Главная страница

Консп. История государства и права зарубежных стран. Конспекты лекций (. Конспекты лекций тема введение предмет, методы и периодизация истории государства и права план


Скачать 172.56 Kb.
НазваниеКонспекты лекций тема введение предмет, методы и периодизация истории государства и права план
АнкорКонсп
Дата05.11.2022
Размер172.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория государства и права зарубежных стран. Конспекты лекций (.docx
ТипКонспект
#771001
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Древняя Греция не представляла единого централизованного государства и единого народа. Греками называют совокупность родственных племен, проживавших не только на Балканском полуострове, но и в других местах Средиземноморского бассейна (на западном побережье Малой Азии, на северном и южном побережье Черного моря, на северном побережье Африки, в Италии, Сицилии и Испании).

Рабовладельческое государство в греческом мире имело своеобразную форму полиса - города-государства.

Полис – это государство, состоявшее из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра.

Государственный строй в различных полисах был различен и подвергался частым изменениям. Это – демократия (демократическая республика), тирания, аристократия и олигархия. Известны многие греческие полисы: Милет, Эфес, Смирна, Фокея, Митилена, Коринф, Мегары и др.

Наиболее заметное влияние на судьбы других греческих государств оказали два греческих государства – Афины и Спарта. Афины – образец рабовладельческой демократии, одно из наиболее развитых государств Греции. Спарта – образец аристократии, одно из наиболее отсталых.

Периодизация истории Древней Греции. История Древней Греции делится на 3 этапа.

  1. Гомеровский период (XI – IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода.

  2. Архаический период (VIII – VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государства в форме полиса.

  3. Классический период (V – IV вв. до н. э.) – расцвет древнегреческого общества, полисного строя.

В IV в. до н. э. греческие полисы вступили в полосу кризиса, были завоеваны Александром Македонским, а затем вошли в состав Римского государства.

Право государств Древней Греции на ранних этапах своего развития по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов право имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Однако, впоследствии, оно достигло зрелости и совершенства.

ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА.

РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА

Возникновение Афинского государства. Возникновение Афинского государства - длительный процесс, завершившийся в VI в. до н. э. Начальным этапом его считают реформу легендарного героя –Тесея (время его жизни по традиции по традиции относят к XI в. до н. э.).

Реформы Тесея. По преданию он организовал объединение 4-х афинских племен (синойкизм) и ввел сословное деление свободного населения Афин. Синойкизм не упразднил родовой строй, но, уничтожая племенную рознь, способствовал его разложению. Что же касается сословного деления, то теперь все свободное населения Греции независимо от племенной принадлежности делилось на эвпатридов - благородных, родовую аристократию, геоморов – земледельцев и демиургов – ремесленников. Геоморы и демиурги составляли демос.

Реформы Солона и Клисфена. Следующим этапом образования государства в Афинах были реформы Солона и Клисфена.

Солон отменил задолженность бедняков эвпатридам, освободил попавших за долги в рабство, выкупил проданных за долги за границу.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда. Соответственно этим разрядам распределялись политические права (занятие общественных должностей) и обязанности (несение воинской и других повинностей). Кроме того, был создан судебный орган – Гелиэя, которая также стала играть важную роль в принятии законов, и новый орган управления – Совет четырехсот

Значение реформ Солона. Реформы Солона явились важным шагом по пути образования государства: в основу организации органов управления был положен не кровнородственный принцип, публичная власть уже не совпадает с населением, возвышается над ним и тем самым утверждается признак государства, отличающий его от родового устройства.

Реформы Клисфена. Завершающим этапом процесса образования государства в Афинах стали реформы Клисфена.

Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре племени и ввел территориальную организацию населения.Вместо Совета четырехсот, основанного на племенном делении, Клисфен создал Совет пятисот и еще один орган управления – коллегию 10 стратегов. Чтобы не допустить опасных посягательств на только что возникший строй, при Клисфене в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю со стороны кого-либо из граждан. Процедура решения этого вопроса получала название остракизма

Значение реформ Клисфена. Реформы Клисфена завершили длительный процесс образования государства в Афинах победой торговцев, ремесленников и крестьян – демоса – над родоплеменной аристократией. Это обусловило формирование в Афинах в VI в. до н. э. рабовладельческой демократической республики.

3. АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА: ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

После победы в греко-персидских войнах (492 – 449 гг. до н. э.) положение Афин в греческом мире значительно упрочилось. Они возглавили возникший в ходе войн морской союз греческих государств, стали бесконтрольно распоряжаться их финансами, вмешиваться в их внутренние дела, а со временем и распространили на них действие своего права, своих судов.

Господство Афин в морском союзе способствовало развитию экономики, культуры. Параллельно развивались процессы демократизации государственного строя.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Свободные граждане. Социальное положение свободных граждан отличалось большим разнообразием. Это и свободная беднота -ремесленники, земледельцы, другие мелкие производители, - и рабовладельцы, среди которых была землевладельческая аристократия и представители торгово-промышленных кругов - владельцы мастерских, рудников, судовладельцы, купцы, ростовщики и т.д.

Среди свободного населения различались полноправные граждане и ограниченные в правах метэки (иностранцы).

Полноправные граждане. Гражданское полноправие наступало в 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. Среди них наиболее важными правами гражданина были: 1) право участвовать в народном собрании; 2) правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность члена Совета пятисот, а также на судебные должности; 3) правом на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления гражданин мог быть подвергнут бесчестию, т.е. ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем: 1) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; 2) защищать полис от врагов с оружием в руках (военнообязанными считались граждане с 18 до 60 лет); 3) повиноваться законам и избранным властям; 4) принимать активное участие в общественной жизни; 5) почитать отеческих богов.

На богатых граждан и богатых метэков возлагались различные повинности в пользу государства, нередко сопряженные со значительными расходами – литургии.

Метэки. Метэки – это чужеземцы, проживавшие в Афинах и в Аттике более или менее продолжительное время. Метэки не пользовались правом гражданства: они не могли участвовать ни в народном собрании, ни в суде, не могли занимать государственные должности. Они не имели права приобретать недвижимость. Браки метэков с афинскими гражданами не считались законными. Каждый метэк должен был выбрать себе простата, который являлся посредником между ним и правительственными учреждениями. С метэков взималась особая подать – метэкион, они все повинности, кроме повинности по сооружению кораблей – триер и привлекались к военной службе.

К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники. Подобно метэкам они имели простата, каковым являлся их бывший хозяин, и платили те же особые сборы.

Рабы. Афинское общество было рабовладельческим. По некоторым данным число рабов превышало число свободных почти в 10 раз. Источниками рабства в Афинах были: военный плен, покупка за границей, рождение от рабов. Рабство за долги было отменено Солоном в начале VI в. до н. э. Рабский труд в Афинах широко применялся для домашних услуг, в сельском хозяйстве, в промышленности.

Различались рабы государственные и частных лиц. Из государственных рабов была составлена полицейская стража, вербовались тюремные служители и исполнители судебных приговоров, писцы. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

Рабы, принадлежащие частным лицам, составляли собственность своего господина; они был вещью, а не лицом. Они не молиг иметь собственности. За ущерб, причиненный здоровью раба, вознаграждение получал его господин. Он же отвечал за ущерб, причиненный его рабом третьим лицам.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта