Главная страница
Навигация по странице:

  • «Мертвые души» Вопросы.

  • Вопросы и задания для самопроверки.

  • Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)

  • Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000


    Скачать 403.13 Kb.
    НазваниеКонспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
    Дата16.10.2022
    Размер403.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShurik_1.pdf
    ТипКонспект
    #737101
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. В чем смысл «говорящих фамилий» персонажей комедии?
    2. Проследить индивидуальные особенности речи Городничего,
    Хлестакова, ЛяпкинаТяпкина и др. персонажей.
    3. Роль и особенности «немой сцены». В чем смысл позы каждо
    го персонажа?
    «Мертвые души»
    Вопросы.
    1. Своеобразие жанра поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
    2. Смысл заглавия поэмы.
    3. Сюжет и композиция поэмы.
    4. Принципы создания характеров в поэме.
    5. Образ Чичикова как «героя времени» первоначального нако
    пления капитала.
    6. Роль и тематика лирических отступлений.
    7. Образ автора и его идеалы.
    8. Сущность комического в поэме.
    9. Изображение губернского города и Петербурга.
    Поэма «Мертвые души» — вершина творчества Гоголя. Он работал над ней с середины 1835 года до последних дней жизни. Мыслилось ему масштабное эпическое произведение, состоящее из 3х томов. Но вто
    рой том дошел до нас в черновых вариантах и набросках, а к 3му Гоголь так и не приступил. Однако первая часть, которая уже после выхода ее в свет в мае 1942 года казалась Гоголю лишь вступлением к тому, что за ней должно последовать, «лишь крыльцом к дворцу, который задуман строиться в колоссальных размерах», как он сообщал в письме к Жу
    ковскому, на самом же деле оказалась вполне законченным, более того,
    совершенным в сюжетнокомпозиционном, эстетическом и нравствен
    ном отношениях произведением.
    Сюжет «Мертвых душ», как известно, подсказан Гоголю Пуш
    киным, о чем Гоголь рассказал в «Авторской исповеди». Пушкин рассказал Гоголю историю похождений одного авантюриста, заду
    мавшего скупить у помещиков умерших после последней переписи крестьян, числящихся по так называемой «ревизской сказке» жи
    выми, и заложить их в недавно созданный Опекунский совет под

    5 2
    ссуду. Идея создания Опекунских советов в государственном мас
    штабе была призвана активизировать собственника, помочь поме
    щикам приспособиться к новым условиям жизни в условиях на
    ступающей капитализации России. Но то, что выглядело вполне разумным на бумаге, в действительности сразу же выявило свою бессмысленность и алогичность. История, которая произошла на самом деле, под пером Гоголя превратилась, с одной стороны, в фантасмагорию, в которой действуют «мертвые души» с «холод
    ными, раздробленными, повседневными характерами», а с другой,
    — представила перед читателем сложную, многоголосую, непости
    жимую Русь, которая несется в неизведанную даль, «как бойкая»,
    необгонимая птицатройка».
    Сюжет, подаренный Пушкиным, значительно трансформировался,
    оброс деталями и подробностями российского быта, колоритнейшими фигурами помещиков и чиновников, каждая из которых — истинный шедевр гоголевского таланта, вставными новеллами и повестями, ав
    торскими отступлениями и рассуждениями, воплотившись в произве
    дение уникальной жанровой формы, над которой думают и спорят мно
    гие поколения читателей, исследователей, критиков.
    Сам Гоголь долго и мучительно размышлял над жанровой при
    родой своего детища. Первоначально он склонен был назвать его романом, но впоследствии склоняется к мысли, что его новое про
    изведение — поэма, но не в традиционном, а в какомто особом зна
    чении слова. Гоголь ставил перед собой задачу не просто обличи
    тельную, но и философскую: увидеть за мелким и раздробленным бытом ничтожных людишек, заслуживающих лишь название «мерт
    вых душ», будущее России, ее творческие силы, ее «душу живую».
    Поэтому жанровые формы романа в том виде, в котором они тогда существовали, были писателю тесны.
    Но и поэма в ее традиционном бытовавшем тогда виде не устраи
    вает Гоголя. Гоголь создает свое новое произведение, не сковывая себя рамками существовавших тогда жанровых форм, смело соединяя объ
    ективноэпическое повествование и лирический, от самого сердца идущий голос автора, патетику и драматизм, юмор и сатиру, резкий,
    обличительный гротеск и тонкую, изысканную иронию.
    Сюжет поэмы строится на движении персонажа «изменяюще
    гося», умеющего приспосабливаться к обстоятельствам, в общем,
    мимикрирующего, через целый ряд персонажей «неподвижных» —
    помещиков. Причем это движение носит далеко не случайный ха
    рактер, даже в том случае, если встреча персонажей произошла слу

    5 3
    чайно (к Коробочке Чичиков попал, заблудившись среди бесконеч
    ных российских дорог, а Ноздрева встретил в трактире). От главы к главе усиливается монстрообразность героев, проявляющаяся в их портрете, одежде, отношении к гостю и к своим крепостным, в ма
    нере вести беседу и торговаться — т.е. во всех деталях, рисующих их быт и нравы. В облике Манилова — «избыток сахару», Коробочки —
    «дубинноголовости», Ноздрева — открытого хамства и жульничест
    ва, Собакевича — «кулачества», Плюшкина — бессмысленного, раз
    рушающего и хозяйство, и душу скопидомства. Но усиление гротеска при характеристике помещиков не прямолинейно. И там, где разру
    шение личности, казалось бы, уже дошло до предела, вдруг проявля
    ется нечто, свидетельствующее о том, что, может быть, не так уж все безнадежно. Крепко сколочено хозяйство у Собакевича; его крепост
    ные, отпущенные на оброк (вспомним, что сама по себе эта акция сви
    детельствовала о прогрессивности помещика, например, Онегин «ярем барщины старинной оброком легким заменил», вследствие чего сосе
    дипомещики стали считать его опаснейшим чудаком), становятся в силу своего мастерства и трудолюбия известны не только в губернии,
    но и в Москве: каретник Михеев, плотник Степан Пробка, сапожник
    Максим Телятников, торговец Еремей Сорокаплехин, живший в Мо
    скве своим домом и одного оброка приносивший по пятьсот рублей.
    Для сравнения уместно вспомнить, что чиновник Акакий Акакиевич
    Башмачкин получал в год жалования всего четыреста рублей или око
    ло этого. «Старый плут и бестия», Собакевич единственный смог про
    тивостоять напору плута новой формации Чичикова.
    Еще более сложен образ Плюшкина. Не то баба, не то мужик, в общем, «прореха на человечестве», он единственный из помещиков оказался включен в нормальные человеческие отношения, хотя и в искаженном виде. У него была семья, дети, в настоящее время — вну
    ки, которых он даже покачал на коленях, когда они приезжали к нему в гости; был друг, по его словам, «однокорытник», при упоминании о котором глаза его заблестели живым блеском и он, отделившийся сво
    ей скупостью от всего человечества, даже от собственных детей, по
    желал через Чичикова передать ему привет. Но деградация его необ
    ратима: «Лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее». Но и этот на мгно
    вение появившийся в этом бесчувственном мире теплый луч жизни помогает Гоголю преодолеть беспросветность изображаемого и при
    звать читателей к новой, лучшей, прекрасной жизни: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточаю

    5 4
    щее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не ос
    тавляйте их на дороге, не подымете потом!»
    Лирические отступления и авторские комментарии к эпическим картинам и зарисовкам пронизывают все повествование. Голос ав
    тора ироничен, когда он описывает своих «холодных и раздроблен
    ных» героев, грустен, когда говорит о тяжком пути писателясатири
    ка, призванного «озирать всю громадно несущуюся жизнь... сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы», возвышен,
    когда мысль его касается судеб России, вдохновенен, когда речь пой
    дет о творческих, созидательных силах народа, о национальном дос
    тоянии его — животрепещущем русском слове. Пошлые, ничтожные персонажи, о которых повествует писатель, не замечают бескрай
    них просторов России, сил народного духа, самой энергии вечного движения, которое формируется системой лирических отступлений и рождает в свою очередь образ Руситройки: «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?». Но героя такого нет и неоткуда его взять. Так открывается читателю внутренний, трагический конфликт поэмы: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
    «Героем времени» в поэме оказывается не богатырь, а проходи
    мец. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» Гоголь ска
    зал о Чичикове: «Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели». Мы видим в этих словах много общего с тем, как характеризует своего героя Лермонтов: «портрет, составленный из пороков и недостатков целого поколения в полном их развитии». Чичиков безлик и много
    гранен, что позволяет ему легко подстраиваться под тех, кому он желает понравиться: с Маниловым он приторнолюбезен, с Коробоч
    кой — мелочнонастойчив и грубоват, с Ноздревым — циничен и тру
    соват, с Собакевичем — тверд и хитер, с Плюшкиным — лицемерен в своем мнимом «великодушии». Чичикову легко оказаться «зерка
    лом» любого из этих героев, потому что в нем самом заложены и пус
    тая мечтательность Манилова, когда он воображает себя херсонским помещиком, забывая о том, что он владелец крепостных только на бумаге, и самовлюбленность Ноздрева, и цинизм Собакевича, и ско
    пидомство Коробочки и Плюшкина, материализованное в его лар
    чике, куда он поплюшкински складывает никому не нужные пустя
    ки, но — с обстоятельной аккуратностью Коробочки. Несмотря на то, что он постоянно одержим всякого рода деятельностью, в пер
    вую очередь, направленной на улучшение своего материального по

    5 5
    ложения, несмотря на то, что он способен возрождаться после оче
    редных неудач и провалов своих афер, он тоже «мертвая душа»,
    потому что ему недоступна «блистающая радость жизни» даже то
    гда, когда он мчится в «птицетройке».
    Чичиков, стремясь к обогащению любой ценой, освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям, ставшим на его пути. Вынося приговор своему герою, Гоголь понимает, что тип бур
    жуазного дельца весьма жизнеспособен, поэтому и намеревался про
    вести Чичикова по всем трем томам своей поэмыэпопеи.
    Тема губернского города как бы обрамляет повествование о пу
    тешествии Чичикова к помещикам. Образ Города имеет самостоя
    тельное значение, придавая законченность повествованию о совре
    менной России. В одном из черновых набросков к «Мертвым ду
    шам» Гоголь писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени
    Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все воз
    никло от безделья и приняло выражение смешного в высшей сте
    пени». Губернский город, расположенный неподалеку от двух сто
    лиц, является карикатурным отражением тех нравов, которые ца
    рят повсюду: взяточничество, казнокрадство, иллюзия деятельно
    сти и, в конечном итоге, иллюзия жизни вместо самой жизни. Не случайно при описании жителей города и его нравов так часто ис
    пользованы сравнения из мира неодушевленного, неживого. На балу у губернатора «черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом рафинаде в пору жар
    кого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном», чиновники были люди просвещенные: «кто читал Карамзина, кто «Московские ве
    домости», кто даже и совсем ничего не читал» — для «мертвых душ»
    все едино. В уединенной обстановке жёны, желая приласкать сво
    их суженых, также не выходят за пределы мира предметного, без
    духовного; называя их «кубышки, толстунчики, пузантики, чернуш
    ки, кики, жужу и пр.». Чиновник Иван Антонович напоминал «кув
    шинное рыло», а в присутствии трудились над бумагами «фраки,
    сюртуки губернского покроя и даже просто какаято светлосерая куртка, которая, своротив голову набок и положив ее почти на са
    мую бумагу, выписывала бойко и замашисто какойнибудь прото
    кол». Хотя чиновников Гоголь рисует не так подробно и обстоятель
    но, как помещиков, выделяя лишь одну какуюнибудь характерную деталь их облика и поведения, в целом, зловещий и выразительный портрет Города занимает достойное место в поэме.

    5 6
    С описанием чиновников губернского города связана и тема Пе
    тербурга, которая оказывается сквозной в творчестве Гоголя, на
    чиная уже с «Ночи перед рождеством». Едва ли не в каждой главе
    Гоголь так или иначе вспоминает Петербург, и всегда с иронией и осуждением его мертвящих нравов. Чего только стоит его рассуж
    дение о том, что и среди почтенных государственных людей встре
    чаются такие же тупые, дубинноголовые, как Коробочка.
    Тема Петербурга занимает важное место во вставной новелле
    «Повесть о капитане Копейкине», не имеющей прямого отношения к сюжету. Тем не менее, Гоголь весьма болезненно отнесся к стрем
    лению цензуры сократить или совсем убрать эту повесть из «Мерт
    вых душ». В истории инвалида Отечественной войны, оставленного со своим несчастьем на произвол судьбы, сфокусированы многие темы «Мертвых душ»: тема бесправия народа, тема чиновничьего произвола, но самое главное — тема грядущего возмездия за грехи,
    актуальная для творчества Гоголя в целом, приобретает здесь вполне определенные социальные черты. Копейкин, униженный до преде
    ла, распрямляется, обретает чувство собственного достоинства:
    «Коли генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе,
    хорошо, я найду средства!» Герой Отечественной войны становится атаманом разбойников. Если в предыдущих главах равнодушие чи
    новников к нуждам простых просителей, не имеющих возможности дать взятку, описано иронически, то в «Повести о капитане Копей
    кине» противопоставление несчастного Копейкина и высокопостав
    ленных петербургских чиновников носит гротескный характер, об
    наруживает свою связь с повестью «Шинель», выступающей в за
    щиту «маленького человека».
    С появлением «Ревизора» и «Мертвых душ» сатирическая линия русской литературы обрела новые силы, расширила приемы выра
    зительности, ввела новые принципы типизации. Опыт гоголевской сатиры оказался плодотворен во второй половине XIX века, реали
    зовавшись в сатирической поэме Некрасова «Современники», ро
    манах и сказках СалтыковаЩедрина, новеллах Чехова.
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. Каким образом характеры помещиков проявляются в облике их имений, образе жизни крепостных, в их отношении к предло
    жению Чичикова продать мертвые души. Приведите примеры.
    2. В чем, по мнению Гоголя, выражается талантливость русского народа? Прочитать лирическое отступление о меткости и силе рус
    ского слова (гл. V), о задушевности русской песни (гл. XI), о вынос
    ливости и трудолюбии крестьян (гл. X).

    5 7 3. Как формировался характер Чичикова? Почему Гоголь рас
    сказывает об этом в конце поэмы (гл. XI)?
    4. Что говорит Гоголь о судьбе писателясатирика и о своем соб
    ственном призвании (гл. VII).
    5. В чем сложность и многозначность понятия «Русь» в поэме
    (гл. XI)?
    Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ
    (1814–1841)
    С именем Лермонтова, с его творчеством, продолжавшимся не
    полных тринадцать лет (1828–1841), связано для нас понятие «три
    дцатые годы». Выделение новой культурноисторической эпохи оп
    ределяется и новой (постдекабристской) общественной ситуацией
    — отказом от политической активности, и новым типом личности,
    скептической и рефлектирующей, и новыми требованиями к искус
    ству — обращением к внутреннему миру человека. Это, кроме того,
    новая, послепушкинская, эпоха развития литературы, эпоха разви
    тия прозы, эпоха, требующая новых выразительных средств для сти
    ха. Лермонтов оказался в средоточии поисков и в прозе, где он явил
    ся создателем первого русского психологического и философского романа, и в поэзии, в которой он нашел способы изображения слож
    ного и трагического мира современного человека.
    Лирика
    Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой зо
    лотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру
    жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздуш
    ный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес.
    «Выхожу один я на дорогу...». Пророк.
    Вопросы.
    1. Лирический герой Лермонтова.
    2. Основные мотивы лирики Лермонтова.
    3. Художественное своеобразие лирики Лермонтова.
    Самая характерная черта лирики Лермонтова — обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности. Это был поэт, который уже в семнадцать лет мог сказать о себе:
    Я рожден, чтоб целый мир был зритель
    Торжества иль гибели моей...

    5 8
    Идея личности — одна из главных для романтизма, и в русской поэзии она формируется еще в творчестве декабристов (тиранобо
    рец, обреченный на гибель), позже в романтических поэмах Пушки
    на, прежде всего в «Кавказском пленнике» (слияние свободолюбия и элегического разочарования, «преждевременной старости души»).
    В лермонтовском творчестве идея личности предстает в наиболее чистом виде — личность протестует против насилия, и этот протест носит тотальный характер, это вражда с толпой и «светом», с обще
    ством и государством и, наконец, с Богом, т.е. с самыми основами мироустройства. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгар
    монии — настойчиво требует единого героя, в личности которого и может быть выражен подобный конфликт.
    Этот единый образ — лирический герой — становится органи
    зующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единст
    вом, единством жизнепонимания. Он обладает своим лицом, и, чи
    тая его стихи, мы как бы представляем себе это лицо. Белинский,
    описывая стихотворение «1е января», говорил, что в нем «мы опять входим в совершенно новый мир, хотя и застаем в нем все ту же думу, то же сердце, словом, ту же личность...». Лирический двой
    ник автора становится его важнейшей темой. Слова Ю.Н.Тыняно
    ва, сказанные о Блоке: «Блок — самая большая лирическая тема
    Блока» — могут быть отнесены и к Лермонтову.
    Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность:
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы хотел, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    («1831го июня 11 дня»)
    «Боренье дум» и «пыл страстей» сменяются в лирическом герое печалью, горечью и чувством безнадежности:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
    Такая пустая и глупая шутка.
    («И скучно, и грустно...»)
    Он наделен всей полнотой духовных сил — и невозможностью эти силы использовать («жар души, растраченный в пустыне»), жаждой свободы — и сознанием ее неосуществимости («Узник»), стремлением обрести гармонию с мирозданием — и сознанием утопичности этого стремления. Ему не дано ощущение счастья или дано на краткий миг, и только тогда, когда мир вокруг идеально гармоничен:

    5 9
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога...
    («Когда волнуется желтеющая нива»)
    Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдаю
    щий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать. Воспоминания о любви оказываются памятью о страдании: «Люблю в тебе я прошлое страданье...» («Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Трагизм лермонтовского лирического героя может быть выражен как в силе страданий, скорбей и бед, так и в утрате их: «И радость, и муки, и все там ничтожно» («И скучно и грустно...»). Антитеза «радости — муки» сменяется единым поня
    тием ничтожности существования, и это уничтожение способно
    сти чувствовать, а значит жить.
    Страстность переживания лирического героя соединена с дина
    микой движения мысли. Его мысль, протестующая, анализирующая,
    задающаяся сложнейшими вопросами, общественными, нравствен
    ными, философскими, всегда окрашена чувством — иронии, гнева,
    скорби или нежности.
    Именно лирический герой с его устойчивыми психологически
    ми свойствами, с его мировоззрением и системой ценностей ока
    зывается причиной того, что в поэзии Лермонтова выделяется ряд наиболее значимых и характерных для него мотивов. Мотив —
    сложное понятие, объединяющее в себе и устойчивые лирические темы поэта, и постоянные комплексы чувств и переживаний, и по
    вторяющиеся в его стихах образы. Здесь мы выделим лишь несколь
    ко наиболее важных для Лермонтова мотивов и тем.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта