Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 8.1. Социальная философия и ее задачи 8.2. Основные философские подходы к пониманию общества

  • 8.3. Структура общества 8.1. Социальная философия и ее задачи

  • 8.2. Основные философские подходы к пониманию общества

  • 8.3. Структура общества

  • 8.3.1. Социальная сфера

  • 8.3.2. Политическая сфера

  • 8.3.3. Духовная сфера жизни общества

  • К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем


    Скачать 142.34 Kb.
    НазваниеК изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем
    Дата10.06.2022
    Размер142.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKonspekt_lektsiy.docx
    ТипДокументы
    #582619
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    7.4.2. Проблема духовности в современном российском обществе

    Точнее было бы ее назвать проблемой бездуховности. Ее истоки заметил еще Достоевский, один из героев которого делает вывод: «Если бога нет, то все позволено». Действительно, религиозные основания уважения к человеку, общественным порядкам и нормам уничтожены, а светские не сформировались у большой части населения. В культуре всегда – сознательно или бессознательно – определяется мера человеческого в человеке. Катастрофизм развития в России в ХХ веке в массовых масштабах разрушил эту меру. Неоднократное насильственное разрушение системы высших, надличностных гуманистических ценностей привело к релятивизму: если сегодня заставляют верить в одно, завтра в другое, а послезавтра в третье – люди перестают верить вообще.

    В результате мы наблюдаем, что экономическое и социально-политическое расслоение нашего общества сопровождается духовным нивелированием. Высшие слои культуры поглощаются ее «низовыми» формами. Налицо глубокий нравственный кризис общества.

    Нет системы этического просвещения. Государство устранилось из этой сферы, сняло с себя функцию защиты культурного пространства молодежи, детства. А общественные институты, которые должны этим заниматься, слабы.

    Средства массовой информации действуют зачастую во зло, используя свои огромные возможности для пропаганды не лучших образцов духовности (сектанство, мистика, оккультизм и т.п.). Идет эксплуатация сферы бессознательного, символов секса, насилия, агрессии.

    Разрушена трудовая мораль. Уравниловка советских времен, лишавшая стимулов к труду, исчезла, но и не сложилась очевидная связь между высокопроизводительным полезным трудом и достойной оплатой. К сожалению, до сих пор верна поговорка: «Трудом праведным не наживешь палат каменных».

    Деньги, вещи и власть стали ведущими ценностями. Богатство понимается только в этом смысле.

    Политизация всей сферы духовной жизни ведет к нарастанию конфликтности, враждебных настроений.

    В убогом состоянии находится сфера образования и воспитания.
    Но речь должна идти не только о нашей стране. Можно говорить об антропологической катастрофе всего западного общества, которое переживает кризис целеполагания. Ведь рынок и демократия сами по себе не цель, а средство – для чего? Только сытой и благополучной жизни? Установки потребительского общества привели к экологическому кризису: утилитарный подход к природе, силовое давление на нее подрывает основы и самого человеческого существования. Происходит эксплуатация одних регионов другими, выигрыш от процессов глобализации получают самые сильные и богатые страны. Налицо кризис межличностных отношений: отчуждение между людьми и поколениями, утрата культурных традиций и смысложизненных ориентиров (не в этом ли одна из главных причин наркомании?).

    В целом вся технологическая цивилизация подошла к пределам своего развития и встала перед необходимостью перехода в какое-то иное качество. Сама логика экономического, политического и социального развития требует перехода к духовности. Это не означает отказа от всех приобретений, возврата к архаическим и мифологическим ценностям, нужен переход к новой системе отношений человека и природы, человека и человека. Понимание, уважение, диалог и сотрудничество – вот к чему следует стремиться.
    8. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

    8.1. Социальная философия и ее задачи

    8.2. Основные философские подходы к пониманию общества

    8.3. Структура общества
    8.1. Социальная философия и ее задачи
    В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что общество, социальная реальность – что-то непосредственно данное, непосредственно доступное для понимания и толкования, поэтому можно обойтись без специальной и сложной работы многих философско-социальных дисциплин. На этом основано убеждение в том, что преобразования в обществе могут быть произведены с опорой на «здравый смысл». В теории это приводит к тому, что мы не знаем наше общество: как оно устроено, какие группы в нем взаимодействуют и т.д. На практике – «хотели как лучше, получилось как всегда».

    Предметом социальной философии является общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования. Русский философ С.Л. Франк так определял задачи социальной философии:

    1. установить место общественной жизни в «мировом космическом бытии», ее отношения к «всеобщим началам мира».

    2. обнаружить природу и суть общественной жизни, присущие любым социальным системам.

    Это не так легко сделать, т.к. на пути исследования общества встречается много трудностей.

    Человеческое общество - самая сложная по своей сущности и структуре система. Это не только нынешние поколения, но все человечество в его истории и перспективе. Не случайно материализм в области понимания общества возник значительно позже материалистического учения о природе.

    В обществе наблюдается соотношение объективного и субъективного. Объективными факторами выступают материальное производство и формы общественных отношений, в которых закреплена предшествующая деятельность людей. Субъективным фактором является разнообразная деятельность людей, их живой труд. Субъективный фактор может как тормозить, так и ускорять общественное развитие.

    В природе и обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное. В общественной жизни – наибольшая полнота проявления индивидуального. В природе действуют динамические и статистические законы, а в обществе – законы-тенденции, где общее выступает каждый раз в новом, неповторимом облике. Поэтому за случайностью бывает трудно увидеть необходимость.

    Нужно упомянуть и о соотношении стихийного и сознательного. Каждый действует сознательно, а общий результат часто получается такой, о котором никто и не помышлял.

    Социальная философия - это абстрактная, универсальная теория, которая должна быть опосредована целым рядом теорий среднего уровня: социология, политология, культурология, социальная психология и т.д. А уже через них она имеет выход на прикладные исследования.
    8.2. Основные философские подходы к пониманию общества
    Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки.

    1. Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы.

    Например, теория этногенеза русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.

    1. Идеалистический.

    а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).

    б) Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями.

    1. Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.

    Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) считала общество суммой индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Органистическая модель позитивистов (Г. Спенсер) рассматривала общество как систему, не сводимую к частям. Материалистическое понимание истории (К. Маркс) закономерности развития общества связывало со сменой способов производства.
    8.3. Структура общества
    Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очередь, может рассматриваться как система). Между ними существует иерархия, но не абсолютная.

    Взаимодействие этих подсистем порождает новые, интегративные качества, присущие только всей системе в целом, т.е. социальному как таковому. Человек – универсальный компонент, он включен во все подсистемы. Общество – это самоуправляемая система.

    Принято выделят следующие сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Краткая характеристика материальной сферы и ее роли в жизни общества была дана в восьмой главе данного пособия, поэтому в данной главе останавливаться на этом не будем.

    8.3.1. Социальная сфера
    Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Она включает в себя общности, связанные с биологической природой человека (этническая, демографическая), а также общности цивилизационного характера (поселенческая, классовая, профессионально-образовательная).

    Этнические общности исторически изменялись. Первоначально люди жили родами и племенами, основанными на кровно-родственной связи. Рабовладельческому и феодальному обществу соответствуют народности, общности, основанные на территориальных, соседских связях. С возникновением капитализма формируются нации. Нации присуще единство территории, языка, экономической жизни и психического склада, а также национальное самосознание.

    Демография связана с описанием непрерывно воспроизводящей себя совокупности людей – народонаселения. Ей присущи следующие характеристики: плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и состояние психофизиологического здоровья.

    Одной из глобальных проблем современности является демографическая. В чем она заключается?

    Сформулируйте демографические проблемы современной России.
    Поселенческая структура характеризует пространственную форму организации общества. Она также исторически меняется: если для феодализма было характерно преобладание деревни над городом, то при капитализме происходит процесс урбанизации – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.

    Классы существовали не всегда, они сформировались в процессе общественного разделения труда и обмена деятельностью. Объективными критериями для выделения классов являются: место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда и способы и размеры получаемого общественного богатства. При анализе общества необходимо учитывать и деление на более мелкие слои, выделяемые по разным основаниям: уровню доходов, образования, статусу и престижу и т.д. Для современных высокоразвитых обществ характерна тенденция к росту численности т.н. «среднего класса» – социальной группы, занимающей промежуточное положение между элитой и классом наемных работников.

    Увеличивается значимость для общества профессионально-образовательной структуры. Современное информационноемкое производство предъявляет повышенные требования к уровню образования и культуры работника. Возрастает роль интеллигенции – многослойной общности людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом.
    8.3.2. Политическая сфера
    Политика – сфера отношений между классами, нациями и другими большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации, когда политика починяет себе экономику. Например, в Советском Союзе существовал примат политических решений над экономическими, что приводило к нарушению экономических законов и стало причиной застоя. Советская экономика в результате стала неконкурентоспособна. Это одна из важнейших причин последовавших коренных преобразований в нашей стране.

    На данном этапе развития важным является вопрос о взаимосвязи частной собственности и демократии. На базе частной собственности могут существовать и существуют различные формы политического правления и политические режимы. Но капитализм имел своей предпосылкой правовое освобождение личности. Труд лично свободного, ответственного и заинтересованного в результатах работника оказался самым эффективным.

    В рамках демократического общества происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Государство – это внешняя сила, стоящая над членами общества и решающая общие проблемы, а также осуществляющая господство одного класса над другим. Гражданское общество – это сфера самодеятельности, самоорганизации людей, сфера осуществления особенных частных интересов отдельных индивидов. Между ними существуют отношения взаимодополнения и конфликта. Государство не интересуют отдельные индивиды. Там, где оно перевешивает, подавляет гражданское общество, возникает тоталитаризм. Демократия предполагает контроль гражданского общества над государством.

    Что входит в гражданское общество? В экономической сфере это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, созданные гражданами по собственной инициативе. В социальной сфере это органы самоуправления, политические и общественные организации, негосударственные институты, выражающие общественное мнение и т.п. В духовной сфере это церковь, средства массовой информации, добровольные научные и творческие объединения.

    В развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института. Гражданское общество объединяет индивидов, укрепляет общество в целом.
    Что вы можете сказать о степени развития гражданского общества в современной России? Какими причинами обусловлено это состояние?
    Демократическая политика тесно связана с правом. В правовом государстве не только граждане, но и само государство подчиняется законам, ограничено ими, поэтому права и свободы граждан защищены. Государство призвано примирять и защищать конфликтующие интересы различных социальных сил, слоев, групп. Право – не только средство разрешения возникающих в обществе противоречий, но и воплощение подвижного равновесия разнородных сил и интересов.

    Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия частных, противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то правовое государство заключает в себе объединяющее всех членов общества начало.
    8.3.3. Духовная сфера жизни общества
    Духовная сфера жизни общества представляет собой сложное пересечение и взаимодействие различных уровней и форм общественного сознания, а также проявления коллективного бессознательного.

    По характеру отражения действительности выделяют обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание представляет собой непосредственное отражение стихийного практического опыта людей, их повседневной деятельности. Им обладают все члены общества и передается оно стихийно в процессе непосредственного общения. Оно ограничено, противоречиво, поверхностно. Теоретическое сознание – это сложная опосредованная форма отражения действительности. Она выявляет существенные связи, законы. Передается в процессе целенаправленного и систематизированного обучения.

    Отношение людей к миру и самим себе выражается через другие уровни – общественную психологию и идеологию. Общественную психологию можно определить как совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, норм поведения, свойственных классу, социальной группе, нации или другой исторической общности людей и складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни. Идеология – это более или менее стройная система взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму идеалов и целей класса, нации, религиозной конфессии или иной большой социальной общности. Идеология вырабатывается узким кругом людей, мыслящими представителями социальной группы, способными теоретически обобщать жизнь общества и обосновывать цели и задачи своей группы. Идеологи в своих построениях стремятся опираться на данные науки, но между наукой и идеологией существуют существенные различия. Наука стремится дать объективные истинные знания, идеология обосновывает и защищает интересы. Наука стремится придать своим законам, категориям и принципам непреходящую форму. Всякая идеология исторически ограничена, преходяща.

    Всегда ли в человеческом обществе существовал уровень теоретического сознания?

    Охарактеризуйте достоинства и недостатки обыденного сознания. Как исторически изменялось соотношение обыденного и теоретического сознания?

    Возможно ли полное исчезновение обыденного сознания?

    Возможно ли в современном мире существование общества, свободного от идеологии?
    Формы общественного сознания.

    Разделение общественного труда исторически привело к выделению и относительному обособлению различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное сознание сформировались как самостоятельные виды духовной деятельности. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Например, науку и философию интересуют как природа, так и общество, а политическое сознание – отношения между классами, нациями и социальными слоями, их отношение к государственной власти.

    Отличаются эти формы по своим функциям: религии и философии присущи мировоззренческие функции, главная функция науки – познавательная, нравственное сознание регулирует поведение людей и т.д. Различны они также по способу отражения действительности, Для науки –это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы.

    Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. Все они в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения людьми окружающего мира и самих себя в этом мире. В ходе исторического развития происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения экономической формы, связанной с экономическими отношениями людей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта