акаевская книга. Кыргызы на Великом шелковом пути
Скачать 1.84 Mb.
|
5. Тернистый путь к ноосферной цивилизации С конца XX века происходят радикальные изменения во взаимоотношениях человека и природы. Природный фактор становится ограничителем экономического роста и прогресса цивилизации, что проявляется в трех измерениях. Во-первых, быстро исчерпываются невозобновляемые минеральные ресурсы (например, нефть, а самое главное — нарастает дефицит земельных, пресноводных и лесных ресурсов, которые служат основой для производства продовольственных продуктов. А растущее население Земли требует как количественного, таки качественного роста продовольственного обеспечения. Во-вторых, критического уровня достигли масштабы загрязнения окружающей среды, выбросы парниковых газов в атмосферу, загрязнение океана, что угрожает уже возможным нарушением устойчивости биосферы Земли. В-третьих, чрезмерная антропогенная деятельность человечества оказывает растущее влияние на неблагоприятные изменения климата, рост числа природных и техногенных катастроф. Такая тенденция может завершиться глобальной экологической катастрофой. Путь к ноосфере впервые указал выдающийся советский уче- ный-академик Н. Н. Моисеев в х годах прошлого века. Моисеев, 1999]. Он показал, что этот путь лежит через коэволюцию человека и биосферы, те. это такое совместное развитие человеческого общества и биосферы, которое не выводит параметры биосферы из области гомеостазиса человечества, узкой области параметров биосферы, где только и возможно его существование. Таким образом, коэволюция человека и биосферы обеспечивает сохранение человеческого вида и условий для дальнейшего развития цивилизации. Но для практического осуществления коэволюции человека и биосферы, как показал Н. Моисеев, требуется соблюдение жестких условий экологического императива. Только так можно спасти цивилизацию от стремительно приближающейся экологической катастрофы. 168 Глава 7 6. Приоритет духовной жизни Главной отличительной чертой интегральной цивилизации как нового исторического этапа цивилизационного прогресса является приоритет духовной жизни, сферы духовного производства. Питирим Сорокин утверждал, что главной чертой грядущего интегрального социокультурного строя является соединение науки, гуманистической этики и высокой культуры. Во-первых, именно сфера духовного воспроизводства определяет возможности познания и использования законов развития природы и общества, этического и эстетического наследия человечества и передачи его от поколения к поколению через систему образования. В этом и заключается сущность ноосферы как сферы разума, позволяющего сознательно управлять своим существованием и развитием отношений с природой. Во-вторых, движение к следующим ступеням прогресса цивилизации начинается именно со сферы духовного воспроизводства с осознанием противоречий существующего строя и определением путей его дальнейшего развития, в большей мере отвечающего целям прогресса человечества. В-третьих, передача этих знаний и нового уровня развития духовной сферы новому поколению приводит в движение общественные силы, которые изменяют общество, хотя происходит это в борьбе между разными поколениями, социальными слоями, государствами и цивилизациями. Движение к следующей ступени развития цивилизации начинается с научной революции, с познания и признания обществом законов развития и трансформации общества на новой ступени эволюции цивилизации. А цивилизационный кризис, развернувшийся с конца XX в, создает предпосылки для новой научной революции. Грядущая научная революция приведет к формированию и распространению новой картины мира, к новой научной парадигме. Причем в отличие от предыдущих революций лидерство будет принадлежать наукам об обществе, о взаимоотношениях общества с природой, а также — человека и разумной машины в связи со взрывным развитием искусственного интеллекта. Куда движется мир в XXI веке 169 Научную революцию осуществляет молодежь, которая стремится изменить окружающий мири тянется к новым знаниям. Поэтому общее профессиональное образование должно стать более фундаментальными ориентированным на развитие творческих способностей человека. Поскольку приобретаемые знания быстро стареют, прошедший обучение молодой специалист должен непрерывно в течение всей своей жизни осваивать новые знания, чтобы быть активным творцом в процессе развития общества. Становление новой цивилизации опирается на усиление нравственных основ общества и укрепление тенденции высокой морали, особенно среди молодежи. 7. Становление интегральной ноосферной цивилизации Мы исходим из того, что уже во второй половине XXI в. в мире будет преобладать интегральная ноосферная мировая цивилизация. Элементы грядущей цивилизации уже есть в настоящем, как мы описали выше на примере социальных государств с интегральным общественным строем. Однако они пока слаборазвиты и тормозятся преобладанием элементов уходящей цивилизации. Необходимо лишь суметь выделить элементы и зачатки будущего, которые имеют перспективу, и поддержать их развитие. Это и будет реалистическим подходом к пониманию будущего общества. Каковы же основные признаки интегральной цивилизации будущего Во-первых, это должна быть гуманистическая цивилизация которая исключает насилие, войны и терроризм. Ее основной целью является создание наиболее благоприятных условий для осуществления и разностороннего развития человека и человеческих сообществ. Она должна сохранить разнообразие и многополяр- ность мироустройства, взаимодействие между локальными цивилизациями и государствами на принципах конструктивного диалога и партнерства. Во-вторых, это должна быть ноосферная цивилизация которая обеспечивает гармоничную коэволюцию человека и биосферы, 170 Глава 7 общества и природы, направленную на сбережение природных ресурсов с учетом интересов будущего поколения. В-третьих, это инновационная цивилизация ориентированная на всемерное использование достижений научно-технической революции исключительно в интересах повышения человеческого потенциала и на благо человеческой цивилизации. В-четвертых, это справедливая цивилизация преодолевшая пропасть между богатством и бедностью, а также уровнем технологического развития разных цивилизаций и государств, обеспечивающая достойные условия жизни и развития во всех регионах планеты Земля. В-пятых, это цивилизация, основанная на приоритете духовной сферы возвышения науки, фундаментального, креативного и непрерывного образования, а также на высокой культуре и укреплении моральных устоев общества и семьи. Становление новой интегральной, гуманистически-ноосфер- ной мировой цивилизации будет происходить поэтапно. Сначала это произойдет в небольшом количестве авангардных стран и цивилизаций, в которых провозглашают и осуществляют основные принципы грядущей интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации. Основы будущей прогрессивной цивилизации могут быть заложены уже в ближайшие десятилетия. Вслед за ними пойдут догоняющие страны и локальные цивилизации, которые вольются в этот процесс ближе к середине XXI в. Завершение этого процесса и преобладание интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации станет возможным в третьей четверти XXI в. Многое будет зависеть от политических лидеров, а они расколоты. Тех, кто уже сегодня поддерживает прогрессивный путь цивилизационного развития — интегральный, ноосферный, — меньшинство. Поэтому динамика становления интегрального, гумани- стически-ноосферного цивилизационного строя будет зависеть оттого, сумеет ли прогрессивная часть лидеров нового поколения повести за собой остальных, дав отпор реакционным силам. Таким образом, завершает свой жизненный цикл индустриальная мировая цивилизация, и на смену ей приходит интегральная, гумани- стически-ноосферная цивилизация. Куда движется мир в XXI веке 171 Литература к седьмой главе Акаев А. А. 2009. Мировое правительство процесс кристаллизации // Мир перемен (международный журнал РАН. 2009. № 4. С. 136–148. Акаев А. А, Рудской АИ Экономический потенциал базисных технологий восходящего го большого цикла Кондратьева (2018–2050 гг.) и его социальные последствия. — СПб.: Политех, 2015. Алле М. Глобализация разрушение условий занятости и экономического роста. — М ТЭИС, 2003. Браун Л. Р. 2003. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. — М Весь мир, 2003. Валлерстайн И, Коллинз Р, Манн М, Дерлугьян Г, Калхун Г. 2015. Есть ли будущее у капитализма Сборник статей. — М Изд-во Института Гайдара, 2015. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М Айрис-Пресс, 2012. Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству — Ульяновский дом печати, 1999. Сорокин Питирим. 2009. Кризис нашего времени. — М ИСПИ РАН, 2009. Стиглиц Дж. Глобализация тревожные тенденции. — М Мысль, 2003. Цаголов Г. Н. Новое интегральное общество — седьмая формация / Новое интегральное общество. — М Ленанд/URSS, 2016. С. 117–134. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М Прогресс, 1982. Глава 8 Великий шелковый путь древности Глава 8 Великий шелковый путь древности Известно, что Китай начал торговать шелком с другими странами в V в. дон. э, хотя его производство было налажено уже во II- м тысячелетии дон. э. Но, пожалуй, VI в. дон. э. был наиболее важным в истории древнего Китая, когда жили и творили два величайших мудреца древней китайской цивилизации — Лао-Цзы и Конфуций. Лао-Цзы известен как основоположник популярного религиозно-философского учения даосизма. Наряду с Конфуцием Лао-Цзы оказал самое глубокое влияние на развитие человеческой мысли. В основе их учений лежали требования к государственным чиновникам, чтобы они проявляли прилежание в делах государственных и были справедливы и бескорыстны в своих поступках. Учение Конфуция было направлено на усовершенствование государственного управления, поэтому оно впоследствии стало одной из основ, на которых строилось и строится гигантское здание китайской государственности. Главным во взаимоотношениях государства и народа Конфуций считал умение сохранить доверие народа. Иначе государство разваливается. Распространение идей Конфуция началось лишь во II в. дон. э, в период правления династии Хань, когда была принята его идея о необходимости обучать и экзаменовать всех государственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковой вплоть дог, когда был сброшен последний китайский император. Поэтому Конфуций считается первоучителем всех китайцев, асам он стал своего рода символом прогрессивного Китая, его культуры и философской мысли. Великий шелковый путь древности 173 В V–IV вв. дон. э. древний Китай все еще оставался раздробленным на множество самостоятельных царств. Китай переживал драматический период борющихся царств, характеризующийся массовой гибелью людей, разорением налаженных хозяйств, уничтожением культурных и духовных ценностей. К середине IV в. дон. э. осталось пять крупных царств-гегемонов, среди которых выделилось своей цивилизованностью и дисциплинированностью царство Цинь, которое в 337 г. дон. э. вступило в битву за господство в Поднебесной. Однако для достижения этой цели понадобилось целое столетие. Впоследствии именно правитель царства Цинь Ин Чжэн, завоевав все остальные царства, в 221 г. дон. э. объявило создании первой объединенной китайской империи Цинь, асам принял титул императора под именем Цинь Шихуанди. Китайская цивилизация вышла на новый уровень развития. Западные цивилизации античного мира еще не знали о существовании Китая, также как ив Китае не подозревали о существовании западных цивилизаций. Главным товаром древнего Китая был шелк. Секрет изготовления шелка был открыт китайцами более 4 тысяч лет тому назад и охранялся под угрозой смертной казни. Однако этот секрет все же был раскрыт. Согласно древним историческим хроникам, шелковая ткань появилась в Японии в IV в. дон. э, а вскоре ив Индии. Шелк в Древнем Китае многие века использовался в качестве денег наравне с золотом. Дань и налоги выплачивались в основном шелком. Китай торговал шелком с северными и западными кочевыми племенами. Известно, что Китай завозил из Западного и Северного края нефрит, который играл важную роль в культуре Китая и употреблялся в основном для изготовления ритуальных и магических предметов. В древних китайских источниках отмечается несколько месторождений нефрита, откуда этот драгоценный камень поступал в Китай. Первое находилось в Прибайкалье и Восточных Саянах, а второе — Хотанское месторождение — в Восточном Туркестане, которое являлось основным. Дорога, ведущая в Хотанское месторождение, называлась нефритовым путем. В Восточном Туркестане уже тогда функционировали и другие маршруты караванной торговли, которые доходили до Яркенда, Кашгара и, по-видимому, 174 Глава 8 еще дальше до Памира. Таким образом, торговля Китая с кочевыми народами Саяно-Алтая — на севере — и Западного края — в Восточном Туркестане — была налажена задолго до новой эры, те. восточный участок Великого шелкового пути (ВШП) уже был проложен и освоен. 1. Великий поход Александра Македонского на Восточный край ойкумены В 334 г. дон. э. летний царь Македонии Александр, к тому времени ставший опытным полководцем, участвуя в военных кампаниях отца — царя Филиппа — против греческих полисов, начал Великий поход на Восток с целью покорить Персию, чтобы свершить то, что было задумано его отцом. Александр во главе всего тысячной, но хорошо обученной греко-македонской армии, продвигаясь на восток, одержал ряд блестящих побед над многократно превосходящими силами царя персов Дария III и буквально залет полностью завоевал огромную империю Ахеменидов, попутно подчинив Сирию и Финикию, которые были давними соперниками греков в морской торговле. Египет, желавший сбросить персидское иго, сдался Александру без сопротивления. Более того, египетские жрецы провозгласили его сыном бога Амона и царем Нижнего и Верхнего Египта. По-видимому, это впоследствии подвигло Александра разослать указ греческим полисам, требовавший признать его богом Грекам, естественно, пришлось подчиниться этому распоряжению. Итак, в 329 г. дон. э. Александр, уже Великий, пришел со своим победоносным войском в самые восточные земли Персидской империи — Среднюю Азию и Бактрию (нынешний Афганистан. Здесь, неожиданно для себя, Александр и его армия столкнулись с упорным сопротивлением со стороны согдийцев и скифов. В 329– 328 гг. дон. э. население Согдианы во главе с полководцем Спи- таменом оказало ожесточенное и продолжительное сопротивление. Александру потребовалось целых два года, чтобы расправиться с мятежным населением и утвердить свою власть в среднеазиатских владениях. Здесь он заложил г. Александрию Эсхата или Великий шелковый путь древности 175 Александрия Дальняя (вблизи г. Худжанда в современном Таджикистане, подчеркивая тем самым, что это северо-восточная граница его империи. Удивительно, но даже тогда, находясь водном шаге от Западного края Китая ни сам Александр и никто из представителей завоеванных им народов Средней Азии и Бактрии не знало существовании Китая Петров, 1995]. Все они думали, что Индия и есть самая крайняя страна на Востоке, аза ней находится естественная граница ойкумены — безбрежный океан. Даже греческим ученым, которым казалось, что они знают географию всей ойкумены, ничего не было известно о Китае. Действительно, учитель и наставник Александра, один из величайших ученых-энциклопедистов Древнего мира Аристотель полагал, что крайние земли, заселенные людьми это Средняя Азия, северо-западная и западная Индия, аза ними — гора Парнас (цепь высочайших горных хребтов Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша и Гималаев, за которой суша кончается и начинается необозримый океан. Именно поэтому в 327 г. Александр Великий, завершив дела в Средней Азии, не пошел на востока повернул круто на юг, его войско перешло через Гиндукуш и начало вторжение в районы северо-западной Индии. Здесь он покорил Пенджаб и основал города Никею и Букефалию. Александр рвался дальше на восток, он переправился через реку Инд и стоял водном шаге, чтобы покорить всю Индию, дойдя до долины реки Ганг. Его преследовала идея дойти до края Земли, увидеть последнее Восточное море и стать властелином всей Азии. Однако Александр Великий был остановлен в 326 г. дон. э. своими же воинами и полководцами, уставшими от восьмилетних непрерывных походов, войн и резни вдали от своей родины. Особенно они измучились вовремя похода по Индии. Здесь 70 дней подряд лил дождь. Тропический ливень часто сопровождался непрерывным сверканием молний и раскатами грома, каких воины Александра ранее нигде не видели и не слышали. Джунгли кишели ядовитыми змеями и другой напастью, от которых воины страдали больше, чем от боев. Когда Александр со своим войском подошел к реке Гифас, которая находилась в 12 днях пути от реки Ганг, ивы- сказал свое намерение покорить индийцев, живущих на другом 176 Глава 8 берегу, его воины единодушно и твердо сказали, что дальше они не пойдут низа что на свете. Они отказались переходить реку Гифас. Они не поддались ни на уговоры, ни на угрозы. Александру не оставалось ничего, как повернуть армию назад, чтобы возвратиться на запад, поближе к своей родине. В итоге огромное пространство от Средиземного моря до Инда оказалось под властью греко-македонской державы, созданной Александром Великим. Вслед за победоносной армией на Восток хлынули греческие мастера и ремесленники. Они селились в городах, основанных Александром, и распространяли греческую культуру, искусство и образ жизни. Началось глубокое взаимопроникновение культур. Великий поход Александра на Восток способствовал также установлению и развитию интенсивных торговых отношений между странами Средиземноморья и странами Средней Азии, Бактрии и Индией, завоеванными Александром. Греки прочно обосновались в Средней Азии. На ее территории возникли эллинистические государства, как, например, греко-бактрий- ское царство, которые играли активную роль в межазиатской торговле. К этому времени огромное пространство между Средиземноморьем и Средней Азией уже было пронизано множеством торговых трансазиатских маршрутов, большинство из которых стали впоследствии основой для ВШП. Торговые пути Средней Азии, Северной Азии и Среднего Востока восходят к началу тысячелетия дон. э. [Мамлеева, 1999]. Еще в V в. дон. э. отец истории Геродот писало царской дороге в империи Ахеменидов протяженностью свыше 2 тыс. км, которая начиналась в Малой Азии в г. Сард, шла в Персию и далее уходила в Бактрию и северо-западную Индию. Хорошо известен также лазу- ритовый путь, по которому из Горного Бадахшана лазурит доставлялся в страны Ближнего Востока [Мамадазимов, 2014]. Из Индии перевозилась хлопковая ткань, о чем свидетельствует тот факт, что в Средней Азии хлопок начали возделывать уже в VI в. дон. э, в Закавказье — св. дон. э. ив Египте — св. дон. эВ небольших количествах поступал также шелк, о чем свидетельствует детальное описание технологии получения шелковых нитей еще Аристотелем в его книге Жизнь животных. Детальное описание среднеазиатско- Великий шелковый путь древности 177 персидских дороги их ответвлений в Бактрию и Индию можно было найти в широко известной Географии древнегреческого ученого Эратосфена (276–194 гг. дон. э. Важное место в этом дорожном коридоре занимает Кавказ. Эратосфен писало дороге через Колхи- ду в Южный Прикаспий и далее на территорию Средней Азии и Бактрии. Позже, в средние века, когда персы, а затем арабы стали жестко ограничивать торговлю шелком через Ближний Восток, ВШП со Средней Азии уже шел на Запад именно через маршруты Северного Кавказа. Итак, мы видим, что уже в IV и III вв. дон. э. торговые пути, связывавшие античные цивилизации со Средней Азией, Бактри- ей и северо-западной Индией, функционировали весьма активно. На Дальнем Востоке древнекитайские царства также активно торговали с кочевыми народами, населявшими степной пояс Евразии вплоть до Тянь-Шаня, Памира и Гималаев. Таким образом, преградой между Западом и Востоком вставал непроходимый горный барьер, состоящий из высочайших горных хребтов Тянь- Шаня, Памира, Гиндукуша и Гималаев, спускающихся до непроходимых джунглей Бирмы на юге. Оставалось состыковать разделенные высокогорными массивами западно-среднеазиатский и восточно-центральноазиатский торговые пути. Или, как образно выразился А. Петров, открыть китайскую дверь Петров, 1995]. Дорогу через этот высокогорный барьер, изолировавший китайскую цивилизацию от западных цивилизаций античного мира, проложили сами китайцы в III в. дон. э, но совсем не в торговых целях. |