Консп. История государства и права зарубежных стран. Конспекты лекций (. Конспекты лекций тема введение предмет, методы и периодизация истории государства и права план
Скачать 172.56 Kb.
|
3. ГОСУДАРСТВО АНГЛО-САКСОВС середины I до начала V века Британию населяли кельтские племена, находившиеся под римским влиянием. После ухода римских легионов началось массовое вторжение на остров германских племен – англов, саксов и ютов, и к началу VII века на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Кент, Уэссекс, Сассекс и др.). Позже они были объединены под властью Уэссекса. В 1066 г. Англия подверглась нашествию норманов под руководством Вильгельма Завоевателя. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙОбщественный строй англо-саксов этого времени в основных чертах сходен с общественным строем франков после завоевания Галлии. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники (керлы). Они являлись владельцами участков пахотной земли, участвовали в народных собраниях, призывались в военное ополчение, а также несли различные государственные повинности. Из общей массы свободных выделялись представители родоплеменной знати – эрлы. Они владели большими участками земли, чем керлы, а вергельд за убийство эрла был в два раза выше, чем за убийство керла. Полусвободное население (лэты) состояло главным образом из зависимых от эрлов покоренных кельтов. Они сидели на земле своего господина и несли в его пользу натуральные и барщинные повинности. На самой низкой ступени общественной лестницы стояли рабы, которые использовались в домашнем хозяйстве эрлов. Если личность лэта пользовалась защитой закона, и за его убийство взыскивался вергельд, то убийство раба рассматривалось как причинение вреда собственнику. Формирование феодального общества у англосаксов было в основном сходным с таким же процессом у франков, но протекало более медленно и привело к формированию класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян несколько позже. Крупные землевладельцы – глафорды или лорды, получая от короля иммунитетную грамоту, получали фискальную, полицейскую и судебную власть над всем населением иммунитетного округа. Основную массу крестьянства стали составлять крепостные крестьяне – вилланы, сидевшие на земле господина и несшие в его пользу различные повинности. Лично свободные крестьяне, проживавшие в черте иммунитетного округа, находились под юрисдикцией иммуниста и назывались «сокменами». Вместе с тем, вплоть до нормандского завоевания (1066 г.) сохранилось значительное число свободных крестьян, особенно на северо-востоке. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙВ начале IX в. было создается единое англо-саксонское королевство, называвшее себя Англией, и являвшееся раннефеодальной монархией. Центральные органы власти. В англосаксонских государствах королевская власть была еще сравнительно слабой. В большинстве этих государств она являлась выборной. В конце VI в. англо-саксы приняли христианство, что в значительной мере способствовало укреплению государственной власти. По мере того, как король становился носителем верховной власти, положение его укреплялось, и уже через два столетия его личность рассматривается как священная и неприкосновенная, а покушение на его жизнь караться смертной казнью. Король, обладавший военной властью, стоял на страже «мира и безопасности» в государстве. Нарушение королевского мира признавалось преступлением. Король был высшим судьей. Наиболее тяжкие уголовные дела он рассматривал с участием «совета мудрых» – витанагемота. Витанагемот состоял из небольшого числа (от 30 до 100) членов, главным образом представителей крупных светских и духовных феодалов. В его состав входили: король (иногда жена короля), дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы, а с IX в. – королевские тэны (представители служилой знати), которые лично приглашались королем на собрание витанов. Решение всех важных дел, обсуждение законов, установление новых налогов входили в компетенцию собрания витанов. Витанагемот решал вопросы войны и мира, выбирал епископов и принимал участие в рассмотрении судебных дел в королевском суде. Превращение королевского двора в центр управления страной, а приближенных короля – в высших должностных лиц государства повлекло за собой уменьшение роли витанагемота в управлении страной. Среди главных управителей королевского двора наибольшую роль играли камерарий, отвечавший за имущество и финансы короля, и маршал, являвшийся командующим конницей короля. Делами королевской канцелярии ведали королевские капелланы. Местные органы власти и управления. Основной территориальной единицей у англо-саксов было графство. Одни графства охватывали целиком территории прежних небольших королевств, другие образовались в результате деления более крупных королевств. Армия. Армия англо-саксонских королей составлялась из дружины и народного ополчения, дружина короля была ядром армии. Основная часть армии состояла из отрядов ополчения, выступавших от каждого графства. В ополчение включали всех свободных граждан, способных носить оружие. Реформа армии, проведенная Альфредом Великим (871 – 900 гг.), привела к увеличению числа тяжеловооруженных воинов и к созданию сильного для того времени морского флота. 4. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА – ПАМЯТНИК РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА «Варварские правды». Основным источником права феодального периода является обычай. Обычаи имели племенной характер, и каждый человек подпадал под действие обычаев своего племени независимо от места проживания. В период V - IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. В 802 г. Карл Великий приказал составить правды всех племен, входивших в состав его империи и еще не имевших к тому времени записи своих обычаев. Наряду с нормами обычного права, сложившимися в условиях перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу, эти правды устанавливали новые нормы права, порожденные процессом роста имущественной дифференциации, классообразования и формирования феодальных отношений. Общая характеристика Салической правды. Одной из древнейших правд является Салическая правда, представляющая собой запись обычаев салических франков, относящаяся ко времени правления Хлодвига. В последующие годы ее содержание неоднократно дополнялось королевскими капитуляриями, последний из которых относится к IX веку. Содержание Салической правды отражает тот социальный и правовой строй, который характеризует переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу: процесс возникновения частной собственности, рост имущественного неравенства и т.д. Одна из основных задач Салической правды – защита частной собственности, шедшей на смену коллективной. Как и другие «варварские» правды, Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий правонарушений и соответствующих им наказаний. Ее язык носит казуистический характер. Характерной чертой Салической правды является формализм, т.е. все правовые действия и акты совершались в строго установленной форме, нарушение которой лишало эти действия и акты законной силы. Огромную роль при этом играли всевозможные символы. Например, кусок земли, дерн, соломина, стебель ветви и т. п. символизировали земельные участки или имущество; длинные волосы на голове – свободное состояние человека; ключ символизировал дом и т. д. Салическая правда отражала сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя. В то же время Салическая правда рисует нам картину разложения первобытнообщинного строя.Салическая правда свидетельствует о процессе распада кровнородственных связей, ибо предусматривает возможность отказаться от родства путем специального символического обряда, совершаемого в судебном собрании. Право собственности. Салическая правда свидетельствует о появлении частной собственности и о возникновении имущественного неравенства среди свободных общинников. Хотя еще сохраняется коллективная, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса, но дом с приусадебным участком, сельскохозяйственные орудия и скот уже находятся в частной собственности. Этой собственностью, именовавшейся аллодом, можно было распоряжаться и передавать по наследству по мужской и женской линии. Вскоре после издания Салической правды и пахотная земля превратилась в отчуждаемую частную собственность (аллод). В области обязательственных отношений Салическая правда знает только такие простейшие формы сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, мена и дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательства влекло по Салической правде имущественную ответственность. В случае отказа должника уплатить сумму долга или вернуть полученную вещь кредитор мог через суд получить не только положенное ему, но и дополнительный штраф за просрочку. Истребование долга происходило в строго установленной форме (Титул L и LII). Брачно-сепейные отношения. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Запрещались браки между свободными и рабами: в случае заключения такого брака свободный человек становился рабом. Не признавались законными браки с кровными родственниками. При заключении брака жених в качестве выкупной платы приносил невесте приданое, входившее в состав общего имущества. После смерти жены это приданое наследовали ее дети. Салическая правда ничего не говорит о расторжении брака. Однако в формуле Маркульфа содержится общее правило о расторжении брака по взаимному согласию. Впоследствии под влиянием церкви разводы были запрещены. Наследственное право. Появление частной собственности породило институт наследования имущества после смерти собственника. Движимые вещи наследовались в первую очередь детьми. В случае отсутствия детей их наследовали в порядке очередности мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца и ближайшие родственники. Земля первоначально переходила только наследникам мужского пола, но эдикт Хильперика (561-584 гг.), в случае отсутствия у умершего сыновей, допустил к наследованию земли дочерей. Ранее не было известно наследование по завещанию. Однако развитие частной собственности привело к появлению у собственника права передавать свое имущество после смерти определенному лицу путем дарения (так называемая «аффатомия»), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме, с соблюдением определенных процедур и использованием определенных символов (Титул XLVI). Суть «аффатомии» сводилась к тому, что даритель фиктивно передавал свое имущество или его часть какому-либо доверенному лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному им лицу. Преступления и наказания. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира», а под наказанием – возмещение вреда потерпевшему или членам его рода (композиция) и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Для преступлений и наказаний по Салической правде характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя: если убийца не в состоянии уплатить штраф за убийство (вергельд), то он распдачивается своей жизнью; ближайшие родственники принимают участие в уплате верегльда и в его получении; в случае объявления человека вне закона он подлежит изгнанию из общины с запрещением кому бы то ни было принимать его. Размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего. Если за убийство свободного франка-общинника устанавливался вергельд в размере 200 солидов, а землевладельца-римлянина, не приближенного к королю, - 100 солидов, то за убийство представителей королевской администрации (графов, сацебаронов), королевских дружинников вергельд предусматривался в тройном размере (600 солидов). Салическая правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний, однако анализ ее статей позволяет выделить некоторые такие общие принципы: a) субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди (литы), и рабы, b) ответственность перед королем за нарушение королевского мира наступала с 12-летнего возраста, c) наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь как конечный результат действия, причинявшего вред личности или имуществу. Но в ряде случаев при назначении наказания учитывается характер умысла и тяжесть причиненного вреда. Наказанию подлежало не только само причинение вреда, но и покушение на это. Каралось также подстрекательство к краже или убийству. Отягчающим обстоятельством, свидетельствующим о «злом» умысле, являлось убийство «скопщием». Обращает на себя внимание и чрезмерная тяжесть материального наказания. Анализ Салической правды позволяет выделить следующие виды преступлений и наказаний: 1. Преступления против личности, к которым относятся убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательство на честь, достоинство и свободу. 2. Преступления против собственности, среди которых особое внимание уделяется краже грабежу, поджогу и причинению вреда имуществу. 3. Преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство).4. Нарушение предписаний короля. Основным видом наказания, применявшимся к свободным людям, являлся штраф. Он делился на две части: одна шла потерпевшему или его ближайшим родственникам, а другая в размере ½ штрафа поступала в пользу государства в лице короля. Кроме того, во всех случаях, связанных в преступлениями против собственности, предусматривалось возвращение украденного, уплата стоимости уничтоженного и возмещение убытков. В случае наказания в виде объявления вне закона предусматривалась также конфискация имущества. Основной текст Салической правды не знает для свободных такого вида наказания, как смертная казнь, членовредительные и телесные наказания. Судебный процесс по Салической правде носит обвинительный характер, основными чертами которого являются: 1) осуществление гражданского и уголовного процесса в одинаковых формах; 2) возбуждение дела только по инициативе истца или пострадавшего; 3) равные права сторон и проведение процесса в виде спора (состязания) сторон; 4) строгое соблюдение установленных процессуальных форм (формализм). Начинался процесс с вызова в установленной форме и при свидетелях обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон каралась штрафом. Разбирательство начиналось с выслушивания обвинителя, который должен был облекать обвинения в строго установленную форму, позволяющую обвиняемому ответить только «да» или «нет». В случае положительного ответа обвиняемого суд тут же выносил решение. В противном случае судьи решали вопрос о порядке представления доказательств. Доказательством факта совершения преступления свободным человеком являлись задержание преступника на месте преступления, его собственное признание и свидетельские показания. Для того, чтобы снять с обвиняемого обвинение, Салическая правда предусматривала три вида доказательств: соприсяжничество, свидетельские показания и ордалии в форме испытания «котелком», упоминая при этом «другие законные способы» доказывания (Титул XLVI). Соприсяжничество, применялось для подтверждения присяги (клятвы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют. Соприсяжники – это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, - свидетели его «доброй славы». По Салической правде должно было быть 12 соприсяжников. Распространенным видом доказательств являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы – бога, который как бы указывал преступника. Чаще всего для этого использовались огонь, кипящая вода и железо. Салическая правда знает только один вид ордалий – испытание «котелком», т. е. при помощи кипящей воды. Основным средством получения признания при обвинении рабов являлись пытки. Если обвиняемый соглашался с приговором суда, то ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью к графу. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов обвиняемый вновь вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем в случае его неявки или отказа исполнить приговор обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решения король объявлял обвиняемого вне закона и тогда «сам виновный и все его имущество делались собственностью истца» (Титул LVI). *** Государства франков и англосаксов по своей форме были раннефеодальными монархиями, возникавшими в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждения племенной демократии. Рекомендуемая литература: Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1963. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. Савело К.Т. Раннефеодальная Англия. М., 1977. Салическая правда. М., 1950 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М., 1999. Тема. 6. ФЕОДАЛЬНОЕ (СРЕДНЕВЕКОВОЕ) ГОСУДАРСТВО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Феодальное государство Франции. Феодальное государство Англии. Феодальное государство Германии. ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ФРАНЦИИ 1. Сеньориальная монархия - IX – XIII вв. 2. Сословно-представительная монархия – XIV – XV вв. 3. Абсолютная монархия – XVI – XVIII вв. СЕНЬОРИАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ |