Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура шекспировской Англии.

  • Портретная миниатюра

  • Театр елизаветинской Англии.

  • «Дух времени» в творчестве Шекспира.

  • Вильяма Шекспира

  • Театральное искусство и общественная жизнь

  • Придворная культура ранних Стюартов.

  • Антонис Ван Дейк

  • Абобус. Духовная жизнь раннего нового времени европа в раннее новое время (xvi первой половина xvii века)


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеДуховная жизнь раннего нового времени европа в раннее новое время (xvi первой половина xvii века)
    АнкорАбобус
    Дата11.02.2022
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла03 (1).pdf
    ТипДокументы
    #358357
    страница9 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Место искусства в голландском обществе. В голландском обществе, где восторжествовал протестантизм, искусство утратило ту роль, которая принадлежала ему в обществе старого типа. Не строили дворцов, не было пышного придворного быта, не было нужды в оформлении культовых зданий. Возникла и расцвела культура быта, ориентированная на среднего человека и предполагающая комфортность, удобство, доступность.
    Между тем, состояние голландского искусства в целом оставалось прежним – высокий профессионализм, отлаженная тематика, не уменьшающийся спрос.
    Непрерывная эксплуатация безотказных сюжетов и приемов их изображения, составляющая многочисленные варианты «старушек с рукодельем» и «парусников в бурном море» продолжалась еще в течение нескольких десятилетий, но постепенно голландская школа утратила творческое начало. Приспособление к усредненному
    33
    По условию брачного контракта с Саскией, Рембрандт должен был вернуть ее родственникам приданое в случае второй женитьбы, поэтому его фактический брак с Хендрекье не был официально оформлен – ведь обедневшему Рембрандту возвращать было нечего. Амстердамское общество не могло простить такого нарушения приличий.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    48
    вкусу, к запросам рынка привело к постепенному оскудению «живописи реального мира» в ее голландском варианте.
    2.5. АНГЛИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВРЕМЕН ШЕКСПИРА И КРОМВЕЛЯ.
    В период расцвета абсолютистского режима – на протяжении всего XVI века короли и королевы из династии Тюдоров правили практически самовластно, манипулируя покорными парламентами и безропотными (или почти безропотными) мировыми судьями. Однако, со временем, когда потребность общества в сильном централизаторском начале ослабла и возобладали новые тенденции, связанные с развитием буржуазного хозяйственного уклада и соответствующих ему потребностей в соблюдении личностных прав, возникшая оппозиция абсолютизму изначально имела сильное оружие в виде парламента и местного самоуправления.
    Культура шекспировской Англии. Английская культура рубежа XVI –
    XVII веков очень часто рассматривается в рамках культуры Возрождения.
    Представляется более оправданным рассматривать ее как проявление кризиса гуманистической культурной традиции и переход к «растерявшейся эпохе». Этот этап английской истории принято именовать «елизаветинской» или (особенно применительно к культурной жизни) «шекспировской» Англией. Начавшиеся в обществе изменения в Англии особенно заметно затронули экономическую и социальную сферу, но проявились и в культурной жизни.
    Портретная миниатюра. В эпоху становления индивидуализма совершенно естественным стало казаться, что каждый, у кого были для этого возможности, стремился увековечить собственный образ, оставить о себе память. Миниатюрные портреты (их можно было носить в качестве украшения на груди, можно было вставить в крышку ларца или шкатулки) были более доступны, чем большие портретные изображения, более транспортабельны и удобны в домашнем обиходе.
    Они позволяли сохранить на память облик родных и близких в условиях усилившейся мобильности общества, когда дальние странствия отрывали людей на неопределенное время от семейного круга. В данном случае предполагалось изображение более камерное, интимное по настроению, далекое от парадной помпезности. Изображенные на миниатюрах люди предстают не столько как носители определенной функции в государстве, сколько в качестве исполнителей неких социальных ролей – благородный кавалер, любящая супруга, обожаемое дитя, мечтательный поэт, прекрасная дама. Для миниатюр характерна лирическая тональность, поэтому очень часто герой или героиня держат в руках цветок или изображаются на фоне пейзажа – маленького ручейка, раскидистого дерева, ветвей шиповника или воздушного как мечта загородного дворца.
    На портрете работы И. Оливера маленькая девочка в строгом черном платье с белым воротником (одета и причесана она как взрослая дама) сжимает в пальчиках крохотный цветочек. На известной миниатюре Н. Хилиарда «Юноша среди роз» – стройный молодой человек в белом с черной отделкой костюме мечтательно прислонился к стволу дерева, а вокруг него переплелись украшенные светлыми цветами ажурные ветви шиповника. Предположительно в образе влюбленного меланхолика запечатлен незадачливый фаворит королевы Елизаветы граф Эссекс.
    Обычно миниатюры дают погрудное или поясное изображение, реже фигура представлена в рост, самая излюбленная форма портрета – изящный овал.
    Задумчивые, мечтательные, ласково улыбающиеся лица обрамлены нарядными, часто очень многоцветными одеждами. С портретных миниатюр глядит на зрителя совершенно неожиданное лицо времени, обычно именуемой начало периода «так называемого первоначального накопления капитала».
    Театр елизаветинской Англии. Свое главное слово в развитии культуры елизаветинская Англия сказала не в живописи и не в поэзии, которая была

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    49
    распространенным увлечением всех образованных людей того периода. Главным достижением в сфере культуры этого периода стал расцвет театрального искусства на рубеже XVI и XVII веков.
    Театр для англичан той поры был важной составной частью общественной жизни. Не случайно в Лондоне, где на рубеже XVI и XVII вв. проживало около 200 тыс. человек (огромная цифра по тем временам!), было шесть театров. Стоимость входных билетов была вполне доступна для людей самых разных имущественных состояний, поэтому театры охотно посещала и аристократическая молодежь, и почтенные горожане и рабочий люд, промышляющий различными поденными работами. Театральное здание строилось так, чтобы при наименьших затратах достигнуть наибольшей вместимости. Здание шекспировского театра «Глобус» представляло собой в плане шестиугольную башню без крыши (чтобы было светлее в помещении). Только над сценой, остроугольного клина, выступающего в зрительный зал, натягивался навес из ткани, украшенной изображениями солнца, луны и звезд.
    Такое расположение сцены было удобным – зрители, обступая сцену с трех сторон, могли лучше слушать актеров. Кроме того, сцена своей формой напоминала корабль, что наводило на мысль о блужданиях людей в бурном житейском море.
    Пространство зрительного зала было пустым, сидячих мест не предполагалось. Часть зрителей размещалась в ложах, устроенных вдоль стен помещения. Самые дорогие и хорошие места находились над сценой, где особенно хорошо были слышны голоса актеров. Ведь зритель той поры приходил в театр, прежде всего, чтобы слушать.
    Оформление сцены было таким: задник обычно представлял собой изображение фасада здания, в котором располагались – ниша, куда переносилось действие, происходившее в ночное время, и балкон, находившейся на некоторой высоте. Все остальное – деревья в лесу, шумную рыночную площадь, бушующие морские волны, роскошь дворцовых покоев должно было восполнить богатое воображение зрителя.
    Перед началом действия в исторической хронике «Генрих V» на сцене появлялся актер, который произносил такие слова:
    Представьте, что в ограде этих стен
    Заключены два мощных государства.
    Восполните несовершенства наши,
    Из одного лица создайте сотни,
    И силой мысли превратите в рать
    34
    Скромность декораций оттенялась богатыми костюмами, украшавшими актеров
    (в английском театре шекспировских времен все роли исполняли мужчины). Очень часто аристократы дарили свои надоевшие наряды актерам, которым они покровительствовали. Понятие исторической точности не существовало, поэтому
    Джульетта, Клеопатра и леди Макбет могли поочередно красоваться в одних и тех же убранствах. Зритель привык к определенным театральным условностям, ему достаточно было надписи «Верона» или сетования героя на то, что страшный шторм выбросил его на безлюдный берег после кораблекрушения, и воображению публики рисовались сады и палацио итальянского патриция или пенящуюся кромку прибоя у скал необитаемого острова.
    «Дух времени» в творчестве Шекспира. Общее эмоциональное изменение
    «духа времени», происходившее в английском обществе на рубеже двух веков, в период, который по сути дела стал временем перехода от ясности возрожденческих настроений к тревожной атмосфере «растерявшейся эпохи», отчетливо прослеживается в творчестве Шекспира.
    Судьба Вильяма Шекспира (1564–1616) была довольно спокойной и благополучной. Он был актером, поэтом, драматургом. Большая часть его жизни прошла в Лондоне. Бурная жизнь эпохи отразилась в его многогранном творчестве.
    34
    Цит. по: Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969. С. 77.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    50
    Достаточно сопоставить три шекспировские трагедии: «Ромео и Джульетта»
    (середина 90-х годов XVI в.), «Гамлет», появившийся в первые годы следующего столетия и «Макбет», относящийся ко времени правления Якова I. За полтора десятилетия, протекшие между первой из названных вещей и третьей разительно изменилось настроение в душе автора трагедий и в общественной атмосфере английского общества.
    Светлое, жизнеутверждающее начало царит в мире, где разворачивается история любви Ромео и Джульетты. Этот мир отнюдь не безмятежен, он полог тревог, опасностей, риска и ощущения радостного принятия всех граней бытия.
    Драматические события происходят на фоне чередования всплесков бурных проявлений радости и горя, все персонажи вне зависимости от возраста и общественного положения легко переходят от одного настроения к другому, отчаяние у них быстро отступает перед любым проблеском надежды. Гибель юных любовников воспринимается как их победа над обстоятельствами и приводит к торжеству доброго начала – жестокая вражда двух соперничающих семейств гаснет, уступает место взаимному примирению.
    С годами Шекспир утратил веру в могущего человека, в неизбежное и скорое торжество справедливости. Огромный и опасный мир окружает его героев, они часто странствуют, они борются за свое счастье, много страдают, они впадают в отчаяние и вновь обретают надежду. Как никто другой Шекспир сумел передать ощущение прекрасного и пугающего разнообразия окружающего человека мира.
    Совсем иная обстановка складывается вокруг мрачной громады королевского замка Эльсинор в «Гамлете»: светлым надеждам и добру здесь нет места. Злодеяния совершают все: и коварный Клавдий, и лицемерные придворные, и ищущий справедливости принц Гамлет. Безвольным инструментом интриг оказывается даже кроткая Офелия, воплощающая дочернюю покорность и девическую невинность.
    Мир утратил ясность очертаний, перестал быть ареной, где можно открыто бороться за свое право на счастье. На счастье главный герой уже не претендует, ему остается только мстить за убитого отца. И эта борьба за справедливость сопровождается новыми убийствами, новыми жертвами. В результате гибнет и сам герой, а над замком и страной утверждается власть грубой силы. Гамлет выполнил намеченное, но это ничего не изменило к лучшему в мире, даже не породило проблеска надежды на возможность торжества справедливосчти. В замке Эльсинор воцаряется чужеземец.
    Ромео, Джульетта, Меркуцио и Тибальд – это люди Возрождения, живущие и действующие в своем беспокойном мире; Гамлет – тоже может считаться
    «универсальным человеком» Ренессанса, но оказавшимся в обстановке, где рушатся великие иллюзии эпохи, где надежды на гармонию разбиваются о реалии общества
    «так называемого первоначального накопления».
    Еще одна грань рассыпающейся мечты предстает в «Макбете». Главный герой этой трагедии по свои духовным и физическим качествам, по смелости и отсутствию у него преклонения перед авторитетами и условностями может претендовать на то, чтобы считаться «универсальным человеком». Но все его доблести направлены на злые дела, на торжество несправедливости. Прежде, в период расцвета Возрождения, вопрос о направленности человеческой активности не выдвигался на передний план, было бы дело, были бы результаты. В условиях «растерявшейся эпохи» – эта сторона – направленность – деятельности приобретает значимость и важность.
    Мрачная фигура Макбета рисуется темным силуэтом на фоне лесных дебрей и каменных башен. Шекспир, таким образом, коснулся одной из болезненных проблем возрожденческой этики – оборотной стороны культивируемой в ту эпоху идеи титанизма.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    51
    Театральное искусство и общественная жизнь. Театральное искусство в английском протестантском обществе XVI века имело воспитательные функции, сходные с теми, какие в средние века выполняло оформление храмов – было
    «библией для неграмотных». Не следует забывать и том, что в это время складывалось национальное государство, сплоченное сильной королевской властью, и тема политического объединения была очень важна для формирования общественного сознания. Большая часть пьес основывалась на исторических сюжетах, прежде всего на сюжетах, взятых из английской истории. Ведь значение истории расценивалось в общественном сознании того времени чрезвычайно высоко
    35
    . Авторитет исторического примера должен был выполнять ту же роль в деле формирования общественного сознания, которую прежде выполняли авторитет священного предания и авторитет античных мудрецов История, театр и политика тесно соприкасались между собой. Можно вспомнить три эпизода, связанные с наиболее известным лондонского театра того времени «Глобусом».
    Один из них связан с одной из наиболее популярных шекспировских пьес
    «Трагедии о короле Ричарде III», которая по своей идейной сути представляет собой не что иное, как блестяще разработанный исторический миф. Шекспир, основываясь на интерпретации придуманной его предшественниками, изобразил узурпатора
    Ричарда III «чудовищем злодейства». Тем самым драматург морально оправдал захват власти другим узурпатором, Генрихом Ричмондом, воцарение которого знаменовало конец долгому периоду междоусобиц. Генрих Ричмонд (Генрих VII) стал родоначальником династии Тюдоров, правившей в Англии на протяжении всего
    XVI в. Интересно, что попытки исследователей отделить театральный образ
    Ричарда III от его исторического прототипа предпринимались с середины XVIII в. до наших дней
    36
    , но в общественном сознании прочнее держится шекспировский злодей.
    Другой любопытный эпизод произошел в самом конце правления Елизаветы, когда между старой королевой и ее строптивым фаворитом Эссексом возник конфликт. Эссекс решил организовать переворот и отстранить от власти или подчинить себе королеву. Незадолго до намеченного дня в театр «Глобус» явился джентльмен, предложивший труппе за хорошее вознаграждение возобновить на один вечер постановку исторической хроники о Ричарде II. Король Ричард в этой трагедии изображен монархом, пренебрегшим своими обязанностями правителя и поплатившимся за это властью, свободой и жизнью. По замыслу заговорщиков на это представление должно было собраться значительное число их единомышленников, а после спектакля они, вдохновленные звучными стихами, должны были пройти по улицам и призвать горожан поддержать их лидера – графа Эссекса, пользовавшегося в Лондоне огромной популярностью. Расчет оказался ошибочным – лондонцы остались равнодушны к призывам мятежников, переворота не состоялось, граф
    Эссекс лишился головы, а актеры труппы «Глобуса» были вызваны в Тайный совет, где вынуждены были давать объяснения.
    Третий эпизод, показывающий «политизированность» шекспировского театра связан со временем воцарения на английском престоле представителя династии
    Стюартов Якова I. Права племянника Елизаветы на английскую корону были не бесспорны. Популярность его в Англии была не велика. Шекспир, находившийся под покровительством Якова, бывшего большим театралом, обратился к сюжету из шотландской истории, рассказывающему о борьбе за шотландский престол.
    Современникам Шекспира злодейства Макбета, убившего законного короля, должны
    35
    В «Хронике» Холиншеда история оценивается так: «средоточие разума, сливки опыта, сок мудрости, сердцевина справедливости, разоблачительница подлости, календарь времени, светоч истины, жизнь памяти».
    36
    См.: Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979. Гл. 6.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    52
    были напомнить историю, приключившуюся с Яковом еще в бытность его шотландским королем, когда заговорщики пытались захватить его и отстранить от власти
    37
    . Трагедия Шекспира должна была косвенным образом способствовать укреплению престижа первого Стюарта, объединившего под своим скипетром
    Англию и Шотландию.
    Со второго десятилетия XVII в. ситуация в общественных умонастроениях английского общества начинает меняться. Вместе с нарастанием противостоянием между Короной (королевской властью) и Парламентом (представляющим собой оппозиционные настроения в стране) усилилось противостояние двух культур в английском обществе. Не случайно Шекспир покидает Лондон, уединяется в городе своего детства Страффорде, из которого он когда-то вырвался в «большой мир». Его поздние пьесы (особенно «Буря») – это скорее философские сказки, более подходящие для придворных празднеств, где особо ценилась изощренная символика и замысловатость образов, нежели для представлений в аскетической обстановке городского театра.
    Традиции театрального искусства елизаветинского времени продолжают современники Шекспира соавторы Бомонт и Флетчер, блестящий Бен Джонсон. Их творчество пользуется огромной популярностью. Любить театр считается по- прежнему хорошим тоном при дворе. А с началом нового царствования, после вступления на английский престол Карла I, усиливается покровительство Короны художникам.
    Придворная культура ранних Стюартов. Карл I Стюарт первым среди английских монархов собрал богатую коллекцию картин, монет, медалей. Он мечтал осуществить обширное строительство (в его распоряжении был талантливый архитектор И. Джонс), но скудность денежных возможностей заставила ограничиться строительством лишь одного Банкетного зала, украшенного росписями великого Рубенса. Сам Рубенс отказался стать придворным живописцем английского короля, но его ближайший друг и ученик Антонис Ван Дейк (1599–1641) принял это приглашение. Ван Дейк c юности стремился вращаться в аристократических кругах
    (в период его пребывания в Италии за ним закрепилось прозвище «художник подделывающейся под аристократа»), приняв приглашение Карла I, он получил возможность реализовать свою мечту, а главное для искусства – создать особый тип портрета, ставшего эталонным образцом парадного портретного искусства. В работах
    Ван Дейка прекрасно сочеталась импозантность, репрезентативность и элегантное изящество. За десять лет его пребывания в Англии он написал многих представителей аристократических английских и шотландских фамилий того времени. При создании рядовых портретов он постоянно пользовался услугами многочисленных помощников.
    Конечно, основные усилия художника были направлены на создание многочисленных портретов членов королевского семейства. Ни сам король, ни королева Генриетта-Мария не обладали выигрышной внешностью. Поэтому особенно интересно понять как художник, не приукрашивая свои модели, сумел сделать их столь импозантными и представительными на портретах. В работах мастеров предшествовавшего столетия носитель власти предстоял подобно раззолоченному идолу, величественному объекту поклонения, преисполненному грубой силы (это особенно ощущалось в портретах Генриха VIII) и подавляющей мощи.
    Тщедушный Карл Стюарт не наделялся Ван Дейком лишними дюймами роста.
    Художник не связывал царственность с мощью и силой. Карл на его полотнах
    37
    См.: Будыко М.И. Путешествие во времени. М., 1990. Гл. 3.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    53
    прежде всего прекрасно воспитанный джентльмен, полный снисхождения к людям.
    Восседающий на огромном скакуне, движущемся прямо на зрителя, в наряде воинственно – рыцарственном и, одновременно, элегантном он кажется воплощением краткой формулы «Я – король». Художник изображал короля сидящем на троне, прикрыв тщедушное тело под складками мантии и концентрируя внимание на выражении достоинства на его породистом лице, или на охоте, где его одинокая фигура представлена на фоне сумрачного неба и беспокойных морских просторов.
    Над головой короля видна крона раскидистого дерева, на заднем плане слуга держит под уздцы коня, а сам монарх, одетый в модный охотничий костюм, в задумчивой рассеянности слушает тишину. Художник сумел уловить и обыграть те качества личности Карла I, которые делали его очень обаятельным при личном общении. Его король – это не тот незадачливый политик, который не сумел предотвратить взрыв революции, а тот, кто был центром просвещенного и изысканного придворного кружка, любившего и умевшего наслаждаться прекрасными стихами, изысканными спектаклями – «масками», редкостными мраморами и живописными полотнами.
    Можно сказать, что Ван Дейк создал эталонный тип парадного портрета, на котором человек изображался таким, каким ему хотелось бы выглядеть в глазах других людей. Сходство он умел передавать очень верно, никогда не «подправлял» черты лица, но сосредотачивал внимание на самом выигрышном в облике. Так, длинноватый носик королевы Генриетты Марии не бросался в глаза на фоне ее выразительных глаз и нежного цвета лица. Блестяще выявлены те черты, которые свидетельствуют о соответствии персонажа своей социальной роли. Вместе с тем художник наделяет свои высокородные модели чертами чисто человеческой привлекательности – доброжелательностью и любезностью в облике придворных дам и кавалеров, детской непосредственностью маленьких принцев и аристократов, трогательной привязанность между членами высокородных семейств.
    Носители власти наделялись «человеческим лицом», сохраняя при этом всю значимость своего общественного положения. Не случайно Карл I, высоко ценивший своего придворного живописца, пожаловал ему дворянство. Умная и элегантная искусность вандейковской кисти прекрасно подходила запросам рафинированного двора ранних Стюартов, а пришедшейся на рубеж 30 и 40-х годов XVII века отъезд художника из Англии совпал с началом конца этой культуры.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта