Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.Происхождение философии 2.2. Философия и другие типы мировоззрения 2.3. Структура философии 2.4. Различные типы философствования

  • 2.1.Происхождение философии.

  • 2.2. Философия и другие типы мировоззрения

  • Философия

  • 2.3. Структура философии

  • Онтология

  • Антропология

  • 2.4. Различные типы философствования

  • «Основной вопрос философии» и варианты его решения

  • Монизм

  • Скептицизм

  • Диалектика

  • Иррационализм

  • К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем


    Скачать 142.34 Kb.
    НазваниеК изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем
    Дата10.06.2022
    Размер142.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKonspekt_lektsiy.docx
    ТипДокументы
    #582619
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    1.5.Религия как тип мировоззрения



    По мере развития человеческого общества, накопления знаний и умений возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация: на смену мифологической уверенности в объяснимости всего мира приходит сомнение, осознание ограниченности и недостаточности знаний. Вместе с сомнением появляется вера, в том числе – религиозная: если мы, люди, знаем и можем не все, то должен быть кто-то всезнающий и всемогущий, опора и гарант нашей жизни и деятельности. Такова первая причина появления религии.

    Корни религии уходят в глубокую древность, в мифологию, но как социальное явление религия формируется позже и связано это с изменениями в обществе. На смену первобытному обществу с его однородностью, равенством приходит общество классовое: появляются бедные и богатые, эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникает отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоками отчуждения являются обособление человека в процессе производства и возникновение частной собственности. Происходит отчуждение процесса труда (труд становится вынужденным и подневольным, например, рабским), продуктов труда (то, что произвел раб, ему не принадлежит), культуры (подневольный труженик не имеет возможностей приобщиться ко всем достижениям культуры) и т.д. Такова вторая причина появления религии. Религия – это иллюзорный способ снятия отчуждения, решения неразрешимых проблем.
    Например, подумайте, как в религии (возьмем христианство) решается проблема богатых и бедных, подданных и власти, национальные проблемы и т.д.
    Третья причина появления религии – психологическая. Религия утешает. Поддерживает человека в несчастьях, дает ему надежду на лучшее (если не в этом, то в загробном мире).

    Религия – тип мировоззрения, связанный с разделением мира на земной и потусторонний, где потусторонний мир считается источником, причиной и основой существования нашего, земного мира.

    Религия исторически обусловлена и неизбежна в жизни общества, поэтому отменять, запрещать ее бесполезно. В случае преследования религиозное миропонимание и мироощущение переходит в другие формы – культ вождя, веру в коммунизм и т.п.
    Вспомните и назовите мировые религии. Дайте характеристику одной из них.

    Чем отличаются монотеизм и политеизм?

    Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны проявления религиозного мировоззрения.

    Попытайтесь объяснить причины подъема религиозных настроений в современном российском обществе.

    2. Философия как тип мировоззрения


    2.1.Происхождение философии

    2.2. Философия и другие типы мировоззрения

    2.3. Структура философии

    2.4. Различные типы философствования
    2.1.Происхождение философии.
    Философия возникла одновременно в древнейших центрах мировой цивилизации – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Рассмотрим причины и условия ее появления на примере Древней Греции.

    В 7-6 веках до н.э. происходил переход от патриархального рабовладения к развитому: рабство из случайного, попутного войнам явления начало превращаться в основную производительную силу общества и становилось систематическим. Древние греки начали устраивать специальные военные экспедиции, захватывая варваров и обращая их в рабов. Ранее однородное общество поляризуется, распадается на богатых и бедных, рабов и рабовладельцев. Оформляется и укрепляется государство, развивается торговля, появляются металлические деньги, ростовщичество. Общество и его жизнь коренным образом изменились, поэтому старые типы мировоззрения оказались недостаточными для объяснения всего происходящего, они уже не могут служить основой для решения новых, гораздо более сложных проблем, с которыми сталкиваются люди. Вот основная причина формирования нового мировоззрения.

    Рассмотрим условия, которые способствовали появлению философии.

    Происходит разделение труда на физический и умственный. Появляется слой людей, обладающих достаточным досугом для занятий искусством, политикой, религией.

    Возрастает степень свободы: человек выделяется из родового коллектива, приобретает большую самостоятельность в поступках и суждениях.

    Во многих городах-полисах существует демократическая форма правления, общие дела решаются путем голосования с предварительным обсуждением. Поэтому законы, которые раньше считались данными богами и не подлежали обсуждению, начали пониматься как человеческое дело: их можно обсуждать, критиковать, совершенствовать. А для этого необходимы знания, умение рассуждать и доказывать.

    У древних греков появляется наука. До греков многие народы накопили обширные знания о мире (вспомним Египет, Вавилон и др.), но эти знания были эмпирическими, носили рецептурный характер, а, главное, понимались как священные, дарованные богами, а потому тайные, недоступные для рядовых людей. Греки превратили эти знания в светские, доступные всем образованным людям. Как и общественные проблемы, вопросы мироустройства обсуждались, критиковались, доказывались и, таким образом, приобрели теоретическую, абстрактную форму.

    Получается, что философия и наука формировались одновременно в жизни общества. Они тесно взаимосвязаны и равно необходимы людям для рационального осмысления действительности.

    Таким образом, некогда единая мифология начала распадаться, порождая новые формы восприятия и понимания мира. Мифологические образы начинают восприниматься как аллегории и переходят в искусство. Одушевляющие мир силы отрываются от него и возносятся над ним – поклонение богам превращается в религию. Наряду с этим появляется наука, которая стремится понять мир сам по себе, неизбежными становятся сомнения в существовании богов. Очевидно, нужна еще одна область, которая подобно науке ничего не будет брать на веру, будет стремиться доказывать и обосновывать свои суждения и, одновременно, подобно мифологии и религии, будет пытаться осмыслить мир в целом, понять место в нем человека, смысл его существования. Появление такой области было необходимым и возможным – и назвали ее – философия. Основные этапы развития философии совпадают с основными этапами развития общества и его культуры в целом.
    Проанализируйте появление философии с точки зрения причин и условий.

    В чем различие философского и научного подхода к осмыслению мира?
    Философия_и_другие_типы_мировоззрения'>2.2. Философия и другие типы мировоззрения
    Любое мировоззрение связано с осмыслением мира, т.е. выявлением смысла человеческой деятельности, общественной жизни, мира в целом. В мифологии и религии этот смысл дан заранее, он находится свыше и вне человека (судьба, рок, божественный замысел и т.п.) и может открываться ему при определенных условиях.

    Философия полагает, что нет заранее заданного смысла, он возникает в процессе взаимодействия человека с миром. Философия – это тип специализированного мировоззрения, связанный с рефлексией над всем миром человеческой деятельности и культуры. Рефлексия (в широком смысле слова) – самоанализ, размышление над самим собой. Философская рефлексия предполагает принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

    Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Предельные, универсальные основы существования человека и мира – вот что интересует философию.

    Средством философского анализа является умозрение, абстрактное мышление.

    Абстракция (лат.) – отвлечение. Это способ мышления, который предполагает выделение главного и существенного в исследуемом объекте и отбрасывание неважного, второстепенного. Получается, что абстрактное мышление – мысленное воспроизведение реальности в ее существенных свойствах.
    Подумайте, в каких областях мы встречаемся с абстрактным мышлением.

    Приведите примеры.

    Почему «абстрактная живопись» так называется?
    Философия схожа с мифологией и религией стремлением понять мир как целое, выявить связь человека и мира. Но средствами осмысления у мифологии и религии являются в основном образы и эмоции. А полученные в результате представления принимаются на веру. Философия же, как и наука, стремятся к постижению объективной истины, которое требует доказательств и обоснований. Девизом философов с древности является: «Подвергай все сомнению». Средствами постижения мира у них являются понятия. В то же время, наверное, не стоит называть философию наукой, как это делается в некоторых словарях и учебниках. Ведь кроме знаний философия включает ценностные ориентации, убеждения, идеалы, которые невозможно обосновать научными средствами. Рассмотрев же структуру философии можно убедиться, что она имеет дело с проблемами, которые не входят в компетенцию науки.
    Почему нет немецкой физики, русской математики и т.п., но есть немецкая, русская философия?

    Помимо национальной ориентации философии необходимо отметить личностный характер философского творчества: если научные теории, как правило, имеют безличностный характер (одно и то же открытие может быть сделано несколькими учеными, недаром многие законы и теории носят имена нескольких первооткрывателей), то философские произведения неповторимы как произведения литературные, на них неизгладимый отпечаток не только эпохи, но и личности мыслителя, они уникальны.
    Роль философии в обществе можно рассмотреть через ее функции.

    1. Мировоззренческая. Философия выступает как основа мировоззрения, способ осмысления себя в мире, она ориентирует и направляет деятельность человека, помогает осознавать цели и смысл жизни.

    2. Методологическая. Философия формулирует основные методы и категории, при помощи которых происходит осмысление мира.

    3. Критическая. Ничего не принимая на веру, философия критически осмысливает основы деятельности и мышления, в том числе и философского, выявляет заблуждения, ошибки, противоречия. А также помогает выявить позитивные стороны и желательные тенденции в развитии человека и общества.

    4. Культурная. Концентрируя в себе опыт и знания многих поколений людей, философия вписывает человека в общественную жизнь, позволяет осмыслить его деятельность как звено в историческом развитии социального целого.


    2.3. Структура философии
    Как всякая обширная теоретическая область, философия делится на ряд разделов в зависимости от предмета изучения. Назовем основные, центральные разделы.

    Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия. В рамках этого раздела выясняется: что такое мир? Как он устроен? Почему именно так?

    Гносеология – раздел философии, учение о познании. Здесь ставятся проблемы: как возможно познание? Какие способы познания существуют? Что такое истина и как можно ее проверить и т.д.

    Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности. Что такое человек? В чем смысл его существования? Какое место занимает он в мире?

    Аксиология – раздел философии, учение о ценностях. Какие нормы, принципы, идеалы и т.п. регулируют жизнь и деятельность людей? Откуда они берутся? Зачем они нужны?

    Социальная философия – учение об обществе: когда, как и почему оно появилось? Как устроено и как функционирует? Как оно развивается и можно ли выявить законы этого развития и т.д.

    В последнее время к этим традиционным разделам философии прибавились новые: философия науки, философия техники, политическая философия и т.д.

    Кроме того, изучение философии всегда является изучением истории философии, в отличие от науки философия не отбрасывает предыдущие стадии своего развития, а все время воспроизводит их, заново обращаясь к идеям и учениям всех предыдущих эпох. Ведь философские проблемы являются вечными, и каждому поколению приходится ставить и разрешать их заново, обращаясь при этом к опыту предшественников.

    К философии тесно примыкает целый ряд наук, которые отделились от нее и стали самостоятельными разделами познания, но продолжают опираться на нее в своих исследованиях: этика, эстетика, логика, культурология, политология, социология и т.д.
    Если вы изучали эти науки, вспомните их содержание и попытайтесь обосновать их близость к философии.
    2.4. Различные типы философствования
    Проблемы, которые ставит перед собой философия, относятся к коренным, вечным проблемам бытия, на них невозможно дать однозначные ответы, поэтому открывается широкое поле для споров и дискуссий. Обратите внимание на то, что построение философской системы требует строгости и последовательности: приняв исходные принципы, мыслитель может вывести из них не любые, а точно определенные выводы.
    «Основной вопрос философии» и варианты его решения
    Этот вопрос называется основным, потому что каждый философ в той или иной степени сталкивается с ним, хотя, может быть, и не напрямую. Поэтому не все философские школы и направления признают этот вопрос. Но в процессе изучения философии он удобен для классификации и обзора различных учений.

    Первая сторона этого вопроса – онтологическая: что первично (материя или сознание, природа или дух и т.п.)? Сначала необходимо определиться относительно количества первоначал. Возможны три основные позиции:

    Монизм – философское направление, которое признает одно первоначало мира.

    Дуализм признает два первоначала – и материю, и сознание.

    Плюрализм – признание множественности первоначал.

    Монизм и плюрализм бывают материалистическими и идеалистическими.

    Материализм – философское направление, которое утверждает, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и на каком-то этапе своего развития порождает сознание, либо сознание всегда присуще материи в качестве свойства.

    Следует обратить внимание на то, что мы никак не можем доказать или подтвердить первичность материи, данное положение высказывается как постулат. Постулат – утверждение, недоказуемое в рамках данной системы, и берущееся в качестве исходного положения для дальнейших рассуждений. Любая теоретическая система основана на некотором количестве постулатов.
    Приведите примеры постулатов и их использования в различных науках.
    Идеализм – философское направление, которое утверждает, что сознание первично, а материя вторична, т.е. либо сознание творит материю на каком-либо этапе своего существования, либо заставляет двигаться вечно существующую, но пассивную материю.

    Идеализм делится на два направления:

    Объективный идеализм – это философское направление, которое в качестве первоосновы признает надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.п.).

    Субъективный идеализм в качестве первоосновы признает личностное, человеческое сознание. Крайняя степень субъективного идеализма, учение, которое утверждает, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение называется солипсизм. (Как правило, чтобы избежать солипсизма и объяснить похожесть отдельных человеческих сознаний, а значит и возможность их контакта, субъективные идеалисты прибегают к опоре на объективный идеализм, например, возможно утверждение, что «так устроил Бог»).

    Вторая сторона основного вопроса философии (гносеологическая): познаваем ли мир?

    Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос и являются гносеологическими оптимистами, но следует учесть, что, утверждая «Да, мир познаваем», они имеют в виду не одно и то же.

    Для материалистов мир – это саморазвивающаяся природа, она на определенном этапе своего развития «порождает» человека, который своим сознанием способен отражать ее закономерности.

    Для объективных идеалистов миром будет высшее сознание, которое породило природу и человека и может открываться ему при определенных обстоятельствах.

    Для субъективных идеалистов мир – это наши, человеческие мысли и ощущения, а познание означает наведение в них порядка.

    Как видим, под одними и теми же терминами могут иметься в виду совершенно разные представления (так бывает не только в философии), значит, перед тем как начинать дискуссию, необходимо «определиться в понятиях».

    Скептицизм – это учение, которое сомневается в познаваемости мира или отказывается отвечать на этот вопрос.

    Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость мира.

    Помимо рассмотренных в философии существует еще много направлений, различающихся по разным основаниям:

    Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире.

    Метафизика - учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире.

    Рационализм ( от лат. «рацио» – разум) – учение, утверждающее, что мир устроен разумно, законосообразно и поэтому познаваем.

    Иррационализм – учение, утверждающее, что мир устроен неразумно, хаотично, поэтому познать его невозможно.

    Можно упомянуть оптимизм и пессимизм, теизм и атеизм и т.д.

    Эти понятия явно вам знакомы. Попытайтесь самостоятельно дать определения. Как вы думаете, атеизм и неверие в Бога – это одно и то же?
    Некоторые люди, считающие четкость и однозначность признаками настоящей теории, в этом многообразии направлений усматривают недостаток философии. Но даже современная наука утверждает, что мир бесконечно разнообразен, и отразить его единственно непротиворечивым способом невозможно. Каждое из философских направлений верно отражает какую-то сторону действительности, а выбор каждого мыслителя обусловлен социальными и гносеологическими причинами.

    Философ, осмысливая мир, выражает не только и не столько личную позицию, сколько мировоззрение той социальной группы, с которой он себя отождествляет. Например, буржуазия Нового времени была классом «на подъеме», верящим в безграничные возможности промышленного производства: многие мыслители того времени были материалистами и оптимистами.

    Сам процесс познания порождает ситуации, подталкивающие мыслителей к различным гносеологическим позициям. Осознание трудностей познания порождает скептицизм. Развитие абстрактного мышления, оперирующего с идеальными объектами (понятиями, идеями и т.д.) привело некоторых античных философов к выводу, что идеи являются первоосновой мира.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта