Консп. История государства и права зарубежных стран. Конспекты лекций (. Конспекты лекций тема введение предмет, методы и периодизация истории государства и права план
Скачать 172.56 Kb.
|
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Тема 1. ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА План: Предмет истории государства и права и ее место в системе юридических наук.Метод изучения истории государства и права.Значение изучения истории государства и права. Периодизация истории государства и права. 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУКИстория государства и права является одной из общественных наук. Общество в его различных аспектах изучается значительным числом гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политологией, политической экономией, историей и др. Особенностью истории государства и права является то, что она относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. Как историческая наука история государства и права есть часть истории человечества. Однако в отличие от истории, историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует та часть истории, которая начинается с формирования государственности. Как правовая (юридическая) наука, история государства и права представляет собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. Существует большое сходство истории государства и права с теорией государства и права. Различие же состоит в том, что теория государства и права – наука общетеоретическая, изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения государства и права, являющиеся существенным для них. Теория государства и права дает логический анализ возникновения, развития и смены исторических типов государства и права в абстрактной и теоретической форме, при которой изложение освобождено от его исторической формы и нарушающих его случайностей. История государства и права, наоборот, занимается конкретными государствами и правовыми системами, существовавшими когда-либо и существующими в настоящее время, их особенностями и характерными чертами. При этом история государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений Определения истории государства и права, предлагаемые разными авторами, различаются. Мы полагаем, что история государства и права – это наука, которая в хронологической последовательности изучает общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных стран в процессе их конкретно исторического развития; Наука истории государства и права зарубежных стран (всеобщая история права) возникает как отрасль правоведения в европейских университетах в XVII в. в результате отделения от всеобщей истории. У истоков ее стоял Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.), сочинивший трактат «новый метод изучения и обучения юриспруденции». Большую роль в становлении всеобщей истории государства и права сыграли Ш. Монтескье, С. Пюттер, К. Пюттер. В России История права преподавалась под различными названиями с XIX в. Наиболее известными учеными, начавшими ее преподавание в университетах были: К.А. Неволин, М.Н. Капустин, А.Н. Стоянов и др. История государства и права как учебная дисциплина несколько не совпадает с историей государства и права как наукой. Предмет науки и учебной дисциплины совпадает, но учебная дисциплина имеет временные и пространственные пределы. Временные пределы учебной дисциплины «История государства и права» - с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственных и правовых систем. Что касается пространственных пределов, то следует отметить, что в курс «Истории государства и права» предусматривает изучение не всех, а наиболее типичных и общих закономерностей истории государства и права, и не всех стран, а только некоторых из них. Кроме того, при изучении курса используются материалы, которые являются результатами уже проведенных исследований, результатами многолетней, если не многовековой работы ученых. Источники, памятники права будут изучаться для получения более глубоких знаний, привития навыков, «вкуса» работы с юридическими документами. 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Для того чтобы понять особенности какой-либо науки, необходимо не только определить предмет ее изучения, но и методы, которыми эта наука оперирует. Метод – это совокупность принципов, правил, приемов научного исследования, применяемых для получения знаний. Методология – система всех методов, которые применяются в данной науке. Историко-правовая наукой накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств. Так, используются общие философские (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), а также специфические методы: хронологический, формально-юридический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, системный. Хронологический (исторический) метод подразумевает рассмотрение возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений во времени (от древности к настоящему) Формально-юридический метод (юридическая догматика). Это анализ и истолкование событий и фактов, имеющих правовое значение при помощи юридических терминов, конструкций и логики. Этот метод предполагает: а) знание специальных терминов и умение ими пользоваться («объект», «субъект», «фиктивный брак», «договорные обязательства», «юридическое лицо» и др.; б) особое восприятие событий и фактов, «видение» их правового значения (правовой природы); в) умение обращаться с правовыми нормами, т.е. умение исследовать, оценивать и истолковывать их по определенной схеме, по определенным правилам. Примером может служить знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать». Конкретно-исторический метод означает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие. Например, понятие «демократия» существует уже 25 веков, но в каждую историческую эпоху само это слово и то, что оно обозначало имело особенности. Сравнительно-исторический метод. Познать закономерности истории государства и права невозможно без сравнения, т.е. установления сходства и различий фактов и явлений. Такое сравнение необходимо проводить не только во времени: от периода к периоду (диахронное сравнение), но и в пространстве, сопоставляя развитие государства и права одного народа с развитием политико-правовых систем других народов (синхронное сравнение). Системный метод означает, что государственно-правовые явления следует изучать не изолированно, а в системе с другими государственно-правовыми явлениями, а также во взаимодействии с другими явлениями, относящимися к сфере политики, экономики, религии, морали и др. Главная методологическая предпосылка в развитии государства и права – преемственность. История государства и права имеет свою специфику, заключающуюся в том, что ее основой служат источники права. Понятие источник права многозначно, поскольку теоретики и историки права вкладывают в него разное значение. Мы будет понимать под источником а) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права. Это могут быть любые тексты, содержащие требования правового характера: законы, сборники обычаев, религиозные тексты, записи судебных решений; б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства (например: источником Германского гражданского кодекса было римское право). 3. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Изучение истории государства и права имеет большое значение для общеобразовательной и профессиональной подготовки юристов-специалистов правоохранительных органов т.к. ставит своей целью: формирование особого исторического подхода к государственно-правовым явлениям; выработку особого юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права; создание необходимых предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин как теория государства и права, история политических и правовых учений, конституционное и международное право, отраслевых юридических дисциплин; развитие умения здраво и гуманно судить о людях, ставших по собственной воле или по воле случая объектом или субъектом государственно-правовой деятельности. 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Периодизация истории государства и права строится на основе смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В последнее время высказывается критическое мнение о формационном делении истории человечества, и, следовательно, о типологии государств. Конечно, в чистом виде невозможно выделить ни рабовладельческий, ни феодальный, ни буржуазный строй. Но можно выделить какую-то форму общественных отношений, которая является преобладающей, господствующей. Она-то и придает основную окраску тому или иному обществу. То же относится к государству и праву. Государство и право часто совмещают в себе черты разных типов, но преобладают обычно черты какого-то одного, исключая, конечно, переходные эпохи. Поэтому, несмотря на критику, формационная периодизация сохраняется. Кроме того, формационное деление предполагает и более дробную периодизацию. РАЗДЕЛ I ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА План: 1. Общая характеристика государства и права стран Древнего Востока. 2. Государство и право Древнего Египта. 3. Государство и право Древней Индии. а) Общественный и государственный строй. б) Законы Ману 4. Государство и право Древнего Вавилона. а) Общественный и государственный строй. б) Законы Хаммурапи. 4. Государство и право Древнего Китая. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Изучение истории государства и права зарубежных стран, как правило, начинается с изучения государства и права Древнего Востока. «Восток», в данном случае, используется не только как географическое, но и как историко-культурное понятие. Древний Восток представлен многими странами (Древний Египет, Древний Китай, Древний Вавилон, Древняя Индия), которые объединяли такие черты как отсутствие господствующей роли частной собственности и застойный характер развития. Особенности общественного строя. 1. Важную роль в странах Древнего Востока играла сельская община, сохранившая многие черты патриархально-родовой организации. Она в значительной степени определяла характер политической власти, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем. Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, в частности, развитие рабовладения, но, вместе с тем, не смогла сдержать имущественного и социального расслоения в обществе. 2. Социальный состав древневосточных обществ был очень пестрым. Однако можно выделить три основные социальные группы: 1) различные категории лиц, лишенные средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители – общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и др., составляющие господствующий слой. Важно помнить, что на Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал с его социально-экономическим положением. Наряду с общими закономерностями развития каждое древневосточное общество обладало конкретными особенностями. Особенности государственного строя. Самые ранние древневосточные государства стали складываться еще в IV – III тыс. до н. э. в ходе разложения первобытнообщинного строя. Еще от «отца истории» Геродота (V в. до н. э.) берет начало концепция «восточной деспотии», просуществовавшая вплоть до последнего времени. Понятие «восточная деспотия» характеризуется рядом признаков. Это – монархическая форма правления с неограниченной властью обожествляемого монарха; централизованное государство с разветвленным централизованным административным аппаратом и жестким тоталитарным режимом. В действительности, о «восточной деспотии», обладающей выше перечисленными признаками, можно говорить, пожалуй, только в отношении Древнего Китая и царств Древнего Египта. Другие древневосточные государства не отличались полным набором выше перечисленных характеристик. Так, например, в некоторых государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием. Известны были и республиканские государственные формы, например, в городах–государствах Финикии, Месопотамии. В своем политическом развитии страны Древнего Востока в целом прошли общий путь – от небольших племенных объединений, городов-государств к царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет завоеваний. Но и здесь были исключения. Так, в Индии централизованное государство было исключением, а раздробленность - правилом. Особенности права. Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое имело ряд общих черт. 1. Оно открыто закрепляло социальное и неравенство и сословное неравенство свободных. 2. Оно было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременно нарушение нормы религии и морали. 3. Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи. Сначала они не записывались, а сохранялись в устной традиции. 4. Затем, санкционированные государством, сохранили свое значение, став основным содержанием письменных судебников. Наряду с обычаями судебники закрепляли и судебную практику. 5. Первые письменные памятники права характеризует неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, казуистический характер (правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая). 6. В праве стран Древнего Востока сохранились нормы старого родового строя, например, коллективная ответственность членов семьи или всей общины за проступки, совершенные одним из них, кровная месть, самосуд, талион («око за око, зуб за зуб»). 7. В древневосточном праве не существовало отраслей права, четкого отделения преступлений от частных правонарушений. Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не упомянуть и о существовании специфических черт, связанных с особенностями духовной культуры, религии, системы ценностей той или иной страны. 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Государство Древнего Египта расположено в северо-восточной части Африки. Возникновение государства в Египте происходит примерно в V тыс. до н. э. в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей) и появления рабов. В истории Египта принято выделять следующие основные периоды: Раннее царство (ок. 3100 – 2800 гг. до н. э.); Древнее или Старое царство (2800 – 2250 гг. до н. э.) – «время строителей пирамид»; Среднее царство (ок. 2050 – 1700 гг. до н. э.); Новое царство (ок. 1575 - 1087 г. до н. э.) ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙПривилегированными группами египетского общества были жрецы, аристократия, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Они занимали важное положение в государстве, их назначали на видные должности. Египетская аристократия состояла из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государства, располагавших колоссальными богатствами в результате дарений со стороны фараонов, экспроприации общинных земель и военной добычи. Большую роль играли в Египет писцы, из которых выходили высшие сановники. Жалованье им платили натурой. Наиболее видным чиновникам были пожалованы земли из государственного фонда, причем иногда царь давал сановникам право взимать сборы с крестьян в свою пользу. В XVI - XIV вв. до н. э. все население начинает делиться на группы по роду занятий. Одни группы населения получают привилегии и земельные владения с правом передачи их по наследству, другие – должны были платить оброк и выполнять физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право обращаться с жалобами непосредственно к царю. Класс зависимого населения составляли рабы, свободные крестьяне и ремесленники. Одни из крестьян жили на государственной земле самостоятельными общинами; каждый крестьянин имел свой надел, за пользование которым уплачивал сбор в казну. Другие – были прикреплены к земле, пожалованной царем храму, сановнику или воину. Крестьяне и ремесленники, работавшие в этих хозяйствах, получали от данного землевладельца дневное пропитание. В Древнем Египте существовало довольно большое число свободных ремесленников. Они работали на государственных рудниках и в мастерских, объединяясь в группы по 10 человек, каждая – под наблюдением управляющих. Рабы. Главным источником рабства был военный плен. Рабами становились не только чужеземцы, но и египтяне, побежденные в междоусобных войнах. Существовала до определенного времени и долговая кабала. Добытые в войне рабы формально считались собственностью государства, а фактически – царя. Предоставляя сановникам во владение земли, царь вместе с землей давал некоторое количество государственных рабов. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙДревнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Вся полнота власти принадлежала одному лицу – царю - фараону. Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV – начало III в. до н. э.) насчитывает в истории Египта 30 династий. Для Египта был характерен религиозный культ фараона. По словам древнеегипетских текстов он считался богом, сыном бога солнца Ра. Однако, не следует полагать, что власть египетских фараонов была действительно неограниченной. Фактически фараон не мог по своему произволу принимать решения, которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати. Власть фараона сдерживалась и религиозно-моральными принципами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Придворный штат фараона – привилегированная категория рабовладельцев – был образован из прежней номовой родовой знати. Везир (джати). Во главе бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов, стоял сановник, ближайший помощник царя – «везир» (египетское наименование «джати» или «тсати»). Полномочия и объем деятельности везира были очень широки: он руководил управлением государства, распоряжался земельным фондом государства, системой водоснабжения. В его руках – высшая военная власть. Везир был руководителем суда, а также выполнял обязанности нотариуса, поскольку утверждал завещания. Под непосредственным контролем везира находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, хранитель государственных амбаров и складов – «заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил», «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр. В Древнем Египте сложился огромный аппарат чиновников с развитым делопроизводством, причем многие документы свидетельствуют о коррупции чиновников, беззаконии и произволе. Местное управление. После объединения Египта в одно государство прежние царьки, стоявшие во главе номов, потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от фараона должностных лиц – номархов. Они обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был значительный штат чиновников – казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номархов административными полномочиями были наделены храмы. Низшим органом управления на местах являлась сельская община. Судоустройство. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. Так, в период Нового царства был учрежден центральный суд (кенбет) из 30 судей. Наряду с ним были учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судей. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВАО древнеегипетском законодательстве мы знаем лишь по отдельным сохранившимся фрагментам и по сочинениям древнегреческих авторов, которые свидетельствуют об активной законодательной деятельности фараонов. Уже в Древнем царстве были известны разнообразные формы царских актов: одни из них имели общенормативный характер (законы), другие – являлись конкретными распоряжениями царей по частным вопросам (иммунитетные грамоты и т. п.). В знаменитом Речении Ипусера упоминаются «законы зала суда», которые, очевидно, представляли собой свод или руководство по законодательству, которым пользовались судьи. Наиболее обширным из дошедших до нас от Древнего Египта правовых документов законодательного характера является «Инструкция везиру», которая составляет часть более обширного должностного законодательства, игравшего важную роль в условиях разросшегося, бюрократически организованного административного аппарата. В древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого общества этого этапа развития. Наряду с открытым выражением классовой сущности общества Древнего Египта это право сохранило в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя. В брачо-семейноых отношениях сохранялись пережитки матриархата. Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак представлялся как договор, и женщина выступала в нем от своего имени. Была обеспечена собственность жены и ее равное положение с мужчиной в браке. Она могла получить развод по своему желанию. Были случаи, когда дети назывались по имени матери, а не отца. В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот. Характерно наличие наказаний за убийство священных животных и святотатство. Наказания отличались исключительной жестокостью. Смертная казнь применялась в простой форме (отсечение головы и повешение) и квалифицированной (сожжение, распятие и погребение заживо). Кроме того, применялись наказания в виде талиона, символические (например, отрезание языка за разглашение государственной тайны) и в материальной форме. В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивы. Судья молча прикладывал изображение богини Маат, олицетворявшей истину, ко лбу того, в чью пользу было решено дело. |