Консп. История государства и права зарубежных стран. Конспекты лекций (. Конспекты лекций тема введение предмет, методы и периодизация истории государства и права план
Скачать 172.56 Kb.
|
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИсточники права. Древнейшими источниками права в Древней Греции являлся обычай. Законодательство в Спарте долгое время не получало заметного развития. В Афинах первые законы были изданы в 621 г. до н. э. архонтом Драконтом. Эти законы был, по-видимому, записью обычаев, получивших отражение в судебной практике. Обширное законодательство было осуществлено Солоном. Эти законы были записаны на 16 кирбах – выбеленных вращающихся досках. Они также не дошли до нас. В V – IV вв. до н. э. законы становятся главным источником права в Афинах. Законами считаются постановления Народных собраний, содержащие какие-либо общие положения. От них отличаются псефизмы, постановления по частным вопросам, которые касались каких-либо отдельных лиц, конкретных случаев и предметов. Законодательные акты греческих государств, в том числе Афин, в большинстве своем до нас не дошли. Из числа древнейших законодательных памятников полностью сохранились законы города Гортины – так называемые «гортинские законы» или «гортинская правда». Они относятся к V в. до н. э. и всесторонне регулируют жизнь одного из городов, расположенных на острове Крит. Право собственности. Несмотря на значительное развитие частной собственности, в Афинах в V – IV вв. до н. э. еще не сложилось представления о широких правах частного собственника. Нет даже термина, который обозначал бы эти права. Собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством. В Афинском праве были известны права на чужие вещи. Так, например, земледелец, который не обнаруживал воду на принадлежавшем ему участке земли после прорытия колодца глубиной не меньше 20 м, имел право на пользование водой у соседа два раза в день и в определенном количестве. В Спарте долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась. Тем не менее, общинная земля была разделена на наделы, которые нельзя было дробить и отчуждать. Договорные обязательства. В зависимости от источников (договора и деликты) различалось обязательства вольные и невольные. Основанием для договорного обязательства могло послужить всякое соглашение любого содержания. Никакой обязательной формы для действительности договоров не существовало. Однако в целях облегчения доказательств сделки, чаще всего прибегали к письменной форме.До реформ Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала. Позже в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступали задаток, залог и поручительство. Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило широкое распространение в Древней Греции. Движимые вещи в случае их залога передавались во владение кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал заложенные вещи для удовлетворения своих требований. Что касается залога недвижимости, то здесь издавна практиковалась так называемая hypoteka (ипотека), т. е. залог земли с оставлением ее во владении должника и с предоставлением кредитору права распоряжаться землей в случае неуплаты долга в срок. Должник продолжал владеть и пользоваться землей, но не имел права продать ее третьему лицу. Институт ипотеки, возникший в Греции и нашедший себе применение в греческих городах Южной Италии и в греческих провинциях Рима, оказал заметное влияние на римское право. Афинское право регламентировало различные виды договоров. Договор купли-продажи. Договор заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости - поле, сад, дом. Необходимым условием купли-продажи признавалась цена, которая могла быть выражена не только в деньгах, но и в каких-либо продуктах. Обязанность покупателя состояла, таким образом в уплате обусловленной цены. Продавец же обязан был передать вещь со всеми ее принадлежностями покупателю и гарантировать последнего против всякого изъятия вещи третьим лицом (эвикции). Известно, что существовал закон, предусматривающий ответственность продавца в случае продажи больного раба и дающий покупателю право требовать в этом случае расторжения сделки в короткий срок (годичный при эпилепсии и шестимесячный при других болезнях). Кроме договора купли-продажи известны были договоры найма, ссуда, личный наем, подряд, договор займа и др. Договор найма. Договор имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи. В наем отдавали скот, рабов, суда, земли, дома. Особенно распространенной была аренда домов в Афинах, тем более что метэки, как правило, не имели права приобретать дома в собственность и вынуждены были жить в помещениях, взятых в наем. Встречаются также договоры, обусловливающие наем всего имущества или его части. Договор товарищества. В Афинах были широко распространены различного рода объединения граждан, заключавших между собой договоры товарищества. Договор товарищества, как правило, оформлялся в письменном акте. По нему участники делали вклады для образования общего имущества товарищества. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки, причиненные умышленным или небрежным ведением дела. Товарищества в Афинах пользовались правом приобретать через своих представителей недвижимости и прочее имущество. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно условиям договора, а при отсутствии таких условий - пропорционально ценности их вкладов. Особо важную роль в хозяйственной жизни Афин играли многочисленные торговые товарищества (корабельные, банковские и др.). Семейное право. В Афинах вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастье и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению культа предков. Афинская семья – моногамная, хотя в действительности муж мог иметь помимо жены еще и рабынь, но связь мужчины с другими женщинами, помимо жены, не порождала никаких юридических последствий. В браке женщина занимала подчиненное положение, была зависима от мужа. Так, развод для мужчины был свободным, муж мог в любое время отослать жену из своего дома, вернув ей приданое. Никаких формальностей при этом не требовалось. При разводе по желанию жены, жена должна была обратиться к архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода. Родительская власть отца первоначально была очень широка: отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. Однако с течением времени отцовская власть значительно уменьшилась. В V в. до н. э. в Афинах отец имел право отречься от ребенка в первые дни его рождения, если не считал его своим. Он мог отречься от сына и лишить его наследства, если сын плохо относился к нему. Отец мог выдать свою дочь замуж по своему желанию и даже мог указать в завещании, за кого она должна выйти замуж. Дети должны были оказывать почтение и повиновение своим родителям.. Сын должен был содержать родителей, впавших в бедность. Неисполнение этих обязанностей могло вызвать обвинение сына перед судом в дурном обращении с родителями. В Спарте существовал парный брак, и, в качестве пережитка – групповой. Так, несколько братьев могли иметь одну общую жену; не считалось предосудительным предоставлять свою жену постороннему мужчине, от которого могли ждать хорошее потомство и т.п. Женщины в спартанском обществе, обладая самостоятельно имущественными правами, занимали сравнительно высокой положение. С развитием имущественного неравенства они стали приобретать большие богатства и оказывать известное влияние на ход государственных дел. Почетное положение женщины объясняется главным образом остатками матриархата в Спарте. Воспитание женщин в Спарте преследовало те же цели укрепления тела и выработки дисциплины, что и воспитание юношей. Девушки обязаны были заниматься гимнастикой вместе с юношами. Наследственное право. Если умерший не оставлял завещания, наступало наследование по закону, порядок которого был следующим. Наследовали в первую очередь сыновья умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Она могла рассчитывать лишь на получение приданого от своего брата при выходе замуж. Между сыновьями наследство делилось поровну. Дети внебрачные прав на наследование имущества отца не имели; закон разрешал завещать им не более 1 000 драхм. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники умершего, в первую очередь братья и племянники (при их отсутствии - сестры и племянницы), во вторую очередь – дяди, двоюродные браться и их дети и т.д. Наследование по завещанию появляется в Афинах, начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. По законам Солона завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Кроме того, не могли завещать несовершеннолетние и женщины. Преступления и наказания. В вопросах о преступлениях и наказаниях Афинское право сохраняло немало пережитков первобытнообщинного строя. Это сказывалось в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не органы государства. Считалась допустимой сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении за убийство. При отсутствии ближайших родственников это вознаграждение получали 10 членов той фратрии, к которой принадлежал убитый. Убийца мог также избегнуть наказания, добровольно удалившись в изгнание. Виды преступлений. Большое место в карательной политике Афин занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др. Из преступлений против личности кроме убийства были предусмотрены нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление и т.д. Преступления против собственности: кражах наказание было различно в зависимости от того, был ли вор застигнут на месте кражи или нет. Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора в этом случае можно было даже убить. Виды наказаний. В Афинах практиковались следующие наказания. При наиболее серьезных преступлениях, таких, как умышленное убийство, государственная измена, безбожие назначалась смертная казнь, причем осужденному предоставлялось привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда для этой же цели ему на выбор предоставлялись меч и веревка. Профессиональных разбойников и грабителей продавали в рабство. В отношении рабов применялись телесные наказания. Обычным наказанием свободных были штрафы и конфискация. Лишение свободы применялось лишь как мера пресечения в целях предупреждения побега. Широко применялось в качестве наказания бесчестье - атимия, состоящее обычно в лишении некоторых политических прав и сопровождавшееся в ряде случаев конфискацией имущества. Иногда атимия означала полное лишение прав, в том числе права обращаться с жалобой в суд. В Спарте нормы уголовного права ограничивались указанием на наказуемость тех или иных деяний. Определение размера наказаний всецело было предоставлено усмотрению судей, что открывало широкий простор для произвола. В качестве наказания практиковались денежные штрафы, изгнание, лишение прав (атимия), смертная казнь (низвержение в пропасть со скалы, удушение). Атимии, в частности, подвергали граждан, проявивших на войне трусость, бежавших с поля сражения или сдавшихся в плен. Судопроизводство. Начинать судебные дела могли лишь полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи. За метэка – его простат, за раба – господин. В Афинах разделялись 2 рода судебных дел: dike (дике) и graphe (графе). Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Начавший процесс мог его прекратить, не доведя дело до вынесения постановления. Процесс graphe начинался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, были затронуты его личные интересы или нет. Начавший процесс «графе» должен был довести дело до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм. Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самым обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день и час в суд, точнее, к тому должностному лицу, который должен дать направление делу. При неявке дело слушалось заочно. Должностное лицо, получившее жалобу, само производило расследование дела. При этом обвиняемому (или ответчику) принадлежало право представить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. С рассмотрения этих возражений, если они поступали, и начиналось расследование. Стороны представляли все необходимые по делу доказательства: документы, свидетелей и прочее, скрепляя свои утверждения клятвами. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные, но и рабы. Однако, рабы, как правило, допрашивались лишь под пытками (битье батогами, подвешивание на лестнице, заливание носа уксусом и пр.), которые происходили в присутствии сторон. Женщины и несовершеннолетние не могли давать свидетельских показаний. По окончании предварительного рассмотрения происходило судебное заседание, на котором секретарь оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Судебное заседание заканчивалось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускались апелляции к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали. Правосудие в Спарте имело некоторые особенности. Илотов там убивали без всякого суда и следствия. К периэкам также широко применяли внесудебную расправу. Судебными полномочиями обладали герусия, эфоры, отчасти цари и народные собрания. Герусия разбирала уголовные дела, в том числе дела о государственных преступлениях; эфоры рассматривали гражданские дела; царь – дела о наследстве, о выдаче замуж девиц-наследниц и споры о пользовании дорогами; они же председательствовали в высших судах во время походов. Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМАПлан: Общая характеристика и периодизация истории государства и права Древнего Рима. Образование Римского государства. Царский период. Римская республика. Общественный и государственный строй. Римская империя. Общественный и государственный строй. Основные черты права Древнего Рима. Законы XII таблиц. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА Римское государство, превратившееся из небольшой городской общины в мировую империю и просуществовавшее 12 веков, было последним образцом рабовладельческого типа государства. В отличие от греческих полисов Рим превратился в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Формы этого государства более чем за тысячелетнюю историю претерпели изменения, поскольку республиканский строй был сменен своеобразной формой монархии в виде цезаризма. Блестящую по своей форме оценку исторической роли государства и права Древнего Рима дал в своей работе «Дух римского права на различных ступенях его развития» немецкий профессор Рудольф Иеринг «Рим три раза диктовал миру свою волю, три раза создавал единство народов. Первый раз это единство получило свое выражение в Римском государстве, второй раз – в Римско-католической церкви, третий раз в результате рецепции – в праве». В Риме еще в большей степени, чем в Афинах был развит культ права. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Именно в римском обществе была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственного правового образования. Классическое римское право – это вершина в истории права античности и древнего права в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которой на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить, оно приобрело, в известной мере, вневременной, внеисторический характер. В истории римского государства различают три основных периода: Царский период – от основания города Рима в 753 г. до н. э. до 509 г до н. э. Республиканский период - 509 – 27 гг. до н. э. Период империи (период монархии) – 27 г. до н.э. 0 476 г. н.э. Этот период распадается на два периода: принципат (27 г. до н. э. – 284 г. н. э.) и доминат (284 – 476 гг. н. э.). В 476 г. пала Западная Римская империя. Восточная Римская империя – Византия, прекратила свое существование в 1453 г. |