Главная страница
Навигация по странице:

  • Кясаи Н. Расцвети упадок науки и культуры в исламской цивилизации Исламская цивилизация. История и современность. — М Садра, 2016. С. 119–218. Мамадазимов А. 2014.

  • Мамлеева Л. А. 1999.

  • 2. Кыргызы впервой половине

  • акаевская книга. Кыргызы на Великом шелковом пути


    Скачать 1.84 Mb.
    НазваниеКыргызы на Великом шелковом пути
    Дата23.05.2020
    Размер1.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаакаевская книга.pdf
    ТипДоклад
    #124810
    страница16 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Ахметшин Н. Х. 2002. Тайны шелкового пути. — М Вече, 2002.
    Баринова Е. Б. 2012. Взаимодействие Китая с западными территориями в древности и средневековье // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 94–117.
    Джаханбахш С. Вклад исламской цивилизации в развитие естествознания Исламская цивилизация. История и современность. — М Садра,
    2016. С. 125–151.
    Кясаи Н. Расцвети упадок науки и культуры в исламской цивилизации Исламская цивилизация. История и современность. — М Садра,
    2016. С. 119–218.
    Мамадазимов А. 2014. Великий шелковый путь. История становления, расцвета и распада. — Душанбе Сино, 2014.
    Мамлеева Л. А. 1999. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita An- tiqua. 2. 1999. С. 53–61. http://archaeology.kiev.ua/pub/mamleyeva.htm Петров А. М. 1995.
    Великий шелковый путь. — М Восточная литература, РАН, 1995.
    Радкевич В. А. Великий шелковый путь. — М Агропромиздат, 1990.
    Глава 9
    Кыргызы на Великом шелковом пути Глава 9
    Кыргызы на Великом шелковом пути На бескрайних просторах Центральной Азии, от горной гряды Большой Хинган на востоке до Сыр-Дарьи на западе, в древние времена кочевали многочисленные монголоязычные, тюркоязычные и другие племена, занимавшиеся скотоводством. В центре этого региона возвышались Алтайские горы, на севере — Саяны, на западе — высочайшие горы Тянь-Шаня и Памиро-Алая, а на юго- западе — Тибетское плато у подножия крыши мира Гималаев. Великий русский историк Л. Н. Гумилев в своей книге Конец и вновь начало так пишет о значении этих гор для кочевых народов Склоны этих гор — одно из красивейших мест Земли. И неудивительно, что их обитатели мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи. По отношению к степным соседям Алтай — крепость, Крутой скат (Эргене кун), где при любых переменах вокруг можно отсидеться, не сдаваясь противнику. Пищи там достаточно. Для скота есть прекрасные пастбища — северные склоны речных долин, опаленные южным солнцем, а для охоты — южные склоны, поросшие густым лесом, по которым солнечные лучи только скользят, не иссушая почву и не сжигая растения. Все, что здесь написано русским ученым об Алтае, многократно справедливо для Тянь-Шаня. Плодородные горные долины сих бурными реками, тучными полями и садами переходят в предгорные лесостепи и необъятные степи, а на юге в полупустыни и безжизненные пустыни, такие как Такла-

    Макан и Гоби. На востоке и юго-востоке Центральная Азия граничила с Китайской империей, а на западе — также оседлыми земледельческими народами Средней Азии. Эти степи называют степным поясом Евразии, или Великой степью, как ее называет Л. Гумилев, посвя-

    200 Глава 9
    тивший значительную часть своей творческой жизни исследованию истории кочевых народов Центральной Азии. В Великой степи с незапамятных времен шла непрерывная борьба между различными племенами, ее населяющими, за господство в регионе. В этой борьбе верх брали то одни, то другие племена или племенные объединения. Сценарий всегда был примерно один и тот же. Как утверждал Л. Гумилев, тов одном, тов другом месте Великой степи происходил взрыв пассионарной энергии и племена, населявшие эти места, получали мощный пассионарный толчок, что приводило к взрывному подъему их активности и придавало им силы для сверхнапряжения [Гумилев, 2001]. Как правило, при этом рождалась сильная пассионарная личность, которая становилась лидером, приходила к верховной власти иве- ла свой народ от победы к победе, вплоть до установления своей гегемонии в Великой степи, а иногда и далеко за ее пределами, путем создания временной империи. Стратегия кочевого племени, испытавшего пассионарный подъем, имела всегда целью объединить родственные племена, подчинить все соседние племена, а непокорных — истребить или переселить в необжитые места, а затем и утвердить свою безраздельную власть в Великой степи. А далее путем набегов и грабежей добиться даннических отношений с богатым Китаем и подчинить Восточный Туркестан, чтобы установить контроль над центральноазиатским участком Великого шелкового пути (ВШП). Основными товарами, перевозившимися по ВШП, были предметы роскоши — шелковые ткани, украшения из драгоценных камней и металлов, дорогая утварь и парадное оружие, а также восточные специи и лекарства народной медицины. Именно контроль над
    ВШП стал основным объектом борьбы между оседло-земледель- ческими и кочевыми государствами Центральной, Передней и Восточной Азии в древние времена и средние века, поскольку он обеспечивал кочевую знать предметами роскоши и служил важным источником доходов. Таким образом, кочевая знать рассматривала Китай, который в древности был основным поставщиком товаров на ВШП, как источник своих доходов. А Китай видел в кочевых племенах вечную угрозу для своих северных и северо- западных границ. Польза от общения с кочевниками для китайцев

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    201 была ничтожна, а вред колоссален, как справедливо отмечал Л. Гумилев [Гумилев, 1993, с. 119
    ]. Степные кочевые империи, созданные таким образом, обычно существовали сто, двести лета иногда и несколько столетий. Наиболее глубокий след в мировой истории оставили центральноазиатские кочевые империи хуннов, тюрков и монголов. Набрав мощи, кочевые империи непременно вторгались в Китай, разоряя приграничные северные провинции империи. Временами они встречали отпор регулярных войск китайской империи, часто терпели поражение, но изредка побеждали и тогда облагали Китай данью, которую получали в виде шелковых тканей и ювелирных украшений, а также рисом и другими продовольственными продуктами. Все это шло на удовлетворение потребностей правящей верхушки кочевых народов. В Китае плодами торговли на ВШП также пользовался исключительно правящий императорский двор. Простым людям как в Китае, таки в кочевых империях от торговли на ВШП ничего особенно не перепадало. Во II и I вв. дон. э. восточно-туркестанский участок ВШП взяли под свой контроль хунны, создавшие могучую кочевую империю. Хунны также установили контроль над северным ответвлением ВШП, по которому из Южной Сибири вывозилась пушнина, особо ценимая в южных странах. В этот период вместе с хуннами в Саяно-Алтай хлынул значительный массив центральноазиатского кочевого населения, поток культурных инноваций и новых товаров, радикально изменивших этнокультурный облик региона. Впервые века н. э. Китай утратил монополию на производство шелка, шелковые ткани научились производить в оазисах Восточного Туркестана. В III в. н. э. на ВШП значительно возросла активность согдийских купцов, взявших в свои руки всю торговлю в кочевых государствах Центральной Азии. В этот период расширились контакты и торговые связи между Средней Азией и Восточным Туркестаном, а также Южной Сибирью за Саяно-Алтаем. Особенно большую активность согдийцы проявляли в торговой деятельности Первого Тюркского каганата (VI–VII вв.). Тюркская знать, получившая под свой контроль торговлю на участке ВШП через Восточный Туркестан и Притяньшанье, стала активным

    202 Глава 9 потребителем предметов роскоши, ввозимых согдийскими купцами в земли каганата. По описаниям иноземных послов, тюркская каганская ставка утопала в невиданной роскоши. Но первыми были все же хунны.
    1. Кыргызы и хунны (III–I вв. дон. э) Итак, первая великая кочевая империя в Центральной Азии была создана хуннами во II в. дон. э, когда в течение более чем полувека от нее зависела даже китайская династия Хань. Св. дон. э. племена хуннов населяли территории северо-западнее китайских государств, расположенных в долине великой китайской реки Хуанхэ (Желтая река, что создавало хуннам благоприятные условия для набегов на китайские территории. Китайцы особенно страдали от частых набегов хуннов в III в. дон. э. Поэтому первый всекитайский император
    Цинь Шихуанди (221–210 гг. дон. э) решил положить конец вторжениям хуннов, ив г. дон. э. снарядил огромное тысячное войско, которое нанесло сокрушительное поражение хуннам в Ордосте и завладело северо-западным берегом реки Хуанхэ. Затем по приказу Цинь Шихуанди началось строительство Великой китайской стены для защиты от будущих возможных набегов кочевых народов, которая вошла в историю как одно из семи чудес древнего мира. Однако хунны быстро оправились, и при втором своем правителе, целеустремленном, волевом и отважном Шаньюе Модэ (209–
    174 гг. дон. э) создали великую кочевую империю. В течение 10 лет
    Модэ Шаньюй сумел покорить все соседние кочевые племена на востоке, западе и северо-западе. На западе соседями хуннов были наиболее сильные племена юэчжи — самые восточные из племен, относящихся к индоевропейской группе языков, родственной иранскому и хинди. Хунны в 208–206 гг. дон. э. смогли одержать ряд побед над войском юэчжи и оттеснить их в Восточный Туркестан. А в 170 г. дон. э. хунны нанесли сокрушительное поражение юэчжи, остатки которых вынуждены были бежать уже в Среднюю Азию, где им позже улыбнулась большая удача в долине Аму-Дарьи: завоевав Греко-Бактрийское государство в 129 г. дон. э, они основали ставшее могучим Кушанское царство.

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    203 На севере и северо-западе хунны в 203–201 гг. дон. э. легко подчинили ряд племен, обитавших в Восточном Туркестане и При- тяньшанье, северо-западной Монголии и регионе Саяно-Алтая, являвшихся предками тюркских народов, ив том числе усуней, кыр- гызов и динлиней. Кыргызы в то время населяли Восточный Тань-
    Шань и Притяньшанье, а динлины — земли севернее кыргызских. Именно в этот период кыргызы впервые попадают в поле зрения китайских летописцев, которые тщательно отражали все сведения о набирающем силу северном соседе — хуннах. Великий китайский историк Сыма Цянь (145–86 гг. дон. э, прозванный китайским
    Геродотом», те. отцом китайской истории, в своем знаменитом труде «Ши Цзы» (Исторические хроники) сообщает, что в 201 г. дон. э. правитель хуннов Шаньюй Модэ подчинил себе некоторые независимые племена — гяньгуней (кыргызы), динлиней и синьли. Отмечается также, что кыргызы имели собственные владения и государственность. Эти сведения являются первым официальным упоминанием этнонима «кыргыз» и государства кыргызов. Таким образом, отец китайских историков Сыма Цянь лично выписал метрику о существовании кыргызского государства уже в 201 г. дон. э, что и послужило основанием для празднования 2200-летия кыргызской государственности в 2003 г.
    Хунны являлись общим предком родственных тюркоязычных народов. Они стали основателями первой общеисторической государственности тюркских народов. Государство хуннов заняло огромное пространство от Северного Китая до Центрального Тянь-
    Шаня. Хунны создали централизованную систему военно-феодаль- ного правления, которая впоследствии была принята и развита другими кочевыми государствами Центральной Азии. Главным занятием хуннов было кочевое скотоводство. Обширные степные пространства Центральной Азии создавали для этого благоприятные условия. Скотоводство было организовано хуннами по горизонтальному принципу, они кочевали с одного места на другое. Для сравнения, у кыргызов, издревле населявших горные местности, скот выпасали летом на высокогорных пастбищах, а поздней осенью перегоняли его в предгорные долины на зимовку, те. осуществляли скотоводческое хозяйство по вертикальному принципу.

    204 Глава 9 Главным видом жилища хуннов была юрта, хорошо приспособленная к кочевому образу жизни. Сборно-разборная конструкция юрты позволяла в течение небольшого промежутка времени собрать или разобрать жилище, легко перевозить его с места на место. У хуннов были развиты также ремесла. Среди них были особенно развиты выделка кожи, изготовление обуви из сыромятной кожи. Широко использовались шерсть овец, верблюдов и пух коз, из которых изготовляли ала-кийизы и шырдаки. Особое место среди ремесел занимало ювелирное дело. Древние хунны владели способами обработки и изготовления изделий из металла — наконечники для стрел, пики и другое оружие, а также необходимые в хозяйстве приспособления. Именно начиная с эпохи хуннов для ряда тюркоязычных народов стало традиционным сочетание в хозяйственной деятельности одновременно кочевого скотоводства и земледелия. На благоприятствующих земледелию территориях начали обрабатывать землю плугом и возделывать зерновые. Известно также о разделении хуннов на две политические группы — правое и левое крыло. Такая дуальная политическая система впоследствии перешла к другим тюркским народам, в частности, у кыргызов она сохранилась и посей день. Конечно же, главной целью Модэ Шаньюя было подчинить Китай. Его более всего интересовали богатства китайских императоров шелк, зерно, ювелирные украшения. В 198 г. дон. э. Модэ
    Шаньюй, собрав сильное войско, напал на Ханьский Китай, одержал ряд побед над войсками Ханьского императора Гао-Цзу и принудил его подписать договор, который ставил последнего в зависимость. Договор обязывал императора выплачивать хуннам ежегодную подать шелковыми тканями, рисом, вином и ювелирными украшениями. Договор был весьма обременительным для Китая и действовал в течение 60 лет. Таким образом, хунны были первым кочевым народом, получавшим регулярные подати с китайских императоров. В середине II в. дон. э. в Ханьской империи предпринимаются реформы, направленные на восстановление былого могущества государства. С приходом к власти в империи талантливого реформатора и дальновидного политика У-Ди (140 г. дон. э) вновь возрождается сильная централизованная власть. Период правления

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    205 императора У-Ди стал началом наивысшего расцвета могущества
    Ханьской империи (140–87 гг. дон. э. Накопив силы и создав 100- тысячную конницу по опыту самих хуннов, китайские войска в
    124 г. дон. э. вступили на территорию хуннов, ив гг. дон. э. одержали ряд побед над войсками хуннов. Могущество хуннов начало приходить в упадок, ив в. дон. э. значительная часть хуннов постепенно стала перемещаться на запад, увлекая за собой и другие кочевые племена. В IV в. н. э. хунны достигли Дуная. Здесь они образовали центр сильного государства гуннов, границы которого простирались от Волги до Рейна. Итак, во II и I вв. дон. э. государство кыргызов входит в состав могучей империи хуннов. В I в. дон. э. кыргызы участвовали в ряде военных походов хуннов. Наибольший интерес, по-видимому, для нас представляет следующий факт. В середине I в. дон. э. предводитель хуннов шаньюй Чжичжи укрепил свою армию храбрыми кыргызскими воинами и сих помощью успешно завоевал племена, проживающие в Минусинской котловине на берегах Енисея. Отдельные историки считают, что, возможно, именно тогда основной костяк кыргызов поселился на Енисее. Но это кажется неправдоподобным. Не задерживаясь долго на Енисее, шаньюй Чжичжи повел войска на запад, ив г. дон. э, достигнув благодатной Таласской долины, остановился здесь надолго. Вместе с хуннами сюда переселилась также часть кыргызов. По-видимому, это были первые кыр- гызы, поселившиеся на своей нынешней родине — Ала-Тоо. Однако, здесь в III в. дон. э. хуннов настигли китайцы и нанесли им сокрушительное поражение. О дальнейшей судьбе кыргызов, участвовавших в походе Чжичжи, нет достоверных сведений. Напомним читателю еще один очень важный факт из истории древних кыргызов. В 99 г. дон. э, в период правления шаньюя
    Цзюйдихэу, китайские войска в очередной раз вторглись во владения хуннов, однако были разбиты. Видный китайский полководец генерал Ли Лин, оказавшийся среди пленников, согласился служить хуннам. Шаньюй Цзюйдихэу выдал за Ли Лина свою дочь и назначил его наместником во владениях кыргызов, где потомки его правили почти до времен империи Чингисхана. Действительно, из истории династии Тан известно, что потомком Ли Лина считался кыргызский

    206 Глава 9 каган, одержавший в 840 г. победу над Уйгурским каганатом. Так как династия Тан принадлежала к тому же роду, что и Ли Лин, кыргыз- ский каган был признан родственником правящей в Китае династии. Естественно, что кыргызская знать еще в древности узнала много об истории и культуре Китая от своего правителя. Этим частично объясняется особое отношение кыргызов к Китаю, они никогда не нападали на Китай в отличие от других кочевых народов. Воспользовавшись ослаблением центральной власти хуннов, кыргызы в 56 г. дон. э. ненадолго добились суверенитета и политической независимости. Именно с этого момента в китайских письменных источниках впервые начинают упоминаться сведения о «Кыр- гызском царстве. Владения Кыргызского царства, по этим сведениям, занимали северную часть Восточного Тянь-Шаня и Притяньшанья, находились севернее горного хребта Боро-Хоро и западнее пустыни
    Дзосотын-Элисун (севернее городов Манас и Карашар современного Восточного Туркестана. Именно этот район и следует считать исконной прародиной кыргызов. Однако уже в 49 г. дон. э. предводитель северных хуннов шаньюй Чжичжи вновь покорил Кыргызское царство, а затем в 48–42 гг. дон. э. совершил походы на северо-восток и далее на юго-запад, о чем уже было сказано выше.
    2. Кыргызы впервой половине
    I тысячелетия нашей эры В I–V вв. н. э. о кыргызах мало сведений. Это же относится и к другим кочевым племенам Центральной Азии. Скудость информации о кочевых народах в I–V вв. н. э. объясняется двумя причинами.
    Во-первых, поскольку древние китайцы относились к хуннам сне- скрываемой враждебностью, в I–II вв. н. э. хунны были массово выселены на западный край империи и заслонили собой другие кочевые племена. Во-вторых, с половины II в. в самом Китае наступил смутный период, который длился вплоть до V в. Поэтому у Китая в этот период не было отношений с Западным краем, а следовательно, отсутствовала и информация о нем в китайских источниках. И все же из весьма скудных сведений следует, что кыргызы все еще населяли Восточное Притяньшанье вблизи Ак-Тоо (Белые горы,

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    207 а некоторая часть динлиней и хуннов в этот период ассимилировалась с кыргызами. Выдающийся знаток истории древних кыргызов Ю. Худяков считает, что гяньгуни (кыргызы) и динлины перемешались в IV–V вв. н. э. в результате включения гяньгуней в состав гаоцзюйских динлиней, известных позднее как теле. Действительно, в китайском источнике III в. н. э. гяньгуни упоминаются отдельно, наряду с динлинами, правда, под названием «хэгу» или
    «цигу». Когда в V в. каган жуань-жуаней Хулюй покорил племена цигу, те все еще обитали в Восточном Притяньшанье. Известно также, что в III–V вв. кыргызы вели упорную борьбу за независимость, ив том числе против жуань-жуаней, нов конце концов были вынуждены покориться им. Возвышение жуань-жуаней началось вначале в. Они населяли в основном Алтай. Жуань-жуани достигли своего могущества в VI в. при кагане Анахуане (520–552 гг.), когда они господствовали по всей Центральной Азии. Конец существованию каганата жуань-жуаней положили алтайские тюрки в 552 г. В V–VI вв. кыргызы уже обитали на Среднем Енисее. Именно с этого времени памятники кыргызской культуры распространяются по всей Минусинской котловине [Бутанаев, Худяков, 2000]. Вероят- но,кыргызы были вынуждены мигрировать сюда самиили были принудительно переселены жуань-жуанями вовремя их длительных войн с телесскими племенами, которые велись с переменным успехом в V в. и первой половине VI в. В борьбе с телесцами жуань- жуани использовали войска тюрок, переселенных ими на Алтай в середине V в. По-видимому, путь кыргызов из Восточного Тянь-
    Шаня до Саян занял целую эпоху в несколько десятилетий и проходил через котловину Больших озер в северо-западной Монголии, где находится великолепное озеро Кыргыз-Нур. Известно, что кыр- гызы длительное время населяли окрестности этого озера. Ряд источников даже полагал его родиной древних кыргызов. Как видим теперь, район оз. Кыргыз-Нур был лишь транзитным местом в миграционном движении кыргызов к Среднему Енисею. С переселением на Енисей кыргызы подчинили, ассимилировали и включили в свой состав часть местных племени заимствовали отдельные элементы их культуры. Таким образом, началось формирование новой этнической общности енисейский кыргызов.

    208 Глава 9 Итак, несмотря на все трудности и испытания в исторической судьбе, выпавшие на первую половину I тысячелетия новой эры, кыргызы смогли сохранить свой этнос, культуру и государственность, а также ведущее положение среди ближайшего этнического окружения. А самое главное, смогли закрепиться на землях Среднего Енисея, да так основательно, что многие историки долго время считали эти земли исконной родиной древних кыргызов.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта