Главная страница

ксп. 9 КСП 2 ч.. Класс 9 Урок Количество присутствующих Количество отсутствующих Тема Тема урока А. С. Пушкин. История создания повести. "Капитанская дочка"


Скачать 5.67 Mb.
НазваниеКласс 9 Урок Количество присутствующих Количество отсутствующих Тема Тема урока А. С. Пушкин. История создания повести. "Капитанская дочка"
Дата12.12.2022
Размер5.67 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла9 КСП 2 ч..docx
ТипУрок
#841449
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8



Раздел 3

Раздел III. История и личность


Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 9

Урок

Количество присутствующих


Количество отсутствующих

Тема

Тема урока: Поэт и гражданин (А.Байтурсынов «Главный поэт казахов»)2 урок


Цели обучения, которым посвящен урок

Цель:сегодня на уроке вы будете составлять тезисы и преобразовывать цифровую информацию в тексте; определите тему и проблемы, рассмотренные в статье А.Байтурсынова об Абае; прокомментируете высказывания поэта на русском языке.

План

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

10 мин

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проведение утреннего круга «Передай сердечко».

Сообщение новой темы.



Показать жестами и мимикой свое отношение к другу.



«Передай сердечко».

Актуализация знаний. (5 мин.)

Задания:

  1. Прочитайте строки из произведений А.Байтурсынова.




  1. Прочитайте в хрестоматии статью А.Байтурсынова «Главный поэт казахов». http://abai.kaznu.kz/rus/?p=28



Прочитай!

-возьмите на заметку




(Презентация: http://www.myshared.ru/slide/821291/


Середина урока

20 мин





Сюжетные картинки.

учебник



Формативная работа.

  1. Составьте тезисный план к прочитанной статье А.Байтурсынова, отразив следующие моменты: глубину поэзии Абая, широту тематики его произведений, особое мастерство в стихотворении, связи поэта с русской литературой и эстетическое значение самого творчества Абая.




Составьте тезисный план



Рабочая тетрадь


Конец урока

5 мин.



А. Байтурсынов. ГЛАВНЫЙ ПОЭТ КАЗАХОВ


 22-Ноябрь, 2011 |   6218 просмотров

В 1913 году в трех номерах газеты «Казах» выходит объемная статья Ахмета Байтурсынова «Қазақтын бас ақыны» («Главный поэт казахов»). В ней он впервые называет Абая величайшей глыбой своего времени, разъясняет глубину его поэзии, широту тематики, особое мастерство в стихосложении, раскрывает связи поэта с русской литературой и эстетическое значение самого творчества Абая.
Абай Кунанбаев (настоящее имя Ибрагим) является главным поэтом казахов. Ни до, ни после него у казахов не было превосходящего его поэта. Нет такого человека в Акмолинской и Семипалатинской областях, который бы не знал поэзии Абая. Однако в Тургайской области гораздо меньше людей знают Абая. Это случилось потому, что в Тургайской области до издания книг Абая не было известно ни имя его, ни его творчество. В Акмолинской и Семипалатинской областях с недоумением относятся к тому, что человек не знает Абая и его стихов. Когда я впервые был в Акмолинской области, там удивились, что я не слышал об Абае и не знаю его стихов.
Где бы ни зашел разговор о поэзии и поэтах, обязательно в первую очередь возносили слово Абая. Пока не познакомился с его стихами, не верил восхвалениям, считая, что по свойственной казахам привычке возносить своих земляков, они хвалят Абая, который, наверно, ничем не превосходит наших поэтов Абубакира, Сейдахмета, Акмоллу. В 1903 году мне попалась в руки тетрадь со стихами Абая. Начат читать, пишет совершенно иначе, чем другие акыны, и слова у него звучат иначе и наполнены новым смыслом, что в первое время не покидает ощущение непривычности. Каждое слово у него наполнено глубокой мыслью и содержанием. Если человек раньше не слышат стихов Абая и начнет читать быстро, то многого не поймет и упустит глубину содержания. Чтобы понять некоторые слова, надо иметь привычку вникать глубже в значение слова, иначе хоть сотни раз перечитывай, но пока кто-то не растолкует со стороны, не поймешь глубины слова и мысли.
Поэтому слова Абая действительно нелегки для понимания и осмысления. Однако это происходит не от того, что Абай не умел высказать мысль, а вследствие неподготовленности самого читателя восприятию глубоких мыслей. Выходит, вина не в писателе, а в читателе. О чем бы ни писал Абай, он проникает в самую глубину, раскрывая внутренние и внешние свойства. А так как он пишет с глубоким знанием предмета разговора, то написанное им является как бы испытанием на знания и зрелость читателя. Если читатель анализирует слово, то это слово экзаменует самого читателя. Слово Абая стоит обособленно от слов других современных поэтов и звучит гораздо значимее. И эта обособленность и значимость были характерны не только слову, но и самой личности Абая. О том, каким был Абай, мы знаем со слов его современников.
Поэтому стоит немного рассказать и о нем самом.
Абай родом из Семипалатинской области, из племени тобыкты. Его прадед Ыргызбай родился на берегу реки Ыргыз Тургайской области. Ыргызбай был известен в народе, как батыр, полководец и прославленный бий. В одно время он увел свое племя тобыктинцев из Туркестана к Чингизским горам, где были богаче выпасы для скота.
Дед Абая Оскенбай слыл в народе справедливым бием. К нему обращались не только соплеменники, но и из дальних родов и краев за справедливым решением споров. Его отец Кунанбай был одним из видных властителей. Во времена, когда народом правили торе-чингизиды и из своих рядов назначали султанов, он в схватках с ними вырвал высокое звание и из черни стал могучим султаном. Мать его Улжан, из племени каракесек, ведет корни из рода известного бия Бертиса. Родичи по материнской линии отличались веселым жизнелюбием, юмором, особенно прославились своим острословием Кантай и Тонтай. У Тонтая было много скота. Он заметил, что, когда приболеет, больше всех справляются о его здоровье ходжи и муллы. И когда его по-настоящему свалила болезнь, на очередной визит мулл он ответил: *Да уже стыдно перед вами без конца выздоравливать, придется теперь помереть ».
Абай родился в 1845 году, в год змеи. С рожденья он был наречен именем Ибрагим, но мать прозвала его ласкательным именем Абай. Так что ласкательное Абай стал более распространенным. С десяти до тринадцати лет Абай обучался по-мусульмански. В тринадцать лет был отдан на учебу в медресе Ахмета Ырза в Семипалатинске, где три месяца обучался на русском языке. На этом его учеба прервалась, и в пятнадцать лет он начинает взрослую жизнь. Он стал помогать отцу в схватках с чингизидами, в отстаивании интересов народа. В двадцать лет он уже заработал среди народа репутацию острослова. Отличался прозорливостью и наблюдательностью, имел пре-красную память.- Он хорошо знал народный фольклор, пословицы и поговорки, дела и известные слова биев, острословов и вождей казахского народа.
Безусловно, живи Абай в наши времена, быть бы ему одним из ведущих биев Алаша. Он был противником власти богатства и был сторонником власти ума и знаний. Он шел к народу со знаниями, но те предпочитали богатства скота. «Разве может скот быть важнее знаний?!» — восклицал Абай и вступил в партию, отдавая ей свои знания. Но борьба за власть, к счастью казахов, не ослепила его и оставила для более важного дела жизни.
В восьмидесятых годах прошлого века судьба свела его с ссыльным Михайлэсом, человеком широчайших знаний, и Гроссом, приехавшим в Степь записывать казахские народные сказания, обряды и традиции. Они были час-тыми гостями в доме Абая и сразу приметили в нем незаурядную личность. Именно они навели Абая на мысль, что на свете есть более значимые дела, чем стремление стать волостным. Они познакомили Абая с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Салтыкова, Достоевского, Белинского, Добролюбова, Писарева, давали читать их книги. Они дали понять, что поэты Пушкин, Лермонтов, Некрасов оставили о себе большую память и почитаемей любых биев и правителей. Благодаря им Абай понял, что у просве-щенных народов искусство сочинения стихов и прозы является самым уважа-емым делом. Он пришел к заключению, что занятия акынов кажутся несерьез-ными в глазах народа из-за того, что поэзия и акыны не затребованы жизнью, а свой дар степные акыны растрачивают зря, не по назначению, сводя к пустому восхвалению сильных и богатых мира сего, дабы получить их милости. И он решил посвятить себя истинной поэзии.
Абай в юности увлекался сочинением шутливых стихов, посвящал лю-бовные стихи своим подругам, но со временем бросил это занятие, считая его недостойным. И если бы не встретились на его пути Михайлэс и Гросс, то Абай не вернулся бы к творчеству. Каких прекрасных стихов, замечательных глубоко мысленных слов мог бы лишиться народ, зарой он свой талант в землю. Поэтому огромное счастье для казахов, что жил и творил Абай, что осталось его великое наследие. Еще не раз будет благодарить казахский народ своих лучших сыновей, открывшим им глаза на мир и обнажившим пороки. Знакомство с русской поэзией помогло ему понять место и назначение поэзии в жизни, изменило его отношение к стихам, и возвел он их на небывалую высоту. Однако в чем преимущество поэтического слова над другими? Он и об этом сказал убедительно. Он, к примеру, сказал, что не все рифмованное является стихами, так как большинство сочинителей и слушателей недостаточно образованны и невежественны, что только крупицы из напи-санного сочинителями являются истинной поэзией, что народ больше приме-чает и ценит легкое для слуха звучание слов, чем их настоящий глубинный смысл.
Из этих утверждений Абая о поэзии и стихотворчестве видно, какое значение он уделял поэзии и его высокие требования к стихам. Пишущий человек должен быть не только писателем, но и критиком. Чтобы слово было красочным, в него надо вложить мысли. А чтобы слово было уместным, своевременным и значимым, нужно быть требовательным и критичным к нему. Чтобы слово было содержательным, нужны знания. У Абая были все эти качества.
Ко всему этому Абай был настоящим гением, создавал великолепные образцы поэтического творчества и распространял свои знания и талант в народе. В произведениях Абая находятся самые различные стили и манеры стихосложения, формы подачи. Разве не гениальностью является дар Абая даже русские стихи так перелагать на родной язык, что они органично вписываются в казахский язык. Абай знал все секреты поэтического мастерст-ва. Поэтому его стихи совершенны с любой стороны. Есть единственный недо-статок: вольность в построении отдельных куплетов, что затрудняет чтение и особенно тяжело отражается в переложении на музыку. Нарушение чередования стихотворных строк сказывается на изящности всего произведения. Это все равно, что с плавной рыси перейти на галоп. Но этот недостаток исправим. Достаточно сгруппировать и переставить трехстрочные и четырех строчные куплеты. Кроме этого я не могу назвать ни одного недостатка в стихах Абая. Некоторые говорят о «тяжелых» словах, но это мнение возникло не из-за слабости или неумения пользоваться словом, а потому что они были новы по звучанию, форме подачи, заметно отличаясь от традиционных форм, и как только читатель привыкает к новаторству Абая, все становится на свои места.
Так как Абай сам был первым критиком своих стихов, никто не сможет подвергнуть их более продуктивной критике…
Абай велик не только в поэзии. Многие вопросы поднимал Абай, причем глубоко и одухотворенно, со знанием темы и вопроса. Стихи же Абая на голову выше произведений других казахских акынов от того, что он раскрывал не только внешнюю, но и внутреннюю суть предметов. И хотя у других акынов было не меньшее мастерство, острословие, чувствуется, что они уступают в образованности. Другие поэты старались свою слабую образованность прикрыт.
Например, в стихотворении «Аттың сыны» («Требования к лошадям») немало казалось бы грубоватых на слух не присущих поэзии слов. Но без них он не мог бы полностью охарактеризовать лошадей. Зато когда читаешь это стихотворение Абая, перед взором возникает образ идеального скакуна, так им обрисованы детали и присущие хорошим лошадям черты.
Абай был сведущ во многих сферах жизни, и когда писал о том, что он зна-ет, меньше всего думал об изящности слов или о том, что это трудно для вос-приятия народа, а преподносил истину так, как она есть на самом деле, а глу-бокие мысли преподносил соответственно глубинно. Проникновение в истину и философская глубина творчества Абая были следствием не только его острого ума, но и в немалой степени этим качествам он был обязан чтению евро-пейской литературы. По словам видного писателя Алихана Букейханова, Абай читал труды Спенсера, Льюиса, Дрепера и других европейских мыслителей. Поэтому некоторые философские вещи Абая непонятны народу и тяжелы для восприятия. Я замечал, что даже многие из тех, кто многократно читал и знает наизусть стихи Абая, не вникли в глубину его отдельных стихотворений. Даже некоторые спрашивают, что этим хотел сказать Абай. И это не следствие недостатка самого стихотворения, свои мысли Абай передавал безукоризненно. Это уже недостаток образованности самого читателя…
Казахи должны полностью знать и понимать творчество Абая. Его произ-ведения вышли книгой в 1909 году, однако не расходятся среди народа. И то, что изданная книга не расходится нигде, кроме Акмолинской и Семипа-латинской областей, просто удивительное дело. Нельзя держать книги Абая будто взаперти и втайне ото всех, в лавках Семипалатинска, а нужно распространять их среди всех казахов, чтобы они были в каждом торгующем книгами магазине. А мы, в свою очередь, чтобы довести слова Абая до чи-тающей публики, будем публиковать в газете его наиболее показательные произведения.

Перевод с казахского Ж.Байтелесовой.





Выполненное задание выслать для проверки.


Составьте синквейн к слову поэт.









Раздел 4

Раздел IV. Реальность и фантазия


Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 9

Урок

Количество присутствующих


Количество отсутствующих

Тема

Тема урока: «Жизнь – это море!» (Ч.Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе» («Белый пароход») 1 урок



Цели обучения, которым посвящен урок


Цель:сегодня на уроке вы рассмотрите проблемы, поднятые Ч.Т. Айтматовым в повести «Белый пароход»; узнаете, как через отношение образа-персонажа к миру раскрывается характер человека; дадите портретные характеристики героев произведения; объясните значение реального и сказочного в повести для понимания идеи произведения.


План

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

10 мин

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Эпиграфами сегодняшнего урока станут слова  таджикского  поэта IX века Рудаки и писателя 20 века, автора повести «Белый пароход». 

Жизнь — это море!  
    Плыть желаешь?  
    Построй корабль

из добрых дел... -   

Рудаки
Детская совесть в человеке

как зародыш в зерне, 
без зародыша зерно

не прорастает. 

Ч.Айтматов



Приветствие .



«позитивный настрой

Актуализация знаний. (5 мин.)

(Рассмотрите иллюстрацию художника С. Острова.

Поделитесь своими впечатлениями.



Прочитай! (стр.107)

-возьмите на заметку




(Презентация: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-ch-t-aytmatov-zhiznenniy-i-tvorcheskiy-put-1045149.html



Середина урока

20 мин


«Сказочный мир»

Сказка мальчика – это сказка о белом пароходе.

Мечта мальчика - превратиться в рыбу и уплыть в Иссык-Куль, к белому пароходу, на котором плавает матросом его отец. В ней он представляет себя рыбой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке. Сказками мальчик называет их потому, что в них присутствует чудо, как в волшебной сказке: чудо в виде Рогатой Матери-оленихи и чудо превращения мальчика в рыбу. И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжест-вует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых не хватает мальчику в действительной жизни. Легенды — единственное, что помогает мальчику жить, оставаться добрым, неиспорчен-ным ребёнком, верящим в добро и в то, что оно победит.

Мальчик, свято веря в сказку, рассказанную дедом, просит мать-олениху принести колыбельку для Орозкула и тётки Бекей. Тогда всё будет хорошо. «Он заснул тревожным сном и, засыпая, умолял Рогатую мать-олениху принести березовый бешик для Орозкула и тетки Бекей. Пусть у них будут дети!»

Дед хочет решить конфликт мирным путём, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. Дед Момун обрывает сказку сам. Побоявшись гнева Орозкула, он убивает марала ради дочери, внука. «Мальчик с ужасом глядел на эту страшную картину. Он не верил своим глазам. Перед ним лежала голова Рогатой матери-оленихи».

Мальчик часто задаёт вопросы, на которые не может найти ответ: «Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим? Наверное, самые лучшие люди те, которые получают самое большое жалованье. А вот дед получает мало, и его все обижают. Эх, как бы сделать, чтобы деду тоже дали побольше жалованья! Может быть, тогда и Орозкул начал бы уважать деда» В итоге у мальчика остается только одна сказка - сказка про белый пароход. 

 «Мифологический мир»
Легенда о Рогатой матери-оленихе

В давние-предавние времена жило одно киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай. В тот день киргизское племя хоронило своего старого вождя. В великой печали пребывали все соплеменники. И тут случилось непредвиденное. Полчища врагов выскочили из укрытий, так что никто не смог взяться за оружие. И началось невиданное побоище. Убивали всех подряд. Человека долго рожать и растить, а убить – скорее всего. Многие уже лежали порубленные, утопая в лужах крови, многие кинулись в реку и потонули в волнах Энесая. Никто не успел убежать, никого не осталось в живых. С богатой добычей уходили враги и не заметили, как вернулись из леса двое детей – мальчик и девочка. Вслед за лютыми врагами побежали дети с плачем и криком. Только дети могли так поступить. Вместо того чтобы скрыться от убийц, они пустились их догонять. Догнали дети убийц своих родителей, а хан-завоеватель отправил Рябую Хромую Старуху увести детей в тайгу и уничтожить их. Вывела детей старуха на высочайшую кручу Энесая и обратилась к реке: «Возьми их, Великий Энесай!» Плачут, рыдают мальчик и девочка. А рядом раздаётся голос: «Обожди, мудрая женщина, не губи безвинных детей!» Обернулась Старуха, глянула – диву далась, стоит перед ней олениха.

- Я мать-олениха. Отпусти детей, большая мудрая женщина. Отдай их мне. Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей.

- А ты хорошо подумала? Это дети человеческие. Они вырастут и будут убивать твоих оленят.

- Я буду им матерью. Разве станут они убивать своих братьев и сестёр? Я уведу их в далёкий край, где их никто не отыщет.

Привела Рогатая мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Так мальчик и девочка, последние из киргизского племени, обрели себе новую родину на благословенном Иссык-Куле. Быстро прошло время. Поженились они, стали мужем и женой, отцом и матерью. Назвали первенца своего Бугубаем. Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков и стал умножаться род бугинцев. Чтили бугинцы Рогатую мать-олениху. Так было, пока не умер один богатый человек. Захотелось его сыновьям оказать неслыханную честь отцу, послали они охотников, убили те марала, срубили его рога и велели они мастерам установить рога на гробнице. Великое несчастье свалилось на потомство Рогатой матери-оленихи. Не было пощады маралам. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали. И не стало маралов. Опустели горы. А Рогатая мать-олениха крепко обиделась на людей. Поднялась она на самую высокую горную вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних своих детей в другой край, в другие горы. А когда уходила, сказала она, что не вернётся… Это была сказка деда. 


ФО

похвала




Сюжетные картинки.

Учебник, задание 1

Учебник, задание 2

учебник

  1. Прочитайте тексты из книги «Литература». В чём отличие мифа от сказки?

  2. Ознакомьтесь с кратким содержанием повести Ч. Айтматова «Белый пароход».

Прочитайте отрывок из повести. Почему старика Момуна прозвали расторопным?

ФО

2 звезды +1 пожелание



Формативная работа.

  1. Лексический комментарий Друзья мальчика



Друзья мальчика
Камень «Верблюд»: «Рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю. Обычно мальчик не проходил, не похлопав своего верблюда по горбу». 
Валун «Седло»: «Наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне». 
Камень «Волк»: «Очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощными и тяжелым налобьем. К нему он подбирался и прицеливался». 
Камень «Танк»: «Его самый любимый камень. Несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу. Так и жди, кинется танк с берега и пойдет». 



Рабочая тетрадь


Конец урока

5 мин.

Итог урока.



Рефлексия








Выполненное задание выслать для проверки.
Ответьте на вопросы


А что значат для него растения? Каждый олицетворяет для него добро или зло: «Среди растений – «любимые», «смелые», «боязливые», «злые» и всякие другие. 
Какие растения олицетворяют добро? «Вьюнки» - «Самые умные и весёлые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают-что утро, что вечер , им все ровно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются. Сначала один глаз, а потом второй, и потом один за другим распускаются на вьюнках все закрутки цветов. Белые, светло-голубые, сиреневые, разные…».

Какие растения ассоциируются со злом? «Бодяк» - в народе «чертополох». Бодяк является колючим травянистым растением, сорняком, с которым постоянно борются. Говорят, что за его колючками скрывается ранимая душа, способная к самопожерт-вованию и взаимовыручке.

С каким человеком из повести можно соотнести это растение, как вы думаете?

Возможно, с Орозкулом. Мальчик борется с Орозкулом, надеется на то, что тот может стать добрым, если у него будут дети. Но этого не происходит. Хотя, где-то в глубине души, у Орозкула было что-то человеческое




Раздел 4

Раздел IV. Реальность и фантазия


Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 9

Урок

Количество присутствующих


Количество отсутствующих

Тема

Тема урока: «Жизнь – это море!»


Цели обучения, которым посвящен урок

(Ч.Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе» («Белый пароход») 2 урок

Цель:сегодня на уроке вы будете грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения; рассуждать о бережном отношении к окружающему миру.


План

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

10 мин

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проведение утреннего круга «Передай сердечко».

Сообщение новой темы.



Показать жестами и мимикой свое отношение к другу.



«Передай сердечко».

Актуализация знаний. (5 мин.)

(Задания:

  1. Прочитайте легенду о Рогатой матери-оленихе из 4-й части повести.




Прочитай!

-возьмите на заметку




(Презентация: http://www.myshared.ru/slide/821291/


Середина урока

20 мин


Прочитайте продолжение легенды

ФО

похвала




Сюжетные картинки.

учебник

Формативная работа.

  1. Заполните «Двухчастный дневник»

  2. Повесть имеет 2 названия «После сказки» и «Белый пароход». Понятно, что первое звучит более трагично. Второе внушает оптимизм.
    - Какова же главная идея произведения? 
    (Идея повести заключается в столкновении «добра» и «зла». Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так.)  

ФО

2 звезды +1 пожелание



Формативная работа (письменно):

  1. Постройте сюжетную таблицу




Заполнение таблицы



Рабочая тетрадь


Конец урока

5 мин.

Охарактеризуйте главных героев повести, дополнив данную таблицу цитатами из текста. упр.14 стр.181


Старик Момун

Характеристика

Мальчик

«Лицо его было улыбчивое и морщинистое – морщинистое...»

Портрет

«Ты чего, ушастый?»




Отношение героев друг к другу







Отношение к другим персонажам







Поведение героя








Авторское отношение к герою








Выполненное задание выслать для проверки.


Закончить таблицу









Раздел 4

Раздел IV. Реальность и фантазия


Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 9

Урок

Количество присутствующих


Количество отсутствующих

Тема

Тема урока: «Жизнь – это море!» (Ч.Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе» («Белый пароход») 3 урок

Цели обучения, которым посвящен урок

(

Цель:сегодня на уроке вы будете грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения; рассуждать о бережном отношении к окружающему миру.

Ч.Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе» («Белый пароход») 2 урок

Цель:сегодня на уроке вы будете грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения; рассуждать о бережном отношении к окружающему миру.


План

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

10 мин

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.


Приветствие



«Передай сердечко».

Актуализация знаний. (5 мин.)

(Задания:

Ознакомьтесь с тезисом


Прочитай!

-возьмите на заметку




(Фильм: https://yandex.kz/video/preview?filmId=2863114105930376756&url=http%3A%2F%2Fvideo.mail.ru%2Fmail%2Fnur_nur.kg13%2F_myvideo%2F40.html&text%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%22%20-%

Середина урока

20 мин


Формативная работа.

Заполните «Литературную пирамиду», взяв за основу образ любого героя из прочитанной повести «Белый пароход».


ФО

похвала




Сюжетные картинки.

учебник

Составьте аннотацию на прочитанную повесть Ч.Айтматова «Белый пароход».


ФО

2 звезды +1 пожелание



Формативная работа (письменно):

  1. Постройте сюжетную таблицу




стр109



Рабочая тетрадь


Конец урока

5 мин.

Охарактеризуйте главных героев повести, дополнив данную таблицу цитатами из текста. упр.14 стр.181


Старик Момун

Характеристика

Мальчик

«Лицо его было улыбчивое и морщинистое – морщинистое...»

Портрет

«Ты чего, ушастый?»




Отношение героев друг к другу







Отношение к другим персонажам







Поведение героя








Авторское отношение к герою








Выполненное задание выслать для проверки.


Составьте синквейн со словосочетанием «маленький человек».






1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта