Главная страница
Навигация по странице:

  • «Кавалеры» и «круглоголовые»

  • Английская культура времен господства пуритан.

  • Я А. Коменский

  • Революционная эпоха в зеркале поэзии Д. Мильтона.

  • Абобус. Духовная жизнь раннего нового времени европа в раннее новое время (xvi первой половина xvii века)


    Скачать 1.33 Mb.
    НазваниеДуховная жизнь раннего нового времени европа в раннее новое время (xvi первой половина xvii века)
    АнкорАбобус
    Дата11.02.2022
    Размер1.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла03 (1).pdf
    ТипДокументы
    #358357
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Пуританская культура и ее особенности. К этому времени в стране сложилась культура, базировавшаяся на иной системе ценностей, имевшая иной облик и направленность, культура оппозиционная по сути и преследуемая официальными властями, культура того типа, который в наше время именуют андеграунд.
    Теоретические основы ее следует искать в идеях радикального протестантизма. Она была ориентирована на утверждение новой системы ценностных ориентиров, подчиненных потребностям формирующегося общества, где все направлено на культ практически полезного. Питательной средой для нее служили те слои населения
    (таких было огромное большинство), которые были недовольны существующим в стране положением, прежде всего ситуацией в идейно-религиозных делах.
    Лондонские подмастерья по-прежнему охотно посещали театральные представления, участвовали в плясках вокруг майского шеста, собирались на медвежью травлю в цирке, сбегались посмотреть на казнь преступников в Тайберне, но среде них, как и среди других категорий простого люда появилось много тех, кто больше был озабочен не сегодняшним развлечением, а вечным спасением. «Веселая
    Англия» на глазах одного поколения превратилась в общество, где на первый план выступили проблемы религиозные. Теперь огромные толпы собирались, чтобы послушать многочисленных известных и безвестных проповедников на разные лады толковавших о том, что жизнь каждого человека, его повседневная деятельность

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    54
    заключается в служении Богу, проявляющемся в выполнении повседневных, в том числе профессиональных обязанностей. Трудолюбие, усердное исполнение
    «мирского» призвания является косвенным свидетельством избранности человека, его принадлежности к тем, кому обеспечено загробное спасение. Избранность не зависела от социального или имущественного положения человека. Вместе с тем, нести «слово Божье» людям мог любой человек.
    Поскольку при таком подходе все расценивалось через призму спасения, то, что не способствовало этой великой цели отвергалось и относилось к категории греха.
    Так расценивались богатое убранство церквей, нарядные одежды, веселое времяпрепровождение, изящные искусства, поэзия, театр,– все, что не могло принести прямой и непосредственной пользы человеку в его труде ради вечного спасения. В людях воспитывалось стремление к самоотречению ради высшей цели, культивировалась жажда подвига и мученичества.
    Приверженцы этих взглядов получили в Англии наименование пуритан, то есть тех, кто стремится очистить английскую церковь, привести ее в соответствие со строгими требованиями последовательного реформационного учения – кальвинизма.
    Фактически речь шла о становлении принципов морали общества, которое принято называть буржуазным, общества, где поощрялась активность, прежде всего деловая активность, связанная с развитием урбанистической цивилизации нового времени.
    Пуританское движение возникло несколькими десятилетиями раньше, но в елизаветинскую эпоху пуритане вызывали среди населения насмешливое отношение
    (достаточно вспомнить как изображается Мальволио в шекспировской комедии
    «Двенадцатая ночь»), а начиная со второй четверти XVII в. именно пуританизм определяет направленность эмоционально – духовного развития нации. Это отнюдь не значит, что большинство англичан стали пуританами, но усилилась симпатия к пуританским идеям. Пуританские мученики, те, кто подвергался наказаниям
    (бичевание, тюремное заключение, отрезание ушей) за проповедь пуританских взглядов, за распространение пуританской литературы вызывали уже не насмешки, а восторженное преклонение уличной толпы.
    Пуританская культура допускала лишь то, что может принести человеку пользу в его практической жизни или способствовать его идейно-религиозному совершенствованию. Прекрасно сумел выразить этот подход генерал О. Кромвель, лидер английской революции, рекомендовавший художнику, работавшему над его портретом, изображать его «со всеми бородавками», то есть отказаться от идеализации облика ради правдоподобия и достоверности.
    Возможность донести максимально объективное изображение внешнего вида человека, местности, предметов, сообщить точные сведения о каком – то событии или явлении, дать убедительные примеры того, как следует или не следует поступать, – вот что извиняло существование произведений литературы и искусства в глазах представителей новой культуры. Обличая бесполезную роскошь в быту и в убранстве культовых помещений, пуритане не чуждались развитию комфорта и удобств. Этому было вполне рациональное объяснение – человек, живущий в хороших условиях, способен лучше и успешнее работать, выполняя свое мирское призвание. Не случайно различные бытовые удобства раньше всего появляются и сравнительно шире распространяются в протестантских странах, в том числе в
    Англии.
    «Кавалеры»
    и
    «круглоголовые».
    Даже внешний облик людей, представляющих два эти лагеря был различным. Причем, это было связано не столько с социальным статусом тех и других, сколько с их ориентацией на ту или иную систему ценностей. Первая, особенно культивировавшаяся при королевском дворе, как бы завершала гуманистические традиции, вторая – способствовала

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    55
    утверждению того, что М. Вебер назвал торжеством протестантской этики. С началом гражданской войны за сторонниками короля закрепилось название
    «кавалеры», а за их противниками – «круглоголовые».
    «Кавалеры» одевались подчеркнуто нарядно и пестро. Кружева и ленты украшали как женские, так и мужские костюмы ярких и сочных цветов.
    Предпочтение отдавалось шелковым тканям. Женский наряд имел пышные многослойные и разноцветные юбки, видные одна из-под другой из-за разреза спереди, и большое декольте. Волосы были тщательно завиты и уложены по плечам.
    Драгоценные украшения (серьги, кольца, броши-подвески) носили и мужчины и женщины.
    «Круглоголовые», прозванные так за подчеркнуто простую стрижку «под горшок», отдавали предпочтение одежде темных тонов – черной, коричневой, серой, которая оттенялась белыми воротниками и манжетами. Их дамы одевались сходным образом, предпочитая легкомысленным шелкам добротное сукно и допуская лишь скромную кружевную отделку воротников и манжет на закрытых под горло платьях.
    Волосы пуританки тщательно прятали под белоснежный (благо к этому времени уже был известен секрет синьки) чепчик. Чистота и аккуратность – вот единственное проявление роскоши, которые ими ценились.
    Контрастно выглядят проявления двух культур в плане эмоциональном.
    Старшая из них полна усталости перед жизнью. Это отчетливо звучит в строках
    Д. Донна:
    …В театрах – пустота
    Медведя ль травят, вора ли казнят –
    Хоть эти от хандры спастись я рад…
    Молодой поэт Джон Мильтон видит вокруг себя нечто иное. Он писал: «Мне кажется, что я вижу, как просыпается ото сна благородная и могучая нация… Мне кажется, что я вижу, как она, подобно орлу, приучает к полету свое могучее молодое поколение»
    38
    Английская культура времен господства пуритан. До 40-х годов XVII в. радикальный протестантизм был в Англии гонимым движением, он идейно объединял все оппозиционные абсолютизму силы. В начале 40-х годов в стране началась революция. Вооруженная борьба с королем Карлом I развивалась своим ходом, а революционное правительство в лице парламента (вошедшего в историю под именем Долгого) сосредоточило власть в своих руках и начало законодательным путем внедрять в общественную жизнь новые идеалы и ценности.
    Вскоре были запрещены всякого рода народные гулянья – пляски у майского шеста, карнавалы с ряжеными, рождественские пирожки с мясом, театральные представления, цирковые зрелища и тому подобные мероприятия. Правда, по требованию лондонских подмастерьев пляски у майского шеста несколько времени спустя были дозволены, и открылся один из лондонских цирков, где вновь стали организовывать медвежью травлю и другие забавы того же рода. Что касается театров, то запрет в отношении их соблюдался на протяжении всего революционного двадцатилетия, вплоть до реставрации королевской власти в 1660 года. Эти меры традиционно ставят в упрек пуританству.
    Пуританская культура внесла в духовную жизнь общества новые ценностные ориентиры. Большое внимание в пуритански настроенных кругах уделяли вопросу воспитания. Достаточно вспомнить, что на рубеже 30-х и 40-х годов по приглашению
    38
    Цит. по: Павлова Т. А. Роль раннего пуританизма в политической и культурной жизни Англии //
    Культура эпохи Возрождения и реформации. М., 1981. С. 228.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    56
    одного из членов парламента С. Хартлиба в Англию приехал великий педагог
    Я А. Коменский и что его «Великая дидактика» была разработана для планируемой реформы образования. Реализовать эту программу в полном объеме вряд ли было возможно, но на определенные нововведения можно было рассчитывать, если бы не начавшаяся гражданская война. Попытки обучать детей знаниям об окружающем мире путем наблюдений предпринимал на практике Джон Мильтон, который одно время занимался воспитанием своих племянников.
    Надо отметить, что протестантизм с его установкой на рациональное начало, на обращенность не к эмоциям, а к разуму верующих немало способствовал распространению грамотности среди достаточно широких кругов населения.
    Обязательное для протестантов чтение Священного Писания способствовало не только распространению грамотности, но и умения более самостоятельно мыслить, понимать прочитанное. Одновременно, эта установка на грамотного человека соответствовала (в ту пору в дальней перспективе) потребностям возникающего общества, стремящегося к постоянному техническому прогрессу.
    Интересно, что сосуществование и соперничество двух культурных направлений в рамках английского общества вызвало расцвет публицистики. Нельзя сказать, что эти сочинения, обычно очень многословные и витиеватые по стилю
    (эпоха барокко давала себя знать во всем), в которых богословские рассуждения густо замешаны на политически злободневности, представляют собой легкое и увлекательное чтение для современного читателя. Но для общества того времени они были важны: таким путем осуществлялась разработка основ новой мировоззренческой парадигмы. За нудными и злобными обличениями актеров и театра («все известные и распространенные пьесы… суть греховные, зловредные и пагубные развлечения, совершенно недостойные и противоречащие законам христиан… а создателем их был никто иной, как сам дьявол»
    39
    ) стояли не только выпады против королевы, осмелившейся появиться на сцене, но утверждение нового подхода к явлениям культуры: в этой сфере достойно существования только то, что приносит пользу, несет информацию или назидание.
    В 1642 году, раньше, чем разразился открытый вооруженный конфликт между королем и парламентской оппозицией, вспыхнула «памфлетная война», в которой приверженцы того и другого лагеря доказывали правоту своего дела. «Памфлетная война» достигла своего пика в начале 1649 года, когда происходил судебный процесс над побежденным королем. Защитники старой идеологии утверждали, что король не может быть виновен, по причине божественного происхождения своей власти, а их оппоненты разрабатывали новую теорию, согласно которой король получил свою власть от народа. А «поскольку король или судья получают свою власть от народа… народ имеет право … избирать или отвергать, оставлять или низлагать его»
    40
    . Такой подход стал основополагающим камнем теории «общественного договора», вокруг которой вращалась вся мировоззренческая система последующих двух столетий.
    О том, какое значение придавалось в ту пору печатному слову и тому, чтобы это слово было свободным, свидетельствует появление памфлета Д. Мильтона
    «Ареопагитика или речь о свободе печати». В этом, возможно, самом блестящим из созданных им политических памфлетов, великий мыслитель доказывал, что попытка запрета на книги, во-первых, бессмысленна – запрещаемые идеи все равно распространяться, а во-вторых, – опасна, потому что человек должен учиться сам оценивать те или иные взгляды, отвергать или принимать их. Для Мильтона
    39
    Это выдержка из пространного памфлета У. Принна «Бич актеров», за публикацию которого автор лишился ушей. Цит. по: История английской литературы. Т. 1. М.; Л., 1945. С. 160.
    40
    Цит. по: Рекворд Э. Мильтон как революционный мыслитель // Хилл К. Английская революция.
    М., 1947. C. 172.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    57
    очевидно, что разумный человек должен научиться сам отделять дурное от хорошего в книгах, иначе он окажется беспомощным перед лицом возможных вредных влияний в жизни. Используя привычную для его времени аргументацию, он цитирует апокриф: «Читай всякие книги, какие только попадутся в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать»
    41
    Памфлет Мильтона символизировал начало борьбы за идею свободы слова, как одно из насущных прав человека. Что касается его непосредственного результата, то он был нулевой – Долгий парламент, долго боровшийся против королевской цензуры, получив в середине 40-х годов всю полноту власти, восстановил цензуру по требованию лондонских книготорговцев, желавших сократить конкуренцию.
    Бурные события гражданских войн способствовали распространению в этот период дневников и мемуаров. С одной стороны – люди хотели запечатлеть свой взгляд на события, происходившие на их глазах. С другой – в дневниках и мемуарах чувствуется желание разобраться в собственных чувствах, поступках, мыслях.
    Последнее качество особенно характерно для протестантского общества, где люди были лишены такой психологической отдушины, как исповедь. Кроме того, протестантская этика требовала от людей жесткого самоконтроля в поступках и чувствах – проанализировать то и другое было удобнее всего на листе бумаги. В дневниках и мемуарах периода революции и последующих десятилетий можно найти самые неожиданные сведения о событиях политической и военной жизни. Мемуары члена Долгого парламента Д. Уайтлока или мемуары республиканского генерала Э.
    Лудло содержат много сведений о политической жизни. О духовных исканиях пуритан и повседневной жизни, в частности семейной жизни, повествуют воспоминания Л. Хатчинсон. Сведения о культурной и повседневной жизни периода реставрации много сведений содержит дневник С. Пипса.
    Во множестве появились описания подлинных и фантастических путешествий в далекие страны, где рассказывалось о непривычных обычаях, давалась информация о том, что и где производится, откуда, что можно привести и чему научиться.
    В этот период господства пуританских нравов зарождается один из наиболее популярных в настоящее время литературных жанров – детектив, точнее повествования о жизни и приключениях знаменитых преступников. Первоначальная идея о полезности и назидательности разоблачения дурного поведения, дурных поступков растворилась в красочных описаниях быта и нравов общественного «дна».
    Процессы и казни знаменитых преступников привлекали всегда общественное внимание. В Англии второй половины XVII и начала XVIII вв. сложилась традиция интервьюировать этих «героев дня» и сочинять от их имени жизнеописания. Такого рода книжонки, обычно в синих переплетах, пользовались большой популярностью среди простых горожан. Книжонки снабжались назидательным предисловием или послесловием, разоблачающим порок и преступление. На этой почве позднее выросли романы Д. Дефо о похождениях Моль Флендерс, Полковника Джека и
    Капитана Сигльтона, роман Г. Филдинга о Д. Уайльде Великом, реально существовавшем человеке, который был одновременно главарем лондонского преступного мира и почтенным олдерменом города Лондона. Впрочем, художественные достижения на этом направлении были делом будущего, в XVII веке этим занимались поденщики от литературы. Интересно другое – в обществе складывался книжный рынок, ориентированный на массовый и непритязательный вкус.
    41
    Мильтон Д. О свободе печати. М., 1907. С. 14. Показательно, что европейская общественная мысль обращалась к этому памфлету Мильтона в периоды, когда делались попытки преодолеть внутренние кризисы. Так было во Франции накануне Великой революции, так было в России в 60-х годах XIX века и в начале XX века.

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    58
    Революционная эпоха в зеркале поэзии Д. Мильтона. Если говорить о самом значительном художественном явлении времен пуританской революции (так часто называют английскую революцию), о том, что является вкладом эпохи в мировую художественную культуру, то главное внимание следует сосредоточить на творчестве Д. Мильтона (1608–1674). Публицист, политический деятель (он был
    латинским секретарем, то есть по современной терминологии министром иностранных дел английской республики на рубеже 40-х и 50-х годов), идеолог, заложивший во многом основы теории общественного договора, гуманистически образованный поэт, он в эпической поэме «Потерянный рай» передал пафос насыщенной борьбой атмосферы своего времени.
    В личности и творчестве Д. Мильтона слились две тенденции, существовавшие в английской культуре той поры гуманистическая эрудированность, пуританская религиозность и трезвый рационализм, – и все без тех крайностей, которые делали бы не совместимыми эти черты. Его гуманизм был лишен того оттенка упадочничества, который отличал большинство приверженцев старой культуры в середине XVII века, его религиозности не свойственен был дух фанатизма и нетерпимости, а его рационализму чужд был эгоистический прагматизм.
    Сюжет поэмы «Потерянный рай» основан на Священном Писании. Мильтон всю жизнь искал великую тему, способную отразить величие переживаемой эпохи.
    Лирические и философские сонеты, аллегорическая пьеса – маска, политические памфлеты, исторические сочинения о раннем периоде английской истории – все это были подступы к главному в творчестве.
    В поэме разрабатываются две темы – восстание ангелов во главе с Сатаной против Господа и последующая попытка Сатаны отомстить за поражение, совратив прародителей Адама и Еву. Размах поэмы и по охвату времени и по месту действия – космический. Свою поэму Мильтон начинает с размышлений поверженного
    Люцифера о содеянном. Описание падения бунтовщиков в бездну сменяется воспоминаниями Люцефера о том, как он замыслил восстание, как проводил агитацию среди колеблющихся ангелов. Далее дается картина грандиозного вселенского сражения между воинством Бога и воинством Сатаны, в котором несколько неожиданно выглядит описание артиллерийских орудий. Холодная бездонность космических пространств (в этом очевидно ощутимо влияние идей научной революции, давшей новую картину Мироздания) соседствуют с идиллическим уютом Эдемского сада, где обитают прекрасные и невинные Адам и
    Ева. Совращение Сатаной прародителей завершается их изгнанием из райских пределов.
    Интересно, однако, как сопровождает поэт эту всем знакомую библейскую историю неожиданными деталями. Перед тем как изгнать ослушников, архангел показывает Адаму «фильм веков» – эпизоды будущей страшной и величественной истории человечества, истории развития. Отправляясь в неизвестность земной жизни люди не просто расстаются с беззаботным существованием, но переходят в качественно иное состояния бытия – перед ними открывается возможность совершенствования. В развитии этой темы звучит мысль Мильтона о том, что пока человек не столкнется со злом, он не в состоянии отличить добро от зла, не в состоянии сознательно избрать путь добра, и для понимания этого требуется много усилий и жертв.
    Внимание читателей, однако, привлекала больше всего другая сюжетная линия поэмы – трактовка пуританином и революционером Мильтоном образа Сатаны.
    Много веков идут споры о том, что хотел сказать поэт, представив своего Сатану столь величественным, несгибаемым, героичным по облику и поведению. Что поэт имел в виду, изображая восстание против законной власти, против извечных

    ГЛАВА 2. Культура растерявшейся эпохи
    59
    установлений? В реальной жизни Мильтон был на стороне восставших против законной королевской власти, был душой революционного лагеря. Значит ли это, что он мог сделать богоборца Сатану героем своей поэмы? Именно это утверждали романтики начала XIX века, увлекавшиеся образами демонических личностей и увидевшие в Мильтоне своего предтечу.
    Но ведь Мильтон был истовым пуританином, для которого библейские образы были полны вполне определенного значения. В характере созданного им Сатаны выразительно подчеркнуты человеконенавистничество, гордыня, презрение ко всему, что лежит за пределами его власти. Мог ли поэт в обстановке политической реакции
    (поэма писалась в 60-е годы, когда в стране была восстановлена монархия) отречься от идеалов всей жизни, сопоставив революционный взрыв с выступлением мятежных ангелов против Бога? Но все в поведении и творчестве Мильтона, который воспевает в эти же годы Самсона-борца, противоречит мысли об отказе от старых идеалов.
    Можно предположить, что для него важнее был не оценочный момент: восстание против установленного порядка – это зло или добро? – а стремление отразить грозовую атмосферу эпохи и убежденность в том, что развитие жизни возможно только в постоянной борьбе, предусмотренной изначальным замыслом
    Творца. С этой точки зрения главный «герой» поэмы – это эпоха, пережитая англичанами в середине XVII века, страшное время крушения старых устоев, разрушительное время расчистки котлована для строительства новой Англии.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта