Главная страница
Навигация по странице:

  • Великие географические открытия.

  • Научная революция XVII века.

  • Исаака

  • «растерявшейся эпохой»

  • Абобус. Духовная жизнь раннего нового времени европа в раннее новое время (xvi первой половина xvii века)


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеДуховная жизнь раннего нового времени европа в раннее новое время (xvi первой половина xvii века)
    АнкорАбобус
    Дата11.02.2022
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла03 (1).pdf
    ТипДокументы
    #358357
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    2.1. «РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЕН». ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
    Европа в «раннее новое время» (XVI – первой половина XVII века). Период с начала XVI века и примерно до середины XVII века принято именовать ранним
    новым временем. Со второй половины XVI века и в течение всего следующего
    XVII века на территории части Западной Европы протекали процессы, связанные с переходом к современному типу общества. Изменения эти были долговременными и отнюдь не синхронными в разных сферах общественной жизни и в разных частях
    Европы. Поэтому сказать «проходило становление» в равной степени применимо к разным этапам и стадиям этого долгого процесса, суть которого, в перспективе, состояла в подготовке условий для возникновения индустриального общества. На протяжении XVI, XVII и частично XVIII веков Европа формировалась как некая общность, внутренне весьма разнообразная, противостоящая всему остальному миру и усиленно этот мир осваивавшая.
    Великие географические открытия. Важным фактором, определившим в
    XVI–XVII веках картину развития европейского общества, стали Великие
    географические открытия, начавшиеся в тот момент, когда страны Запада в результате османских завоеваний были поставлены перед необходимостью искать новые пути к богатствам Востока. В ходе этого длительного процесса, начатого испанскими и португальскими мореплавателями в конце XV века и закончившегося лишь на рубеже XVIII–XIX веков, освоенное европейцами пространство необозримо расширилось до пределов всего пригодного для жизни, земель и возникла
    океаническая цивилизация.
    Вместо привычных и обжитых территорий, включающих Европу, Северную
    Африку и Ближний Восток, перед путешественниками отрылся огромный и пугающе непонятный мир, в котором человек европейской цивилизации чувствовал себя слабым и беспомощным. Необозримые пространства Нового Света и океанских островов, ошеломившие открывателей своей непохожестью на привычный мир природы и людей, стали еще одним фактором, подорвавшим веру во всемогущего человека, созданную культурой Возрождения. Великие географические открытия не только разрушали старые иллюзии, они порождали новые тревоги и новые надежды.
    XVI век принес много перемен во внутреннюю жизнь европейского общества.
    Непрерывные войны, как межгосударственные, так и гражданские, разоряли Европу, усиливали чувство неуверенности ее обитателей в завтрашнем дне. Велись эти войны под религиозными знаменами, что создавало особую атмосферу идейного воодушевления и идейной нетерпимости. Каждый человек оказался перед необходимостью выбора.
    Кризисное состояние общества проявилось в социально-политических выступлениях разного характера и направленности: от буржуазной революции в
    Англии до аристократической «фронды принцев» во Франции, от политического кризиса в Голландии до сепаратистского движения в Каталонии и крестьянских войн в России. Французский историк Р. Мунье писал: «Семнадцатый век являлся эпохой кризиса, который затронул человека в целом, во всех сферах его деятельности – экономической, социальной, политической, религиозной, научной и художественной, все его существование на глубочайшем уровне его жизненных сил, его чувствования, его воли»
    1
    Научная революция XVII века. Изменения в жизни общества, расширение знаний об окружающем мире, идейное противостояние двух ветвей западного христианства – протестантизма и католицизма – вызвали к жизни научную
    революцию, которую Европа пережила в XVII веке. Культ знаний был унаследован от
    Возрождения, но тогда любознательность обращалась в прошлое, а теперь распространялся на окружающий мир.
    Долгие морские плавания, наблюдения звездного неба пробудили интерес к опубликованной в 1543 году книге польского ученого Николая Коперника (1473–
    1
    Цит. по: Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991. С. 8.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    2 1543) «Об обращении небесных сфер». Автор ставил под сомнение мнение древних о строении мироздания и высказал догадку о существовании множества миров к одному из которых принадлежит Земля.
    Новые данные свидетельствовали в пользу высказанных Коперником сомнений.
    Одним из тех, кто попытался представить новую картину мироздания, был итальянец
    Джордано Бруно (1548–1600), но его идеи о единстве, безграничности и изменчивости Вселенной оставались оригинальной и дерзкой гипотезой. В эти годы английский поэт Джон Донн писал, передавая не только свои чувства, но и настроение своего «перевернутого вверх дном» времени:
    Все в новое философии сомненье.
    Огонь былое потерял значенье.
    Нет солнца, нет земли, нельзя понять,
    Где нам теперь их следует искать.
    Все говорит, что смерть грозит природе,
    Раз и в планетах, и на небосводе
    Так много нового; мир обречен,
    На атомы он снова раздроблен,
    Все рушится, и связь времен пропала,
    Все относительным отныне стало…
    2
    Англичанин Фрэнсис Бэкон (1561–1626) обосновал мысль о том, что достоверным может считаться только то знание, которое можно проверить и подтвердить с помощью научного опыта. Ему принадлежит крылатая фраза о том, что «знание – сила». Только опытное знание может подтвердить или опровергнуть любое предположение. Никакое авторитетное мнение, будь то мысли античного мудреца Аристотеля, или рассуждение средневекового богослова, или высказанная идея, не может быть признано истинным, пока оно не подтверждено наблюдением.
    На этом основании Бэкон ставил под сомнение гипотезу Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной.
    Ведь Бэкон не знал о том, что итальянец Галилео Галилей (1564–1642), наблюдая в телескоп звездное небо, пришел к той же мысли, которую высказывали
    Коперник и Бруно. Через увеличительные стекла телескопа он увидел, что дымка
    Млечного пути оказалась скоплением множества звезд, что планеты имеют спутников, а пятна на Луне – это горы. Гипотеза, то есть научное предположение
    Коперника, нашла подтверждение в наблюдении и стала научной теорией в марте
    1609 года. Несколькими годамипозднее немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–
    1630) открыл законы движения планет.
    Наряду с обращением к наблюдению и эксперименту происходила математизация научных знаний. Приверженцы этого направления считали, что самое важное для познания мира – это умение мыслить, делать правильные умозаключения.
    Французский ученый Рене Декарт (1596–1650) был убежден, что разум, опираясь на положения, которые представляются вполне ясно и отчетливо, может достичь достоверного знания.Он опирался на данные естественных наук. Мир представлялся ему налаженным механизмом, созданным Богом. Его считают родоначальником
    рационализма нового времени.
    Возникающая картина мира стала пугающе сложной. Французский философ
    Блез Паскаль (1623–1662), обращаясь к человеку в середине XVII века, писал:
    «Пусть уразумеет, что Земля всего лишь точка в сравнении с огромной орбитой, которую описывает это светило; пусть потрясется мыслью, что и сама эта огромная орбита – не более чем неприметная черточка по отношению к орбитам других
    2
    Цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 30.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    3
    светил…»
    3
    Он же подчеркивал, что в этом мире человек имеет одно лишь оружие:
    «Все наше достоинство – в способности мыслить»
    4
    В 1687 году в печати появились «Математические начала натуральной философии»
    Исаака
    Ньютона (1643–1727). В этой книге законы, сформулированные для небесных тел, и законы, объясняющие картину земного мира, были сведены к закону всемирного тяготения, объединяющего в единое целое всю
    Вселенную. Современник Ньютона написал восторженные слова:
    Был этот мир глубокой тьмой окутан.
    Да будет свет! И вот явился Ньютон.
    Людям стало казаться, что они могут узнать самое главное о мире, в котором живут. Орудием для получения знания был признан человеческий Разум, опирающийся на Опыт. Целью своих действий люди объявили стремление к совершенствованию этого мира, к управлению им. «Наука обособляется от других сфер духовной деятельности человека… и обретает автономию»
    5
    Прежде главным организующим началом европейской культуры была латынь, на которой велось преподавание во всех учебных заведениях католической Европы, писались официальные документы, научные трактаты, стихи и художественная проза. Латынь объединяла образованных людей разных стран в единую «республику ученых», зато отделяла небольшую группу людей «ученых» от всей основной массы населения каждой отдельной страны. Слово было главным инструментом ученых.
    Теперь слову пришлось потесниться, допустив рядом с собой эксперимент.
    Результатом перемен, совершившихся в жизни людей XVI–XVII веков, оказалось формирование новой системы знаний о мире. Прежний восторг перед многообразием природы сменился стремлением осмыслить и понять это многообразие. Удобнее всего было вычленять, выделять грани каждого явления, с тем чтобы рассмотреть и изучить их по отдельности, а затем попытаться найти некие общие закономерности их существования и описать все с помощью математических методов. Все открытия этого периода связаны не с усвоением и применением
    прежнего опыта, а с обновлением багажа знаний, с наблюдениями и
    экспериментами. Старая мудрость и прежний опыт теряли свой смысл и влияние в условиях меняющейся жизни. Трудно было полагаться на верность тех или иных привычных авторитетов, будь то отцы церкви или античные мудрецы. Только собственный опыт, знания стали считаться убедительными. Наблюдать и изучать, извлекая из наблюдаемого достоверные знания о мире, – вот в чем заключалась новая ученость, новое восприятие мироздания.
    «Великий Страх». По мере становления в обществе нового хозяйственного уклада слабели традиции прежних социальных уз, стеснявших инициативу энергичных и защищавших слабых от опасностей внешнего мира. Человек вынужден был привыкать к новому, учиться выбирать самому и выживать одному. Жизнь огромного большинства людей разного социального положения и имущественного состояния стала труднее и непонятнее, а, главное, отсутствовало чувство защищенности. «Я не знаю, кто меня послал в мир, я не знаю, что такое мир, что такое я… Я вижу эти ужасающие пространства Вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не
    3
    Паскаль Б. Мысли // Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. М.,
    1974. С. 121.
    4
    Там же. С. 169.
    5
    История всемирной литературы. М., 1984. Т. 4. С. 8.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    4
    зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте… я не знаю, откуда я пришел, так же точно не знаю, куда уйду»
    6
    , – писал Б. Паскаль.
    Отличительной чертой времени было общее чувство тревоги, растерянности, ожидания и страха надвигающихся перемен: «Это был дух, буквально потрясенный открывшейся изменчивостью всего и во всем – реалий окружающего мира и способа их рассматривать и познавать, изменчивостью истин, за исключением одной – истины сомнения, присущей собственному уму»
    7
    Смелые научные теории появились в обществе, где сохранялось господство традиционных взглядов на строение мироздания. Поэтому судьбы ученых- первооткрывателей часто были трагическими: Д. Бруно сожгли как еретика,
    Г. Галилей подвергался преследованиям инквизиции, Р. Декарт значительную часть жизни странствовал из одной страны в другую.
    Не случайно XVII век называют «растерявшейся эпохой», а настроение, охватившее людей,– «Великим Страхом». Страх и ненависть вызывало все, что было новым, что могло изменить жизнь, а перемены обступали человека со всех сторон.
    Опыт подсказывал, что перемены только ухудшают жизнь рядовых людей: огораживатели сгоняли крестьян с наследственных земельных участков; предприниматели, презревшие устоявшиеся правила производства и торговли, разоряли ремесленников, связанных цеховыми уставами. Быстро разбогатевшие в
    Новом Свете авантюристы и ловкие придворные брали верх над старой родовой знатью – мир перестал быть понятным. На одной чаше весов находились успехи и общественный прогресс, на другой – судьбы и жизни людей. Падения и взлеты человеческих судеб казались загадочными и необъяснимыми. Вновь и вновь в умах людей вставал образ капризной причудницы Судьбы-Фортуны. Вот как писал о ней испанский поэт начала XVII века Гонгора:
    6
    Цит по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., 1997. С. 167.
    7
    Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987. С. 318.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    5
    Фортуна дары раздает как придется: когда улыбнется, когда отвернется.
    По-быстрому делит, и все шито-крыто, кому куча денег, кому – санбенито
    8
    Дает и не знает, кого награждает, и верно, и скверно, и всяко бывает»
    9
    В повседневной жизни Великий Страх проявился в росте чувства неуверенности, ожидании бедствий. Все беды – войны, неурожаи, эпидемии – объясняли происками дьявола и его помощников: ведьм и колдунов. Чтобы избавить людей от опасностей, требовалось их уничтожать. «Охота на ведьм» началась сначала на севере Европы в протестантских странах Дании и Шотландии, потом перекинулась в центр, в германские земли, и на запад – в католическую Францию. В католических странах с ведьмами боролась инквизиция. В протестантских странах борьбу против ведьм проводили церковные общины. За полвека с 70-х годов
    XVI века до 30-х годов XVII века было сожжено около 50 тысяч человек. В число заподозренных в колдовстве обычно попадали люди неуравновешенные или чужеземцы, отличающиеся от местных жителей языком, верованиями, одеждой, манерой поведения. Трудные времена породили в обществе неприязнь ко всему необычному, непривычному, «чужому», приводили к стихийным вспышкам нетерпимости.
    Абсолютизм. Переплетение старых, еще не полностью исчерпавших себя тенденций с новыми, неизвестно что несущими, создавало ситуацию «неустойчивого равновесия» во всех сферах бытия общества. В частности, в сфере политической в условиях образования крупных централизованных государств именно на этой почве возникла ситуация, при которой власть правителей казалась стоящей над всеми категориями населения (теоретически и аристократ, и бюргер, и крестьянин находились в равном положении, были подданными государя) и приобретала неограниченный характер, становилась «абсолютной». Так формировались большие и малые абсолютистские государства, где власть центра почиталась выше закона, где человек оказывался непосредственно подчиненным этой далекой (находящейся в
    Париже или Вене) власти.
    Государь, бывший средоточием и олицетворением власти как силы организующей и объединяющей все общество, нуждается в том, чтобы его особая роль была заметна и признана. Внешним проявлением этого становится многочисленное окружение (двор), задача которого заключается в том, чтобы прислуживать правителю, помогать ему в делах, развлекать его на досуге, а вместе с тем создавать видимый образ могущества власти. Для этого все связанное с носителем власти должно было облекаться в особые формы, рассчитанные на то, чтобы поразить своей организованностью, пышностью, великолепием, торжественностью и неземной (далекой от повседневной привычности) красотой.
    Прекрасные «образцы» для воплощения этой идеи давали в частности те впечатления о богатствах азиатских и индейских (прежде всего ацтекских и инкских) деспотий, которые привозили из своих странствий участники многочисленных
    8
    Санбенито – высокий колпак, который надевали на человека, обвиняемого в ереси во время суда и казни.
    9
    Европейская поэзия XVII века. М., 1977. С. 359.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    6
    путешествий. Новые впечатления накладывались на воспоминания о тех рассказах, которые распространились по Европе столетием ранее вместе с бежавшими после падения Константинополя очевидцами византийского великолепия. Теперь все эти сведения понадобились для организации парадности и пышности придворного быта западноевропейских монархов.
    Театральность быта. Чем основательнее менялись условия жизни, тем заметнее было стремление зафиксировать и сохранить внешние формы существующего порядка вещей. Теперь вся жизнь монарха – посещение церкви, прием иностранных послов, охота, семейное торжество или празднование военных побед – превращалась в своего рода торжественное действо, протекавшее по особому сценарию, утвержденному особой системой правил и норм (этикету). Даже неофициальная сторона жизни правителя и его окружения, та, что не могла быть увидена посторонними наблюдателями, превращалась в непрерывный спектакль, в котором каждое передвижение, обращение или жест были строго оговорены правилами.
    Это могло вылиться в комическую или драматическую ситуацию. Известен эпизод, в котором французская королева, дрожа от холода, ждала, пока появится придворная дама, в чьи обязанности входило поднести ее величеству королевскую рубашку. Не менее показателен случай с запутавшейся в стременах испанской королевой, которой никто из челяди не рисковал помочь в отсутствие особого придворного, ответственного за подобные ситуации. Дерзкий смельчак, остановивший лошадь и спасший женщину, вынужден был бежать из столицы до особого указа короля, помиловавшего его за невольное прикосновение к священной особе ее величества.
    При всех несуразицах такой стиль поведения имел смысл, поскольку лишал обыденности, возвышал до обобщающего символа фигуру носителя власти и его окружения. Правитель воспринимался не просто человеком, но живым олицетворением государства. Такие монархи, как Людовик XIV, старались последовательно и добросовестно исполнять свою почетную, но достаточно утомительную роль.
    Начало подъема театрального искусства в Европе нового времени совпало по времени с расцветом придворного быта и общей склонностью к патетике и внешней представительности, свойственным обществу той поры. Поэт Б. Кастильоне в начале
    XVI века подробно перечислил требования к идеальному придворному: он должен уметь и знать так много, что уподоблялся актеру, играющему разные роли: «Я хочу, чтобы наш придворный был более чем посредственно знаком с литературой… чтобы он знал не только латинский язык, но еще и греческий… чтобы он хорошо знал поэтов, а равно ораторов и историков, и… умел писать стихами и прозой… Я не буду доволен нашим придворным, если он при том еще не музыкант… Есть еще одна вещь, которой я придаю большую важность: это именно умение рисовать и знание живописи»
    10
    . Несколькими десятилетиями позднее, когда П. Аретино описал облик и поведение типичного придворного, он еще более подчеркнул в нем обязательное умение и стремление к притворству и лицедейству: «Главное, что должен уметь такой придворный, это быть азартным игроком, завистником, развратником, еретиком, льстецом, злоязычником и сквернословом… Он должен уметь заговаривать зубы, изображать нимфу…»
    11
    А на рубеже нового, XVII века
    В. Шекспир провозгласил, что весь мир является театральной сценой, в котором каждый «не одну играет роль».
    10
    Цит. по: Волынский Л. Семь дней. М., 1960. С. 98.
    11
    Цит. по: Томашевский Н. Испанский театр золотого века // Испанский театр. М., 1969. С. 6.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    7
    В реальной жизни одновременно существовали две разные тенденции. С одной стороны, явственно проявлялось стремление закрепить за определенным человеком его общественную роль, сделать внешне узнаваемым его общественный статус.
    Отсюда многочисленные законы о том, кто и как должен быть одет, кто может пользоваться оружием, лошадьми, румянами, кто и чем имеет право заниматься, – все подлежало строгой регламентации. Совершенно точно было известно, какими душевными качествами, чертами характера и манерой поведения должен обладать представитель того или иного социального слоя, какие добродетели полагались королю, какие – епископу, дворянину, крестьянину или горожанину.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта