Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. А в это время — в Ала-Тоо

  • акаевская книга. Кыргызы на Великом шелковом пути


    Скачать 1.84 Mb.
    НазваниеКыргызы на Великом шелковом пути
    Дата23.05.2020
    Размер1.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаакаевская книга.pdf
    ТипДоклад
    #124810
    страница18 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    6. Эпоха кыргызского великодержавия (840–950 гг.) Итак, к середине IX века верховенство в степях Центральной Азии перешло к кыргызам, которое они прочно удерживали до конца столетия. Кыргызы смогли подчинить кочевые племена на обширных пространствах Центральной Азии. Этот период великий русский историк В. В. Бартольд назвал эпохой «Кыргызского вели- кодержавия» [Бартольд, Государство кыргызов на востоке доходило да Байкала,на юге доТибета, на юго-западе до Семире- чья, а на севере до современного Красноярска, те. это фактически вся территория Восточно-Тюркского каганата. Выдающийся исследователь истории енисейских кыргызов профессор Ю. Худяков назвал эту эпоху звездным часом кыргызской истории [Бутанаев,
    Худяков, 2000]. Действительно, это было время поразительных успехов кыргызского государственного управления, военного и дипломатического искусства, а также культурного подъема. Кыргызы оставили о себе добрую память среди различных народов, населявших бескрайние просторы Центральной Азии. Кыргызы не проявляли жестокости по отношению к покоренным племенами народам, никогда не стремились их истреблять, а только старались подчинить своей воле. Кыргызы остались в памяти кочевых народов той эпохи образцом доблести и геройства.
    Кыргызы вовсе времена поддерживали отношения с культурными народами, поэтому по степени культурного развития они стояли выше многих кочевых народов, окружавших их в Центральной Азии. Вот что писал поэтому поводу академик В. Бартольд: По степени своего культурного развития кыргызы, несомненно, стояли гораздо выше своих северных и восточных соседей, о которых мы находим сведения в китайских источниках [Бартольд, 1996, с. 202]. Широко известно, что в V в. кыргызы пользовались письменностью, полученной ими от кок-тюрков. Последние позаимствовали согдийский алфавит, дополнив его своими знаками, сходными стам- гами. В частности, кыргызский алфавит состоял из 39 знаков, включая тамги, которые были хорошо приспособлены для вырезания на дереве и камне. Эта письменность получила название «орхоно-ени- сейской руноподобной письменности. В долине Верхнего Енисея

    220 Глава 9 еще в XVIII в. было найдено более 150 памятников рунической письменности, которые относятся к эпохе существования Кыргыз- ского каганата. Все крупные авторитетные тюркологи — В. Томсен, Е. Радлов, С. Малов — считали енисейские рунические памятники письменности принадлежащими кыргызам. Енисейские кыргызы продолжали пользоваться рунической письменностью вплоть до монгольского нашествия в XIII в. На территории Западного Туркестана (в Средней Азии) древнетюркское руническое письмо было вытеснено арабской письменностью уже в IX–X вв. вследствие распространения ислама. Несомненно, что кыргызы и их культура в ту эпоху оставили заметный след в истории многих кочевых народов. Вместе стем культура кыргызов на протяжении всего исторического пути их развития находилась в неразрывном единстве с культурой родственных им по языку и происхождению древних тюркских кочевников.
    Кыргызы стремились жить в мире и дружбе с соседними народами. Кыргызы никогда сами не вели завоевательных войн и старались не принимать участия в захватнических войнах кочевых империй. Но кыргызы не жалели сил в отстаивании свободы и независимости своего государства. Мы можем гордиться тем, что наши далекие предки во имя сохранения государственности проявляли невиданное упорство и чудеса геройства. Даже в эпоху своего великодержавия кыргызы мало вмешивались в происходившие в западной части державы межплеменные войны, сохранили дружбу с тибетцами, карлуками и арабами. С самого начала образования государства кыргызов на Енисее одной из его важнейших функций стало сохранение его независимости в условиях постоянной угрозы со стороны более крупных кочевых народов. Помимо военных мер отстаивания независимости, кыргызы придавали важное значение активной внешней политике. Дипломатические усилия кыргызских правителей нередко способствовали их военным действиям. В качестве успехов дипломатии кыргызов можно привести создание военных коалиций с Китаем, Тибетом и Карлукским государством, направленных против господства тюркских и уйгурских каганов, приобретение союзников среди других кочевых народов и установление сними регулярных торговых связей.

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    221
    Кыргызское великодержавное государство просуществовало недолго. Не прошло и ста лет, как этому великодержавию пришел конец. Уже впервой четверти X в. часть кыргызов, находившихся на территории Монголии, покинув непривычные степи, вернулась на территорию Саянских гори в Минусинскую долину. Но происходило это не под давлением врага. Просто истощенные многолетней кровопролитной войной кыргызы, утратившие постоянную связь между отдельными группами, рассеянными по бескрайним просторам Центральной Азии, начали возвращаться на свои обжитые места в Саяно-Алтае. Действительно, когда в 916 и 924 гг. император набирающих силу киданей (кара-кытаев) Елюй Амбагянь совершил два похода в Монголию, он там уже не встретил кыргызов, а вступил в район уйгуров, которые успели занять освободившиеся пастбища. Вместе стем почти весь X век кыргызы сохраняли контроль над Алтаем и Джунгарией как плацдармами для управления оазисами Восточного Туркестана и ВШП. Здесь, на своей исконной родине, в дальнейшем осталась значительная часть енисейских кыргызов, участвовавших в походе против опорных районов Уйгурского каганата. После того как в середине X в. степи Монголии были завоеваны монгольскими племенами киданями, единый кыргызский народ оказался разделенным надвое. Позднее кидани покорили северный Китай, затем подчинили уйгуров и создали обширную державу под названием империя Ляо». Западные границы империи Ляо простирались до Алтая. Империя просуществовала более ста лет. Таким образом, одна часть кыргызов осталась в Саяно-Алтае, а другая — в Восточном Притяньшанье на севере Восточного Туркестана, на своей исконной родине. Кидани исключили возможности для их сообщения, поэтому в дальнейшем обе части кыргызов существовали обособленно друг от друга. Кыргызы стали последним тюркским народом, господствовавшим в Монголии. После их ухода Монголия приобрела тот этно-исторический характер, который сохраняется ив настоящее время. Символично, что в Монголии также сохранилась добрая память о кыргызах. Итак, в эпоху великодержавия значительная часть кыргызов вновь оказалась на своей исконной родине — в Восточном Притяньшанье,

    222 Глава 9 Западном Алтае и Прииртышье. Здесь они и осели после крушения великодержавия. Переселение енисейских кыргызов на Восточный
    Тянь-Шань в IX в. на волне победоносных походов против Уйгурского каганата влило пассионарную энергию, придало сил и воодушевления кыргызам на исконных землях их обитания. В этот период целый ряд небольших тюркоязычных племен влились в состав кыргызской народности на базе енисейских кыргызов, находившихся в фазе пассионарного подъема. В дальнейшем этот процесс получил ускорение уже на территории Центрального и Западного Тянь-Шаня и Притяньшанья, куда кыргызы переселились в
    XV в. Енисейские кыргызы таким образом стали ядром будущего кыргызского народа на Ала-Тоо. Эту гипотезу впервые высказал известный советский этнограф, профессор СМ. Абрамзон. Он полагал, что процесс формирования кыргызских племен происходил главным образом на территории Восточного Тянь-Шаня и При- тяньшанья, Памиро-Алая и прилегающих горных областей Алтая,
    Прииртышья и Восточного Туркестана [Абрамзон, 1971]. Примерно той же точки зрения придерживался выдающийся советский историк АН. Бернштам: Видимо, та основная масса киргизского народа, которая явилась предком современных кыргыз, издавна росла и развивалась на Тань-Шане, где она накапливалась исподволь в течение двух тысячелетий, где она воспринимала плоды высоких цивилизаций, имевших место в Притяньшанье» [Бернштам, 1946]. С кыргызским великодержавием связано возникновение эпоса
    «Манас» — величайшего памятника духовной культуры и устного поэтического творчества кыргызского народа. Ведущая тема эпоса — борьба кыргызов с иноземными захватчиками, воспевание подвигов легендарного полководца кыргызов батыра Манаса, сплотившего вокруг себя разобщенные племена ради отстаивания независимости и свободы кыргызов. Историки полагают, что прототипом
    Манаса послужил прославленный полководец кыргызов Тапу Алп
    Сол, который возглавил Великий поход на уйгурскую столицу Ордо-
    Балык в 840 г. и одержал блестящую победу над основными силами уйгурского войска. Со временем эпос превратился в своеобразную энциклопедию жизни кыргызского народа, которая содержит сведения о наиболее ярких страницах исторического пути кыргызов,

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    223 об их языке и менталитете, традициях и философских воззрениях, культурных, дипломатических и торговых связях с другими народами, а также о хозяйственном укладе их жизни. Историко-куль- турное значение эпоса «Манас» заключается в том, что он в течение тысячелетия оказывал существенное влияние на формирование национального характера, нравственно-этических идеалов и норм общественного поведения кыргызского народа.
    7. Кыргызы и китайцы В истории китайской династии Тан (Тан-шу), правившей в 618–
    907 гг., имеются более подробные сведения о кыргызах, их государстве и культуре, нежели в более ранних исторических сочинениях. Этому во многом способствовало родство династии Тани правящего рода енисейских кыргызов, который происходил от знаменитого китайского полководца Ли Лина, плененного хуннами в I в. дон. э. и назначенного их наместником в кыргызских владениях. В Тан- скую эпоху Китай достиг наивысшего расцвета и могущества. С другой стороны, в отличие от уйгуров и их предшественников тюрков, не говоря уже о хуннах, нападавших на Китай, кыргызы с самого начала стремились установить дружественные отношения с династией Тан. Еще вначале в, убедившись, что бороться с превосходящими силами центральноазиатских кочевых народов в одиночку бесперспективно, кыргызские правители стали искать сильных союзников. В это время (в 632 г) весьма кстати в кыргыз- ские земли прибыло посольство от китайского императора Тайцзуна с предложением признать формальную вассальную зависимость от Китая. Однако реализации этого плана тогда помешал тюркский каган
    Чеби-хан, подчинивший своей власти карлуков и кыргызов. Лишь после разгрома и пленения Чеби-хана в 647 г. китайскими войсками открылась возможность для установления связей с Китаем. Узнав о том, что все телесские племена покорились Танской империи, в 648 г. кыргызский правитель Эльтебер Шибокюй Ачжань лично приехал к Танскому двору, где ему был оказан весьма радушный прием, о чем уже говорилось ранее. С этого времени начался регулярный обмен посольствами между енисейскими кыргызами

    224 Глава 9 и Танским императорским двором, который не прерывался вплоть до X в. Имеются сведения о многочисленных кыргызских посольствах в VIII в. — 707, 709, 711, 722, 723 гг. В 724, 747 и 748 гг. кыргызы пригоняли в Китай табуны лошадей для обмена на китайские товары. О кыргызских лошадях довольно подробно и восторженно писали летописцы империи Тан: Их лошади чрезвычайно крепки и крупны тех, которые могут сражаться, называют головными лошадьми. Хроники высоко оценивают боевые качества, чистопородность кыргызских лошадей, характеризуя их прекрасными скакунами, достойными своего императора и его полководцев. Китайские источники в тот период отмечали «Цзянгунь (кыргызы) — это сильное государство [Бутанаев, Худяков, 2000, С. 72
    ]. Интерес к кыргызам со стороны Танского Китая еще более возрос после оглушительной победы кыргызов над Уйгурским каганатом в 840 г. В марте 843 г. по приглашению императора в Китай прибыл кыргызский посланник Чжу Хэсу (Чугу Алп Сол) с письмом от кыргызского кагана. Император Вуцзун, вступивший на престол в 841 г, был крайне обрадован, поскольку Танский Китай выплачивал немалую дань Уйгурскому каганату. Так что вот- ветном письме кыргызскому кагану он выразил глубокое удовлетворение по поводу разгрома уйгуров и рекомендовал продолжить их истребление. Уже в апреле 843 г. император Вуцзун направляет своего посланника Чжао Фаня к кыргызскому кагану с щедрыми дарами и письмом, в котором также предлагалось совместными усилиями уничтожить государство уйгуров во всех районах их обитания [Бутанаев, Худяков, 2000, С. Именно после этого кыр- гызы возобновили военныедействия и совершили поход в Восточный Туркестан, где покорили города Куча и Беш-Балык — западную столицу уйгуров. Нона этом кыргызы и остановились, поскольку эти ключевые города позволяли полностью контролировать над всем восточно-туркестанским участком ВШП. Кыргызы не пытались удерживать под своей властью все земли, куда совершали походы. Поэтому, например, сохранилось и развивалось Уйгурское княжество в Турфанском оазисе.
    Кыргызы продолжали поддерживать дружественные отношения с Китаем. В 860–873 гг. кыргызские посольства трижды приезжали

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    225 к Танскому императору. Большая группа кыргызской молодежи в этот период была направлена в Китай для обучения различным ремеслам. Следы интенсивных дипломатических, а также торговых и культурных контактов между империей Тани Кыргызским каганатом в эпоху великодержавия сохранились не только в китайских письменных источниках, но ив материальной форме в Минусинской долине, Саяно-Алтае и Туве. Там было обнаружено большое количество танских бронзовых монет, зеркал, лемехов и отвалов плугов, фарфоровой посуды и других предметов китайского производства. Монет было завезено так много, что они использовались для местного денежного обращения. Кыргызские женщины в этот период носили платья из шерстяных и шелковых тканей. Вместе с вещами проникало и культурное влияние [Бутанаев, Худяков, 2000, с. 88
    ]. Все это свидетельствует о том, что кыргызы в IX–X вв. полностью контролировали восточно-туркестанский участок ВШП.
    8. А в это время — в Ала-Тоо
    Тянь-Шань и Семиречье даже после падения Тюркского каганата оставались в руках тюркских племенных объединений и небыли завоеваны ни китайцами, ни арабами. Вмешательство китайцев вдела Западного Туркестана, обусловленное стремлением Танской империи взять под свой контроль торговлю на этом ключевом участке ВШП, прекратилось после поражения, нанесенного им в 751 г. в
    Таласе арабским полководцем Зиядом бен Салихом. В этой битве двух самых могущественных империй той эпохи, где с обеих сторон участвовало более 200 тысяч воинов, войско арабов также понесло огромные потери, что навсегда остановило их дальнейшее продвижение на Восток. Дальше проникали с караванами арабские купцы и исламские миссионеры. В этой битве на стороне арабов выступили карлуки, которые и обеспечили перевес в их пользу. А карлуки в то время имели сильное войско. Благодаря этому карлуки заручились поддержкой арабов и укрепили свои позиции в Средней Азии, ив особенности на Ала-Тоо. Они расселились по всей Чуйской долине до Таласа на западе. Вполне естественно, что карлу- ки в числе первых тюркских племен приняли ислам, по-видимому,

    226 Глава 9 уже в IX в. Период с 766 по 940 гг. — это время господства карлуков в Семиречье и на Тянь-Шане.
    Карлуки составляли сильный союз трех древнетюркских племен, границы владений которых простирались от Монгольского Алтая до побережья озера Балхаша также к северу и югу от Тарба- гатайского хребта. В 746 г. карлуки, притесняемые уйгурами, были вынуждены перекочевать в Семиречье и на Тянь-Шань, где они расселились на Иссык-Куле и частично на юге современного Кыргыз- стана. Карлуки часто подвергались нападениям других тюркских племен, особенно токуз-огузов, которые считались самыми могущественными из всех тюркских племенных объединений. В VIII вони проповедовали манихейство. В том же веке они захватили ис- сык-кульское побережье и сделали своей столицей г. Барсхан. Кар- луки в течение долгого исторического периода поддерживали тесные дружеские взаимоотношения с енисейскими кыргызами. Поэтому кыргызы тогда выступили в качестве союзников карлуков в борьбе против засилья токуз-огузов и заняли часть Семиречья и
    Иссык-Куля — своей нынешней родины Ала-Тоо. Однако основная масса кыргызов переселилась в Ала-Тоо значительно позже. О переселении части кыргызов с Восточного Притяньшанья в Ала-Тоо в
    IX–X вв. свидетельствует и ряд археологических находок в Джунгарских Ала-Тоо ив Кочкорской долине современного Кыргызстана. На замену государству карлуков в середине X в. пришло государство Караханидов. В этот период определяющие позиции в каганате занимали тюркские роды чигил и ягмы, ранее входившие в племенное объединение карлуков. Вместе стем, по мнению большинства историков, Караханидское государство в этническом плане являлось государством всех тюркоязычных племен региона. Столицей Караханидского государства служил г. Баласагын (вблизи г. Токмок), а второй столицей считался г. Узген в Ошской области
    Кыргызстана. Период Караханидского каганата оставил глубокий след в истории благодаря расцвету городов, ремесел, литературы и искусства. X–XI вв. стали для Тянь-Шаня и Семиречья эпохой экономического и культурного расцвета. С караханидской эпохой связаны имена таких великих мыслителей и ученых тюркского мира, как Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари, живших и творивших в XI в.

    Кыргызы на Великом шелковом пути
    227 Именно в этот период ряд кыргызских родов, населявших Центральный Тянь-Шань, Семиречье и Памиро-Алтай, принимает ислам. Однако большинство кыргызов все еще населяли Восточное
    Притяньшанье и северо-западные районы Горного Алтая. Впервой половине XII в. государство караханидов захватили кидани, что явилось началом очередного периода упадка региона.
    Юсуф Баласагуни был высокообразованным человеком своей эпохи имел основательные познания в астрономии, математике, медицине, прекрасно знал литературу, историю, философию, арабскую и ирано-таджикскую поэзию. Знаменитое эпическое произведение
    «Кутадгу билиг» (Благодатное знание, или Наука об управлении государством) Юсуфа Баласагуни поражает читателей богатством языка, изяществом поэтической формы, глубоким проникновением в тайны знаний и государственного управления. Главными ценностями, одухотворяющими жизнь человека и общества, он считал просвещение и знания. Много внимания в своем произведении он уделял культуре поведения человека в обществе. Он утверждал, что каждый человек должен знать и соблюдать нормы поведения и морали, что надо учить этому с детства, прививать уважение к старшими манеры хорошего тона в обществе. Важнейшим компонентом этической концепции Баласагуни является труд. Только неустанный труд и целенаправленный поиск могут привести человека к заветной цели. Он воздавал хвалу и почести тем, кто упорным трудом обретает счастье, и порицал бездельников и тунеядцев.
    Махмуд Кашгари был родом из г. Барсгани, расположенном на южном берегу Иссык-Куля. Он получил блестящее филологическое образование на арабском языке. Впоследствии он переехал в Каш- гари издавал свои труды под именем Махмуда Кашгари. Его главный труд Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) представляет собой средневековую энциклопедию жизни тюркских народов, написанную на арабском языке. В поздние века он служил важным источником при изучении истории ранних средневековых тюркских народов, проживающих в Центральной Азии. Махмуд
    Кашгари, также как и Юсуф Баласагуни, считал, что положительные качества человек приобретает трудом, в процессе практической деятельности. Достоинство и благородство человека, по убеждению

    228 Глава 9
    Махмуда Кашгари, состоят в том, что он стремится к великодушию и добродетели. Необходимым условием достижения счастья он считал духовное совершенствование.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта