Консп. История государства и права зарубежных стран. Конспекты лекций (. Конспекты лекций тема введение предмет, методы и периодизация истории государства и права план
Скачать 172.56 Kb.
|
3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙВ истории Древней Индии выделяют следующие основные периоды: 1) разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческих государств (вт. пол. II тыс. до н. э.); 2) рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (II тыс. до н. э. – IV в. до н. э.); 3) централизованное государство Маурьев (IV – II вв. до н. э.); 4) кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в до н. э. – IV в. до н. э.). ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙСвоеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны, представляли собой замкнутые социальные группы, неравные по своему правовому положению и тем привилегиям, которыми наделялись их члены. Позже варны претерпели некоторые качественные изменения и превратились в крайне замкнутые формы – касты, а различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации. В священных книгах древних индийцев повествуется главным образом о четырех варнах. В законах Ману говорится о варне жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и о варне угнетенных и почти бесправных батраков (шудры). Деление на варны предопределялось, главным образом, родом занятий и, отчасти, имущественным положением и принадлежностью к ариям1 и неариям. Руководство обществом признавалось за брахманами и кшатриями, составлявшими группы наиболее «благородных». Рабы. В законах Ману упоминается и о нескольких разрядах рабов. Основными источниками рабства в Древней Индии были: а) военный плен; б) рождение от рабов; в) продажа свободных в рабство за долги; г) обращение свободного в рабство за совершенное преступление. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙВ Индии эпохи рабовладения формы правления были различными. Наряду с монархическими формами правления в ряде индийских государств существовали республики. Своеобразие рабовладельческих государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и др.). Царь (раджа или магараджа), считался, по учению брахманов, представителем бога на земле. У царя в Индии эпохи Маурьев были широкие полномочия: назначение и увольнение высших и низших должностных лиц, строительство крепостей, оросительных систем, дорог, портов и т. д., командование армией. Царям принадлежали и законодательные функции, но они были ограничены религиозными предписаниями. Цари осуществляли судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками. Таким образом, царь в Индии не обладал безграничной властью. На его деятельность влияли брахманы.. Важным органом в эпоху Маурьев был паришад, состоявший из брахманов и рабовладельческой аристократии, который давал царю советы по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В государственном аппарате эпохи Маурьев чиновники четко делились на две группы – чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое положение занимали: главный советник и жрец царя (пурохита), командующий армией (сенапати), высший сановник по судебным делам (охармадъякша) и др. Центральный аппарат управления в Индии, как и в других странах Древнего Востока, разделялся на три ведомства: военное, финансовое и общественных работ. Местное управление в Индии было очень сложным, так как наряду с чиновниками, назначаемыми центральными ведомствами, действовали и выборные чиновники в общинах. В государстве Маурьев выделялись области, находившиеся под управлениям и контролем царя, и провинции, обладавшие некоторой автономией, где управление принадлежало представителям рабовладельческой аристократии или родственникам царя. Провинции, как правило, делились на округа, а округа – на районы (вишайе). Низшей территориальной единицей было община (гана). ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВАПраво Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем его теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборниках религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (в русском переводе – законы Ману), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.п. ЗАКОНЫ МАНУ Общая характеристика. Законы Ману составлены между II в. до н. э. и II в. н. э. (точное время до сих пор не установлено)2. Источником Законов Ману стали более ранние «руководства к закону» (дхармасутра), Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII,VIII и X главах, но и здесь он переплетается с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него системы варн Каждая варна руководствовалась своей дхармой, т. е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия. Право собственности. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений, в индийском обществе получила значительное распространение частная собственность. Объектом частной собственности были рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространения, но Законы Ману свидетельствуют об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений. В ст. 115 гл. X перечисляются семь законных способов приобретения имущества: «Существуют семь законных способов приобретения собственности: наследование, получение в дар, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей». Первые три способа были доступны для всех каст, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, а седьмой рассматривался как исключительно привилегия брахманов. Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности, мог истребовать ее от любого владельца. Но, если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течение десяти лет, то оно лишался права получить эту вещь обратно (ст. 147, гл. VIII). Обязательственное право. В Законах Ману помимо многочисленных статей, регламентирующих отдельные сделки: куплю-продажу, заем, дарение, перевозку и др. содержались некоторые общие положения о договоре. Так, «договор, заключенный пьяным или безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком или глубоким стариком, или не уполномоченным (лицом) недействителен» (ст. 163 гл. VII). Дхармашастры Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступлении в договор. Отсюда, соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным (ст. 165, гл. VIII). Несмотря на выше сказанное, индийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. По общему правилу, если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, он отвечал перед кредитором своей личностью: обязан был отработать долг (ст. 177, гл. VIII). Семейно-брачное и наследственное право. В статьях, посвященных браку и семье, встречается много противоречивых положений. В некоторых из них видны пережитки матриархата, но в подавляющем большинстве норм закрепляется патриархальный уклад семьи. Семейное имущество находилось в полном распоряжении главы семьи. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. Согласно ст. 299 гл. VIII «жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». В патриархальной семье женщина занимала приниженное положение. Неоднократно также подчеркивалось, что призвание женщины – это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.). В семейном праве Древней Индии последовательно проводился кастовый принцип. Смешанные браки запрещались или ограничивались. Представители высших варн первый брак должны были заключать с женщиной своей варны. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считающихся отверженными. В Законах Ману упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делились поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные браться жили при нем, как при отце. Сестры не принимали участие в дележе наследства, но им выделялось приданое. Преступления и наказания. В древнеиндийском праве, как и в Законах Хаммурапи, уголовно-правовые нормы еще не выделились из общей массы правовых запретов. В дхармашастрах Ману нет специальных статей, карающих за действия, направленные против царя или государственных властей. Говорится лишь о том, что «тех, которые врываются в (царскую) кладовую, арсенал или храм, и тех, которые крадут слонов, лошадей или колесницы, он должен казнить без промедления». Ст. 289 предусматривает изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. Сурово каралось посягательство на частную собственность – повреждение и присвоение чужого имущества. Проводилось различие между грабежом (присвоением чужой вещи в присутствии собственника с применением насилия) и кражей (ст. 332. гл. 8) Кража в дхармашастрах толкуется весьма широко. Так, привязывающий чужую лошадь или повозку рассматривается как вор (ст. 342 гл. 8). Игра в кости и битье об заклад тоже считаются кражей. В дхармашастрах Ману упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление, а также против семейных устоев: разговор с чужой женой в уединенном месте, изнасилование и т.д., причем в этих статьях большое значение придается кастовым различиям. Тяжесть наказания была связана с кастовой принадлежностью потерпевшего и преступника. Наиболее тяжким преступлением в Древней Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений». Карательные меры, упомянутые в дхармашастрах Ману, весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев ног, клеймение, разрезание бритвами, обращение в рабство и др. В Законах не дан перечень применяющихся в государстве наказаний, но откровенно говорится об их назначении. Законы отмечают, что «если наказание налагается надлежащим образом, после (должного) соображения, оно делает народ счастливым; но наложенное без соображения, оно губит все» (ст. 17 гл. 3). Судебный процесс. Правосудие высоко ценилось древними индийцами: «Единственный друг, который сопровождает людей даже посмертно есть правосудие; ибо все другое погибает вместе с телом» (ст. 17. Гл. 8). Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. По Законам Ману осуществлял правосудие сам царь и брахманы –Законы Ману выделяли 18 видов дел, которые решал царь. Среди них – неуплата долгов, залог и заклад, продажа чужого, дела между членами компании, клевета, кража, разбой и насилие, прелюбодеяние др. Таким образом, мы видим, что в судопроизводстве Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Если царь не разбирал дела лично, тогда он должен был назначить для их рассмотрения ученого брахмана. При разборе дел и вынесения решения суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой скрывался классовый и кастовый подход. Женщины могли давать показания только относительно женщин о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». В эпоху Маурьев наряду с состязательным процессом получает распространение и розыскной (инквизиционный). Император и другие чиновники могли издавать приказы о задержании наиболее опасных, с их точки зрения, преступников и о предании их царскому суду. 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНАДревний Вавилон – одно из государств, существовавших в южной части долины между реками Тигр и Ефврат – в Двуречье. Эта территория неоднократно подвергалась вторжению различных народов. В начале III тыс. до н. э. здесь возникли первые города-государства, которые вели между собой бесконечные войны. Наиболее известными были Эриду, Ур, Ларса, Лагаш, Киш, Умма и др. Во II тыс. до н. э. происходит возвышение Вавилона. Особо высокого положения он достигает при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Обширное и могущественное древневавилонское государство просуществовало до конца XVI в. до н. э. В конце VII в. до н. э. происходит новое временное возвышение Вавилона (Нововавилонское царство). В 539 г. до н. э. оно было завоевано персами. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙОсобенностями древневавилонского общества являлись: 1. превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. 2. Другой особенностью общества являлось сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором строительства ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации.3. Социальная структура общества была сложной. Наиболее четкие социальные границы проводились между рабами и рабовладельцами. 4. Необходимо помнить о патриархальном характере рабства т.е. - рабский труд не был преобладающим ни в одном из отраслей производства Он был лишь одним из типов принудительного труда. Рабы имели ряд личных и имущественных прав: могли вступать в брак со свободными женщинами, создавать свой дом, приобретать движимое имущество и др. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. 5. Помимо основного деления населения на свободных и рабов существовало деление свободных на две группы – «авилум» («муж», «человек») и «мушкенум» (склоняющийся ниц»). Мушкенумы были лицами более низкого социального статуса. Их зависимость определялась тем, что они не были потомками «своих» и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами владели общинной землей. И те и другие могли быть богатыми или бедными, иметь и не иметь рабов. Различия между ними особенно ярко проявлялись в нормах, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей. Самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения составляли общинники-земледельцы, ведущие самостоятельное мелкое хозяйство. В источниках упоминаются также тамкары- ростовщики, кредиторы, люди связанные с торговлей, и ремесленники. Жречество в Вавилоне не сложилось в оформленное сословие. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В Древнем Вавилоне сложилась одна из разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался формально неограниченными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивались обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, вознаграждение ремесленникам, врачам, строителям. Однако власть царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью. Некоторые города (Ниппур, Вавилон и Сиппар) имели особый юридический статус, могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы. Управление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничий аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ним. Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие царским хозяйством, одновременно были высшими должностными лицами государства. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца (нубанда). Водным хозяйством ведал особый чиновник – «управитель рек». Существовал многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и др. Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников – шакканаккум, ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин – рабианум. Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не было отделена от административной. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВАВ государствах Двуречья основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя. Первые царские надписи не были законами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о победах царей, об их благодеяниях. Непременной чертой таких законов было утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных. К числу таких законов относятся и Законы царя Хаммурапи.ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ Общая характеристика. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) являются важнейшим памятником древневавилонского права. Текст законов был высечен на базальтовой стеле, в верхней части которой был изображен бог солнца Шамаш, вручающий текст этих законов коленопреклоненному Хаммурапи. Такой рисунок как бы символизировал собой божественное происхождение царского законодательства. Во введении заключении к сборнику законов сам Хаммурапи стремился представить их как наделенные сверхъестественной силой, справедливые и неизменные. Столб был выставлен на всеобщее обозрение, чтобы напоминать о том, что никто не может отговариваться незнанием права. Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного нам законодательства более раннего периода (древнешумерские законы, законы Эшнунны и т.п.). В Законах Хаммурапи не было еще разделения правовых предписаний на отдельные статьи, но уже первый их переводчик, французский ученый В. Шейл, для удобства пользования сборником расчленил текст на 282 статьи. В сборнике законов можно видеть известную группировку правовых норм. Так, ст. ст. 1 – 5 содержат положения процессуального характера, ст. ст. 6 – 126 посвящены регулированию имущественных отношений, ст. ст. 127 – 195 относятся к семейному и наследственному праву, ст. ст. 196 – 214 предусматривают защиту личности, ст. ст. 215 – 282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Но такое деление условно, оно не фиксировано самим законодателем, а поэтому и сам сборник нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематизированным и четким расположением правовых норм по отраслям права (гражданское, уголовное и т. д.) Право собственности и обязательственное право. Субъектами собственности было все свободное население Вавилона. Рабы также имели дом и движимое имущество. Наряду с другими объектами собственности – скотом, орудиями труда, недвижимость, ими были также рабы. Хозяин мог распоряжаться ими: продавать, дарить, передавать по наследству. Кража и даже укрывательство чужих рабов карались смертной казнь. (ст. 15 и др.) беглого раба надлежало вернуть собственнику. Законы Хаммурапи (ст. 8 – 11) устанавливали, что собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь. При этом он должен был представить свидетелей, которые подтверждали его право собственности. В этом случае человек, у которого обнаружена вещь, считался вором и мог снять с себя такое обвинение, лишь указав на продавца и на свидетелей, в присутствии которых он купил данную вещь. Тогда вором автоматически признавался продавец вещи. Обязательственное право. По законам Хаммурапи обязательства возникают из договоров и причинения вреда. Обязательства из причинения вреда. Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков. Пример:– «Если человек поленится укрепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил» (ст. 53). В данном случае обязательство состоит в «возмещении хлеба» и возникает из причинения ущерба – «затопления водой возделанной земли общины вследствие небрежности хозяина плотины». Обязательства из договора. Широкое распространение в вавилонском обществе в связи с развитием товарно-денежных отношений и ростовщичества получил договор займа. Этот договор предусматривал, как правило, не только обязанность должника вернуть долг в срок, но и уплату процентов (в соответствии с законами с должника взималось в ряде случаев до 33, 5% от суммы долга). При таких тяжелых условиях займа в Вавилоне стало обычным явлением, когда несостоятельный должник отдавал в кабалу кредитору членов своей семьи. Хаммурапи был вынужден в своих законах несколько ограничить злоупотребления кредиторов, поскольку волнения бедноты и закабаление значительного числа свободных людей подрывали устойчивость самой государственной власти. Так, долговая кабала ограничивалась тремя годами (ст. 117), а самовольное изъятие кредитором предмета долга влекло для него потерю претензий к должнику (ст. 113). Регулируя договорные отношения между крупными торговцами – тамкарами и торговыми агентами – шамаллум, законодатель всецело стоял на стороне экономически более сильной стороны. Ст. 102: «Если тамкар ссудит шамаллума серебром беспроцентно, а тот потерпит убыток там, куда отправился, то он должен вернуть тамкару основную сумму». Лишь небольшое число статей законов Хаммурапи было посвящено широко распространенным в Вавилоне договорам купли-продажи. Эти статьи были призваны обеспечить стабильность торгового оборота, гарантировать интересы покупателя. Так, закон устанавливал месячный срок, в течение которого покупатель раба мог предъявить претензии продавцу. Если в течение этого срока выяснялось, что раб болен падучей болезнью, покупатель мог получить назад уплаченное им серебро (ст. 278). В договоре хранения на первом месте стояли интересы собственника. Хранитель нес ответственность за сохранность хлеба, серебра и других вещей. Пропавшее имущество, даже если кладовая подверглась взлому, должно было быть возмещено собственнику в двойном размере: «Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение» (ст. 122). Многие статьи законов были посвящены договору найма имущества, в частности – аренды земли. Как правило, договор аренды заключался на один-два года. Не возделывавшаяся ранее земля, а также земля для разведения сада сдавалась в аренду на более длительный срок. Арендатор должен был платить арендную плату или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая (до 2\3). Он обязан был также вернуть землю в обработанном, распаханном виде (ст. 42). Если арендатор вносил плату сразу же после получения земли, а наводнение уносило жатву, убыток падал на него (ст. 45). Ряд статей сборника был посвящен договору личного найма, хотя в условиях рабовладельческого общества он не мог получить широкого распространения. В Древнем Вавилоне по найму использовались главным образом работники, имеющие навыки и умения. Так, упоминаются землекопы, портные, камнерезы, кузнецы, плотники (ст. ст. 257, 258, 274 и др.). Характерно, что найм чужого раба в древневавилонском обществе рассматривался не как найм рабочей силы, а как найм имущества. Плата в таком случае поступала не рабу, а его хозяину. Условия и порядок заключения договоров. При продаже земли, рабов, животных и других важных вещей составлялся письменный документ в виде глиняной таблички. В нем указывался объект купли-продажи, цена, а также другие условия договора. В их число нередко входило обязательство продавца принять на себя ответственность в случае предъявления к покупателю иска об отчуждении вещи со стороны третьих лиц (ст. 9). Семейное (брачное) право Значительная часть статей законов Хаммурапи (около 70) регулировали брачно-семейные отношения. Патриархальная семья означала определенную общность семейного имущества, совместное участие в хозяйственной деятельности. Характерно, что власть главы семьи в значительной мере выступала как власть распорядителя рабочей силы членов семьи. Поскольку брак порождал сложный комплекс имущественных отношений, для его заключения требовалось составление письменного договора: «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату, которая в какой-то мере должна была компенсировать семье невесты потерю рабочих рук. Часть этой платы вносилась в качестве задатка (брачного дара) для скрепления обусловленного соглашения о заключении брака. Если жених отказывался от невесты, он терял брачный дар (ст. 159). Если отец девушки отказывается выдать ее замуж, он возвращал брачный дар в двойном размере (ст. 160). Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, но имело особый правовой режим. В ряде случаев после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью, передано ее детям или, в случае развода. Возвращено жене с дополнением приданого (ст. 138). Одну из целей брака законодатель видел в детях. Муж мог отвергнуть жену, не давшую ему потомства. Ему предоставлялось также право, не расторгая брачных уз, брать наложницу. У жены в этом случае была лишь возможность выбрать ее из собственных рабынь (ст. 145). Наследственное право. В Древнем Вавилоне наследование осуществлялось, в основном, по закону. Имущество отца и матери переходило к их сыновьям поровну. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства. Если официального признания не было, они получали лишь свободу. Жена после смерти мужа получала свое приданое, а также особую вдовью долю или же равную с сыновьями наследственную долю. Наряду с наследованием по закону появились и зачатки наследования по завещанию (ст. 165). Преступления и наказания. В Законах Хаммурапи определения понятий преступление и наказания, не выделены уголовно-правовые нормы как особенно значимые для государства. В сборнике законов отсутствует статья, где говорилось бы о лицах, совершающих преступления против царской власти, религии, жреческой верхушки. Выдача таких преступников царским властям, по-видимому, была обязательной. Косвенно об этом свидетельствует ст.109. Из преступлений, непосредственно направленных против установленного порядка осуществления государственной власти, в Законах Хаммурапи упоминается лишь изменение судьей (очевидно за взятку) ранее вынесенного им приговора (ст.5). Широко представлены в Законах статьи, карающие преступления против частной собственности. Это, прежде всего, разнообразные казуистически сформулированные статьи о кражах имущества (особенно энергично защищалось имущество дворца, храмов, мушкенумов), об укрывательстве рабов, о грабежах и т.д. Целый ряд статей устанавливал наказания за действия, посягающие на жизнь и здоровье свободного человека. В числе таких преступлений мы видим убийство мужа женой, убийство в драке и т. п. (общей нормы об умышленном убийстве Законы Хаммурапи не содержали), многочисленные виды телесных повреждений, ложные обвинения в убийстве, в чародействе, в супружеской измене, которые могли повлечь для обвиненного смертную казнь. Энергично карал законодатель нарушения, сложившихся в древневавилонском обществе форм семейных отношений. Так, преступлением считалось кровосмешение, изнасилование, супружеская измена, похищение и подмена детей и т.п. (ст.ст.6, 1, 2 и др.). В Законах Хаммурапи не было общих положений, устанавливающих единые принципы уголовно-правовой ответственности. Более того, закон устанавливал за одно и то же преступление разные виды наказания для лиц, принадлежащих к различных классам и социальным группам. Законы допускали также применение наказания к заведомо невиновным лицам (так называемое объективное вменение)3. Например, сын строителя дома подлежал смерти, если дом, построенный его отцом, оказывался непрочным, обваливался и при этом погибал сын домовладельца (ст.229). Законы Хаммурапи предусматривали различные виды наказаний, в которых нередко отражались представления о возмездии, унаследованные по традиции от доклассового общества. Так, в отдельных случаях, допускался самосуд (вор, крадущий при пожаре, мог быть брошен в огонь), сохранялось такое наказание, как изгнание из общины (ст. ст. 21, 22.). Но, в целом, наказания, в том числе и смертная казнь, грозящая по законам более чем в 30 случаях, отражали в себе классовую и карательную политику рабовладельческого государства. Смертная казнь предусматривалась в разнообразных и устрашающих видах: сожжение, утопление, сажание на кол, закапыванье живьем и т.д. Часто применялись в Вавилоне членовредительные наказания: отсечение языка. Руки, пальцев руки, отрезание уха, повреждение глаза и т. д. Многие статьи законов, устанавливающие членовредительные наказания, исторически выросли из обычаев, из принципа талиона. Например, ст.200 гласит: «Если человек выбьем зуб человека равного себе, то должно выбить его зуб». Ст. 196. «Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз». Углубление социального и имущественного неравенства в вавилонском обществе влекло за собой сужение действия принципа талиона. Талион заменялся композицией, т. е. за причиненное повреждение уплачивалось лишь денежное вознаграждение. Судебный процесс (судопроизводство). По Законам Хаммурапи судебные дела возбуждались по инициативе частных лиц, а не органов государства. Дело начиналось с обращения истца (жалобщика, потерпевшего или родственника убитого) к судье. Стороны в процессе должны были сами вести свое дело, как бы состязаясь перед судьей. Обычно процесс проходил следующим образом. Писец докладывал суду заявление истца, затем ответчика. После этого судья знакомился с вещественными доказательствами, если они предоставлялись по делу, и заслушивал объяснения сторон и свидетелей. По ряду дел согласно закону стороны могли ссылаться только на письменные документы (например, для доказательства брачного договора или договора дарения). Некоторые виды судебных доказательства были результатом прямого влияния религии. Так, по некоторым статьям законов в качестве непременного элемента судебной процедуры предусматривались клятвы или испытания обвиняемого водой: он должен был броситься в реку. Результаты таких чисто символических «доказательств» определяли исход судебного процесса, поскольку считалось, что они выявляют «волю божью», а бог не может быть на стороне виновного или неправого (ст.2) Судебное дело заканчивалось вынесением судебного решения, которое записывалось на специальной глиняной таблетке и скреплялось печатью. С хотадайством о помиловании или о пересмотре решения суда можно было обращаться только к царю. 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включающий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIII – XI в. до н. э.) 2) период Чжоу (XI – III до н. э.); 3) период Цинь (221- 207 гг. до н. э.) и Хань (III в. до н. э.- III в. н. э.). Особенностью китайского государства было то, что его территория складывалась в ходе военных захватов. По выражению древнего историка Китай «постепенно поедал чужую территорию как шелковый червь ест листья». ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ Во времена Позднего Шан из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка (правитель, его родственники и приближенные, жрецы, чиновники, знать подчиненных племен). В этот период, а также в период Чжоу важную роль в среде рабовладельцев играли родственные связи. Была создана иерархическая система социальных слоев – рангов, что находило внешнее выражение в элементах материальной культуры. Каждому рангу соответствовала определенная одежда и украшения. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и жалованье. В IV в. до н. э. было введено новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивались уже не в связи с аристократическим положением, а за заслуги перед правителем. В среде наследственной аристократии появляется служилая прослойка из людей незнатного происхождения (богатых ремесленников и торговцев). Всего было 20 рангов знатности. С III в. до н. э. официально разрешалась их покупка. Состав эксплуатируемой части населения была очень пестрым. Его составляли работники, частично или полностью лишенные собственности на землю и другие средства производства, арендаторы, свободные безземельные и малоземельные крестьяне, рабы. Источники рабства были различны: военный плен, обращение в рабство преступников, долги. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с женами и детьми, бездомные бродяги и др. Сфера применения рабского труда была довольно обширной: в домашнем труде, в земледелии, в казенном ремесле, особенно горных промыслах по добыче и обработке меди и железа. Во I в. до н. э. из рабов было создано войско, называвшееся «броском кабана». Первоначально рабы рассматривались как государственная, коллективная собственность, передававшаяся во владение. В период Чжоу появляется, а затем и широко распространяется частное рабовладение. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В рабовладельческом Китае на всем протяжении его истории существовала монархическая форма правления. Существовал культ обожествляемой власти императора, - «сына неба», выражавшийся в запрещении произносить и писать имя царствующего правителя, аналогично запрещению произносить имя египетского фараона. Император (ван) обладал всей полнотой военной и законодательной власти, а также высшей судебной властью. Он производил назначения на высшие должности. Основными ведомствами императорского управления были финансовое, военное, контрольное, а также ведомство церемоний, императорского двора и дворцовой стражи. Наиболее могущественные из высших чинов носили название гуны. Потребность большого числа грамотных чиновников привела к созданию прослойки специально подготовленных людей, названной сословием ши (ученый-чиновник). В силу традиций и сложившихся моральных правил у чиновников имелось право и возможность критиковать императора и нерадивых гунов. Бывало и так, что чиновник, написав обличительный доклад, спокойно готовился к смерти и нередко бывал казнен. Характеризуя местное управление, следует учитывать, что в эпоху Шань и Чжоу государство представляло собой совокупность большого количество владений со своими вождями-правителями, подчинявшимися верховной власти вана. Историческая традиция называет их чжухоу. Чжухоу должны были регулярно прибывать ко двору вана, выполнять его приказы, связанные с самыми различными сторонами военной и хозяйственной жизни, присылать дань. В случае необходимости они могли рассчитывать на военную помощь вана. С середины IV в. до н. э. была проведена административная реформа, согласно которой территория царства была разделена на 41 уезд, которые подразделялись на более мелкие единицы. Самыми низшими звеньями были связанные круговой порукой объединения пяти и десяти семей. Такой же принцип административного деления был проведен и в империи Цинь. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом (Шан, Ранний Чжоу) - в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определявшие отношения членов китайского общества к правителю – вану и внутрисемейные отношения. В это время правовые нормы еще не выделились из общей массы религиозно-этических норм. В VI в. до н. э. создает свое учение великий философ Конфуций4, авторитет которого пережил века. Основная философская идея конфуцианства – идея гармонии как главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире и, следовательно, счастья людей. Средством поддержания такого порядка Конфуций считал не закон а соблюдение традиций, моральных норм. Особое внимание уделялось сыновней любви, почитанию старших и выше стоящих на иерархической лестнице. На втором этапе развития древнекитайского права в V – III вв. до н. э. оформляется школа легистов (т. е. законников, от лат. lex – закон), ориентирующихся на использование командной силы закона, и жесткое подчинение дисциплине закона. Ярким представителем легизма был Шан Ян. На третьем этапе (III в. до н. э.- III в. н. э.) – происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение – ортодоксальное ханськое конфуцианство. Доминирующей была идея неравенства людей и необходимость тщательной регламентации их поведения в обществе с помощью жестких моральных норм «ли» и официально признанного ритуала. При этом ортодоксальное конфуцианство не отвергало законов, строгих наказаний: Там, где недостает «ли», следует применять «фа», т. е. закон. Законодательство, его эволюция. Подлинные тексты законодательства Древнего Китая до нас не дошли. Наибольшую известность получила «Книга законов» (424 – 387 гг. до н. э.). В этой книге, состоявшей из 6 глав, излагалось действовавшее в Китае уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В последующие десятилетия на базе этого своеобразного уголовного кодекса был составлен ряд других сводов государственных законов («Уложение в 9 главах» и др.). Право собственности. Еще в государстве Шан происходит закрепление в праве частной собственности на скот, рабов, орудия труда, драгоценности. Однако государственная собственность на землю и общинные отношения сдерживали развитие товарного производства и имущественной дифференциации. Во второй половине I тыс. до н. э. с возрастанием роли торговли и денег частная собственность охватывает уже более широкий круг общественных отношений. Происходит упрочение права частной собственности на землю, получает распространение купля-продажа земельных участков. Распространяются договоры займа и долговое рабство. Имела место также аренда земли. Семейное право. В период Шан еще имели место элементы матриархата, допускались браки между родственниками. В государстве Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми. Вступая в брак, женщина порывала связи со своей прежней семьей. Устанавливая моногамию для женщины, древнекитайское право допускало многоженство для мужчины. Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как первичной социальной ячейке. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Отсутствие потомства рассматривалось как проявление непочтительности по отношению к родителям. В наследственном праве постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Преступление и наказание. В уголовном законодательстве Китая давался большой перечень преступлений (около 500), в числе которых значительное место отводилось государственным преступлениям: оскорбление величества, неповиновение властям и т. д. Особое внимание уделялось наказаниям. Согласно исторической традиции еще в XXIV – XXIII вв. до н. э. сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. Она дополнялась другими наказаниями – битьем толстыми или тонкими палками, обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно в царстве Цинь при господстве легистов, в определнной степени уравновешивалась возможностью замены калечащих наказаний на символические. Так, отрезание ноги заменялась окрашиванием колена тушью, смертная казнь – ношением холщовой рубаки и т. п. Выставляя преступника на всеобще осуждение и презрение, общество пыталось перевоспитать его. Другими целями наказания были кара и устрашение. Устрашающие цели преследовал такой традиционный институт китайского права как коллективная ответственность родственников преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания: сначала татуировка, затем забивание палками. Судебный процесс. В Древнем Китае суд не был отделен от администрации, поэтому предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Обвиняемы подвергался аресту и пыткам, если не сознавался в совершении преступления. Пытки применялись также и к свидетелям, когда судья не мог добиться от них желаемых показаний. Обжалование было практически невозможным, что создавало условия для взяточничества и судебных злоупотреблений. Тема: 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ План: Общая характеристика государства и права Древней Греции. ОБразование Афинского государства. Реформы Солон а и Клисфена. Афинское государство классического периода: общественный и государственный строй. Древняя Спарта: общественный и государственный строй. Основные черты права Древней Греции. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |