Главная страница

акаевская книга. Кыргызы на Великом шелковом пути


Скачать 1.84 Mb.
НазваниеКыргызы на Великом шелковом пути
Дата23.05.2020
Размер1.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаакаевская книга.pdf
ТипДоклад
#124810
страница15 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
6. ВШП во времени и его влияние на развитие Евразии Интенсивные торговые связи, осуществлявшиеся по ВШП, послужили мощным толчком для экономического и культурного развития многих стран Евразии. Поэтому впервые же столетия сначала функционирования ВШП началась борьба за контроль над ВШП. На западном участке ВШП развернулась ожесточенная схватка между Римской империей и Парфянским царством за преимущество в торговле на ВШП. Парфянское царство образовалось в 250 г. дон. э. на территории бывшей Персидской державы, которой правили Селев- киды — потомки знаменитого Селевка, одного из выдающихся полководцев Александра Великого. Новое царство создали парны, кочевавшие на севере Персии, завоевавшие владения Селевкидов. Оно просуществовало дог. н. эВ период расцвета Парфия простиралась к юго-востоку от Каспийского моря до реки Инд и соперничало с Римской империей на западе. Выдающийся советский историк В. В. Бартольд отмечал, что парфяне лучше других народов сумели воспользоваться открывшимся во II в. дон. э. караванным торговым путем из Китая в Переднюю Азию. В течение длительного периода, свыше трех столетий, парфяне сохраняли за собой выгодную роль посредников в торговле шелком между Китаем и Римской империей.

190 Глава 8 Китайские товары в Парфию шли в основном южным караванным маршрутом через Хотан и Яркенд, далее в Бактрию, а затем в г. Маргиану — первый парфянский торговый центр, где товары скупались парфянскими купцами. Но уже со второй половины II в. н. э. из-за войн между Римом и Парфией караванная торговля между Китаем и Римом часто прерывалась. Поскольку спрос на шелк в Римской империи возрастал, морская связь через Индию оказалась вновь востребованной и предпочтительной [Радкевич, 1990]. В 223 г. н. эк власти в Парфии пришли персы, вождь которых Арташир провозгласил себя шаханшахом Ирана. Так началась блистательная эпоха иранских царей Сасанидов. В III–IV вв. монополия на торговлю между Ближним Востоком и Китаем переходит к державе Сасанидов (224–651 гг.). Однако крупнейшим партнером и соперником Сасанидов в торговле на ВШП было Согдийское царство, основанное в III в. н. э. в районе Ферганы и Самарканда. Именно согдийские купцы сосредоточили в своих руках всю караванную торговлю непосредственно с Китаем в этот период. Согдийский язык являлся общепризнанным языком международного общения от монгольских степей до Мерва. В свою очередь, согдийцы стали проводниками китайской культуры в Средней Азии.
Согдийцы вступили в регулярные деловые контакты с китайцами с самого начала функционирования ВШП. Они были опытны и весьма искушены в торговле, и поэтому уверенно заняли свободную тогда нишу посреднических операций. Недаром академик В. Бартольд называл согдийцев финикийцами шелкового пути. Примерно св. н. э. в Восточном Туркестане и западном Китае возникают многочисленные согдийские колонии и даже самостоятельные поселения. Например, письменные сведения о существовании согдийской общины в Дуньхуане относятся кв. Согдийские колонии в то время уже были ив других важных торговых центрах западного Китая — в Увэе, Цзю-цюане, Шаньшане, вблизи озер
Лобнор, Хами и т. д. Безусловно, согдийцев сюда привлекала высокая прибыльность торговых сделок, а они неизменно были заинтересованы в получении больших доходов. По китайским письменным источникам, эти колонии процветали и вели особенно активную торгово-посредническую деятельность в эпоху Тан [Баринова, 2012].
Великий шелковый путь древности
191 По северному маршруту в Среднюю Азию согдийцы монопольно вели торговлю на ВШП в течение всего времени существования в Китае государства Гаочан (498–640 гг.). Известно также об активной торговле согдийцев по южному маршруту через Хотан и Памир с Индией. Большое число согдийцев, выходцев из Самарканда, Бухары и других согдийских городов, жили в Танской столице Чанъани и также занимались крупными торговыми операциями. В середине VI в. в Центральной Азии на огромной территории — от Бохайского залива на востоке до Каспийского моря на западе — образовалась мощная кочевая империя тюрков, получившее название Тюркского каганата. Однако согдийцы нашли общий языки с тюрками, поэтому они сохранили свою посредническую роль в торговле с Китаем и Западом. В этот период на восточном участке ВШП установилась особенно благоприятная и безопасная ситуация для караванной торговли. Однако на центральном участке ВШП, сасанид- ский Иран, воевавший с Византией, предпринял попытку в V–VII вв. блокировать караванную торговлю через свою территорию. Надо было искать выход из этой ситуации. Он был найден опять же благодаря находчивости согдийцев. Поскольку потребность Византии в шелке в этот период была огромна, согдийцы занялись поиском альтернативного маршрута и проложили его из Ферганы на северо- запад вдоль Сырдарьи, мимо Аральского моря до Волги, а затем через Северный Кавказ в Византию. Данный маршрут стал возможным благодаря дипломатическому искусству согдийцев, сумевших объединить усилия тюрков и византийцев как заинтересованных сторон. Шелк остро требовался Византии как для нужд двора и аристократии, таки на подарки, подкупы, наем воинов, а также в качестве наиболее твердой валюты при торговых сношениях с другими государствами Европы. Нов в. шелководство было освоено в самой Византии, поэтому в VII в. вопрос об импорте шелка уже не имел для Византии прежней остроты. Период бурного расцвета торговли по ВШП пришелся на VII в. и первую половину VIII в, когда в регионе ВШП сложились благоприятные политическая и экономическая конъюнктуры. Сюда устремились коммерсанты и предприниматели, художники и музыканты, авантюристы и искатели легкой наживы из разных стран. Боль

192 Глава 8 шинство устремилось в Китай, который процветал в Танскую эпоху. Многие из них пытались закрепиться в столицах Чанъани и Лояне, другие обживали города-оазисы Хэсийского коридора. Например, в преуспевающем в ту пору Увэе иностранцы поселились в пяти из семи кварталов, что заметно изменило его внешний облик и привычный уклад жизни [Ахметшин, 2002]. Середина VIII встала переломным моментом в системе международных связей Центральной Азии. Это связано с переходом среднеазиатской части ВШП под арабский контроль после поражения китайской армии от войска арабов в 751 г. в Таласской битве. К тому же вследствие захвата в это время Восточного Туркестана тибетцами восточный участок ВШП попал под тибетский контроль. В результате были надолго прерваны налаженные торговые сношения между Западом и Востоком. Восстановлению традиционных торговых связей по северному маршруту ВШП уже в конце VIII в. и начале IX в. способствовала стабилизация политической и экономической жизни Багдадского халифата. С этого времени среднеазиатские страны оказались под мощным влиянием арабов, стали принимать ислам как государственную религию и становились частью мусульманской цивилизации. Восстановлению торговли на ВШП на восточном участке в этот период способствовали блистательные победы енисейских кыргызов в Центральной Азии и установление «Кыргызского великодержавия». В IX–X вв. контроль над восточнотуркестанским участком ВШП таким образом перешел под контроль кыргызов. Поскольку кыргызы имели традиционные дружественные отношения как с китайцами, таки с тибетцами, а также с арабами, караванная торговля по ВШП вновь оживилась. Но об этом подробнее мы расскажем в следующей главе —
«Кыргызы на ВШП». Оживленная торговля на ВШП продолжалась вплоть до XI в. Сначала в. интенсивность торговли на ВШП снижается, и к концу XV в. наступает закат. В XIII и XIV вв. кровавые походы
Чингисхана и его потомков, а затем и Тамерлана превратили всю Переднюю Азию и Иран — центральный участок ВШП — в кровавый ад. Хотя на какой-то период при Чингисхане протяженность ВШП оказалась в рамках одной монгольской империи, заинтересованной в обеспечении его безопасности, интенсивность торговли все же неук-
Великий шелковый путь древности
193 лонно снижалась. Торговля начала вытесняться с суши на море. Этому способствовали развитие судоходства и средств навигации. Индийский океан и прилегающие к континенту моря начали превращаться в самую удобную коммуникационную сеть, а на их побережьях возникли крупные торгово-ремесленные центры Азии.
7. О духовной и культурной роли ВШП Караванный торговый путь проходил от Желтого моря до Средиземного моря, и по нему через великие пустыни, цветущие оазисы и высочайшие горы Азии вместе с шелками, специями и благовониями продвигались идеи, концепции, культурные ценности и религиозные воззрения. Особо следует отметить мощный поток религиозных и философских воззрений, продвигавшихся по ВШП. Проникновение буддизма в Китай явилось прямым следствием развития торговых контактов с Индией. Первые буддийские общины в Китае появились в Лояне — главной колонии иностранных купцов в Китае. В дальнейшем, опять же торговыми путями, буддизм проникает в монгольские степи и далее к народам Южной Сибири и Алтая. Ас далекого Ближнего Востока в Центральную Азию также по ВШП распространяется манихейство, носителями которого были купцы из Сирии. В VIII в. манихейство становится государственной религией Уйгурского каганата, проникая туда уже из Согдианы. Далеко на восток распространяется также ислам силой оружия до Памира и Тянь-Шаня, а далее вновь по ВШП через торговлю и культурное взаимодействие. Обмен духовными ценностями и знаниями — это одно из высочайших достижений деятельности ВШП. Арабы сделали великое дело, создав благоприятные условия для изучения и развития достижений науки античного мира, а также поддерживая долгие века подлинный дух диалога личностей и цивилизаций. Это позволило ученым мусульманской веры заново открыть миру удивительные достижения древнегреческой науки, освоить передовые знания индийских математиков, а самое главное — приумножить их собственными выдающимися достижениями и распространить их по всему миру. Так, например, в Западной Европе помимо шелка, бумаги и фарфора из Китая оказалась востребованной и китайская

194 Глава 8 философская мысль. Творчески воспринятая европейцами она в немалой степени стимулировала ту великую трансформацию, которая известна как эпоха Возрождения. На быстрое распространение ислама повлиял ряд факторов, в первую очередь, именно Священный Коран, который нес в себе принципы, основанные на справедливости, равенстве и нравственном совершенстве человека. Именно эти возвышенные принципы привлекли население обширной части мира к исламу. Именно он побудил мусульман к динамичному развитию и прогрессу, который стал одним из удивительных феноменов истории человеческой цивилизации [Джаханбахш, 2016, с. 129]. Одной из особенностей зарождающейся исламской цивилизации в эпоху расцвета торговли на
ВШП была возникшая в мусульманах, опять же под влиянием Священного Корана, безмерная страсть к науками искусствам, так что они повсеместно учреждали учебные заведения, создавали библиотеки, собирали и переводили греческие книги, посвященные различным наукам. Торговля и ремесла также находились на самом высоком уровне развития. Изучение геометрии, астрономии, естествознания, химии, медицины, истории и географии по греческим источникам у мусульманских ученых продвигалось с огромным успехом, и вскоре они добились значительного прогресса в науках и искусствах, попутно сделав множество выдающихся открытий. Мусульманские ученые стали пионерами в сфере научного эксперимента и подлинными основоположниками объективных научных исследований. С помощью эмпирического опыта они значительно продвинули вперед те знания, которые получили от греков, и положили начало экспериментальной химии и физике, а арифметика, алгебра, геометрия и сферическая тригонометрия были доведены до совершенства в том виде, в каком они вошли в современную эпоху. Таким образом, мусульманские ученые не только спасли бесценное греческое научное наследие от уничтожения и забвения, но и приумножили его массой выдающихся открытий и изобретений во всех отраслях эмпирической науки. И все это богатое научное наследие исламской цивилизации досталось европейцам, вдохновив их на эпоху Возрождения. Самым большим подарком мусульманских ученых европейцам была
Великий шелковый путь древности
195 методология эмпирических исследований в области естествознания, в которой мусульмане были пионерами, что позволило европейским ученым исследовать законы природы и овладеть ими. Итак, благодаря своему новаторству мусульманские ученые творчески восприняли, усвоили и существенно развили научные знания, доставшиеся от предыдущих цивилизаций. В результате они смогли поднять уровень человеческих знаний в самых различных областях на совершенно новую высоту, так что многие века исламская цивилизация находилась в авангарде научного и культурного прогресса. Мусульманские врачи на протяжении 500 лет сохраняли первенство в медицине. Впервые века восхождения исламской цивилизации, благодаря покровительству прогрессивных мусульманских правителей, на исламских территориях процветали различные научные и образовательные учреждения. А это способствовало обмену идеями, появлению оригинальных научных трудов, возникновению инноваций, расцвету науки ремесел. Создавались прекрасные условия для развития и прогресса исламской культуры и цивилизации. Однако, к великому сожалению, вскоре наступили времена, когда верх взяли представители крайнего фанатизма в религиозных вопросах. В этом отношении весьма характерен период правления султана Махмуда Газневи (998–1030 гг.), который совпал с расцветом деятельности таких величайших поэтов и ученых, как Фирдоуси, ал-Бируни и Ибн Сина (Авиценна), а также ал-Джади, прославивших исламскую науку и культуру. Несмотря на все его усилия по привлечению к шахскому двору ученых и поэтов, их безопасность и свободомыслие были задушены религиозными ограничениями, а по мере сужения горизонтов познания в научных и образовательных учреждениях дальнейшее развитие наук потеряло былой динамизм. Причиной тому послужило влияние наличность султана и его характер крайнего фанатизма в вероучительных вопросах аббасид- ских халифов, которым он слепо подчинялся [Кясаи, 2016, с. 200]. В результате научная креативность, способность к инновациям, динамизм и инициативность стали ослабевать. Так начинался упадок науки и культуры в исламском мире, что предопределило отставание исламской цивилизации от западной.

196 Глава 8 На сегодняшний день мы являемся свидетелями пробуждения и очередного устремления мусульман к обновлению своей исламской культуры и цивилизации. Этому во многом способствует возвышение восточных цивилизаций, и прежде всего китайской, индийской и буддийской. Одним из важнейших факторов повторного расцвета исламской цивилизации является необходимость удвоения усердия со стороны мусульманских ученых. Ведь за всю историю человечества ни одна цивилизация не развивалась без наличия динамизма у ученых и представителей элиты. Важно также помнить, что последнее было возможно только при умеренной религиозной атмосфере, не удушающей свободомыслие и инициативность деятелей науки и культуры. Таким образом, ВШП способствовал прогрессу человеческой цивилизации в целом, а также развитию и процветанию близлежащих стран. ВШП стал символом общения Востока и Запада в первом тысячелетии.
8. Возрождение ВШП Попытки возрождения ВШП были предприняты впервые в конце века. В 1987 г. известный английский ученый и писатель Ричард Фишер организовал экспедицию по ВШП под названием Марко Полов которой приняла участие группа ученых из институтов Академии наук СССР [Радкевич, 1990]. Тогда же по инициативе Ричарда Фишера был разработан международный проект Комплексное изучение Шелкового пути — пути диалога под эгидой ЮНЕСКО. В рамках данного проекта в 1989–1993 гг. были проведены три экспедиции по степному, пустынному и морскому маршрутам ВШП, в которых также принимали участие советские ученые. В октябре
1990 г. в Самарканде с успехом был проведен научный семинар под эгидой ЮНЕСКО на тему Формирование и развитие трасс ВШП в Центральной Азии в древности и средневековье. В работе семинара активное участие приняли ученые АН СССР и академий наук всех среднеазиатских республик. Все это резко повысило интерес мировой общественности к истории ВШП. ЮНЕСКО полагала, что Шелковый путь может возродиться в наши дни как канал культурных, тури-
Великий шелковый путь древности
197 стических и торговых связей и, таким образом, способен служить лучшему взаимопониманию между народами разных стран. Замечательная идея и инициатива, достойная продолжения. Уже вначале х годов, сразу после распада СССР, Европейский союз заинтересовался идеей возрождения транспортной инфраструктуры ВШП через Кавказ и Среднюю Азию. В 1993 г. в Брюсселе состоялась первая международная конференция по этой проблеме. В этом со всей очевидностью проявился повышенный интерес Западной Европы к новым независимым государствам на постсоветском пространстве. В дальнейшем идея возрождения ВШП стала обретать практические очертания. В сентябре 1997 г. в Баку состоялась международная конференция поэтому проекту, в которой приняли участие представители 33 стран и 12 международных организаций, в том числе ЮНЕСКО. Целью конференции стало провозглашение программы создания транзитного коридора Европа — Кавказ — Азия, получившая название ТРАСЕКА. В работе этой конференции приняла участие и кыргызская делегация во главе с президентом Республики, которая поддержала эту крупномасштабную инициативу Евросоюза. По итогам конференции в Баку было подписано первое международное соглашение, которое впоследствии стало основой для реализации проекта ТРАСЕКА. Новый Шелковый путь тогда получил название моста Шанхай — Париж. Учитывая, что реализация данного проекта давала возможность возродить один из главных маршрутов древнего
ВШП через Центральную Азию и Закавказье, проект был встречен с большим энтузиазмом во всех странах на древнем ВШП. Однако вначале нового тысячелетия произошел ряд геополитических событий, которые помешали реализации проекта. Наконец, также как в древности, когда решающий шаг по открытию ВШП был сделан Китаем, вновь Китай делает исторический шаг по возрождению ВШП в XXI веке. В 2013 г. Председатель КНР Си
Цзиньпин объявило начале реализации эпохального мегапроекта Один пояс и один путь, объединяющего два мегапроекта — Экономический пояс шелкового пути и Морской шелковый путь
XXI века — и направленного на возрождение ВШП в XXI в. Центральная идея проекта состоит в строительстве масштабной сети высокоскоростных железных и автомобильных дорог, морских портов и

198 Глава 8 логистических центров, индустриальных парков, а также в снижении барьеров для торговли и инвестиций. Китай планирует гигантские объемы инвестиций в новые шелковые проекты, чтобы наряду с улучшением инфраструктуры для расширения торговли расширять пояс дружественных государств. Безусловно, китайская инициатива оживит и проект ТРАСЕКА. Новая инициатива Китая по возрождению ВШП — это прежде всего поиск новой модели международного сотрудничества для XXI в, поскольку Китай призывает к справедливой взаимовыгодной торговле, к совместному строительству нового
ВШП и совместному его использованию с учетом интересов всех стран, находящихся на ВШП. Таким образом, Китай дал старт реальному возрождению ВШП в XXI веке. А это означает, что древний
ВШП продолжает служить человечеству, способствуя экономическому и культурному развитию стран евразийского континента, а также укреплению дружбы и взаимопонимания между всеми народами мира во имя дальнейшего прогресса цивилизации. Литература к восьмой главе

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта