К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она представляется им чемто очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем
Скачать 142.34 Kb.
|
7.3. Познание Богатство современных высокоразвитых обществ во многом порождается знанием. Науко- и информационноемкие технологии требуют развития системы образования, превращения ее в самую обширную отрасль человеческой деятельности. Но знание необходимо не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага. Без определенного минимума знаний экономического, социального и политического характера у большинства граждан страны, без навыков самостоятельного и рационального мышления в этой области невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества. «Первейшей обязанностью гражданина демократического общества является получение образования и знаний, необходимых для того, чтобы разбираться в гражданских проблемах. Избирательное право – не привилегия, а долг и моральная ответственность. Избиратель фактически является должностным лицом; он занимает самый высокий пост, налагающий на него огромнейшие обязательства». (Людвиг фон Мозес, экономист 20 века) 7.3.1. Познание как предмет философского анализа Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания. Этот способ духовно-теоретического освоения мира всегда был одним из основных предметов изучения в философии. Гносеология – раздел философии, изучающий процесс познания во всех его аспектах. Вспомним основные гносеологические позиции: Агностицизм – отрицание познаваемости мира. Например, И. Кант утверждал, что материальный мир существует, но в процессе его познания происходит такое сильное искажение при прохождении через наши органы восприятия, что полученные знания не соответствуют тому, что они отражают. Ф. Ницше, будучи иррационалистом, понимал мир как хаос, лишенный каких-либо закономерностей. Познание в этом случае невозможно, а все наши знания – не более чем иллюзия. Скептицизм – сомнение в познаваемости мира. Английский философ 18 века Д. Юм рассуждал следующим образом: непосредственно нам даны только данные органов чувств, что стоит за ними, мы не знаем: может быть, материальный мир, может его нет и на наше сознание действует мировой разум, может быть, вообще ничего нет и наши органы чувств действуют сами по себе, порождая иллюзии. При таком подходе знания понимаются как привычки действовать определенным образом. Но большая часть философов стоит на позиции гносеологического оптимизма, считая, что мир познаваем, и задача философии способствовать познанию, изучая его закономерности. Долгое время в философии господствовало понимание познания как пассивного отражения окружающего мира. Л. Фейербах говорил, что человек – это зеркало, которое стоит у дороги и отражает все происходящее на ней. Задача философии состоит в борьбе с помехами, т.е. иллюзиями, заблуждениями. Ф. Бэкон называл их «идолами сознания», созданная им классификация этих «идолов» полезна до сих пор: например, «идолы театра» – это некритически усвоенные ложные мнения каких-либо авторитетов. И Кант совершил переворот в теории познания, доказав, что познание – не просто отражение окружающей действительности, но результат сложного взаимодействия объекта и субъекта, в процессе которого мы строим модель мира в нашей голове. Познание – особый вид деятельности, освоения мира. Большое внимание при таком подходе обращалось на активность и самостоятельность разума. К. Маркс исследовал общественно-исторический характер познания: его субъектом является не отдельный изолированный человек («гносеологический робинзон»), а общество. Современная философия науки представлена большим количеством школ и направлений. Б. Рассел и Л. Витгенштейн выдвигали идею логического и лингвистического анализа языка науки, К. Поппер предлагал критерии отличия научного и ненаучного знания, Т.Кун исследовал структуру научных революций. 7.3.2. Познание и практика. Практика является источником познания: все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Например, математические знания вызваны необходимостью измерять земельные участки, вычислять площади, делить урожай, астрономические – потребностями мореплавания и т.д. Конечно, не всегда открытия совершаются «по непосредственному заказу». Практика является основой познания, его движущей силой. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые свойства и стороны действительности, все глубже проникает в сущность явлений. Практика же обеспечивает познание средствами, приборами, оборудованием. Практика опосредованно является целью познания. Все знания, в конечном счете, возвращаются в практику и влияют на ее развитие. Практика – критерий истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. Но необходимо помнить, что познание относительно независимо от практики. Новое знание можно получать, не только выводя его из эксперимента или материального производства, но и не обращаясь к практическому опыту. Исследователь заимствует понятия, созданные до него, и ставит их в принципиально иные отношения между собой, выводит знание из знания. Приведите примеры из истории науки, когда открытия были сделаны «на кончике пера». 7.3.3. Многообразие форм знания и познавательной деятельности. Деятельность практическая духовно- духовно- практическая теоретическая Знание Каждой форме деятельности соответствует своя форма познания. Практическое знание – это знание, неотделимое от умения, опыта. Оно передается через личное общение, по принципу «делай как я». Это может быть производственное, политическое, спортивное и т.д. знание, в каждой сфере деятельности есть такие стороны, моменты, которые невозможно отразить в теоретической форме, они требуют непосредственных навыков и, если передаются, то не словесно, а через наблюдение, подражание. Духовно-практическое знание. Если практическое знание отвечает на вопрос: «Как действовать?», то духовно-практическое – на вопрос: «Как относиться (к миру, к людям, к себе)?». Это знание об общении, бытовое, художественное, мистическое и т.д. Теоретическое знание – исследовательская деятельность, где главная цель – производство самого знания. Оно возникло позже других форм, в условиях достаточно развитой культуры. К нему относятся идеология, философия, теология, магия, наука. Все средства осмысления мира имеют право на существование, т.к. каждое из них отражает то, что недоступно другим. Не должно быть высокомерия, огульного отрицания каких-либо форм. В наше время – со стороны науки. Но следует опасаться и некритической всеядности. Попытайтесь сформулировать отличие вненаучного и антинаучного знания. Почему проблема их соотношения так остро стоит в современном обществе? 7.3.4. Структура познания В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувство и разум. В истории философии существовали две крайности, абсолютизировавшие каждую из этих способностей. Особенно ярко они проявились в Новое время, когда изучение процесса познания стало особенно актуально из-за разворачивавшейся научно-технической революции. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) стремился вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира. Английский философ 17 века Д. Локк утверждал: «Наше сознание – это чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена». Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Английский философ Д. Беркли полагал, что нет никакого материального мира, а есть только совокупность ощущений отдельных людей, а для объяснения схожести их ощущений привлекается бог. Основной проблемой сенсуализма была невозможность объяснить существование предельно общих абстрактных понятий, ведь вечность, время, вселенная, справедливость и т.п. не даны нам в ощущениях. Рационализм (от лат. ratio – разум) признает разум основой познания. Французский философ 17 века Р. Декарт утверждал, что чувства нас обманывают, поэтому к достоверным истинам мы можем прийти только с помощью естественного света разума. Но разум человека слаб, полон заблуждений и иллюзий, значит его опорой должен быть некий абсолютный, гарантированно не ошибающийся разум. Так мыслитель признает необходимым наличие бога. Современная философия отказалась от противопоставления чувства и разума, в результате философских и научных исследований стало окончательно ясно, что реальное познание единый процесс, который мы искусственно останавливаем и анализируем. Познание не может строиться непосредственно на данных чувства, это иллюзия. Любое наблюдение уже теоретически нагружено. Но эти знания не изначально заложены в нашей голове, как полагал Декарт, а приобретены нами в процессе социализации. Если же ребенок не общается с людьми, то мыслящим существом он не становится, оставаясь, как животное на уровне чувственного восприятия. Итак, попробуем разложить процесс познания на отдельные элементы, помня при этом, что в реальности все они существуют и проявляются одновременно. Зачем тогда нужно такое расчленение? Чтобы лучше понять, как происходит этот процесс, какие возможны нарушения и как их исправлять. Ведь даже при всех достижениях современной цивилизации процесс мышления большинства людей оставляет желать лучшего. Чувственное познание складывается из следующих элементов: Ощущение – субъективный образ объективного мира, на этой ступени регистрируются отдельные свойства предмета. Восприятие – сводятся воедино данные разных органов чувств, действительность отражается в форме чувственного образа предмета. Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный воображением. Рациональное познание: Понятие – логический образ вещи, выделение всеобщего и существенного в предмете. Оно лишено чувственности и его нельзя созерцать. Суждение – форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других, система суждений. Для наглядности приведем пример из учебника логики. Понятие – «человек», суждение – «человек смертен», умозаключение: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, он смертен». В целом мышление можно определить как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Со времен немецкой классической философии принято выделять в мышлении две ступени. Рассудок – это обыденное мышление, здравый смысл, мышление по схеме, по шаблону, расчленение и исчисление. Разум – творческое оперирование абстракциями и рефлексия. Существуют и другие формы познания, которые пока изучены явно недостаточно, но важность которых несомненна: воображение, фантазия, эмоции, интуиция. В чем отличие эмпиризма от сенсуализма? Согласно легенде, один из древнегреческих мыслителей ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы «глубже познать мир». К какому направлению в теории познания он принадлежал? 7.3.5. Истина и заблуждение Истина не является частью бытия, это феномен человеческого сознания, но, в то же время, истина не зависит от человека. Истинным будет только такое содержание человеческих представлений, которое соответствует объективной действительности. Не всякое точное отражение действительности будет истинным (например, мы наблюдаем увеличение размеров солнца на закате, но это ведь не значит, что солнце действительно меняется). Достижение объективной истины связано с преодолением иллюзорности объективного мира, происходит отражение не просто мира, а его сущности. При этом необходим определенный уровень развития самого объекта, он должен «дозреть» до возможности его истинного понимания: при зарождении какого-то явления зачастую неясно, во что оно превратится, окончательно развившись. Принято выделять абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание, как правило, это констатация твердо установленных фактов. Относительная истина – неполное, незаконченное знание. Большинство наших знаний представлены в форме относительных истин, они требуют развития, дополнения, уточнения. Субъект познания (человек или группа людей) всегда ограничен конкретными обстоятельствами своей жизни и его знания неполны. Практика никогда не завершена. Необходимо учитывать и изменчивость самого мира. Все эти обстоятельства объясняют преобладание относительных истин. Целью познания является истина, но необходимо помнить, что неизбежным дополнением истины является ее противоположность – заблуждение. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие понятий или суждений объекту. Истина и заблуждение представляют собой диалектическое единство, а процесс познания – сложное взаимодействие этих сторон. Догматизм выдвигает тезис о случайности заблуждения и поэтому представляет собой слепое, некритическое следование каким-либо идеям, учениям. Абсолютизация этих идей, без учета конкретных обстоятельств ведет к негативным последствиям на практике. Релятивизм – абсолютизация относительности познания, отрицание истинности вообще. Приведите примеры догматизма и релятивизма из различных областей деятельности. От заблуждения необходимо отличать ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Диалектика истины и заблуждения приводит нас к выводу, что истина – это процесс, она никогда не завершена, процесс познания бесконечен. Истина конкретна, она зависит от условий места и времени, других обстоятельств. Простейший пример: «Вода кипит при 100о», но будет ли данное утверждение верным в условиях высокогорья? Многообразие видов знания выражается и в многообразии видов истин: научная, практическая, моральная, художественная правда и т.д. Об этом необходимо помнить, чтобы не отождествлять истинные знания только с научными, что очень часто происходит в наше время. Подумайте, к каким последствиям в теории и на практике приведет отождествление объективной и научной истины. Итак, рассматривая познание как особый вид деятельности человека, мы должны уяснить следующие важнейшие моменты: В процессе познания проявляется активность человеческого сознания. В его основе – не пассивное отражение мира – объекта в голове человека- субъекта познания, а процесс взаимодействия человека с миром. Только преобразуя мир, мы познаем его (и себя тоже). Познание имеет общественно-исторический характер. Его субъектом является не отдельный изолированный человек («гносеологический робинзон»), а общество на определенном этапе своего развития. Познание имеет диалектический характер, представляет собой бесконечный процесс приближения к истине. 7.4. Практически-духовное освоение мира 7.4.1. Ценности и их роль в жизни человека и общества. Практически осваивая мир, мы относимся к нему утилитарно, рассматривая его с точки зрения пользы. Все остальные качества предметов в данном случае для нас несущественны. Но при этом и сам человек выступает не во всей полноте своих свойств и способностей, а только как носитель какой-то ограниченной потребности. При духовно-теоретическом освоении мира мы рассматриваем предметы сами по себе, безотносительно к практическим потребностям, но и свои желания, эмоции, чувства тоже отбрасываем. Человек выступает в виде «чистого разума». Но существует еще один вид освоения мира, при котором человек и мир выступают как равнозначимые, берутся во всей полноте своих свойств и качеств. Соображения пользы или истины отступают на второй план. Это ценностное отношение, где практические и духовные аспекты выступают в единстве, гармонии. Любая наша деятельность имеет цель и смысл, но не все, что значимо – ценно. Объясните, что имел в виду Ф. Ницше, когда говорил: «То, что имеет цену, не имеет ценности». Ценности – это не жесткие нормы и стандарты, а жизненные цели, смыслы и идеалы, которые задают только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры. По своему объекту ценности могут быть вещные, логические, этические, эстетические и т.д. Как правило, у человека или группы людей есть много ценностей, они неравнозначны, поэтому необходимо говорить об иерархии ценностей. По субъекту ценности можно разделить на личностные, ценности социальной группы и общественные. В любом случае они надындивидуальны, имеют социальную природу и не всегда могут полностью осознаваться людьми. Мир ценностей образует особую реальность. Высший уровень ценностей мы связываем с понятием духовности. Это такие ценности, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, т.н. «вечные вопросы» человеческого бытия (Кто я? Зачем пришел в этот мир? Каков смысл моей жизни?). Они значимы не только для философов, но и для каждого человека и всего общества в целом. Сложность их решения в том, что хотя они имеют «общечеловеческую» основу, но каждый раз в условиях конкретно-исторического времени и пространства каждый человек открывает и решает их заново, по-своему. На пути их решения происходит самоопределение личности, духовное восхождение. Духовность может выступать как в религиозной, так и светской форме. Не следует упрощенно связывать духовность только с верой в бога или надмировые идеальные сущности, материалистическое мировоззрение, если не брать его вульгарные, примитивные формы, признает и развивает высшие проявления человеческого духа. Кроме того, необходимо иметь в виду, что духовность может быть разной направленности – как положительной, так и отрицательной: она не всегда связана с гуманизмом и человеколюбием, возможны и человеконенавистнические, антигуманные идеи и учения. Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, вплоть до человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. |