Главная страница
Навигация по странице:

  • Антисциентизм

  • Особенности развития русской философии

  • 4. МАТЕРИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ Онтология и проблема бытия Проблема материи в истории философии

  • субстанция.

  • 4.2.Проблема материи в истории философии.

  • Объект

  • К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем


    Скачать 142.34 Kb.
    НазваниеК изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем
    Дата10.06.2022
    Размер142.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKonspekt_lektsiy.docx
    ТипДокументы
    #582619
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Экзистенциализм (от лат. «экзистенция»- существование) считает, что традиционная философия неоправданно много занималась абстрактными проблемами мироздания, тогда как нужно изучать повседневную жизнь людей. Научные методы здесь недостаточны, так как понять жизнь человека можно только изнутри, прочувствовав, пережив ее. К этому направлению принадлежали французские философы Ж.П.  Сартр, А.  Камю, немецкие М. Хайдеггер, К. Ясперс.

    Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд стал родоначальником нового направления в антропологических исследованиях. Он открыл, что наряду с рациональным началом в человеке существует бессознательное, в основе которого лежит влечение к наслаждению и к разрушению. Именно это начало, неосознаваемое и поэтому «невидимое» для человека, руководит его жизнью. Учение Фрейда получило название психоанализ.

    В мировоззрении 20 века можно наблюдать две крайние позиции по отношению к науке. Сциентизм – направление, которое считает науку способом решения всех проблем, безоглядно доверяет ей. Антисциентизм – направление, которое считает науку враждебной человеку и обществу, опасной.

    Почему в философии 20 века так обостряется интерес к человеку? Чем это вызвано?

    Можно ли привести доводы, на которые опираются сциентизм и антисциентизм?


      1. Особенности развития русской философии


    Русская философия возникла позднее, чем европейская. В 10 –11 веках в процессе становления и развития государственности на смену язычеству приходит христианство. Через Византию Древняя Русь приобщается к античной и средневековой европейской культуре, в том числе и философии. Ее наши предки называли словом «любомудрие». Символом ее выступала София – божественная премудрость. Философия была тесно связана с религией и понималась как путь к праведной жизни. Философские учения и школы отсутствовали, а философские идеи встречались в произведениях различных жанров: «Повести временных лет» летописца Нестора, «Поучении» князя Владимира Мономаха и др.

    Период монголо-татарского нашествия затормозил развитие философии, она возрождается в 15 веке в рамках церкви. Развивается исихазм – учение о внутренней сосредоточенности для общения с богом. Его влияние проявляется в творчестве Андрея Рублева, деятельности Сергия Радонежского.

    Светская философия зарождается в 16 веке в связи с политическими потребностями объединения княжеств вокруг Москвы. Возникает концепция «Москва – третий Рим». Под «Римом» понимается центр истинной веры, православия. Эта идея способствовала централизации государства, его укреплению и усилению и, в то же время, порождала настроения мессианизма и изоляционизма, которые еще долго проявлялись в нашей истории.

    В конце 17 века начинаются реформы Петра I, вокруг него собирается группа передовых мыслителей, «ученая дружина». Ее участники проповедуют учение Коперника, отстаивают право науки на свободное развитие.

    Выдающимся мыслителем 18 века был М.В. Ломоносов. Как любой крупный ученый, он от проблем науки приходил к мировоззренческим, философским обобщениям. Развивая корпускулярную теорию, теорию сохранения вещества, Ломоносов склонялся к материализму, высказывал идеи развития материального мира. Его современником был выдающийся украинский мыслитель Г. Сковорода. В истории философии он получил прозвище «украинский Сократ»: подобно античному философу главной проблемой философии считал изучение человека и был гоним за свои взгляды.

    А.Н. Радищев развивал на русской почве передовые демократические идеи о пагубности крепостничества, отсутствия гражданских свобод, самовластия. За произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» был сослан.В сибирской ссылке написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где на уровне знаний своего времени собрал аргументы, как в пользу смертности, так и бессмертия души, предоставляя читателю самому делать вывод какие из них убедительнее.

    В 20-30 годах 19 века в работах П.Я Чаадаева ставится вопрос, надолго определивший проблематику русской мысли – о судьбе России. В «Философических письмах» настроения мыслителя пессимистичны: Россия выпала из исторического прогресса, настоящее ее темно, а будущее неопределенно. Причиной отсталости нашей страны мыслитель считает православие как консервативную, противящуюся прогрессу силу. К концу жизни Чаадаев высказывает надежду: может быть, Россия как былинный богатырь копит силы и совершит еще великие дела.

    В 30-40 годы 19 века разворачивается дискуссия между славянофилами и западниками. Первые выступали за особый путь развития для России, а вторые считали, что Россия подобно всем европейским странам должна идти по пути капитализма. В 50-60 годы своеобразным продолжением славянофильства было почвенничество. Россия имеет свою, особую почву для развития и не должна допускать у себя развития капитализма, атеизма и социализма, всех этих западных зол. К этому направлению принадлежал знаменитый писатель Ф.М. Достоевский.

    А.И. Герцен, выдающийся мыслитель и общественный деятель, в «Письмах об изучении природы» критикует современный ему материализм за отсутствие идеи развития, а идеализм за оторванность от насущных нужд общественной жизни. Прозорливыми и горькими были размышления Герцена о будущем России: необходима революция, освобождение крестьян, но народ темен и неграмотен, чем в таких условиях обернется переворот? Н.Г. Чернышевский, идеолог освободительного движения, в основу своих теорий кладет антропологический материализм, настаивая на том, что человек должен стоять в центре внимания философии, его благо должно быть целью общественной жизни.

    Своеобразным и очень интересным явлением стал космизм. Его родоначальником является Н.Ф. Федоров. В произведении «Философия общего дела» автор утверждает: главным злом в жизни людей является смерть, люди, боясь смерти, стремятся насытиться земными благами, соперничают и воюют из-за них. Значит надо при помощи науки и техники сделать людей бессмертными, а чтобы соблюсти справедливость, надо оживить и сделать бессмертными всех предков. Человечество расселится по космосу и создаст справедливый общественный строй.

    В 20 веке космизм разделился на два направления. Фантастическое направление связано с именем К.Э. Циолковского. Нам он известен главным образом как теоретик ракетостроения, но ракеты и космические полеты были только частью грандиозных планов мыслителя. Он полагал, что космос населен разумными высокоразвитыми существами и именно для налаживания контактов с ними нужны ракеты. Со временем ракеты станут не нужны, люди превратятся в разумные животно-растения, смогут непосредственно усваивать солнечную энергию, покинут Землю как свою колыбель и будут жить в космосе.

    Родоначальником научного направления считается выдающийся ученый В.И. Вернадский, создавший учение о ноосфере, сфере разума. Человечество превращается в геологическую силу, со временем оно сможет взять под свой контроль развитие не только всей Земли, но и космоса, но для этого оно должно стать по настоящему разумным, уничтожив войны, неравенство, соединив в единое целое естественно-технические и гуманитарные знания.

    В конце 19 века одним из ведущих направлений общественно-политической мысли было народничество. Главной задачей народники считали помочь России избежать капитализма и перейти непосредственно к социализму, как более справедливому общественному строю. При этом они ссылались на существование общины в русской деревне как признаку того, что русский народ – социалист по природе. Разногласия начинались на вопросе о методах достижения желаемого.

    Анархисты (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) выступали за немедленную революцию. Народ в любой момент готов к ней, нужно только начать бунт. После революции нужно уничтожить государство, крупную промышленность и люди будут жить свободными общинами, обмениваясь результатами сельскохозяйственного и ремесленного труда.

    Народники умеренного направления во главе с П.Л. Лавровым полагали, что народ к революции не готов, его надо готовить, просвещать. Деятели этого направления занимались «хождением в народ».

    Радикальное направление, возглавляемое П.Н.  Ткачевым, утверждало, что народ вообще не способен к революции. Ее должна осуществить небольшая сплоченная группа заговорщиков, которая захватит в свои руки государственную власть и будет действовать в пользу народа. Чтобы ослабить старую власть, ее надо запугать методами террора.

    Активно развивалась в это время религиозная философия. В ней также можно выделить несколько направлений.

    Л.Н. Толстой предлагал реформировать религию, выбросив из нее все проблемы мироустройства и оставив только моральные нормы. Основой жизни людей должна быть евангельская заповедь: «Бог есть любовь». В вопросах общественной жизни Толстой был близок анархизму, отрицая роль государства и всех видов власти над человеком, но вместо активной борьбы предлагал пассивное сопротивление. В отношениях между людьми главным должен стать принцип «непротивления злу насилием».

    В.С. Соловьев был первым крупным оригинальным русским философом. Он создал целостное и своеобразное учение о всеединстве, где обосновывал идею преобразования мира в нетленный космос Истины, Добра и Красоты в совместной деятельности Бога и человечества.

    К.Н. Леонтьев ставил ту же задачу, что и народники – не допустить развития в России капитализма, но подходил к ее решению с иных, консервативных позиций. «Россию надо подморозить», - утверждал он, для этого надо укреплять начала православия и самодержавия.

    В конце 19 века в Россию проникает марксизм, причем не как единое учение, а в виде различных школ и направлений. Ортодоксальным марксистом был Г.В. Плеханов, стремившийся строго следовать взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса. Легальный марксизм (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский) интересовался в основном экономическими проблемами. В.И. Ленин подходил к марксизму творчески, стремясь приспособить его к новым историческим условиям и тем задачам, которые стояли перед нашей страной.

    После Октябрьской революции развитие философии внутри страны было затруднено из-за подчинения идеологическим задачам, поэтому философам приходилось отыскивать ниши, в меньшей степени подчиненные партийному контролю, для того, чтобы иметь возможность свободно мыслить. Так, А.Ф. Лосев занимался проблемами античной эстетики, М.А. Бахтин развивал теорию диалога и изучал смеховую культуру. Э.В. Ильенков создал интересную теорию идеального и исследовал сущность сознания.

    Множество русских философов продолжили свою деятельность за рубежом. Одной из самых ярких фигур был Н.А. Бердяев. В его неортодоксальной религиозной философии самое важное место занимали проблемы свободы и творчества человека. В многочисленных произведениях он освещал вопросы развития России, своеобразия ее исторического пути.
    4. МАТЕРИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ


      1. Онтология и проблема бытия

      2. Проблема материи в истории философии

      3. Атрибуты материи


    4.1. Онтология и проблема бытия

    Одним из центральных разделов философии является онтология – учение о сущем, о первоосновах бытия. В обыденном словоупотреблении «быть» означает существовать, быть в наличии. В философии бытие означает не просто существование, а то, что гарантирует существование. Это совокупность всех возможных состояний мира в прошлом, настоящем и будущем.

    Еще древние мыслители обратили внимание на то, что бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно, ведь отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, почему же мир в целом существует и сохраняется? Религия на этот вопрос отвечает так: Бог является основой существования мира и гарантом порядка в нем. Когда же пошатнулась вера в богов, вопрос этот вновь потребовал ответа. И античный философ Парменид ввел понятие «бытие». Причем он утверждал: «Бытие есть, небытия нет». Тогда получалось, что все в мире пребывает вечно, не исчезает и не появляется, а движение и развитие – это иллюзия, обман наших чувств.
    Какие аргументы выдвигал Парменид, доказывая, что небытия нет?

    Какие апории сочинял его ученик Зенон?
    Другие философы не согласились с ним, ведь движение – очень важная характеристика мира. Но как теоретически обосновать наличие движения? Материалист Демокрит под бытием понимал атомы, а под небытием – пустоту. Атомы вечны и неизменны, но их комбинации все время меняются – так философ решает проблему одновременной устойчивости и изменчивости мира. Философы-идеалисты под бытием понимали духовное, идеальное начало. Например, Платон статусом бытия наделял вечные неизменные идеи, а изменчивую, текучую материю называл небытием. Их взаимодействие и составляет сущность нашего мира, одновременно изменчивого и устойчивого.

    Споры философов по проблеме бытия имеют не отвлеченно-абстрактный характер, как может показаться на первый взгляд. На самом деле поиски первоосновы мира необходимы нам для ответа на вопрос о смысле нашего существования в этом мире, о возможностях и перспективах человеческой культуры и цивилизации.

    Чтобы подчеркнуть самостоятельность материи, несводимость к какому-либо иному основанию материалисты используют термин субстанция. Он обозначает то, что существует само по себе и ни от чего не зависит, первоначало.
    Что понимают под субстанцией идеалисты?

    Объясните разницу между монизмом, дуализмом и плюрализмом в понимании проблемы субстанции.
    4.2.Проблема материи в истории философии.

    Античная философия началась с поисков первоначала. Фалес основой всего существующего считал воду, Гераклит – огонь. Вершиной греческого материализма было учение Демокрита об атомах. «Атом» в переводе с древнегреческого – «неделимый». Из разных по форме и величине атомов как из кирпичиков состоят все вещи.

    В 17 веке материю понимают как основу всего, носительницу всех свойств (массы, протяженности, инерции и т.д.). Самой развитой наукой того времени была физика, а в ней – механика, Ф. Бэкон, Т. Гоббс и другие материалисты заимствуют понимание материи из физики, отождествляя ее веществом. Материя понималась как мертвое, косное, неразвивающееся начало, движение понималось как механическое перемещение, развитие не признавалось. Мир – это часы, а бог – часовщик, он сотворил мир, «завел» его, а далее в его дела не вмешивается. Такая мировоззренческая позиция называется деизмом.

    Почему в средние века философы мало внимания уделяли изучению материи?

    Чем вызван интерес к этой проблеме в Новое время? С чем это связано?
    В 18 веке активно развиваются биология и физиология, поэтому к определению материи добавляется: материя – то, что действует на органы чувств, вызывает ощущения. В целом понимание материи оставалось метафизическим и механистическим, хотя развитие науки ведет к осознанию ограниченности такого подхода.
    Объясните, почему открытие закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого вещества, теории эволюции противоречили метафизическому пониманию материи?
    В конце 19 – начале 20 веков в физике был сделан ряд крупных открытий: рентгеновское излучение, радиоактивность, электроны, созданы квантовая теория и специальная теория относительности и др. Они не вписывались в классическую ньютоновскую картину мира, поэтому возникшая ситуация воспринималась учеными того времени как «кризис физики», «всеобщий разгром принципов».
    Вспомните, как устроен мир в физике Ньютона, и попытайтесь объяснить, почему новые открытия не согласовывались с классическими представлениями.

    В чем состоит мировоззренческая и методологическая функция философии по отношению к науке?

    Физикам пришлось заняться философскими проблемами, выясняя, в чем состоит предмет их науки и каким образом он изучается. Рассмотрим, к каким выводам пришли некоторые из них. Австрийский физик Э. Мах рассуждал следующим образом: ученый изучает факты, они даны нам в опыте, а опыт состоит из отдельных ощущений. Не экономнее ли говорить сразу об ощущениях, именуя их по - научному «нейтральными элементами», чем философствовать о предельных основаниях бытия? Это учение получило название эмпириокритицизм (эмпирия, в переводе с греч. – опыт). Тогда получается, что реальность, с которой мы имеем дело, это совокупность наших ощущений. Вот к таким выводам привело данного ученого следование методологическим принципам позитивизм.

    Если так, то как отличить истинные теории от неистинных? Французский ученый А. Пуанкаре выдвигает принцип конвенционализма (от лат. «конвенция» – соглашение): истинными считаются те теории, с которыми согласно большинство ученых. Все эти теории получили название «физического идеализма», т.к. результатом всех этих рассуждений было субъективно-идеалистическое признание нашего человеческого сознания единственной реальностью. Но если нет материи, то что же изучают физики? Теперь понятно, почему они заговорили о кризисе.

    Но, даже не соглашаясь с выводами этих ученых, следует отметить, что они указали на действительно очень сложную проблему: современная наука зачастую имеет дело с такими объектами, которые нам непосредственно не даны, мы судим о них только по показаниям приборов. Как связать наше восприятие с реальностью? Это сложный и далеко еще не решенный вопрос.

    Итак, «кризис физики» на самом деле – это не кризис самой науки, а ее мировоззренческо-методологических оснований. Устарел метафизический материализм, на который опиралась классическая физика, исчерпались его объяснительные возможности. Кроме того, стало понятно, что философия не может свое понимание материи заимствовать из физики или какой-либо другой науки (хотя учитывать его должна), ведь в науке все время открываются и исследуются все новые виды и свойства материи, а философское определение должно быть предельно абстрактным, общим.

    Учитывая все это, В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в 1908 году, предложил новое определение материи, которое содержит в себе указание на решение основного вопроса философии: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении содержится указание на то, что понятие «материя» – это абстракция, которая выделяет самое существенное свойство всех материальных тел – свойство быть «объективной реальностью». Рассмотрим, как понимается эта категория в материалистической традиции

    Реальность как совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем можно подразделить на объективную и субъективную. Чтобы понять разницу между ними необходимо ввести понятия «объект» и «субъект». Объект – термин, означающий то, на что направлено сознание и деятельность субъекта. Субъект – носитель сознания и деятельности. Значит, объективная реальность – это то, что существует вне и независимо от нашего сознания, а субъективная – то, что существует в нашем сознании и через него. В свою очередь объективную реальность мы можем подразделить на естественно-природную и социально-практическую реальность. А субъективную реальность – на личностно-духовную и объективированно-духовную. Такое решение «основного вопроса философии» задает нам направление, в котором будут решаться проблемы сознания и его происхождения, общественного развития, положения человека в мире и т.д.

    В конце 20 века новые научные открытия опять привлекли внимание к проблеме материи и ее определения. Перед учеными опять возникли философские проблемы.

    Чем философское понимание материи отличается от научного?

    Почему нельзя ограничиться научным пониманием материи? Нуждаются ли ученые в философском понимании материи?
    Современная космология, изучая строение и развитие Вселенной, выдвинула антропный принцип: не только человек адаптирован к Вселенной, но и Вселенная адаптирована к человеку. Ученые обратили внимание на то, что если бы основные физические постоянные (заряд электрона, скорость света, постоянная Планка и т.д.) имели другие количественные значения, то возникновение устойчивых структур, появление жизни, а, значит, и человека были бы невозможны. Возникает вопрос: неужели в основании нашего мира заложена необходимость появления мыслящего существа? Или эти параметры – чистая случайность?

    Изучение развития Вселенной, Земли, биосферы и других сложных объектов показывает наличие в них процессов самоорганизации, похожих на творчество. Возникла даже новая научная дисциплина, изучающая эти процессы – синергетика. В результате осмысления этой ситуации одни ученые делают вывод, что идея Творца не противоречит науке и между наукой и религией нет противоречий (что это за философская позиция?), другие говорят о бинарной структуре Вселенной, состоящей из материальных объектов и информационного поля, третьи не отказываются от материализма, но указывают на необходимость нового уточнения определения материи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта