К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем
Скачать 142.34 Kb.
|
6.2. Проблема антропосоциогенеза Проблема появления человека на земле волновала мыслителей всегда. Долгое время господствовала религиозная версия: человека сотворил бог по образу и подобию своему. В Новое время, когда активно развивались естественные науки, появляется понимание человека как порождения природы. Но ученые и философы-материалисты в это время считали, что человек в готовом виде вышел из природы, он самодостаточен (человек-«робинзон»). Поэтому сначала люди жили по отдельности и только со временем объединились в общество – так объясняла «теория общественного договора». Причины объединения понимались по-разному. Н. Макиавелли и Т. Гоббс утверждали, что от природы люди злые существа и в «естественном состоянии» идет «война всех против всех». Объединяются же люди, отдавая власть над собой правителю, для того, чтобы не истребить друг друга. Д. Локк говорил, что люди добры и объединяются из соображений пользы и удобства. Современная наука не согласна с таким пониманием: люди – изначально общественные существа и формирование человека и общества шло одновременно, поэтому данный процесс получил название антропосоциогенеза. В 19 веке в науке и философии сформировалась трудовая теория происхождения человека. В ней утверждалось, что труд, изготовление и применение орудий труда вместе с развитием общения и языка вели к возникновению сознания. Современная теория уточняет: не сама по себе орудийная деятельность (в простейших формах она наблюдается и у животных), а способ организации, распределения деятельности формируют человека. Орудия выступают только аккумуляторами способов деятельности. Необходимо учесть роль таких факторов, как регулирование брачных отношений, формирование нравственных норм. В формирующемся человеке ослаблены многие инстинктивные программы. В том числе запрет на убийство себе подобных, так что без повеления «Не убий!» успешное развитие общества было бы невозможно. Каков был механизм формирования моральных норм? Какую роль в этом играла мифология? Процесс формирования человека начался примерно 3,5 млн. лет назад. Прогоминиды, небольшие существа размером со среднюю собаку, в условиях начинающегося оледенения были вытеснены из теплых, безопасных и богатых пищей тропических лесов в степи. Им пришлось приспосабливаться к новым условиям обитания. Появляются прямохождение, орудийная деятельность, новые формы общности. Примерно через 1,5 млн. лет начинают формироваться мышление и язык. Тайна происхождения человека еще далека от окончательного разрешения, еще остается много «белых пятен», но мы уже знаем, что около 40 тысяч лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков. Могут ли современные обезьяны эволюционировать и стать разумными? 6.3. Природа человека Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет очень большое значение: та или иная теоретическая позиция оказывает влияние на практическую деятельность в медицине, педагогике, юриспруденции и других областях. Можно выделить четыре основных похода к этой проблеме. Природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции ссылаются на необходимость социализации для формирования человека. Без нее возникает неоднократно наблюдавшийся «эффект Маугли». Природа человека всецело биологична: утверждается, что в человеке все заложено от природы. Крайние варианты такой позиции представлены разными видами расизма. Но многочисленные факты доказывают, что человек, взятый из любого дикого племени и воспитанный в цивилизованных условиях, ничем не будет отличаться от окружающих. Природа человека биосоциальна: с данной позиции утверждается, что человек социальное существо и главным содержанием его деятельности являются внебиологически выработанные культурные формы, но в их основе можно обнаружить биологически запрограммированные схемы поведения (взаимный альтруизм, агрессия, определенные формы сексуального поведения и т.д.). Искоренить эти схемы в своем поведении мы не можем, но мы способны выявить, понять и, если необходимо, корректировать их проявление. У человека вообще нет природы, он формирует себя сам. Давайте рассмотрим походы к природе человека на примере некоторых философских концепций. Марксизм настаивает на всецело социальной природе человека. Человек возникает как природное существо, но сущность его – это ансамбль общественных отношений, т.е. эта сущность не в человеке, а в обществе. Общество развивается быстрее, чем природа, поэтому человек не ограничен никакой мерой и находится в непрерывном процессе становления. Тогда получается, что, изменив общественные отношения, мы можем преобразовать природу человека и создать принципиально новых людей. В нашей стране вульгаризированный и догматизированный марксизм долгое время был официальной идеологией и программа воспитания нового коммунистического человека выдвигалась в качестве важной задачи для партии и общества в целом. Как мы знаем, выполнить эту задачу не удалось. Психоанализ, созданный австрийским ученым З. Фрейдом, указывал на глубинные неосознаваемые основы человеческого поведения. Психика человека складывается из сознательного и бессознательного начал, причем бессознательное – не просто ослабленное сознание, а совершенно особая реальность. Источником ее активности являются не внешние раздражения, а внутренние влечения, укорененные в природе. Первоначально Фрейд утверждал, что это влечение имеет сексуальную природу, а позже расширил свою концепцию и говорил о двойной направленности глубинного влечения – к наслаждению и к разрушению. Он обозначил их именами соответствующих греческих божеств – Эрос и Танатос.
Так образом, согласно Фрейду культура возникает как результат ограничения и репрессии. Не человек выводится из культуры, а культура из человека. Но ученый верит в разум: голос интеллекта тих, но настойчив. В биологии 20 века появилось новое направление, которое изучало поведение животных, – этология. Его создатели К. Лоренц и Н. Тинберген получили Нобелевскую премию за свои достижения. Этологические исследования не только доказали сложность поведения животных, но и показали, что поведение человека во многом детерминировано врожденными схемами, сформировавшимися эволюционно. Экзистенциализм исходит из отрицания природы человека как таковой. Французский философ 20 века Ж.П. Сартр утверждает: у человека существование предшествует сущности. Человек рождается никем, это проект, существо, устремленное в будущее. Он сам создает свою сущность и творит себя. Человек абсолютно свободен и вся ответственность за свою жизнь лежит на нем. 7. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 7.1. Освоение и отчуждение. Проблема свободы. 7.2. Основные способы освоения мира человеком. Практическое освоение. 7.3. Познание. 7.4. Практически-духовное освоение мира 7.1.Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Центральной проблемой философии является взаимоотношения человека и мира. Мы уже выяснили, что поведение животных определяется целесообразностью, и оно заключается в приспособлении к миру. У человека все это тоже наблюдается, но, сверх того, человек приспосабливает мир к себе, руководствуясь целеполаганием. Он приспосабливает мир к себе, преобразует его. В немецкой классической философии, у Гегеля появляется понятие отчуждения. В широком смысле слова это означает выделение человека из природы, противопоставление его миру в целом (природе, обществу и самому себе), что является необходимым условием понимания и преобразования мира. Отчуждение неразрывно связано с освоением – универсальным практически-преобразовательным отношением к миру. Животное является частью мира, а человек, выделяясь из мира, противостоя ему, вынужден и способен о-сваивать его, делать своим. Освоение мира является общественным по происхождению и содержанию, но может быть индивидуальным по форме. Что это означает? Даже деятельность одинокого Робинзона Крузо на необитаемом острове опосредованно является общественной, ведь все свои знания, умения и навыки он приобрел в процессе социализации, усваивая все то, что до него накопило человечество. Изолированный индивид человеком не становится. Показателем степени освоения мира человеком является свобода. Она означает преодоление давления заданных человеку условий (внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди, внутренняя ограниченность), способность строить собственную программу действий за рамки наличной ситуации, расширять горизонт своего отношения к миру. Причем свобода – не благое пожелание, а условие человеческой жизни. Еще И.Кант говорил, что человек – существо, которое все время переходит свои собственные пределы, а экзистенциалисты, справедливо указывая на связанные с этим трудности, отмечали, что человек обречен на свободу. Почему возникло понятие «бегство от свободы» (в работах философа и психолога Э.Фромма)? Что оно означает? Свобода и необходимость. Рассуждая о свободе, нам необходимо ответить на вопрос: каким образом возможна человеческая свобода, если мы сами признаем детерминизм, причинно-следственную связь, связывающую все объекты мира. Споры по этой проблеме далеко не закончены, существует много точек зрения. Линия Спиноза – Гегель – Маркс связывает свободу с познанной необходимостью, возможностью человека выбирать из какого-то количества известных нам возможностей, а также своей деятельность создавать такие условия, которые ведут к нужным для нас последствиям. Свобода и ответственность. Признавая свободу человека, мы тем самым считаем его ответственным за последствия его деятельности. Юридические и моральные аспекты этой ответственности оказывают большое влияние на жизнь общества и порождают много конфликтов и коллизий в разных областях: без свободы немыслимо появление научных открытий, но какова ответственность ученого за негативные последствия их использования; человек может преступать или соблюдать закон, но какова роль воспитания и среды и т.д. Чем отличаются понятия «свобода» и «воля»? 7.2. Основные способы освоения мира человеком Освоение мира человеком происходит по трем направлениям: Практическое (человек преобразует мир). Духовно-теоретическое (человек познает мир). Практически-духовное (человек оценивает мир). Эти типы отношения человека к миру мы выделяем в абстракции, потому что в реальной жизни они тесно переплетаются. Даже, казалось бы, чисто теоретическая деятельность ученого основана, в конечном счете, на опыте, эксперименте, и самые удаленные от повседневной жизни абстракции не свободны от мировоззренческих влияний и предпочтений. Итак, практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования. В процессе предметно-практического изменения объекта изменяется и сам человек – субъект деятельности. Формы практики: Материальная производственная деятельность. Общественно-историческая, или социальная практика. Научный эксперимент и техническая деятельность. Рассмотрим эти разновидности практики поподробнее. 7.2.1. Материальное производство – основа общественного развития. Материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни. Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много? Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма. 7.2.2.Социальная практика – формирование и развитие общественных отношений. Деятельность людей, объединенных в общество, осуществляется в форме общественных отношений. В философии и науке Нового времени существовала теория «общественного договора», согласно которой сначала из природы выделились изолированные индивиды и только затем они объединились в общество (из-за врожденного дружелюбия, как считал Д. Локк, или из-за опасения истребить друг друга в «войне всех против всех», как полагал Т. Гоббс). Современные ученые с этим не согласны: человек изначально является общественным существом, вне общества невозможно формирование и существование отдельного человека. Человек, рождаясь, застает определенные общественные отношения и включается в обусловленные ими виды деятельности. Общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Но это не значит, что человек – только игрушка в руках неких безличных общественных сил. Эти общественные силы и есть результирующая разнонаправленной деятельности больших групп людей, объединенных общими интересами. Люди могут тормозить прогресс общества и даже разрушать социальную материю (при этом чаще всего действуя с самыми благими намерениями), а могут ускорять его. Как совместить объективные условия и факторы человеческой жизни с разумными и сознательными действиями людей – большая теоретическая и практическая проблема. Насколько это важно давайте посмотрим на примере нашей российской действительности. Не сумев построить «передовое социалистическое общество», мы стремимся догнать развитые страны на пути рыночной экономики. Но, оказывается, сами по себе рыночные механизмы и передовая техника не работают, автоматически создавая процветающее и более-менее гуманное общество. В наших условиях возник дикий грабительский мафиозный капитализм, где меньшинство беззастенчиво обогащается, распродавая богатства страны, а большинство нищает. Капитализм возник не на пустом месте по воле каких-либо мыслителей, он результат длительного исторического развития, в ходе которого сложились необходимые предпосылки: уважение к труду, частной собственности, закону, человеческой личности. Капиталистическое производство базируется на свободном, ответственном, заинтересованном в результатах своего труда работнике. Означает ли это, что наше общество обречено на вечное отставание, или при существующих исторических обстоятельствах есть возможность преобразования общественных отношений в нашей стране в нужную сторону? 7.2.3. Техника и техническая деятельность. Под техникой понимают совокупность различных устройств, созданных человеком для преобразования, хранения и использования вещества, энергии и информации, а также совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности. Техника играла большую роль на протяжении всей человеческой истории, это важный элемент производительных сил, без которого невозможна человеческая деятельность. Но в последние полтора столетия техническое развитие настолько изменило все стороны человеческой жизни, что получившееся в результате общество стали называть индустриальным, техногенным. А размах технических нововведений не только восхищает, но и пугает людей. Возникли две крайности в оценке результатов и перспектив влияния техники на общество. С одной стороны безудержный технологический детерминизм, эйфория от возможностей техники, когда считается, что любые проблемы общества можно решить путем технических нововведений. Вплоть до того, что продление жизни человека, а то и достижение бессмертия, предлагается достичь путем «киборгизации», сращения несовершенного человеческого тела с искусственными приспособлениями. С другой стороны растут ряды сторонников антитехницизма, небезосновательно указывающих на негативные последствия бесконтрольного распространения техники. Приведите аргументы в пользу той и другой точки зрения. На этом фоне в философии сформировалось новое направление – философия техники, которое стремится понять сущность, роль и место техники в жизни общества. Она указывает на то, что развитие техники, решая одни проблемы, ведет к возникновению других, еще более сложных. Развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся приспособительные возможности человека. Поэтому зачастую возникает ситуация абсурда: растет количество техногенных катастроф, самые передовые достижения направляются на истребление людей, самые совершенные средства связи забиваются «информационным мусором», техника требует «защиты от дурака» и т.д. Техника облегчает жизнь человека, делает ее более удобной и комфортной, но она и усложняет жизнь, требуя новых знаний, нового уровня ответственности за последствия своей деятельности. Всегда ли эта ответственность осознается? Ведь недаром возник злой и горький образ: современное человечество похоже на обезьяну, играющую со спичками на пороховой бочке. Стихийно и бесконтрольно развивающаяся техника опасна, она властвует над людьми. Подумайте, почему Иоанн Златоуст говорил: «Ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой». Что он имел в виду? Соотнесите это высказывание с владением автомобилем, телевизором, компьютером. Происходящие в современном обществе изменения нередко называют информационно-компьтерной революцией. Происходят коренные изменения во всех сферах жизни. Центр тяжести во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «вещественных» и «энергетических» компонентов на «информационные». Появляется принципиально новый уровень производства, происходит качественное преобразование в основах производительной деятельности. Идет разукрупнение тяжелой промышленности, ей на смену идет мелкосерийное, гибкое, быстро меняющееся производство. «Гиганты» индустрии сменяются территориально рассеянными производственными сетями. Техника и технология наших дней весьма наукоемки, поэтому предъявляются весьма высокие требования к уровню образования и квалификации работника. Меняется социальная структура: становится все меньше «синих воротничков» (низкоквалифицированных рабочих) и все больше «белых воротничков» (высококвалифицированных рабочих и инженеров). Уменьшается количество занятых в производстве благ (в высокоразвитых государствах 5-6% населения заняты в промышленности и 3-4% – в сельском хозяйстве, они в полной мере обеспечивают изобилие потребления), увеличивается количество занятых в сфере услуг (образование, отдых, туризм и т.д.). Происходят существенные сдвиги в духовно-культурной сфере, причем последствия весьма неоднозначны. Облегчается доступ к информации, появляются новые возможности для образования, творчества, но это не ведет к повышению уровня культуры, наоборот, зачастую широко и агрессивно тиражируются худшие ее образцы. Что такое «виртуальная реальность»? Попытайтесь оценить последствия внедрения компьютеров и интернета в нашу повседневную жизнь. Какие проблемы они решают, а какие создают? В сфере политики расширяются возможности непосредственного участия каждого гражданина в принятии демократических решений. Но с другой стороны появляются возможности всеохватывающего контроля властных структур над людьми, вплоть до манипулирования ими. Развитие техники и производства породило экологическую проблему, но ее следует рассматривать шире: не только как проблему исчерпания невозобновляемых ресурсов и сохранения природы, но как необходимость осознать на новом историческом этапе извечный философский вопрос соотношения человека и мира. Для чего человеку техника и создаваемые при ее помощи материальные блага? Это цель жизни или только средство? А если средство, то для чего? Можно ли сказать, что в решении этих вопросов мы продвинулись дальше древних мудрецов? По крайней мере, одно ясно: бездумное господство над природой подрывает основу нашего существования (не только материальную, но и духовную), поэтому в современном мировоззрении появилась идея коэволюции – совместного гармоничного развития природы, общества и человека. Высшей целью нашей деятельности должна быть не выгода, а сохранение и развитие человека. Но как этого добиться, вот вопрос. |