Главная страница
Навигация по странице:

  • Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820–1892)

  • Вопросы и задания для самопроверки.

  • Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831–1895)

  • «Очарованный странник» Вопросы.

  • Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000


    Скачать 403.13 Kb.
    НазваниеКонспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
    Дата16.10.2022
    Размер403.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShurik_1.pdf
    ТипКонспект
    #737101
    страница13 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Что отличает подход Тютчева к природе?
    2. Почему лирику Тютчева называют философской?
    3. Каково представление Тютчева о человеке и судьбах челове
    чества?
    4. Какие новые черты обнаруживаются в любовной лирике Тют
    чева? Как связана любовная лирика поэта с темой природы?
    5. Какие тропы характерны для поэзии Тютчева? Чем вызвана лю
    бовь поэта к эпитету? Какова роль архаизмов в лирике Тютчева?
    Афанасий Афанасьевич ФЕТ
    (1820–1892)
    А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и мыслителе Ф.Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
    То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лириче
    ские шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богат
    ства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новиз
    ну содержания и формы.

    123
    А.Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» по
    эзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных спо
    ров и бурь — в 60–70е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии во
    площен весь XIX век, но поособому, с чисто художественной, эстети
    ческой стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны,
    и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего пред
    течу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в рус
    ской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»),
    и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»),
    и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, сме
    ловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной сил
    лаботонике, распространенной тогда в русской поэзии.
    Лирика
    «Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пла
    менеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот,
    робкое дыханье...».
    Вопросы.
    1. Своеобразие пейзажной лирики Фета.
    2. Тема любви в поэзии Фета.
    3. Новаторство поэтики Фета.
    4. Тема искусства, творчества и вечности.
    Путь А.Фета к творческому совершенству шел стремительно. Толь
    ко первый его сборник — «Лирический пантеон» — можно считать под
    ражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы»,
    «Осень», «Снега», «Мелодии» — говорят о формировании поэтическо
    го таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспеваю
    щая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жиз
    ни, единство природы и человека, личности и мироздания:
    И как в росинке чуть заметной
    Весь солнца лик ты узнаешь,
    Так слитно в глубине заветной
    Все мирозданье ты найдешь.
    («Добро и зло»)

    124
    В старости А.Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы,
    поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много чита
    ет: и книги по философии, и мировую поэзию, — занимается перевода
    ми античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания,
    он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгля
    да и остротой чувств, как и в молодости:
    ...Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
    Что просиял над целым мирозданьем
    И в ночь идет, и плачет, уходя...
    Покуда на груди земной
    Хотя с трудом дышать я буду,
    Весь трепет жизни молодой
    Мне будет внятен отовсюду.
    (1890)
    Одной из центральных тем поэзии А. Фета является тема приро
    ды. Функции пейзажа у Фета, можно сказать, универсальны. Мно
    жество стихов посвящены зарисовкам различных состояний рус
    ской природы, обычных и незаметных, но как бы увиденных в пер
    вый раз. Подготавливая свои стихи к изданию, Фет расположил их,
    подчиняя смене времен года (циклы «Весна», «Лето», «Осень»,
    «Снега», «Вечера и ночи»). Природа рождает его вдохновение в са
    мых различных ее проявлениях — это и целостная картина миро
    здания («Тихая звездная ночь» (1842), «На стоге сена...», и крошеч
    ная деталь окружающего поэта знакомого и привычного мира («Зре
    ет рожь над жаркой нивой» (конец 50х), «Ласточки пропали...»
    (1854), «Кот поет, глаза прищуря» (1842), «Колокольчик» (1859),
    «Первый ландыш» (1854) и др.).
    Кроме того, природа является точкой опоры, точкой отсчета, от которой начинаются и философские размышления о жизни и смер
    ти, и утверждение бессмертной силы искусства, и ощущение воз
    рождающей силы любви.
    Мир в лирике Фета полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит. Даже «у дыханья цветов есть понятный язык». Он слышит, как «плачась, комар пропоет,/Свалит
    ся плавно листок», как обрывает жужжание майский жук, внезап
    но налетевший на ель:

    125
    Слух, раскрываясь, растет,
    Как полуночный цветок.
    («Жду я, тревогой объят...»)
    (1886)
    Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значе
    ния жизнь в каждой травинке и листочке, в каждой мошке и росин
    ке и стремится поделиться этими наблюдения с целым миром:
    ...Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало,
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой...
    («Я пришел к тебе с приветом...»)
    (1843)
    Свобода ассоциаций, умение уловить самые трепетные чувства и ощу
    щения позволяют Фету создать образы, удивляющие одновременно своей точностью и фантастичностью. Таково стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» (1859). Огонь — одна из первооснов бытия —
    не просто сравнивается с солнцем, он заменяет его, образуя как бы вторую реальность, споря с ночью, согревая сердце путника и весь окружающий мир: можжевельник, ели, стоящие на опушке. Тепло и живой, земной свет костра для исстрадавшегося путника ближе и ярче далекого и бесчувст
    венного светила, равнодушно освещающего все вокруг:
    Я и думать забыл про холодную ночь, —
    До костей и до сердца прогрело.
    Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
    Будто искры в дыму, улетело...
    Как истинное произведение искусства, это стихотворение зага
    дочно, многозначно. Костер в ночном лесу — это символ, рождаю
    щий многочисленные ассоциации. Смысл стихотворения дробит
    ся, расширяется и углубляется. Из пейзажной зарисовки рождает
    ся философское осмысление природы в ее смене дня и ночи, а от
    сюда нити протягиваются к постижению смысла человеческого су
    ществования во всей сложности этой проблемы.
    Такой многозначностью, выразительностью и глубиной обладает по
    давляющее большинство стихотворений Фета, о чем бы они ни говорили.
    Тема любви, вечная тема поэзии, в творчестве Фета также полу
    чила необычную трактовку. В его стихах трудно определить адреса

    126
    та, как это можно сделать применительно к любовной лирике Пуш
    кина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова и др., хотя биографы Фета отмечают одну большую любовь его жизни — юношеское чувство к
    Марии Лазич, погибшей совсем молодой при трагическом стечении обстоятельств. Отзвуки этого чувства иногда звучат в его стихах
    («Старые письма»: «Солнца луч промеж лип», «Долго снились мне вопли рыданий твоих...», «Ты отстрадала...»). Но в целом его стихи о любви импрессионистичны. В центре внимания сам лирический ге
    рой. Именно нюансы его переживаний и выражает любовная лири
    ка Фета. Образ возлюбленной во многом условен: «голос ласковый,
    нежный цвет ланит, блеск кудрей, спадающих на плечи, влево бегу
    щий пробор». Главное — сам влюбленный, фиксация его состояния,
    на которое отзывается вся природа. Когда лирический герой в вол
    нении ждет возлюбленную в ночном саду, даже птицы перестают петь: «Хрипло подругу позвал / Тут же у ног коростель». Это не ко
    ростель охрип, это у поэта от волнения пересохло в горле, и он рас
    пространяет это ощущение на все окружающее.
    Признанным шедевром лирики А.Фета является стихотворение
    «Шепот, робкое дыханье...» (1850), в котором сконцентрировались многие характерные особенности его поэтики. Стихотворение состо
    ит из одних назывных предложений. Согласно законам языка, суще
    ствительные, из которых состоят назывные предложения, передают статичную картину того, о чем они говорят, ведь именно глаголы, не
    сущие семантику действия, способствуют динамике повествования.
    Удивительным, чудесным способом у Фета получается все наоборот.
    12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от пер
    вых секунд встречи поздним вечером, когда с волнением влюбленных совпадают первые трели соловья, до разлуки на рассвете, когда «в дым
    ных тучах» появляются первые предвестники утра: «пурпур розы, от
    блеск янтаря». Вечное движение природы передается через лаконич
    ные цветовые детали: «Свет ночной, ночные тени. Тени без конца. /
    Ряд волшебных изменений/ Милого лица». Динамика времени ощу
    щается благодаря словам «без конца», «ряд волшебных изменений».
    Очень важное место в поэзии А.Фета занимает тема искусства.
    Искусство и вечность для него синонимы (ст. «Венера Милосская»
    (1856). Вечно искусство, не только запечатленное в мраморе, но и в таких «невещественных» средствах, как музыка и слово. В стихо
    творении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (1877) дивное пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непо
    стижимой красотой:

    127
    ...Жизни нет конца, и цели нет иной,
    Как только веровать в рыдающие звуки,
    Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    Говоря о собственном творчестве, А.Фет постоянно подчеркивал что это процесс подсознательный, чем вызывал насмешки и неодоб
    рение современников и благодарное понимание потомков. Послед
    нее четверостишие стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...»
    не одобрял даже И.С.Тургенев за декларацию поэзии как творчест
    ва, передающего бессознательные, безотчетные порывы души:
    ...Не знаю сам, что буду
    Петь — но только песня зреет.
    Безотчетность эта только на первый взгляд необъяснима. На самом деле она — свидетельство полнейшего растворения поэта в природе, в окружающем мире, способность пропустить его через себя, понять и выразить, «чужое вмиг почувствовать своим». Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...» является программным для Фета. В
    немногих строках его перечислены те признаки истинной поэзии, ко
    торые не потеряли значения и для настоящего времени. Это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:
    Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
    Чужое вмиг почувствовать своим,
    Шепнуть о том, о чем язык немеет,
    Усилить бой бестрепетных сердец —
    Вот чем певец лишь избранный владеет,
    Вот в чем его и признак, и венец!
    (1887)
    Поэт разъясняет свои творческие принципы достаточно логич
    но и обоснованно, продемонстрировав свое умение «поверить ал
    геброй гармонию», по словам А.С.Пушкина.
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Какие приметы русского пейзажа можно найти в стихах Фета?
    2. Найти в стихах Фета метафоры, передающие различные ду
    шевные состояния поэта.
    3. Как решается в его стихах тема поэтического творчества?
    4. Определить стихотворный размер стихотворений, представ
    ленных в списке обязательной литературы, характер рифмы и спо
    собы рифмовки.

    128
    Николай Семенович ЛЕСКОВ
    (1831–1895)
    Лесков — писатель, по праву занимающий в русской литерату
    ре место рядом с такими художниками слова, как Толстой, Турге
    нев, Достоевский, Гоголь, Гончаров. Талант его самобытен, литера
    турная судьба сложилась не просто. При жизни он не был по досто
    инству оценен современниками, и только в XX веке вполне откры
    лось его художественное достоинство. Сила Лескова по сравнению с другими русскими писателями не в изобразительности, а в необык
    новенном умении слышать человека, «плести», по словам Горько
    го, «нервное кружево разговорной речи». Особенность эта непо
    средственно связана с его редким опытом практического познания народной жизни. Он привел в литературу множество героев, по сути
    «всю Русь», в пестроте ее социального состава и в огромной про
    странственной протяженности. У него гоголевские масштабы от
    ношения к пространству — не петербургские углы, а многочислен
    ные «углы», «норы», «отдаленные уголки» России. Интерес к жи
    вой жизни, к каждому человеку определяет особенности лесков
    ской поэтики — сказ как главный способ повествования, то есть установка на живую устную речь, на персонажа, на «постановку голо
    са». По замечанию Горького, много сделавшего для верной оценки Лес
    кова, он писал «не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке данной страны. Каждый его герой — зве
    но в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а судьбе
    России». Главная тема его творчества — национальный характер, его противоречивость, соединение патриархальной наивности и жизненной активности, его нравственные и социальные возможности.
    «Очарованный странник»
    Вопросы.
    1. Жанровое своеобразие повести.
    2. Особенности повести.
    3. Характер сюжета повести.
    4. Образ главного героя повести.
    «Очарованный странник», написанный в 1873 г. и впервые из
    данный под названием «Очарованный странник, его жизнь, опы
    ты, мнения и приключения», одно из самых значительных и харак
    терных для Лескова произведений. Он лежит в самом центре пред

    129
    ставлений Лескова о жизни и русском человеке, в нем выразились и особенности его художественной манеры. Эта повесть сложна по своему жанровому характеру: в ней отразились и мотивы древне
    русских житий — жизнеописаний святых, и русских былин, осо
    бенности приключенческого романа и древнегреческого эпоса.
    О житийной литературе напоминает то, что герой — «молитвен
    ный сын» и его путь от греха убийства к покаянию и монастырю.
    Пророческие видения и сны тоже сближают повесть с этим видом древней литературы.
    Тема богатырства задана уже в портрете Ивана Северьяныча:
    «... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический,
    простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедуш
    ку Илью Муромца... Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а си
    деть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Кони, ко
    торых знает, любит и понимает Иван Северьяныч, тоже из богатыр
    ской темы. Слова, которыми он бранит своего коня: «Стой, собачье мясо, песья снедь», — как будто взяты из былины об Илье Муром
    це. Еще один мотив характерен для былины — поединок с воином
    басурманином (схватка с татарином Савакиреем).
    Мотив странствий героя по свету напоминает и о романе приклю
    чений, герой которого странствует в поисках подвигов, и о гомеров
    ской «Одиссее». Первоначальное название повести «Черноземный Те
    лемак» (Телемак — сын Одиссея) — отсылка к гомеровскому эпосу.
    Эта жанровая сложность не случайна. Лесков постоянно соеди
    няет национальный характер, органично русский, взятый из самой глубины русской жизни, с мировой литературой, с вековыми об
    разами. В его повестях, романах и хрониках мы встречаем и рус
    ского Дон Кихота, и русского Гамлета. В «Очарованном странни
    ке» мы найдем отражение и некоторых образов и коллизий русской литературы XIX века: о «Кавказском пленнике» напоминает эпизод пребывания Флягина в татарском плену, история Печорина и Бэлы отражена в истории князя и цыганки Груши.
    Для читателя, привыкшего к сюжету и композиции произведе
    ний XIX века, непривычным оказывается их устройство в повести
    Лескова. Вместо единого сквозного сюжета перед нами, как заме
    чал русский критик Н.К.Михайловский, «целый ряд фабул, нани
    занных, как бусы на нитку... Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку». Каждый эпизод, состав
    ляющий повесть, имеет свой собственный сюжет, со своими пер

    130
    сонажами, не повторяющимися в других эпизодах, за исключени
    ем, конечно, самого Флягина. Отдельными эпизодами являются:
    убийство Флягиным попика; спасение семьи графа; наказание за месть графининой кошки; служба в няньках; поединок с Савакире
    ем и татарский плен; возвращение в Россию; служба при князе и история с Грушенькой; солдатская служба; скитания и приход в мо
    настырь. Кроме того, повествование Ивана Северьяныча введено в обрамляющую «рамку» рассказа о путешествии на пароходе, и она имеет особый смысл. Иван Северьяныч предстает «вечным» стран
    ником, о своей «пространной жизненности» он рассказывает в пути,
    монастырь не оказался окончательным его прибежищем; движу
    щийся пароход с разными людьми на нем становится расширитель
    ным образом России, находящейся в пути; кроме того, рассказ Ива
    на Северьяныча может осуществиться только в ситуации общения,
    обращенности к другим людям. Другой человек — слушающий, вос
    принимающий, отвечающий — необходимое условие в мире Лес
    кова, которому принципиально чужд индивидуализм.
    Образ эпизодовбусин, нанизанных на одну нитку, о котором упоминалось раньше, емок и справедлив, но Михайловский допус
    кает одну неточность: их отнюдь нельзя произвольно вынуть и за
    менить, в сюжетной последовательности эпизодов есть свой смысл.
    Как характеризует Ивана Флягина эпизод с убийством попика? В
    нем проявляются характернейшие его черты — неразмышляющая удаль, размах сил, не знающих удержу и не сознающих себя. И в следующем эпизоде спасения графской семьи проявляется по сути то же самое. Убийство или спасение — не важно для Ивана. И в том и в другом случае стихийно, не рассуждая, действует его богатыр
    ская сила. Эпизоды как бы подчеркивают отсутствие нравственных ориентиров в действиях героя. В эпизоде с кошкой эти крайности соединяются вместе: и выхаживание «голубятков», и жестокое истя
    зание кошки равно характерны для Ивана Северьяныча, в котором природная доброта уживается с бессмысленной жестокостью. Он безогляден в своем удальстве — в эпизоде с Савакиреем это прояв
    ляется особенно ярко. Но все меняется в кульминационном эпизо
    де повести — в эпизоде с цыганкой Грушей. Прежняя «очарован
    ность» красотой, которая была знаком его эстетической утончен
    ности («истинным художником» называет его князь) и которая рас
    пространялась лишь на природную, стихийную красоту силы и воли,
    явленную в лошадях, изменяется, приобретает иной, нравственный характер. В Груше он любит не только внешнюю красоту, он любит ее душу, он готов себя отдать за ее счастье. И темное убийство,

    131
    которое он совершает по ее просьбе, ничуть не похоже на первое его молодеческое убийство попика или на богатырское убийство
    Савакирея. Отныне путь его, раньше не имеющий направления
    (судьба распоряжалась Флягиным), получает нравственную направ
    ленность. Солдатская служба за другого, подвиг, монастырь, а в будущем вновь солдат («Мне за народ очень помереть хочется», —
    говорит он) — этапы этого пути.
    Устройство сюжета — многочисленность эпизодов, создающих образ огромной и многообразной жизни, в которой не тесно тако
    му герою, как Флягин. Он занимается разными делами на земле —
    конюх, дрессировщик, конэсер, солдат, пленник, справщик, теат
    ральный черт, послушник в монастыре — но везде остается собой.
    Жизненная активность — главное качество его натуры, наиболее важное для Лескова, который сказал когдато: «Проклятие лежит на всякой неподвижности».
    Богатство и многогранность героя выражает и повествование
    Лескова — сказ. Сказ — ориентирование на устную, не литератур
    ную речь человека из народа; в манере говорить проявляется весь человек. Даже состав речи Флягина говорит о богатстве его возмож
    ностей. Сюда входят слова церковного стиля («иерей слабый, тво
    рящий житие с небрежением», стратопедарх, проскомидия, толцы
    теся; помолился за вся христианы); специальная лексика (ремон
    тер, форейтор); просторечие (из ундеров, спознался); фольклорный стиль («Стой, собачье мясо, песья снедь!» — он на колени передо мною и пал») и, наконец, его собственные, индивидуальные слово
    сочетания («обширная протекшая жизненность», «не сравниться по ездовой добродетели», один из коней «с астрономией был — как только его сильно потянешь, он сейчас голову кверху дерет и прах его знает куда на небо созерцает»), свидетельствующие о громад
    ной творческой потенции простого человека.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта