид, занимающий очень важное для группы положение, имеет более узкую сферу частной жизни, то есть круг неконтролируемых действий, поскольку его действия важны для группы как целого. Кроме того, существуют действия, которые касаются группы как целого, и они контролируются сильнее, чем действия, касающиеся только индивида. Скажем, группа меньше интересуется тем, как кто-либо укладывает вещи у себя на столе, в крайнем случае знакомые или коллеги с пренебрежением отметят, что у того-то царит хаос, или с уважением отзовутся о царящем у него дома порядке. Сильнее контролируется личная гигиена, и грязный человек встречает осуждение. Еще сильнее группа интересуется тем, кто как одевается и, как мы уже упоминали ранее, ни один студент не отважится прийти на занятия босиком, хотя это и не является ни преступлением, ни грехом, ни нарушением моральных основ. Семейная жизнь, развод, оставление семьи и т. п. уже четко регулируются предписаниями закона, религии и морали. Воровство встречается репрессиями, а убийство — высшей мерой наказания. Короче говоря, чем больше поведение касается группы как целого, чем больше угрожает ее совместной жизни или чем больше какие-либо действия потребны и необходимы для ее хода, тем сильнее контроль со стороны целого. Действие этой системы контроля зиждется на нескольких основах: а) на всеобщем в данной группе признании ее культуры и ее критериев ценности. Как известно, поведение вызывается биопсихическими импульсами, которые составляют его основу. Но эти импульсы могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств их удовлетворения зависит от системы ценностей, воспринятых через культуру. Поэтому признание общих ценностей вызывает сходство или идентичность поведения членов данной группы; б) на привитии путем воспитания образцов поведения, действий и реагирования на действия допустимым образом, то есть признанным за Допустимый в группе. Семья, школа, соседи, государство, Церковь, влияние более широкой социальной среды учит молодежь, вступающую в общество, основам приличного [103] поведения, основам Морали, обычаям. Это знание становится второй «рамкой» (сверх биопсихических импульсов и системы культурных ценностей), определяющей конформистское поведение; в) на внутренних механизмах индивидуальных особенностей человека, обусловливающих то, что каждый стремится к признанию и к чувству безопасности. Признание необходимо для сохранения внутреннего равновесия личности. Человек, систематически лишенный признания в течение длительного времени, теряет равновесие, и его личность подвергается дезинтеграции. Подобным же образом постоянное ощущение угрозы и чувство опасности также оказывают дезинтегрирующее воздействие на личность. Конформистское поведение дает и признание и безопасность; г) на системе неформальных и формальных институтов, которые создают как бы систему барьеров, внутри которых индивид может действовать и которые дают возможность активно вмешиваться в поведение индивидов1. На эти основы опирается система социального контроля. Каковы элементы этой системы? Ими являются привычки, обычаи и системы санкций. Привычка — это установленный способ поведения в определенных ситуациях, который не встречает негативных реакций группы. Каждый индивид может иметь свои привычки, например рано вставать, заниматься гимнастикой, ходить в кафе, носить особого покроя головной убор или одежду и т. п., свою привычку разговаривать или здороваться. Могут существовать привычки, принятые всей группой или подгруппой. Привычки возникают на основе навыков, устанавливаются традициями, становятся уважаемыми или терпимыми. Некоторые привычки могут быть пережитками давних обрядов или празднеств, прежних профессиональных функций и т. д. Нарушение привычки не вызывает обычно негативных санкций, хотя поведение, соответствующее привычкам, принятым в группе, встречает признание. Обычай — это установленный способ поведения, с которым группа связывает определенные моральные оцен- [104] ки и нарушение которого вызывает негативные санкции. Обычай предполагает определенное принуждение в признании ценностей и принуждение в определении ситуации. Обычай требует уступать место и помогать беспомощному человеку, уважать достойных людей, вести себя по отношению к лицам, занимающим высокое положение в группе, согласно этикету и т. п. Обычаи, следовательно, связаны с системой ценностей, признанных группой, затем с установленными определениями ситуаций, в которых эти ценности могут находиться, и с образцами поведения по отношению к ним. Эти ценности имеют для группы определенную важность, и потому неуважение обычаев подрывает внутреннюю сплоченность группы. Таким образом, принуждение со стороны группы побуждает отдельных членов соблюдать в определенных ситуациях образцы поведения по отношению к этим ценностям. Санкции. Слово это уже неоднократно появлялось в ходе изложения. Мы могли бы определить санкции вообще как реакции группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. При этом необходимо подчеркнуть, что социально значимым является очень широкий круг поступков каждого члена группы, даже многие из тех дел, которые относятся к сфере его частной жизни. 'Поэтому круг санкций также широк. Это продукт общности, необходимый для руководства поведением своих членов, для стимулирования желательного поведения и пресечения нежелательного, для обеспечения внутренней сплоченности и непрерывности общественной жизни. Санкции могут быть негативными (наказания) и позитивными (поощрения). Обычно в обиходном языке под словом «санкции» подразумевается только система наказаний. Мы здесь, однако, расширяем объем этого слова также и на позитивные реакции со стороны группы на поведение ее членов. Далее разделим санкции на формальные, то есть реакции формальных институтов на определенное поведение, и неформальные, то есть реакции, имеющие своим источником общественное мнение, круг товарищей и соседей, неформальные институты. Наконец, с точки зрения «содержания» давления, оказываемого санкциями, выделим: правовые санкции, или систему наказания и отличий за определенные действия, предка [105] усмотренные" предписаниями закона; этические санкции, или систему отличий, порицаний, замечаний, вытекающих из признанных моральных принципов2; сатирические санкции, или систему насмешек, издевок, пренебрежения, которым подвергаются люди, ведущие себя иначе, чем это принято; религиозные санкции, или награды и наказания, предусмотренные системой догматов и верований любой религии за соблюдение или нарушение ее предписаний и запретов3. Эти четыре рода санкций взаимно дополняют друг Друга. Они определяют, какое поведение индивида можно считать особенно полезным для жизни группы, а какое — особенно вредным. Действуя совместно, они имеют наибольшие шансы обеспечить высокую степень конформизма поступков. Если между этими системами санкций возникают противоречия, если, например, правовые санкции не соответствуют моральным чувствам и обычаям данной общности, тогда степень их эффективности снижается. Какие специальные виды санкций встречаются обычно в цивилизованных обществах? Дадим их обзор согласно следующей классификации. Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, огорчения, неудовольствия, насмешки, отказ подать руку, означающий моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т. п. Санкции эти действуют потому, что за ними следуют более важные социальные последствия в виде лишения определенных выгод, исключения из определенных защитных социальных отношений и т. п. Формальные негативные санкции — это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т. п. Эти наказания действуют посредством устраше- [106] ния, угрозы, но вместе с тем и как потенциальное предостережение, предупреждающее о том, что грозит за совершение асоциальных или антисоциальных поступков. Они являются выражением самообороны группы от агрессии, от нарушения ее интересов независимо от того, интересы ли это всего целого или же только интересы господствующего класса. Неформальные позитивные санкции, или реакции социальной среды на позитивное поведение, соответствующее образцам и системам ценностей и выгодное для группы, основываются на признании и поощрениях. Это могут быть молчаливое признание, выражение уважения, признание авторитета данного индивида в определенных вопросах, похвалы знакомых, похвалы и лестные упоминания в прессе, доброжелательные сплетни и создание позитивной «легенды», слава, почет и т. п. Формальные позитивные санкции — это публичное одобрение со стороны властей, вручение почетной грамоты, денежная награда, продвижение, награждение медалями и орденами, допуск к почетным функциям, допуск к высоким должностям и вручение высоких наград, чеканка медали в честь данного лица, сооружение памятников и т. п. Эта система санкций основывается, следовательно, на постоянном комбинировании правовых, этических, сатирических и религиозных санкций, причем некоторые из неформальных санкции могут быть особенно эффективными, как, например, сатирические санкции, поскольку люди вообще гораздо больше боятся осмеяния и презрения, болезненно затрагивающих их личные стремления и субъективное «я», нежели наказания. Об этом свидетельствует малая эффективность наказаний при репрессиях в отношении нежелательного поведения, если одновременно действия, преследуемые законом, встречают моральные признания среды (например, правовые репрессии оккупантов во время войны). Как вытекает из природы санкций, они применяются по отношению к нонконформистским поступкам и поведению, которые стали явными, то есть о которых знают Другие члены групп. Кроме того, каждое общество развивает также определенную систему надзора (czujnosci), которая складывается из формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Эта система складывается не только из организо- [107] ванных институтов полиции, сыскных бюро, детективных агентств и т. п., но также из повседневной заинтересованности, повседневного наблюдения за поступками со стороны окружающей индивида общественной среды. Эта неформальная система надзора, приобретающая различные формы в зависимости от тина культуры, обычаев, политического устройства, религии и т. п., особенно эффективна, когда речь идет о регулировании повседневного поведения при повседневных контактах, разрешении вопросов, выполнении профессиональных обязанностей и т. д. Она выражает надзор общественного мнения, или явно выраженных установок и взглядов индивидов и групп в отношении данного лица и его способов поведении. Следовательно, сущностью этой неформальной системы надзора является постоянная оценка поведения членов группы другими членами, оценка взаимная и сопряженная, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Эта система контроля, основанная на системе институтов, обеспечивает то, что социальные контакты, взаимодействия и социальные отношения протекают в рамках, установленных общностью. Как знает каждый из собственного опыта, эти рамки не слишком жестки и, как роль в театре, всегда допускают индивидуальную «интерпретацию» исполняемой роли. Некоторые роли и связанные с ними функции, некоторые обязанности, вытекающие из природы социальных отношений, определены очень ригористично, другие — менее, в зависимости от значения, которое они имеют для группы как целого. Каждый коллектив по природе вещей предоставляет индивидам определенную сферу частной жизни и определенную степень свободы в выполнении нонконформистских действий. Некоторые социальные роли основываются на том, что они побуждают своих исполнителей к постоянному творчеству и поискам нового. Однако и над этими ролями изобретателей, ученых, артистов и т. п. группы осуществляют определенного рода контроль, не допуская, чтобы эта свобода превратилась в открытый бунт, угрожающий основным ценностям и сплоченности группы. Об этом мы будем говорить подробнее, рассматривая проблему социального развития и социальных изменений. [108] Социальная организация В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта — как бы система веревок и нитей, оплетающих членов общности, управляющих их действиями, держащих их на поводу или побуждающих к выполнению других действий. Эти нити достаточно глубоко «закреплены» .и действуют с различной «силой». Кто же за них тянет и не запутывается ли иногда в их хаотическом переплетении? Говоря далее языком этой метафоры, скажем, что за них тянут другие члены группы, группа как целое, причем мы не совершаем здесь антропоморфизации группы, то есть не воображаем ее себе ни наподобие мыслящего человека или сверхчеловека, ни наподобие особого организма, наделенного групповым сознанием. О природе групп мы будем говорить в следующей главе. Здесь мы отметим только, что эта система веревок и нитей, управляющих поведением членов групп, составлена организованным образом и, если выполнены некоторые условия, она действует исправно, без путаницы. Но довольно метафор. Они нам послужили для введения понятия социальной организации, и на нем мы сейчас остановимся дольше. Термин «организация» имеет несколько значений. В первом он означает щелевую группу, объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей организованным образом. Это значение, широко принятое в современной социологии. Некоторые социологи склонны считать массовое возникновение и развитие больших объединений, обладающих сложной и рационализованной внутренней организацией, существенной чертой современных индустриальных обществ. Создано даже название «организованное общество» (organizational society) для обозначения этого типа общества, в котором большие организации придают характерный оттенок общественной жизни, охватывая своим регулирующим влиянием все большую сферу жизни каждого гражданина4. Эти большие организации формируют своеобразный тип личности [109] «организованного человека»5. Под большими организациями в США подразумеваются большие организации предпринимателей, институты федерального правительства, профессиональные союзы, религиозные организации и т. п. (Big Business, Big Government, Big Labor, Big Religion). Но под организациями подразумеваются также всякие объединения, например молодежные организации, культурные организации и т. п. В другом значении под организацией мы понимаем способы руководства и управления людьми и различными средствами действия, способы координации функций, гармонизации усилий и направления их результатов на достижение определенной цели совокупностью людей, выполняющих частные задачи. В этом значении говорится об организации труда, организации транспорта и т. п. И в этом значении говорится сейчас очень много об организации, и даже возникла специальная отрасль науки, названная теорией организации. Она возникла из практических интересов, направленных на обеспечение максимальной эффективности совместно действующих систем. Ее теоретические аспекты вытекают из различных областей знания: кибернетики, теории игр, теории информации, теории мотивации, теории групп, теории решений. Часто она принимает математизированный вид. Теория бюрократии, о .которой будем говорить подробнее при рассмотрении целевых групп, является частью такой широко понятой теории организации6. Такая теория организации начинает выходить за пределы социологии, хотя некоторые ее элементы, как, например, изучение роли индивидов в организации, конфликтов между мотивами индивидов и мотивами организации, возникновения групп в рамках организованных систем и т. п.,. всегда будут относиться к социологии. Наконец, в третьем значении говорят о социальной организации общности, имея в виду систему способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную [110] жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни,— словом, обеспечивают порядок социальной жизни. Каждый человек стремится к удовлетворению своих эгоистических потребностей, и, несмотря на это, вся общественная жизнь складывается в общем так, что все люди находят возможность удовлетворить свои потребности, что, стремясь к своим личным целям, они вынуждены сотрудничать с другими, должны считаться с законами и обычаями, выполнять функции, необходимые другим, и таким образом в рамках функционирования общности как целого можно удовлетворять свои потребности. Именно это функционирование целых общностей упорядоченным образом мы называем их организацией. Но необходимо подчеркнуть, что вопрос об определении социальной организации дискуссионный. Она может выступать также и в других значениях. Например, некоторые склонны отождествлять социальную организацию с общественным устройством7. Другие отождествляют организацию со структурой, считая, что в обоих случаях речь идет о функциональной системе, упорядочивающей все составные элементы общности, делающей возможным ее существование и развитие. Можно также встретить точку зрения, не делающую различия между организацией во втором, разобранном выше значении и социальной организацией8. Я лично склонен полагать, что полезно отличать организацию как систему методов координирования функций и средств (наше второе значение) от социальной организации, которая может быть и очень часто бывает результатом спонтанных процессов, никем не направляемых. Термин «устройство» мы предлагаем сохранить для представителей политических наук — для обозначения принципов организации и деятельности институтов, осуществляющих власть, и для представителей экономических наук — для обозначения системы собственности [111] и функционирования средств производства. Под социальным же устройством подразумевается чаще всего стратификационная система общества, то есть расположение классов и слоев по принципу выше- и нижестоящих. Считаем также полезным отличать организацию от структуры, если под структурой будем подразумевать упорядочение составных элементов какого-либо целого в соответствии с определенным принципом, делающее возможным функционирование целого. Структура — это строение какого-то целого, организация — это его функционирование. Социологи различают формальную и неформальную организацию. Первая слагается из всех тех социальных ролей, которые четко институционализированы, формальных институтов, формальной системы санкций — словом, той формализованной системы предписаний и учреждений, которые установлены правовым путем. Под неформальной организацией мы понимаем ту систему социальных ролей, неформальных институтов и неформальных санкций, образцов действия, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в процессах повседневного взаимодействия9. Социальная организация, как формальная, так и неформальная, обеспечивает группе социальный порядок или же определенное состояние равновесия в ходе процессов общественной жизни. Очевидно, это равновесие всегда изменчиво и неустойчиво, однако существуют четкие границы его устойчивости, которые должны быть сохранены, чтобы общественная жизнь могла идти таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. Если этот оптимум неустойчивости окажется превзойденным, появится комплекс явлений социальной дезорганизации, о которой мы будем говорить в другом месте. Социальный порядок основывается, следовательно, на реализации определенного объема ожиданий каждого члена группы, что его по- [112] требности и интересы будут удовлетворены в рамках, определенных системой институтов, системой санкций и системой ценностей, принятых в данной группе. Если эти ожидания не исполняются, если процессы функционирования институтов, системы контроля приходят в расстройство, социальный порядок нарушается, и группа вступает в полосу радикальных перемен, как правило связанных с ее распадом. Социальная связь Мы закончили, таким образом, разбор комплекса факторов, сил и явлений, образующих социальную связь. В начале этой главы мы определили связь как совокупность отношений и зависимостей, возникающих между членами любой общности. На основе рассуждений, представленных в данной главе, мы можем развить и дополнить это определение. Общественная жизнь возникает на биологических основах, когда люди, стремясь к удовлетворению своих потребностей, начинают производство материальных благ и услуг, вступают в контакты, взаимодействия и устойчивые отношения. В этой главе мы показали, каким образом эти устойчивые отношения поддерживаются, регулируются, каким образом охватываются системой институтов и контроля, подчиняются системе культурных ценностей и создают исправно функционирующую систему общественных организаций. Наш анализ был чисто формальным. Мы не вникали в различную сущность этих систем отношений, в сущность системы институтов и контроля, которая изменяется в зависимости от исторических эпох и общественно-экономических формаций. Элементы описанных здесь явлений и систем существуют во всех исторических обществах, очевидно, в различной форме. Они могут быть более или менее развитыми и дифференцированными, но определенные их элементы необходимы для существования любой социальной группы. Ибо любая группа, если она хочет существовать, должна обладать чем-то, что укрепляет ее изнутри, что обусловливает лояльность ее членов, обеспечивает удовлетворение потребностей в ее рамках, позволяет ей упрочиваться и развиваться. Словом, любая группа и любая общность должна обладать своей внутренней связью. [113] На этой основе мы можем определить социальную связь как организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, сплачивающую индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к сохранению и развитию. Могут, следовательно, существовать социальные связи разного рода. В группе играющих мальчиков одна связь, в целевой группе, например в политической партии,— другая, в сельской общине — третья. Чтобы лучше понять, на чем основывается ее функционирование, необходимо рассмотреть виды, составные элементы и структуру различных общностей10. Библиографический указатель Е. Т. Нiller, Social Relations and Struktures, New York, 1947. R. T. LaPierre, A Theory of Social Control, New York, 1954. F. Znanieсki, Social Organization and Institutions, в: G. Gurvitсh and W. E. Moore eds., Twentieth Century Sociology, p. 172—217. T. Parsons, The Social System, Glencoe 111, 1951. T. Parsons and E. A. Shi1s, Toward a General Theory of Action, Cambridge Mass., 1951. J. G. March and H. A. Simon, Organizations, New York, 1958. T. Parsons, R. F. Bales and E. A. Shi1s, Working Papers on the Theory of Action, Glencoe HI, 1953. S. A. Greer, Social Organization, New York, 1955. Charles P. Loomis, Social Systems, New York, 1960. Maria Ossowska, Podstawy nauki о moralnosci, Warszawa, 1963 (wyd. Ill); Maria Ossowska, Moralnosc mieszczanska, Ossolineum, 1956; Maria Ossowska, Zagadnienie powszechnie uznawanych norm moralnych, «Studia Filozoficzne», 1957. CzesLaw Znamierowski, Normy grupy wolnej, «Mysl Wspolczesna», 1947. M. Borucka-Arctowa, Z zagadnien spolecznego dzialania prawa, Krakow, 1962. [114] VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ Определения Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы можем наблюдать в повседневной жизни и в каких из них мы сами принимаем участие. Ведь каждый из нас принадлежит к семье, соседству как группе, локальной общности; детьми мы принадлежали к игровым группам, а сейчас мы постоянно имеем свой круг коллег и круг приятелей. Мы принадлежали к школьному классу и к целому школьному коллективу. Мы можем принадлежать или принадлежали к студенческим кружкам, к целевым организациям, например спортивным, идеологическим, политическим, культурным, религиозным. Мы можем быть членами Польского Красного креста, Лиги Обороны Страны, Общества Всеобщего Знания или другой массовой организации этого типа. Работая на заводе, мы принадлежим к коллективу предприятия или к более узкому — цеха, профессиональному союзу, клубу. Проживая в каком-либо районе, мы принадлежим к домовому или районному комитету, жилищному, потребительскому кооперативам. Проходя по улицам, мы иногда участвуем в сборищах, иногда в демонстрациях, стоим в очередях перед кассами и в магазинах. Бывая в кино, в театре, слушая радио или смотря телепередачи, мы становимся частью публики, посещающей кино, театры, проводящей время у радиоприемника или телевизора. Мы принимаем участие в кратко- [115] временных собраниях и массовках. Как читатели «Dziettnika Lodzkiqo» мы составляем часть читающей его публики. Выполняя работу преподавателя, мы принадлежим к этой профессиональной категории, являемся членами определенных социальных слоев и классов. Мы также являемся жителями города и принадлежим к территориальной общности, очерченной его границами, мы являемся гражданами государства и принадлежим к нации. Когда нас призывают на военную службу, мы входим в различные армейские части. Как следует из этого хаотического перечисления, каждый человек за время своей жизни участвует в самых различных формах общественной жизни, а это перечисление заведомо далеко от полноты, поскольку оно не упоминает о различных формах, существующих в первобытных обществах, например клане, племени, или о формах, существующих в других, докапиталистических, общественных формациях. Задачей социологии является проведение классификации этих форм совместной жизни, описание их составных элементов, их строения и процессов, в них происходящих. Введем сначала несколько различений. Будем называть социальным множеством (zbiorem) совокупность людей, обладающих каким-то общим признаком, выделенным внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли эти люди, что они обладают данным признаком11. Например, мы можем выделить множество блондинок, множество высоких людей, множество людей с черной кожей и т. п. Это будут множества, выделенные на основе соматических признаков; физическая антропология занимается исследованием именно таких множеств, различающихся соматическими признаками. Множество образуют также все люди, занимающиеся одной и той же профессией. Такие множества людей, занимающихся идентичной профессией, мы будем называть профессиональными категориями. Множество людей, относящихся к одной и той же возрастной группе, например имеющих 10—14 лет, мы будем называть возрастной катего- [116] рией. Люди одного пола составляют множество; которое можно назвать категорией пола. Каждое множество, выделенное на основе обладания определенным признаком, составляет социальную категорию. Социальные категории не объединены никакой внутренней связью. Люди, принадлежащие к одной категории, например профессиональной, возрастной, пола, имущественной, по доходу и т. п., всегда обладают каким-то или какими-то общими признаками. На этой основе социальные категории могут создавать внутреннюю связь, могут подвергаться институционализации, то есть создавать собственные общие институты. Когда социальная категория создает какого-либо рода внутреннюю связь, мы говорим, что она превратилась в социальную общность. Мы вводим понятие «социальная общность» как термин с широким объемом, охватывающим вое объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь. В ходе нашего изложения этим термином мы будем обозначать все устойчивые формы совместной жизни. Это будет, следовательно, наш наиболее общий термин. Пока мы не вводим определения термина «общество». Сделаем это позже. Большинство упомянутых выше форм совместной жизни, в которых мы участвуем, составляют, таким образом, общности. Уже с первого взгляда видно, что они весьма разнообразны, что этот термин охватывает весьма различные формы совместной жизни, отличающиеся существенными признаками. Необходимо, следовательно, ввести дальнейшие различения. Среди общностей выделим прежде всего социальные группы. Этот термин употребляют весьма произвольно и применяют к достаточно различным формам совместной жизни, а поэтому мы должны определить его точнее12. Мы будем называть группой определенное число лиц (не [117] меньше трех), связанных системой отношений, регулируемых институтами, обладающих определенными общими ценностями и отделенных от других общностей определенным принципом обособления. Почему же не меньше трех лиц? Можно встретить социологов, считающих, что уже пара составляет социальную группу. Я полагаю, однако, что пара, то есть два лица, образуют особый вид, в котором возникают отношения, не имеющие характерных признаков отношений, возникающих в больших общностях и прежде всего в группах. Я полагаю, что группа начинается только там, где в рамках одной социальной организация индивид А находится в отношении не только к Б, но и к В, и в отношении к тому, что происходит между Б и В. Различие между общностями из двух и трех лиц можно представить графически следующим образом: Далее, мы считаем, что для появления группы существенна внутренняя организация, то есть институты, формы контроля, образцы деятельности. Поэтому мы не называем группами свободные образования, основанные только на контактах, не имеющие собственной организации. Могут существовать неформализованные группы, не имеющие ни формальных институтов, ни установленной формальной организации, но действующие на основе неформальной организации. И мы знаем, что такая организация может быть необычайно эффективной в деле руководства поведением своих членов и может придать группе большую устойчивость. Итак, образования, не имеющие внутренней организации, мы не будем называть группами. [118] Мы полагаем, далее, что группа должна иметь собственные ценности, то есть какой-то центр объединения, символы, лозунги, идеи, материальные предметы и т. д. Они необходимы для развития в группе чувства общности и принадлежности к группе. Среди этих ценностей или на их основе развивается специфическое чувство общности, выражаемое словом «мы». Это сознание «мы» является выражением психической связи, объединяющей членов, основой общности действий и солидарности группы. Наконец, группа должна обладать собственным принципом обособления, то есть тем, что отличает ее от других общностей и что ее члены определяют как то, что отличает их от других групп, и на основе чего другие люди, не принадлежащие к группе, определяются как «они», как «чужие». Это может быть идеология, обладание определенными предметами, проживание на определенной территории, выполнение определенных ритуальных действий и т. п. Нетрудно заметить, что этим четырем условиям удовлетворяют очень многие общности, и поэтому мы будем вынуждены также провести тщательный анализ и классификацию групп. Ибо имеются группы высоко формализованные, обладающие высоко развитой формальной организацией, группы с весьма большим числом членов и существующие очень долго; имеются также группы малые, неформализованные, существующие относительно недолго. От групп мы отличаем социальные круги. Круг — это совокупность лиц (.состав может быть меняющимся), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные яичные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией. Вследствие этого происходящие в кругах явления и процессы значительно отличаются от процессов и явлений, происходящих в группах. Круг оказывает меньшее влияние на поведение своих членов, не контролирует их поведение столь эффективно, как группа. Существенным отличием является отсутствие устойчивых отношений, а потому и отсутствие устойчивых обязанностей членов по отношению друг к другу. В круге существует определенная солидарность и взаимная ответственность членов Друг за друга, определенное давление на поведе- [119] ние, но отсутствует четкая система контроля. Круг может преобразоваться в группу, и это происходит довольно часто. Как в социологии, так и в обыденной жизни очень часто употребляется термин «сообщество» (spotecznosc) или «община» (spolnota, англ. community, нем. Gemeinschaft). Этот термин обычно означает территориальную общность, в рамках которой члены могут удовлетворять основные потребности, например село, которое в известном смысле образует замкнутую общность, небольшое местечко, какая-то часть пригорода и т. п. Не все территориальные общности составляют сообщество. Например, большой город, будучи также территориальной общностью, не является сообществом. Сообщество, следовательно, невелико, поэтому в нем создается чувство общности и соседская связь, вызванная близостью проживания и сходством повседневных дел, постоянными личными контактами, сходным стилем жизни, множеством общих местных дел, общей системой ценностей. Сообщество, следовательно, — это специфического рода группа. Наконец, в нашем перечислении имеются такие многочисленные формы объединений, как толпа, публика, собравшаяся аудитория. В каждой из них существует определенная свободная внутренняя связь, хотя и далекая от вполне развитой связи, какую мы описали в предыдущей главе. Они являются очень важными формами совместной жизни, определяют весьма важные виды совместного поведения, и их необходимо будет рассмотреть особо. Часто мы встречаемся также с термином «социальная среда». Этот термин, заимствованный из биологии, сыграл важную роль в споре о влиянии наследственности на общественную жизнь. Он употребляется в двух основных значениях: а) в первом значении под средой мы понимаем определенное отношение организма с его генетически обусловленными свойствами к воздействиям, исходящим от предметов, находящихся вне этого организма; б) в другом значении средой называется система предметов и процессов, окружающих живой организм и находящихся с ним во взаимодействии13. Определяя социальную среду, мы будем придерживаться этого второго [120] определения и будем обозначать этим термином совокупность индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личность сталкивается на протяжении своей жизни и которые оказывают влияние на ее поведение14. Необходимо, однако, подчеркнуть, что в понятии среды всегда содержится определенный элемент относительности — какая-то система предметов становится средой по отношению к организму или же группе, для которой она является средой, и поэтому нет двух идентичных сред, поскольку идентичные окружающие системы могут быть разными средами для двух различных организмов. Однако иногда в социологии термин «среда» употребляется иначе, а именно ряд кругов и групп, находящихся между собой в постоянном контакте и вырабатывающих вследствие этого определенные общие черты, установки или взгляды, также называют средой. Это, однако, неточное употребление термина, и его следует избегать. Когда говорят, например, о врачебной среде, о профессорской среде, о среде адвокатов и т. п., имеют в виду определенные круги и группы, принадлежащие к одной и той же профессиональной категории, находящиеся в более или менее свободных контактах и вырабатывающие определенные общие черты15. В социологическом анализе такую среду необходимо, очевидно, разложить на составные элементы и описать их отдельно, учитывая возникающие между ними связи, а термин «среда» применен здесь для краткости. |