Главная страница
Навигация по странице:

  • Акаев А. А. 2002.

  • Бутанаев В. Я, Худяков ЮС. История енисейских кыргызов. — Абакан Товарищество«Клышников—Комаров и Ко, 1993. Гумилев Л. Н. 2001

  • акаевская книга. Кыргызы на Великом шелковом пути


    Скачать 1.84 Mb.
    НазваниеКыргызы на Великом шелковом пути
    Дата23.05.2020
    Размер1.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаакаевская книга.pdf
    ТипДоклад
    #124810
    страница19 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    9. Кыргызы в эпоху монгольского ига (XIII–XIV вв.) Эпоха Чингисхана внесла коренной перелом в судьбы многих народов и государств на всем пространстве Евразии. Кыргызы не стали исключением. На завоевание лесных народов, в состав которых входили кыргызы Енисея и Алтая, в 1207 г. был послан с большим войском старший сын Чингисхана Джучи. К тому времени некогда единое енисейское государство кыргызов распалось на два государственных образования — кыргызские княжества «Кем-
    Кемджиут» и «Кыргыз». Возглавляли их правители, носившие титул
    «инал». Оба княжества имели свои воинские дружины, но их сила была далеко не той, какой обладали кыргызские войска в период Великого похода, завершившегося в х годах созданием Великого Кыргызского каганата. Кыргызские правители того времени на Енисее проявили мудрость и решили в войну не вступать, понимая неотвратимость поражения. При оказании сопротивления и последующего поражения монголы истребляли своих врагов поголовно, не жалея ни младенцев, ни стариков. Таким образом, енисейские кыргызы на первом этапе благополучно сохранились, став вассалами Джучи-хана. В следующем 1208 г. монголы начали поход на запад в Среднюю Азию. Поначалу монголы разгромили своих старых врагов — найманов — на Иртыше, а затем настала очередь Восточного Притяньшанья. Местные племена, включая кыргызские, не противились истреблению найманов, которые сильно притесняли их, в том числе ив религиозном отношении. Они также не оказали никакого сопротивления монгольским войскам. Поэтому народы Тянь-Шаня и Семиречья избежали тех кровавых ужасов, с которыми сталкивались другие народы, осмелившиеся вступить с монголами в бой. Енисейские кыргызы, населявшие Саяно-Алтай, всегда отличались свободолюбием и остро реагировали на унижения и притеснения. Впрочем, это характерно для кыргызов на всем протяжении

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    229 их исторического пути. И когда в 1217 г. против монгольского гнета восстало родственное кыргызам племя туманов, в их поддержку выступили кыргызские дружины, о силе которых монголы хорошо знали. Поэтому на подавление восстания были брошены сильнейшие монгольские отряды, которые возглавил сам Джучи-хан. Кыр- гызы в состоявшейся схватке потерпели поражение от превосходящих сил противника и были вынуждены вновь признать господство монголов. В последующем, восстановив свои силы и воспользовавшись внутренними трудностями в монгольском ханстве, кыргызы
    Саяно-Алтая сумели на двадцать лет восстановить свою государственность. Однако монгольские ханы не терпели, когда в их тылу возникали зоны независимости и неподчинения. В 1293 г. Верховный хан монголов Хубилай, приходившийся Чингисхану внуком, послал против кыргызов большое войско во главе с полководцем
    Тутухой. Направленный из Семиречья дружественным государством Хайду в помощь кыргызам отряд во главе с полководцем Бола- чем был разбит на подходе. Затем Тутуха одержал победу над кыр- гызскими дружинами. В итоге мощь кыргызских княжеств на Енисее была серьезно подорвана, что имело тяжелые последствия для кыргызов Саяно-Алтая. Монголы, понимая опасность возрождения мощной кыргыз- ской государственности на Енисее, предприняли насильственные меры по переселению известных своей непокорностью кыргызов из региона Саяно-Алтая. Значительная часть была переселена в район Манчжурии ив китайскую провинцию Шаньдан в качестве военных поселенцев. В частности, военные отряды кыргызов несли охранную службу в монгольской столице — г. Каракорум. Положение военных поселенцев было бедственным. Переселения нанесли большой урон енисейским кыргызам. Заметно сократились их численность и территория компактного расселения. Эти кыргызы уже никогда не вернутся назад на свою родину, ив последующем будут ассимилированы монголами и китайцами. Насильное переселение кыргызов с Енисея и Алтая в другие регионы продолжалось вплоть дог. Некоторая часть кыргызов в столь тяжелое время сделала собственный выбор в пользу переселения на Тянь-Шань, где издревле складывалась кыргызская этническая общность. Соединив

    230 Глава 9 шись там с издавна жившими родичами, они смогли сохраниться и развиться как этнос, который стал основой современного кыргыз- ского народа. В Минусинской долине ив районе Тувы часть кыргы- зов все же сохранилась. В XVII–XVIII вв. там существовали уже четыре небольших княжества, так называемые «кыргызские землицы. В последующем традиционную непокорность кыргызов на Енисее испытала и Россия, которая в то время форсированно осваивала этот регион. Судьба этих кыргызов сложилась весьма трагично, но об этом речь пойдет позже.
    10. Кыргызы на Ала-Тоо (XIV–XVIII вв.) А в Центральном и Западном Тянь-Шане и Притяньшанье эхо монгольского нашествия отзывалось еще долго. Эта благословенная земля оказалась притягательной для монголов, и они, разумеется, не хотели ее покидать. В период начала междоусобиц между потомками Чингисхана в третьем колене улусы Угедея и Чагатая в
    1269 г. провели на берегу реки Таласа совместный курултай и создали независимое от Великого хана всех монгол государство, избрав внука Чингисхана от его третьего сына Угедея Хайду-хана своим правителем (1269–1301 гг.). Границы нового государства, названного государством Хайду», простирались от Алтая до Аму-Дарьи и включали современный Кыргызстан и Восточный Туркестан. Столица государства Хайду г. Тарсакент располагалась близ нынешней столицы Кыргызстана — г. Бишкека. Потомки Чингисхана, в какой- то мере растеряв воинственность и жестокость, были настроены на мирный лад. Их больше заботили стабильность и процветание на территориях их правления. В период правления Хайду-хана наблюдались экономический подъем, возрождение ремесел и производства. Он стремился избегать захватнических войн. Хайду-хан не одобрял чрезмерного гнета даже со стороны своего внучатого дяди
    Хубилая — Великого хана всех монгол. Поэтому он оказывал поддержку алтайскими енисейским кыргызам, восставшим против гнета монгольской империи. Выше уже отмечалось, что он направлял в 1293 г. свой отряд на Енисей в помощь кыргызам. К сожалению, этот отряд потерпел поражение еще на подступах к государству

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    231 кыргызов. Зато Хайду-хан сумел оградить кыргызов Западного Алтая и Восточного Притяньшанья от преследований и притеснений монголов, оказав помощь в переселении большой группы кыргызов на Центральный Тянь-Шань. После смерти Хайду-хана вначале в. государство Хайду- хана распалось на два Чагатайский улус — на землях Мавераннахра междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) и Моголистан — на землях
    Семиречья, Тянь-Шаня, Восточного Туркестана и Джунгарии. Кыр- гызы оказались в Моголистане, они населяли в основном его восточные окраины. Кыргызы в этот период только номинально подчинялись монгольским ханам. Оценивая их храбрость и непокорность, их называли лесными львами Моголистана». В 1345 г. был убит последний чингизид, правивший Чагатайским улусом, и наступил конец монгольского ига в истории этого края. А в Моголи- стане продолжали править монголы. В частности, на Центральном
    Тянь-Шане и Семиречье до Балхаша на севере, те. в западной части Моголистана, правил сначала чингизид хан Тоглук-Тэмур, а после его смерти в 1366 г. — предводитель сильного монгольского племени дуглат эмир Камар ад-Дин. Однако большинство племен, в том числе монгольских, населявших эти территории, уже давно разговаривали на тюркском языке, соблюдали тюркские обычаи и исповедовали ислам, что объединило их. Уже в конце XIII в. монго- лоязычные племена быстро ассимилировались в местной тюркоязычной среде. От них остался лишь этноним «могол». Позднее многие из этих племен влились в состав кыргызского народа. Моголы безжалостно грабили и угнетали население Мавераннахра. Уставшие от непрерывных набегов моголов, феодалы и купцы Мавераннахра способствовали приходу к власти сильного правителя в лице Амира
    Темира, прозванного на Западе Тимурленгом (Тамерлан).
    Амир Темир первым делом занялся наказанием моголов. В 1371,
    1375, 1377, 1379, 1389 и 1390 годах Амир Темир совершал походы против войска Камар ад-Дина и доходил до Иссык-Куля, долин рек Чуи Таласа, нанося поражение за поражением. Однако, Камар ад-
    Дину неизменно удавалось ускользать от Тамерлана — во главе наиболее верных ему дружинников. Особенно жестоким был поход 1389 г. На всем пути продвижения войска Тамерлана, преследовавшего

    232 Глава 9
    Камар ад-Дина, поголовно истребляли моголов. Камар ад-Дин на этот раз навсегда покинул Моголистан и бежал в Монголию. После этих походов Тамерлана Центральный Тянь-Шань и часть Семиречья обезлюдели. Могущественные племена монголов лишились военной силы — людей и лошадей. Остатки монгол ушли на Алтай. Кочевавшие на восточных окраинах Моголистана — на Алтае, Джун- гарии и Восточном Тянь-Шане — кыргызы постепенно переселились на благодатные земли Центрального и Западного Тянь-Шаня и
    Притяньшанья, которые с тех пор с любовью называют Ала-Тоо.
    Амир Темир как будто расчистил Ала-Тоо от монгольских племен для кыргызов. Это произошло на рубеже XIV и XV вв. Кыргызы здесь легко подчинили и ассимилировали раздробленные уцелевшие остатки тюркских и монгольских племен. Сохранению кыргызов в этот период способствовало то, что они не принимали никакого участия в завоевательных походах монголов, о чем писал В. Бар- тольд [Бартольд, 1996, с. 212]. К концу XV в. в северном регионе современного Кыргызстана уже образовалось новое племенное объединение, центральным ядром которого были кыргызы. Это был период правления Ахмед- хана, а позднее его сына Халил Султана, проводивших гибкую политику, поддержанную предводителями кыргызских родов. В этот период значительно повысилась политическая роль кыргызов среди народов Туркестана. Усилилась и консолидация самих кыргыз- ских племен. Так начался ускоренный процесс формирования кыргызского народа на современной территории Кыргызстана — на земле Ала-Тоо. Все это привело к тому, что на рубеже XV и
    XVI вв. образовалось самостоятельное государство кыргызов, получившее название «Кыргызский улус. В 1508 г. Кыргызский улус возглавил Мухаммед-кыргыз, известный под именем Тагай-бия, который стал первым правителем кыргызов, объединившим два племенных объединения кыргызов — племена правого и левого крыла, которые проживали на территории современного Кыргыз- стана — Ала-Тоо.
    Мухаммед-кыргыз вошел в историю кыргызского народа под легендарным именем Тагай-бия и считается родоначальником современных кыргызов, их первым Верховным правителем. Он воз

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    233 главил формирующийся кыргызский народна критически важном этапе его развития и сыграл исключительную роль в деле консолидации кыргызских родов и племен. Мухаммед-кыргыз был человеком сильной политической воли, неукротимой энергии и целеустремленности. Его главной целью было единение кыргызов и укрепление в тех непростых условиях — самостоятельной кыргызской государственности. Важнейшим шагом Мухаммеда-кыргыза стало создание союза с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе с общими противниками. Правители Моголиста- на хорошо осознавали опасность усиления кыргызов. Поэтому мо- гольские войска под предводительством Саид-хана осенью 1517 г. совершили поход из Кашгара на Иссык-Куль, где нанесли поражение кыргызам и пленили Мухаммед-кыргыза. Он был помещен в одну из тюрем Кашгара, где и скончался в 1533 г, оставаясь непокоренным духом. Кыргызы помнят его и высоко почитают как выдающегося национального героя. Он стал символом крепости кыр- гызского национального духа. Таким образом, прав был советский историки этнограф СМ. Аб- рамзон, который еще в е годы пришел к следующему выводу Основу киргизской народности, складывавшейся в XIV–XVII вв., составили а) местные, издавна обитавшие здесь тюркоязычные племена, часть которых по своему происхождению, вероятно, восходит к племенам эпох тюркских каганатов, уйгурского и кыргыз- ского государства также Караханидского государства (X–XII вв.), в том числе карлукско-уйгурское население б) группа пришельцев, в основном тюркоязычных племен южносибирского и центральноазиатского происхождения, передвинувшихся на территорию Центрального и Западного Тянь-Шаня и Памиро-Алая с северо-востока и востока в) племена монгольского и казахско-ногайского происхождения [Абрамзон, 1971, СИ далее он заключает Начало образования кыргызской народности можно отнести примерно к Х вв., но наиболее интенсивно оно шло, несомненно, в XVI–XVII вв. Завершение процесса формирования кыргызской народности по всем признакам происходило в XVIII в. Как мы видели выше, во всех этих процессах прямую или косвенную роль играл ВШП, который уже в XVII в. закончил свое существование.

    234 Глава 9 Итак, кыргызы в середине XVIII в. представляли собой значительную силу в Западном Туркестане, и правители Циньской китайской империи по-прежнему хотели привлечь их на свою сторону. По инициативе генерала Чжао Хоя, командующего западными войсками Китая, северные кыргызы в 1758 г. направили свое посольство в Пекин во главе с Нышаан-баатыром, прекрасно владевшим китайским языком. Император Китая Цянь Лунь тепло принял кыргызских посланников. С установлением власти Китая в Восточном Туркестане часть кыргызов перекочевала на территорию Центрального Тянь-Шаня. Это было, по-видимому, последнее посольство кыргызов в Циньскую империю перед последующим присоединением Кыргызстана к России в середине XIX в. Мы гордимся теми нерушимыми узами дружбы и сотрудничества, которые связывали кыргызско-китайские отношения с незапамятных времен через Великий шелковый путь. Взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество с Китаем Танской эпохи, приобщение к великим достижениям китайской цивилизации были особенно плодотворными для енисейских кыргызов в VII–X вв. В новое третье тысячелетие Кыргызстан и Китай вошли надежными добрыми соседями и партнерами. Добрососедство, взаимное доверие, взаимовыгодное сотрудничество — вот те незыблемые основы, на которых развиваются и крепнут кыргызско-китайские отношения в
    XXI в. Мы надеемся, что ив в. кыргызы могут стать надежными партнерами Китая в деле создания Нового шелкового пути.
    11. Трагическая судьба енисейских кыргызов В заключение обратимся к дальнейшей судьбе енисейских кыр- гызов. На рубеже XIV–XV вв. енисейские и алтайские кыргызы, несмотря на малочисленность и ослабление, принимали активное участие в борьбе монгольских феодалов за власть, выступая на стороне сильного племенного объединения ойратов. Относительно короткое время (1403–1408 гг.) ойратские и монгольские ханы даже оказались под властью правителя из кыргызов, хана Угечи-Кашка монгольское имя — Мэнке-Тэмур-хан). В 1399–1425 гг. правителями отдельных владений ойратов и областей Монголии были также

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    235 выходцы из кыргызов. Все это свидетельствует о том, что кыргызы сохраняли свое влияние и представляли все еще существенную силу в определенных регионах монгольской державы. Однако усилия енисейских и алтайских кыргызов восстановить государственность в XIV–XV вв. не увенчались успехом. В. Бутанаев и Ю. Худяков полагают, что, вероятно, в течение XV–XVI вв. различные племенные группы, оказавшиеся волею монгольских правителей в долине Среднего Енисея, были объединены под эгидой кыргызов в единый этнополитический союз «Хонгорай». Роль кыргызов в этнополитическом союзе «Хонгорай» была настолько велика, что в русских документах в. Хакасско-Минусинский край получил название
    «Кыргызской землицы [Бутанаев, Худяков, 2000, с. 153]. В 1581–1590 гг. силами российских казачьих отрядов было завоевано Сибирское ханство, и начался процесс присоединения Сибири к российскому государству. В Центральной Азии в это время возникли монгольские феодальные государства Алтын-ханов и Джун- гария. Енисейские кыргызы, по меткому выражению В. Бутанаева и Ю. Худякова, оказались между жерновами этих государств. В течение в. со стороны Хонгорая велась активная борьба за сохранение своей политической независимости. Однако впервой половине XVII в. кыргызы попали в вассальную зависимость от монгольских Алтын-ханов. В середине XVII в. кыргызские князья отошли от Алтын-ханов и взяли ориентацию на молодое Джунгарское ханство, которое было основано в 1635 г. и просуществовало до середины XVIII в. Дело в том, что первый правитель Джунгарского ханства Баатыр-коктайша был двоюродным братом кыргыз- ского князя Табуна Кочебаева. Он проявлял особенные родственные чувства к Хонгораю и даже посылал войска для его поддержки. Правитель Джунгарии при своей ставке воспитывали обучал детей кыргызской знати. Однако когда к власти в Джунгарском ханстве пришел Сенге- тайша, сын Баатыра-коктайши, правивший с 1657 по 1671 гг., положение кыргызов резко ухудшилось. Начиная с 1667 г. Хонгарай попал в вассальную зависимость от Джунгарского ханства, а в
    1669 г. Сенге-тайша назначил там своего наместника. В июне 1703 г. в Хонгарай прибыло трехтысячное войско из Джунгарии и осуще-

    236 Глава 9 ствило насильный план переселения кыргызов в Джунгарию. Известный историк Сибири Г. Ф. Миллер в XIX в. утверждал, что этот акт был осуществлен по ранее заключенному соглашению между Российской империей и Джунгарией. В книге [Бутанаев, Худяков,
    2000, с. 175] подтверждается, что найдены и соответствующие документы. Лишь небольшая часть кыргызской аристократической знати, знавшая о предстоящем угоне, сумела остаться на Енисее. Позже она влилась в состав хакасского народа. Незначительная часть кыргызов, населявших Туву, также избежала угона. Все они стали подданными России. Кыргызы перекочевали со своими семьями, скотом и скарбом. Всего енисейских кыргызов в это время оказалось около 20 тыс. человек. Через два месяца они дошли и обосновались в Прииртышье, в долине реки Эмель-гол. В последующем их судьба оказалась трагической. В 1756 г. при нападении
    Циньской империи на Джунгарию кыргызы были уничтожены как союзники Джунгарии, хотя не участвовали в боях. Небольшие их остатки были расселены в Манчжурии. Так печально и трагически закончилась блистательная история енисейских кыргызов. Енисейские кыргызы оставили яркий след в политической, военной, этнической и культурной истории Южной Сибири и Центральной Азии. Кыргызы не раз терпели поражения от более многочисленных кочевых племен, но они вновь и вновь завоевывали самостоятельность, сумев сохранить свой этнос и культуру на Енисее в течение почти двух тысяч лет. Одним из важнейших условий их исторического существования являлось развитое военное дело. Периодом его наивысшего развития стала эпоха самостоятельного существования кыргызского каганата в VI–X вв., когда кыргызы, творчески заимствуя достижения военного искусства других кочевых народов Евразии, создали централизованную военную организацию, освоили производство технически совершенного для своего времени вооружения, а также эффективную тактику ведения конной атаки. Все эти достижения позволили кыргызам в IX в. одержать блестящие победы (840–843 гг.) над могучим Уйгурским каганатом и создать на обширной территории Центральной Азии Великий Кыргызский каганат, который просуществовал почти сто лет. В этот период достигают апогея политические, торговые и культур

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    237 ные отношения кыргызов с Танской империей. Кыргызский каганат сохранили укрепил традиционные дружественные отношения с тибетцами, карлуками и другими дружественными кочевыми народами Центральной Азии. Прорыв из периферийной, затерянной за Саянами Минусинской долины на просторы Центральной Азии открыл новые уникальные возможности для кыргызского этноса и его культуры. Это был звездный час енисейских кыргызов, когда они оказывали решающее влияние на историю степного пояса Евразии. Разбросанные на бескрайних степных пространствах Центральной Азии отдельные группы кыргызов дали новое направление этническому развитию, привнесли свои культурные достижения, заимствовали и трансформировали многие культурные ценности других тюркоязычных кочевых народов. Вынужденные отступить под натиском монгольских племен обратно на берега Енисея, кыргызы вернулись в места прежнего обитания, но уже вином, выросшем и обогащенном культурном облике. Самое главное позитивное последствие кыргызского великодержавия состоит в том, что часть кыргызов, оставшаяся в Восточном Притяньшанье и Восточном Туркестане, переселившись впоследствии на Ала-Тоо, дала толчок формированию современной кыргызской нации. Если бы этого не случилось, то кыргызы могли исчезнуть, как исчезли хунны, жуань-жуани и другие древние кочевые народы. Об этом, в частности, свидетельствует трагический конец истории енисейских кыргызов в XVIII в.
    * * * Итак, в конце второго тысячелетия, кыргызский народ вновь получил уникальный шанс строить суверенный Кыргызстан. Кыр- гызстанцы полны решимости воспользоваться этим шансом и построить благополучное государство, обеспечивающее своих граждан всеми базовыми благами и внушающее чувство гордости за страну. А для этого Кыргызстану необходимо освоить инновационные технологии, порожденные четвертой промышленной революцией, совершить экономический прорыв и создать новую высокопроизводительную цифровую экономику с интернет-индустрией, а самое главное — встроить ее в зарождающуюся сетевую глобальную

    238 Глава 9 экономику на новом шелковом пути XXI века. В свою очередь, это потребует революционных преобразований в системе образования для подготовки кадров новой формации с фундаментальными знаниями в области точных и естественных наук. Чтобы запустить столь важный процесс, нужны политическая воля нынешнего руководства страны и стратегия долгосрочного развития, консолидирующая нацию вокруг ее высоких целей. Надеемся, что все остальное окажется по силам новому, более продвинутому поколению х годов. Литература к девятой главе

    Акаев А. А. 2002.Кыргызская государственностьи народныйэпос«Манас». —
    Бишкек:Учкун, 2002.
    Абрамзон СМ. Кыргызы и их этногенетические и историко- культурные связи. — Л Наука, 1971.
    Бартольд В. В. Избранные произведения по истории кыргызов и
    Кыргызстана. — Бишкек Шам, 1996.
    Бернштам АН. История кыргыз и Киргизстана с древнейших времен до монгольскогонашествия. — МЛ КСИИМК, Т. 45, 1946.
    Бутанаев В. Я, Худяков ЮС. История енисейских кыргызов. — Абакан Товарищество«Клышников—Комаров и Ко, 1993.
    Гумилев Л. Н. 2001. Этногенез и биосфера Земли. — М, 2001.
    Осмонов О. Дж. История Кыргызстана с древнейших времен дона- ших дней. — Бишкек, 2008.
    Худяков ЮС. Вооружение енисейских кыргызов. — Новосибирск:
    Наука, 1980.
    ВОПРОСЫ АВТОРАМ i
    (стр. 33, 39, 41, 43) В этой главе несколько раз упоминается
    2019 год, причем о нем говорится в прошедшем времени. Видимо, здесь какая-то неточность. Просьба проверить. ii
    (стр. 42) Это верно За год произошло кратное увеличение сред- недушевого дохода Просьба проверить даты в этой главе.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта