Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
Скачать 403.13 Kb.
|
Абитуриенту на заметку Т.И.Вознесенская, И.К.Сушилина, Т.А.Щепакова РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX–XX ВЕКОВ Конспективное изложение программных тем Москва Издательство МГУП 2000 УДК 882 «18»/«19» ББК 83.3(2 РОСРус)6 С91 Составители: И.К.Сушилина, доц. (Особенности литературного процесса рубежа веков, М.Горький, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.А.Булгаков, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров); Т.А.Щепакова, доц. (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Фет, Н.Г.Чернышевский, А.А.Ахма това, Б.Л.Пастернак, М.И.Цветаева, М.А.Булгаков («Мастер и Маргарита»), А.А.Фадеев, А.Н.Толстой, А.Т.Твардовский, М.А.Шолохов. Современный лите ратурный процесс); Т.И.Вознесенская, и.о. доц. (А.С.Грибоедов, М.Ю.Лер монтов, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, А.Н.Островс кий, Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.И.Солженицын). Вознесенская Т.И., Сушилина И.К., Щепакова Т.А. С91 Русская литература XIX–XX веков: Конспективное изложе ние программных тем. 2е изд., перераб. и доп. — М.: Издво МГУП, 2000. — 261 с. ISBN 5812200734 В работе кратко изложен курс русской литературы XIX–XX веков в соответствии с программой вступительных экзаменов. Предназначена для абитуриентов в качестве справочного пособия, позволяющего повторить материал в короткие сроки непосредст венно перед экзаменом. ISBN 5812200734 ББК 83.3(2РОСРус)6 © И.К.Сушилина, Т.А.Щепакова, Т.И.Вознесенская, 2000 © Московский государственный университет печати, 2000 3 Пособие по русской литературе XIX–XX веков адресовано по ступающим в вузы и призвано помочь в подготовке к вступитель ным экзаменам по литературе. Программа включает обширный и сложный материал. При подготовке к экзамену в нем непросто сориентироваться самостоятельно. Опыт проведения вступитель ных экзаменов показывает, что даже неплохо знающие матери ал абитуриенты не всегда успешно справляются с вопросами и темами сочинений. Нередко формулировки вопросов оказыва ются для абитуриентов неожиданными и вызывают затруднения. В данном пособии избрана форма изложения материала, наиболее близкая к ситуации экзамена. В каждом разделе да ю т с я в о п р о с ы , к о т о р ы е о т р а ж а ю т с а м ы е с у щ е с т в е н н ы е стороны данной темы. Изложение материала строится в соот ветствии с вопросами. Монографические главки, посвященные творчеству про граммных писателей, дают необходимую информацию и строят ся по следующему принципу: 1) характеристика художественно го мира писателя — показывается место писателя в русской куль туре; основные жанры, в которых он работал; проблематика; осо бенности стиля; традиции и новаторство; 2) анализ произведе ния. В конце каждой главки даются вопросы и задания для само проверки. На них стоит обратить серьезное внимание. Вопер вых, они помогут более целенаправленно повторить материал; во вторых, будут способствовать выработке навыков работы с ху дожественным текстом; втретьих, в них акцентируются такие стороны произведения, которые, как правило, становятся мате риалом для дополнительных вопросов на устном экзамене. По работав над этими вопросами и заданиями, Вы оградите себя от неприятных неожиданностей на экзамене. Пособие состоит из двух частей: Русская литература XIX века; Русская литература XX века. В изложении материала составители опирались на современные литературоведческие исследования. 4 СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Русская литература XIX века ............................ 5 В.А.Жуковский ........................................................................ 5 А.С.Грибоедов ....................................................................... 12 А.С.Пушкин ........................................................................... 19 Н.В.Гоголь ............................................................................... 42 М.Ю.Лермонтов .................................................................... 57 А.Н.Островский .................................................................... 72 И.А.Гончаров ......................................................................... 82 И.С.Тургенев .......................................................................... 89 Н.Г.Чернышевский ............................................................. 100 Н.А.Некрасов ....................................................................... 104 Ф.И.Тютчев .......................................................................... 115 А.А.Фет ................................................................................. 122 Н.С.Лесков ........................................................................... 128 Ф.М.Достоевский ................................................................ 132 Л.Н.Толстой .......................................................................... 140 А.П.Чехов ............................................................................. 150 Часть II. Русская литература XX века ............ 158 Литература «серебряного века» ...................................... 159 М.Горький ............................................................................ 163 А.A.Блок ................................................................................ 173 В.В.Маяковский ................................................................... 181 С.А.Есенин ........................................................................... 190 А.А.Ахматова ....................................................................... 199 Б.Л.Пастернак ...................................................................... 205 М.И.Цветаева ...................................................................... 210 М.А.Булгаков ....................................................................... 217 А.Ф.Фадеев ........................................................................... 229 А.Н.Толстой .......................................................................... 233 М.А.Шолохов ....................................................................... 236 А.Т.Твардовский .................................................................. 240 А.И.Солженицын ................................................................ 244 Современная литература (60–80е годы) ...................... 252 5 Часть I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783–1852) В.А.Жуковский — поэт, в отношении которого можно многократно повторять слово «первооткрыватель». Он первым в русской литерату ре воспел природу как полноправный и неисчерпаемый, самодостаточ ный предмет лирики, сумев уловить и передать мимолетные ее измене ния и движения; первым рассказал о великой силе и трагедии возвы шенной неразделенной любви, о страданиях разлученных, об отчаянии забвения; первым решительно обновил жанровую систему русской ли рики, подняв на недосягаемую высоту жанры элегии, послания, балла ды; затем убедил, что истинная поэзия уникальна, неповторима не толь ко в содержании, но и в форме, назвав шедевр своей лирики — стихо творение «Невыразимое» — «отрывком». Не случайно В.Г.Белинский назвал Жуковского «Колумбом, от крывшим России Америку романтизма». Жизненный путь Жуковского не был однозначен и прямолине ен. Образованнейший человек, знаток нескольких иностранных языков, он начал свой творческий путь как переводчик, познако мивший русскую публику с античной, западноевропейской и вос точной поэзией. Переводы его были поистине самобытны. Отстаи вая право переводчика на творческую самостоятельность, он утвер ждал: «Переводчик в прозе есть раб, в стихах — соперник». Поэтому большинство его произведений, хотя и имеют в своей основе какиелибо произведения западноевропейской или античной поэзии, могут быть рассмотрены как оригинальные авторские про изведения. ЭЛЕГИИ и БАЛЛАДЫ Вечер. Воспоминание. Море. Людмила. Светлана. Лесной царь. Вопросы. 1. Элегия как жанр лирики. Художественные особенности эле гий Жуковского. 2. Баллада как литературный жанр. Новаторство баллад Жуков ского. 6 Первый период творчества Жуковского исследователями часто называется «элегическим», так как основным жанром его лирики становится элегия. Элегия как жанр зародилась еще в древней Греции и первоначально была связана с надгробными причитаниями и плача ми. Русский поэт 18 века Д.Сумароков назвал элегию «плачевной музы глас». Впоследствии элегия приобрела жанровые признаки произведе ния грустного, философского содержания, в котором поэт размышляет о вечных ценностях жизни, о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Как правило, такие размышления рождаются на лоне природы, бесконечной, таинственной, живущей самостоятельной жиз нью, постоянно обновляющейся. Чаще всего поэт выбирает такое вре мя года и суток, когда эта изменяемость и загадочность видны особенно отчетливо — это осень, весна, вечер, ночь. Все эти особенности ярко проявляются в элегии Жуковского «Вечер» (1806). Элегия начинается с лирического, эмоционального описания приро ды, в котором уже проявляются типические черты поэтики Жуковского — выразительные, точные, неповторимые эпитеты (художественные определения), метафоры (скрытые сравнения, перенос особенностей одного явления на другое по сходству), олицетворения, наделяющие уме нием мыслить и чувствовать неодушевленные предметы и явления при роды. Например: дремлющая природа, пленительный закат, колеблющий ся град, златые стада, «сладко в тишине у брега струй плесканье» — эпи теты; «К протекшим дням лечу воспоминаньем», «тащиться суждено до бездны гробовой» — метафоры, «последний луч зари на башне умира ет», «рощи спят», «лик луны» — олицетворения. Ритмика элегии — наличие риторических обращений, вопросов и восклицаний — тоже способствует передаче нюансов душевного состояния лирического героя. Благодаря такому приему особенно явственно ощущается слияние поэта с природой, благотворное по гружение в нее, рождающее мысли о вечном: Ручей, виящийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием ты катишься в реку! Приди, о муза благодатна! Поэт сосредоточен на природе, поэтому замечает ее беспрестан ное движение даже там, где на первый взгляд все может показаться застывшим и статичным. Динамика природы передается через гла голы несовершенного вида, создающие впечатление того, что со стояние природы меняется на наших глазах: 7 Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Вниманию, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осененный... Чуть слышно над ручьем колышется тростник; Глас петела вдали уснувши будит селы... От созерцания природы поэт переходит к грустным раздумьям о быстротечности жизни: «О дней моих весна, как быстро скры лась ты / С твоим блаженством и страданьем!» Поэт тоскует о том, что ему уже никогда «не зреть соединенья» друзей, так радовав ших его в молодости. Он чувствует свое одиночество: Лишенный спутников, влача сомнений груз, Разочарованный душою, Тащиться осужден до бездны гробовой... Но бесконечность и обновляемость мира природы рождают в душе поэта светлые чувства, изгоняя уныние, и поэт, «лиру соглася с сви релью пастухов», поет «Светила возрожденье». Если в начале стихо творения «последний луч зари на башне умирает» и земля погружа ется в сон под зыбким и печальным светом луны ущербной, то в кон це стихотворения ночь постепенно перетекает в утро. Жизнь про должается. Но все же основной настрой стихотворения — печаль ный, элегический, но печаль эта сладостна для сердца поэта: Пусть всяк идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных. Элегия «Воспоминание» связана с личной драмой Жуковского, беззаветно любившего свою племянницу и ученицу Машу Прота сову, умершую совсем молодой. Эта элегия, как и многие другие произведения Жуковского, положена на музыку и стала известным романсом. В ней говорится о сладостной боли воспоминаний, кото рая значительней и глубже, чем отупение беспамятства: Несчастие — об вас воспоминание! Но более несчастье — вас забыть! О, будь же грусть заменой упованья! Отрада нам — о счастье слезы лить! (1816) Элегия «Море» (1822) приветствует не гармонию покоя, а гар монию движения, борьбы стихий и борьбы страстей, чувств. Море наполнено тревожной думой, в нем есть глубокая тайна, динамика противоположностей: 8 Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты, Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?.. Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосущест вимым. Мечта недостижима и ирреальна. Такова концепция мира поэтаромантика. Наибольшую известность Жуковскому принесли его баллады. Бал лада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какойлибо необычный случай; многие баллады связаны с исторически ми событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями, часто с трагической, мистической развязкой. Баллада хотя и появилась в русской литературе до Жуковского, например, баллада Карамзина «Раиса», но ранние русские баллады в целом прошли незамеченными, потому что в них не было лириз ма, одушевившего баллады Жуковского. Романтическое начало бал лад Жуковского проявляется в тяготении к народной фантастике, экзотике, тематике средневековья, поэзии «тайн и ужасов». Глав ное даже не в фантастике, а в понимании душевной жизни как слож ного комплекса, имеющего и земной, и мистический смысл. За 25 лет (1808–1833) Жуковский создал 39 баллад. Основная про блематика их — вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла — всегда сама душа человече ская и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически по тусторонние силы. Романтическое двоемирие предстает в образах дья вольского и божественного начал. Борьба за душу человеческую, за ее спасение от погибели — основная коллизия баллад Жуковского. Поэта особенно волновали проблемы личной ответственности героя, его умение самому делать выбор, принимать решение. 1я баллада Жуковского — «Людмила» (1808), по мотивам балла ды немецкого поэтаромантика Бюргера «Ленора». Бюргер осно вывает сюжет своей баллады на материале немецкого Средневеко вья, а Жуковский переносит действие в Россию. Баллада написана в 1808 году и опубликована в «Вестнике Европы». Жуковский впер вые поставил перед собой цель создания русской баллады по запад ноевропейскому образцу. В ней широко используются приемы рус 9 ского фольклора: («ждетпождет Людмила»); постоянные эпитеты («ве тер буйный», «борзый конь»), народная песенная традиция («к пер сям очи преклонив / тихо в терем свой идет»). В живых образах и кар тинах раскрыт неведомый ранее русской читающей публике мир ро мантически настроенной личности, устремленной в неведомое. В ней затрагивается тема любви и смерти. Героиня не верит в вечную силу любви и жаждет смерти не в надежде на сладкий час соединения влюб ленных, а в полной безнадежности: Милый друг, всему конец. Что прошло — невозвратимо, Небо к нам неумолимо. Неверие в загробную встречу с любимым привело героиню к тому, что они соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти, в холодном гробу: Расступись, моя могила, Гроб, откройся, полно жить! Дважды сердцу не любить! Нам постель — темна могила, Завес — саван гробовой. Сладко спать в земле сырой! Героиня изменила романтическому миропониманию. «Верь тому, что сердце скажет», — призывал Жуковский. — «Сердце верить отказа лось», — в отчаянии признается Людмила. Людмила пожелала смерти и получила ее. Однако смысл баллады не сводится к религиозномораль ной идее. Романтизм «Людмилы» заключается, по словам Белинского, не только в содержании, но и в «фантастическом колорите красок, ко торыми оживлена местами эта подетски простодушная легенда». Одно из самых впечатляющих мест баллады — это встреча Людмилы со сво им мертвым женихом. В отличие от первоисточника, изобилующего натуралистическими картинами (безглазый череп, кожа, слезающая с костей), в «Людмиле» данный эпизод описан в мистикоромантических тонах, не столь антиэстетически (мутный взор, впалые ланиты; сава ном обвит). Погибший жених находится под властью скорее демониче ских, нежели божественных сил. В 1813 году в «Вестнике Европы» Жуковский напечатал новую балладу на тот же сюжет — «Светлану» — самую известную из всех его баллад, и в то же время больше, чем другие, отходящую от канонов жанра. Сюжет заключен в рамки крещенского гадания девушек, кото рое обещает рассказать об их будущем. Исчезает одно из важных свойств романтической баллады — немотивированность мистики, 1 0 чудес. В «Светлане» сверхъестественные события объяснены сном героини во время гадания. Да и соединение героев происходит не в сырой могиле, а в храме, куда привозит Светлану ее жених. Жених мертвец в «Светлане» имеет христианский облик: «на лбу венец, в ногах икона, затворены очи». На грудь жениху Светланы вспорхнул голубок. Голубь — символ мира и жизни, недаром он спасает Свет лану от смерти. Угрожающее Светлане соединение с мертвецом ока залось лишь мрачным сновидением под влиянием гадания, и, проснув шись, Светлана возвращается в привычную обстановку, а действие приходит к благополучной развязке: появляется живой и попреж нему любящий жених. Светлана, в отличие от Людмилы, не возроп тала на судьбу и за это вознаграждена, обрела счастье. Она просит Бога вернуть ей любимого, и ее просьба выполнена. Поэт, в сущности, отказывается от балладной фантастики, от таинственного и ужасного, не боясь ввести в балладу даже элемент шутки, хотя это противоречило жанровой традиции. Баллада явилась свадебным подарком Жуковского племяннице Александре Протасовой, младшей сестре Маши, и к внежанровым ее особенностям относится и послесловиепосвящение: Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон, Счастье — пробужденье. Особое место среди баллад Жуковского занимает «Лесной царь», (1818) вольный перевод одноименной баллады Гете. Очень глубо кий и тонкий анализ оригинала и перевода дала М.Цветаева в ис следовании «Два «Лесных царя». Она приходит к выводу: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жу ковский, нельзя... Два «Лесных царя». Две вариации на одну тему, два видения одной вещи...» В структуре баллады есть и общее, и отличительное от других баллад Жуковского. Общее в мистике и недосказанности, в моти вах загробного мира. Важным сюжетным элементом, связывающим перечисленные выше баллады, является скачка в неизвестность. Как правило, действие происходит поздним вечером, произведения за канчиваются трагически. Отличие «Лесного царя» от других бал лад Жуковского — в предельном лаконизме и недосказанности, в отсутствии любовной интриги, всем понятной трагедии разлучен ных влюбленных. Поэт как бы останавливается перед непостижи мой тайной бытия, жизни и смерти. 1 1 |