акаевская книга. Кыргызы на Великом шелковом пути
Скачать 1.84 Mb.
|
2. Китай и кочевые народы степного пояса Евразии Древние китайские царства располагались на небольшой территории в плодородных долинах двух великих рек — Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы. Китайцы издревле овладели высочайшей культурой земледелия. С запада и северо-запада китайскую цивилизацию окружали многочисленные воинственные кочевые племена. Кочевники доставляли много беспокойства китайцам своими частыми 178 Глава 8 набегами, грабежами и поборами. Их интересовали такие богатства Китая, как шелковые ткани, украшения из драгоценных камней и металлов, рис и другие продовольственные продукты. В III–I в. дон. э. особенно беспокоили китайцев два крупных племенных объединения — хунны и большие юэчжи. Племена хуннов были наиболее агрессивны и жестоки. Во II в. дон. э. хунны подчинили своей власти все кочевые племена Центральной Азии и создали первую степную империю. В х годах дон. э. хунны нанесли столь сокрушительное поражение своим основным соперникам, большим юэчжи, что последние навсегда покинули обжитые места и перекочевали в Среднюю Азию, где впоследствии обосновали могучее Кушанское царство, контролировавшее и Восточный Туркестан. После этого набеги хуннов на Китай стали более опасными и разорительными. Хунны стали столь сильны, что Ханьская империя признала державу хуннов как равное государство и выплачивала регулярную дань шелком, украшениями, предметами роскоши ирисом. В 140 г. дон. э. власть в Китае перешла к сильному и воинственному правителю — императору У-Ди, который решил покончить с набегами хуннов. Он был приверженцем учения великого Конфуция о государственном устройстве и управлении. Поэтому прежде всего он возродил сильную централизованную власть. В отношении соседних стран из кочевых племен он считал, что варваров надо уничтожать руками варваров [Баринова, 2012]. В соответствии с этой доктриной он решил договориться с племенами больших юэчжи, являвшихся древними и непримиримыми врагами хуннов, о создании совместной коалиции для разгрома хуннов. С этой целью в 138 г. дон. э. император У-Ди отправляет посольство в Западный край, чтобы найти племена больших юэчжи и заключить сними военный союз для борьбы с ненавистными хуннами. Во главе посольства был поставлен храбрый офицер дворцовой стражи, талантливый дипломат Чжан Цянь, прошедший специальную подготовку для работы с кочевниками Петров, 1995; Баринова, 2012]. Человек он был весьма находчивый, мужественный и решительный. Но эта дипломатическая миссия затянулась на долгие 12 лет, поскольку вскоре после отбытия из пограничного китайского городка Великий шелковый путь древности 179 Лунси на северо-запад посольство было перехвачено хуннами. Чжан Цянь пребывал в плену десять лети за это время он сумел собрать весьма ценные предварительные сведения о местонахождении больших юэчжи и усуней, а также о возможных маршрутах к местам их обитания. В 128 г. дон. э. Чжан Цяню вместе с верным слугой удалось бежать из хуннского плена. Они прошли тяжелейший путь по предполагаемому маршруту на запад через пустыни бассейна реки Тарим, горы Тянь-Шаня, по-видимому, через перевал Бедель — и вышли к изумрудному озеру Иссык-Куль, которое привело их в восхищение своей уникальной красотой. Здесь Чжан Цянь обнаружил племена усуней, переселившихся из Восточного Туркестана под давлением хуннов, и посетил их столицу г. Чигу, чтобы установить дипломатические контакты сих правителем Петров, 1995]. Узнав от усуней примерное местонахождение больших юэчжи, Чжан Цянь продолжил путь на запад через горные перевалы в долину реки Нарын (приток Сырдарьи, вдоль которой и спустился в Фергану, где попал в государство Давань. Каково же было его удивление, когда он увидел страну со столь же развитой земледельческой культурой, как ив Китае. Ведь китайцы до тех пор были убеждены, что на Западном крае живут одни кочевые народы-варвары. Позже в отчете своему императору он описывал цветущий край, где насчитывается семьдесят больших и малых городов, где выращивают рис и пшеницу, возделывают виноград и изготавливают из него вино, а также, самое главное, разводят изумительных по своей красоте, крупных и породистых небесных коней [Баринова, 2012]. Здесь, также как ив Китае, широко использовались искусственные оросительные системы и каналы. Благодаря удобному географическому положению государство Давань занимало важное узловое место в торговых путях, соединяющих Среднюю и Западную Азию. Даваньское государство было глубоко вовлечено в сферу международных, в частности, торговых отношений западного мира. География торговых контактов Давани была весьма обширна — на западе вплоть до Рима и Северной Африки, на юге — Бактрия и Индия. Здесь имелись хорошие дороги, караван-сараи и ремесленные мастерские по выпол- 180 Глава 8 нению различных услуг, те. высокоразвитая инфраструктура для международной торговли. Чжан Цяню в Давани был оказан радушный прием. За короткое время пребывания в Давани ему удалось собрать обширные сведения о странах региона и народах, их населяющих. Он узнало существовании Каспийского (Северного) и Аральского (Западного) морей, а также о западной части Азии вплоть до Персидского залива и Средиземного моря. Он особенно подробно изучал сведения о торговле и торговых путях Средней Азии, Бактрии и северной Индии. Он интересовался товарами и полезными вещами, которых не было у Китая, но которые здесь можно было приобрести. К таковым он в первую очередь отнес небесных коней, которые как будто были предназначены императору Поднебесной — Сыну неба. Он также с большим удовлетворением обнаружил, что в Средней Азии и вообще на Западе не знали культуры тутового шелкопряда и не ведали о существовании шелковых тканей Петров, 1995]. Но зато здесь пользовались тканями из хлопка. Следовательно, рассуждал Чжан Цянь, все, что здесь ценно для китайцев, возможно приобрести за шелковые ткани. Таким образом, именно Чжан Цянь явился идеологом торговли шелком с новыми оседлыми земледельческими странами Средней Азии и Запада. Он также довольно точно оценил военный потенциал встреченных им народов. Все эти новые знания впоследствии существенно расширили географический и политический кругозор китайских императоров, что непосредственно повлияло на их внешнеполитические планы. Именно с этого времени западные торговые пути стали желанным объектом китайских правителей [Мамлеева, 1999]. В Давани Чжан Цянь получил проводника, чтобы попасть в государство Кангюй, расположенное в среднем течении Сырдарьи, а оттуда уже самостоятельно добрался в долину реки Зарафшан — новые владения больших юэчжи. К этому времени большие юэчжи покорили Греко-Бактрийское царство и основали собственное могучее государство, позже получившее название Кушанского царства. К тому же новые земли, завоеванные большими юэчжи, былине- сравненно лучше и богаче, чем их исконные земли в Восточном Туркестане и западном Китае. Поэтому вожди племен больших Великий шелковый путь древности 181 юэчжи остались равнодушны к предложению китайского императора Петров, 1995]. Узнав обо всем этом, Чжан Цянь немедля собрался в обратный путь, но для возвращения на родину избрал другой путь, огибающий Памир, чтобы пройти часть торгового маршрута из Средней Азии в Бактрию и северную Индию [Баринова, 2012]. В 127 г. дон. э, возвращаясь назад в Китай через Памир, Алай и Таримскую долину, Чжан Цянь снова оказывается в плену у хун- нов, нона этот раз ненадолго. И только через год — в 126 г. дон. э. — вместе со своим верным помощником он добрался домой в Китай и немедля представил подробный отчет об экспедиции самому императору У-Ди. Удивлению императора и его ближайших чиновников известием о том, что существуют и другие крупные оседлые земледельческие цивилизации с развитой культурой, не было границ. Императора особенно заинтересовали небесные кони, которых он хотел заполучить немедленно. Итак, хотя в политическом отношении цель дипломатической миссии Чжан Цяня не была достигнута, однако ее научное (географическое, страновое и этническое) и торговое значение для Китая было неоценимым. Путь, который Чжан Цянь прошел в Среднюю Азию и обратно в Китай, стал основой ВШП — уникального моста, соединяющего многие века Восток и Запад. Заслуги Чжан Цяня были оценены по достоинству императором он был повышен в чине и стал одним из ближайших его советников по внешнеполитическому планированию. 3. Открытие Китаем ВШП Вдохновленный рассказами Чжан Цяня о Давани император У-Ди велел начать подготовку к открытию торговых сношений с этим государством. Но прежде всего требовалось проложить наиболее удобные маршруты для торговых караванов и обеспечить их безопасность. Для того, чтобы караванной торговле не препятствовали кочевники, против них сразу же начались военные кампании, которые, впрочем, продолжались целое тысячелетие, пока Западный край — Синьцзянь — не был покорен полностью и не стал неотъемлемой частью Китая. Но тогда, в 128–119 гг. дон. э. китайские 182 Глава 8 регулярные войска под командованием крупнейших китайских полководцев провели ряд военных экспедиций, которые нанесли хуннам ряд тяжелейших поражений. Освобожденные земли в оазисах по пути предполагаемой торговли начали заселяться китайскими военными переселенцами, строились заставы и крепости, которые могли бы защитить караваны от набегов кочевников. Так, постепенно, китайцы заселили Ордос, Цзю-Цюань, Увэй, Чжанье, Дуньхуан. Недалеко от Дуньхуана были выстроены две мощные крепости — Янгуань и Юймынгуань, в которых размещались сильные военные гарнизоны. Опираясь на эти военные базы, китайцы смогли приступить к открытию регулярных торговых сношений со странами Средней Азии [Баринова, 2012]. После этого, в 119–115 гг. дон. э, Чжан Цянь уже во главе огромного посольства совершил вторую успешную экспедицию в государство Усунь. Из ставки усуньского правителя, которую Чжан Цянь сделал опорной базой Китая в Средней Азии, он отправил своих помощников с посланниками в Давань, Кангюй, к большим юэчжи, в Бактрию и другие страны региона. Известно, что Чжан Цяню удалось установить хорошие отношения с среднеазиатскими правителями и договориться об обмене посланниками. Основной целью второго похода Чжан Цяня в Среднюю Азию являлось открытие удобных торговых маршрутов, установление торговых отношений со странами Средней Азии. В частности, был открыт новый путь от Кашгара через перевал Терек-Даван, спускающийся в Ир- кештамское ущелье и далее с выходом в Ферганскую долину, атак- же более длинный путь, идущий через перевал Кугарт с выходом в Ат-Баши и далее по долине реки Нарын в Фергану. По этим новым маршрутам вскоре китайские купцы устремились в Среднюю Азию. Таким образом, благодаря походам Чжан Цяня границы Китая расширились до Усуни и Давании было основано четырнадцать новых провинций. Но была и тайная цель миссии Чжан Цяня во втором походе — он надеялся склонить усуней в подданство Китаю с последующим полным подчинением, чтобы распространить китайские владения на 10000 ли и распространить влияние Китая до четырех морей. Однако этим планам не суждено было сбыться. Назад в Китай он все же возвращался с отрядом усуньских вожаков и Великий шелковый путь древности 183 толмачей, чтобы щедрыми подарками склонить их к принятию своего плана [Баринова, 2012]. Известно, что первое посольство было отправлено императором У-Ди через год после возвращения Чжан Цяня в Даваньское государство в 114 г. дон. э, поскольку императора более всего интересовали небесные кони. Посольство везло весьма богатые дары золотых монет и литую из золота фигуру коня. Неожиданный отказ даваньцев отдать лошадей и последовавшее за этим убийство китайского посланника повлекли за собой ряд походов китайских войск на Давань. В итоге Давань была покорена, что открыло Китаю прямой путь в Среднюю Азию. Наконец-то в Китай были завезены даваньские небесные кони и люцерна — кормовая трава для них, а также виноград и хлопок, которые были культивированы в Китае впервые. Тогда же, в последнем десятилетии II в. дон. э, в Среднюю Азию отправились первые торговые караваны с шелком. Отдельные из них продолжали путь на запад в Персию, проложив торговый путь в Западную Азию и открыв тем самым ВШП. Таким образом, начало функционирования ВШП приходится на рубежи вв. дон. э, а император У-Ди стал духовным отцом ВШП. Впоследствии поэтому пути проходило обычно 5–6 караванов, а иногда до 10–12 караванов в год [Баринова, 2012]. Благодаря торговым караванным дорогам, проходящим через Среднюю Азию, этот регион стал со временем крупнейшим международным рынком той эпохи. Торговые связи с Китаем, провоз китайских товаров на запад и западных — в Китай, торговля с Индией на юге, а также возрастающая торговля с северными народами имели для Средней Азии громадное значение. Например, в китайских летописях в I в. дон. э. упоминается как крупнейший торговый город Хуканди- Лятифа (современный город Коканд). На рынки Хуканди поступали товары из Китая, Индии, Персии и других стран [Радкевич, 1990]. 4. ВШП в пространстве основные маршруты ВШП начинался в городах Чанъани (современный Сиань) и Лояне, бывших в разное время столицами древнего и средневекового Китая. Город Чанъань наряду с Римом и Константинополем 184 Глава 8 являлся одним из крупнейших мегаполисов древности. Миновав Великую китайскую стену, караваны шли на запад в Ланьчжоу, расположенный на берегу реки Хуанхэ — колыбели древней китайской цивилизации. В древние времена г. Ланьчжоу носил другое название — Цзинчэн (до VII вили Золотой город. Далее дорога шлак северо-западу в небольшой город Увэй, первый в ряду оазисов, который на заре становления ВШП сыграл чрезвычайно важную роль в торговле Китая со странами Центральной Азии. Следующий оазис на шелковом пути — город Чжанье, который широко известен, поскольку именно здесь знаменитый путешественник Марко Поло вместе с отцом и дядей прожили целый год, направляясь ко двору великого хана Хубилая, монгольского правителя Китая. Дорога из Чжанье шла в г. Цзюцзюань (важный источник, который в древние века являлся символом далекой окраины, поскольку неподалеку находился самый западный форпост Великой китайской стены. Купцы, двигавшиеся с востока, находились под надежной защитой империи именно до этой крепости. Выйдя за врата крепости в западном направлении, они уже оказывались перед лицом неведомых испытаний. Далее дорога шлак г. Дуньхуань, где раздваивалась на южную и северную. Здесь заканчивался так называемый Хэсийский (Ганьдунский) коридор, включавший города-оазисы Увэй, Чжанье, Цзюцзюань и Дуньху- ань [Ахметшин, 2002]. Город Дуньхуань на протяжении многих столетий являлся центром коммуникаций, через который в обоих направлениях осуществлялась торговля Китая с Западом. Дуньхуань располагался на границе бескрайних пустынь Гоби и Такла-Макан и был особенно желанным оазисом для отважных купцов и путешественников, прошедших испытание жгучими кинжальными ветрами и песчаными бурями, превращающими день в ночь. Уже на рубеже II и I вв. дон. э. Дуньхуань играл ключевую роль в торговых связях Китая с западными соседями [Ахметшин, 2002]. Именно отсюда караваны с шелком отправлялись по разным маршрутами направлялись в страны Центральной и Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока и далее — Средиземноморья. Северный маршрут пролегал по южным предгорьям восточного Тянь-Шаня через города Хами, Турфан, Великий шелковый путь древности 185 Карашар и далее вдоль реки Тарим до Кашгара, а затем через горные перевалы Тянь-Шаня в Ферганскую долину до среднеазиатских городов Хуканда (Коканд), Самарканда и Мерва. Этот маршрут был богаче водой и проходил поболее обжитым местам, где имелись обустроенные караван-сараи. Здесь караваны останавливались на отдых, пополняли запасы воды. Южный маршрут шел через город Шаньшань в районе озера Лобнор, затем огибал пустыню Такла- Макан с юга и далее пролегал через города Хотан, Яркенд и выходил на Памир, перевалив который шел в Бактрию, а оттуда в Мерв, где соединялся с северным путем. Южный маршрут имел ответвление в Индию из Бактрии. Новыми здесь были лишь высокогорные участки от Кашгара до Ферганы и от Яркенда до Бактрии, открытые Чжан Цянем, а далее шелковый путь вновь дробился наряд маршрутов и вливался в издавна установившуюся систему торговых маршрутов, ведущих из Средней Азии и северной Индии к берегам Черного и Средиземного морей. Город Мерв принадлежал к числу древнейших городов Средней Азии и являлся одним из крупнейших торговых центров на ВШП. Наивысшего расцвета Мерв достигает в сельджукскую эпоху (XI– XII вв.), когда он становится одной из столиц государства Сель- джукидов. В этот период Мерв становится одним из важнейших культурных центров Средней Азии, где создавались и хранились материальные и духовные ценности многих народов Среднего и Ближнего Востока. Такую же роль на ВШП играли города Бухара, Самарканд, Коканд и Хорезм. От Мерва на запад шла центральная магистральная часть ВШП. Основной маршрут направлялся к Багдаду и далее достигал портов Сирии. Там товары перегружались на корабли и уже морем доставлялись в Египет, Византию, Италию и другие страны Средиземноморья [Радкевич, 1990]. Полные сведения о ВШП были приведены уже во II в. н. э. в Географическом руководстве выдающегося греческого ученого Клавдия Птолемея (87–165 гг. н. э. Разумеется, ВШП представлял собой огромное пространство, включающее ряд параллельных маршрутов, где каждый маршрут включал целый пучок дорог, стягивающихся в узлы вне- многих крупных городах — торговых центрах и караван-сараях, находящихся в оазисах среди безжизненных пустынь. 186 Глава 8 5. Товары на ВШП Главным товаром на ВШП, безусловно, был шелк, который и дал название этому пути, что отмечалось еще Птолемеем. Уже в I в. дон. э. китайский шелк поступал в заметных количествах в страны Средиземноморья, и его достоинства были сразу ив полной мере оценены греками и римлянами. О нем стали много говорить и писать. Он стал самым желанными востребованным товаром в античном мире. Это произошло не только из-за легкости, прочности, изящности и удобства шелковой одежды, но и благодаря уникальным дезинсекционным свойствам шелка. Одежда, изготовленная из шелка, обладала замечательными гигиеническими качествами, что было крайне важно в ту эпоху, поэтому шелк ценился навес золота. Известно, что платья из шелка носила последняя царица Египта Клеопатра. Женщины из семей римской аристократии и знати также соревновались в обладании этой роскошью. Поскольку древний и средневековый Западне мог предложить Китаю ничего из своих товаров, то за шелковые ткани приходилось платить исключительно золотом и серебром. Тоже самое относилось к Индии и другим восточным странам на ВШП. Восток всем необходимым в те времена обеспечивал себя сам. Поэтому Индокитай в античном мире сравнивали с пропастью, поглощающей львиную долю золота и серебра всего западного мира. Это порождало недовольство государственных мужей в частности, римский сенат даже издавал законы, ограничивающие вывоз драгоценных металлов, налагающие запрет на ношение шелковой одежды. Но все это никак не помогало. Золотые и серебряные слитки многие столетия перемещались с Запада на Восток в обмен на столь востребованные на Западе товары из Китая, Индии, а также из Среднего и Ближнего Востока. Причем на Западе шелк часто использовался в качестве международной валюты Петров, 1995]. Частые болезни и эпидемии были бичом всех античных цивилизаций и средневековых обществ. Поэтому второй по важности группой товаров были восточные специи и благовония, которые служили в качестве наиболее эффективных средств предупреждения и лечения распространенных болезней той эпохи. Среди лекарственных препаратов, рекомендуемых величайшими представителями Великий шелковый путь древности 187 античной медицины Гиппократом и Галеном, неизменно присутствуют перец, имбирь, корица, ладан, нард, мирра, алоэ и т. д. Эти благовония и пряности с Востока были основой ценнейших медикаментов древнего и средневекового обществ. В средние века арабские ученые полностью перевели и тщательно изучили и приумножили античное наследие. Выдающийся ученый Беруни (973–1048 гг.) и великий Авиценна (980–1037 гг.) в своих трудах постоянно ссылались на рецепты античных авторитетов, которые они существенно усовершенствовали на основе собственных исследований. Замечательным тому примером может служить Канон врачебной науки Авиценны, который многие века служил настольной книгой для европейских медиков. Многие рецепты Авиценны считались чудодейственными, а его авторитет был непререкаемым. Кроме того, восточные специи обладали ценнейшим консервирующим пищу качеством. Следует отметить, что незаменимым способом обеззараживания воздуха с древнейших времен было окуривание помещений ладаном и миррой, которые обладают замечательными дезинфицирующими свойствами. Разумеется, что восточные специи, также как и шелк, ценились навес золота Петров, 1995]. Конечно, вторым по важности товаром из Китая начиная св. стал фарфор. Тогда многовековой опыт усовершенствования технологии изготовления разнообразных высокохудожественных предметов и изделий из керамики привел к качественному скачку и созданию совершенного фарфорового материала. В Европе секрет производства фарфора стал известен лишь через тысячу лет — в 1710 г, когда был основан первый фарфоровый завод в Мейсене (Германия. Запад получал из Китая по ВШП также бумагу. Возможно, что именно она оказала наибольшее влияние на развитие Запада как основной носитель человеческой мысли и способ передачи информации в течение последующих двух тысячелетий. Как известно, доступная технология выработки бумаги из дешевого сырья — древесной коры была изобретена в Китае вначале в. дон. э. Выше мы указали лишь на основные товары, востребованные на ВШП. Но их былого- раздо больше — это и меха, и слоновая кость, и рога хуту, и мускус, и драгоценные камни, а также породистые лошади, на которых был большой спрос в Китае. Всех товаров и не перечислишь. А. Петров 188 Глава 8 приводит примеры, когда на расстояния в тысячи километровки- тайские купцы, мотивированные большими прибылями, умудрялись доставить свежие фрукты из Средней Азии — яблоки и груши, виноград и дыни, абрикосы и сливы. Китайцев особенно восхищали крупные и сочные золотистые персики Петров, 1995]. Вернемся, однако, к основному товару на ВШП — шелку. Торговать шелком с другими странами Китай начал уже в V в. дон. э. Об этом свидетельствует великий греческий историк Геродот (V в. дон. э, прозванный отцом истории. Побывав на северном побережье Черного моря ив странах Ближнего Востока, он подробно описал шелковые ткани китайского происхождения. В те времена шелк в небольших количествах мог поступать морским путем через Индию в Персидский залив и далее в страны Ближнего и Среднего Востока. Сов. дон. э. шелк начал поступать уже по сухопутным дорогам через Каш- гари Среднюю Азию в Сирию, те. по ВШП. Вместе стем, в I в. дон. э. морской путь переживал период весьма интенсивной торговли китайским шелком благодаря активному посредничеству Египта в коммерции между Индией и греко-римским миром. Китайский шелк южным караванным путем через Хотан, Яркенд и Памирские горы доставлялся в Индию, а оттуда уже морем переправлялся в Египет, и из него поступал в страны Средиземноморья [Радкевич, 1990]. В том же I в. дон. э. римские историки и географы уже знают о Китае как о стране, производящей удивительный товар — шелк. Римляне именовали шелк «серикум», а его производителей — «серами». И неудивительно, что уже во II в. н. э. Клавдий Птолемей в своем знаменитом Географическом руководстве уделяет Китаю значительное место, приводя много сведений о его истории и культуре. В IV–V вв. на западноевропейские рынки торговли шелком выдвигается уже Средняя Азия [Мамадазимов, 2014]. Здесь согдийцы, начав с посредничества в торговле китайском шелком, в дальнейшем и сами освоили технологии получения как шелковых нитей, таки изготовления из них тканей. Конечно, китайские шелка всегда ценились наиболее высоко, но и среднеазиатский шелк пользовался популярностью. Ас в. уже ив Византии овладели технологией разведения червей тутового шелкопряда и выделки шелковых тканей. Сам Китай утратил монополию на производство шелка еще раньше, Великий шелковый путь древности 189 уже впервые века новой эры секрет культуры тутового шелкопряда был вывезен в Восточный Туркестан, где шелк начали производить самостоятельно. Важно также отметить, что большинство купцов с шелком не стремились пройти весь ВШП. Они предпочитали обмениваться товарами на полпути, чаще всего это происходило в Средней Азии. Например, китайские купцы впервые столетия сначала открытия ВШП обычно останавливались в Средней Азии — Коканде, Самарканде, Бухаре или Хорезме, где продавали свой товар местным или приезжим с Запада купцам, асами приобретали нужные им предметы и возвращались назад на родину. Дальше Средней Азии китайские купцы обычно не проникали. Начиная сов. н. э, когда посредничество в Средней Азии начало переходить в руки согдийских купцов, китайские купцы продавали свой товар исключительно в Синьцзяне, в районе Каменной Башни [Баринова, 2012]. |