Главная страница
Навигация по странице:

  • Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812–1891)

  • «Обломов» (1859) Вопросы.

  • Конспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000


    Скачать 403.13 Kb.
    НазваниеКонспективное изложение программных тем Москва Издательство мгуп 2000
    Дата16.10.2022
    Размер403.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаShurik_1.pdf
    ТипКонспект
    #737101
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
    Вопросы и задания для самопроверки.
    1. В чем смысл названия драмы «Гроза»? 2. Найдите символи
    ческие детали и образы в «Грозе». 3. Каковы функции пейзажа в
    «Грозе»? 4. Каков жанр «Грозы»? 5. Какова роль поэтических и религиозных мотивов в построении образа Катерины? 6. В чем смысл названия комедии «Лес»? 7. Какое значение в комедии имеет тема театра? 8. Расскажите о парных персонажах в «Лесе».
    9. Определите сюжетные линии в комедии. 10. Какой смысл име
    ет отсутствие единства действия в комедии?

    8 2
    Иван Александрович ГОНЧАРОВ
    (1812–1891)
    И.А.Гончаров — выдающийся русский писатель XIX века. В труд
    ную эпоху николаевского безвременья он своим творчеством способ
    ствовал подъему духовных сил нации, вносил свой вклад в развитие русского реализма. Гончаров входил в литературу в плеяде таких пи
    сателей, как Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов, и занял среди них достойное место, создав своеобразный художественный мир.
    Среди своих предшественников в литературе писатель особенно выделял Пушкина, подчеркивая его исключительное влияние на него:
    «Пушкин был наш учитель, и я воспитался, так сказать, его поэзиею.
    Гоголь на меня влиял гораздо позже и меньше». Гончаров всегда стре
    мился к объективности изображения. Н.Добролюбов отмечал его
    «уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его...».
    Писателя интересовала повседневная жизнь, которую он показывал в ее нравственнобытовых противоречиях. Он тщательно отбирал достоверные подробности жизни, из которых складывалась доста
    точно стройная картина, а ее основной смысл становился очевидным сам собой. Писатель старался избегать открытого выражения автор
    ской позиции и уж тем более отказывался вершить суд над героями.
    Читатель его произведений почти не ощущает вмешательства автора:
    жизнь как бы говорит сама за себя, ее изображение лишено как са
    тирического, так и приподняторомантического пафоса. Отсюда и в манере повествования отсутствует эмоциональная окрашенность.
    Тон повествования эпически спокойный.
    При верности жизни, «безакцентности» стиля Гончаров нико
    гда не впадал в натурализм. Более того, натурализм он считал бес
    крылым, лишенным подлинной художественности. Произведение писателянатуралиста с фотографически точным воспроизведени
    ем действительности, по его представлению, не могло заключать в себе подлинно художественного обобщения. Не случайно он писал
    Достоевскому: «Вы знаете, как большей частью действительности мало бывает для художественной правды — и как значение творче
    ства именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдопо
    добие, т.е. добиться своей художественной истины».
    Особенности творческой манеры Гончарова, характер его реализма определяются его мировоззрением, личностным статусом, понимани
    ем творчества, его природы и законов. Так же, как и Тургенев, он при
    держивался либеральных убеждений, но в отличие от Тургенева, был

    8 3
    гораздо дальше от социальнополитических конфликтов современно
    сти. Писатель рассматривал общественную жизнь и ее перспективы через эволюцию социальнобытового уклада. Другими словами, его вол
    новали не столько социальнополитические, сколько бытийные пробле
    мы. Гончаров сам достаточно прозрачно определил свои мировоззрен
    ческие ориентиры и своеобразно дистанцировался от революционно
    сти, столь характерной для его времени: «Я разделял во многом образ мыслей относительно, например, свободы крестьян, лучших мер к про
    свещению общества и народа, о вреде всякого рода стеснений и огра
    ничений для развития и т.д. Но никогда не увлекался юношескими уто
    пиями в социальном духе идеального равенства, братства и т.д., чем вол
    новались молодые умы».
    При этом в творчестве Гончарова нашли отражение существен
    ные стороны современной ему действительности. Писателю удалось показать сдвиги в сознании, в системе ценностей его эпохи; он ху
    дожественно осмыслил новый тип русской жизни — тип буржуаз
    ного предпринимателя.
    Гончаров прожил долгую творческую жизнь, но написано им немного. Писатель долго вынашивал замыслы своих произведений,
    тщательно обдумывал детали, прежде чем начинал непосредствен
    ную работу над текстом. У него была собственная концепция твор
    чества. Писатель был убежден, что подлинное произведение искус
    ства рождается только из лично пережитого художником. «То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблю
    дал, чем не жил — то недоступно моему перу... я писал только то,
    что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — признавался он.
    Первые публикации Гончарова состоялись в рукописных жур
    налах «Подснежник» и «Лунные ночи», выпускавшихся в доме ху
    дожника Николая Майкова. С его сыновьями — будущим поэтом
    Аполлоном Майковым и критиком Валерианом — Гончаров дружил.
    Это были повести «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка
    (1839). В какомто смысле это были этюды к его первому роману
    «Обыкновенная история» (напечатан в журнале «Современник» в
    1847 году). Роман стал событием и сделал Гончарова одной из важ
    нейших фигур в отечественной литературе. Многие критики лест
    но отозвались о молодом писателе.
    В 1849 году Гончаров опубликовал «Сон Обломова» — отрывок из будущего романа. Сам роман «Обломов» появился лишь в 1859
    году на страницах журнала «Отечественные записки». В это деся
    тилетие писатель совершил на военном корабле путешествие во

    8 4
    круг Европы, Африки и Азии, результатом чего стали путевые очер
    ки «Фрегат Паллада» (1855–1857). «Обломов» — главный роман
    Гончарова. По мнению многих критиков, он произвел настоящую сенсацию. А.В.Дружинин писал: «Без всякого преувеличения мож
    но сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни одного малейшего, заштатнейшего города, где бы ни читали «Обломова»,
    не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове».
    Следующий роман писателя был опубликован еще через десять лет,
    в 1869 году. В течение этого десятилетия он публиковал лишь неболь
    шие отрывки из будущего романа. «Обрыв» не получил такой высо
    кой оценки в критике, как «Обломов». Революционно настроенные критики отнесли его к антинигилистическим романам. Но читатели с интересом встретили роман, а тираж журнала «Вестник Европы», на страницах которого он был опубликован, резко вырос.
    После «Обрыва» Гончаров практически отошел от широкой ли
    тературной деятельности. Единственная критическая статья «Миль
    он терзаний», написанная им в 1872 году, напомнила читателю имя
    Гончарова. «Мильон терзаний» — талантливый и тонкий анализ комедии Грибоедова «Горе от ума»: Гончаров дал точную характе
    ристику образов, показал актуальность комедии.
    Итак, единственным жанром, в котором работал Гончаров, был роман. Писатель считал роман главным жанром, способным отра
    зить закономерности жизни во всей их глубине. Не случайно герой гончаровского романа «Обрыв» Райский говорит: «Пишу жизнь —
    выходит роман, пишу роман — выходит жизнь».
    «Обломов» (1859)
    Вопросы.
    1. Обломов и обломовщина.
    2. «Старое» и «новое» в русской жизни (Обломов и Штольц).
    3. Образ Ольги Ильинской.
    4. Художественные особенности романа.
    Роман «Обломов» привлек внимание критиков и читателей пре
    жде всего своим центральным героем. Он вызывал противоречи
    вые чувства и суждения. Добролюбов в статье «Что такое обломов
    щина?» увидел за образом Обломова серьезное социальное явле
    ние, оно и вынесено в название статьи.
    Вслед за Добролюбовым очень многие стали видеть в гончаров
    ском герое не просто реалистический характер, а общественный и литературный тип, имеющий генетическое родство с гоголевским
    Маниловым, с типом «лишнего человека» в русской литературе.

    8 5
    Несомненно, Илья Ильич Обломов — порождение своей среды,
    своеобразный итог социальнонравственного развития дворянства.
    Для дворянской интеллигенции не прошло бесследно время парази
    тического существования за счет крепостных крестьян. Все это поро
    дило леность, апатию, абсолютную неспособность к активной деятель
    ности и типично сословные пороки. Штольц называет это «обломов
    щиной». Добролюбов не только подхватывает это определение, но и находит истоки обломовщины в самой основе русской жизни. Он бес
    пощадно и сурово судит русское дворянство, закрепляя за ним это сло
    во «обломовщина», ставшее нарицательным понятием. По мнению критика, в Обломове автором показано стремительное падение «с высот печоринского байронизма, через рудинский пафос... в навоз
    ную кучу обломовщины» героядворянина.
    В образе Обломова он увидел прежде всего социальнотипическое содержание и поэтому ключом к этому образу считал главу «Сон
    Обломова». Действительно, образ Обломовки из сна героя дает бо
    гатейший материал для понимания социальной и нравственнопси
    хологической сущности Обломова как типа. «Сон» героя не совсем похож на сновидение. Это достаточно стройная, логичная, с обили
    ем подробностей картина жизни Обломовки. Скорее всего, это не собственно сон, с характерными для него алогичностью и эмоцио
    нальной взволнованностью, а условный сон. Задача этой главы ро
    мана, как отмечал В.И.Кулешов, дать «предварительную историю,
    важное сообщение о детстве героя... Читатель получает важные све
    дения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался леже
    бокой... получает возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь
    «обломилась». В картине детства заложено все. Жизнь для обломов
    цев — это «тишина и невозмутимое спокойствие», которые, к несча
    стью, иногда нарушаются неприятностями. Особенно важно под
    черкнуть, что среди неприятностей, в одном ряду с «болезнями, убыт
    ками, ссорами» для них оказывается труд: «Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцов наших, но любить не могли».
    С раннего детства сам образ жизни воспитывал в Илюше чувство барского превосходства. Для всяких нужд у него есть Захары, вну
    шали ему. И очень скоро он «сам выучился покрикивать: — Эй, Вась
    ка, Ванька! Подай то, подай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбе
    гай, принеси!».
    В недрах Обломовки сформировался и жизненный идеал Обло
    мова — жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, раз
    думье наслаждения». Хотя Илья готов внести в свою идиллию неко

    8 6
    торые изменения (он перестанет есть старозаветную лапшу, жена не станет бить девок по щекам, займется чтением и музыкой), осно
    вы ее неизменны. Зарабатывать на жизнь для дворянина, по его мне
    нию, недостойно: «Нет! Что из дворян делать мастеровых!» Он убе
    жденно стоит на позиции баринакрепостника, решительно отвер
    гая совет Штольца завести в деревне школу: «Грамотность вредна мужику, выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет». Он не со
    мневается в том, что крестьянин всегда должен работать на барина.
    Таким образом, инертность Обломова, ленивое прозябание в халате на диване его петербургской квартиры в гончаровском романе в пол
    ной мере порождены и мотивированы социальнобытовым укладом патриархальнопомещичьей жизни.
    Но образ Обломова всетаки не исчерпывается этой трактовкой.
    Ведь Обломов наделен удивительным сердцем, «чистым», «как ко
    лодезь глубоким». Светлое, доброе начало в Обломове так хорошо чувствует Штольц. Именно это «честное, верное сердце» полюбила в нем Ольга Ильинская. Он бескорыстен и искренен. А как глубоко он переживает прекрасное! Исполнение Ольгой арии Нормы из оперы Беллини переворачивает ему душу. У Обломова свое представ
    ление об искусстве. Он ценит в нем красоту и человечность. Поэтому
    то еще в начале романа он так горячо спорит с «прогрессивным» лите
    ратором Пенкиным, требующим от искусства беспощадных обличе
    ний и «голой физиологии общества». Обломов возражает ему: «Вы одной головой хотите писать... Вы думаете, что для мысли не надо серд
    ца? Нет, она оплодотворяется любовью».
    Илья Ильич не просто лежит на диване, он постоянно думает о своей жизни. Автор, размышляя об образе Обломова, видел в нем не только социальный тип определенной эпохи, но и выражение черт национального характера: «Я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются малопомалу элементарные свойства русско
    го человека...».
    Двойственную природу Обломова подчеркивал в статье о романе критик Дружинин. Он считает, что в герое идет постоянная борьба начал Обломовки с «истинной деятельной жизнью сердца». Именно эта особенность образа Обломова определила своеобразие компо
    зиции романа. Глава «Сон Обломова» играет в ней определяющую роль. Первые восемь глав романа показывают Обломова на столь любимом диване в квартире на Гороховой. Череда визитеров, сме
    няющих друг друга, создает некий обобщенный и почти символиче
    ский образ Петербурга, который отталкивает героя. Каждый из гос

    8 7
    тей Ильи Ильича живет в суете, постоянно спешит («В десять мест в один день — несчастный!»), занят погоней за карьерой, сплетнями,
    светскими развлечениями. Возникает образ пустоты, видимости жизни. Обломов не может принять такую жизнь: он отвергает все приглашения, предпочитая одиночество. В этом проявляется не толь
    ко его извечная лень, но и неприятие самой сути петербургской жиз
    ни, этой безумной занятости без дела. Сон, остановивший «медлен
    ный и ленивый поток его мыслей», проясняет нам его идеалы. Они прямо противоположны основам петербургской жизни.
    Обломову снится детство, идиллическое детство в стране покоя,
    остановившегося времени, где человек остается самим собой. Как же может он принять этот натиск и суету Петербурга, где жизнь его «дос
    тает!» Глава «Сон Обломова» отделяет визитеров от прихода Штоль
    ца. Удастся ли ему одолеть власть Обломовки над другом?
    Обломов по сути своей натуры и мировоззрению — идеалист,
    живущий своей так и не реализовавшейся мечтой об утраченных гармонии и покое. Гончаров, размышляя о своем романном герое,
    так прямо и определял его: «С той самой минуты, когда начал пи
    сать... у меня был артистический идеал: это изображение честной,
    доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каж
    дом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждаю
    щегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, т.е. всеобщей человеческой натуры».
    Обломов не поддался энергии и сердечному участию в его судь
    бе друга детства Андрея Штольца. Даже любовь к удивительной Оль
    ге Ильинской только на время выводит его из спячки. Он сбежит от них, обретя покой в доме вдовы Пшеницыной на Васильевском ост
    рове. Для него этот дом станет своего рода Обломовкой. Только не будет в этой Обломовке поэзии детства и природы и совсем исчез
    нет из его жизни ожидание чуда. Как это было с обитателями Обло
    мовки его детства, незаметно для Ильи Ильича наступить смерть —
    его сон перейдет в вечный сон.
    Образ Обломова в романе является выражением уходящего ста
    рого патриархальнородового уклада. Он привел его к бездействию и апатии, но он же сделал его благородным, мягким, добрым. Обло
    мов — мечтатель, неспособный обратить силы души, ум, чувства на достижение практических целей. Гончаров, создав образ Штольца,
    показал, что в России появляется новый тип личности, человек, сво
    бодный от идеализма и мечтательности. Человек дела, расчета, Ан
    дрей Штольц хорошо знает свои цели. Еще в юности он четко опре

    8 8
    делил свою главную жизненную задачу — добиться успеха, прочно стоять на ногах. Практическая цель заменила ему идеал. Он без со
    мнений и душевных бурь шёл к ее достижению и добился своего.
    Видимо, такие практические деятели, по Гончарову, должны пред
    ставлять новую Россию, ее будущее. Но в романе только рядом с
    Обломовым Штольц интересен почеловечески. В своей деятельно
    сти, данной, правда, лишь вскользь, Штольц однопланов и скучен. Их брак с Ольгой как будто вполне счастливый, однако умный Штольц видит, что Ольгу чтото тревожит и томит. Ольга, в отличие от мужа,
    не может променять «мятежные вопросы» бытия на прочное благо
    получное существование. Что же показал в Штольце Гончаров?
    Принципиальную ущербность, духовную бескрылость буржуазно
    го человека, а значит, и неспособность его стать подлинным героем времени, надеждой России? Или таким образом выражена авторская симпатия к герою старой России — Обломову (при том, что все отри
    цательные черты его натуры и поведения нисколько не смягчают
    ся?) Трудно дать однозначный и определенный ответ на эти вопро
    сы. Скорее в этих героях романа проявились объективные противо
    речия русской действительности того времени. Правда, реальный буржуазный делец России в большей мере был похож на пройдох
    Тарантьева и Мухоярова, чем на умного и благородного Штольца.
    Настоящим открытием Гончарова было создание нового женского типа в романе. Ольга Ильинская отличается от всех предшествующих женских персонажей в русской литературе. Она — натура деятельная, а не созерцательная и живет не только миром чувств, но ищет конкретно
    го дела. Ее любовь к Обломову родилась из желания возродить, спасти опустившегося человека. Ольга отличается «красотой и естественной свободой взгляда, слова, поступка». Полюбив Обломова, она надеется излечить его от апатии, но, осознав безнадежность заболевания, расста
    ется с ним. При всей любви к Ольге Обломов боится силы ее чувства,
    видит в любви «не покой» и готов к бегству. Весенний роман Обломова и
    Ольги Ильинской написан с такой поэтической силой, что образ Ольги оказывается необычайно привлекательным и заключает в себе типиче
    ские черты нового женского характера.
    Гончаров — художникреалист. «Органическое» движение бытовой жизни интересует его гораздо больше, чем бурные страсти и политиче
    ские события. В романе воссоздается повседневная жизнь людей. Пи
    сатель уделяет большое внимание предыстории центральных героев,
    повествуя об их семейнобытовом воспитании. Истоки характеров за
    ключаются именно в нем. В создании характеров он всегда шел к рас
    крытию внутреннего содержания через внешние детали, портрет. На

    8 9
    пример, важную роль в создании образа Пшеницыной играет портрет
    ная деталь — «голые локти», В основном, портретные и предметные детали указывают на тот социальный уклад, в котором герой сформи
    ровался и черты которого несет в себе. Выразительны в этом отноше
    нии «маленькая перчатка» Ольги, забытая у Обломова; «обломовский халат». Детали портрета и предметный мир носят у Гончарова не столь
    ко психологический, сколько эпический характер.
    В романе «Обломов» проявилось мастерство индивидуализации речи персонажей. Выразительны диалоги. Роман Гончарова «Об
    ломов» до сих пор привлекает читателей и исследователей, рождая новые трактовки образов персонажей и авторской позиции.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта