Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространство

  • СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ 5.1. Основные философские позиции по проблеме сознания 5.2. Теория отражения 5.3. Сознание и язык

  • 5.1. Основные философские позиции по проблеме сознания.

  • Гилозоизм

  • ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ 6.1.Проблема человека в истории философии

  • 6.1.Проблема человека в истории философии

  • К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем


    Скачать 142.34 Kb.
    НазваниеК изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем
    Дата10.06.2022
    Размер142.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKonspekt_lektsiy.docx
    ТипДокументы
    #582619
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    4.3. Атрибуты материи

    Атрибут – неотъемлемое свойство, то, без чего данный объект не может существовать как таковой. Основными атрибутами материи являются движение, пространство, время, отражение.

    Движение есть способ существования материи, изменение вообще. Движение объективно, неразрывно связано с материей. Признание этих моментов необходимо вытекает из материалистической позиции. Например, в середине 19 века немецкий философ Е. Дюринг, считая себя материалистом, выдвигал тезис о пассивности материи: она «находилась в самому себе равном состоянии, затем начался процесс превращения». Ф. Энгельс отвечал следующим образом: если материя не двигалась, значит источник ее движения находится не в ней самой, «ясно виден божественный перст».

    Объясните, что означает тезис: движение объективно?
    Движение вечно, оно несотворимо и неуничтожимо. Количественная неуничтожимость материи состоит в том, что движение не может исчезать, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные параметры. В физике об этом говорит закон сохранения энергии. Диалектический материализм настаивает и на качественной неуничтожимости: ни одна форма энергии не может исчезнуть в мире.

    Ряд форм движения есть ряд прогрессивного развития. Ф. Энгельс в 19 веке в соответствии с наукой своего времени этот ряд представлял таким образом: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Современная наука не рассматривает механическое движение как простейшее, но с общим принципом этой классификации согласна: низшие формы движения не только порождают высшие, но и входят в них в качестве основания.

    Движение и покой представляют собой неразрывное единство, но движение является ведущей стороной этого противоречия. Покой – необходимый момент, сторона всякого движения. Движение абсолютно, покой относителен.

    Пространство есть форма бытия вещей, характеризующая их протяженность и порядок сосуществования.

    Время есть форма бытия явлений, характеризующая их длительность и порядок смены.

    В Новое время сложились две концепции пространства и времени. Субстанциальная концепция, сторонником которой был И. Ньютон, утверждала, что пространство и время не зависят от движения вещей и их взаимодействия, они являются субстанциями. Абсолютное пространство есть чистая протяженность, «ящик», в котором располагаются все вещи (если бы они исчезли, то «ящик» остался). Абсолютное время есть чистая длительность, «мировые часы», которые идут всегда одинаково, независимо от процессов, происходящих в мире. Г.В. Лейбниц утверждал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и вне их они не существуют. Эта концепция получила название реляционной.

    В современной науке продолжаются дискуссии о природе и сущности пространства и времени, но теория относительности уже установила неразрывную связь пространственно-временных отношений с самими вещами: специальная теория относительности говорит о четырехмерном пространственно-временном континууме, а общая утверждает, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.

    Свойствами пространства и времени являются объективность и всеобщность. Свойства пространства: протяженность, однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Впрочем, современная наука утверждает возможность существования пространства и времени других размерностей.

    Пространство и время по-разному проявляются в микромире, живой природе, социальной действительности, поэтому специально анализируются физическое, биологическое, социальное пространство-время.



    1. СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ


    5.1. Основные философские позиции по проблеме сознания

    5.2. Теория отражения

    5.3. Сознание и язык
    5.1. Основные философские позиции по проблеме сознания.

    Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего существующего. Эта исходная предпосылка фактически снимает вопрос о происхождении сознания.

    Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. Но при этом, чтобы избежать солипсизма, им в той или иной мере приходится прибегать к опоре на объективный идеализм.

    Вспомните, как Дж. Беркли решал проблему существования вещей, не воспринимаемых сознанием людей.
    Дуализм признает наличие одновременно двух субстанций – и материи, и сознания. Рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала, дуализм заходит в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. Решая эту проблему, Р. Декарт вводит в свою систему Бога: именно он устроил так, что в человеке пересеклись протяженная и мыслящая субстанции.

    Материализму, в отличие от всех вышеперечисленных позиций, приходится отвечать на вопрос о происхождении сознания. В истории философии сложились различные варианты решения этой проблемы. В том числе и такие, которые попытались обойти этот вопрос.

    Так, например, Б. Спиноза утверждал, что материя первична, но сознание изначально присуще ей в качестве свойства. Гилозоизм – философское направление, которое утверждает, что мышление или хотя бы ощущение присущи всем видам материи, хотя и в разной степени.

    Вульгарный материализм, возникший в 19 веке в среде ученых-естествоиспытателей (Бюхнер, Фогт, Молешотт) понимал сознание как сугубо материальный процесс: «Мозг вырабатывает мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь». Получалось, что содержание сознания определяется прежде всего химическим составом пищи и «неправильный» образ мысли можно лечить диетой.

    Что означает слово «вульгарный»? В каком смысле вульгарен вульгарный материализм?

    Есть ли здравое зерно в рассуждениях представителей этого направления и в чем оно заключается?

    5.2.Теория отражения
    Диалектический материализм, пытаясь понять, как в процессе развития материи появляется сознание, выдвинул предположение: очевидно, вся материя обладает свойством, которое, развиваясь, приводит к появлению сначала ощущения, а, затем, и сознания. Тем самым, сознание имеет глубокие корни в фундаменте материи.

    Отражение – это всеобщее свойство материи, выражающееся в способности тел запечатлевать результаты взаимодействия с другими телами в своей собственной природе. Везде, где имеет место движение и взаимодействие, имеет место и отражение. Оно усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и эволюцией материальных систем. Можно выделить три крупные ступени в процессе развития отражения: физическая форма отражения (в неживой природе), биологическая форма отражения (в живой природе) и социальная форма (в человеческом обществе). Между этими ступенями существует тесная взаимосвязь: одни формы отражения возникают исторически на базе других, высшие формы отражения основываются на низших и включают их в себя в качестве основания.
    Физическое отражение – есть свойство природных тел реагировать на внешние воздействия в соответствии со своей предысторией. Эта форма отражения имеет пассивный характер и выступает в виде соответствующих изменений физических или химических свойств и состояний объектов в результате внешних воздействий. Благодаря свойству отражения тела развиваются, изменяются исторически.

    Биологическое отражение – есть свойство живых организмов целесообразно и непосредственно реагировать на внешние воздействия. Целесообразно – значит в соответствии с потребностями. Исторически первая форма биологического отражения – раздражимость. Это способность всего живого избирательно реагировать на внешние воздействия. Например, растения поворачиваются к свету, открываются или закрываются в зависимости от времени суток, простейшие перемещаются по направлению к пище и т.п. Носителями в данном случае являются обменные процессы на уровне клеток.

    Чувствительность – это способность иметь ощущения, что является начальной формой психики. Ощущение характеризуется непосредственной связью с объектом, в ходе которого отражается какая-либо одна сторона объекта. Чувствительностью обладают более высокие виды живых организмов, у которых есть нервные окончания. Вспомните, например, достаточно сложно организованную жизнь насекомых.

    На уровне биопсихики носителями являются механизмы нервной системы. Биопсихика резко усилила способность животных отражать внешние воздействия. Помимо ощущений добавляются восприятие (синтез ощущений от различных органов чувств) и представление (способность сохранять образ предмета в мозгу, когда его непосредственного воздействия уже нет). Поведение высокоорганизованных животных строится на основе сочетания условных и безусловных рефлексов. Они способны выстраивать сложные последовательности действий, запоминать много информации, обучаться.

    В живой природе благодаря приспособлению организмов к цикличности процессов (смена времени суток, времен года и т.п.) сформировалось «опережающее отражение» – способность реагировать на те воздействия, которые еще не наступили. Внешний «толчок» (изменение длины светового дня, температуры окружающей среды и т.д.) как бы включает заложенную программу: деревья сбрасывают листья, насекомые и животные впадают в спячку, меняют окраску.

    Социальное отражение есть свойство человека целенаправленно реагировать на внешние воздействия посредством социально выработанного знания, выраженного в слове.

    Сознание возникает при переходе биологической формы движения материи к социальной под воздействием прежде всего трудовой деятельности. Оно не могло появиться вне общества и независимо от него. Сознание является общественным и по источнику своего происхождения, и по содержанию, и по своим функциям. Носитель сознания – человек как общественное существо. Человек не рождается сознательным, он обретает сознание, включаясь в человеческую культуру, в систему социальных отношений. Если ребенок не проходит стадию социализации, то он не становится полноценным человеком («эффект Маугли»).

    Качественное отличие сознания от психических форм отражения, присущих животным:

    У животных все психические отражательные акты вплетены в приспособительно-рефлекторные действия и не отделяются от самого действия. Понятийное мышление человека не только выделяет его из природы, но и позволяет себя и свою деятельность сделать объектом познания и преобразования.

    Деятельность животных носит инстинктивный характер, даже если внешне она кажется крайне целесообразной. Эта целесообразность имеет биологическую природу и не осознается самим животным. Деятельность человека имеет целеполагающий характер, что выражается в способности формировать цели, идеалы своих действий.

    Если эволюция форм отражения в живой природе была направлена в основном на обеспечение приспособительной деятельности животного по отношению к окружающей среде, то сознание лежит в основе преобразовательной деятельности человека, который не только приспосабливается к среде, но и изменяет ее, приспосабливает среду к себе. Человек способен создавать такие предметы и процессы, которые до него в природе не существовали. .

    Обладает ли только что родившийся ребенок сознанием?

    В чем заключается «эффект Маугли»?

    Какие доводы против гилозоизма можно выдвинуть с точки зрения теории отражения?
    В последнее время развиваются и другие представления о природе сознания. Например, исследуется гипотеза о волновой квантово-механической природе мозга. При этом утверждается, что источником сознания выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида. Отсюда могут проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общемировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание ныне живущих людей. Возможно объяснение «парапсихологических» явлений телекинеза, ясновидения и т.п. Эти гипотезы заслуживают внимания с философской точки зрения и требуют дальнейшего исследования.
    5.3. Сознание и язык
    В широком смысле слова как система средств сигнализации, орудие передачи информации, язык есть и у животных. Сигналами животным служат звуки, позы, жесты. Они сообщают друг другу об опасности, наличии еды и т.д., тем самым побуждая к каким-либо действиям: спасаться, прятаться, собираться вместе и т.п. Такой язык является врожденным и ограниченным биологическими потребностями.

    Но в подлинном смысле слова, как система знаков, язык присущ только человеку. Знак - это материальный заместитель предмета, который используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаки и знаковые системы пронизывают всю нашу жизнь: это жесты, азбука Морзе, язык глухонемых, язык танца и т.д., но базой, основой для всех знаковых систем является слово – произнесенное или написанное. Главное отличие слов языка от сигналов животных – идет не только сигнализация и регуляция поведения, но вкладывается значение. Язык является материальным носителем человеческого сознания.

    Язык служит для передачи внебиологического, собственно культурного содержания. Человек отрывается от наличной ситуации и приобретает большую свободу, чем в операциях с орудием. Возрастает способность человека сохранять, накапливать и передавать опыт. Поэтому прогресс общества происходит гораздо быстрее, чем биологическая эволюция.



    1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ


    6.1.Проблема человека в истории философии

    6.2. Проблема антропосоциогенеза

      1. Природа человека


    Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, оцениваем его и намечаем цели своей деятельности. Понимание человека и его места в мире определяет нашу мировоззренческую ориентацию, а, значит, и способ решения тех или иных проблем.
    6.1.Проблема человека в истории философии
    У античных мыслителей образ мира космоцентричен. Мир – это космос физических тел, а человек – его часть. Греки используют понятие «душа», но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. При этом душа может трактоваться материалистически (согласно Демокриту, она состоит из легких огненных атомов) и идеалистически (душа-идея у Платона). Душа распределена по всему телу, значит, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, стрелять из лука, бороться. Прекрасному телу соответствует прекрасная душа, поэтому становится понятно изумление греков перед феноменом Сократа: знаменитый мудрец обладал не очень привлекательной внешностью.
    Что такое фатализм?

    Каким образом фатализм греков сочетался с их активностью?
    Средневековый образ мира теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в бога. Потусторонний мир – главное, а наш земной мир – это только этап движения к богу. Средневековый образ человека резко делится на бессмертную душу и смертную плоть. Душу нужно совершенствовать, упражнять, а тело необходимо уничижать: ограничения для тела нередко выливались в пренебрежение к нему и даже истязания (посты, ношение власяницы или вериг, самобичевание и т.п.). Хотя следует отметить, что в христианстве существует идея о том, что человек создан «по образу и подобию божьему», значит, облик человека тоже должен почитаться.
    Каким образом христианство способствовало развитию сознания и самосознания человека?

    К каким последствиям приводило пренебрежение к телу и телесной стороне жизни?
    В эпоху Возрождения мировоззрение антропоцентрично. Бог отодвигается на второй план, человек начинает всматриваться в самого себя. Мыслители этого времени говорят о богоподобии человека – ведь он тоже может творить. Такое преклонение перед человеком привело к разным последствиям: с одной стороны появилась целая плеяда титанов Возрождения, замечательных творцов и мыслителей (вспомним Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарку и др.), с другой стороны – вереница беспринципных и беззастенчивых эгоистов, не останавливающихся ни перед чем в достижении своего благополучия и власти (семейство Борджиа).
    Каких еще деятелей культуры эпохи Возрождения Вы знаете? Чем они знамениты?

    Что такое гуманизм? Почему он появился именно в этот период?

    Почему в эту эпоху начинается расцвет утопического творчества? С чем это связано?
    В Новое время с его культом рационализма образ человека снова меняется. Главной сферой человеческой деятельности считается познание, основное, что отличает человека от животных – его разум, а тело – только машина, автомат. Мышление – единственная очевидная реальность, непосредственно нами воспринимаемая, отталкиваясь от этого, мы приходим к пониманию мира. «Мыслю – следовательно существую,» – провозглашает Р. Декарт.
    Почему именно философская позиция Декарта является ярким проявлением «противопоставления» души и тела в мировоззрении Нового времени?
    В 19 веке основное внимание начинает уделяться деятельностной природе человека. Человек не сводится к сознанию, это лишь одна из способностей целостного человека. Идеалист Гегель главной деятельностью человека считает деятельность мышления, а материалисты Л. Фейербах и К. Маркс таковой считают предметную деятельность. Только преобразуя мир, человек познает его и изменяет себя и общество. Животное тоже изменяет мир самим фактом своего существования, но имеются существенные различия: животное не производит, а человек производит; животное действует сообразно мерке и потребности своего вида, а человек способен действовать по мерке любого вида; животное действует в соответствии с физической потребностью, узко утилитарно, а человек – универсально, его потребности далеко уходят от только биологических.

    В результате мы можем заключить, что животное тождественно своей жизнедеятельности, оно не выходит за пределы природно-биологического круга, а человек делает свою жизнедеятельность своим предметом, его деятельность свободна и сознательна. Человек – не вещь среди вещей, но субъект – творец мира и самого себя, творит он не произвольно, а в рамках заданных природой и историей обстоятельств.

    В 20 веке интерес к человеку не уменьшается: появляются новые философские направления, которые исследуют ранее остававшиеся в тени стороны жизнедеятельности человека. Фрейдизм обращает внимание на роль сферы бессознательного, экзистенциализм изучает эмоциональные структуры повседневного существования. Представители философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен и др.) обратились к проблеме человека как природного существа. Совершенен ли он? И обнаружили, что человек плохо укоренен в природе, природные инстинкты и социальные требования зачастую противоречат друг другу, разум во многих случаях выступает как роковая сила, ведущая к несчастьям и т.д. Именно это несовершенство человека создает его уникальное свойство – открытость, незавершенность человека как создания, поэтому человек и способен преодолевать свою видовую ограниченность, творить, создавать новое.
    Почему именно в 20 веке философы обратились к анализу «темных» сторон человека? Какие обстоятельства этому способствовали?

    Был ли З.Фрейд первым мыслителем, который открыл в человеке бессознательные уровни психики?
    После даже столь краткого обзора самопознания человека в истории философии неизбежно возникает вопрос: как же возникло такое необычное существо?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта