Главная страница
Навигация по странице:

  • Эндопсихика

  • Владимир Николаевич Мясищев

  • Борисом Федоровичем Ломовым

  • Классификация видов социальных отношений

  • Эгоизм и альтруизм в системе социальных отношений

  • («ты выиграл – я проиграл»

  • («я выиграл – ты проиграл»

  • («я проиграл – ты проиграл»).

  • («я выиграл – ты выиграл»

  • Агрессия и вражда: психологические особенности Агрессия

  • Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
    АнкорКонспект лекций
    Дата14.03.2023
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
    ТипКонспект
    #990153
    страница25 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

    Лекция 10. Социальная психология отношений
    Социальные отношения: общее представление
    Социальные отношения – это отношения между людьми или социальными группами. Данное понятие следует отличать от понятия «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между социальными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

    Основоположниками психологии отношений в России является уже упоминавшийся нами Александр Федорович Лазурский (1874 – 1917). По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.

    Эндопсихика представляет собой совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.

    Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.

    Согласно Лазурскому, существуют семь характеристик отношений. К наиболее важным из них (базовым) относятся (Лазурский А.Ф., 1997):

    1) модальность отношений, т.е. отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными;

    2) степень интенсивности отношений;

    3) качественные особенности отношений;

    4) уровень развития и дифференцированности отношений;

    5) степень сознательности отношений;

    6) степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее Мясищевым данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);

    7) широта или объем отношения, т.е. количество объектов, привлекающих интерес человека.

    Разработку концепции психологии отношений продолжил и ученик и последователь А.Ф. Лазурского, психолог и психиатр Владимир Николаевич Мясищев(1893 – 1973). Согласно его точке зрения, «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности(Мясищев В.Н., 2011). По мнению Мясищева, «дефектные» отношения, в которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

    Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

    В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:

    1) уровнем отношений личности (идейный, конкретно-личный и витальный);

    2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

    3) избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

    По этим основаниям выделяются три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность.

    Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято советским психологом Борисом Федоровичем Ломовым (1927 – 1989). По его мнению, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ системы отношений «индивид – общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.

    Личность как член общества необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества (Ломов Б.Ф., 1984). Общественные отношения проявляются в многообразных формах: это личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т.д. Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека.

    Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется путем социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Отношения личности с другими людьми отражаются в ее потребностях, начиная от потребностей в материальных условиях жизни и включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего.

    Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., т.е. о том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности. Субъективные отношения личности формируются и проявляются, прежде всего, как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.

    Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая в качестве формы отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятора, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.

    Существует огромное множество социальных отношений.


    Классификация видов социальных отношений



    Критерий классификации

    Виды социальных отношений

    1

    владение и распоряжение

    собственностью

    классовые и сословные отношения


    2

    объем власти


    отношения по вертикали и по горизонтали

    3

    сфера проявления

    правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные и др.

    4

    регламентированность

    официальные, неофициальные


    5

    качество социально-психологической направленности на партнера

    неприязнь, вражда, агрессивность, эгоизм, альтруизм, дружба, привязанность, любовь и др.

    Мы сконцентрируем наше внимание на социальных отношениях, выделяемых по критерию качества социально-психологической направленности на партнера.

    Эгоизм и альтруизм в системе социальных отношений
    Важнейшим вопросом социальной психологии отношений является вопрос о сущности, причинах и проявлениях эгоизма и альтруизма. Начнем с первого из этих двух феноменов.

    Э
    А нынче все умы в тумане,

    Мораль на нас наводит сон,

    Порок любезен – и в романе,

    И там уж торжествует он.

    Британской музы небылицы

    Тревожат сон отроковицы,

    И стал теперь ее кумир

    Или задумчивый Вампир,

    Или Мельмот, бродяга мрачный,

    Иль Вечный Жид, или Корсар,

    Или таинственный Сбогар.

    Лорд Байрон прихотью удачной

    Облек в унылый романтизм

    И безнадежный эгоизм.

    «Евгений Онегин Глава 3, XII»

    Александр Сергеевич Пушкин

    (1799 – 1837), русский поэт

    гоизм
    (от. от лат. ego – Я) – принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Эгоизмом также называют мотивацию, лежащую в основе поведения, направленного на то, чтобы улучшить свое благополучие. Эгоизм противоположен альтруизму.

    Современные ученые полагают, что сущность эгоизма порождением биологической природы человека, проявляется в двух основных формах и наряду с гедонизмом (ориентацией на получение физиолого-психологического наслаждения) составляет сущность материальной природы человека. В подобном понимании эгоизм представляет собой ориентацию на получение личной выгоды в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, оценку других людей по критерию полезности и выгодности для достижения собственных целей (часто для достижения определенного статуса).

    Разумный, умеренный эгоизм является важным фактором адаптации человека к окружающей действительности (у животных он проявляется в виде инстинкта самосохранения).

    Социально-духовная сущность человека связана с формированием у человека качеств, противоположных эгоизму и гедонизма. Поэтому духовность, являющаяся специфически человеческим феноменом, проявляется в двух основных формах (Вальцев С.В., 2008, С. 122 – 123).:

    1. в форме аскетизме как ориентации на добровольное ограничение некоторых потребностей (в основном чувственных влечений и желаний) во имя достижения религиозных, этических и социальных целей. Аскетизм является противоположностью гедонизма. Он служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве;

    2. в форме альтруизма как бескорыстии, ориентации в основе которой лежит принцип бескорыстной помощи окружающим (иногда в ущерб собственным интересам). Альтруизм является противоположностью эгоизма.

    Альтруизм (от лат. alter – другой) – это бескорыстное оказанием помощи людям. Альтруизмом также называют мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами. Настоящий альтруист стремиться постоянно помогать другим людям, в том числе и тогда, когда он ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Сострадающий людям, он может отдать что-то свое совершенно незнакомому человеку, не ожидая ни благодарности, ни вознаграждения.

    Социальные психологи давно пытаются понять природу альтруистического поведения. И вот какие теории они в связи с этим выдвигают (Майерс Д., 2002):

    1. Теория социального обмена: любое взаимодействие и любые взаимоотношения людей в обществе управляются так называемой «социальной экономикой». Альтруизм есть обмен психологическими «услугами» между людьми: признанием, любовью, уважением, расположением и т.п. Поступая альтруистически, человек это делает расчетливо в надежде на такие же ответные отношения. Он, однако, организует свои альтруистические действия таким образом, что ему удастся «заплатить меньше», а «получить взамен больше».

    2. Теория замаскированного эгоизма: люди проявляют альтруизм, чтобы получить самоудовлетворение, гордиться собой, заслужить расположение тех, кому они оказывают помощь, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства или удовлетворить иные, сугубо личные потребности.

    3. Теория эмпатии: альтруистическим поведением руководит естественная способность человека сочувствовать и сопереживать людям. Такое чувство всегда возникает у человека, если он видит, как страдают другие люди, и этого вполне достаточно для проявления альтруистического поведения.

    4. Социально-нормативная теория: люди ведут себя альтруистично по той причине, что они усвоили социальную норму, которая предписывает всем людям всегда вести себя подобным образом. В качестве такой нормы могут выступать, например, предписания верующим, содержащиеся в том или ином религиозном учении, или норма социальной ответственности, входящая в состав ценностей соответствующего общества.

    5. Эволюционно-биологическая теория: склонность к альтруистическому поведению заложена в генетической программе развития не только человека, но и многих, прежде всего высших, животных. Сторонники этой теории, наблюдая поведение зверей, направленное на оказание помощи себе подобным, делают вывод о том, что альтруистическое поведение имеет биологическую основу, что в его основе лежит инстинктивное стремление к поддержанию и сохранению рода.

    6. Ситуационная теория альтруизма: на альтруистический поступок влияет присутствие или отсутствие других людей в момент реализации альтруистического поведения, а также реакции значимых людей на поведение, принятие человеком на себя ответственности в случае отказа в оказании помощи другому человеку, подражание другим людям, гендерный и возрастной факторы, собственное психологическое состояние человека в данный момент времени, индивидуальные особенности человека, отношение человека к религии и др.

    Очевидно, что все эти теории, не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга.

    Но так ли хорошо быть стопроцентным альтруистом? Особенно если стремишься добиться какой-либо значимой цели. Ведь почти у каждого человека есть свои сокровенные желания и заветные мечты, личные цели и устремления. Чтобы их осуществить и воплотить в действительность, человеку зачастую приходится преодолевать очень много препятствий и преград. Если подумать, то все эти препятствия и преграды исходят от самого человека и других людей, которые также имеют свои цели и желания, которые зачастую противоречат нашим. Каждый человек хочет себе лучшего, а лучшее, как известно, нам не приносят на блюдечке с голубыми каемочками. За лучшее надо бороться. Возникает вопрос: что же делать в такой ситуации?

    Один из выходов – отказаться от своих целей и желаний в пользу другого («ты выиграл – я проиграл»). Это путь абсолютного альтруизма. Однако это чревато для нас неприятными последствиями, множеством неприятностей и бед, вплоть до самоуничтожения. Следовательно, данный путь, вряд ли, можно считать мудрым. Он неприемлем.

    Д
    Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми заключается в способности человека рассматривать вопрос с точки зрения другого человека и разрешать этот вопрос с учетом как своих интересов, так и интересов другого человека.

    Генри Форд (1863 – 1947),

    американский промышленник

    ругой вариант – добиться своего вопреки воле других, несмотря ни на какие угрозы, обвинения или обиды («я выиграл – ты проиграл»). Это путь абсолютного эгоизма. Но что нам даст победа такой ценой? Может быть, временно что-то и даст, но принесет множество ран, усталости и врагов, желающих дать реванш. Поэтому и данный выбор нельзя считать удачным, как нельзя считать приемлемый и самый абсурдный, третий вариант стратегии, в рамках которой вообще нет победителей («я проиграл – ты проиграл»). Это путь абсолютной глупости.

    Удачен и наиболее эффективен четвертый вариант, когда наши потенциальные враги превращаются в компаньонов и друзей, когда мы не только добиваемся поставленных целей, но и не окружаем себя толпой озлобленных завистников. Это вариант, когда в выигрыше остаются обе стороны («я выиграл – ты выиграл»). Это путь разумного эгоальтруизма, путь мудрости, успеха и процветания, а также путь избавления от агрессии и вражды со стороны окружающих.
    Агрессия и вражда: психологические особенности
    Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Другими словами, агрессия представляет собой физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

    Л


    Рисунок 60.

    Конрад Лоренц
    ауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1973 год, выдающийся австрийский зоолог, зоопсихолог и этолог Конрад Лоренц (1903 – 1989) полагал, что агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных. Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального (Лоренц К., 1994).

    Проанализировав поведение многих видов животных, Лоренц подтвердил вывод З. Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться, а пороговое значение запускающего раздражения может снизиться вплоть до нуля. Примером такой ситуации у людей служит экспедиционное бешенство, возникающее в изолированных небольших коллективах людей, в которых доходит до убийства лучшего друга по ничтожному поводу. Если агрессия всё-таки вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (того, кто находится выше в иерархии), а переадресуется тем, кто находится ниже в иерархии или неодушевлённым предметам.

    На основе исследований Лоренц сделал вывод о том, что у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал также сильную врождённую мораль, проявляющуюся в инстинктивном запрете применять все вооружение во внутривидовых стычках, в особенности если побеждённый демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооружённые виды имеют слабую врождённую мораль, поскольку сильная врождённая мораль таким видам эволюционно не оправдана. Человека Лоренц считал от природы слабо вооружённым видом. С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооружённым видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне.

    Тем не менее, современные исследования опровергают инстинктивную теорию Лоренца о том, что агрессия есть инстинкт и что она накапливается внутри человека и обязательно требует разрядки. И все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройство центральной нервной системы.

    С
    Самое чудовищное в войне то, что она заставляет людей коллективно совершать такие деяния, против индивидуального совершения которых те же самые люди восстали бы всем своим существом.

    Эллен Кей (1849 – 1926),

    шведская писательница

    огласно фрустративной теории агрессии, причиной агрессии выступает фрустрация, т.е. болезненное переживание, вызванное появлением препятствий на пути к достижению цели. Она возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности. В то же время факторами провоцирующими агрессию можно признать не только фрустрацию, но также и боль, жару, тесноту, дискомфорт, физические и вербальные оскорбления.

    И, наконец, теория социального научения представляет агрессию как поведение, которое было приобретено с помощью научения, особенно тогда, когда агрессивное поведение выгодно человеку.



    Иногда очень трудно провести грань между инструментальной и враждебной агрессией: то, что сначала начинается с холодного расчета, впоследствии может разжечь вражду. Вражда – это неприязненное отношение по отношению к другому человеку или группе людей, проникнутое ненавистью и желанием уничтожения.

    В заключение следует отметить, что отношения типа вражды и агрессивности существуют не только в силу психологических, биологических, но и социальных причин, связанных с тем, что интересы людей часто существенно различны, а их потребности несовместимы и могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пренебрежения интересами и потребностями других людей. Тем не менее, человек, враждебно относящийся по отношению к другим людям, наносит вред не только им, но и в первую очередь самому себе. Помня и зная об этом, разумному человеку лучше направить свою энергию как минимум на поиск компромиссных решений, а лучше всего – на формирование дружеских отношений.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта